ДУП.01_Родная литература

Приложение 3.15
к ОПОП по профессии
09.01.03 Оператор информационных
систем и ресурсов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
ДУП.01 Родная литература

Сухой Лог, 2023

Рабочая программа учебного предмета разработана на основе требований
 Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по профессии 09.01.03 Оператор информационных
систем и ресурсов;
 Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования;
 Федеральной образовательной программы среднего общего образования
и с учетом
 Рабочей программы воспитания по профессии 09.01.03 Оператор
информационных систем и ресурсов;
 Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения
образовательной программы среднего профессионального образования;
 Примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Родная
литература» для профессиональных образовательных организаций.

Разработчик: Гутшмидт С. А.., преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский
многопрофильный техникум»

2

Содержание
Пояснительная записка ............................................................................................................. 4
Объем учебного предмета ........................................................................................................ 6
Содержание учебного предмета ............................................................................................... 7
Планируемые результаты освоения учебного предмета ....................................................... 11
Тематическое планирование учебного предмета .................................................................. 26
Условия реализации программы учебного предмета ............................................................ 34
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета .............................................. 35

3

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Родная литература» является частью
основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки
квалифицированных рабочих, служащих по профессии
09.01.03 Оператор
информационных систем и ресурсов.
Учебный предмет «Родная литература» входит в дополнительную часть
общеобразовательного цикла и изучается на базовом уровне.
Русская литература, являясь одной из самых богатыхлитератур мира,
предоставляет широкие возможности дляотражения эстетически ценной художественной
моделимира и духовного познания жизни с позицийгуманистического сознания. Лучшие
образцы
русскойлитературы
обладают
высокой
степенью
эмоциональноговоздействиянавнутренниймир студентов,способствуют их приобщению к
гуманистическимценностямикультурно-историческомуопытучеловечества, поэтому в
поликультурной языковой средерусская литература должна изучаться на основе
диалогакультур.
Гуманистический
потенциал
русской
литературыпозволяет
рассматривать её как общенациональнуюроссийскую ценность, как средство воспитания
студентов в духе уважительного отношения к языку икультуре народов Российской
Федерации и мира,формирования культуры межнационального общения.
Являясь частью предметной области «Родной язык иродная литература», учебный
предмет «Родная литература» тесно связан с предметом «Роднойязык (русский)» и
способствует обогащению речи студентов,развитиюихречевойкультуры,коммуникативной
и межкультурной компетенций.
Учебный предмет «Родная литература» такженепосредственно связан с предметом
«Литература» изпредметной области «Русский язык и литература», нарядус которым
вносит свой вклад в формирование уобучающихся культуры восприятия и
пониманиялитературных
текстов,
освоение
ими
современных
читательских
практик.Вместе с тем учебный предмет«Родная литература (русская)» имеет
специфическиеособенности, отличающие его от учебного предмета«Литература» и
обусловленные:
 отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко выражено их
национально-культурное своеобразие и связанная с этим проблематика (человек в
круговороте истории России, загадочная русская душа, духовные основы русской
культуры, человек в поисках счастья);
 построением содержания в соответствии с проблемно-тематическими блоками;
 более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания
изучаемых литературных произведений, расширенным историко-культурным
комментарием к ним.
Содержание курса «Родная литература» неповторяет содержание курса
«Литература», а дополняетего, удовлетворяя потребности обучающихся 2 курса в
изучении родной русской литературы какособого, эстетического средства познания
русскойнациональной культуры и самореализации в ней. В курсродной русской
литературы
включены
значительныепроизведениярусскойклассикии
современнойлитературы, наиболее ярко воплотившие национальныеособенности русской
литературы и культуры.
Изучение предмета «Роднаялитература» направлено на достижение следующих
целей:
 формирование представлений о роли и значении родной литературы в жизни
человека и общества, в осознании ценностного отношения к литературе как
неотъемлемой части русской культуры;

4

 включение старшеклассников в культурно-языковое поле родной литературы и
культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку и русской
литературе как носителям культуры своего народа;
 формирование представлений о тесной связи между языковым, литературным,
интеллектуальным, духовно-нравственным становлением личности;
 расширение представлений о родной русской литературе как художественном
отражении традиционных духовно-нравственных российских и национальнокультурных ценностей.
Достижение указанных целей возможно при комплексном решении следующих
взаимосвязанных учебных задач:
 расширение представлений о художественной литературе как одной из основных
национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
 обеспечение культурной самоидентификации, национального самосознания,
чувства патриотизма, формирующих национально-культурную идентичность и
способность к межэтническому диалогу (на основе развития способности понимать
литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные
традиции);
 формирование устойчивой мотивации к систематическому чтению как средству
познания культуры своего народа и других культур на основе многоаспектного
диалога, как форме приобщения к литературному наследию и через него к
сокровищам отечественной и мировой культуры, как особому способу познания
жизни, культурной самоидентификации, чувства причастности к истории,
традициям своего народа и осознания исторической преемственности поколений;
 формирование знаний о базовых концептах русского языка, создающих
художественную картину мира, ключевых проблемах произведений русской
литературы;
 развитие умения выявлять идейно-тематическое содержание формирование
представлений об изобразительно-выразительных возможностях языка русской
литературы и умений самостоятельного смыслового и эстетического анализа
художественных текстов и познавательной учебной проектно-исследовательской
деятельности;
 развитие умений интерпретировать изученные и самостоятельно прочитанные
произведения родной литературы на историко-культурной основе;
 сопоставлять их с произведениями других видов искусств, в том числе с
использованиеминформационно-коммуникационных технологий и применением
различных форм работы в медиа-пространстве;
 использовать словари и справочную литературу, опираясь на ресурсы
традиционных библиотек и электронных библиотечных систем;
 творчески перерабатывать художественные тексты, создавать собственные
высказывания,содержащие аргументированные суждения и самостоятельную
оценку прочитанного.
В рабочей программе представлено профессионально-ориентированное
содержание учебного предмета, предполагающее ситуативное использование учебного
материала с профессиональным содержанием практического характера, способствующее
формированию устойчивой мотивации и ценностного отношения к получаемой
профессии, профессионально значимых качеств личности, общих и профессиональных
компетенций.

5

Объем учебного предмета
Объем учебного предмета
Общая трудоёмкость учебного предмета
в том числе
Во взаимодействии с преподавателем
в том числе
лекции, уроки
практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Промежуточная аттестация (дифференцированный
зачет)

Всего академических часов
42
42
42
0
0
2

6

Содержание учебного предмета
РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И МОДЕРНИСТСКИЕ ИСКАНИЯ В
ЛИТЕРАТУРЕ НАЧАЛА XX ВЕКА
«Ностальгия по неизвестному» как отражение общего духовного климата в России
на рубеже веков.
Разноречивость тенденций в культуре «нового времени»: от апокалиптических
ожиданий ипророчеств до радостного приятия грядущего. Реалистические традиции и
модернистские искания влитературе и искусстве. Достижения русского реализма в
творчестве Л.Н. Толстого и А.П. Чеховарубежа веков.
СИМВОЛИЗМ И РУССКИЕ ПОЭТЫ-СИМВОЛИСТЫ
Предсимволистские тенденции в русской поэзии (творчество С. Я. Надсона, К. М.
Фофанова, К. К.Случевского и др.). Манифесты, поэтические самоопределения,
творческие дебюты поэтов-символистов. Образный мир символизма, принципы
символизации,
приёмы
художественнойвыразительности.
Старшее
поколение
символистов (Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. Я.Брюсов, К. Д. Бальмонт и др.) и
младосимволисты (А. А. Блок, А. Белый, Вяч.И. Иванов и др.).
ПОЭЗИЯ В. Я. БРЮСОВА И К. Д. БАЛЬМОНТА
Серия книг «Русские символисты» под редакцией В.Я. Брюсова — дерзкий дебют
символистов.Использование оксюморона как доминирующей стилистической фигуры.
«Элементарные слова осимволической поэзии» К. Д. Бальмонта.
«ПРЕОДОЛЕВШИЕ СИМВОЛИЗМ»
Истоки и последствия кризиса символизма в 1910-е годы. Манифесты акмеизма и
футуризма.Эгофутуризм (И. Северянин) и кубофутуризм (группа «будетлян»). Творчество
В. Хлебникова и его«программное» значение для поэтов-кубофутуристов. Вклад Н. А.
Клюева и «новокрестьянскихпоэтов» в образно-стилистическое богатство русской поэзии
ХХ века. Взаимовлияние символизма иреализма.
И. Ф. Анненский. Стихотворения: «Среди миров», «Старая шарманка», «Смычок и
струны», «Старыеэстонки» и др. по выбору. Поэзия И.Ф.Анненского как необходимое
звено между символизмом иакмеизмом. Внутренний драматизм и исповедальность лирики
И. Ф. Анненского. Жанр«трилистника» в художественной системе поэта. Глубина
лирического самоанализа и чуткость к«шуму повседневности» в поэзии И.Ф.Анненского.
Н. С. ГУМИЛЁВ
Стихотворения: «Слово», «Жираф», «Кенгуру», «Заблудившийся трамвай»,
«Шестое чувство» и др.по выбору. Герой-маска в ранней поэзии Н. С. Гумилёва. «Муза
дальних странствий» какпоэтическая эмблема гумилёвского неоромантизма.
Экзотический колорит «лирического эпоса» Н.С. Гумилёва. Тема истории и судьбы,
творчества и творца в поздней лирике поэта.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 30-х — НАЧАЛА 40-х ГОДОВ
Духовная атмосфера десятилетия и её отражение в литературе и искусстве.
Сложное единствооптимизма и горечи, идеализма и страха, возвышения человека труда и
бюрократизации власти.
Рождение новой песенно-лирической ситуации. Героини стихотворений П. Н.
Васильева и М. В.Исаковского (символический образ России — Родины). Лирика Б. П.
Корнилова, Д. Б. Кедрина, М.А. Светлова, А. А. Жарова и др.
Литература на стройке: произведения 1930-х годов о людях труда («Энергия» Ф. В.
Гладкова, «Соть»Л. М. Леонова, «Гидроцентраль» М. С. Шагинян, «Время, вперёд!»В. П.
Катаева, «Люди иззахолустья» А. Г. Малышкина и др.).
Драматургия: «Чужой ребёнок» В. В. Шкваркина, «Таня» А. Н. Арбузова.
Человеческий и творческий подвиг Н. А. Островского. Уникальность и
полемическая заострённостьобраза Павла Корчагина в романе «Как закалялась сталь».

7

Тема коллективизации в литературе. Трагическая судьба Н. А. Клюева и поэтов
«крестьянскойкупницы». Поэма А. Т. Твардовского «Страна Муравия» и роман М. А.
Шолохова «Поднятаяцелина».
Первый съезд Союза писателей СССР и его общественно-историческое значение.
Эмигрантская «ветвь» русской литературы в 1930-е годы. Ностальгический
реализм И. А. Бунина, Б.К. Зайцева, И. С. Шмелёва. «Парижская нота» русской поэзии
1930-х годов. Лирика Г. В. Иванова, Б.Ю. Поплавского, Н. А. Оцупа, Д. М. Кнута, Л. Д.
Червинской, Г. В. Адамовича и др.
О. Э. Мандельштам. Стихотворения: «Заснула чернь. Зияет площадь аркой…», «На
розвальнях,уложенных соломой…», «Эпиграмма», «За гремучую доблесть грядущих
веков…» и др. Истокипоэтического творчества. Близость к акмеизму. Историческая тема в
лирике О. Э. Мандельштама.Осмысление времени и противостояние «веку-волкодаву».
Художественное мастерство поэта.
А. Н. Толстой. Роман «Пётр Первый». Основные этапы становления исторической
личности, чертынационального характера в образе Петра. Образы сподвижников царя и
противников петровскихпреобразований. Проблемы народа и власти, личности и истории
в художественной концепцииавтора. Жанровое, композиционное и стилистико-языковое
своеобразие романа.
ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей.
Публицистика времён войны(А. Н. Толстой, И. Г. Эренбург, Л. М. Леонов, О. Ф.
Берггольц, В. С. Гроссман и др.).
Лирика военных лет. Песенная поэзия В. И. Лебедева-Кумача, М. В. Исаковского,
Л. И. Ошанина, Е.А. Долматовского, А. А. Суркова, А. И. Фатьянова, К. М. Симонова.
«Моабитская тетрадь» МусыДжалиля.
Жанр поэмы в литературной летописи войны («Зоя» М. И. Алигер, «Сын» П. Г.
Антокольского,«Двадцать восемь» М. А. Светлова и др.). Поэма А. Т. Твардовского
«Василий Тёркин» каквершинное произведение времён войны. Прославление подвига
народа и русского солдата в «Книгепро бойца».
Проза о войне. «Дни и ночи» К. М. Симонова, «Звезда» Э. Г. Казакевича,
«Спутники» В. Ф. Пановой,«Молодая гвардия» А. А. Фадеева, «Повесть о настоящем
человеке» Б. П. Полевого, «Судьбачеловека» М. А. Шолохова и др.
А. Т. ТВАРДОВСКИЙ
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Дробится рваный
цокольмонумента…», «Я знаю, никакой моей вины…», «Памяти матери», «Я убит подо
Ржевом», «В чёмхочешь человечество вини…» и др. по выбору. Поэма «По праву
памяти».
Доверительность и теплота лирической интонации А. Т. Твардовского. Любовь к
«правде сущей» какосновной мотив «лирического эпоса» художника. Память войны, тема
нравственных испытаний надорогах истории в произведениях разных лет. Философская
проблематика поздней лирики поэта.«По праву памяти» как поэма-исповедь, поэмазавещание. Тема прошлого, настоящего и будущего всвете исторической памяти, уроков
пережитого. Гражданственность и нравственная высота позицииавтора.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 50–80-х ГОДОВ
Осмысление Великой Победы 1945 года в 40–50-е годы ХХ века. Поэзия Ю. В.
Друниной, М. А.Дудина, М. К. Луконина, С. С. Орлова, А. П. Межирова. Повесть «В
окопах Сталинграда» В. П.Некрасова.
«Оттепель» 1953–1964 годов — рождение нового типа литературного движения.
Новый характервзаимосвязей писателя и общества в произведениях В. Д. Дудинцева, В.
Ф. Тендрякова, В. С. Розова,В. П. Аксёнова, А. И. Солженицына и др.

8

Поэтическая «оттепель»: «громкая» (эстрадная) и «тихая» лирика. Своеобразие
поэзии Е. А.Евтушенко, Р. И. Рождественского, А. А. Вознесенского, Б. А. Ахмадулиной,
Н. М. Рубцова, Ю. П.Кузнецова и др.
«Окопный реализм» писателей-фронтовиков 1960–1970-х годов. Проза Ю. В.
Бондарева, К. Д.Воробьёва, А. А. Ананьева, В. Л. Кондратьева, Б. Л. Васильева, Е. И.
Носова, В. П. Астафьева.
«Деревенская проза» 1950–1980-х годов. Произведения С. П. Залыгина, Б. А.
Можаева, В. А.Солоухина, Ю. П. Казакова, Ф. А. Абрамова, В. И. Белова и др. Повести В.
Г. Распутина «Последнийсрок», «Прощание с Матёрой» и др. Нравственно-философская
проблематика пьес А. В. Вампилова,прозы В. П. Астафьева, Ю. В. Трифонова, В. С.
Маканина, Ю. О. Домбровского, В. Н. Крупина.
Историческая романистика 1960–1980-х годов. Романы В. С. Пикуля, Д. М.
Балашова, В. А.Чивилихина. «Лагерная» тема в произведениях В. Т. Шаламова, Е. С.
Гинзбург, О. В. Волкова, А. В.Жигулина.
Авторская песня как песенныймонотеатр 1970–1980-х годов. Поэзия Ю. В.
Визбора, А. А. Галича, Б.Ш. Окуджавы, В. С. Высоцкого, А. Н. Башлачёва.
Н. М. РУБЦОВ
Стихотворения: «Русский огонёк», «Я буду скакать по холмам задремавшей
отчизны…», «Вгорнице», «Душа хранит» и др.
Диалог поэта с Россией. Прошлое и настоящее через призму вечного. Образы
скитальца и родногоочага. Одухотворённая красота природы в лирике.
Задушевность и музыкальность поэтического слова Н. М. Рубцова.
В. П. АСТАФЬЕВ
Повесть «Царь-рыба». Рассказ «Людочка» и др.
Натурфилософия В. П. Астафьева. Человек и природа: единство и противостояние.
Нравственныйпафос произведений писателя. Проблема утраты человеческого в человеке.
«Жестокий» реализмпозднего творчества В. П. Астафьева. Синтетическая жанровая
природа крупных произведенийписателя.
В. Г. РАСПУТИН
Повести: «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни».
Эпическое и драматическое начала прозы писателя. Дом и семья как составляющие
национальногокосмоса. Философское осмысление социальных проблем современности.
Особенностипсихологического анализа в «катастрофическом пространстве» В. Г.
Распутина.
НОВЕЙШАЯ РУССКАЯ ПРОЗА И ПОЭЗИЯ
Внутренняя противоречивость и драматизм современной культурно-исторической
ситуации(экспансия массовой и элитарной литературы, смена нравственных критериев и
т. п.).
Реалистическая проза. Глубокий психологизм, интерес к человеческой душе в её
лучшихпроявлениях в прозе Б. П. Екимова, Е. И. Носова, Ю. В. Бондарева, П. Л.
Проскурина, Ю. М.Полякова и др. Новейшая проза Л. С. Петрушевской, С. Е. Каледина,
В. П. Аксёнова, А. А.Проханова, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина. «Болевые точки»
современной жизни в прозе В. С.Маканина, З. Прилепина, Л. Е. Улицкой, Т. Н. Толстой,
В. С. Токаревой и др.
Эволюция модернистской и постмодернистской прозы. Многообразие течений и
школ «новейшей»словесности («другая литература», «андеграунд», «артистическая
проза», «соцарт», «новая волна» ит. п.).
Поэма в прозе «Москва — Петушки» Вен.В. Ерофеева как воссоздание «новой
реальности»,выпадение из исторического времени. «Виртуальность» и «фантазийность»
прозы В. О. Пелевина, её«игровой» характер.
Ироническая поэзия 1980–1990-х годов. И. М. Губерман, Д. А. Пригов, Т. Ю.
Кибиров и др.
9

Поэзия и судьба И. А. Бродского. Стихотворения: «Большая элегия Джону Донну»,
«Ни страны, нипогоста…». Воссоздание «громадного мира зрения» в творчестве поэта,
соотношение опытареальной жизни с культурой разных эпох.

10

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения программы среднегообщего образования по
родной
литературе
достигаются
в
единстве
учебной
и
воспитательнойдеятельностиорганизациивсоответствиистрадиционнымироссийскимисоци
окультурными,историческими и духовно-нравственными ценностями,отражёнными в
произведениях русской литературы, -принятыми в обществе правилами и нормами
поведения, испособствуют процессам самопознания, самовоспитания исаморазвития,
развития внутренней позиции личности,патриотизма, гражданственности, уважения к
памятизащитников Отечества и подвигам героев Отечества,закону и правопорядку,
человеку труда и старшемупоколению, взаимного уважения, бережного отношения
ккультурному наследию и традициям многонациональногонарода Российской Федерации,
природе и окружающейсреде.
Личностные результаты освоения обучающимисярабочей программы по родной
литературе
длясреднего
общего
образования
должны
отражатьготовностьиспособностьобучающихсяруководствоваться
сформированной
внутренней позициейличности, системой ценностных ориентаций, позитивныхвнутренних
убеждений,
соответствующих
традиционнымценностямроссийскогообщества,расширениежизненного опыта и опыта
деятельности в процессереализации основных направлений воспитательнойдеятельности,
в том числе в части:
1) гражданского воспитания
сформированность гражданской позиции обучающегосякак активного и
ответственного члена российскогообщества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей,
уважение закона и правопорядка;
принятиетрадиционныхнациональных,общечеловеческих
гуманистических,
демократическихценностей, в том числе в сопоставлении с ситуациями,отражёнными в
литературных произведениях;
готовность
противостоять
идеологии
экстремизма,национализма,ксенофобии,дискриминациипосоциальным,
религиозным,
расовым, национальнымпризнакам;
готовность вести совместную деятельность, в томчисле в рамках школьного
литературного образования, винтересах гражданского общества, участвовать
всамоуправлениив техникуме и детско-юношескихорганизациях;
умение взаимодействовать с социальными институтамив соответствии с их
функциями и назначением;
готовностькгуманитарнойиволонтёрскойдеятельности;
2) патриотического воспитания
сформированностьроссийскойгражданскойидентичности, патриотизма, уважения к
своему народу,чувства ответственности перед Родиной, гордости за свойкрай, свою
Родину, свой язык и культуру, прошлое инастоящее многонационального народа России
вконтексте изучения произведений родной литературы(русской) и литератур народов
России;
ценностное отношение к государственным символам,историческому и природному
наследию, памятникам,традициям народов России, достижениям России в
науке,искусстве,
спорте,
технологиях,
труде,
отражённым
вхудожественных
произведениях;
идейная убеждённость, готовность к служению изащите Отечества,
ответственность за его судьбу, в томчисле воспитанные на примерах из русской
литературы;
3) духовно-нравственного воспитания
11

осознание духовных ценностей российского народа,отражённых в произведениях
родной литературыи литератур народов России;
сформированность нравственного сознания, этическогоповедения;
способность оценивать ситуацию и приниматьосознанные решения, ориентируясь
на морально-нравственные нормы и ценности, в том числе и прианализе литературного
произведения;
осознание личного вклада в построение устойчивогобудущего;
ответственное отношение к своим родителям,созданию семьи на основе
осознанного принятияценностей семейной жизни, в соответствии с традицияминародов
России, в том числе отражёнными влитературных произведениях;
4) эстетического воспитания
эстетическое отношение к миру, включая эстетикубыта, научного и технического
творчества, спорта, труда,общественных отношений;
способность
восприниматьразличные
виды
искусства,
традиции
и
творчестворусского и других народов, ощущать эмоциональноевоздействие искусства, в
том числе художественнойлитературы;
убеждённость в значимости для личности и обществаотечественного искусства,
этнических культурныхтрадиций и народного творчества, в том числе русскогофольклора;
готовность к самовыражению в разных видахискусства, стремление проявлять
качества творческойличности, в том числе при выполнении творческих работпо родной
(русской) литературе;
5) физического воспитания
сформированность здорового и безопасного образажизни, ответственного
отношения к своему здоровью;
потребностьв
физическом
совершенствовании,занятиях
спортивнооздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных формпричинения вреда
физическому и психическому здоровью,в том числе при оценке поведения и
поступковлитературных героев;
6) трудового воспитания
готовность к труду, осознание ценности мастерства,трудолюбие, в том числе
воспитанные на положительныхпримерах из художественной литературы;
готовность
к
активной
деятельности
технологической
исоциальной
направленности, способность инициировать,планировать и самостоятельно выполнять
такуюдеятельность в процессе литературного образования;
интерес к различным сферам профессиональнойдеятельности, умение совершать
осознанный выборбудущей профессии и реализовывать собственныежизненные планы, в
том числе ориентируясь напрофессиональный выбор и поступки литературныхгероев;
готовность
и
способность
к
образованию
исамообразованию,кпродуктивнойчитательскойдеятельности на протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания
сформированность экологической культуры, пониманиевлияниясоциальноэкономическихпроцессовнасостояние
природной
и
социальной
среды,
осознаниеглобального характера экологических проблем, в томчисле на основе
осмысления идейно-тематическогосодержания родной литературы (русской) и
литературнародов России;
планированиеиосуществлениедействийвокружающей среде на основе знания целей
устойчивогоразвития человечества, в том числе на основе осмысленияидейнотематического содержания произведений роднойлитературы;
активное неприятие действий, приносящих вредокружающей среде, в том числе на
основе
интерпретациилитературных
произведений;
умение

12

прогнозироватьнеблагоприятныеэкологическиепоследствияпредпринимаемых действий,
предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологическойнаправленности, представленной в
произведениях роднойлитературы (русской);
8) ценности научного познания
сформированность мировоззрения, соответствующегосовременному уровню
развития науки и общественнойпрактики, основанного на диалоге культур и
литератур,способствующегоосознаниюсвоегоместавполикультурном мире;
совершенствование
языковой
и
читательской
культурыкак
средства
взаимодействия между людьми и познаниямира с опорой на изученные и
самостоятельнопрочитанные литературные произведения;
осознание ценности научной деятельности, готовностьосуществлятьпроектнуюи
исследовательскуюдеятельность,
в
том
числе
на
литературные
темы,индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатовосвоения обучающимися
программы среднего общегообразования, включая программу по родной литературе,
уобучающихсясовершенствуетсяэмоциональныйинтеллект,предполагающийсформиров
анность:
самосознания, включающего способность пониматьсвоё эмоциональное состояние,
видеть направленияразвития собственной эмоциональной сферы, бытьуверенным в себе;
саморегулирования,включающегосамоконтроль,умение принимать ответственность
за своё поведение,способностьадаптироватьсякэмоциональнымизменениям и проявлять
гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление кдостижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность,умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способностьпониматьэмоциональное состояние других,
учитывать его приосуществлении коммуникации, способность к сочувствиюи
сопереживанию;
социальных навыков, включающихспособностьвыстраивать отношения с другими
людьми, заботиться,проявлять интерес и разрешать конфликты, учитываясобственный
читательский опыт.
Познавательные универсальные учебные действия:
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализироватьпроблему в произведениях
художественной литературы,рассматривать её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основаниядля сравнения литературных
героев, художественныхпроизведений и их фрагментов, классификации иобобщения
литературных фактов;
определять цели деятельности, задавать параметры икритерии их достижения;
выявлятьзакономерностиипротиворечияврассматриваемых явлениях, в том числе
при изучениилитературных произведений;
разрабатывать план решения проблемы с учётоманализа имеющихся материальных
и нематериальныхресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оцениватьсоответствие результатов целям,
оценивать рискипоследствий деятельности;
координировать
и
выполнять
работу
в
условияхреального,виртуальногоикомбинированноговзаимодействия, в том числе при
выполнении проектов породной литературе;
развивать креативное мышление при решениижизненных проблем, в том числе с
опорой на собственный читательский опыт.

13

У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия:
владеть навыкамиучебно-исследовательскойипроектной деятельности на основе
материала по родной литературе, навыками разрешения проблем;
способностью и готовностью к самостоятельному поискуметодов решения
практических задач, применениюразличных методов познания;
владеть видами деятельности по получению новогознанияпородной литературе,
егоинтерпретации, преобразованию и применению вразличных учебных ситуациях, в том
числе при созданииучебных и социальных проектов;
владеть принципами научного типа мышления, научнойтерминологией,
ключевыми понятиями и методамисовременного литературоведения;
ставить и формулировать собственные задачи вобразовательной деятельности и
жизненных ситуациях сучётом собственного читательского опыта;
выявлятьпричинно-следственныесвязииактуализировать задачу при изучении
литературныхявлений
и
процессов,
выдвигать
гипотезу
её
решения,находитьаргументыдлядоказательствасвоихутверждений, задавать параметры и
критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачирезультаты, критически
оценивать их достоверность,прогнозировать изменение в новых условиях;
даватьоценкуновымситуациям,оцениватьприобретённый опыт, в том числе
читательский;
осуществлять целенаправленный поиск переносасредств и способов действия в
профессиональную среду;
уметь переносить знания, в том числе полученные врезультате изучения
произведений
родной
литературы,
в
познавательную
и
практическую
областижизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметныхобластей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальныеподходы и решения; ставить
проблемы и задачи,допускающие альтернативные решения.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией:
владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из
источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её
целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации
(презентация, таблица, схема и другие);
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий при
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования
информационной безопасности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
У обучающегося будут сформированы умения общения:
осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно
вести диалог;
14

развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё
мнение, строить высказывание.
Регулятивные универсальные учебные действия:
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за
результаты выбора;
оценивать приобретённый опыт;
стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, принятия себя и
других:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать приёмы рефлексии
для оценки ситуации, выбора верного решения;
оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов
деятельности;
признавать своё право и право других на ошибку;
развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом
мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости; проявлять творческие способности и воображение, быть
инициативным.
Предметные результаты освоения программы по родной литературе к
концу 2 курса должны отражать:
1) сформированность представлений о роли и значенииродной литературы в
жизни человека и общества;включение в культурно-языковое поле родной литературыи
культуры, воспитание ценностного отношения кродному языку и родной литературе как
носителямкультуры своего народа;
2) осознаниетеснойсвязи между языковым,литературным, интеллектуальным,
духовно-нравственнымстановлением личности; понимание родной литературы(русской)
как художественного отражения традиционныхдуховно-нравственных российских и
национально-культурных ценностей;
15

3) сформированностьустойчивоймотивацииксистематическому чтению как
средству познаниякультуры своего народа и других культур на основемногоаспектного
диалога, уважительного отношения кним; как форме приобщения к литературному
наследию ичерез него к сокровищам отечественной и мировойкультуры;
4) понимание родной литературы (русской) как особогоспособа познания жизни,
культурной
самоидентификации;сформированность
чувства
причастности
к
истории,традициям своего народа; осознание историческойпреемственности поколений;
5) понимание ключевых проблем произведений роднойлитературы (русской),
сопоставление
их
с
текстамилитератур
народов
России
и
зарубежной
литературы,затрагивающими общие темы или проблемы;
6) владение умениями филологического анализахудожественного текста;
выявление базовых концептовнационального языка, создающих художественнуюкартину
мира: любовь, счастье, жизнь, детство, дом,семья, очаг и др.; сформированность
представлений обизобразительно-выразительныхвозможностяхязыкародной литературы
(русской); свободное использованиепонятийного аппарата теории литературы и др.;
7) сформированностьуменияинтерпретировать.
Освоение учебного предмета способствует формированию общих и
профессиональных компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной
деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать
знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного
контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных
ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных
отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого
уровня физической подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.

16

Интеграция требований ФГОС СПО и ФГОС СОО к результатам освоения образовательной программы
в разрезе учебного предмета
Общие и
профессиональные
компетенции
ОК 01. Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным
контекстам

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Сформированность:
- готовности к труду, осознание
ценности
мастерства,трудолюбие;
- готовности к активной
деятельности технологической и
социальной направленности;
- способности инициировать,
планировать и самостоятельно
выполнять
деятельностьтехнологической и
социальной направленности;
- интереса к различным сферам
профессиональной деятельности

Сформированность базовых
логических умений:
- самостоятельно
формулировать и
актуализироватьпроблему,
рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный
признак или основаниядля
сравнения, классификации и
обобщения;
- определять цели
деятельности, задавать
параметры икритерии их
достижения;
- выявлять закономерности и
противоречия
врассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в
деятельность,
оцениватьсоответствие
результатов целям, оценивать
рискипоследствий
деятельности;
- развивать креативное
мышление при решении
жизненных проблем.

- Осознавать причастность к
отечественнымтрадициям и исторической
преемственности
поколений; включение в культурно-языковое
пространство русской и мировой культуры;
сформированность ценностного отношения
клитературе как неотъемлемой части культуры.
- Осознавать взаимосвязь между
языковым,литературным, интеллектуальным,
духовно-нравственном развитием личности.
- Знать содержание, понимание ключевых
проблем и осознание историко-культурного и
нравственно-ценностного
взаимовлиянияпроизведенийрусской,зарубежно
й, классической и современной литературы, в
том числе литературы народов России.
- Сформировать умения определять и
учитыватьисторико-культурный контекст и
контекст творчества
писателя в процессе анализа
художественныхпроизведений, выявлять их
связь с современностью;
- Уметь сопоставлять произведения русской
изарубежной литературы и сравнивать их
схудожественными интерпретациями в других
видах
искусств (графика, живопись, театр, кино,

17

Сформированность базовых
музыка и другие)
исследовательских умений:
- владеть навыками учебноисследовательской ипроектной
деятельности, навыками
разрешения
проблем;
- выявлять причинноследственные связи
иактуализировать задачу,
выдвигать гипотезу ее решения,
находить аргументы для
доказательства
своихутверждений, задавать
параметры и критерии
решения;
- анализировать полученные в
ходе решения
задачирезультаты, критически
оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в
новых условиях;
- уметь переносить знания в
познавательную ипрактическую
области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания
из разных предметныхобластей;
- выдвигать новые идеи,
предлагать
оригинальныеподходы и
решения;
- способность их использования
в познавательной исоциальной

18

ОК 02.
Использовать
современные
средства поиска,
анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

практике
Сформированность:
Сформированность
- мировоззрения,
универсальных учебных
соответствующего
познавательных умений:
уровню развития науки и
- получения информации из
общественнойпрактики,
источников разных типов,
основанного на диалоге культур, самостоятельно
способствующего осознанию
осуществлятьпоиск, анализ,
своего места вполикультурном
систематизацию и
мире;
интерпретацию информации
- языковой и читательской
различных видов и форм
культуры как средства
представления;
взаимодействия между людьми
- создавать тексты в различных
и познания мира;
форматах с учетомназначения
- осознание ценности научной
информации и целевой
деятельности, готовности
аудитории, выбирая
осуществлять проектную и
оптимальную форму
исследовательскую
представления и визуализации;
деятельность индивидуально и в - оценивать достоверность,
группе
легитимность информации,ее
соответствие правовым и
морально-этическимнормам;
- использовать средства
информационных
икоммуникационных
технологий в решении
когнитивных,
коммуникативных и
организационных задач с
соблюдением требований
эргономики,
техникибезопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых

- Владеть умениями анализа и
интерпретациихудожественных произведений в
единстве формы и
содержания (с учетом неоднозначности
заложенных в
нем смыслов и наличия в нем подтекста)
сиспользованием теоретико-литературных
терминов и
понятий (в дополнение к изученным на
уровненачального общего и основного общего
образования);
- Владеть современными читательскими
практиками, культурой восприятия и понимания
литературных текстов, умениями
самостоятельного истолкования прочитанного в
устной и письменной форме, информационной
переработки текстов в виде аннотаций,
докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а
также написания отзывов и сочинений
различных жанров (объем сочинения – не менее
250 слов).
- Владеть умением редактировать и
совершенствоватьсобственные письменные
высказывания сучетом норм русского
литературного языка;
- Уметь работать с различными
информационными источниками, в том числе в
медиа-пространстве,
использовать ресурсытрадиционных
библиотек и электронных библиотечных систем

19

ОК 03. Планировать
и реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное
развитие

Сформированность:
- нравственного сознания,
этического поведения;
- способности оценивать
ситуациюосознанные решения,
ориентируясь на моральнонравственные нормы и
ценности;
- осознание личного вклада в
построение устойчивого
будущего;
- ответственное отношение к
своим родителям и (или)членам
семьи, созданию семьи на
основеосознанного принятия
ценностей семейной жизни
всоответствии с традициями
народов России

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать
и работать в
коллективе и
команде

Сформированность:
- эмпатии, включающей
способность сочувствовать и
сопереживать, понимать
эмоциональное состояние

иэтических норм, норм
информационной безопасности;
- владеть навыками
распознавания и защиты
информации, информационной
безопасности личности
Сформированность умений
самоорганизации:
- самостоятельно осуществлять
познавательную деятельность,
выявлять проблемы, ставить
иформулировать собственные
задачи в
образовательнойдеятельности и
жизненных ситуациях;
- готовность к саморазвитию,
самостоятельности
исамоопределению;
-овладение навыками учебноисследовательской,проектной и
социальной деятельности

Сформированностьумений
общения:
- осуществлять коммуникацию
во всех сферах жизни;
- пользоваться невербальными

- Сформировать устойчивый интерес к чтению
каксредству познания отечественной и других
культур; приобщение к отечественному
литературномунаследию и через него - к
традиционным ценностям и
сокровищам мировой культуры.
- Выявлять в произведениях
художественной литературы образы, темы,
идеи,проблемы и выражать свое отношение к
ним вразвернутых аргументированных устных и
письменных высказываниях, участвовать в
дискуссиина литературные темы.
- Осознавать художественную картины
жизни,созданная автором в литературном
произведении, в единстве эмоционального
личностного восприятия и интеллектуального
понимания.
- Сформировать умения выразительно (с
учетоминдивидуальных особенностей
обучающихся) читать,в том числе наизусть, не
менее 10 произведений и
(или) фрагментов
- Осознавать взаимосвязь между
языковым,литературным, интеллектуальным,
духовнонравственным развитием личности;
- Сформировать умения выразительно (с

20

других людей и учитывать его
при осуществлении
коммуникации;
- социальных навыков,
включающих способность
выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться о
них, проявлять к ним интерес и
разрешать конфликты с учётом
собственного речевого и
читательского опыта

средствами общения, понимать
значение социальных знаков,
распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты;
- владеть различными
способами общения и
взаимодействия;
аргументированно вести
диалог;
- развёрнуто, логично и
корректно с точки зрения
культуры речи излагать своё
мнение, строить высказывание.

учетом индивидуальных особенностей
обучающихся) читать,в том числе наизусть, не
менее 10 произведений и (или) фрагментов

Сформированностьумений
совместной деятельности:
- понимать и использовать
преимущества командной и
индивидуальной работы;
- выбирать тематику и методы
совместных действий с учётом
общих интересов и
возможностей каждого члена
коллектива;
- принимать цели совместной
деятельности, организовывать и
координировать действия по их
достижению: составлять план
действий, распределять роли с
учётом мнений участников,
обсуждать результаты
совместной работы;

21

ОК 05.
Осуществлять
устную и
письменную
коммуникацию на
государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста

- оценивать качество своего
вклада и вклада каждого
участника команды в общий
результат по разработанным
критериям;
- предлагать новые проекты,
оценивать идеи с позиции
новизны, оригинальности,
практической значимости;
проявлять творческие
способности и воображение,
быть инициативным
Сформированность:
Сформированность
- этическогоотношения к миру,
универсальных
включая эстетикубыта, научного коммуникативных умений:
и технического творчества,
- осуществлять коммуникации
спорта, трудаи общественных
во всех сферах жизни;
отношений;
- распознавать невербальные
- способность воспринимать
средства общения,понимать
различные виды искусства,
значение социальных знаков,
традиции и творчество своего и распознавать предпосылки
других народов,ощущать
конфликтных ситуаций и
эмоциональное воздействие
смягчать
искусства;
конфликты;
- убежденность в значимости
- развернуто и логично излагать
для личности и
свою точку зрения
обществаотечественного и
использованием языковых
мирового искусства,
средств
этническихкультурных
традиций и народного
творчества;
- готовность к самовыражению в
разных видахискусства,

- Уметь выразительно (с учетом
индивидуальных особенностей обучающихся)
читать, в том числе наизусть, не менее 10
произведений и (или) фрагментов.
- Владеть умениями анализа и
интерпретациихудожественных произведений в
единстве формы и
содержания (с учетом неоднозначности
заложенных в нем смыслов и наличия в нем
подтекста) сиспользованием теоретиколитературных терминов и понятий (в
дополнение к изученным на уровне
начального общего и основного общего
образования).
- Иметь представления о
литературномпроизведении как явлении
словесного искусства, о языке художественной
литературы в его эстетическойфункции, об
изобразительно-выразительных
возможностях русского языка в
художественнойлитературе и уметь применять

22

стремление проявлять качества
творческой личности
ОК 06. Проявлять
Сформированность:
гражданско- осознания обучающимися
патриотическую
российской гражданской
позицию,
идентичности;
демонстрировать
- целенаправленное развитие
осознанное
внутренней позиции личности
поведение на основе на основе духовнотрадиционных
нравственных
российских
ценностейнародов Российской
духовноФедерации, исторических
нравственных
инационально - культурных
ценностей, в том
традиций,
числе с учетом
формированиесистемы
гармонизации
значимых ценностномежнациональных и смысловых установок,
межрелигиозных
антикоррупционного
отношений,
мировоззрения,
применять
правосознания,экологической
стандарты
культуры, способности ставить
антикоррупционног цели истроить жизненные
о поведения
планы;
- осознания своих
конституционных прав
иобязанностей, уважение закона
и правопорядка;
- принятие традиционных
национальных,общечеловечески
х гуманистических и
демократических
ценностей;
- готовность вести совместную

их в речевой практике
Сформированность
универсальных умений:
- способность использования
учебных действий
(регулятивных,
познавательных,
коммуникативных)в
познавательной и социальной
практике, готовность к
самостоятельномупланировани
ю и осуществлению учебной
деятельности,организации
учебного сотрудничества
спедагогическими работниками
и сверстниками, к участию в
построении индивидуальной
образовательной
траектории;
- учебноисследовательской,проектной и
социальной деятельности;
- противостоять идеологии
экстремизма,национализма,
ксенофобии, дискриминации
посоциальным, религиозным,
расовым,
национальнымпризнакам;
- взаимодействовать с
социальными институтами в
соответствии с их функциями и
назначением

- Сформировать устойчивый интерес к чтению
как средству познания отечественной и других
культур; приобщение к отечественному
литературномунаследию и через него - к
традиционным ценностям и
сокровищам мировой культуры.
- Сформировать умения определять и
учитыватьисторико-культурный контекст и
контекст творчестваписателя в процессе анализа
художественныхпроизведений, выявлять их
связь с современностью

23

деятельность в
интересахгражданского
общества, участвовать в
самоуправлении в
общеобразовательной
организации и детскоюношескихорганизациях;
- готовность к гуманитарной и
волонтерскойдеятельности;
патриотического воспитания
ОК 09.
Сформированность:
Пользоваться
- мотивации к обучению и
профессиональной
личностномуразвитию;
документацией на
- мировоззрения,
государственном и
соответствующего
иностранном языках современному уровню развития
науки и общественнойпрактики,
основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию
своего места вполикультурном
мире;
- языковой и читательской
культурыкак средства
взаимодействия между людьми
и познания мира;
- осознания ценности научной
деятельности, готовности
осуществлять проектную и
исследовательскуюдеятельность
индивидуально и в группе

Сформированность базовых
исследовательских умений:
- учебно-исследовательской
ипроектной деятельности,
навыками разрешенияпроблем;
- способность и готовность к
самостоятельному
поискуметодов решения
практических задач,
применениюразличных методов
познания;
- овладение видами
деятельности по получению
нового знания, его
интерпретации,
преобразованию и
применению в различных
учебных ситуациях, в томчисле
при создании учебных и
социальных проектов;
- овладение навыками научного
типа мышления,
владениенаучной

- Владеть современными читательскими
практиками,культурой восприятия и понимания
литературныхтекстов, умениями
самостоятельного истолкования прочитанного в
устной и письменной форме,информационной
переработки текстов в виде аннотаций,
докладов, тезисов, конспектов, рефератов,а
также написания отзывов и
сочиненийразличныхжанров (объем сочинения не менее 250 слов).
- Владеть умением редактировать и
совершенствовать собственные письменные
высказывания с учетом
норм русского литературного языка

24

терминологией, ключевыми
понятиями иметодами;
- осуществлять
целенаправленный поиск
переносасредств и способов
действия в профессиональную
среду

25

Тематическое планирование учебного предмета

Номер
урока

Наименование раздела,
темы

1-2

Реалистические
традиции и
модернистские искания
в литературе начала XX
века

3-4

5-6
1

Содержание учебного материала (в том
числе профессионально-ориентированное1)

«Ностальгия по неизвестному» как
отражение общего духовного климата в
России на рубеже веков.
Разноречивость тенденций в культуре
«нового времени»: от апокалиптических
ожиданий и пророчеств до радостного
приятия грядущего. Реалистические
традиции и модернистские искания в
литературе и искусстве.
Символизм и русские
Предсимволистские тенденции в русской
поэты-символисты
поэзии (творчество С. Я. Надсона, К. М.
Фофанова, К. К.Случевского и др.).
Манифесты, поэтические самоопределения,
творческие дебюты поэтов-символистов.
Образный мир символизма, принципы
символизации, приёмы
художественнойвыразительности. Старшее
поколение символистов (Д. С.
Мережковский, З. Н. Гиппиус, В.
Я.Брюсов, К. Д. Бальмонт и др.) и
младосимволисты (А. А. Блок, А.Белый,
Вяч.И. Иванов и др.).
Поэзия К.Д. Бальмонта и Серия книг «Русские символисты» под

Количество
В том числе
академических
часов во
взаимодействии Л, УР
ПЗ
с
преподавателем
2
2

СР

Формируемые
компетенции
ОК 01.
ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.

2

2

ОК 01.
ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.

2

2

ОК 01.

Профессионально-ориентированное содержание выделено полужирным курсивом

26

В.Я Брюсова

7-8

9-10

11-12

редакцией В.Я. Брюсова — дерзкий дебют
символистов.
Использование оксюморона как
доминирующей стилистической фигуры.
«Элементарные слова осимволической
поэзии» К. Д. Бальмонта.
Поэзия И.Ф.Анненского. И. Ф. Анненский. Стихотворения: «Среди
Особенности
миров», «Старая шарманка», «Смычок и
художественного мира
струны», «Старыеэстонки» и др. по выбору.
Поэзия И. Ф. Анненского как необходимое
звено между символизмом и
акмеизмом. Внутренний драматизм и
исповедальность лирики И. Ф. Анненского.
Жанр«трилистника» в художественной
системе поэта. Глубина лирического
самоанализа и чуткость к«шуму
повседневности» в поэзии И. Ф.Анненского
«Преодолевшие
Истоки и последствия кризиса символизма
символизм» (новые
в 1910-е годы. Манифесты акмеизма и
течения в русской
футуризма.
поэзии)
Эгофутуризм (И. Северянин) и
кубофутуризм (группа «будетлян»).
Творчество В. Хлебникова и его
«программное» значение для поэтовкубофутуристов. Вклад Н. А. Клюева и
«новокрестьянскихпоэтов» в образностилистическое богатство русской поэзии
ХХ века. Взаимовлияние символизма и
реализма.
Биография Н.С.
Стихотворения: «Слово», «Жираф»,
Гумилёва. Ранняя
«Кенгуру», «Заблудившийся трамвай»,
лирика поэта. Тема
«Шестое чувство» и др.по выбору. Геройистории и судьбы,
маска в ранней поэзии Н. С. Гумилёва.

ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.

2

2

ОК 01.
ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.

2

2

ОК 01.
ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.

2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 05.
ОК 06.

27

творчества и творца в
поздней лирике
Н.С. Гумилёва

13-14

Литературный процесс
1930-начала 1940-х
годов. Знакомство с
романом Н.А.
Островского «Как
закалялась сталь» и
лирикой
Мандельштама.
Эмигрантская «ветвь»
русской литературы.
Обзор

15-16

А.Н. Толстой: жизнь и
творчество.
Историческая проза
писателя

«Муза дальних странствий»
какпоэтическая эмблема гумилёвского
неоромантизма. Экзотический колорит
«лирического эпоса» Н.С. Гумилёва. Тема
истории и судьбы, творчества и творца в
поздней лирике поэта.
Человеческий и творческий подвиг Н. А.
Островского. Уникальность и
полемическая заострённостьобраза Павла
Корчагина в романе «Как закалялась
сталь». О. Э. Мандельштам.
Стихотворения: «Заснула чернь. Зияет
площадь аркой…», «На
розвальнях,уложенных соломой…»,
«Эпиграмма», «За гремучую доблесть
грядущих веков…» и др.
Истокипоэтического творчества. Близость к
акмеизму. Историческая тема в лирике О.
Э. Мандельштама.Осмысление времени и
противостояние «веку-волкодаву».
Художественное мастерство
поэта.Эмигрантская «ветвь» русской
литературы в 1930-е годы.
А. Н. Толстой. Роман «Пётр Первый».
Основные этапы становления исторической
личности, чертынационального характера в
образе Петра. Образы сподвижников царя и
противников петровскихпреобразований.
Проблемы народа и власти, личности и
истории в художественной
концепцииавтора. Жанровое,
композиционное и стилистико-языковое
своеобразие романа.

2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 05.

2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 05.
ОК 06.

28

17-18

Литература Великой
Отечественной войны

19-20

А.Т. Твардовский: очерк
жизни и творчества.
Философская
проблематика поздней
реалистической лирики
А.Т.Твардовского.

21-22

Литературный процесс
1950–1980-х годов.
Осмысление Великой

Отражение летописи военных лет в
произведениях русских писателей.
Публицистика времён войны(А.Н.Толстой,
И. Г. Эренбург, Л. М. Леонов,
О.Ф.Берггольц, В. С. Гроссман и др.).
Лирика военных лет. Песенная поэзия В. И.
Лебедева-Кумача, М. В. Исаковского, Л. И.
Ошанина, Е.А. Долматовского,
А.А.Суркова, А. И. Фатьянова,
К.М.Симонова. «Моабитская тетрадь»
МусыДжалиля.
Стихотворения: «Вся суть в одномединственном завете…», «Дробится
рваный цокольмонумента…», «Я знаю,
никакой моей вины…», «Памяти матери»,
«Я убит подо Ржевом», «В чёмхочешь
человечество вини…» и др. по выбору.
Поэма «По праву памяти».
Доверительность и теплота лирической
интонации А. Т. Твардовского. Любовь к
«правде сущей» какосновной мотив
«лирического эпоса» художника. Память
войны, тема нравственных испытаний
надорогах истории в произведениях разных
лет.«По праву памяти» как поэма-исповедь,
поэма-завещание. Тема прошлого,
настоящего и будущего всвете
исторической памяти, уроков пережитого.
Гражданственность и нравственная высота
позицииавтора.
Осмысление Великой Победы 1945 года в
40–50-е годы ХХ века. Поэзия Ю. В.
Друниной, М. А.Дудина, М. К. Луконина,

2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 05.

2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 05.

2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 05.

29

Победы 1945 года в
сороковые-пятидесятые
годы XX века в поэзии и
прозе. «Оттепель» 19531964 годов – рождение
нового типа
литературного
движения. «Окопный
реализм писателейфронтовиков 1960-1970х годов»

23-24

Литературный процесс
1950–1980-х годов.
«Деревенская»
и«городская» проза
1950–1980-х годов.
Историческаяроманисти
ка 1960 – 1980-х годов.
Авторская песня как
песенныймонотеатр
1970–1980-х годов

С. С. Орлова, А. П. Межирова. Повесть «В
окопах Сталинграда» В. П.Некрасова.
«Оттепель» 1953–1964 годов — рождение
нового типа литературного движения.
Новый характервзаимосвязей писателя и
общества в произведениях В. Д. Дудинцева,
В. Ф. Тендрякова, В. С. Розова,
В. П. Аксёнова, А. И. Солженицына и др.
Поэтическая «оттепель»: «громкая»
(эстрадная) и «тихая» лирика. Своеобразие
поэзии Е. А.Евтушенко,
Р.И.Рождественского, А. А. Вознесенского,
Б. А. Ахмадулиной, Н. М. Рубцова,
Ю.П.Кузнецова и др.
«Окопный реализм» писателейфронтовиков 1960–1970-х годов. Проза
Ю.В. Бондарева, К. Д.Воробьёва,
А.А.Ананьева, В. Л. Кондратьева,
Б.Л.Васильева, Е. И. Носова,
В.П.Астафьева.
«Деревенская проза» 1950–1980-х годов.
Произведения С. П. Залыгина,
Б.А.Можаева, В.А.Солоухина, Ю. П.
Казакова, Ф. А. Абрамова, В. И. Белова и
др. Повести В. Г. Распутина «Последний
срок», «Прощание с Матёрой» и др.
Нравственно-философская проблематика
пьес А. В. Вампилова, прозы
В.П.Астафьева, Ю. В. Трифонова, В. С.
Маканина, Ю. О. Домбровского,
В.Н.Крупина.
Историческая романистика 1960–1980-х
годов. Романы В. С. Пикуля,

2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 05.
ОК 06.

30

25-26

Поэзия Н.М. Рубцова

27-28

В.П. Астафьев.
Знакомство с
биографией и
творчеством

29-30

Проза В.П. Астафьева

Д.М.Балашова, В. А.Чивилихина.
«Лагерная» тема в произведениях
В.Т.Шаламова, Е. С. Гинзбург,
О.В.Волкова, А. В.Жигулина.
Авторская песня как песенныймонотеатр
1970–1980-х годов. Поэзия Ю. В. Визбора,
А. А. Галича, Б.Ш. Окуджавы,
В.С.Высоцкого, А. Н. Башлачёва.
Стихотворения: «Русский огонёк», «Я буду
скакать по холмам задремавшей
отчизны…», «Вгорнице», «Душа хранит» и
др.
Диалог поэта с Россией. Прошлое и
настоящее через призму вечного. Образы
скитальца и родногоочага. Одухотворённая
красота природы в лирике.
Задушевность и музыкальность
поэтического слова Н. М. Рубцова.
Натурфилософия В. П. Астафьева. Человек
и природа: единство и противостояние.
Нравственныйпафос произведений
писателя. Проблема утраты человеческого
в человеке. «Жестокий» реализмпозднего
творчества В. П. Астафьева. Синтетическая
жанровая природа крупных произведений
писателя. Анализ
рассказа «Царь-рыба»
Анализ рассказа «Бабушкин праздник»
(«Последний поклон»), повести «Пастух и
пастушка»

2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 05.

2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 05.

2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ОК 05.

31

31-32

В.Г. Распутин.
Знакомство с
биографией.
Особенности сюжетов
и проблематика прозы
писателя. Проза В.Г.
Распутина

33-34

Новейшая русская
реалистическая проза
1980–1990-х годов и
начала XXI века. Обзор

35-36

Новейшая русская
реалистическая проза
1980–1990-х годов
иначала XXI века:
эволюция
модернистской и
постмодернистской
прозы. Ироническая
проза

Повести: «Последний срок», «Прощание с
Матёрой», «Живи и помни».
Эпическое и драматическое начала прозы
писателя. Дом и семья как составляющие
национальногокосмоса. Философское
осмысление социальных проблем
современности.
Особенностипсихологического анализа в
«катастрофическом пространстве»
В.Г.Распутина.
Внутренняя противоречивость и драматизм
современной культурно-исторической
ситуации(экспансия массовой и элитарной
литературы, смена нравственных критериев
и т. п.).
Реалистическая проза. Глубокий
психологизм, интерес к человеческой душе
в её лучшихпроявлениях в прозе Б. П.
Екимова, Е. И. Носова, Ю. В. Бондарева, П.
Л. Проскурина, Ю. М.Полякова и др.
Новейшая проза Л. С. Петрушевской, С. Е.
Каледина, В. П. Аксёнова, А. А.Проханова,
В. П. Астафьева, В. Г. Распутина. «Болевые
точки» современной жизни в прозе В. С.
Маканина, З. Прилепина, Л. Е. Улицкой, Т.
Н. Толстой, В. С. Токаревой и др.
Эволюция модернистской и
постмодернистской прозы. Многообразие
течений и школ «новейшей»словесности
(«другая литература», «андеграунд»,
«артистическая проза», «соцарт», «новая
волна» ит. п.).

ОК 09.
ОК 01.
ОК 02.
ОК 04.
ОК 05.

2

2

2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 05.

2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 04.

32

37-38

Поэзия И.А.Бродского

39-40

Современные
литературные ситуации:
реальность и
перспективы

41-42

Дифференцированный
зачет

Поэма в прозе «Москва — Петушки»
Вен.В. Ерофеева как воссоздание «новой
реальности»,
выпадение из исторического времени.
«Виртуальность» и «фантазийность» прозы
В. О. Пелевина, её«игровой» характер.
Ироническая поэзия 1980–1990-х годов. И.
М. Губерман, Д. А. Пригов, Т. Ю. Кибиров
и др.
Поэзия и судьба И. А. Бродского.
Стихотворения: «Большая элегия Джону
Донну», «Ни страны, нипогоста…».
Воссоздание «громадного мира зрения» в
творчестве поэта, соотношение
опытареальной жизни с культурой разных
эпох.
«Современная литературная ситуация:
реальность иперспективы. Обзор
творчества Е.Максимова, В. Смирнова,
С.Вязанкова,А.Мишина, Ю.Пашкова,
Е.Аникеева».

2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 05.

2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 05.

2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 05.

Л – лекция
Ур – урок
ПЗ – практическое занятие
СР – самостоятельная работа

33

Условия реализации программы учебного предмета
Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета русского
языка.
Оборудование учебного кабинета:: учебная доска, рабочее место преподавателя,
столы, стулья (по числу обучающихся), технические средства (компьютер, средства
аудиовизуализации, наглядные пособия).
Информационное обеспечение
Основная литература
1. Русские писатели XIX – начала XX века: Библиографический словарь / Под ред.
Н.Н.Скатова. М.: Просвещение, 2012.
2. Русские писатели XIX века. Библиографический словарь. В 2 ч. / Под ред.
П.А.Николаева. М.: Просвещение, 2011.
3. Русские писатели XVIII века: Библиографический словарь / Под ред. С.А.Джанумова.
М.: Просвещение, 2013.
4. Русские писатели. XX век. Библиографический словарь. В. 2 ч. / Под ред. Н.Н.Скатова.
М.: Просвещение,2010.
Дидактические пособия и справочные издания
1. Пугачева Е.Н. Русская литература XIX-XX веков. М.: Академия, 2018. 250 с.
2. Лобан М.Г. Русская литература. 10 класс. Дидактические и диагностические материалы
(базовый и повышенный уровни). М.: Выснова, 2021. 368 с.
Периодические издания
1. «Литература»- приложение к газете «Первое сентября». Учебно-методическая газета
дляучителей словесности. Учредитель ООО «Чистые пруды».
2. Журнал «Русская словесность». Научно-теоретический и методический журнал,
Учредитель ООО «Школьная пресса»
3. «Русский язык и литература». Периодика.2023г.
Электронные образовательные ресурсы
1.«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов».- www.school-collection.edu.ru
Электронные информационные ресурсы
1. http://www.klassika.ru –Библиотека классической русской литературы.
5. http://www.ruthenia.ru–Русская поэзия 60-х годов.

Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета проводится в рамках текущей и промежуточной аттестации.
Текущая аттестация проводится на учебных занятиях в соответствии с тематическим планом и технологическими картами занятий.
Промежуточная аттестация проводится с целью контроля освоения обучающимися запланированных результатов освоения учебного
предмета.
Порядок проведения текущей и промежуточной аттестации определяется оценочными средствами.
Результаты освоения учебного предмета
Наименование
раздела
Реалистические
традиции и
модернистские
искания в
литературе начала
XX века.
Символизм и
русские поэтысимволисты
Поэзия К.Д.
Бальмонта и В.Я
Брюсова
Поэзия
И.Ф.Анненского.
Особенности
художественного
мира
«Преодолевшие
символизм» (новые
течения в русской

Личностные результаты
Сформированность:
- гражданского
воспитания,
- патриотического
воспитания,
- духовно-нравственного
воспитания,
- эстетического
воспитания,
Физическоговоспитания,
формированиякультуры
здоровья
и эмоционального
благополучия,
- трудового воспитания,
- ценности научного
познания

Метапредметные
результаты

Предметные
результаты

Сформированность
умений:
- понимать
проблему, выдвигать
гипотезу,
структурировать
материал,подбирать
аргументы для
подтверждения
собственной
позиции, выделять
причинноследственные связи
в устных и
письменных
высказываниях,
формулировать
выводы;
-самостоятельно
организовывать

- сформированность
устойчивого
интереса к чтению
как средству
познания других
культур,
уважительного
отношения к ним;
- сформированность
навыков различных
видов анализа
литературных
произведений;
- владение навыками
самоанализа и
самооценки на
основе наблюдений
засобственной
речью;
- владение умением

Общие и
профессиональные
компетенции
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 09.
ОК 10.

Методы контроля и
оценки результата
- Практические
задания,
- устный опрос,
- оценка выполнения
проблемного
домашнего задания,
- доклады

35

поэзии)
Биография Н.С.
Гумилёва. Ранняя
лирика поэта. Тема
истории и судьбы,
творчества и
творца в поздней
лирике
Н.С. Гумилёва
Литературный
процесс 1930начала 1940-х
годов. Знакомство с
романом Н.А.
Островского «Как
закалялась сталь» и
лирикой
Мандельштама.
Эмигрантская
«ветвь» русской
литературы.
Обзор. Литература
Великой
Отечественной
войны
А.Т. Твардовский:
очерк жизни и
творчества.
Философская
проблематика
поздней
реалистической
лирики А.Т.

собственную
деятельность,
оценивать ее,
определять сферу
своих интересов;
- работать с разными
источниками
информации,
находить ее,
анализировать,
использовать в
самостоятельной
деятельности;
Сформированность
навыков:
-познавательной,
учебноисследовательской и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения
проблем; самостоятельного
поиска методов
решения
практических задач,
применению
различных методов
познания

анализировать текст
с точки зрения
наличия в нем
явнойи скрытой,
основной и
второстепенной
информации;
- владение умением
представлять тексты
в виде тезисов,
конспектов,
аннотаций,
рефератов,
сочинений
различных жанров;
- знание содержания
произведений
русской, родной и
мировой
классической
литературы, их
историкокультурного и
нравственноценностного
влияния
наформирование
национальной и
мировой культуры

36

Твардовского
Литературный
процесс 1950–1980х годов.
Осмысление
Великой Победы
1945 года в
сороковыепятидесятые годы
XX века в поэзии и
прозе. «Оттепель»
1953-1964 годов –
рождение нового
типа литературного
движения.
«Окопный реализм
писателейфронтовиков 19601970-х годов»
А.Н. Толстой:
жизнь и
творчество.
Историческая проза
писателя
Литературный
процесс 1950–1980х годов.
«Деревенская» и
«городская» проза
1950–1980-х годов.
Историческая
романистика 1960 –
1980-х годов.

Сформированность:
- основ саморазвития и
самовоспитания в
соответствии с
общечеловеческими
ценностями и идеалами
гражданского общества;
- готовности и
способности к
самостоятельной,
творческой и
ответственной
деятельности;
- готовности и

Сформированность
умений:
- самостоятельно
определять цели
деятельности и
составлять план
деятельности;
- осуществлять,
контролировать и
корректировать
деятельность;
- использовать все
возможные ресурсы
для достижения

- Способность
выявлять в
художественных
текстах образы,
темы и проблемы,
выражать свое
отношение к ним в
развернутых
аргументированных
устныхи
письменных
высказываниях;
- владение навыками
анализа

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 09.
ОК 10.

- Практические
задания,
- чтение стихов
наизусть,
- оценка проблемного
домашнего задания,
- проведении
дискуссий,
- чтение по ролям,
- дифференцированный
зачет

37

Авторская песня
как
песенныймонотеатр
1970–1980-х годов
Поэзия Н.М.
Рубцова
В.П. Астафьев.
Знакомство с
биографией и
творчеством.
Анализ
рассказа «Царьрыба»
Проза В.П.
Астафьева. Анализ
рассказа
«Бабушкин
праздник»
(«Последний
поклон»), повести
«Пастух и
пастушка»
В.Г. Распутин.
Знакомство с
биографией.
Особенности
сюжетов
и проблематика
прозы писателя.
Проза В.Г.
Распутина
Новейшая русская

способности к
образованию и
самообразованию на
протяжении всей жизни;
- сознательного
отношения к
непрерывному
образованию как
условию успешной
профессиональной и
общественной
деятельности

поставленных целей
и реализации планов
деятельности;
- выбирать
успешные стратегии
в различных
ситуациях.
Сформированность
владения навыками:
- к познавательной,
учебноисследовательской и
проектной
Деятельности,
навыками
разрешенияпроблем;
-к
самостоятельному
поиску методов
Решения
практических задач,
применению
различных методов
познания

художественных
произведений с
учетом их
жанрово-родовой
специфики;
осознание
художественной
картины жизни,
созданной в
литературном
произведении, в
единстве
эмоционального
личностного
восприятия и
интеллектуального
понимания;
- сформированность
представлений о
системе стилей
языка
художественной
литературы

38

реалистическая
проза 1980–1990-х
годов и
начала XXI века.
Обзор
Новейшая русская
реалистическая
проза 1980–1990-х
годов и начала XXI
века: эволюция
модернистской и
постмодернистской
прозы.
Ироническая проза
Поэзия
И.А.Бродского
Современные
литературные
ситуации:
реальность и
перспективы

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».