УПВ.01 Родная литература

Приложение 16
к ОПОП по профессии
09.01.03. Мастер по обработке цифровой информации
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум»

РАССМОТРЕНО
ЦМК общеобразовательного цикла
Протокол № 1 от «28 »августа 2022г.
Председатель_____________О.Б. Соколова

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УМР
_____________________И.А. Григорян
«_____»____________________20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
УПВ.01. Родная литература

Сухой Лог
2022

Рабочая программа учебного предмета « Родная литература» разработана на основе
федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования (далее – ФГОС СПО) по профессии 09.01.03. Мастер по обработке цифровой
информации утвержденного приказом Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013
г. N 854 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации" (с изменениями и
дополнениями), ФГОС СОО приказ № 413 от 17 мая 2012 года ( изменения в ред. Приказов
Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645. От 31.12.2015 №1578, от 29.06.2017 № 613), Примерной
основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением
федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня
2016г. № 2/ 16 – з).
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Разработчик:
Московских Антонина Ивановна, преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум».

2

Содержание
1 Пояснительная записка...............................................................................................................4
1.1 Общая характеристика учебного предмета «Родная литература» .....................................5
1.2 Место учебного предмета в учебном плане ........................................................................6
1.3 Результаты освоения учебного предмета ............................................................................6
2 Структура и содержание учебного предмета .......................................................................... 11
2.1 Количество часов на освоение программы учебного предмета ....................................... 14
2.2 Тематическое планирование .............................................................................................. 15
3 Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся ................................ 22
4 Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение программы учебного предмета«
Родная литература» ..................................................................................................................... 23
Литература ................................................................................................................................... 24
5 Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета ............................................... 25
Приложение №1. Практические занятия .................................................................................... 29
Приложение №2 практическая подготовка……………………………………………………….31

3

1 Пояснительная записка
Рабочая программа общеобразовательной учебного предмета «Родная литература»
предназначена для изучения обучающимися родной литературы при подготовке
квалифицированных рабочих по профессии
09.01.03. Мастер по обработке цифровой
информации в ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум», реализующем
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы СПО (ППКРС) на базе основного общего
образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего
образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебного
предмета «Родная литература», в соответствии с Рекомендациями по организации
получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ
среднего профессионального образования на базе основного общего образования с
учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и
получаемой
профессии среднего профессионального образования (письмо
Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России от 17.03.2015 №
06-259) и примерной программы
общеобразовательного учебного предмета «Родная литература» для профессиональных
образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную
программу СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего
общего образования, рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию.
Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.
Содержание программы учебного предмета «Родная литература» направлено на достижение
следующих целей:
углублённое изучение литературного процесса на Урале, определение места региональной
литературы в русской литературе в целом ,
.
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию,
способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического
мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и
уважения к литературе Урала и ценностям отечественной культуры;
 развитие представлений о специфике уральской литературы в ряду других искусств, культуры

читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции,
исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и
аналитического мышления, эстетических и творческих способностей обучающихся,
читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся;
 освоение текстов художественных произведений уральской литературы в единстве
содержания и формы, основных сведений по истории, географии ,этнокультурологии,
художественной культуры Урала, и теоретико-литературных понятий; формирование общего
представления об историко-литературном процессе;
 совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения уральских
писателей и поэтов как художественного целого в его историко-литературной
обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений
различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том
числе в сети Интернет.

4

1.1 Общая характеристика учебного предмета «Родная литература»
Предполагаемый предмет « Родная литература» отличается от традиционного курса
литературы. Преподавание может носить интегративный характер, так как изучение литературного
образа Урала невозможно без знаний по истории, географии, этнокультурологии, художественной
культуры Урала. Актуальность предмета « Родная литература» связана с решением главной
проблемы в воспитании обучающихся – социализация личности. Не может молодой человек удачно
адаптироваться в социуме, не зная исторических и культурных особенностей своей «малой родины»,
которые неразрывно связаны с общероссийской историей и культурой . Очень важно сегодня
воспитание юного гражданина, знающего свой край, его историко-литературную, духовную культуру
и умеющего ориентироваться в социокультурном пространстве. Для этого необходимо обучающимся
познакомиться с историей развития литературного процесса на Урале и соотнести его(процесс) с
развитием русской литературы в целом; познакомиться с современной литературной жизнью региона;
расширить представление о литературном образе Урала: о многонациональном творчестве уральских
авторов, их весомом вкладе в развитие русской литературы; уметь использовать полученные знания в
конкретной поисково-исследовательской, творческой деятельности, а также на других предметах.
Основой содержания учебного предмета « Родная литература» являются чтение и текстуальное
изучение художественных произведений уральских писателей, составляющих золотой фонд русской
классики. Каждое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим
ценностям. Обучающиеся постигают категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к
человеку, семье; понимают, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном
контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения
анализировать и интерпретировать художественный текст возможны только при соответствующей
эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской
компетенции, включающей способность наслаждаться произведеними словесного искусства,
развитый художественный вкус, необходимый объем историко и теоретико-литературных знаний и
умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Изучение учебного материала по родной литературе служит для дифференциации уровней
достижения обучающимися поставленных целей. Так, уровень функциональной грамотности может
быть достигнут как в освоении наиболее распространенных литературных понятий и практически
полезных знаний при чтении произведений уральской литературы, так и в овладении способами
грамотного выражения своих мыслей устно и письменно, освоении навыков общения с другими
людьми. На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как фундаментальные
идеи и ценности, образующие основу человеческой культуры и обеспечивающие миропонимание и
мировоззрение человека, включенного в современную общественную культуру.
В процессе изучения уральской литературы проводятся практические занятия по развитию речи,
сочинений, контрольных работ, семинаров, заданий исследовательского характера и т. д. Специфика
занятий – соединение литературы как искусства слова с краеведением. Поэтому преподавание данной
дисциплины предполагает сочетание различных видов деятельности обучающихся и преподавателя.
Это занятия
различных типов, в том числе: лекции, семинары, заняиия - презентации
исследовательских, мультимедийных проектов, занятия - доклады, литературно-музыкальные
композиции, элементы фольклорного и литературно-краеведческого театра, очные и заочные
путешествия по уральской земле и др.
Тематика и форма проведения их зависят от поставленных к каждому занятию целей и задач,
от уровня подготовленности обучающихся. Все виды занятий тесно связаны с изучением
литературного произведения Урала, обеспечивают развитие воображения, образного и логического
мышления, развивают общие креативные способности, способствуют формированию у обучающихся
умений анализа и оценки литературных произведений уральских писателей, активизируют позиции
«обучающегося – читателя.
Содержание учебного предмета дополнено краткой теорией литературы — изучением
теоретико-литературных сведений, которые особенно актуальны при освоении учебного материала, а
также демонстрациями и творческими заданиями, связанными с анализом литературных
5

произведений, творчеством уральских писателей, поэтов, литературных критиков и т. п.
Изучение родной литературы завершается подведением итогов в форме дифференцированного
зачета в рамках промежуточной аттестации обучающихся в процессе освоения образовательной
программы СПО на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих,
служащих.

1.2 Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Родная литература» изучается в общеобразовательном цикле учебного
плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего
образования.
В учебных планах ППКРС учебный предмет «Родная литература» входит в состав общих
общеобразовательных учебных предметов, формируемых из обязательных предметных областей
ФГОС среднего общего образования, для профессии 09.01.03. Мастер по обработке цифровой
информации

1.3 Результаты освоения учебного предмета
Освоение содержания учебного предмета «Родная литература» обеспечивает достижение
обучающимися следующих результатов:
Личностных, которые должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать
для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим
негативным социальным явлениям;
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.06.2017 N 613)
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
6

жизни; сознательное отношение к непрерывному
профессиональной и общественной деятельности;

образованию

как

условию

успешной

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие
вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных
планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
метапредметных:
-умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;
-умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
-владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем;
-способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
-готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности;
-умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
-умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с
учетом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований
7

Предметных на базовом уровне:
- сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
осознание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в
этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- сформированность понимания родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа,
российской и мировой культуры;
- сформированность навыков понимания литературных художественных произведений,
отражающих разные этнокультурные традиции.
- сформированность понятий о нормах русского литературного языка и
применение знаний о них в речевой практике;
 сформированность умений создавать устные и письменные монологические и
диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале
изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
 владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
 владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной и второстепенной информации;
 владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных жанров;
 сформированность
представлений
об
изобразительно-выразительных
возможностях русского языка;
 сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
 способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных
устных и письменных высказываниях;
 владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанровородовой
специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном
произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального
понимания;
 сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы.
Предметных на углублённом уровне:
- понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного
литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений;
- владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста;
- сформированность представлений о системе стилей художественной литературы разных
эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле;
- владение начальными навыками литературоведческого исследования историко- и теоретиколитературного характера;
- умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в
произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка);
- сформированность представлений о принципах основных направлений литературной критики.
В процессе освоения учебного предмета «Русский язык» обучающийся должен
овладеть универсальными учебными действиями, общими компетенциями.
Личностные УУД
Коммуникативные УУД
Самоопределение (мотивация учения,
Планирование (определение цели, функций
формирование основ гражданской
участников, способов взаимодействия).
идентичности личности).
Постановка вопросов (инициативное
8

Смыслообразования («какое значение,
смысл имеет для меня учение», и уметь
находить ответ на него).
Нравственно-этического оценивания
(оценивание усваиваемого содержания,
исходя из социальных и личностных
ценностей, обеспечивающее личностный
моральный выбор).

Познавательные УУД
Общеучебные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические
- моделирование
Логические
- анализ с целью выделения признаков
(существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей,
восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для
сравнения, сериации, классификации
объектов;
- подведение под понятие, выведение
следствий;
-установление причинно-следственных
связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Действия постановки и решения проблем:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов
решения проблем творческого и поискового
характера.

сотрудничество в поиске и сборе
информации).
Разрешение конфликтов (выявление,
идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения
конфликта, принятие решения и его
реализация).
Управление поведением партнёра
точностью выражать свои мысли
(контроль, коррекция, оценка действий
партнёра умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли).
Регулятивные УУД
Целеполагание (постановка учебной задачи
на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимися, и того, что
ещё неизвестно).
Планирование (определение
последовательности промежуточных целей с
учётом конечного результата; составление
плана и последовательности действий).
Прогнозирование (предвосхищение
результата и уровня усвоения, его
временных характеристик).
Контроль (в форме сличения способа
действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений
и отличий от эталона)
Коррекция (внесение необходимых
дополнений и корректив в план и способ
действия в случае расхождения эталона,
реального действия и его продукта).
Оценка (выделение и осознание учащимися
того, что уже усвоено и что ещё подлежит
усвоению, осознание качества и уровня
усвоения).
Волевая саморегуляция (способность к
мобилизации сил и энергии; способность к
волевому усилию – к выбору в ситуации
мотивационного конфликта и к преодолению
препятствий).

Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими
компетенциями (далее - ОК):
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения,
определенных руководителем.
ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль,
оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
9

деятельности.
ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7 Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей).

10

2 Структура и содержание учебного предмета
Введение . Устное народное творчество народов Урала
Фольклор и его роль в культуре. Взаимосвязь мифологии и фольклора. Мифология и фольклор
народов Урала. Мифы о культурных героях. Мир-Сусне-хум – герой мансийских мифов и эпоса.
Коми-пермяцкий эпос о Кудым-Оше. История Салавата Юлаева в башкирском эпосе Русский
фольклор на Урале. Фольклор поэтический, музыкальный. Уральские предания, легенды, сказы.
Средневековая Уральская литература.
Раздел 1. Литература Средневековья. Духовно-просветительская деятельность Стефана
Пермского Духовные центры Урала. Верхотурье. Симеон Верхотурский. Сборник былин и песен
Кирилла Данилова из Нижнего Тагила Сборник былин и песен Кирилла Данилова из Нижнего Тагила.
Скоморошество на Урале. Последний скоморох – Кирша Данилов. Народный театр. Народная
афористика. Сборник пословиц В.Н.Татищева Народные афоризмы – пословица, поговорка, присловье,
притча, прибаутка. Прошлое горнозаводского Урала в народной мысли
Уральская литература 19 века.
Раздел 2. Развитие уральской русской литературы и культуры в первой половине XIX века
Тема 2.1. Культура уральских народов и ее отражение в литературном творчестве 19в. Истории о быте
и нравах народов, населяющих Уральский регион. Путешествие как основа для создания рассказа К.Д.
Носилова «Дедушка-вогул и его внуки» А.А.Кирпищикова «Как жили в Куморе». Бытописательская
манера повествования в повести. Изображение быта, нравов рабочего люда Урала. Этнографические
зарисовки в повести. П.П.Инфантьев «За уральским бобром. Путешествие в страну вогулов» Из
дневника туриста. Жанр путевых очерков в русской литературе 19 века. Особенности стиля писателя.
Суровая правда факта о судьбе мансийского народа. Образ автора-рассказчика и его позиция. Тема 2.2.
Дми́трий Нарки́сович Ма́мин-Сибиря́к(1852-1912) Д.Н.Мамин-Сибиряк. Роман «Приваловские
миллионы». Цикл «Уральские рассказы» Д.Н.Мамин – Сибиряк. Жизнь и творчество. Роман
«Приваловские миллионы».. Проблематика романа. Основа романа – идея вырождения уральских
промышленников. Судьба главного героя – Сергея Александровича Привалова. Отражение быта
уездного уральского общества (старик Бахарев, Данила Шелехов, местные «львицы»). Цикл
«Уральские рассказы» - период писательского самоутверждения. Образ трудового уральского народа
(«Бойцы», «Золотуха», «На шихане»). Образ великой уральской реки – Чусовой. Дружба писателя с
художником А.К. Денисовым-Уральским. «Уральские рассказы» Д.Н. Мамина-Сибиряка и «Записки
охотника» И.С.Тургенева
Развитие уральской литературы двадцатого века.
Литература Урала в первые десятилетия ХХ века.
Национальное, региональное, общероссийское в творчестве писателей Урала рубежа ХIХ–ХХ
вв. (А.Туркин, И.Колотовкин, П.Инфантьев, К.Носилов, Б.Тимофеев, Е.Гадмер и др.). Проблема
модернизма в литературе региона начала нового столетия. Оживление литературной жизни в конце
1910 – 1920-е гг., развитие периодической печати. Василий Каменский – поэт-футурист. Дружба с
В.Маяковским, В.Хлебниковым, Д.Бурлюком. Интерес поэта к историческому прошлому страны.
Поэмы «Степан Разин», «Емельян Пугачёв», «Иван Болотников» как изображение мощи
национального характера. Образ национального героя Степана Разина в одноимённой поэме. Стихи
«Чурлю-журль», «Маяковский», «Сарынь на кичку», «Пожар». Тема 3.2. Творчество Алексея
Петровича Бондина (1882 - 1939) Практическое занятие 2 Сведения из биографии А. П. Бондина.
Писатели горьковской школы. Повести «Уходящее», «Матвей Коренистов», «Связчики», рассказы
«Табельщица», «Стрелочник» и др.) Автобиографическая повесть «Моя жизнь» Романы «Лога»,
«Ольга Ермолаева»Тема 3.3. Творчество Павла Петровича Бажова Практическое занятие 2 Сведения
из биографии писателя. Проблематика и особенности поэтики прозы. «Ермаковы лебеди».
Порубежный сказ писателя. Интерпретация Бажовым образа русского землепроходца Ермака..
Фольклорные мотивы в сказах П. П. Бажова. художественное новаторство книги «Малахитовая
шкатулка». Цикл о мастерах в контексте мировой литературы и мифологии. Тема 3.4. Уральская
поэзия и проза 30-х – 50-х годов .
Предвоенная поэзия
Б.Ручьёв. Магнитострой как тема в литературе 1930-х гг. Стихи «Песня в брезентовой
палатке», «Правда в песне, чтоб мать не знала…». Литературная жизнь Урала в годы Великой
Отечественной войны Уральские писатели-фронтовики: Семен Николаевич Самсонов. Повесть «По ту
сторону» - посвящение узникам концлагерей. Гражданско-патриотическая лирика С.Щипачёва,
11

Н.Куштума, Мусы Джалиля и других авторов. Тема Родины и памяти в стихотворениях уральских
поэтов-фронтовиков. Послевоенная поэзия: Л.Татьяничева и К.Некрасова. Творческая судьба поэтесс
и особенности их поэзии. Образ Урала в лирических стихах Л.Татьяничевой и К.Некрасовой.
Л.Татьяничева: стихи «Урал», «Ей приснилось, что она - Россия», « Ребята осенней ночью…», и др.;
К.Некрасова : стихи «Урал», «Дела наши, что сделаны нами…», «Песня» и др.
Поэзия Урала в 1960–1980-е гг.
Поэзия «шестидесятников». Основные мотивы и тематика творчества М.П.Никулиной,
Э.И.Бояршиновой, А.М.Домнина и А.Л.Решетова. Образ уральской природы в лирике поэтов
(подборка стихов по выбору учителя). Любовь Ваганова – поэтесса земли ирбитской. Очерк о жизни и
творчестве поэтессы. Гражданская лирика: тема «малой родины», России, памяти, деревни и судьбы в
стихах сборника «Венок маме».
Творчество Булата Шалвовича Окуджавы (1924 - 1997) Очерк биографии Б. Ш. Окуджавы.
автобиографическая повесть Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр», работа редактором в
издательстве «Молодая гвардия». Собственное направление в авторской песне. (разбор текстов «До
свидания, мальчики», «Поднявший меч на наш Союз достоин будет худшей кары…», «Ваше
благородие, госпожа удача», «Нам нужна одна победа», «Кавалергарда век недолог…», «Бери шинель,
пошли домой» и др. н на выбор) . Работа с киносценариями («Женя, Женечка и „катюша“»)
Литературная проза Урала 60 – 80х годов
Проза И. Акулова, А. Ромашова, А. Филипповича и др. Нравственная проблематика прозы Н.
Никонова. Особенности жанра публицистической поэмы. Проблема «Человек и природа» в
произведении. Образ живой природы в поэме. Утверждение нравственных законов отношения
человека к миру в публицистической поэме Н.Никонова «След рыси» и повести В.П.Астафьева «Царьрыба». Роль автора-рассказчика. Публицистичность и лиризм повествования. Мустай Карим Этапы
биографии и творческого пути Роль региональных журналов («Урал», «Уральский следопыт» и др.) в
развитии уральской литературы.
Литература Урала 80-х – 2000-х годов.
Любовь Анатольевна Ладейщикова (д.р 1946г.) Содержание 2 «Материнская поэзия»
Л.Ладейщиковой. Об уральской поэзии и прозе последнего десятилетия 20 века. Тема материнского
счастья и заботы в поизведениях Л.Ладейщиковой «Колыбельная тайна», «Материнский час», «Живые
кольца», «Высота». Тема РодиныРоссии в сборнике «Свеча негасимая».
Жанры приключений и научной фантастики в творчестве писателей Урала. Содержание 2
Порфирий Павлович Инфантьев. «На другой планете: повесть из жизни обитателей Марса» - утопия
начала 20 века Владимир Константинович Печёнкин. «Два дня Вериты», «Владыка Усть-Выми» приключенческий роман об Урале. Семен Васильевич Слепынин. «Звездные берега» - космическая
фантастика, антиутопия конца 20 века
Творчество Владислава Петровича Крапивина (1938г.р.) Практическое занятие Основные
периоды биографии Организация отряда «Бригантина». Работа в журнале «Уральский следопыт».
Приключенческие произведения автора – «Тень каравеллы», «Хронометр» Сказочно-фантастическое
направление в творчестве - цикл произведений о детях философско-фантастического содержания «В
глубине Великого Кристалла». 2
Современная уральская литература.
Современная проза Урала. Образ современника в произведениях Александра Львовича
Иванченко («Купание красного коня», «Техника безопасности»), Вазиха Мухаметшиновича Исхакова
(«Волны ударяются о берег», «Имена незабываемые»), Ольги Александровны Славниковой
(«Стрекоза, увеличенная до размеров собаки», «Сёстры Черепановы»)
Современная поэзия Урала. Практическое занятие 2 Поэты новой волны: стилевые
особенности поэзии современных уральских поэтов: Б. Рыжего, В.Кальпиди, Ю.Казарина..
Деятельность авторов Свердловского рок-клуба Практическое занятие 2 Отражение
постмодернистского мироощущения в рок-поэзии. Д. Умецкий, И. Кормильцев и группа «Наутилус
Помпилиус», Н. Полева и группа «Настя», В. Шахрин, В. Бегунов и граппа «Чайф», В. Самойлов, Г.
Самойлов и группа «Агата Кристи», С. Бобунец и группа «Смысловые галлюцинации»
Драматургия на Урале Содержание 1 Драматургия Николая Коляды. книга пьес «Старая
зайчиха» и другие старые пьесы», «Пьесы для любимого театра», Пьеса «Канотье» - социальная пьеса.
Драматургия Василия Сигарева. Образ современника в пьесах ««Семья вурдалака», «Черное молоко».
Философский смысл драматургических произведений Н.Коляды и В. Сигарева .
Итоговое тестирование по дисциплине. Прохождение теста по пройденному материалу
12

Подготовить электронную (PowerPoint) презентацию на тему: «Время читать уральскую прозу
/ поэзию» (на выбор).
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие
обозначения:
1.
– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств)
2.
– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под
руководством)
3.
– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение
проблемных задач)

13

2.1 Количество часов на освоение программы учебного предмета
При реализации содержания общеобразовательной учебного предмета « Родная литература» в
пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего
образования (ППКРС) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет - 270 часов, из них
аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, 180 час,= 82 аудиторные занятия +36 - практические занятия+58 практическая подготовка +4
дифференцированных зачёта +90 С.Р.

14

2.2 Тематическое планирование

Содержание курса

1-2

Введение. Устное народное
творчество народов Урала
Фольклор и его роль в культуре.
Взаимосвязь мифологии и
фольклора. Мифология и
фольклор народов Урала.

Мифы о культурных героях.
Мир-Сусне-хум – герой
3-4 мансийских мифов и эпоса.
Коми-пермяцкий эпос о КудымОше.
Практическая подготовка №1
История Салавата Юлаева в
5-6
башкирском эпосе Русский
фольклор на Урале
Практическое занятие №1
Фольклор поэтический,
7-8
музыкальный. Уральские
предания, легенды, сказы
РАЗДЕЛ1 Средневековая Уральская
литература
Литература Средневековья.
Духовно-просветительская
деятельность Стефана
9-10
Пермского Духовные центры
Урала. Верхотурье. Симеон
Верхотурский
Практическая подготовка №2
Сборник былин и песен Кирилла
11Данилова из
12
Нижнего .Последний скоморох –
Кирша Данилов
13Практическое занятие №2
14 Народный театр.
Практическая подготовка №3
15Народная афористика. Сборник
16
пословиц В. Н. Татищева.
Практическая подготовка №4
17Прошлое горнозаводского Урала
18
в народной мысли
РАЗДЕЛ. 2 УРАЛЬСКАЯ
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
1920
2122

Культура уральских народов и ее
отражение в литературном
творчестве 19в.
Практическая подготовка №5
Истории о быте и нравах

Всего
часов

В т. Ч.
Практическ Самосто
Практически
ая
ятельная
х
подготовка
работа
занятий

Уровень
усвоения

2

2

1

2
2
С.Р.№1
(4 часа)
2
2

10

2

1

2

1

2
2

2

3
2

2
2

С.Р.№ 2
(8
часов)

2

8
14

2
2

2

1
15

2324

2526

2728

2930

3132

3334

3536

3738

3940

4142

4344
4546

народов, населяющих Уральский
регион.
Практическое занятие №63
Путешествие как основа для
создания рассказа К.Д. Носилова
«Дедушка-вогул и его внуки»

2

2

Практическое занятие №7А. А.
Кирпищикова «Как жили в
Куморе». Бытописательская
манера повествования в повести.
Практическая подготовка №6
Изображение быта, нравов
рабочего люда Урала.
Этнографические зарисовки в
повести. П. П. Инфантьева «За
уральским бобром. Путешествие
в страну вогулов» Из дневника
туриста
Практическое занятие №4
Жанр путевых очерков в русской
литературе 19 века. Особенности
стиля писателя
Практическая подготовка №7
Суровая правда факта о судьбе
мансийского народа. Образ
автора-рассказчика и его
позиция.
Д. Н. Ма́мин – Сибиря́к (18521912) Жизнь и творчество
Роман «Приваловские
миллионы». Проблематика
романа. Основа романа – идея
вырождения уральских
промышленников.

1

2
2

3

2

2

2

2
2

2

2

Судьба главного героя – Сергея
Александровича Привалова.
Практическая подготовка №8
Отражение быта уездного
уральского общества (старик
Бахарев, Данила Шелехов,
местные «львицы»).
Практическая подготовка №9
Цикл «Уральские рассказы» период писательского
самоутверждения.
Практическое занятие №5 Образ
трудового уральского народа

2
2

2
2

2
16

(«Бойцы», «Золотуха», «На
шихане»).
4748
4950
5152

Образ великой уральской реки –
Чусовой.
Дружба писателя с художником
А.К. Денисовым-Уральским.
Практическое занятие №6
«Уральские рассказы» Д.Н.
Мамина - Сибиряка и «Записки
охотника» И. С. Тургенева.

53- Дифференцированный зачёт за 1
54 курс
РАЗДЕЛ 3. Развитие уральской
литературы двадцатого века

5556

5758

5960
6162
6364
6566
6768

6970

7172
7374

Литература Урала в первые
десятилетия ХХ века
Проблема модернизма в
литературе региона начала
нового столетия.
Практическое занятие №7
Василий Каменский – поэтфутурист. Дружба с
В.Маяковским, В.Хлебниковым,
Д.Бурлюком.
Практическая подготовка №10
Поэмы как изображение мощи
национального характера
Практическое занятие №8
Образ национального героя
Степана Разина . Стихи
Творчество А. П. Бондина
Писатели горьковской школы.

2

2
24
18

2

2

2

2

Практическое занятие 9 Повести
«Уходящее», «Матвей
Коренистов», «Связчики»,
Практическая подготовка №11
Рассказы «Табельщица»,
«Стрелочник» .
Практическая подготовка №12
Автобиографическая повесть
«Моя жизнь» Романы «Лога»,
«Ольга Ермолаева»
Творчество П. П. Бажова.
Сведения из биографии писателя
Практическое занятие №10
Фольклорные мотивы в сказах П.
П. Бажова. художественное
новаторство книги

С.Р№3
( 16
часов)

2

2

2
2
2
2

2
2

17

7576
7778

7980

8182
8384
8586
8788
8990
9192
9394
9596

9798
99100
101102
103104
105106

«Малахитовая шкатулка
Художественное новаторство
книги «Малахитовая шкатулка
Практическая подготовка №13
Цикл о мастерах в контексте
мировой литературы и
мифологии.
Практическая подготовка №14
Предвоенная поэзия: Б.Ручьёв.
Магнитострой как тема в
литературе 1930-х гг.
Практическое занятие №11
Литературная жизнь Урала в
годы Великой Отечественной
войны
Гражданско-патриотическая
лирика С.Щипачёва, Н.Куштума,
Мусы Джалиля .
Практическое занятие №12
Послевоенная поэзия: Л.
Татьяничева Образ Урала в
лирических стихах.
Творчество К. Некрасовой.

2

2
2
2

2

Практическое занятие №13
Поэзия Урала в 1960–1980-е
Практическое занятие №14
Образ уральской природы в
лирике поэтов).
Любовь Ваганова – поэтесса
земли ирбитской. Очерк о жизни
и творчестве поэтессы.
Практическое занятие №15
Гражданская лирика: тема
«малой родины», России,
памяти, деревни и судьбы в
стихах сборника «Венок маме».
Практическое занятие №16
Творчество Булата Шалвовича
Окуджавы (1924 - 1997) Очерк
биографии .
Автобиографическая повесть
Булата Окуджавы «Будь здоров,
школяр».
Собственное направление в
авторской песне. (разбор
стихов).
Практическая подготовка №15
Анализ стихов Булата
Окуджавы.
Практическая подготовка №16
Литературная проза Урала 60 –

2
2

2
2

2

2

2

2
18

107108
109110
111112
113114
115116
117118

80х годов. Проза И. Акулова, А.
Ромашова,
Практическая подготовка №17
Проза А. Филипповича.
Практическая подготовка №18
Нравственная проблематика
прозы Н. Никонова.
Образ живой природы в поэме

2

2

2

Н.Никонов «След рыси» и
повесть В.П.Астафьева «Царьрыба»
Роль автора-рассказчика.
Публицистичность и лиризм
повествования
Контрольная работа за семестр.
Мустай Карим Этапы биографии
и творческого пути
Практическая подготовка №19

2

119120

Роль региональных журналов в
развитии уральской литературы
РАЗДЕЛ 4. Литература Урала 80-х –
2000-х годов.
121- Л.А. Ладейщикова
122 «Материнская поэзия» .
Практическая подготовка №20
123Об уральской поэзии и прозе
124
последнего десятилетия 20 века
125- Тема материнского счастья и
126 заботы.
127- «Живые кольца», «Высота».
128
Практическая подготовка №21
129- Тема Родины, России в сборнике
130 «Свеча негасимая».
131132
133134
135136

137138
139140

Жанры приключений и научной
фантастики в творчестве
писателей Урала.
П. П. Инфантьев. Утопия
начала 20 века
В. К. Печёнкин. «Два дня
Вериты», «Владыка Усть-Выми»
- приключенческий роман об
Урале
С. В. Слепынин. «Звездные
берега» - космическая
фантастика, антиутопия конца 20
века
Практическая подготовка №22
Творчество В. П.
Крапивина .Организация отряда

10

С.Р.№4
(30
часов)

1

2
2
2

2
2

2

2

19

«Бригантина».

141142

Практическая подготовка №23
Работа в журнале «Уральский
следопыт».

143144

Приключенческие произведения
автора – «Тень каравеллы»,
«Хронометр»

145- Сказочно-фантастическое
146 направление .
РАЗДЕЛ 5. Современная уральская
литература.
Практическая подготовка №24
147Современная проза Урала.
148
149150

151152

153154
155156
157158
159160
161162
163164
165166
167168
169170
171172
173174

Практическая подготовка №25
Образ современника в
произведениях А. Л.
Иванченко.
В. М. Исхаков («Волны
ударяются о берег», «Имена
незабываемые»),

2

2

8
2

2

2

154 Практическое занятие №47
О. А. Славникова («Стрекоза,
увеличенная до 2размеров
собаки», «Сёстры Черепановы»)
Практическая подготовка №26
Современная поэзия Урала.
Поэты новой волны:: Б. Рыжый
Практическая подготовка №27
Творчество В.Кальпиди,
Практическая подготовка №28
Творчество Ю.Казарина..

СР
№5(12
часов)

2

2
2
2

Деятельность авторов
Свердловского рок-клуба
Практическое занятие №52 Рокпоэзия . Д. Умецкий, И.
Кормильцев и группа «Наутилус
Помпилиус»,
Н. Полева и группа «Настя»,
В. Шахрин, В. Бегунов и граппа
«Чайф»,2
Группы «Агата Кристи»,
«Смысловые галлюцинации»
Практическая подготовка №29
Драматургия на
Урале .Драматургия Николая

2
2
20

175176
177178

Коляды
Пьеса «Канотье» - социальная
пьеса
Драматургия Василия Сигарева

179- Дифференцированный зачёт
180
ИТОГО: 270=180 ( 82 ауд. ч. + 36 пр.
р.+ 58 практ подготовка +4 дифф.
Зачёта) +90 С.Р.

С.Р.№6
(20
часов)
2
58ч

90ч.

36ч

3 Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся
Содержание
обучения

Литератуура
Урала
XIХ века

Литература
Урала первой
половины
ХХ века

Литература

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на
уровне учебных действий)
Аудирование; конспектирование; чтение; комментированное чтение;
подготовка сообщений и докладов; самостоятельная работа с
источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии,
словари, в том числе интернет-источники); устные и письменные ответы
на вопросы; участие в беседе; аналитическая работа с текстами
художественных произведений уральских писателей и критических
статей; написание различных видов планов; анализ эпизодов романа
Мамина- Сибиряка « Привалоские миллионы». реферирование; участие
в беседе; работа с иллюстративным материалом; написание сочинения;
редактирование текста; реферирование текста; проектная и учебноисследовательская работа; подготовка к семинару (в том числе
подготовка
компьютерных
презентаций);
самооценивание
и
взаимооценивание.
Аудирование, участие в эвристической беседе; работа с источниками
информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том
числе интернет-источники), составление тезисного плана; составление
плана сочинения; аналитическая работа с текстом художественного
произведения уральского писателя П. П. Бажова; анализ фрагментов
произведений чтение; подготовка докладов и выступлений на семинаре
(в том числе подготовка компьютерных презентаций); выразительное
чтение и чтение наизусть; составление тезисного и цитатного планов;
работа в группах по подготовке ответов на проблемные вопросы;
проектная и учебно-исследовательская работа.
Аудирование; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение
и чтение наизуст стихотворений С. Щипачёва, Мусы Джалиля, Л.
Татьяничевой.; участие в беседе; самостоятельная работа с учебником;
аналитическая работа с текстами стихотворений; составление тезисного
плана выступления и сочинения; подготовка сообщения; выступление на
семинаре.
Аудирование, участие в эвристической беседе, ответы на проблемные
21

Урала второй
половины
ХХ века.

Литература
Урала
Урала конца ХХ
- начала ХХI
века

вопросы; конспектирование; индивидуальная и групповая аналитическая
работа с текстами художественных произведений уральских писателей
М. П. Никулиной. Э.И. Бояршиновой, Н. Г. Никонова и учебника;
составление систематизирующей таблицы; составление тезисного и
цитатного планов сочинения; написание сочинения; чтение и
комментированное чтение; написание рецензии на книгу современного
уральского писателя.; работа с иллюстративным материалом.
Аудирование; чтение и комментированное чтение драматического
произведения социальной пьесы Н. Коляды,; самостоятельная и
групповая работа с текстом учебника; индивидуальная и групповая
аналитическая работа с текстами художественных произведений (устная
и письменная); выразительное чтение и чтение наизусть; Анализ
лирического произведения. В. Кальпиди, Ю. Казарин – стилевые
особенности поэзии уральских поэтов, подготовка докладов и
сообщений; составление тезисного и цитатного планов сочинения;
работа с иллюстративным материалом; проектная и учебноисследовательская работа, подготовка электронной презентации.

22

2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

4 Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение программы учебного
предмета «Родная литература»
Помещение кабинета «Русский язык и литература» оснащено:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя.
комплект учебно-методических материалов «Родная литература».
Технические средства:
- компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
- принтер;
мультимедиапроектор
- экран настенный.
Информационное обеспечение обучения:
I. Перечень электронного дидактического материала в кабинете:
1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03 «Об
оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным
оборудованием».
Родная литература Дидактический материал.
Презентации по литературе 19,20 века.
Презентации по разделам родной литературы.
Художественные, документальные фильмы по уральской литературе
II. Бумажные (печатные) издания:
Рабочая программа учебных дисциплины «Родная литература»
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
Методические указания по подготовке к семинарским, практическим занятиям.
Методические рекомендации по написанию контрольных работ.
Тесты (входные, промежуточные, итоговые)
Раздаточный материал по разделам уральской литературы

23

Литература.
Основная литература:
1. Литература: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1/ [Г.А.
Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л. Вольнова и др.]; под ред. Г.А. Обернихиной. - 6-е изд., стер. М.: Академия, 2018. - 384 с.
2. Литература: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2/ [Г.А.
Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л. Вольнова и др.]; под ред. Г.А. Обернихиной. - 6-е изд., стер. М.: Академия, 2018. - 400 с.
3. Литература: практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.
1/ [Г.А. Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л. Вольнова и др.]; под ред. Г.А. Обер-нихиной. - 6-еизд.,
стер. - М.: Академия, 2018. - 352 с.
Дополнительная литература:
1. Лебедева О. Б. История русской литературы 18 века: Учеб. – М.: ВШ, Академия, 2000.
– 415 с.
2. Литература: Практикум: учеб. пособие для студ. сред. проф. уч. заведений / Под ред. Г.
А. Обернихиной. – М.: Академия, 2018. – 272 с.
3. Литература: учебник для студ. сред. проф. уч. заведений / Под ред. Г. А. Обернихиной.
– М.: Академия, 2018. – 656 с.
4. Соколов А.Г. История русской литературы конца 19 – начала 20 века: Учеб. – 4 – е
изд., доп., перераб. – М.: ВШ, Академия, 2000. – 432 с.
Интернет-источники:
1. Сайт «Литература Урала» Е. Извариной (УрФУ) - http://www.litural.ru/.
2. Журнал «Урал» - magazines.russ.ru/ural/

24

5.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Раздел

уметь/ знать

ОК УУД

Раздел 1.
Литература
Урала
XIХ века

Уметь:
Осуществлять
аналитическую работу с
текстами
художественных
произведений уральских
писателей; участвовать в
беседе, отвечать на
вопросы, самостоятельно
выполнять задания по
учебнику, , проводить
сопоставительный анализ
составлять план
сочинения, писать
сочинение.
Знать: основные факты
жизни и творчества,
тексты произведений
уральских писателей
ХIХ века.

Полное освоение
содержания,
умений, знаний,
общих компетенций
(ОК1-ОК6),
УУД- Личностные,
познавательные

Раздел 2.
Литература
Урала первой
половины ХХ
века

Уметь:
самостоятельная работать
с источниками
информации
(дополнительная
литература,
энциклопедии, словари, в
том числе интернетисточники); составлять
сообщения,
сопоставительные
таблицы; осуществлять

Полное освоение
содержания,
умений, знаний,
общих компетенций
(ОК1-ОК6),
УУДпознавательные,
коммуникативные

Контроль и оценка
результатов освоения
учебной дисциплины
Практическое занятие
№ 1,2,3 (Письменный
анализ прозаического
произведения,
сопоставительный
анализ эпизода
произведения
Практическая
подготовка №1
История Салавата
Юлаева в башкирском
эпосе Русский фольклор
на Урале
Практическая
подготовка №2
Сборник былин и песен
Кирилла Данилова из
Нижнего
Практическая
подготовка №3
Народная афористика.
Сборник пословиц В. Н.
Татищева
Практическая
подготовка №4
Прошлое
горнозаводского Урала в
народной мысли
Практическая
подготовка №5
Практическое занятие
№5Истории о быте и
нравах народов,
населяющих Уральский
регион.
Текущий контроль
(Устный опрос)
Критерии оценивания
практической работы.
Практическое занятие
№6,7,8(Анализ
фрагментов
произведения.
«Живинка в деле»).
Практическое занятие
№9,10.11 Анализ
стихотворений С.
Щипачёва, Мусы
Джалиля, Л.
Татьяничевой
25

аналитическую работу с
текстами
художественных
произведений уральских
писателей и поэтов,
писать сочинение и
составлять план к нему,
писать отзыв, делать
анализ эпизода
произведения, анализ
стихотворений,
выразительное чтение
стихов и рассказ из
наизусть.
Знать:
основные факты жизни и
творчества уральских
писателей и поэтов1
половины 20 века,
содержания
произведений родной
литературы.

Раздел 3.
Литература
Урала второй
половины ХХ
века

Уметь:
Анализировать
произведение, писать
рецензию на
произведения уральских

Полное освоение
содержания,
умений, знаний,
общих( ОК1- ОК6)
,УУД.

Написать реферат на
тему «Творчество
уральских поэтовфронтовиков.
Практическая
подготовка №6
Изображение быта,
нравов рабочего люда
Урала.
Практическая
подготовка №7
Суровая правда факта о
судьбе мансийского
народа. Образ авторарассказчика и его
позиция
Практическая
подготовка №8
Отражение быта
уездного уральского
общества (старик
Бахарев, Данила
Шелехов, местные
«львицы»).
Практическая
подготовка №9
Цикл «Уральские
рассказы» - период
писательского
самоутверждения
Практическая
подготовка №10
Поэмы как изображение
мощи национального
характера
Практическая
подготовка №11
Рассказы «Табельщица»,
«Стрелочник» Поэмы
как изображение мощи
национального
характера
Текущий
контроль(Письменныйанализ текста)
Критерии оценивания
практической,
контрольной,
тематической
письменной работы.
Практическая
подготовка №20
Об уральской поэзии и
прозе последнего
десятилетия 20 века
26

Раздел 4.
Литература
Урала конца
ХХ - начала
ХХI века

писателей, отзыв (эссе),
составлять таблицу,
Знать:
основные факты жизни и
творчества, тексты
произведений писателей
в начале XX века,
литературоведческие
термины.
УМЕТЬ:
Выразительно читать
стихотворения наизусть;
готовить доклады и
сообщения; составлять
тезисный и цитатный
планы сочинения, писать
сочинения выполнять
проектную и учебноисследовательскую
работу (рефераты,
сообщения, презентации).
Знать:
основные факты жизни и
творчества, тексты
произведений писателей
1930 — начала 1940-х
годов,
литературоведческие
термины.

Практическая
подготовка №21
Тема Родины, России в
сборнике «Свеча
негасимая».

Полное освоение
содержания,
умений, знаний,
общих компетенций
(ОК1-ОК6),
УУДпознавательные,
коммуникативные

Практические занятия
№12,13 Написать
реферат на тему
«Творчество уральских
поэтов- фронтовиков.
№.14
(Выразительное чтение
и анализ стихов),
№15..16, 17
( Подготовить
электронную
(PowerPoint)
презентацию на тему: «
Время читать уральскую
проу/ поэзию» ( на
выбор)
№18 Написать рецензию
на прочитанную книгу
современного
уральского писателя)
Практическая
подготовка №22
Творчество В. П.
Крапивина .Организация
отряда «Бригантина».
Практическая
подготовка №23
Работа в журнале
«Уральский следопыт».
Практическая
подготовка №24
Современная проза
Урала.
Практическая
подготовка №25, 26
Современная поэзия
Урала.
Практическая
подготовка №27
Творчество В.Кальпиди,
Практическая
подготовка №28
27

Творчество
Ю.Казарина..
Практическая
подготовка №29
Драматургия на
Урале .Драматургия
Николая Коляды
Текущий контроль
(Устный опрос)- ответы
на вопросы)
заданиям).
Критерии оценивания
практической работы,
устного опроса,
презентации.

28

Оценка достижений обучающихся в освоении учебного предмета осуществляется по
разработанным критериям оценивания по каждой контрольной точке, в том числе и на
дифференцированном зачёте. Набранная сумма баллов при выполнении заданий соотносится с
универсальной шкалой оценивания, определяется отметка (таблица).

Универсальная шкала оценивания.
Процент
результативности
(правильных ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70

Качественная оценка индивидуальных образовательных
достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
неудовлетворительно

Шкала перевода баллов в отметку по пятибалльной системе.
Отметка
«3» («удовлетворительно»)
«4» («хорошо»)
«5» («отлично»)

Сумма баллов по выполненной работе

40 - 45
46 - 52
53 - 58

ПРИЛОЖЕНИЕ №1. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
№
№Занятия

Тема практического занятия

Всего
часов
29

Практическое занятие №1 Фольклор поэтический, музыкальный.
Уральские предания, легенды, сказы
13-14
Практическое занятие №2 Народный театр.
Практическое занятие №3 Путешествие как основа для создания
23-24
рассказа К.Д. Носилова «Дедушка-вогул и его внуки
Практическое занятие №4 Жанр путевых очерков в русской литературе
31-32
19 века. Особенности стиля писателя
Практическое занятие №5 Образ трудового уральского народа
45-46 («Бойцы», «Золотуха», «На шихане»).
7-8

Практическое занятие №6 «Уральские рассказы» Д.Н. Мамина 51-52 Сибиряка и «Записки охотника» И. С. Тургенева.
57-58
61-62
65-66
73-74
81-82
85-86
89-90
91-92

Практическое занятие №7 Василий Каменский – поэт-футурист. Дружба
с В. Маяковским, В. Хлебниковым
Практическое занятие №8 Образ национального героя Степана Разина
Стихи
Практическое занятие №9 Повести «Уходящее», «Матвей Коренистов»,
«Связчики».
Практическое занятие №10 Фольклорные мотивы в сказах П. П. Бажова.
художественное новаторство книги «Малахитовая шкатулка
Практическое занятие №11 Литературная жизнь Урала в годы Великой
Отечественной войны
Практическое занятие №12 Послевоенная поэзия: Л. Татьяничева Образ
Урала в лирических стихах.
Практическое занятие №13 Поэзия Урала в 1960–1980-е
Практическое занятие №14 Образ уральской природы в лирике поэтов.

Практическое занятие №15 Гражданская лирика: тема «малой родины»,
95-96 России, памяти, деревни и судьбы в стихах сборника «Венок маме».
Творчество Булата
Практическое занятие № 16 Автобиографическая повесть Булата
99-100 Окуджавы «Будь здоров, школяр».
Практическое занятие № 17 Нравственная проблематика прозы Н.
Никонова.
Практическое занятие №18 .Роль автора-рассказчика. Публицистичность
115-116
и лиризм повествования
Итого
109-110

2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2
36ч

30

ПРИЛОЖЕНИЕ №2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
№
№Занятия

Тема практического занятия

Практическая подготовка №1
История Салавата Юлаева в башкирском эпосе Русский фольклор на
Урале
Практическая подготовка №2
11-12
Сборник былин и песен Кирилла Данилова из Нижнего .Последний
скоморох – Кирша Данилов
Практическая подготовка №3
15-16
Народная афористика. Сборник пословиц В. Н. Татищева
Практическая подготовка №4
17-18
Прошлое горнозаводского Урала в народной мысли
Практическая подготовка №5
21-22
Практическое занятие №4 Истории о быте и нравах народов,
населяющих Уральский регион.
Практическая подготовка №6
27-28 Изображение быта, нравов рабочего люда Урала.
5-6

Практическая подготовка №7
33-34 Суровая правда факта о судьбе мансийского народа. Образ авторарассказчика и его позиция.
Практическая подготовка №8
41-42 Отражение быта уездного уральского общества (старик Бахарев, Данила
Шелехов, местные «львицы»).
Практическая подготовка №9
43-44
Цикл «Уральские рассказы» - период писательского самоутверждения
Практическая подготовка №10
59-60
Поэмы как изображение мощи национального характера
Практическая подготовка №11
67-68 Рассказы «Табельщица», «Стрелочник» Поэмы как изображение мощи
национального характера
Практическая подготовка №12
69-70 Автобиографическая повесть «Моя жизнь» Романы «Лога», «Ольга
Ермолаева»
Практическая подготовка №13
77-78 Цикл о мастерах в контексте мировой литературы и мифологии.
Практическая подготовка №14
79-80 Предвоенная поэзия: Б.Ручьёв. Магнитострой как тема в литературе
1930-х гг.
Практическая подготовка №16
105-106
Литературная проза Урала 60 – 80х годов. Проза И. Акулова, А.
Ромашова,
Практическая подготовка №17
107-108
Проза А. Филипповича
Практическая подготовка №18
109-110
Нравственная проблематика прозы Н. Никонова
119-120 Практическая подготовка №19

Всего
часов
2

2
2
2
2

2

2

2
2
2
2

2

2

2

2
2
2
2
31

Роль региональных журналов в развитии уральской литературы
Практическая подготовка №20
123-124
Об уральской поэзии и прозе последнего десятилетия 20 века
Практическая подготовка №21
129-130 Тема Родины, России в сборнике «Свеча негасимая».

139-140

2
2

Практическая подготовка №22
Творчество В. П. Крапивина .Организация отряда «Бригантина».

2

Практическая подготовка №23
141-142 Работа в журнале «Уральский следопыт».

2

Практическая подготовка №24
Современная проза Урала.
Практическая подготовка №26
155-156
Современная поэзия Урала.
Практическая подготовка №27
159-160
Творчество В.Кальпиди,
Практическая подготовка №28
161-162 Творчество Ю.Казарина..
147-148

173-174

2
2
2
2

Практическая подготовка №29
Драматургия на Урале .Драматургия Николая Коляды

2
Итого

58ч

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».