Приложение к ППКРС по профессии 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум» РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ ЦМК по ??????? Зам. директора по УМР Протокол № от «___» ___________2022г. ___________ И.А. Григорян Председатель ЦМК_______О.Б.Соколова « ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 05 «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ» Сухой лог 2022 » _2022 год Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» Разработчик: Потапенко Светлана Александровна , преподаватель. СОДЕРЖАНИЕ ПАСПОРТ ОЦЕНОЧНОГО СРЕДСТВА 4 РУКОВОДСТВО ПО ОЦЕНКЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ 6 РУКОВОДСТВО ПО ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 ПРИЛОЖЕНИЯ карта мониторинга контроля и оценки результатов освоения дисциплины, перечень экзаменационных вопросов, варианты экономических ситуаций (задач), оценочные ведомости, эталоны ответов. ПАСПОРТ ОЦЕНОЧНОГО СРЕДСТВА 1. 2. 3. Форма промежуточной аттестации: дифференцированный зачет Цели аттестации: оценить результаты освоения УД Основы экономики Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке уметь: воспринимать изменения в условиях производства, рыночной экономики и предпринимательства; находить и использовать необходимую экономическую информацию; знать: основы экономики, подходы к анализу экономической ситуации в стране и за рубежом, денежно-кредитную и налоговую политику; механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях; законодательство по охране авторских правобладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 7. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). 4. Форма проведения дифф. зачета: выполнение контрольной работы 5. Методика оценивания: По оценочной ведомости освоенных знаний (умений, компетенций), Сопоставление с эталоном ответов решение расчетной задачи 6. Требования к процедуре аттестации Помещение: кабинет Экономики Оборудование: столы, стулья Инструменты: калькуляторы Норма времени: на выполнение контрольной работы – 90 мин. 4. Требования к кадровому обеспечению аттестации Оценщики (эксперты): преподаватель специальных дисциплин, Оценочные материалы: бланки с вариантами контрольной работы, оценочные ведомости, эталон выполнения, итоговая ведомость. РУКОВОДСТВО ПО ОЦЕНКЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Оценка результатов освоения дисциплины «Основы экономики» проводится в ходе демонстрации обучающимся знаний, умений, компетенций в процессе выполнения Отчета по контрольным точкам текущей аттестации Для прохождения промежуточной аттестации в форме дифф.зачета обучающийся должен: 1. ответить на вопросы теоретической части контрольной работы- 5 заданий; 2. решить 5 задач на различные темы дисциплины. Оценочная ведомость 0 баллов – признак не проявлен, Диф. зачет Проявление признака 1.Теоретическая Дает определение понятию, явлению, процессу… часть – 5 Перечисляет (указывает, называет) функции, признаки, заданий характеристики и т.д. Раскрывает понятие с применением профессиональных терминов Объясняет различия, обобщает, сравнивает, дает оценку, приводит примеры, делает выводы… 2. Правильно подбирает методику (формулу) решения Практическая задачи часть – 5 Производит расчет по принятой методике и получает расчетных верный ответ заданий1 Анализирует и делает вывод Максимальное количество баллов 1 балл - признак проявлен частично, 2 балла – признак проявлен в полном объеме Оценка в баллах 0-1-2 0-1-2 0-1-2 0-1-2 0-1-2 0-1-2 90 Оценка результатов экзамена производится в соответствии с универсальной шкалой: Качественная оценка индивидуальных Процент результативности Кол-во образовательных достижений (правильных ответов) баллов балл (отметка) вербальный аналог 90 ÷ 100 90-80 5 отлично 80 ÷ 89 79-70 4 хорошо 70 ÷ 79 69-60 3 удовлетворительно менее 70 0-59 2 не удовлетворительно Оценивание ответа по экзаменационному билету Первый вариант контрольной работы выполняют обучающиеся с нечетными номерами по списку группы, второй вариант контрольной работы – обучающиеся с четными номерами по списку группы. Оценивание осуществляется по оценочной ведомости путем сопоставлением с эталоном ответов. 1 Набранные баллы за каждую задачу удваиваются Преподаватель оценивает правильность ответов и выполнения задания, отмечая в листе оценки признаки проявленных обучающимся знаний, умений, компетенций при ответе на вопросы теоретической части контрольной работы- 5 заданий. Правильность выполнения практического задания (5 экономических ситуаций в виде расчетных задач) контрольной работы устанавливается путем сравнения с эталоном решения (ПРИЛОЖЕНИЕ), с последующим переводом результата в балльную систему. Контрольно-оценочные средства Количество вариантов контрольной работы – 2. Каждый вариантов контрольной работы содержит 5 теоретических вопросов и 5 расчетных заданий. Время на выполнение – 90 минут. Критерии оценки: каждый из пяти теоретических вопросов оценивается максимально в 6 балла, правильно решенная задача также в 6 баллов, которые удваиваются. Сумма баллов формирует итоговую оценку (макс. – 90 баллов), которая в соответствие с универсальной шкалой переводится в вербальный аналог. РУКОВОДСТВО ПО ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Уважаемые студенты! Формой промежуточной аттестации по дисциплине «Основы экономики» является дифференцированный зачет. Условием допуска к промежуточной аттестации является успешное (оценки 3, 4, 5) выполнение всех контрольных точек текущего контроля (ПРИЛОЖЕНИЕ). Итоговая оценка по дисциплине за семестр определяется оценкой за дифференцированный зачет. Состав промежуточной аттестации В рамках дифференцированный зачет Вам необходимо выполнить задания контрольной работы: 1. ответить на вопросы теоретической части контрольной работы- 5 заданий; 2. решить 5 задач на различные темы дисциплины. Диф. зачет Проявление признака 1.Теоретическая Дает определение понятию, явлению, процессу… часть – 5 Перечисляет (указывает, называет) функции, признаки, заданий характеристики и т.д. Раскрывает понятие с применением профессиональных терминов Объясняет различия, обобщает, сравнивает, дает оценку, приводит примеры, делает выводы… 2. Правильно подбирает методику (формулу) решения Практическая задачи часть – 5 Производит расчет по принятой методике и получает расчетных верный ответ 2 заданий Анализирует и делает вывод Максимальное количество баллов Оценка в баллах 0-1-2 0-1-2 0-1-2 0-1-2 0-1-2 0-1-2 90 Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке на дифференцированном зачете: уметь: воспринимать изменения в условиях производства, рыночной экономики и предпринимательства; находить и использовать необходимую экономическую информацию; знать: основы экономики, подходы к анализу экономической ситуации в стране и за рубежом, денежно-кредитную и налоговую политику; механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях; законодательство по охране авторских правобладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. 2 Набранные баллы за каждую задачу удваиваются ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 7. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). . Контрольно-оценочные средства Количество вариантов контрольной работы – 2. Каждый вариантов контрольной работы содержит 5 теоретических вопросов и 5 расчетных заданий. Время на выполнение – 90 минут. Критерии оценки: каждый из пяти теоретических вопросов оценивается максимально в 6 балла, правильно решенная задача также в 6 баллов, которые удваиваются. Сумма баллов формирует итоговую оценку (макс. – 90 баллов), которая в соответствие с универсальной шкалой переводится в вербальный аналог. Оценка результатов экзамена производится в соответствии с универсальной шкалой: Качественная оценка индивидуальных Процент результативности Кол-во образовательных достижений (правильных ответов) баллов балл (отметка) вербальный аналог 90 ÷ 100 90-80 5 отлично 80 ÷ 89 79-70 4 хорошо 70 ÷ 79 69-60 3 удовлетворительно менее 70 0-59 2 не удовлетворительно Темы для подготовки к дифференцированному зачету: Тема 1.1 Организация деятельности хозяйствующих субъектов в рыночной экономике. Тема 2.2 Материальные ресурсы организации. Основные средства. Тема 2.3 Материальные ресурсы организации. Оборотные средства. Тема 2.6 Трудовые ресурсы организации. Оплата труда. Тема 3.1 Себестоимость и цена продукции Тема 3.2 Финансовые результаты деятельности организации. Во время процедуры дифф. зачета используются следующие средства: Оборудование: столы, стулья в кабинете Экономика Инструменты: калькуляторы Расходные материалы: листы бумаги и черновики для расчетов Справочные материалы: не требуются Список рекомендуемых источников для подготовки к дифф. зачету 1. Гражданский кодекс Российской Федерации : части первая, вторая, третья, четвертая. По состоянию на 1 июня 2010г. Комментарий последних изменений – М.: Юрайт, 2010.- 572с. 2. Трудовой Кодекс Российской Федерации. Профессиональные комментарии и разъяснения к сложным ситуациям: 2-е изд., перераб. и доп./ под общ. рез. Л.В. Щур- Труханович.- М.: Дело и сервис, 2010 - 784с. 3. Скляренко В.К. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах): Учебное пособие./под. ред.проф. В.К. Скляренко, В.М. Прездникова. М.: ИНФРА, 2007. – 234с. 4. Экономика предприятия: Учебник для вузов.2-е изд.., переработанное и дополненное. / Под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгалтер. - Спб.: Питер, 2010.- 464с. 5. Экономика предприятия: Учебник для вузов.5-е изд. / под ред. акад. В.М Семенова.- С.Пб.: Питер, 2010.- 416с. Дополнительные источники: 1. Висюлин Ф.П., Михневич Л.М. Обеспечение материальными ресурсами и коммерческая деятельность предприятий./ Ф.П.Висилютин – Минск: Высшая школа, 2006.- 324с. 2. Киперман Г.Я., Сурганов В.С. Популярный экономический словарь./ Г.Я.Киперман – М.: Экономика, 2008. - 256 с. 3. Рыночная экономика. Словарь / Под общей ред. Г.Я. Кипермана. – М.: Республика, 2008.528 с. 4. Современная экономика. Общедоступный учебный курс / Под ред. проф. О.В. Мамедова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 608 с. 5. Примеры задач среднего и высокого уровня сложности. Форма доступа: http://www.iloveeconomics.ru 6. Рекомендации по экономике для студентов колледжей. Форма доступа: http://college.odoportal.ru/list/recomendations-ok/links/link-ok-economica.htm 7. Справочно-поисковые системы (http://www.rusarchives.ru/, http://www.vniidad.ru, http://www.consultant.ru, http://www.garant.ru/, http://kodeks.ru/). 8. Учебные материалы по экономике для студентов. Форма доступа: http://www.alleng.ru/edu/econom2.htm 9. Электронный путеводитель по экономике. Форма доступа: http://clck.yandex.ru/redir/Aiut ПРИЛОЖЕНИЕ А Вариант – 1 (выполняют нечетные номера согласно списка группы) Задание 1 При увеличении денежного дохода людей покупательский спрос (а стало быть, потребности) на разные товары меняется неодинаково. Как при увеличении денежных доходов меняется величина спроса на: а) высококачественные товары длительного пользования (мебель, автомобили, телевизоры и т.д.); б) продовольственные продукты и в) промышленные изделия, входящие в обычные наборы потребителя (одежда, обувь и др.)? Покупка каких видов благ возрастет относительно быстрее? Ответ поясните. Задание 2 Приведите классификацию типов и видов собственности. Перечислите формы общей долевой и формы общей совместной собственности и опишите различия между ними. Задание 3 Заполните таблицу «Кругооборот доходов в национальном хозяйстве» К домашним хозяйствам К предприятиям К государству От домашних хозяйств От предприятий От государства Задание 4 Проведите сравнительный анализ золотых денег и современных денежных средств, заполните таблицу Признаки Золотые деньги Современные денежные средства 1. Наличие у денег внутренней стоимости 2. Эквивалентность денег товарам 3. Функции денег 4. Степень ликвидности денег (способности обмениваться на товары) Задание 5 Дайте определение и приведите доводы «за» конкуренцию и «против» неё. Задание 6 Решить задачи. 1. Предприятие затратило на изготовле6ние продукции различного сырья, материалов, топлива и энергии на сумму 200 млн. руб. в год. При этом был применен оборотный капитал в размере 50 млн. руб. Подсчитайте, какой величиной оборотного капитала можно было бы обойтись, если ускорить его движение на 2 оборота в год. 2. Амортизация основного капитала равна 120 тыс. руб. в год, оборотный капитал составляет 480 тыс. руб. Прибыль составляет 100 тыс. руб. Каковы будут величины себестоимости и стоимости готовой продукции? 3. Требуется рассчитать месячный заработок дежурного слесаря 5-го разряда, труд которого оплачивается по повременно-премиальной системе. За месяц рабочий отработал 23 рабочих дня, тарифная ставка оплаты труда за рабочую смену – 251,8 руб. простои оборудования в цехе удалось снизить против нормы на 10%. За каждый процент снижения простоев машин выплачивается премия в размере 2,5% тарифной ставки. 4. Сравните результаты работы двух родственных предприятий (см. табл.) № пп Авансированный капитал, млн. руб. Выпуск продукции, тыс.т Себестоимость ед-цы продукции, руб. за 1т Цена ед-цы продукции, руб. за 1т №1 15 150 150 170 №2 12 120 145 170 Подсчитайте норму прибыли на каждом предприятии и определите, где норма прибыли выше. 5. Предположим, что акция номинальной стоимостью 300 долл. Ежегодно приносит дивиденд в размере 15 долл., а ставка ссудного процента равна 3%. Подсчитайте, каким при нормальных условиях будет курс акции. Вариант – 2 (выполняют четные номера согласно списка группы) Задание 1 Дополните неоконченные предложения и поясните дополнения. а) «Пучок» прав собственности – это… б) Собственностью людей могут быть: в) Носителями права собственности являются: г) Преступлениями против собственности являются: Задание 2 Проведите сравнительный анализ разных форм собственности, заполните таблицу Формы Единоличное предприятие Преимущества Недостатки Акционерное общество Государственное предприятие Задание 3 Проведите анализ натурального и товарного производств, заполните таблицу Показатели Натуральное производство Товарное производство 1. Замкнутое или открытое хозяйство 2. Развито или неразвито разделение труда 3. Прямая или косвенная связь производства с потреблением продуктов Задание 4 Опишите как подсчитать изменение уровня потребительских цен в условиях инфляции. Объяснить понятия «потребительская корзина», «индекс цен». Задание 5 Дайте определение и приведите доводы «за» монополию и «против» неё (преимущества и недостатки). Задание 6 Решить задачи. 1. Основной капитал фирмы составляет 80 тыс. руб., время его воспроизводства – 10 лет. Оборотный капитал равен 20 тыс. руб., в год он оборачивается 5 раз. Определите, сколько капитала обернется за год. 2. Первоначальная стоимость станка равна 250 тыс. руб., норма амортизации – 10%. Подсчитайте, на сколько лет работы рассчитан станок, а также величину износа за 4 года. 3. Прессовщик изделий 4-го разряда за месяц изготовил 5000 изделий. Норма выработки за 8часовую рабочую смену – 200 изделий. Тарифная ставка 1-го разряда 50,3 руб./час, тарифный коэффициент 1,36. В связи с техническим обновлением производства старый пресс был заменен на новый с программным управлением и более высокой производительностью. Прессовщик повысил квалификацию до 6-го разряда. Тарифный коэффициент повысился до 1,8. Норма выработки установлена 300 изделий в смену. Рабочий фактически выработал за месяц 7500 изделий. Определите: месячную заработную плату рабочего при труде на старом оборудовании; месячную зарплату при работе на новом прессе; влияние повышения квалификации на заработок. 4. При неизменном рентном доходе цены на землю могут возрастать, когда снижается ставка процента. Если, допустим, банк уплачивает вкладчикам 5% годовых, то участок, приносящий ренту в размере 14000 долл. В год, будет продаваться за 2800 долл. (14000*100% / 5%). Подсчитайте, как изменится цена участка, если норма банковского процента понизится до 2%. 5. Определите стоимость промежуточного продукта и новой (добавленной) стоимости (см. табл.). Стадия производства конечного продукта 1. Пшеница 4 Стоимость промежуточного продукта ? 2. Мука 6 ? ? 3. Испеченный хлеб Хлеб, доставленный покупки Итого 12 20 ? ? ? ? 42 ? ? к Выручка от продажи месту Новая стоимость ? ПРИЛОЖЕНИЕ Б Карта мониторинга контроля и оценки результатов освоения дисциплины ОП 05 ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ Результаты освоения дисциплины Где осуществляется контроль результатов Контрольные точки текущей Промежуаттестации точная аттестация 1 знать: - принципы и методы управления основными и оборотными средствами; - состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования; - формы оплаты труда; - механизмы ценообразования; -основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчёта; уметь: - определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации; -рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации; 2 3 * * * * 7 8 Дифф. зачет 4 5 6 * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * Оценочная ведомость результатов освоения ОП 05 ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ Диф. зачет Проявление признака 1.Теоретическая Дает определение понятию, явлению, процессу… часть – 5 Перечисляет (указывает, называет) функции, признаки, заданий характеристики и т.д. Раскрывает понятие с применением профессиональных терминов Объясняет различия, обобщает, сравнивает, дает оценку, приводит примеры, делает выводы… 2. Правильно подбирает методику (формулу) решения Практическая задачи часть – 5 Производит расчет по принятой методике и получает расчетных верный ответ заданий3 Анализирует и делает вывод Максимальное количество баллов 0 баллов – признак не проявлен, 1 балл - признак проявлен частично, 2 балла – признак проявлен в полном объеме 3 Набранные баллы за за каждую задачу удваиваются Оценка в баллах 0-1-2 0-1-2 0-1-2 0-1-2 0-1-2 0-1-2 90 ПРИЛОЖЕНИЕ В Лист оценки результатов освоения учебной дисциплины ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ № ФИО КТ №1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 КТ №2 Результаты освоения дисциплины (баллы) ОЦЕНКА Знать Уметь КТ КТ КТ КТ КТ Определять Рассчиты№3 №4 №5 №6 №7 состав ресурсов вать ТЭП ОК1ОК5 КТ №8 Общее кол-во баллов % освоен ия Оценка 16