Приложение 3.15 к ОПОП по профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета ДУП.01 Родная литература Сухой Лог, 2023 Рабочая программа учебного предмета разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов; Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования; Федеральной образовательной программы среднего общего образования и с учетом Рабочей программы воспитания по профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов; Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования; Примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Родная литература» для профессиональных образовательных организаций. Разработчик: Гутшмидт С. А.., преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» 2 Содержание Пояснительная записка ............................................................................................................. 4 Объем учебного предмета ........................................................................................................ 6 Содержание учебного предмета ............................................................................................... 7 Планируемые результаты освоения учебного предмета ....................................................... 11 Тематическое планирование учебного предмета .................................................................. 26 Условия реализации программы учебного предмета ............................................................ 34 Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета .............................................. 35 3 Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Родная литература» является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов. Учебный предмет «Родная литература» входит в дополнительную часть общеобразовательного цикла и изучается на базовом уровне. Русская литература, являясь одной из самых богатыхлитератур мира, предоставляет широкие возможности дляотражения эстетически ценной художественной моделимира и духовного познания жизни с позицийгуманистического сознания. Лучшие образцы русскойлитературы обладают высокой степенью эмоциональноговоздействиянавнутренниймир студентов,способствуют их приобщению к гуманистическимценностямикультурно-историческомуопытучеловечества, поэтому в поликультурной языковой средерусская литература должна изучаться на основе диалогакультур. Гуманистический потенциал русской литературыпозволяет рассматривать её как общенациональнуюроссийскую ценность, как средство воспитания студентов в духе уважительного отношения к языку икультуре народов Российской Федерации и мира,формирования культуры межнационального общения. Являясь частью предметной области «Родной язык иродная литература», учебный предмет «Родная литература» тесно связан с предметом «Роднойязык (русский)» и способствует обогащению речи студентов,развитиюихречевойкультуры,коммуникативной и межкультурной компетенций. Учебный предмет «Родная литература» такженепосредственно связан с предметом «Литература» изпредметной области «Русский язык и литература», нарядус которым вносит свой вклад в формирование уобучающихся культуры восприятия и пониманиялитературных текстов, освоение ими современных читательских практик.Вместе с тем учебный предмет«Родная литература (русская)» имеет специфическиеособенности, отличающие его от учебного предмета«Литература» и обусловленные: отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко выражено их национально-культурное своеобразие и связанная с этим проблематика (человек в круговороте истории России, загадочная русская душа, духовные основы русской культуры, человек в поисках счастья); построением содержания в соответствии с проблемно-тематическими блоками; более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания изучаемых литературных произведений, расширенным историко-культурным комментарием к ним. Содержание курса «Родная литература» неповторяет содержание курса «Литература», а дополняетего, удовлетворяя потребности обучающихся 2 курса в изучении родной русской литературы какособого, эстетического средства познания русскойнациональной культуры и самореализации в ней. В курсродной русской литературы включены значительныепроизведениярусскойклассикии современнойлитературы, наиболее ярко воплотившие национальныеособенности русской литературы и культуры. Изучение предмета «Роднаялитература» направлено на достижение следующих целей: формирование представлений о роли и значении родной литературы в жизни человека и общества, в осознании ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части русской культуры; 4 включение старшеклассников в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку и русской литературе как носителям культуры своего народа; формирование представлений о тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным становлением личности; расширение представлений о родной русской литературе как художественном отражении традиционных духовно-нравственных российских и национальнокультурных ценностей. Достижение указанных целей возможно при комплексном решении следующих взаимосвязанных учебных задач: расширение представлений о художественной литературе как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; обеспечение культурной самоидентификации, национального самосознания, чувства патриотизма, формирующих национально-культурную идентичность и способность к межэтническому диалогу (на основе развития способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции); формирование устойчивой мотивации к систематическому чтению как средству познания культуры своего народа и других культур на основе многоаспектного диалога, как форме приобщения к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры, как особому способу познания жизни, культурной самоидентификации, чувства причастности к истории, традициям своего народа и осознания исторической преемственности поколений; формирование знаний о базовых концептах русского языка, создающих художественную картину мира, ключевых проблемах произведений русской литературы; развитие умения выявлять идейно-тематическое содержание формирование представлений об изобразительно-выразительных возможностях языка русской литературы и умений самостоятельного смыслового и эстетического анализа художественных текстов и познавательной учебной проектно-исследовательской деятельности; развитие умений интерпретировать изученные и самостоятельно прочитанные произведения родной литературы на историко-культурной основе; сопоставлять их с произведениями других видов искусств, в том числе с использованиеминформационно-коммуникационных технологий и применением различных форм работы в медиа-пространстве; использовать словари и справочную литературу, опираясь на ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных систем; творчески перерабатывать художественные тексты, создавать собственные высказывания,содержащие аргументированные суждения и самостоятельную оценку прочитанного. В рабочей программе представлено профессионально-ориентированное содержание учебного предмета, предполагающее ситуативное использование учебного материала с профессиональным содержанием практического характера, способствующее формированию устойчивой мотивации и ценностного отношения к получаемой профессии, профессионально значимых качеств личности, общих и профессиональных компетенций. 5 Объем учебного предмета Объем учебного предмета Общая трудоёмкость учебного предмета в том числе Во взаимодействии с преподавателем в том числе лекции, уроки практические занятия Самостоятельная работа обучающихся Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) Всего академических часов 42 42 42 0 0 2 6 Содержание учебного предмета РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И МОДЕРНИСТСКИЕ ИСКАНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ НАЧАЛА XX ВЕКА «Ностальгия по неизвестному» как отражение общего духовного климата в России на рубеже веков. Разноречивость тенденций в культуре «нового времени»: от апокалиптических ожиданий ипророчеств до радостного приятия грядущего. Реалистические традиции и модернистские искания влитературе и искусстве. Достижения русского реализма в творчестве Л.Н. Толстого и А.П. Чеховарубежа веков. СИМВОЛИЗМ И РУССКИЕ ПОЭТЫ-СИМВОЛИСТЫ Предсимволистские тенденции в русской поэзии (творчество С. Я. Надсона, К. М. Фофанова, К. К.Случевского и др.). Манифесты, поэтические самоопределения, творческие дебюты поэтов-символистов. Образный мир символизма, принципы символизации, приёмы художественнойвыразительности. Старшее поколение символистов (Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. Я.Брюсов, К. Д. Бальмонт и др.) и младосимволисты (А. А. Блок, А. Белый, Вяч.И. Иванов и др.). ПОЭЗИЯ В. Я. БРЮСОВА И К. Д. БАЛЬМОНТА Серия книг «Русские символисты» под редакцией В.Я. Брюсова — дерзкий дебют символистов.Использование оксюморона как доминирующей стилистической фигуры. «Элементарные слова осимволической поэзии» К. Д. Бальмонта. «ПРЕОДОЛЕВШИЕ СИМВОЛИЗМ» Истоки и последствия кризиса символизма в 1910-е годы. Манифесты акмеизма и футуризма.Эгофутуризм (И. Северянин) и кубофутуризм (группа «будетлян»). Творчество В. Хлебникова и его«программное» значение для поэтов-кубофутуристов. Вклад Н. А. Клюева и «новокрестьянскихпоэтов» в образно-стилистическое богатство русской поэзии ХХ века. Взаимовлияние символизма иреализма. И. Ф. Анненский. Стихотворения: «Среди миров», «Старая шарманка», «Смычок и струны», «Старыеэстонки» и др. по выбору. Поэзия И.Ф.Анненского как необходимое звено между символизмом иакмеизмом. Внутренний драматизм и исповедальность лирики И. Ф. Анненского. Жанр«трилистника» в художественной системе поэта. Глубина лирического самоанализа и чуткость к«шуму повседневности» в поэзии И.Ф.Анненского. Н. С. ГУМИЛЁВ Стихотворения: «Слово», «Жираф», «Кенгуру», «Заблудившийся трамвай», «Шестое чувство» и др.по выбору. Герой-маска в ранней поэзии Н. С. Гумилёва. «Муза дальних странствий» какпоэтическая эмблема гумилёвского неоромантизма. Экзотический колорит «лирического эпоса» Н.С. Гумилёва. Тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике поэта. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 30-х — НАЧАЛА 40-х ГОДОВ Духовная атмосфера десятилетия и её отражение в литературе и искусстве. Сложное единствооптимизма и горечи, идеализма и страха, возвышения человека труда и бюрократизации власти. Рождение новой песенно-лирической ситуации. Героини стихотворений П. Н. Васильева и М. В.Исаковского (символический образ России — Родины). Лирика Б. П. Корнилова, Д. Б. Кедрина, М.А. Светлова, А. А. Жарова и др. Литература на стройке: произведения 1930-х годов о людях труда («Энергия» Ф. В. Гладкова, «Соть»Л. М. Леонова, «Гидроцентраль» М. С. Шагинян, «Время, вперёд!»В. П. Катаева, «Люди иззахолустья» А. Г. Малышкина и др.). Драматургия: «Чужой ребёнок» В. В. Шкваркина, «Таня» А. Н. Арбузова. Человеческий и творческий подвиг Н. А. Островского. Уникальность и полемическая заострённостьобраза Павла Корчагина в романе «Как закалялась сталь». 7 Тема коллективизации в литературе. Трагическая судьба Н. А. Клюева и поэтов «крестьянскойкупницы». Поэма А. Т. Твардовского «Страна Муравия» и роман М. А. Шолохова «Поднятаяцелина». Первый съезд Союза писателей СССР и его общественно-историческое значение. Эмигрантская «ветвь» русской литературы в 1930-е годы. Ностальгический реализм И. А. Бунина, Б.К. Зайцева, И. С. Шмелёва. «Парижская нота» русской поэзии 1930-х годов. Лирика Г. В. Иванова, Б.Ю. Поплавского, Н. А. Оцупа, Д. М. Кнута, Л. Д. Червинской, Г. В. Адамовича и др. О. Э. Мандельштам. Стихотворения: «Заснула чернь. Зияет площадь аркой…», «На розвальнях,уложенных соломой…», «Эпиграмма», «За гремучую доблесть грядущих веков…» и др. Истокипоэтического творчества. Близость к акмеизму. Историческая тема в лирике О. Э. Мандельштама.Осмысление времени и противостояние «веку-волкодаву». Художественное мастерство поэта. А. Н. Толстой. Роман «Пётр Первый». Основные этапы становления исторической личности, чертынационального характера в образе Петра. Образы сподвижников царя и противников петровскихпреобразований. Проблемы народа и власти, личности и истории в художественной концепцииавтора. Жанровое, композиционное и стилистико-языковое своеобразие романа. ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей. Публицистика времён войны(А. Н. Толстой, И. Г. Эренбург, Л. М. Леонов, О. Ф. Берггольц, В. С. Гроссман и др.). Лирика военных лет. Песенная поэзия В. И. Лебедева-Кумача, М. В. Исаковского, Л. И. Ошанина, Е.А. Долматовского, А. А. Суркова, А. И. Фатьянова, К. М. Симонова. «Моабитская тетрадь» МусыДжалиля. Жанр поэмы в литературной летописи войны («Зоя» М. И. Алигер, «Сын» П. Г. Антокольского,«Двадцать восемь» М. А. Светлова и др.). Поэма А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» каквершинное произведение времён войны. Прославление подвига народа и русского солдата в «Книгепро бойца». Проза о войне. «Дни и ночи» К. М. Симонова, «Звезда» Э. Г. Казакевича, «Спутники» В. Ф. Пановой,«Молодая гвардия» А. А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. П. Полевого, «Судьбачеловека» М. А. Шолохова и др. А. Т. ТВАРДОВСКИЙ Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Дробится рваный цокольмонумента…», «Я знаю, никакой моей вины…», «Памяти матери», «Я убит подо Ржевом», «В чёмхочешь человечество вини…» и др. по выбору. Поэма «По праву памяти». Доверительность и теплота лирической интонации А. Т. Твардовского. Любовь к «правде сущей» какосновной мотив «лирического эпоса» художника. Память войны, тема нравственных испытаний надорогах истории в произведениях разных лет. Философская проблематика поздней лирики поэта.«По праву памяти» как поэма-исповедь, поэмазавещание. Тема прошлого, настоящего и будущего всвете исторической памяти, уроков пережитого. Гражданственность и нравственная высота позицииавтора. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 50–80-х ГОДОВ Осмысление Великой Победы 1945 года в 40–50-е годы ХХ века. Поэзия Ю. В. Друниной, М. А.Дудина, М. К. Луконина, С. С. Орлова, А. П. Межирова. Повесть «В окопах Сталинграда» В. П.Некрасова. «Оттепель» 1953–1964 годов — рождение нового типа литературного движения. Новый характервзаимосвязей писателя и общества в произведениях В. Д. Дудинцева, В. Ф. Тендрякова, В. С. Розова,В. П. Аксёнова, А. И. Солженицына и др. 8 Поэтическая «оттепель»: «громкая» (эстрадная) и «тихая» лирика. Своеобразие поэзии Е. А.Евтушенко, Р. И. Рождественского, А. А. Вознесенского, Б. А. Ахмадулиной, Н. М. Рубцова, Ю. П.Кузнецова и др. «Окопный реализм» писателей-фронтовиков 1960–1970-х годов. Проза Ю. В. Бондарева, К. Д.Воробьёва, А. А. Ананьева, В. Л. Кондратьева, Б. Л. Васильева, Е. И. Носова, В. П. Астафьева. «Деревенская проза» 1950–1980-х годов. Произведения С. П. Залыгина, Б. А. Можаева, В. А.Солоухина, Ю. П. Казакова, Ф. А. Абрамова, В. И. Белова и др. Повести В. Г. Распутина «Последнийсрок», «Прощание с Матёрой» и др. Нравственно-философская проблематика пьес А. В. Вампилова,прозы В. П. Астафьева, Ю. В. Трифонова, В. С. Маканина, Ю. О. Домбровского, В. Н. Крупина. Историческая романистика 1960–1980-х годов. Романы В. С. Пикуля, Д. М. Балашова, В. А.Чивилихина. «Лагерная» тема в произведениях В. Т. Шаламова, Е. С. Гинзбург, О. В. Волкова, А. В.Жигулина. Авторская песня как песенныймонотеатр 1970–1980-х годов. Поэзия Ю. В. Визбора, А. А. Галича, Б.Ш. Окуджавы, В. С. Высоцкого, А. Н. Башлачёва. Н. М. РУБЦОВ Стихотворения: «Русский огонёк», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…», «Вгорнице», «Душа хранит» и др. Диалог поэта с Россией. Прошлое и настоящее через призму вечного. Образы скитальца и родногоочага. Одухотворённая красота природы в лирике. Задушевность и музыкальность поэтического слова Н. М. Рубцова. В. П. АСТАФЬЕВ Повесть «Царь-рыба». Рассказ «Людочка» и др. Натурфилософия В. П. Астафьева. Человек и природа: единство и противостояние. Нравственныйпафос произведений писателя. Проблема утраты человеческого в человеке. «Жестокий» реализмпозднего творчества В. П. Астафьева. Синтетическая жанровая природа крупных произведенийписателя. В. Г. РАСПУТИН Повести: «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни». Эпическое и драматическое начала прозы писателя. Дом и семья как составляющие национальногокосмоса. Философское осмысление социальных проблем современности. Особенностипсихологического анализа в «катастрофическом пространстве» В. Г. Распутина. НОВЕЙШАЯ РУССКАЯ ПРОЗА И ПОЭЗИЯ Внутренняя противоречивость и драматизм современной культурно-исторической ситуации(экспансия массовой и элитарной литературы, смена нравственных критериев и т. п.). Реалистическая проза. Глубокий психологизм, интерес к человеческой душе в её лучшихпроявлениях в прозе Б. П. Екимова, Е. И. Носова, Ю. В. Бондарева, П. Л. Проскурина, Ю. М.Полякова и др. Новейшая проза Л. С. Петрушевской, С. Е. Каледина, В. П. Аксёнова, А. А.Проханова, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина. «Болевые точки» современной жизни в прозе В. С.Маканина, З. Прилепина, Л. Е. Улицкой, Т. Н. Толстой, В. С. Токаревой и др. Эволюция модернистской и постмодернистской прозы. Многообразие течений и школ «новейшей»словесности («другая литература», «андеграунд», «артистическая проза», «соцарт», «новая волна» ит. п.). Поэма в прозе «Москва — Петушки» Вен.В. Ерофеева как воссоздание «новой реальности»,выпадение из исторического времени. «Виртуальность» и «фантазийность» прозы В. О. Пелевина, её«игровой» характер. Ироническая поэзия 1980–1990-х годов. И. М. Губерман, Д. А. Пригов, Т. Ю. Кибиров и др. 9 Поэзия и судьба И. А. Бродского. Стихотворения: «Большая элегия Джону Донну», «Ни страны, нипогоста…». Воссоздание «громадного мира зрения» в творчестве поэта, соотношение опытареальной жизни с культурой разных эпох. 10 Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты освоения программы среднегообщего образования по родной литературе достигаются в единстве учебной и воспитательнойдеятельностиорганизациивсоответствиистрадиционнымироссийскимисоци окультурными,историческими и духовно-нравственными ценностями,отражёнными в произведениях русской литературы, -принятыми в обществе правилами и нормами поведения, испособствуют процессам самопознания, самовоспитания исаморазвития, развития внутренней позиции личности,патриотизма, гражданственности, уважения к памятизащитников Отечества и подвигам героев Отечества,закону и правопорядку, человеку труда и старшемупоколению, взаимного уважения, бережного отношения ккультурному наследию и традициям многонациональногонарода Российской Федерации, природе и окружающейсреде. Личностные результаты освоения обучающимисярабочей программы по родной литературе длясреднего общего образования должны отражатьготовностьиспособностьобучающихсяруководствоваться сформированной внутренней позициейличности, системой ценностных ориентаций, позитивныхвнутренних убеждений, соответствующих традиционнымценностямроссийскогообщества,расширениежизненного опыта и опыта деятельности в процессереализации основных направлений воспитательнойдеятельности, в том числе в части: 1) гражданского воспитания сформированность гражданской позиции обучающегосякак активного и ответственного члена российскогообщества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятиетрадиционныхнациональных,общечеловеческих гуманистических, демократическихценностей, в том числе в сопоставлении с ситуациями,отражёнными в литературных произведениях; готовность противостоять идеологии экстремизма,национализма,ксенофобии,дискриминациипосоциальным, религиозным, расовым, национальнымпризнакам; готовность вести совместную деятельность, в томчисле в рамках школьного литературного образования, винтересах гражданского общества, участвовать всамоуправлениив техникуме и детско-юношескихорганизациях; умение взаимодействовать с социальными институтамив соответствии с их функциями и назначением; готовностькгуманитарнойиволонтёрскойдеятельности; 2) патриотического воспитания сформированностьроссийскойгражданскойидентичности, патриотизма, уважения к своему народу,чувства ответственности перед Родиной, гордости за свойкрай, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое инастоящее многонационального народа России вконтексте изучения произведений родной литературы(русской) и литератур народов России; ценностное отношение к государственным символам,историческому и природному наследию, памятникам,традициям народов России, достижениям России в науке,искусстве, спорте, технологиях, труде, отражённым вхудожественных произведениях; идейная убеждённость, готовность к служению изащите Отечества, ответственность за его судьбу, в томчисле воспитанные на примерах из русской литературы; 3) духовно-нравственного воспитания 11 осознание духовных ценностей российского народа,отражённых в произведениях родной литературыи литератур народов России; сформированность нравственного сознания, этическогоповедения; способность оценивать ситуацию и приниматьосознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, в том числе и прианализе литературного произведения; осознание личного вклада в построение устойчивогобудущего; ответственное отношение к своим родителям,созданию семьи на основе осознанного принятияценностей семейной жизни, в соответствии с традицияминародов России, в том числе отражёнными влитературных произведениях; 4) эстетического воспитания эстетическое отношение к миру, включая эстетикубыта, научного и технического творчества, спорта, труда,общественных отношений; способность восприниматьразличные виды искусства, традиции и творчестворусского и других народов, ощущать эмоциональноевоздействие искусства, в том числе художественнойлитературы; убеждённость в значимости для личности и обществаотечественного искусства, этнических культурныхтрадиций и народного творчества, в том числе русскогофольклора; готовность к самовыражению в разных видахискусства, стремление проявлять качества творческойличности, в том числе при выполнении творческих работпо родной (русской) литературе; 5) физического воспитания сформированность здорового и безопасного образажизни, ответственного отношения к своему здоровью; потребностьв физическом совершенствовании,занятиях спортивнооздоровительной деятельностью; активное неприятие вредных привычек и иных формпричинения вреда физическому и психическому здоровью,в том числе при оценке поведения и поступковлитературных героев; 6) трудового воспитания готовность к труду, осознание ценности мастерства,трудолюбие, в том числе воспитанные на положительныхпримерах из художественной литературы; готовность к активной деятельности технологической исоциальной направленности, способность инициировать,планировать и самостоятельно выполнять такуюдеятельность в процессе литературного образования; интерес к различным сферам профессиональнойдеятельности, умение совершать осознанный выборбудущей профессии и реализовывать собственныежизненные планы, в том числе ориентируясь напрофессиональный выбор и поступки литературныхгероев; готовность и способность к образованию исамообразованию,кпродуктивнойчитательскойдеятельности на протяжении всей жизни; 7) экологического воспитания сформированность экологической культуры, пониманиевлияниясоциальноэкономическихпроцессовнасостояние природной и социальной среды, осознаниеглобального характера экологических проблем, в томчисле на основе осмысления идейно-тематическогосодержания родной литературы (русской) и литературнародов России; планированиеиосуществлениедействийвокружающей среде на основе знания целей устойчивогоразвития человечества, в том числе на основе осмысленияидейнотематического содержания произведений роднойлитературы; активное неприятие действий, приносящих вредокружающей среде, в том числе на основе интерпретациилитературных произведений; умение 12 прогнозироватьнеблагоприятныеэкологическиепоследствияпредпринимаемых действий, предотвращать их; расширение опыта деятельности экологическойнаправленности, представленной в произведениях роднойлитературы (русской); 8) ценности научного познания сформированность мировоззрения, соответствующегосовременному уровню развития науки и общественнойпрактики, основанного на диалоге культур и литератур,способствующегоосознаниюсвоегоместавполикультурном мире; совершенствование языковой и читательской культурыкак средства взаимодействия между людьми и познаниямира с опорой на изученные и самостоятельнопрочитанные литературные произведения; осознание ценности научной деятельности, готовностьосуществлятьпроектнуюи исследовательскуюдеятельность, в том числе на литературные темы,индивидуально и в группе. В процессе достижения личностных результатовосвоения обучающимися программы среднего общегообразования, включая программу по родной литературе, уобучающихсясовершенствуетсяэмоциональныйинтеллект,предполагающийсформиров анность: самосознания, включающего способность пониматьсвоё эмоциональное состояние, видеть направленияразвития собственной эмоциональной сферы, бытьуверенным в себе; саморегулирования,включающегосамоконтроль,умение принимать ответственность за своё поведение,способностьадаптироватьсякэмоциональнымизменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление кдостижению цели и успеху, оптимизм, инициативность,умение действовать, исходя из своих возможностей; эмпатии, включающей способностьпониматьэмоциональное состояние других, учитывать его приосуществлении коммуникации, способность к сочувствиюи сопереживанию; социальных навыков, включающихспособностьвыстраивать отношения с другими людьми, заботиться,проявлять интерес и разрешать конфликты, учитываясобственный читательский опыт. Познавательные универсальные учебные действия: У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализироватьпроблему в произведениях художественной литературы,рассматривать её всесторонне; устанавливать существенный признак или основаниядля сравнения литературных героев, художественныхпроизведений и их фрагментов, классификации иобобщения литературных фактов; определять цели деятельности, задавать параметры икритерии их достижения; выявлятьзакономерностиипротиворечияврассматриваемых явлениях, в том числе при изучениилитературных произведений; разрабатывать план решения проблемы с учётоманализа имеющихся материальных и нематериальныхресурсов; вносить коррективы в деятельность, оцениватьсоответствие результатов целям, оценивать рискипоследствий деятельности; координировать и выполнять работу в условияхреального,виртуальногоикомбинированноговзаимодействия, в том числе при выполнении проектов породной литературе; развивать креативное мышление при решениижизненных проблем, в том числе с опорой на собственный читательский опыт. 13 У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия: владеть навыкамиучебно-исследовательскойипроектной деятельности на основе материала по родной литературе, навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поискуметодов решения практических задач, применениюразличных методов познания; владеть видами деятельности по получению новогознанияпородной литературе, егоинтерпретации, преобразованию и применению вразличных учебных ситуациях, в том числе при созданииучебных и социальных проектов; владеть принципами научного типа мышления, научнойтерминологией, ключевыми понятиями и методамисовременного литературоведения; ставить и формулировать собственные задачи вобразовательной деятельности и жизненных ситуациях сучётом собственного читательского опыта; выявлятьпричинно-следственныесвязииактуализировать задачу при изучении литературныхявлений и процессов, выдвигать гипотезу её решения,находитьаргументыдлядоказательствасвоихутверждений, задавать параметры и критерии решения; анализировать полученные в ходе решения задачирезультаты, критически оценивать их достоверность,прогнозировать изменение в новых условиях; даватьоценкуновымситуациям,оцениватьприобретённый опыт, в том числе читательский; осуществлять целенаправленный поиск переносасредств и способов действия в профессиональную среду; уметь переносить знания, в том числе полученные врезультате изучения произведений родной литературы, в познавательную и практическую областижизнедеятельности; уметь интегрировать знания из разных предметныхобластей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальныеподходы и решения; ставить проблемы и задачи,допускающие альтернативные решения. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией: владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации (презентация, таблица, схема и другие); оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности. Коммуникативные универсальные учебные действия: У обучающегося будут сформированы умения общения: осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни; пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог; 14 развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё мнение, строить высказывание. Регулятивные универсальные учебные действия: У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора; оценивать приобретённый опыт; стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, принятия себя и других: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению; принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; признавать своё право и право других на ошибку; развивать способность видеть мир с позиции другого человека. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным. Предметные результаты освоения программы по родной литературе к концу 2 курса должны отражать: 1) сформированность представлений о роли и значенииродной литературы в жизни человека и общества;включение в культурно-языковое поле родной литературыи культуры, воспитание ценностного отношения кродному языку и родной литературе как носителямкультуры своего народа; 2) осознаниетеснойсвязи между языковым,литературным, интеллектуальным, духовно-нравственнымстановлением личности; понимание родной литературы(русской) как художественного отражения традиционныхдуховно-нравственных российских и национально-культурных ценностей; 15 3) сформированностьустойчивоймотивацииксистематическому чтению как средству познаниякультуры своего народа и других культур на основемногоаспектного диалога, уважительного отношения кним; как форме приобщения к литературному наследию ичерез него к сокровищам отечественной и мировойкультуры; 4) понимание родной литературы (русской) как особогоспособа познания жизни, культурной самоидентификации;сформированность чувства причастности к истории,традициям своего народа; осознание историческойпреемственности поколений; 5) понимание ключевых проблем произведений роднойлитературы (русской), сопоставление их с текстамилитератур народов России и зарубежной литературы,затрагивающими общие темы или проблемы; 6) владение умениями филологического анализахудожественного текста; выявление базовых концептовнационального языка, создающих художественнуюкартину мира: любовь, счастье, жизнь, детство, дом,семья, очаг и др.; сформированность представлений обизобразительно-выразительныхвозможностяхязыкародной литературы (русской); свободное использованиепонятийного аппарата теории литературы и др.; 7) сформированностьуменияинтерпретировать. Освоение учебного предмета способствует формированию общих и профессиональных компетенций: ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. 16 Интеграция требований ФГОС СПО и ФГОС СОО к результатам освоения образовательной программы в разрезе учебного предмета Общие и профессиональные компетенции ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты Сформированность: - готовности к труду, осознание ценности мастерства,трудолюбие; - готовности к активной деятельности технологической и социальной направленности; - способности инициировать, планировать и самостоятельно выполнять деятельностьтехнологической и социальной направленности; - интереса к различным сферам профессиональной деятельности Сформированность базовых логических умений: - самостоятельно формулировать и актуализироватьпроблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основаниядля сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры икритерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия врассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оцениватьсоответствие результатов целям, оценивать рискипоследствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем. - Осознавать причастность к отечественнымтрадициям и исторической преемственности поколений; включение в культурно-языковое пространство русской и мировой культуры; сформированность ценностного отношения клитературе как неотъемлемой части культуры. - Осознавать взаимосвязь между языковым,литературным, интеллектуальным, духовно-нравственном развитием личности. - Знать содержание, понимание ключевых проблем и осознание историко-культурного и нравственно-ценностного взаимовлиянияпроизведенийрусской,зарубежно й, классической и современной литературы, в том числе литературы народов России. - Сформировать умения определять и учитыватьисторико-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественныхпроизведений, выявлять их связь с современностью; - Уметь сопоставлять произведения русской изарубежной литературы и сравнивать их схудожественными интерпретациями в других видах искусств (графика, живопись, театр, кино, 17 Сформированность базовых музыка и другие) исследовательских умений: - владеть навыками учебноисследовательской ипроектной деятельности, навыками разрешения проблем; - выявлять причинноследственные связи иактуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своихутверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачирезультаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную ипрактическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметныхобластей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальныеподходы и решения; - способность их использования в познавательной исоциальной 18 ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности практике Сформированность: Сформированность - мировоззрения, универсальных учебных соответствующего познавательных умений: уровню развития науки и - получения информации из общественнойпрактики, источников разных типов, основанного на диалоге культур, самостоятельно способствующего осознанию осуществлятьпоиск, анализ, своего места вполикультурном систематизацию и мире; интерпретацию информации - языковой и читательской различных видов и форм культуры как средства представления; взаимодействия между людьми - создавать тексты в различных и познания мира; форматах с учетомназначения - осознание ценности научной информации и целевой деятельности, готовности аудитории, выбирая осуществлять проектную и оптимальную форму исследовательскую представления и визуализации; деятельность индивидуально и в - оценивать достоверность, группе легитимность информации,ее соответствие правовым и морально-этическимнормам; - использовать средства информационных икоммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техникибезопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых - Владеть умениями анализа и интерпретациихудожественных произведений в единстве формы и содержания (с учетом неоднозначности заложенных в нем смыслов и наличия в нем подтекста) сиспользованием теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение к изученным на уровненачального общего и основного общего образования); - Владеть современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования прочитанного в устной и письменной форме, информационной переработки текстов в виде аннотаций, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также написания отзывов и сочинений различных жанров (объем сочинения – не менее 250 слов). - Владеть умением редактировать и совершенствоватьсобственные письменные высказывания сучетом норм русского литературного языка; - Уметь работать с различными информационными источниками, в том числе в медиа-пространстве, использовать ресурсытрадиционных библиотек и электронных библиотечных систем 19 ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие Сформированность: - нравственного сознания, этического поведения; - способности оценивать ситуациюосознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности; - осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; - ответственное отношение к своим родителям и (или)членам семьи, созданию семьи на основеосознанного принятия ценностей семейной жизни всоответствии с традициями народов России ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде Сформированность: - эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние иэтических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности Сформированность умений самоорганизации: - самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить иформулировать собственные задачи в образовательнойдеятельности и жизненных ситуациях; - готовность к саморазвитию, самостоятельности исамоопределению; -овладение навыками учебноисследовательской,проектной и социальной деятельности Сформированностьумений общения: - осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни; - пользоваться невербальными - Сформировать устойчивый интерес к чтению каксредству познания отечественной и других культур; приобщение к отечественному литературномунаследию и через него - к традиционным ценностям и сокровищам мировой культуры. - Выявлять в произведениях художественной литературы образы, темы, идеи,проблемы и выражать свое отношение к ним вразвернутых аргументированных устных и письменных высказываниях, участвовать в дискуссиина литературные темы. - Осознавать художественную картины жизни,созданная автором в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания. - Сформировать умения выразительно (с учетоминдивидуальных особенностей обучающихся) читать,в том числе наизусть, не менее 10 произведений и (или) фрагментов - Осознавать взаимосвязь между языковым,литературным, интеллектуальным, духовнонравственным развитием личности; - Сформировать умения выразительно (с 20 других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации; - социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учётом собственного речевого и читательского опыта средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; - владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог; - развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё мнение, строить высказывание. учетом индивидуальных особенностей обучающихся) читать,в том числе наизусть, не менее 10 произведений и (или) фрагментов Сформированностьумений совместной деятельности: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; - выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; 21 ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста - оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; - предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным Сформированность: Сформированность - этическогоотношения к миру, универсальных включая эстетикубыта, научного коммуникативных умений: и технического творчества, - осуществлять коммуникации спорта, трудаи общественных во всех сферах жизни; отношений; - распознавать невербальные - способность воспринимать средства общения,понимать различные виды искусства, значение социальных знаков, традиции и творчество своего и распознавать предпосылки других народов,ощущать конфликтных ситуаций и эмоциональное воздействие смягчать искусства; конфликты; - убежденность в значимости - развернуто и логично излагать для личности и свою точку зрения обществаотечественного и использованием языковых мирового искусства, средств этническихкультурных традиций и народного творчества; - готовность к самовыражению в разных видахискусства, - Уметь выразительно (с учетом индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 10 произведений и (или) фрагментов. - Владеть умениями анализа и интерпретациихудожественных произведений в единстве формы и содержания (с учетом неоднозначности заложенных в нем смыслов и наличия в нем подтекста) сиспользованием теоретиколитературных терминов и понятий (в дополнение к изученным на уровне начального общего и основного общего образования). - Иметь представления о литературномпроизведении как явлении словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетическойфункции, об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в художественнойлитературе и уметь применять 22 стремление проявлять качества творческой личности ОК 06. Проявлять Сформированность: гражданско- осознания обучающимися патриотическую российской гражданской позицию, идентичности; демонстрировать - целенаправленное развитие осознанное внутренней позиции личности поведение на основе на основе духовнотрадиционных нравственных российских ценностейнародов Российской духовноФедерации, исторических нравственных инационально - культурных ценностей, в том традиций, числе с учетом формированиесистемы гармонизации значимых ценностномежнациональных и смысловых установок, межрелигиозных антикоррупционного отношений, мировоззрения, применять правосознания,экологической стандарты культуры, способности ставить антикоррупционног цели истроить жизненные о поведения планы; - осознания своих конституционных прав иобязанностей, уважение закона и правопорядка; - принятие традиционных национальных,общечеловечески х гуманистических и демократических ценностей; - готовность вести совместную их в речевой практике Сформированность универсальных умений: - способность использования учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных)в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельномупланировани ю и осуществлению учебной деятельности,организации учебного сотрудничества спедагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; - учебноисследовательской,проектной и социальной деятельности; - противостоять идеологии экстремизма,национализма, ксенофобии, дискриминации посоциальным, религиозным, расовым, национальнымпризнакам; - взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением - Сформировать устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и других культур; приобщение к отечественному литературномунаследию и через него - к традиционным ценностям и сокровищам мировой культуры. - Сформировать умения определять и учитыватьисторико-культурный контекст и контекст творчестваписателя в процессе анализа художественныхпроизведений, выявлять их связь с современностью 23 деятельность в интересахгражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детскоюношескихорганизациях; - готовность к гуманитарной и волонтерскойдеятельности; патриотического воспитания ОК 09. Сформированность: Пользоваться - мотивации к обучению и профессиональной личностномуразвитию; документацией на - мировоззрения, государственном и соответствующего иностранном языках современному уровню развития науки и общественнойпрактики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места вполикультурном мире; - языковой и читательской культурыкак средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознания ценности научной деятельности, готовности осуществлять проектную и исследовательскуюдеятельность индивидуально и в группе Сформированность базовых исследовательских умений: - учебно-исследовательской ипроектной деятельности, навыками разрешенияпроблем; - способность и готовность к самостоятельному поискуметодов решения практических задач, применениюразличных методов познания; - овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в томчисле при создании учебных и социальных проектов; - овладение навыками научного типа мышления, владениенаучной - Владеть современными читательскими практиками,культурой восприятия и понимания литературныхтекстов, умениями самостоятельного истолкования прочитанного в устной и письменной форме,информационной переработки текстов в виде аннотаций, докладов, тезисов, конспектов, рефератов,а также написания отзывов и сочиненийразличныхжанров (объем сочинения не менее 250 слов). - Владеть умением редактировать и совершенствовать собственные письменные высказывания с учетом норм русского литературного языка 24 терминологией, ключевыми понятиями иметодами; - осуществлять целенаправленный поиск переносасредств и способов действия в профессиональную среду 25 Тематическое планирование учебного предмета Номер урока Наименование раздела, темы 1-2 Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала XX века 3-4 5-6 1 Содержание учебного материала (в том числе профессионально-ориентированное1) «Ностальгия по неизвестному» как отражение общего духовного климата в России на рубеже веков. Разноречивость тенденций в культуре «нового времени»: от апокалиптических ожиданий и пророчеств до радостного приятия грядущего. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе и искусстве. Символизм и русские Предсимволистские тенденции в русской поэты-символисты поэзии (творчество С. Я. Надсона, К. М. Фофанова, К. К.Случевского и др.). Манифесты, поэтические самоопределения, творческие дебюты поэтов-символистов. Образный мир символизма, принципы символизации, приёмы художественнойвыразительности. Старшее поколение символистов (Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. Я.Брюсов, К. Д. Бальмонт и др.) и младосимволисты (А. А. Блок, А.Белый, Вяч.И. Иванов и др.). Поэзия К.Д. Бальмонта и Серия книг «Русские символисты» под Количество В том числе академических часов во взаимодействии Л, УР ПЗ с преподавателем 2 2 СР Формируемые компетенции ОК 01. ОК 04. ОК 05. ОК 06. 2 2 ОК 01. ОК 04. ОК 05. ОК 06. 2 2 ОК 01. Профессионально-ориентированное содержание выделено полужирным курсивом 26 В.Я Брюсова 7-8 9-10 11-12 редакцией В.Я. Брюсова — дерзкий дебют символистов. Использование оксюморона как доминирующей стилистической фигуры. «Элементарные слова осимволической поэзии» К. Д. Бальмонта. Поэзия И.Ф.Анненского. И. Ф. Анненский. Стихотворения: «Среди Особенности миров», «Старая шарманка», «Смычок и художественного мира струны», «Старыеэстонки» и др. по выбору. Поэзия И. Ф. Анненского как необходимое звено между символизмом и акмеизмом. Внутренний драматизм и исповедальность лирики И. Ф. Анненского. Жанр«трилистника» в художественной системе поэта. Глубина лирического самоанализа и чуткость к«шуму повседневности» в поэзии И. Ф.Анненского «Преодолевшие Истоки и последствия кризиса символизма символизм» (новые в 1910-е годы. Манифесты акмеизма и течения в русской футуризма. поэзии) Эгофутуризм (И. Северянин) и кубофутуризм (группа «будетлян»). Творчество В. Хлебникова и его «программное» значение для поэтовкубофутуристов. Вклад Н. А. Клюева и «новокрестьянскихпоэтов» в образностилистическое богатство русской поэзии ХХ века. Взаимовлияние символизма и реализма. Биография Н.С. Стихотворения: «Слово», «Жираф», Гумилёва. Ранняя «Кенгуру», «Заблудившийся трамвай», лирика поэта. Тема «Шестое чувство» и др.по выбору. Геройистории и судьбы, маска в ранней поэзии Н. С. Гумилёва. ОК 04. ОК 05. ОК 06. 2 2 ОК 01. ОК 04. ОК 05. ОК 06. 2 2 ОК 01. ОК 04. ОК 05. ОК 06. 2 2 ОК 01. ОК 02. ОК 05. ОК 06. 27 творчества и творца в поздней лирике Н.С. Гумилёва 13-14 Литературный процесс 1930-начала 1940-х годов. Знакомство с романом Н.А. Островского «Как закалялась сталь» и лирикой Мандельштама. Эмигрантская «ветвь» русской литературы. Обзор 15-16 А.Н. Толстой: жизнь и творчество. Историческая проза писателя «Муза дальних странствий» какпоэтическая эмблема гумилёвского неоромантизма. Экзотический колорит «лирического эпоса» Н.С. Гумилёва. Тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике поэта. Человеческий и творческий подвиг Н. А. Островского. Уникальность и полемическая заострённостьобраза Павла Корчагина в романе «Как закалялась сталь». О. Э. Мандельштам. Стихотворения: «Заснула чернь. Зияет площадь аркой…», «На розвальнях,уложенных соломой…», «Эпиграмма», «За гремучую доблесть грядущих веков…» и др. Истокипоэтического творчества. Близость к акмеизму. Историческая тема в лирике О. Э. Мандельштама.Осмысление времени и противостояние «веку-волкодаву». Художественное мастерство поэта.Эмигрантская «ветвь» русской литературы в 1930-е годы. А. Н. Толстой. Роман «Пётр Первый». Основные этапы становления исторической личности, чертынационального характера в образе Петра. Образы сподвижников царя и противников петровскихпреобразований. Проблемы народа и власти, личности и истории в художественной концепцииавтора. Жанровое, композиционное и стилистико-языковое своеобразие романа. 2 2 ОК 01. ОК 02. ОК 05. 2 2 ОК 01. ОК 02. ОК 05. ОК 06. 28 17-18 Литература Великой Отечественной войны 19-20 А.Т. Твардовский: очерк жизни и творчества. Философская проблематика поздней реалистической лирики А.Т.Твардовского. 21-22 Литературный процесс 1950–1980-х годов. Осмысление Великой Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей. Публицистика времён войны(А.Н.Толстой, И. Г. Эренбург, Л. М. Леонов, О.Ф.Берггольц, В. С. Гроссман и др.). Лирика военных лет. Песенная поэзия В. И. Лебедева-Кумача, М. В. Исаковского, Л. И. Ошанина, Е.А. Долматовского, А.А.Суркова, А. И. Фатьянова, К.М.Симонова. «Моабитская тетрадь» МусыДжалиля. Стихотворения: «Вся суть в одномединственном завете…», «Дробится рваный цокольмонумента…», «Я знаю, никакой моей вины…», «Памяти матери», «Я убит подо Ржевом», «В чёмхочешь человечество вини…» и др. по выбору. Поэма «По праву памяти». Доверительность и теплота лирической интонации А. Т. Твардовского. Любовь к «правде сущей» какосновной мотив «лирического эпоса» художника. Память войны, тема нравственных испытаний надорогах истории в произведениях разных лет.«По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание. Тема прошлого, настоящего и будущего всвете исторической памяти, уроков пережитого. Гражданственность и нравственная высота позицииавтора. Осмысление Великой Победы 1945 года в 40–50-е годы ХХ века. Поэзия Ю. В. Друниной, М. А.Дудина, М. К. Луконина, 2 2 ОК 01. ОК 02. ОК 05. 2 2 ОК 01. ОК 02. ОК 05. 2 2 ОК 01. ОК 02. ОК 05. 29 Победы 1945 года в сороковые-пятидесятые годы XX века в поэзии и прозе. «Оттепель» 19531964 годов – рождение нового типа литературного движения. «Окопный реализм писателейфронтовиков 1960-1970х годов» 23-24 Литературный процесс 1950–1980-х годов. «Деревенская» и«городская» проза 1950–1980-х годов. Историческаяроманисти ка 1960 – 1980-х годов. Авторская песня как песенныймонотеатр 1970–1980-х годов С. С. Орлова, А. П. Межирова. Повесть «В окопах Сталинграда» В. П.Некрасова. «Оттепель» 1953–1964 годов — рождение нового типа литературного движения. Новый характервзаимосвязей писателя и общества в произведениях В. Д. Дудинцева, В. Ф. Тендрякова, В. С. Розова, В. П. Аксёнова, А. И. Солженицына и др. Поэтическая «оттепель»: «громкая» (эстрадная) и «тихая» лирика. Своеобразие поэзии Е. А.Евтушенко, Р.И.Рождественского, А. А. Вознесенского, Б. А. Ахмадулиной, Н. М. Рубцова, Ю.П.Кузнецова и др. «Окопный реализм» писателейфронтовиков 1960–1970-х годов. Проза Ю.В. Бондарева, К. Д.Воробьёва, А.А.Ананьева, В. Л. Кондратьева, Б.Л.Васильева, Е. И. Носова, В.П.Астафьева. «Деревенская проза» 1950–1980-х годов. Произведения С. П. Залыгина, Б.А.Можаева, В.А.Солоухина, Ю. П. Казакова, Ф. А. Абрамова, В. И. Белова и др. Повести В. Г. Распутина «Последний срок», «Прощание с Матёрой» и др. Нравственно-философская проблематика пьес А. В. Вампилова, прозы В.П.Астафьева, Ю. В. Трифонова, В. С. Маканина, Ю. О. Домбровского, В.Н.Крупина. Историческая романистика 1960–1980-х годов. Романы В. С. Пикуля, 2 2 ОК 01. ОК 02. ОК 05. ОК 06. 30 25-26 Поэзия Н.М. Рубцова 27-28 В.П. Астафьев. Знакомство с биографией и творчеством 29-30 Проза В.П. Астафьева Д.М.Балашова, В. А.Чивилихина. «Лагерная» тема в произведениях В.Т.Шаламова, Е. С. Гинзбург, О.В.Волкова, А. В.Жигулина. Авторская песня как песенныймонотеатр 1970–1980-х годов. Поэзия Ю. В. Визбора, А. А. Галича, Б.Ш. Окуджавы, В.С.Высоцкого, А. Н. Башлачёва. Стихотворения: «Русский огонёк», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…», «Вгорнице», «Душа хранит» и др. Диалог поэта с Россией. Прошлое и настоящее через призму вечного. Образы скитальца и родногоочага. Одухотворённая красота природы в лирике. Задушевность и музыкальность поэтического слова Н. М. Рубцова. Натурфилософия В. П. Астафьева. Человек и природа: единство и противостояние. Нравственныйпафос произведений писателя. Проблема утраты человеческого в человеке. «Жестокий» реализмпозднего творчества В. П. Астафьева. Синтетическая жанровая природа крупных произведений писателя. Анализ рассказа «Царь-рыба» Анализ рассказа «Бабушкин праздник» («Последний поклон»), повести «Пастух и пастушка» 2 2 ОК 01. ОК 02. ОК 05. 2 2 ОК 01. ОК 02. ОК 05. 2 2 ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. 31 31-32 В.Г. Распутин. Знакомство с биографией. Особенности сюжетов и проблематика прозы писателя. Проза В.Г. Распутина 33-34 Новейшая русская реалистическая проза 1980–1990-х годов и начала XXI века. Обзор 35-36 Новейшая русская реалистическая проза 1980–1990-х годов иначала XXI века: эволюция модернистской и постмодернистской прозы. Ироническая проза Повести: «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни». Эпическое и драматическое начала прозы писателя. Дом и семья как составляющие национальногокосмоса. Философское осмысление социальных проблем современности. Особенностипсихологического анализа в «катастрофическом пространстве» В.Г.Распутина. Внутренняя противоречивость и драматизм современной культурно-исторической ситуации(экспансия массовой и элитарной литературы, смена нравственных критериев и т. п.). Реалистическая проза. Глубокий психологизм, интерес к человеческой душе в её лучшихпроявлениях в прозе Б. П. Екимова, Е. И. Носова, Ю. В. Бондарева, П. Л. Проскурина, Ю. М.Полякова и др. Новейшая проза Л. С. Петрушевской, С. Е. Каледина, В. П. Аксёнова, А. А.Проханова, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина. «Болевые точки» современной жизни в прозе В. С. Маканина, З. Прилепина, Л. Е. Улицкой, Т. Н. Толстой, В. С. Токаревой и др. Эволюция модернистской и постмодернистской прозы. Многообразие течений и школ «новейшей»словесности («другая литература», «андеграунд», «артистическая проза», «соцарт», «новая волна» ит. п.). ОК 09. ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. 2 2 2 2 ОК 01. ОК 02. ОК 05. 2 2 ОК 01. ОК 02. ОК 04. 32 37-38 Поэзия И.А.Бродского 39-40 Современные литературные ситуации: реальность и перспективы 41-42 Дифференцированный зачет Поэма в прозе «Москва — Петушки» Вен.В. Ерофеева как воссоздание «новой реальности», выпадение из исторического времени. «Виртуальность» и «фантазийность» прозы В. О. Пелевина, её«игровой» характер. Ироническая поэзия 1980–1990-х годов. И. М. Губерман, Д. А. Пригов, Т. Ю. Кибиров и др. Поэзия и судьба И. А. Бродского. Стихотворения: «Большая элегия Джону Донну», «Ни страны, нипогоста…». Воссоздание «громадного мира зрения» в творчестве поэта, соотношение опытареальной жизни с культурой разных эпох. «Современная литературная ситуация: реальность иперспективы. Обзор творчества Е.Максимова, В. Смирнова, С.Вязанкова,А.Мишина, Ю.Пашкова, Е.Аникеева». 2 2 ОК 01. ОК 02. ОК 05. 2 2 ОК 01. ОК 02. ОК 05. 2 2 ОК 01. ОК 02. ОК 05. Л – лекция Ур – урок ПЗ – практическое занятие СР – самостоятельная работа 33 Условия реализации программы учебного предмета Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета русского языка. Оборудование учебного кабинета:: учебная доска, рабочее место преподавателя, столы, стулья (по числу обучающихся), технические средства (компьютер, средства аудиовизуализации, наглядные пособия). Информационное обеспечение Основная литература 1. Русские писатели XIX – начала XX века: Библиографический словарь / Под ред. Н.Н.Скатова. М.: Просвещение, 2012. 2. Русские писатели XIX века. Библиографический словарь. В 2 ч. / Под ред. П.А.Николаева. М.: Просвещение, 2011. 3. Русские писатели XVIII века: Библиографический словарь / Под ред. С.А.Джанумова. М.: Просвещение, 2013. 4. Русские писатели. XX век. Библиографический словарь. В. 2 ч. / Под ред. Н.Н.Скатова. М.: Просвещение,2010. Дидактические пособия и справочные издания 1. Пугачева Е.Н. Русская литература XIX-XX веков. М.: Академия, 2018. 250 с. 2. Лобан М.Г. Русская литература. 10 класс. Дидактические и диагностические материалы (базовый и повышенный уровни). М.: Выснова, 2021. 368 с. Периодические издания 1. «Литература»- приложение к газете «Первое сентября». Учебно-методическая газета дляучителей словесности. Учредитель ООО «Чистые пруды». 2. Журнал «Русская словесность». Научно-теоретический и методический журнал, Учредитель ООО «Школьная пресса» 3. «Русский язык и литература». Периодика.2023г. Электронные образовательные ресурсы 1.«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов».- www.school-collection.edu.ru Электронные информационные ресурсы 1. http://www.klassika.ru –Библиотека классической русской литературы. 5. http://www.ruthenia.ru–Русская поэзия 60-х годов. Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета проводится в рамках текущей и промежуточной аттестации. Текущая аттестация проводится на учебных занятиях в соответствии с тематическим планом и технологическими картами занятий. Промежуточная аттестация проводится с целью контроля освоения обучающимися запланированных результатов освоения учебного предмета. Порядок проведения текущей и промежуточной аттестации определяется оценочными средствами. Результаты освоения учебного предмета Наименование раздела Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала XX века. Символизм и русские поэтысимволисты Поэзия К.Д. Бальмонта и В.Я Брюсова Поэзия И.Ф.Анненского. Особенности художественного мира «Преодолевшие символизм» (новые течения в русской Личностные результаты Сформированность: - гражданского воспитания, - патриотического воспитания, - духовно-нравственного воспитания, - эстетического воспитания, Физическоговоспитания, формированиякультуры здоровья и эмоционального благополучия, - трудового воспитания, - ценности научного познания Метапредметные результаты Предметные результаты Сформированность умений: - понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинноследственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; -самостоятельно организовывать - сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним; - сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений; - владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений засобственной речью; - владение умением Общие и профессиональные компетенции ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 09. ОК 10. Методы контроля и оценки результата - Практические задания, - устный опрос, - оценка выполнения проблемного домашнего задания, - доклады 35 поэзии) Биография Н.С. Гумилёва. Ранняя лирика поэта. Тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике Н.С. Гумилёва Литературный процесс 1930начала 1940-х годов. Знакомство с романом Н.А. Островского «Как закалялась сталь» и лирикой Мандельштама. Эмигрантская «ветвь» русской литературы. Обзор. Литература Великой Отечественной войны А.Т. Твардовский: очерк жизни и творчества. Философская проблематика поздней реалистической лирики А.Т. собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; - работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности; Сформированность навыков: -познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; самостоятельного поиска методов решения практических задач, применению различных методов познания анализировать текст с точки зрения наличия в нем явнойи скрытой, основной и второстепенной информации; - владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; - знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историкокультурного и нравственноценностного влияния наформирование национальной и мировой культуры 36 Твардовского Литературный процесс 1950–1980х годов. Осмысление Великой Победы 1945 года в сороковыепятидесятые годы XX века в поэзии и прозе. «Оттепель» 1953-1964 годов – рождение нового типа литературного движения. «Окопный реализм писателейфронтовиков 19601970-х годов» А.Н. Толстой: жизнь и творчество. Историческая проза писателя Литературный процесс 1950–1980х годов. «Деревенская» и «городская» проза 1950–1980-х годов. Историческая романистика 1960 – 1980-х годов. Сформированность: - основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; - готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - готовности и Сформированность умений: - самостоятельно определять цели деятельности и составлять план деятельности; - осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; - использовать все возможные ресурсы для достижения - Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы, выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устныхи письменных высказываниях; - владение навыками анализа ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 09. ОК 10. - Практические задания, - чтение стихов наизусть, - оценка проблемного домашнего задания, - проведении дискуссий, - чтение по ролям, - дифференцированный зачет 37 Авторская песня как песенныймонотеатр 1970–1980-х годов Поэзия Н.М. Рубцова В.П. Астафьев. Знакомство с биографией и творчеством. Анализ рассказа «Царьрыба» Проза В.П. Астафьева. Анализ рассказа «Бабушкин праздник» («Последний поклон»), повести «Пастух и пастушка» В.Г. Распутин. Знакомство с биографией. Особенности сюжетов и проблематика прозы писателя. Проза В.Г. Распутина Новейшая русская способности к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; - сознательного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности поставленных целей и реализации планов деятельности; - выбирать успешные стратегии в различных ситуациях. Сформированность владения навыками: - к познавательной, учебноисследовательской и проектной Деятельности, навыками разрешенияпроблем; -к самостоятельному поиску методов Решения практических задач, применению различных методов познания художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; - сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы 38 реалистическая проза 1980–1990-х годов и начала XXI века. Обзор Новейшая русская реалистическая проза 1980–1990-х годов и начала XXI века: эволюция модернистской и постмодернистской прозы. Ироническая проза Поэзия И.А.Бродского Современные литературные ситуации: реальность и перспективы 39