ОУП.02 Литература_КОС

Приложение 1.1
к ОПОП по профессии
09.01.03. Мастер по обработке цифровой информации

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум»

РАССМОТРЕНО
ЦМК общеобразовательного цикла
Протокол № 1 от «28 » августа 2022г.
Председатель_____________О.Б. Соколова

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УПР
_____________________И.А. Григорян
«_____»____________________20____г.

Контрольно-оценочные средства
на промежуточную аттестацию
учебного предмета
ОУП.02 Литература

Сухой Лог
2022
1

Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Разработчик: Московских Антонина Ивановна, преподаватель русского языка и литературы.

2

Содержание
1. Пояснительная записка ………………………….…………………………………………3-5
2. Критерии проверки и оценивания письменной работы…………………………………………………6-7
3. Материалы к дифференцированному зачёту………………………………………………………………….8
4. Инструкция по проверке и оцениванию итогового сочинения………………………………………...9-12

3

Дифференцированный зачёт по литературе (Сочинение) за курс среднего общего
образования обучающихся
«Сухоложского многопрофильного техникума».
Пояснительная записка.
1.Промежуточная аттестация по литературе (дифференцированный зачёт - сочинение)
как средство оценивания уровня сформированности общих компетенций студентов.
Организация и проведение промежуточной аттестации по литературе проводится
согласно
- Закону Российской Федерации «Об образовании»
- Положения об итоговой аттестации выпускников 9 и 11(12) классов
общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённого приказом МО РФ
от 033. 12. 99. № 1075
- «Стратегии содержания общего образования»
- «Концепции Модернизации российского образования до 2010 г.»
- Аттестация проводится в соответствии с обязательным минимумом содержания
образовательных программ.
- Письменный дифференцированный зачёт по литературе (сочинение) проводится по
темам Министерства образования Свердловской области.
- работа позволяет оценить уровень сформированности общих компетенций студентов
нашего техникума:
ОК7 – Ставить цели, мотивировать деятельность, принимать на себя ответственность
за качество обучения.
ОК4 - ( применять различные способы получения информации, умение приводить
аргументы, знать стили подачи информации, умение работать с текстом, определять
структуру текста, использовать выразительные средства языка, ( синтез, анализ,
систематизация, обобщение, вывод),).
ОК6- коммуникативные компетенции (владение культурой общения, умение доказать
свою точку зрения, этикет речи, умение проявлять личную гражданскую позицию в
общении, у. принимать общечеловеческие ценности, у. мыслить критически )
ОК5 - (умение продуцировать свой текст, написать сочинение, эссе, продуктивные
высказывания),
ОК3 – выражать нестандартное мнение.
ОК3
(самоанализ,
самодиагностика,
самообразование,
формула
успеха,
проектирование своей карьеры).
Цели дифференцированного зачёта:
Получение количественной и качественной информации о сформированности общих
компетенций студентов Сухоложского многопрофильного техникума.
Задачи:
Выяснить уровень общих показателей достижений студентов в области литературного
образования и освоения основных требований к сочинению на литературную тему.
Определяя уровень сформированности общих компетенций студентами нашего
техникума в области литературного образования важно определить природу творчества их,
проявленную в умении
- владеть продуктивными навыками различных видов письменной художественной
речи,
- создавать собственные тексты,
- писать сочинения - описания различных жанров.
- использовать в письменной речи особенности частей речи, синтаксических
конструкций (уметь ставить слова в нужную форму, конструировать словосочетание и
предложение),

4

- обогащать словарный запас слов (наблюдать за лексическим значением слов,
использовать в речи слова с новым лексическим значением),
- пользоваться грамматическим строем речи.
В своей практической деятельности студент как субъект творчества имеет право на
личную позицию по отношению к произведению, автору, на предъявление собственной
трактовки темы, на выбор по личному усмотрению материала для анализа и интерпретации.
Основные требования к сочинению на литературную тему:
2. Соответствие теме и основной мысли (тема и основная мысль представлены в
тексте сочинения и сохранены в нём).
3. Полнота и глубина раскрытия темы.
4. Доказательность основной мысли, продуманность тезисно-аргументативной
структуры текста.
5. Логичность и последовательность изложения.
6. Самостоятельность и оригинальность изложения.
7. Стилевое единство и выразительность повествования.
8. Достоверность в освещении литературных, исторических и других фактов.
9. Смысловая точность эпиграфов и цитат.
10. Соблюдение норм литературного языка (языковые средства соответствуют
требованиям стилистической чистоты. Отличаются точностью, ясностью, богатством,
выразительностью.
Критерии речевого оформления сочинения:
- Смысловая цельность.
- Связность.
- Логичность
- Коммуникативный смысл.
- точность выражения мысли.
- разнообразие грамматических форм.
- средства выразительности.
- богатство словаря.
Коммуникативные качества речи:
-точность речи
-знание предмета
- логичность
- умение выбрать слово
- чистота речи (отсутствие лишних слов, слов- паразитов, слов- сорняков)
- богатство, разнообразие речи (многозначные слова, синонимы, фразеологизмы).
Выразительность речи:
- самостоятельность мышления
- интерес к тому, о чём пишешь
-знание выразительных возможностей языка
- знание свойств языковых стилей
- умение контролировать речь
- психологическая целевая установка на выразительность речи.
Коммуникативная компетенция предполагает следующие аспекты:
-нормативный аспект - языковые нормы
- коммуникативный аспект
- этический аспект - речевой этикет.
Коммуникативная компетенция предполагает
- овладение всеми видами речевой деятельности
5

- базовые умения и навыки
- использование языка в различных сферах и ситуациях общения
- практическое использование в процесс речевой деятельности
-уровень общей гуманитарной культуры.

6

2. Критерии проверки оценки творческих письменных работ по
литературе
№

Критерии оценивания сочинения

1 Содержание сочинения
К 1 Понимание темы, проблем.
Экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы,
формулирует свою позицию, допускает 1-2 фактические
ошибки
Экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, но
объясняет её смысл поверхностно или крайне упрощённо,
или допускает 3-4 фактические ошибки
Экзаменуемый не обнаруживает понимания проблемы и даёт
ответ, который содержательно не соотносится с
поставленной задачей
К 2 Уровень владения теоретико-литературными знаниями.
Экзаменуемый обнаруживает высокий уровень владения
теорико – литературными знаниями, уместно применяет
соответствующие литературоведческие термины при анализе
литер. Материала.
Экзаменуемый обнаруживает достаточный уровень владения
теорико - литературными знаниями, допускает ошибки в
употреблении терминов при анализе литр. Материала.
Экзаменуемый на владеет теорико- литературными
знаниями, не использует литературоведческие термины при
анализе литер. материала
К 3 Обоснованность привлечения текста произведения
Текст привлекается обоснованно и достаточно разносторонне
(цитаты с комментариями к ним, пересказ микротем текста с
их оценкой. Разного рода ссылки на изображённое в
произведении)
Текст привлекается только как пересказ изображённого без
необходимого комментария
Текст не привлекается. Суждения текстом не
обосновываются
Аргументация экзаменуемым собственного мнения по
К4
проблеме
Экзаменуемый выразил своё мнение по проблеме,
аргументировал её (привёл массу аргументов из текста
художественной литературы)
Экзаменуемый выразил своё мнение по проблеме сочинения.
Аргументировал (привёл 1 аргумент), опираясь на
читательский опыт.
Экзаменуемый не сформулировал своё мнение по проблеме
сочинения, не привёл аргументы
К 5 Речевое оформление сочинения.
Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность изложения.
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой
цельностью, речевой связностью и последовательностью
изложения:

Общие
компетенции

Балл

ОК4

2

1

0

ОК2

2

1

0

ОК4

2

1
0

ОК3

2

1

0

ОК5

2

7

- логические ошибки отсутствуют. последовательность
изложения не нарушена
-в работе нет нарушений абзацного членения текста.
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой
цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но допущена 2логические или в работе имеется 2 нарушения
абзацного членения текста
В работе просматривается коммуникативный замысел, но
допущено более 2 логических и более 2 случаев нарушения
абзацного членения текста
К 6 Точность и выразительность речи.
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения
мысли, разнообразием грамматического строя речи
В работе прослеживается однообразие грамматического
строя речи и есть нарушения точности выражения мысли.
Работа отличается бедностью словаря и однообразием
грамматического строя речи
3 Грамотность.
К 7 Соблюдение орфографических норм.
Орфографических ошибок нет (или 1негрубая ошибка)
Допущены 3 ошибки
Допущено более 3 ошибок
К 8 Соблюдение пунктуационных норм.
Пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)
Допущены 3 ошибки
Допущено более 3 ошибок
К 9 Соблюдение языковых норм
Грамматических ошибок нет
Допущены 2-3 ошибки
Допущено более 3 ошибок
К 10 Соблюдение речевых норм.
Допущено не более 1 речевой ошибки
Допущены 2-3 ошибки
Допущено более 3 ошибок
К 11 Соблюдение этических норм
Этические ошибки в работе отсутствуют
Допущены этические ошибки (1 и более)
Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
- фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют
К 12
- допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом
материале
Максимальное количество баллов за всю письменную работу
(К 1-К 12)

1

0

ОК2

2
1
0

ОК7

2
1
0
2
1
0
2
1
0
2
1
0
1
0
1
0

22

8

к ОПОП по специальности
09.01.03. Мастер по обработке цифровой информации

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум»
РАССМОТРЕНО
ЦМК общеобразовательного цикла
Протокол № ___ от «___»____________20___г.
Председатель_____________О.Б. Соколова

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УПР
_____________________И.А. Григорян
«_____»____________________20____г.

Аттестационный материал по литературе
на завершающую аттестацию (темы сочинений)

дифференцированный зачёт
по литературе (сочинение) проводится по утверждённым темам

Темы экзаменационных сочинений 2022 – 2023 уч. года.
1."Человек - целый мир…" (Ф.М. Достоевский). (По одному из произведений русской
литературы XIX века.)
2.Обломов и «обломовщина» в романе И. А. Гончарова «Обломов»
3. Образы "футлярных" людей в рассказах А.П. Чехова.
4.В чем смысл противопоставления Данко и Ларры? (По рассказу М. Горького
«Старуха Изергиль».)
5. Тема жизни и смерти в прозе И. А. Бунина.
6. Своеобразие творчества одного из поэтов Серебряного века.
7.Мир природы в лирике С.А. Есенина.
8. Правда о войне в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»
9.Проблема нравственного выбора человека. (По одному из произведений
современных писателей).
10. Образ Григория Мелехова в романе М.Шолохова «Тихий Дон».
11.Женские образы в романе М. Шолохова «Тихий Дон».

9

4.Инструкция по проверке и оцениванию итогового сочинения
дифференцированного зачёта обучающихся по литературе.
Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии N 1 и N 2 являются основными.
Для получения "зачета" за итоговое сочинение необходимо получить "зачет" по
критериям N 1 и N 2 (выставление "незачета" по одному из этих критериев автоматически
ведет к "незачету" за работу в целом), а также дополнительно "зачет" хотя бы по одному из
других критериев (N 3 - N 5).
При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество
слов - 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и
служебные), то за такую работу ставится "незачет". Максимальное количество слов в
сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен
исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую
работу ставится "незачет".
Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарем.
Критерий N 1 "Соответствие теме"
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например,
отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой,
или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
"Незачет" ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в
нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во
всех остальных случаях выставляется "зачет").
Критерий N 2 "Аргументация. Привлечение
литературного материала"
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный
материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для
построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного
произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования
литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления
художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика,
проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве
формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
"Незачет" ставится при условии, если сочинение написано без привлечения
литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или
литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для
рассуждения (во всех остальных случаях выставляется "зачет").
Критерий N 3 "Композиция и логика рассуждения"
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение
на предложенную тему.
Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение
между тезисом и доказательствами.
"Незачет" ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают
пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех
остальных случаях выставляется "зачет").
Критерий N 4 "Качество письменной речи"
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные
грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает
речевых штампов.
10

"Незачет" ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые
ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях
выставляется "зачет").
Критерий N 5 "Грамотность"
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
"Незачет" ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные
ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5
ошибок на 100 слов).

11

КОС ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА
Цель: Выявление уровня освоений учебного предмета, профессионального модуля, уровня сформированной деятельности и
сформированных компетенций
Критерии по уровням деятельности с учетом формируемых общих и профессиональных компетенций на процедуре
дифференцированный зачет.
Оцениваемые
Уровни деятельности
Критерии оценки
компетенции
Отбирает теоретический материал в соответствии с поставленной задачей
ОК 1,
ЭмоциональноОК 4,
психологический
Демонстрирует знания материала.
ОК 8
Проявляет эмоциональную устойчивость при выполнении задания
Предъявляет свидетельства освоения данной дисциплины (результаты текущего контроля и
ОК 2,
Регулятивный
текущей аттестации)
ОК 3,
ОК 4,
Последовательно выполняет проблемное задание по предложенному алгоритму
Организует собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения,
определенных руководителем
Демонстрирует знания и понятия по выбранной теме.
Знает содержание произведения и характеристику героев.
Знает основные понятия и термины по выбранной теме.
Осуществляет профессиональный диалог, показывает знание терминологии.
ОК 4,
Социальный
ОК 5,
Использует ИКТ для поиска информации и презентации
ОК 6,
Использует приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни
Представляет область применения знаний в отрасли
Анализирует представленное задание, находит пути решения
ОК 3
Аналитический
Делает выводы и дает оценку в соответствии с поставленной задачей
Анализирует данную задачу, осуществляет текущий и итоговый контроль, оценивает и
корректирует собственную деятельность, несет ответственность за результаты своей
работы.
ОК2,
Самосовершенствование Проверяет качество своей работы, делает анализ
Делает выводы в соответствии с поставленной задачей

12

Критерии по уровням деятельности с учетом формируемых общих и профессиональных компетенций на процедуре зачет
Уровни деятельности
Эмоциональнопсихологический
Регулятивный

Социальный
Аналитический
Творческий

Критерии оценки
1.Проявляет эмоциональную устойчивость
2.Проявление личностной позиции
3.Владеет программным материалом
4.Устанавливает соответствие между объектами
5.Применение освоенных алгоритмов в знакомой ситуации
6.Представляет прочность знаний
7.Письменно представляет полный, грамотный ответ
8.Текст рассуждения (решения) последовательный, логически выстроенный
9.Анализирует статистический материал
10.Аргументирует обосновывает ответ
11.Решает проблемную задачу

Самосовершенствования 12.Самостоятельно делает вывод

Оцениваемые
компетенции
ОК 1, ОК 2
ОК 1, ОК 2
ОК 2,
ОК 2,
ОК 1, ОК 2
ОК 1, ОК 2
ОК 2
ОК 2
ОК 3
ОК 3
ОК 3
ОК 1;
ОК 3

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».