ОП.05 Экономика организации_КОС

Приложение
к ППКРС по профессии 09.01.03
Мастер по обработке цифровой информации

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Сухоложский многопрофильный техникум»

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

ЦМК по ???????

Зам. директора по УМР

Протокол № от «___» ___________2022г.

___________ И.А. Григорян

Председатель ЦМК_______О.Б.Соколова

«

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 05 «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»

Сухой лог
2022

»

_2022 год

Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»

Разработчик: Потапенко Светлана Александровна , преподаватель.

СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ ОЦЕНОЧНОГО СРЕДСТВА

4

РУКОВОДСТВО ПО ОЦЕНКЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

6

РУКОВОДСТВО ПО ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

8

ПРИЛОЖЕНИЯ
карта мониторинга контроля и оценки результатов освоения дисциплины, перечень
экзаменационных вопросов, варианты экономических ситуаций (задач), оценочные
ведомости, эталоны ответов.

ПАСПОРТ ОЦЕНОЧНОГО СРЕДСТВА
1.
2.
3.

Форма промежуточной аттестации: дифференцированный зачет
Цели аттестации: оценить результаты освоения УД Основы экономики
Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке
уметь:
воспринимать изменения в условиях производства, рыночной экономики и
предпринимательства;
находить и использовать необходимую экономическую информацию;
знать:
основы экономики, подходы к анализу экономической ситуации в стране и за рубежом,
денежно-кредитную и налоговую политику;
механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных
условиях;
законодательство по охране авторских правобладать общими компетенциями,
включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения,
определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку
и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей).

4.
Форма проведения дифф. зачета: выполнение контрольной работы
5.
Методика оценивания: По оценочной ведомости освоенных знаний (умений,
компетенций), Сопоставление с эталоном ответов решение расчетной задачи
6.
Требования к процедуре аттестации
Помещение: кабинет Экономики
Оборудование: столы, стулья
Инструменты: калькуляторы
Норма времени: на выполнение контрольной работы – 90 мин.
4.
Требования к кадровому обеспечению аттестации
Оценщики (эксперты): преподаватель специальных дисциплин,
Оценочные материалы: бланки с вариантами контрольной работы, оценочные ведомости, эталон
выполнения, итоговая ведомость.

РУКОВОДСТВО ПО ОЦЕНКЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Оценка результатов освоения дисциплины «Основы экономики» проводится в ходе
демонстрации обучающимся знаний, умений, компетенций в процессе выполнения Отчета по
контрольным точкам текущей аттестации
Для прохождения промежуточной аттестации в форме дифф.зачета обучающийся должен:
1. ответить на вопросы теоретической части контрольной работы- 5 заданий;
2. решить 5 задач на различные темы дисциплины.
Оценочная ведомость
0 баллов – признак не проявлен,
Диф. зачет

Проявление признака

1.Теоретическая Дает определение понятию, явлению, процессу…
часть – 5
Перечисляет (указывает, называет) функции, признаки,
заданий
характеристики и т.д.
Раскрывает понятие с применением профессиональных
терминов
Объясняет различия, обобщает, сравнивает, дает оценку,
приводит примеры, делает выводы…
2.
Правильно подбирает методику (формулу) решения
Практическая
задачи
часть – 5
Производит расчет по принятой методике и получает
расчетных
верный ответ
заданий1
Анализирует и делает вывод
Максимальное количество баллов
1 балл - признак проявлен частично,
2 балла – признак проявлен в полном объеме

Оценка в баллах
0-1-2
0-1-2
0-1-2
0-1-2
0-1-2
0-1-2
90

Оценка результатов экзамена производится в соответствии с универсальной шкалой:
Качественная оценка индивидуальных
Процент результативности
Кол-во
образовательных достижений
(правильных ответов)
баллов
балл (отметка)
вербальный аналог
90 ÷ 100
90-80
5
отлично
80 ÷ 89
79-70
4
хорошо
70 ÷ 79
69-60
3
удовлетворительно
менее 70
0-59
2
не удовлетворительно

Оценивание ответа по экзаменационному билету
Первый вариант контрольной работы выполняют обучающиеся с нечетными номерами по
списку группы, второй вариант контрольной работы – обучающиеся с четными номерами по
списку группы.
Оценивание осуществляется по оценочной ведомости путем сопоставлением с эталоном
ответов.
1

Набранные баллы за каждую задачу удваиваются

Преподаватель оценивает правильность ответов и выполнения задания, отмечая в листе
оценки признаки проявленных обучающимся знаний, умений, компетенций при ответе на вопросы
теоретической части контрольной работы- 5 заданий.
Правильность выполнения практического задания (5 экономических ситуаций в виде
расчетных задач) контрольной работы устанавливается путем сравнения с эталоном решения
(ПРИЛОЖЕНИЕ), с последующим переводом результата в балльную систему.
Контрольно-оценочные средства
Количество вариантов контрольной работы – 2.
Каждый вариантов контрольной работы содержит 5 теоретических вопросов и 5 расчетных
заданий.
Время на выполнение – 90 минут.
Критерии оценки: каждый из пяти теоретических вопросов оценивается максимально в 6
балла, правильно решенная задача также в 6 баллов, которые удваиваются. Сумма баллов
формирует итоговую оценку (макс. – 90 баллов), которая в соответствие с универсальной шкалой
переводится в вербальный аналог.

РУКОВОДСТВО ПО ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Уважаемые студенты!
Формой промежуточной аттестации по дисциплине «Основы экономики» является
дифференцированный зачет. Условием допуска к промежуточной аттестации является успешное
(оценки 3, 4, 5) выполнение всех контрольных точек текущего контроля (ПРИЛОЖЕНИЕ).
Итоговая оценка по дисциплине за семестр определяется оценкой за дифференцированный зачет.
Состав промежуточной аттестации
В рамках дифференцированный зачет Вам необходимо выполнить задания контрольной
работы:
1. ответить на вопросы теоретической части контрольной работы- 5 заданий;
2. решить 5 задач на различные темы дисциплины.
Диф. зачет

Проявление признака

1.Теоретическая Дает определение понятию, явлению, процессу…
часть – 5
Перечисляет (указывает, называет) функции, признаки,
заданий
характеристики и т.д.
Раскрывает понятие с применением профессиональных
терминов
Объясняет различия, обобщает, сравнивает, дает оценку,
приводит примеры, делает выводы…
2.
Правильно подбирает методику (формулу) решения
Практическая
задачи
часть – 5
Производит расчет по принятой методике и получает
расчетных
верный ответ
2
заданий
Анализирует и делает вывод
Максимальное количество баллов

Оценка в баллах
0-1-2
0-1-2
0-1-2
0-1-2
0-1-2
0-1-2
90

Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке на дифференцированном
зачете:
уметь:
воспринимать изменения в условиях производства, рыночной экономики и
предпринимательства;
находить и использовать необходимую экономическую информацию;
знать:
основы экономики, подходы к анализу экономической ситуации в стране и за рубежом,
денежно-кредитную и налоговую политику;
механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных
условиях;
законодательство по охране авторских правобладать общими компетенциями,
включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения,
определенных руководителем.

2

Набранные баллы за каждую задачу удваиваются

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку
и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей).
.
Контрольно-оценочные средства
Количество вариантов контрольной работы – 2.
Каждый вариантов контрольной работы содержит 5 теоретических вопросов и 5 расчетных
заданий.
Время на выполнение – 90 минут.
Критерии оценки: каждый из пяти теоретических вопросов оценивается максимально в 6
балла, правильно решенная задача также в 6 баллов, которые удваиваются. Сумма баллов
формирует итоговую оценку (макс. – 90 баллов), которая в соответствие с универсальной шкалой
переводится в вербальный аналог.
Оценка результатов экзамена производится в соответствии с универсальной шкалой:
Качественная оценка индивидуальных
Процент результативности
Кол-во
образовательных достижений
(правильных ответов)
баллов
балл (отметка)
вербальный аналог
90 ÷ 100
90-80
5
отлично
80 ÷ 89
79-70
4
хорошо
70 ÷ 79
69-60
3
удовлетворительно
менее 70
0-59
2
не удовлетворительно
Темы для подготовки к дифференцированному зачету:
Тема 1.1 Организация деятельности хозяйствующих субъектов в рыночной экономике.
Тема 2.2 Материальные ресурсы организации. Основные средства.
Тема 2.3 Материальные ресурсы организации. Оборотные средства.
Тема 2.6 Трудовые ресурсы организации. Оплата труда.
Тема 3.1 Себестоимость и цена продукции
Тема 3.2 Финансовые результаты деятельности организации.
Во время процедуры дифф. зачета используются следующие средства:
Оборудование: столы, стулья в кабинете Экономика
Инструменты: калькуляторы
Расходные материалы: листы бумаги и черновики для расчетов
Справочные материалы: не требуются
Список рекомендуемых источников для подготовки к дифф. зачету
1. Гражданский кодекс Российской Федерации : части первая, вторая, третья, четвертая. По
состоянию на 1 июня 2010г. Комментарий последних изменений – М.: Юрайт, 2010.- 572с.

2. Трудовой Кодекс Российской Федерации. Профессиональные комментарии и разъяснения
к сложным ситуациям: 2-е изд., перераб. и доп./ под общ. рез. Л.В. Щур- Труханович.- М.: Дело и
сервис, 2010 - 784с.
3. Скляренко В.К. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах): Учебное
пособие./под. ред.проф. В.К. Скляренко, В.М. Прездникова. М.: ИНФРА, 2007. – 234с.
4. Экономика предприятия: Учебник для вузов.2-е изд.., переработанное и дополненное. /
Под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгалтер. - Спб.: Питер, 2010.- 464с.
5. Экономика предприятия: Учебник для вузов.5-е изд. / под ред. акад. В.М Семенова.- С.Пб.: Питер, 2010.- 416с.
Дополнительные источники:
1. Висюлин Ф.П., Михневич Л.М. Обеспечение материальными ресурсами и коммерческая
деятельность предприятий./ Ф.П.Висилютин – Минск: Высшая школа, 2006.- 324с.
2. Киперман Г.Я., Сурганов В.С. Популярный экономический словарь./ Г.Я.Киперман – М.:
Экономика, 2008. - 256 с.
3. Рыночная экономика. Словарь / Под общей ред. Г.Я. Кипермана. – М.: Республика, 2008.528 с.
4. Современная экономика. Общедоступный учебный курс / Под ред. проф. О.В. Мамедова.
– Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 608 с.
5. Примеры задач среднего и высокого уровня сложности. Форма доступа:
http://www.iloveeconomics.ru
6. Рекомендации по экономике для студентов колледжей. Форма доступа:
http://college.odoportal.ru/list/recomendations-ok/links/link-ok-economica.htm
7. Справочно-поисковые
системы
(http://www.rusarchives.ru/,
http://www.vniidad.ru,
http://www.consultant.ru, http://www.garant.ru/, http://kodeks.ru/).
8. Учебные
материалы
по
экономике
для
студентов.
Форма
доступа:
http://www.alleng.ru/edu/econom2.htm
9. Электронный путеводитель по экономике. Форма доступа: http://clck.yandex.ru/redir/Aiut

ПРИЛОЖЕНИЕ А
Вариант – 1 (выполняют нечетные номера согласно списка группы)
Задание 1
При увеличении денежного дохода людей покупательский спрос (а стало быть,
потребности) на разные товары меняется неодинаково. Как при увеличении денежных доходов
меняется величина спроса на:
а) высококачественные товары длительного пользования (мебель, автомобили, телевизоры
и т.д.);
б) продовольственные продукты и
в) промышленные изделия, входящие в обычные наборы потребителя (одежда, обувь и др.)?
Покупка каких видов благ возрастет относительно быстрее? Ответ поясните.
Задание 2
Приведите классификацию типов и видов собственности. Перечислите формы общей
долевой и формы общей совместной собственности и опишите различия между ними.
Задание 3
Заполните таблицу «Кругооборот доходов в национальном хозяйстве»
К домашним хозяйствам

К предприятиям

К государству

От домашних хозяйств
От предприятий
От государства
Задание 4
Проведите сравнительный анализ золотых денег и современных денежных средств,
заполните таблицу
Признаки
Золотые деньги
Современные денежные
средства
1. Наличие у денег внутренней
стоимости
2. Эквивалентность денег
товарам
3. Функции денег
4. Степень ликвидности денег
(способности обмениваться на
товары)
Задание 5
Дайте определение и приведите доводы «за» конкуренцию и «против» неё.
Задание 6
Решить задачи.
1. Предприятие затратило на изготовле6ние продукции различного сырья, материалов,
топлива и энергии на сумму 200 млн. руб. в год. При этом был применен оборотный
капитал в размере 50 млн. руб. Подсчитайте, какой величиной оборотного капитала можно
было бы обойтись, если ускорить его движение на 2 оборота в год.

2. Амортизация основного капитала равна 120 тыс. руб. в год, оборотный капитал составляет
480 тыс. руб. Прибыль составляет 100 тыс. руб. Каковы будут величины себестоимости и
стоимости готовой продукции?

3. Требуется рассчитать месячный заработок дежурного слесаря 5-го разряда, труд которого
оплачивается по повременно-премиальной системе. За месяц рабочий отработал 23
рабочих дня, тарифная ставка оплаты труда за рабочую смену – 251,8 руб. простои
оборудования в цехе удалось снизить против нормы на 10%. За каждый процент снижения
простоев машин выплачивается премия в размере 2,5% тарифной ставки.
4. Сравните результаты работы двух родственных предприятий (см. табл.)
№ пп

Авансированный
капитал, млн. руб.

Выпуск продукции, тыс.т

Себестоимость ед-цы
продукции, руб. за 1т

Цена ед-цы
продукции,
руб. за 1т

№1

15

150

150

170

№2

12

120

145

170

Подсчитайте норму прибыли на каждом предприятии и определите, где норма прибыли
выше.
5. Предположим, что акция номинальной стоимостью 300 долл. Ежегодно приносит
дивиденд в размере 15 долл., а ставка ссудного процента равна 3%. Подсчитайте, каким при
нормальных условиях будет курс акции.

Вариант – 2 (выполняют четные номера согласно списка группы)
Задание 1
Дополните неоконченные предложения и поясните дополнения.
а) «Пучок» прав собственности – это…
б) Собственностью людей могут быть:
в) Носителями права собственности являются:
г) Преступлениями против собственности являются:
Задание 2
Проведите сравнительный анализ разных форм собственности, заполните таблицу
Формы
Единоличное предприятие

Преимущества

Недостатки

Акционерное общество
Государственное предприятие
Задание 3
Проведите анализ натурального и товарного производств, заполните таблицу
Показатели
Натуральное производство
Товарное производство
1. Замкнутое или открытое
хозяйство
2. Развито или неразвито
разделение труда
3. Прямая или косвенная связь
производства с потреблением
продуктов
Задание 4
Опишите как подсчитать изменение уровня потребительских цен в условиях инфляции.
Объяснить понятия «потребительская корзина», «индекс цен».
Задание 5
Дайте определение и приведите доводы «за» монополию и «против» неё (преимущества и
недостатки).

Задание 6
Решить задачи.
1. Основной капитал фирмы составляет 80 тыс. руб., время его воспроизводства – 10 лет.
Оборотный капитал равен 20 тыс. руб., в год он оборачивается 5 раз. Определите, сколько
капитала обернется за год.
2. Первоначальная стоимость станка равна 250 тыс. руб., норма амортизации – 10%.
Подсчитайте, на сколько лет работы рассчитан станок, а также величину износа за 4 года.

3. Прессовщик изделий 4-го разряда за месяц изготовил 5000 изделий. Норма выработки за 8часовую рабочую смену – 200 изделий. Тарифная ставка 1-го разряда 50,3 руб./час,
тарифный коэффициент 1,36. В связи с техническим обновлением производства старый
пресс был заменен на новый с программным управлением и более высокой
производительностью. Прессовщик повысил квалификацию до 6-го разряда. Тарифный
коэффициент повысился до 1,8. Норма выработки установлена 300 изделий в смену.
Рабочий фактически выработал за месяц 7500 изделий. Определите: месячную заработную
плату рабочего при труде на старом оборудовании; месячную зарплату при работе на
новом прессе; влияние повышения квалификации на заработок.
4. При неизменном рентном доходе цены на землю могут возрастать, когда снижается ставка
процента. Если, допустим, банк уплачивает вкладчикам 5% годовых, то участок,

приносящий ренту в размере 14000 долл. В год, будет продаваться за 2800 долл.
(14000*100% / 5%). Подсчитайте, как изменится цена участка, если норма банковского
процента понизится до 2%.
5. Определите стоимость промежуточного продукта и новой (добавленной) стоимости (см.
табл.).
Стадия производства конечного
продукта
1. Пшеница

4

Стоимость
промежуточного
продукта
?

2. Мука

6

?

?

3. Испеченный хлеб
Хлеб, доставленный
покупки
Итого

12
20

?
?

?
?

42

?

?

к

Выручка от
продажи

месту

Новая
стоимость
?

ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Карта мониторинга контроля и оценки результатов освоения
дисциплины ОП 05 ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ
Результаты освоения дисциплины

Где осуществляется контроль результатов
Контрольные точки текущей
Промежуаттестации
точная аттестация
1

знать:
- принципы и методы управления
основными и оборотными средствами;
- состав материальных, трудовых и
финансовых ресурсов организации,
показатели их эффективного использования;
- формы оплаты труда;
- механизмы ценообразования;
-основные технико-экономические
показатели деятельности организации и
методику их расчёта;
уметь:
- определять состав материальных,
трудовых и финансовых ресурсов
организации;
-рассчитывать по принятой методике
основные технико-экономические
показатели деятельности организации;

2

3

*

*

*

*

7

8

Дифф.
зачет

4

5

6

*

*

*

*

*

*

*
*

*

*

*

*
*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Оценочная ведомость результатов освоения ОП 05 ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ
Диф. зачет

Проявление признака

1.Теоретическая Дает определение понятию, явлению, процессу…
часть – 5
Перечисляет (указывает, называет) функции, признаки,
заданий
характеристики и т.д.
Раскрывает понятие с применением профессиональных
терминов
Объясняет различия, обобщает, сравнивает, дает оценку,
приводит примеры, делает выводы…
2.
Правильно подбирает методику (формулу) решения
Практическая
задачи
часть – 5
Производит расчет по принятой методике и получает
расчетных
верный ответ
заданий3
Анализирует и делает вывод
Максимальное количество баллов
0 баллов – признак не проявлен,
1 балл - признак проявлен частично,
2 балла – признак проявлен в полном объеме

3

Набранные баллы за за каждую задачу удваиваются

Оценка в баллах
0-1-2
0-1-2
0-1-2
0-1-2
0-1-2
0-1-2
90

ПРИЛОЖЕНИЕ В
Лист оценки результатов освоения учебной дисциплины ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ
№

ФИО
КТ
№1

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

КТ
№2

Результаты освоения дисциплины (баллы) ОЦЕНКА
Знать
Уметь
КТ
КТ
КТ
КТ
КТ
Определять
Рассчиты№3
№4
№5
№6
№7
состав ресурсов
вать ТЭП

ОК1ОК5
КТ №8

Общее
кол-во
баллов

%
освоен
ия

Оценка

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».