СГ.08_Культура речи и деловое общение

Приложение 4.8
к ОПОП по профессии
09.01.03 Оператор информационных
систем и ресурсов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
СГ.08 Культура речи и деловое общение

Сухой Лог, 2023

Рабочая программа учебного предмета разработана на основе требований
 Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по профессии 09.01.03 Оператор информационных
систем и ресурсов;
 Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования;
 Федеральной образовательной программы среднего общего образования
и с учетом
 Рабочей программы воспитания по профессии 09.01.03 Оператор
информационных систем и ресурсов;
 Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения
образовательной программы среднего профессионального образования;
 Примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Культура
речи и деловое общение» для профессиональных образовательных организаций.

Разработчик: Гутшмидт
многопрофильный техникум»

С.А.,

преподаватель

ГАПОУ

СО

«Сухоложский

2

Содержание
Пояснительная записка ............................................................................................................. 4
Объем учебного предмета ........................................................................................................ 5
Содержание учебного предмета ............................................................................................... 6
Планируемые результаты освоения учебного предмета ......................................................... 9
Тематическое планирование учебного предмета .................................................................. 21
Условия реализации программы учебного предмета ............................................................ 27
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета .............................................. 28

3

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Культура речи и деловое общение»
является частью
социально-гуманитарного цикла программы подготовки
квалифицированных рабочих, служащих по профессии
09.01.03 Оператор
информационных систем и ресурсов.
Цель освоения программы учебного предмета «Культура речи и деловое общение»
является:используяновейшиецифровыетехнологии,сформироватьиндикаторыкомпетенций
,предполагающиеналичиеустудентовспособностейвосприниматьмежкультурноеразнообра
зиеобществавсоциально-историческом,этическомифилософском контекстах.
Задачи: развить умения аргументировано и четко строить свою речь;
сформироватьнавыки деловой письменной и устной речи на русском языке, сформировать
навыкиприменять русский язык как инструмент решения ситуаций, возникающих в
сфереобучения и профессиональной деятельности.
Особенностью
дисциплины
является
изучение
различных
аспектов
деловогообщения: коммуникативные, интерактивные, этические, психологические,
собственно речеваякультура.
В рабочей программе представлено профессионально-ориентированное
содержание учебного предмета, предполагающее ситуативное использование учебного
материала с профессиональным содержанием практического характера, способствующее
формированию устойчивой мотивации и ценностного отношения к получаемой
профессии, профессионально значимых качеств личности, общих и профессиональных
компетенций.

4

Объем учебного предмета
Объем учебного предмета
Общая трудоёмкость учебного предмета
в том числе
Во взаимодействии с преподавателем
в том числе
лекции, уроки
практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Промежуточная аттестация

Всего академических часов
36
34
34
2

5

Содержание учебного предмета
Тема 1 Современный русский национальный язык. Литературный язык и другие
социальные разновидности национального языка.
Социально-функциональная стратификация национального языка. Понятие
литературногоязыка, основные признаки и функции литературного языка. Формы
литературного языка.
Варианты литературного языка.
Ненормированные разновидности национального языка: территориальные
диалекты, жаргоны,просторечие.
Тема 2 Культура речи. Аспекты культуры речи. Культура речи в структуре
профессиональной компетентности специалиста. Основы коммуникативной культуры.
Понятие культуры речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный,
коммуникативный, этический.
Нормативный аспект культуры речи. Правильность речи. Понятие языковой
нормы.Основные виды норм литературного языка. Ортологические словари, их виды.
Коммуникативный аспект культуры речи. Коммуникативная целесообразность и
уместность в выборе языковых средств. Функциональные стили и разновидности русского
языка.Понятие стилевой нормы.
Этический аспект культуры речи. Понятие речевой этики и речевого этикета.
Вежливость иполиткорректность служебного поведения. Понятие инвективной лексики.
Эвфемизм, дисфемизм, речевой ярлык. Этико-речевая ошибка.
Тема 3 Орфоэпия как совокупность норм литературного произношения.
Орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Орфоэпия как совокупность правил литературного произношения. Предмет орфоэпии.
Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы современного русского
литературного языка.
История нормативного произношения. Московское и петербургское
произношение.Понятие единой произносительной нормы.
Варианты
произношения.
Фонетический
портрет
личности.
Стили
произношения. Высокий(полный), разговорный (неполный) стили произношения.
Основные правила и тенденции в области произношения звуков и постановки
ударений всловах.
Принципы построения словарей литературного произношения. Краткая
характеристикаосновных орфоэпических словарей.
Тема 4 Лексика современного русского литературного языка. Лексические
нормысовременного русского литературного языка.
Определение понятия «лексика». Правильность и точность деловой речи.
Лексическоезначение слова. Понятие многозначности слова. Многозначность и омонимия.
Смысловаяизбыточность словосочетания и предложения. Плеоназм и тавтология.
Уместность речи и проблема выбора языковых средств. Функциональностилеваяпринадлежность слова.
Лексический состав русского языка. Разряды лексики. Синонимы, антонимы,
паронимы.Лексическая сочетаемость слов. Заимствования из других языков и связанные с
ними трудности.Понятие языкового пуризма.
Лексическая норма и лексическая ошибка. Типы лексических ошибок.
Фразеология русского литературного языка Основные типы лексических
словарей.
Тема 5 Грамматика современного русского литературного языка.
Морфологическиеи синтаксические нормы современного русского литературного языка.
Грамматика как раздел языкознания, содержащий учение о формах
словоизменения, остроении слов, видах словосочетаний и типах предложений.
6

Грамматические нормы современного русского литературного языка. Виды
грамматических ошибок: морфологические, синтаксические, стилистические.
Некоторые трудные случаи практической грамматики: род несклоняемых
существительных, род составных наименований и аббревиатур, формы множественного
числасуществительных и их окончания; склоняемость и несклоняемость некоторых
фамилий игеографических названий; склонение и количественных, порядковых
числительных, употреблениесобирательных числительных.
Некоторые трудные случаи синтаксиса. Грамматическое управление
(предложное ибеспредложное). Согласование подлежащего и сказуемого; согласование
определений иприложений. Употребление деепричастного оборота. Словари
грамматических трудностейсовременного русского языка, грамматические пометы в
толковых словарях.
Тема 6 Культура письменной речи. Орфографические нормы современного
русскоголитературного языка. Пунктуационные нормы современного русского
литературногоязыка.
Культура письменной речи как компонент профессиональной компетентности
специалиста.
Основные орфографические реформы. Новая редакция Свода правил русской
орфографии ипунктуации.
Основные принципы русской орфографии. Некоторые трудности правописания.
Правиланаписания сложных слов. Правописание частей речи. Производные предлоги и их
использование вписьменной деловой речи. Употребление прописных и строчных букв.
Правописаниезаимствованных слов. Особенности современной деловой культуры письма.
Основные орфографические словари и справочники. Пунктуация как отражение
смысловыхи логических отношений в предложении. Типичные пунктуационные ошибки,
встречающиеся вделовых бумагах и служебных документах. Знаки препинания при
цитатах. Основная справочнаялитература.
Тема 7 Морфологические нормы русского языка.
Вопросы для обсуждения: 1. Категория рода. Общий род. 2. Сложные случаи
определения рода у несклоняемых слов. 3. Склонение существительных. 4. Склонение
прилагательных. 5. Склонение числительных.
Тема 8 Теоретические основы культуры речи и делового общения.
лекционное занятие.
Современный русский язык и средства его выражения. Литературный русский
язык. Культураречи и деловое общение как учебная дисциплина. Связь культуры речи с
другими науками. Деловое общение - суть, характеристики.
Тема 9Функциональные стили русского литературного языка.
Функциональные
стили
речи.
Лексическое,
морфологическое,
словообразовательное,синтаксическое, орфоэпическое, акцентологическое своеобразие
функциональных стилей.Определение стилистической принадлежности текста.
Тема 10 Культура русской речи.
Нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи. Типы
речевых культур.Коммуникативные качества речи.
Тема 11 Речевой этикет и речевая деятельность.
Понятие речевой этикет, его суть. Типичные ситуации речевого этикета.
Слушание как видречевой деятельности. Виды слушания. Виды рефлексивных ответов.
Тема 12 Административно-деловой жаргон.
Вопросы для обсуждения: 1. Деловой жаргон. Суть, характеристики, примеры. 2.
Понятие «жаргонная номинация». 3. Понятийно-тематическая типология жаргонов. 4.
Влияниеадминистративно-делового жаргона на живую русскую речь.
Тема 13 Этикет делового общения.

7

Приемы расположения собеседника. Речевые приемы деловой коммуникации.
Основы этикетателефонного разговора. Дипломатический подстиль ОДС. Виды
дипломатическихдокументов. Правила делового этикета.
Тема 14 Правила ведения деловых переговоров.
Переговоры. Максимы общения. Искусство достижения компромисса. Тактика
проведенияуспешных переговоров. Толерантность.

8

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения программы «Культура речи и деловое общение»
на уровне среднего общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности,
патриотизма, гражданственности; уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и людям старшего поколения;
взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в
текстах литературных произведений, написанных на русском языке;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в образовательной организации;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения
к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, традициям
народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите,
ответственность за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь
на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов
России;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;

9

способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного,
творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по
русскому языку;
5) физического
воспитания,
формирования
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью;
потребность
в
физическом
совершенствовании,
занятиях
спортивнооздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять
такую деятельность, в том числе в процессе изучения русского языка;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к
деятельности филологов, журналистов, писателей; умение совершать осознанный выбор
будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни;
7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания
целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение
прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий
и предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебноисследовательскую и проектную деятельность, в том числе по русскому языку,
индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися
программы по русскому языку у обучающихся совершенствуется эмоциональный
интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние,
использовать языковые средства для выражения своего состояния, видеть направление
развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;

10

саморегулирования,
включающего
самоконтроль,
умение
принимать
ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к
эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать
эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении
коммуникации;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учётом
собственного речевого и читательского опыта.
В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия:
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её
всесторонне;
устанавливать существенный признак или основание для сравнения,
классификации и обобщения языковых единиц, языковых явлений и процессов, текстов
различных функциональных разновидностей языка, функционально-смысловых типов,
жанров;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в
наблюдении;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов
целям;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по русскому
языку;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом
собственного речевого и читательского опыта.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том
числе в контексте изучения учебного предмета «Культура речи и деловое общение »,
способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
осуществлять различные виды деятельности по получению нового знания, в том
числе по русскому языку; его интерпретации, преобразованию и применению в различных
учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе
лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
разнообразных жизненных ситуациях;
выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать параметры и
критерии её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений;
11

анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности, освоенные
средства и способы действия – в профессиональную среду;
выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные
способы решения проблем.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией:
владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из
источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её
целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации
(презентация, таблица, схема и другие);
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий при
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования
информационной безопасности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
У обучающегося будут сформированы умения общения:
осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно
вести диалог;
развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё
мнение, строить высказывание.
Регулятивные универсальные учебные действия:
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за
результаты выбора;
оценивать приобретённый опыт;
стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, принятия себя и
других:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;

12

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать приёмы рефлексии
для оценки ситуации, выбора верного решения;
оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов
деятельности;
признавать своё право и право других на ошибку;
развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом
мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости; проявлять творческие способности и воображение, быть
инициативным.
Предметные результаты:
К концу освоенияучебного предмета обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по русскому языку:
Общие сведения о языке.
Иметь представление о языке как знаковой системе, об основных функциях языка;
о лингвистике как науке.
Опознавать лексику с национально-культурным компонентом значения; лексику,
отражающую
традиционные
российские
духовно-нравственные
ценности
в
художественных текстах и публицистике; объяснять значения данных лексических единиц
с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и других);
комментировать фразеологизмы с точки зрения отражения в них истории и культуры
народа (в рамках изученного).
Понимать и уметь комментировать функции русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России,
одного из мировых языков (с использованием статьи 68 Конституции Российской
Федерации, Федерального закона от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке
Российской Федерации», Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1
«О языках народов Российской Федерации»).
Различать формы существования русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго), знать и
характеризовать признаки литературного языка и его роль в обществе; использовать эти
знания в речевой практике.
Язык и речь. Культура речи.
Иметь представление о русском языке как системе, знать основные единицы и
уровни языковой системы, анализировать языковые единицы разных уровней языковой
системы.
Иметь представление о культуре речи как разделе лингвистики.
Комментировать нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры
речи, приводить соответствующие примеры.

13

Освоение учебного предмета способствует формированию общих и
профессиональных компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной
деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать
знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного
контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных
ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных
отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого
уровня физической подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.

14

Интеграция требований ФГОС СПО и ФГОС СОО к результатам освоения образовательной программы
в разрезе учебного предмета
Общие и
профессиональные
компетенции
ОК 01. Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным
контекстам

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Сформированность:
- готовности к труду, осознание
ценности мастерства, трудолюбие;
- готовности к активной деятельности
технологической и социальной
направленности;
- способности инициировать,
планировать и самостоятельно
выполнять деятельность
технологической и социальной
направленности;
- интереса к различным сферам
профессиональной деятельности

Сформированность базовых
логических умений:
- самостоятельно формулировать и
актуализировать проблему,
рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный
признак или основания для
сравнения, классификации и
обобщения;
- определять цели деятельности,
задавать параметры и критерии их
достижения;
- выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых
явлениях;
- вносить коррективы в
деятельность, оценивать
соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий
деятельности;
- развивать креативное мышление
при решении жизненных проблем.

Предметные результаты
- Сформированность понятий о
нормах русского литературного
языка и применение знаний о них в
речевой практике

Сформированность базовых
исследовательских умений:
- владеть навыками учебноисследовательской и проектной

15

ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для

Сформированность:
- основ саморазвития и самовоспитаня
в соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского
общества;
- готовности и способности к
самостоятельной, творческой и

деятельности, навыками
разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные
связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу ее решения,
находить аргументы для
доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии
решения;
- анализировать полученные в ходе
решения задачи результаты,
критически оценивать их
достоверность,
прогнозировать изменение в новых
условиях;
- уметь переносить знания в
познавательную и практическую
области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из
разных предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения;
- способность их использования в
познавательной и социальной
практике
Сформированностьвладения
навыками:
- к самостоятельной
информационно-познавательной
деятельности;
- к получению необходимой
информации из словарей разных

- Владеть навыками самоанализа и
самооценки на основе наблюдений
за собственной речью;
- Владеть умением анализировать
текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и
второстепенной информации

16

выполнения задач
профессиональной
деятельности

ответственной деятельности;
- готовности и способности к
образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
- сознательного отношения к
непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной
и общественной деятельности

ОК 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
знания по правовой и
финансовой
грамотности в
различных жизненных
ситуациях

Сформированность:
- готовности и способности к
образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
- сознательного отношения к
непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной
и общественной деятельности

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе

Сформированность:
- эмпатии, включающей способность
сочувствовать и сопереживать,

типов.
Сформированностьумений:
- ориентироваться в различных
источниках информации;
-критически оценивать и
интерпретировать информацию,
получаемую из различных
источников
Сформированностьумений:
- определять актуальность
нормативноправовойдокументации в
профессиональной деятельности;
- применятьсовременную научную
профессиональную терминологию;
- определять и выстраивать
траектории
профессиональногоразвития и
самообразования
Сформированность знаний:
- о содержании актуальной
нормативно-правовой
документации;
- о современной научной и
профессиональной терминологии;
- о возможных траекториях
профессиональногоразвития и
самообразования
Сформированностьумений
общения:
- осуществлять коммуникацию во

- Знать о нормах русского
литературного языка и применять
знания в речевой практике;
- владеть навыками самоанализа и
самооценки на основе наблюдений
за собственной речью;
- владеть умением анализировать
текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и
второстепенной информации;
- владеть умением представлять
тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций рефератов, сочинений
различных жанров

- Знать основные нормы речевого
этикета применительно к
различным ситуациям

17

и команде

понимать эмоциональное состояние
других людей и учитывать его при
осуществлении коммуникации;
- социальных навыков, включающих
способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться о них,
проявлять к ним интерес и разрешать
конфликты с учётом собственного
речевого и читательского опыта

всех сферах жизни;
- пользоваться невербальными
средствами общения, понимать
значение социальных знаков,
распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
- владеть различными способами
общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог;
- развёрнуто, логично и корректно с
точки зрения культуры речи
излагать своё мнение, строить
высказывание.
Сформированностьумений
совместной деятельности:
- понимать и использовать
преимущества командной и
индивидуальной работы;
- выбирать тематику и методы
совместных действий с учётом
общих интересов и возможностей
каждого члена коллектива;
- принимать цели совместной
деятельности, организовывать и
координировать действия по их
достижению: составлять план
действий, распределять роли с
учётом мнений участников,
обсуждать результаты совместной
работы;
- оценивать качество своего вклада

официального/неофициального
общения, статусу
адресанта/адресата и другим;
- использовать правила русского
речевого этикета в социальнокультурной, учебно-научной,
официально-деловой сферах
общения, повседневном общении,
интернет-коммуникации.
- Употреблять языковые средства с
учётом речевой ситуации.
- Соблюдать в устной речи и на
письме нормы современного
русского литературного языка.
- Оценивать собственную и чужую
речь с точки зрения точного,
уместного и выразительного
словоупотребления

18

ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста

ОК 06. Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,

Сформированность:
- эстетическое отношение к миру,
включая эстетику быта,научного и
технического творчества, спорта,
труда иобщественных отношений;
- способность
восприниматьразличные виды
искусства,традиции и творчество
своего и других народов,
ощущатьэмоциональное воздействие
искусства;
- убежденность в значимости для
личности и обществаотечественного и
мирового искусства,
этническихкультурных традиций и
народного творчества;
- готовность к самовыражению в
разных видах искусства,
стремление проявлять качества
творческой личности
Сформированность:
российскойгражданскойидентичности,
патриотизма;

и вклада каждого участника
команды в общий результат по
разработанным критериям;
- предлагать новые проекты,
оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической
значимости; проявлять творческие
способности и воображение, быть
инициативным
- Владение языковыми средствами
– умения ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые
средства

Сформированностьумений:
- самостоятельно оценивать и
принимать решения,
определяющие стратегию

- Знать о нормах русского
литературного языка и применять
знания в речевой практике;
- владеть навыками самоанализа и
самооценки на основе наблюдений
за собственной речью;
- владеть умением анализировать
текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и
второстепенной информации;
- владеть умением представлять
тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций рефератов, сочинений
различных жанров;
- иметь представление
обизобразительно-выразительных
возможностях русского языка;
- иметь представление осистеме
стилейязыкахудожественной
литературы
- Знать о нормах русского
литературного языка и применять
знания в речевой практике;
- владеть навыками самоанализа и

19

демонстрировать
осознанное поведение
на основе
традиционных
российских духовнонравственных
ценностей, в том
числе с учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения

- уважения к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою
Родину,прошлое и
настоящеемногонационального
народа России;
- уважениегосударственных
символов (герб, флаг, гимн)

поведения, с учетом гражданских и
нравственных ценностей

ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках

Сформированность:
- основ саморазвития и
самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества;
- готовности и способности к
образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
- сознательного отношения к
непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной
и общественной деятельности

- Владение языковыми средствами
– умения ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые
средства

самооценки на основе наблюдений
за собственной речью;
- владеть умением анализировать
текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и
второстепенной информации;
- владеть умением представлять
тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций рефератов, сочинений
различных жанров;
- иметь представление об
изобразительно-выразительных
возможностях русского языка;
- иметь представление о системе
стилей языка художественной
литературы
- Знать о нормах русского
литературного языка и применять
знания в речевой практике;
- владеть умением представлять
тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций рефератов, сочинений
различных жанров;
- иметь представление о системе
стилей языка художественной
литературы

20

Тематическое планирование учебного предмета

Номер
урока

Наименование
раздела, темы

Содержание учебного материала (в том числе
профессионально-ориентированное1)

Модуль 1
1-4
Современный русский
национальный язык.
Литературный язык и
другие социальные
разновидности
национального языка

5-8

1

Социально-функциональная стратификация
национального языка. Понятие литературного
языка, основные признаки и функции
литературного языка. Формы литературного
языка.
Варианты литературного языка.
Ненормированные разновидности
национального языка: территориальные
диалекты, жаргоны, просторечие.
Культура речи.
Понятие культуры речи. Основные аспекты
Аспектыкультуры
культуры речи: нормативный,
речи. Культура речи
коммуникативный, этический.
в структуре
Нормативный аспект культуры речи.
профессиональнойком Правильность речи. Понятие языковой
петентностиспециалис нормы. Основные виды норм литературного
та.
языка. Ортологические словари, их виды.
Основы
Коммуникативный аспект культуры речи.
коммуникативнойкуль Коммуникативная целесообразность и
туры
уместность в выборе языковых средств.
Функциональные стили и разновидности
русского языка. Понятие стилевой нормы.
Этический аспект культуры речи. Понятие

Количество
В том числе
академических
часов во
взаимодействии Л, УР
ПЗ
с
преподавателем

СР

Формируемые
компетенции

4

4

ОК 01.
ОК 02.

4

4

ОК 02.

Профессионально-ориентированное содержание выделено полужирным курсивом

21

речевой этики и речевого этикета.
Вежливость и политкорректность служебного
поведения. Понятие инвективной лексики.
Эвфемизм, дисфемизм, речевой ярлык.
Этико-речевая ошибка.

9-12

Орфоэпия как
совокупностьнорм
литературногопроизн
ошения.
Орфоэпические
нормысовременного
русскоголитературног
о языка

Орфоэпические нормы современного
русского литературного языка.
Орфоэпия как совокупность правил
литературного произношения. Предмет
орфоэпии.
Орфоэпические (произносительные и
акцентологические) нормы современного
русского
литературного языка.
История нормативного произношения.
Московское и петербургское произношение.
Понятие единой произносительной нормы.
Варианты произношения. Фонетический
портрет личности. Стили произношения.
Высокий (полный), разговорный (неполный)
стили произношения.
Основные правила и тенденции в области
произношения звуков и постановки ударений
в словах.
Принципы построения словарей
литературного произношения. Краткая
характеристика основных орфоэпических
словарей.

4

4

ОК 01.
ОК 02.

22

13-14

15-16

Лексика
современногорусского
литературного языка.
Лексические
нормысовременного
русскоголитературног
о языка

Определение понятия «лексика».
Правильность и точность деловой речи.
Лексическое значение слова. Понятие
многозначности слова. Многозначность и
омонимия. Смысловая избыточность
словосочетания и предложения. Плеоназм и
тавтология.
Уместность речи и проблема выбора
языковых средств. Функционально-стилевая
принадлежность слова.
Лексический состав русского языка. Разряды
лексики. Синонимы, антонимы, паронимы.
Лексическая сочетаемость слов.
Заимствования из других языков и связанные
с ними трудности. Понятие языкового
пуризма.
Лексическая норма и лексическая ошибка.
Типы лексических ошибок.
Фразеология русского литературного языка
Основные типы лексических словарей.
Грамматика
Грамматика как раздел языкознания,
современногорусского содержащий учение о формах
литературного языка. словоизменения, о строении слов, видах
Морфологические
словосочетаний и типах предложений.
исинтаксические
Грамматические нормы современного
нормысовременного
русского литературного языка. Виды
русскоголитературног грамматических ошибок: морфологические,
о языка
синтаксические, стилистические.
Некоторые трудные случаи практической
грамматики: род несклоняемых
существительных, род составных
наименований и аббревиатур, формы
множественного числа существительных и их

2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 05.

2

2

ОК 04.
ОК 05.

23

17-18

Культура письменной
речи.Орфографически
е нормысовременного
русскоголитературног
о языка.
Пунктуационные
нормысовременного
русскоголитературног
о языка

окончания; склоняемость и несклоняемость
некоторых фамилий и географических
названий; склонение и количественных,
порядковых числительных, употребление
собирательных числительных.
Некоторые трудные случаи синтаксиса.
Грамматическое управление (предложное и
беспредложное). Согласование подлежащего
и сказуемого; согласование определений и
приложений. Употребление деепричастного
оборота. Словари грамматических трудностей
современного русского языка,
грамматические пометы в толковых словарях.
Культура письменной речи как компонент
профессиональной компетентности
специалиста.
Основные орфографические реформы. Новая
редакция Свода правил русской орфографии
и пунктуации.
Основные принципы русской орфографии.
Некоторые трудности правописания. Правила
написания сложных слов. Правописание
частей речи. Производные предлоги и их
использование в письменной деловой речи.
Употребление прописных и строчных букв.
Правописание заимствованных слов.
Особенности современной деловой культуры
письма.
Основные орфографические словари и
справочники. Пунктуация как отражение
смысловых и логических отношений в
предложении. Типичные пунктуационные
ошибки, встречающиеся в деловых бумагах и

2

2

ОК 01.
ОК 02.

24

19-20

Морфологические
нормы русского языка

Модуль 2
21-22 Теоретические основы
культуры речи и
делового общения.
лекционное занятие

23-24

Функциональные
стили русского
литературного языка

25-26

Культура русской
речи

27-28

Речевой этикет и
речевая деятельность

29-30

Административноделовой жаргон

служебных документах. Знаки препинания
при цитатах. Основная справочная
литература.
Вопросы для обсуждения: 1. Категория рода.
Общий род. 2. Сложные случаи определения
рода у несклоняемых слов. 3. Склонение
существительных. 4. Склонение
прилагательных. 5. Склонение числительных.
Современный русский язык и средства его
выражения. Литературный русский язык.
Культура речи и деловое общение как
учебная дисциплина. Связь культуры речи с
другими науками. Деловое общение - суть,
характеристики.
Функциональные стили речи. Лексическое,
морфологическое, словообразовательное,
синтаксическое, орфоэпическое,
акцентологическое своеобразие
функциональных стилей. Определение
стилистической принадлежности текста.
Нормативный, коммуникативный и этический
аспекты культуры речи. Типы речевых
культур. Коммуникативные качества речи.
Понятие речевой этикет, его суть. Типичные
ситуации речевого этикета в
профессиональной деятельности.
Слушание как вид речевой деятельности.
Виды слушания. Виды рефлексивных
ответов.
Вопросы для обсуждения: 1. Деловой жаргон
в профессиональная деятельности. Суть,
характеристики, примеры. 2. Понятие

2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 05.

2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 05.

2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 05.

2

2

2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 05.
ОК 01.
ОК 02.
ОК 05.

2

2

ОК 01.
ОК 02.

25

31-32

Этикет делового
общения

33-34

Правила ведения
деловых переговоров

35-36

Самостоятельная
работа:
«Культура речи и
деловое общение»

«жаргонная номинация». 3. Понятийнотематическая типология жаргонов. 4. Влияние
административно-делового жаргона на живую
русскую речь.
Приемы расположения собеседника. Речевые
приемы деловой коммуникации. Основы
этикета телефонного разговора.
Дипломатический подстиль ОДС. Виды
дипломатических документов. Правила
делового этикета.
Переговоры. Максимы общения. Искусство
достижения компромисса. Тактика
проведения успешных переговоров.
Толерантность.Проигрывание возможных
ситуаций при рабочих переговорах.

2

2

ОК 01.
ОК 02.

2

2

ОК 01.
ОК 02.

2

2

ОК 01.
ОК 02.

Л – лекция
Ур – урок
ПЗ – практическое занятие
СР – самостоятельная работа

26

Условия реализации программы учебного предмета
Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета «Культура
речи и деловое общение»
Оборудование учебного кабинета:учебная доска, рабочее место преподавателя,
столы, стулья (почислу обучающихся), технические средства (компьютер, средства
аудиовизуализации, наглядные пособия).
Информационное обеспечение
Основная литература
1. Петрова Ю.А. Культура и стиль делового общения: учебное
пособие / Ю.А. Петрова. М.: ГроссМедиа, 2007. 190 c.
2. Кадырова Э.А. «Культура речи и деловое общение» // Система дистанционного
обучения Moodle, режим доступа.
Дополнительная литература
1. Асташина О.В. Электронный учебный курс «Деловое общение» [Электронный ресурс]//
Система дистанционного обучения Moodle, режим доступа – по паролю.
URL:http://cdo.rsreu.ru/
Дидактические пособия и справочные издания
1. Стилистический словарь вариантов. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2001.
2.Иванова О. Е., Лопатин В. В., Нечаева И. В., Чельцова Л. К. Русский орфографический
словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институтрусского языка им. В.
В. Виноградова / под ред. В. В. Лопатина. — 2-е изд., испр. Идоп. — М., 2004.
Периодические издания
1. Российский филологический журнал «Новое литературное обозрение». Текст:
электронный. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/
2. Журнал «Мир русского слова». Текст: электронный. URL: http://mirs.ropryal.ru/
Электронные образовательные ресурсы
1. Образовательная платформа: https://urait.ru/
2. Электронно-библиотечная система: https://znanium.com/
Электронные информационные ресурсы
1. Портал «Культура письменной речи Gramma.ru» http://www.gramma.ru
2. Сайт Института русского языка им. В.В. Виноградова http://www.slovari.ru
3. Русская грамматика http://www.rusgram.narod.ru
4. Единое окно доступа к информационным ресурсам: http://window.edu.ru/

Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета проводится в рамках текущей и промежуточной аттестации.
Текущая аттестация проводится на учебных занятиях в соответствии с тематическим планом и технологическими картами занятий.
Промежуточная аттестация проводится с целью контроля освоенияобучающимисязапланированных результатов освоения учебного
предмета.
Порядок проведения текущей и промежуточной аттестации определяется оценочными средствами.
Результаты освоения учебного предмета
Наименование раздела
Модуль 1
Модуль 2

Личностные
результаты

Метапредметные
результаты

Предметные результаты

Сформированность:
- основ
саморазвития и
самовоспитаня в
соответствии с
общечеловеческими
ценностями и
идеалами
гражданского
общества;
- готовности и
способности к
самостоятельной,
творческой и
ответственной
деятельности;
- готовности и
способности к
образованию и
самообразованию на

Сформированность
умений:
- самостоятельно
определять цели
деятельности и
составлять план
деятельности;
- осуществлять,
контролировать и
корректировать
деятельность;
- использовать все
возможные
ресурсы для
достижения
поставленных
целей и реализации
планов
деятельности;
- выбирать

- Знать о нормах русского
литературного языка и
применять знания в речевой
практике;
- владеть навыками
самоанализа и самооценки на
основе наблюдений за
собственной речью;
- владеть умением
анализировать текст с точки
зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной и
второстепенной информации;
- владеть умением
представлять тексты в виде
тезисов, конспектов,
аннотаций рефератов,
сочинений различных жанров;
- иметь представление об
изобразительно-

Общие и
професиональн
ые компетенции
ОК 01.
ОК 02.
ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 09.

Методы контроля
и оценки
результата
- практические
задания;
- устный опрос;
- беседы,
дискуссии;
-самостоятельная
работа

28

протяжении всей
жизни;
- сознательного
отношения к
непрерывному
образованию как
условию успешной
профессиональной и
общественной
деятельности.
Сформированность:
- российской
гражданской
идентичности,
патриотизма;
- уважения к своему
народу, чувства
ответственности
перед Родиной,
гордости за свой
край, свою Родину,
прошлое и
настоящее
многонационального
народа России;
- уважение
государственных
символов (герб,
флаг, гимн)

успешные
стратегии в
различных
ситуациях.

выразительных возможностях
русского языка;
- иметь представление о
системе стилей языка
художественной литературы

Сформированность
владения
навыками:
- к познавательной,
учебноисследовательской
и проектной
деятельности,
навыками
разрешения
проблем;
-к
самостоятельному
поиску методов
решения
практических
задач, применению
различных методов
познания

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».