Приложение 3.8 к ОПОП по профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета ОУП.08 БИОЛОГИЯ 2023 Рабочая программа учебного предмета разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов; Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования; Федеральной образовательной программы среднего общего образования и с учетом - Рабочей программы воспитания по профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов; - Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования; - Примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Биология» для профессиональных образовательных организаций. Разработчик: Вехова Е.А. преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка4 Объем учебного предметаError! Bookmark not defined. Содержание учебного предметаError! Bookmark not defined. Планируемые результаты освоения учебного предметаError! Bookmark not defined. Тематическое планирование учебного предметаError! Bookmark not defined. Условия реализации программы учебного предметаError! Bookmark not defined. Контроль и оценка результатов освоения учебного предметаError! Bookmark not defined. 1. Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Биология» является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов. Учебный предмет «Биология» входит общеобразовательный цикл и изучается на базовом уровне. в обязательную часть Общеобразовательная дисциплина «Биология» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов Общеобразовательная дисциплина «Биология» изучается на базовом уровне в общеобразовательном цикле учебного плана основной образовательной программе среднего профессионального образования по профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов Изучение биологии направлено на достижение следующих целей: Цель: формирование у обучающихся системы знаний о различных уровнях жизни со знанием современных представлений о живой природе, навыков по проведению биологических исследований с соблюдением этических норм, аргументированной личностной позиции по бережному отношению к окружающей среде. • получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка,Организм, Популяция, Вид, Экосистема;истории развития современных представлений о живой природе,выдающихся открытиях в биологической науке;роли биологической науки в формировании современнойестественно - научной картины мира; методах научного познания; • овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах; • развитие способностей познавательных обучающихся в интересов, процессе интеллектуальных изучения и биологических творческих явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; • воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем; • использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе. В рабочей программе представлено профессионально-ориентированное содержание учебного предмета, предполагающее ситуативное использование учебного материала с профессиональным содержанием практического характера, способствующее формированию устойчивой мотивации и ценностного отношения к получаемой профессии, профессионально значимых качеств личности, общих и профессиональных компетенций. Объем учебного предмета Вид учебной работы Объем образовательной программы дисциплины Объем в часах 42 в т.ч. Основное содержание 42 в том числе: теоретическое обучение 36 практические занятия 6 Промежуточная аттестация (Дифференцированный зачет) 2 Интеграция требований ФГОС СПО и ФГОС СОО к результатам освоения образовательной программы в разрезе учебного предмета Общие и профессиональные компетенции ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты Сформированность: эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учётом собственного речевого и читательского опыта Сформированность умений общения: - осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни; - пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; - владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог; - развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё мнение, строить высказывание. - Знать основные нормы речевого этикета применительно к различным ситуациям официального/неофициального общения, статусу адресанта/адресата и другим; использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебнонаучной, официально-деловой сферах общения, повседневном общении, интернет-коммуникации. - Употреблять языковые средства с учётом речевой ситуации. - Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка. - Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, Сформированность умений совместной деятельности: 1. понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; 2. выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; 3. принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; 4. оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; 5. предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным. Код и наименование формируемых компетенций ОК 01. Выбирать уместного и выразительного словоупотребления. Планируемые результаты освоения дисциплины Общие1 В части трудового воспитания: Дисциплинарные2 - сформировать знания о месте и роли биологии в способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными системе естественных наук, в формировании современной естественнонаучной картины мира, в познании законов природы и решении жизненно важных социально-этических, экономических, экологических проблем человечества, а также в Решении вопросов рационального природопользования; в формировании ценностного отношения к природе, обществу, человеку; о вкладе российских и зарубежных ученых - биологов в развитие действиями: биологии; функциональной грамотности человека для а) базовые логические действия: решения жизненных проблем, - самостоятельно формулировать и актуализировать - уметь владеть системой биологических знаний, проблему, рассматривать ее всесторонне; которая включает: - устанавливать существенный признак или основания для основополагающие биологические термины и понятия сравнения, классификации и обобщения; (жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция, б) базовые исследовательские действия: зародышевого сходства К. Бэра, эволюционная теория Ч. Дарвина, синтетическая теория эволюции, теория - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; антропогенеза Ч. Дарвина; теория биогеоценоза В.Н. Сукачёва; учения Н.И. Вавилова - о Центрах - выявлять причинно-следственные связи и многообразия и происхождения культурных растений, актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, А.Н. Северцова - о путях и направлениях эволюции, находить аргументы для доказательства своих В.И. Вернадского - о биосфере; утверждений, задавать параметры и критерии решения; законы (единообразия потомков первого поколения, - анализировать полученные в ходе решения задачи расщепления признаков, независимого наследования результаты, критически оценивать их достоверность, признаков Г. Менделя, сцепленного наследования прогнозировать изменение в новых условиях; признаков и нарушения сцепления генов Т. Моргана; - уметь переносить знания в познавательную и гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И. Вавилова, генетического равновесия Дж. Харди и практическую области жизнедеятельности; В. Вайнберга; зародышевого сходства К. Бэра, - уметь интегрировать знания из разных предметных биогенетического закона Э. Геккеля, Ф. Мюллера); областей; принципы (чистоты гамет, комплементарности); - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные правила (минимума Ю. Либиха, подходы и решения; экологической пирамиды чисел, биомассы и энергии); - способность их использования в познавательной и гипотезы (коацерватной А.И. Опарина, первичного социальной практике - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия рассматриваемых явлениях; бульона Дж. Холдейна, микросфер С. Фокса, рибозима Т. Чек); - сформировать умения раскрывать содержание основополагающих биологических теорий и гипотез: клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной, происхождения жизни и человека; владение системой знаний об основных методах научного познания, используемых в биологических исследованиях живых объектов и экосистем (описание, измерение, проведение наблюдений); способами выявления и оценки антропогенных изменений в природе; - сформировать умения раскрывать основополагающие биологические законы и закономерности (Г. Менделя, Т. Моргана, Н.И. Вавилова, Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К. Бэра), границы их применимости к живым системам; - уметь выделять существенные признаки: экосистема, биоценоз, биосфера; метаболизм, гомеостаз, клеточный иммунитет, биосинтез белка, в биополимеры, дискретность, саморегуляция, самовоспроизведение, наследственность, изменчивость, энергозависимость, рост и развитие); - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем биологические теории: клеточная теория Т. Шванна, М Шлейдена, Р. Вирхова; клонально-селективного иммунитета П. Эрлих, И.И. Мечникова, хромосомная теория наследственности Т. Моргана, закон строения вирусов, клеток прокариот и эукариот; одноклеточных и многоклеточных организмов, видов, биогеоценозов, экосистем и биосферы; строения органов и систем органов растений, животных, человека; процессов жизнедеятельности, протекающих в организмах растений, животных и человека; биологических процессов: обмена веществ (метаболизм), информации и превращения энергии, брожения, автотрофного и гетеротрофного типов питания, фотосинтеза и хемосинтеза, митоза, мейоза, гаметогенеза, эмбриогенеза, постэмбрионального развития, размножения, индивидуального развития организма (онтогенеза), взаимодействия генов, гетерозиса; действий искусственного отбора, стабилизирующего, движущего и разрывающего естественного отбора; аллопатрического и симпатрического видообразования; влияния движущих сил эволюции на генофонд популяции; приспособленности организмов к среде обитания, чередования направлений эволюции; круговорота веществ и потока энергии в экосистемах; - приобрести опыт применения основных методов научного познания, используемых в биологии: наблюдения и описания живых систем, процессов и явлений; организации и проведения биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявлять зависимости между исследуемыми величинами, объяснять полученные результаты и формулировать выводы с использованием научных понятий, теорий и законов; - сформировать умения выделять существенные признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот; одноклеточных и многоклеточных организмов, видов, биогеоценозов и экосистем; особенности процессов обмена веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтеза, пластического и энергетического обмена, хемосинтеза, митоза, мейоза, оплодотворения, развития и размножения, индивидуального развития организма (онтогенеза), борьбы за существование, естественного отбора, видообразования, приспособленности организмов к среде обитания, влияния компонентов экосистем, антропогенных изменений в экосистемах своей местности, круговорота веществ и превращение энергии в биосфере; - сформировать умения применять полученные знания для объяснения биологических процессов и явлений, для принятия практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей, соблюдения здорового образа жизни, норм грамотного поведения в окружающей природной среде; понимание необходимости использования достижений современной биологии и биотехнологий для рационального природопользования; умение использовать соответствующие аргументы, биологическую терминологию и символику для доказательства родства организмов разных систематических групп; взаимосвязи организмов и среды обитания; единства человеческих рас; необходимости здорового образа жизни, сохранения разнообразия видов и экосистем, как условия сосуществования природы и человечества; - сформировать умения решать биологические задачи, составлять генотипические схемы скрещивания для разных типов наследования признаков у организмов, составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети), выявлять причинно-следственные связи между исследуемыми биологическими объектами, процессами и явлениями; делать выводы и прогнозы на основании полученных результатов; - сформировать умения критически оценивать информацию биологического содержания, включающую псевдонаучные знания из различных источников (средства массовой информации, научнопопулярные материалы); интерпретировать этические аспекты современных исследований в биологии, медицине, биотехнологии; рассматривать глобальные экологические проблемы современности, формировать по отношению к ним собственную позицию, умение оценивать этические аспекты современных исследований в области биотехнологии и генетических технологий (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома и создание трансгенных организмов); - сформировать умения создавать собственные письменные и устные сообщения на основе биологической информации из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии; - уметь выдвигать гипотезы, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования, анализировать полученные результаты и делать выводы; - принимать участие в научно-исследовательской работе по биологии, экологии и медицине, проводимой на базе школьных научных обществ и публично представлять полученные результаты на ученических конференциях разного уровня; - сформировать умения критически оценивать ОК 02. Использовать В области ценности научного познания: информацию биологического содержания, современные средства - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной включающую псевдонаучные знания из различных поиска, анализа и практики, основанного на диалоге культур, источников (средства массовой информации, научноинтерпретации способствующего осознанию своего места в поликультурном популярные материалы); интерпретировать этические мире; аспекты современных исследований в биологии, медицине, информации и - совершенствование языковой и читательской культуры информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности ОК 04. Эффективно - готовность к саморазвитию, самостоятельности взаимодействовать и и самоопределению; -овладение навыками учебно-исследовательской, проектной работать в коллективе и команде и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; биотехнологии; - интерпретировать этические аспекты современных исследований в биологии, медицине, биотехнологии; рассматривать глобальные экологические проблемы современности, формировать по отношению к ним собственную позицию, умение оценивать этические аспекты современных исследований в области биотехнологии и генетических технологий (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома и создание трансгенных организмов); - сформировать умения создавать собственные письменные и устные сообщения на основе биологической информации из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии - сформировать умения создавать собственные письменные и устные сообщения на основе биологической информации из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии; - уметь выдвигать гипотезы, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования, анализировать полученные результаты и делать выводы; - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека ОК 07. Содействовать В области экологического воспитания: сохранению - сформированность экологической культуры, понимание окружающей среды, влияния социально-экономических процессов на состояние ресурсосбережению, природной и социальной среды, осознание глобального применять знания об характера экологических проблем; изменении климата, - планирование и осуществление действий в окружающей принципы среде на основе знания целей устойчивого развития бережливого человечества; производства, активное неприятие действий, приносящих вред эффективно окружающей среде; действовать в - умение прогнозировать неблагоприятные экологические чрезвычайных последствия предпринимаемых действий, предотвращать ситуациях их; - расширение опыта деятельности экологической направленности; - принимать участие в научно-исследовательской работе по биологии, экологии и медицине, проводимой на базе школьных научных обществ и публично представлять полученные результаты на ученических конференциях разного уровня - владеть системой знаний об основных методах научного познания, используемых в биологических исследованиях живых объектов и экосистем (описание, измерение, проведение наблюдений); способами выявления и оценки антропогенных изменений в природе; - уметь выявлять отличительные признаки живых систем, в том числе грибов, растений, животных и человека; приспособленность видов к среде обитания, абиотических и биотических компонентов экосистем, взаимосвязей организмов в сообществах, антропогенных изменений в экосистемах своей местности; уметь выделять существенные признаки биологических процессов: обмена веществ - овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности ПК 3.3 Оформлять техническую, технологическую и нормативную документацию (метаболизм), информации и превращения энергии, брожения, автотрофного и гетеротрофного типов питания, фотосинтеза и хемосинтеза, митоза, мейоза, гаметогенеза, эмбриогенеза, постэмбрионального развития, размножения, индивидуального развития организма (онтогенеза), взаимодействия генов, гетерозиса; действий искусственного отбора, стабилизирующего, движущего и разрывающего естественного отбора; аллопатрического и симпатрического видообразования; влияния движущих сил эволюции на генофонд популяции; приспособленности организмов к среде обитания, чередования направлений эволюции; круговорота веществ и потока энергии в экосистемах сформированность умения давать количественные оценки ; уметь планировать и выполнять биологический эксперимент в соответствии с правилами техники владение правилами техники безопасности ; безопасности при обращении с веществами и сформированность собственной позиции по отношению к лабораторным оборудованием; биологической информации, получаемой из разных источников Тематическое планирование учебного предмета Номер урока Наименование раздела, темы Содержание учебного материала (в том числе профессионально-ориентированное1) Раздел 1. Клетка – структурно-функциональная единица живого 1-2 Биология как Биология как наука. Связь биологии с наука . другими науками: биохимия, биофизика, бионика, геногеография и др. Роль и место биологии в формировании современной научной картины мира. Значение биологических знаний. История биологии. Значение цитологии для развития биологии и познания природы. Методы цитологии: микроскопия, хроматография, электрофорез, метод меченых атомов, дифференциальное центрифугирование, культура клеток 3-4 Общая Разнообразие биосистем. Организация характеристика биологических систем. Уровни жизни . организации биосистем: молекулярногенетический, органоидно-клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный (биогеоценотический), биосферный. Науки, изучающие биологические объекты на разных уровнях организации жизни. Общая характеристика 1 Количество академических часов во взаимодействии с преподавателем Формируемые компетенции В том числе СР Л, УР ПЗ 12 12 2 2 ОК 01 ОК 02 2 2 ОК 01 ОК 02 5-6 Биологически важные химические соединения 7-8 Структурнофункциональная организация клеток 9-10 Обмен веществ превращение энергии в клетке и жизни, свойства живых систем. Процессы, происходящие в биосистемах Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки, их биологическая роль. Органические вещества клетки. Биологические полимеры. Белки. Структура и функции белковой молекулы. Ферменты, принцип их действия. Углеводы. Биологические функции углеводов. Липиды. Общий план строения. Гидрофильно-гидрофобные свойства. Классификация липидов. Биологические функции липидов. АТФ. Строение молекулы АТФ. Биологические функции АТФ Клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов). Основные положения современной клеточной теории. Типы клеток: эукариотическая и прокариотическая. Сравнительная характеристика клеток эукариот (растительной, животной, грибной). Строение прокариотической клетки. Особенности строения гетеротрофной и автотрофной прокариотических клеток. Строение плазматической мембраны. Транспорт веществ через плазматическую мембрану: пассивный и активный. Эндоцитоз: пиноцитоз, фагоцитоз. Экзоцитоз. Оболочка или клеточная стенка. Ассимиляция и диссимиляция – две стороны метаболизма. Типы обмена веществ: автотрофный и 2 2 ОК 01 ОК 02 2 2 ОК 01 ОК 02 2 2 ОК 01 ОК 02 гетеротрофный, аэробный и анаэробный. Энергетическое обеспечение клетки: превращение АТФ в обменных процессах. Ферментативный характер реакций клеточного метаболизма Первичный синтез органических веществ в клетке. Пластический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез. Анаэробный энергетический обмен. Анаэробные организмы. Брожение, автотрофный и гетеротрофный тип питания. Анаэробные микроорганизмы как объекты биотехнологии. Этапы энергетического обмена. Гликолиз. Биологическое окисление, или клеточное дыхание. Вирусы – неклеточные формы жизни и облигатные паразиты 11-12 Жизненный цикл Клеточный цикл, его периоды и регуляция. Периоды интерфазы их клетки. Митоз. особенности. Дифференциация клетки и Мейоз арест клеточного цикла. Деление клетки – митоз. Стадии митоза и происходящие процессы. Кариокинез и цитокинез. Биологическое значение митоза. Мейоз – редукционное деление клетки. Стадии мейоза. Мейоз – основа полового размножения. Поведение хромосом в мейозе. Кроссинговер. Биологический смысл мейоза. Эффекты мейоза. Мейоз в жизненном цикле организмов Раздел 2 Строение и функции организма 13-14 Основные понятия Генетика как наука о наследственности и генетики изменчивости организмов. Основные 2 2 10 2 6 2 ОК 01 ОК 02 4 ОК 01 ОК 02 .Закономерности наследования 15-16 Генетика пола . Генетика человека . генетические понятия и символы. Ген. Генотип. Фенотип. Аллельные гены. Альтернативные признаки. Доминантный и рецессивный признаки. Гомозигота и гетерозигота. Чистая линия. Гибриды. Основные методы генетики: гибридологический, цитологические, молекулярно-генетические .Закономерности образования гамет. Законы Г. Менделя: Моногибридное скрещивание. Правило доминирования. Закон единообразия первого поколения. Закон расщепления признаков. Цитологические основы моногибридного скрещивания. Гипотеза чистоты гамет. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Полигибридное наследование и его закономерности . Хромосомный механизм определения пола. Аутосомы и половые хромосомы. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом . Кариотип человека. Методы изучения генетики человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический, популяционно-статистический. Наследственные заболевания человека. Генные и хромосомные болезни человека. Болезни с наследственной предрасположенностью. Значение 2 2 ОК 01 ОК 02 17-18 Селекция организмов . Закономерности изменчивости . медицинской генетики в предотвращении и лечении генетических заболеваний человека . Взаимодействие генотипа и среды при формировании фенотипа. Изменчивость признаков. Качественные и количественные признаки. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов). Модификационная, или фенотипическая изменчивость. Роль среды в модификационной изменчивости. Норма реакции признака. Вариационный ряд и вариационная кривая. Характеристика модификационной изменчивости Наследственная, или генотипическая изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Виды мутаций: генные, хромосомные, геномные. Причины возникновения мутаций . Селекция как наука. Методы селекционной работы. Гетерозис и его причины. Искусственный отбор: массовый и индивидуальный. Этапы комбинационной селекции. Сорт, порода, штамм Алгоритмы решение задач на определение возможного возникновения наследственных признаков по селекции, составление генотипических схем скрещивания 2 2 ОК 01 ОК 02 19-20 Практическое занятие №1 : Решение генетических задач на скрещивание . 21-22 Практическое занятие №2 : Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при моно-, ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании, составление генотипических схем скрещивания . Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при сцепленном наследовании, составление генотипических схем скрещивания . Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков, используя методы генетики человека, составление генотипических схем скрещивания. Представление устных сообщений с презентацией о наследственных заболеваниях человека . Раздел 3. Теория эволюции 23-24 История эволюционного Первые эволюционные концепции. учения .Микроэволюция Градуалистическая эволюционная .Макроэволюция . концепция Ж.Б. Ламарка. Движущие силы эволюции. Креационизм и трансформизм. Систематика К. Линнея и её значение для формирования идеи эволюции .Предпосылки возникновения дарвинизма. Эволюция видов в природе. Борьба за существование. Естественный отбор. Дивергенция признаков и видообразование. Основные положения синтетической теории эволюции (СТЭ). Роль эволюционной теории в формировании научной картины мира . 2 2 ОК 01 ОК 02 ОК 04 2 2 ОК 01 ОК 02 ОК 04 12 2 10 2 2 ОК 01 ОК 02 25-26 Микроэволюция 27-28 Макроэволюция . 29-30 Возникновение и развитие жизни на Земле . Микроэволюция и макроэволюция как этапы эволюционного процесса. Генетические основы эволюции. Мутации и комбинации как элементарный эволюционный материал. Популяция как элементарная единица эволюции. Движущие силы (факторы) эволюции. Мутационный процесс и комбинативная изменчивость. Миграция. Изоляция популяций: географическая (пространственная), биологическая (репродуктивная). Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Борьба за существование как механизм действия естественного отбора в популяциях. Вид и его критерии (признаки). Видообразование как результат микроэволюции Макроэволюция. Формы и основные направления макроэволюции (А.Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Методы изучения макроэволюции. Закон зародышевого сходства (Закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель, Ф.Мюллер). Общие закономерности (правила) эволюции Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле: креационизм, самопроизвольное (спонтанное) зарождение, стационарное состояние, панспермия, биопоэз. Начало органической эволюции. 2 2 ОК 01 ОК 02 2 2 ОК 01 ОК 02 2 2 ОК 01 ОК 02 31-32 Практическое занятие №3 :Возникновение и развитие жизни на Земле . 33-34 Происхождение человека – антропогенез Появление первых клеток. Эволюция метаболизма. Эволюция первых клеток. Прокариоты и эукариоты. Происхождение многоклеточных организмов. Возникновение основных царств эукариот. Основные черты эволюции растительного мира. Основные черты эволюции животного мира Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле: креационизм, самопроизвольное (спонтанное) зарождение, стационарное состояние, панспермия, биопоэз. Начало органической эволюции. Появление первых клеток. Эволюция метаболизма. Эволюция первых клеток. Прокариоты и эукариоты. Происхождение многоклеточных организмов. Возникновение основных царств эукариот. Основные черты эволюции растительного мира. Основные черты эволюции животного мира Антропология – наука о человеке. Систематическое положение человека. Сходство человека с животными. Отличия человека от животных. Прямохождение и комплекс связанных с ним признаков. Развитие головного мозга и второй сигнальной системы. Соотношение биологических и социальных факторов в антропогенезе Основные стадии антропогенеза. Дриопитеки – предки человека и 2 2 2 2 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 01 ОК 02 человекообразных обезьян. Протоантроп – предшественник человека. Архантроп – древнейший человек. Палеоантроп – древний человек. Неоантроп – человек современного типа. Эволюция современного человека. Человеческие расы. Основные большие расы: европеоидная (евразийская), негроавстралоидная (экваториальная), монголоидная (азиатско-американская). Время и место возникновения человеческих рас. Единство человеческих рас . Раздел 4. Экология 35-36 Экологические факторы и среды жизни 37-38 Популяция, сообщества, экосистемы Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная. Физикохимические особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к жизни в разных средах. Понятие экологического фактора. Классификация экологических факторов. Правило минимума Ю. Либиха. Закон толерантности В. Шелфорда Экологическая характеристика вида и популяции. Экологическая ниша вида. Экологические характеристики популяции. Сообщества и экосистемы. Биоценоз и его структура (В.Н. Сукачев). Связи между организмами в биоценозе. Структурные компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. 8 2 8 2 2 2 ОК 01 ОК 02 ОК 01 ОК 02 38-40 Биосфера глобальная экологическая система 41-42 Дифференцированный Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Трофические уровни. Антропогенные экосистемы. Агроэкосистемы. Отличия агроэкосистем от биогеоценозов. Урбоэкосистемы. Основные компоненты урбоэкосистем Биосфера – живая оболочка Земли. Развитие представлений о биосфере в трудах В.И. Вернадского. Области биосферы и её состав. Живое вещество биосферы и его функции . Закономерности существования биосферы. Особенности биосферы как глобальной экосистемы. Динамическое равновесие в биосфере. Ритмичность явлений в биосфере. Круговороты веществ и биогеохимические циклы. Глобальные экологические проблемы современности и пути их решения . Антропогенные воздействия на биосферу. Загрязнения как вид антропогенного воздействия (химическое, физическое, биологическое, отходы производства и потребления). Антропогенные воздействия на атмосферу. Воздействия на гидросферу (загрязнения и их источники, истощения вод). Воздействия на литосферу (деградация почвы, воздействие на горные порода, недра). Антропогенные воздействия на биотические сообщества (леса и растительные сообщества, животный мир) 2 2 2 ОК 01 ОК 02 зачет . 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Материально-техническое обеспечение дисциплины Реализация программы общеобразовательной дисциплины «Биология» требует наличия учебного кабинета «Биология».Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся. Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; персональный компьютер в сборе; доска. Учебно-методическое обеспечение реализации общеобразовательной дисциплины: 6. Наглядные пособия (электронные ресурсы): Строение и структура белка (1 шт.); Строение молекул ДНК и РНК (1 шт.); Строение клеток растений и животных (1 шт.); Начальные этапы биологической эволюции(1 шт.); Строение вируса (1 шт.); Митоз (1 шт.); Образование половых клеток (1 шт.); Мейоз (1 шт.); Моногибридное и дигибридное скрещивания (1 шт.); Сцепленное с полом наследование (1 шт.); Происхождение человека (1 шт.) 7. Методические указания к практическим работам в печатном и электронном виде: Практическое занятие № 6 «Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природнойэкосистеме и в агроценозе» (15 шт.). 8. Тестовые задания по темам в печатном и электронном виде: Учение об эволюции, 15 шт.; Основы генетики и селекции15 шт.; Строение клетки, 15 шт.; Дифференцированный зачёт (1 вариант), 15 шт.; Дифференцированный зачёт (2 вариант), 15 шт. 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала. Общая компетенция ОК2 ОК 02 ОК 02 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 01 ОК 02 ОК 04 Раздел/Тема Раздел 1. Клетка – структурнофункциональная единица живого Тема №1.1. Биология как наука Тема №1.2. Общая характеристика жизни Тема №1.3. Биологически важные химические соединения Тема №1.4. Структурно-функциональная организация клеток Тип оценочных мероприятий Контрольная работа “Молекулярный уровень организации живого” Заполнение таблицы с описанием методов микроскопирования с их достоинствами и недостатками. Заполнение таблицы «Вклад ученых в развитие биологии» Заполнение сравнительной таблицы сходства и различий живого и не живого Фронтальный опрос Подготовка устных сообщений с презентацией Оцениваемая дискуссия по вопросам лекции Разработка ментальной карты по классификации клеток и их строению на про- и эукариотических и по царствам в мини группах Выполнение и защита лабораторных работ:«Строение клетки (растения, животные, грибы) и клеточные включения (крахмал, каротиноиды, хлоропласты, хромопласты)» ОК 01 ОК 02 ОК 02 Тема №1.5. Структурнофункциональные факторы наследственности Фронтальный опрос Решение задач на определение последовательности нуклеотидов Тема №1.6. Обмен веществ и превращение энергии в клетке Фронтальный опрос Заполнение сравнительной таблицы характеристик типов обмена веществ ОК 02 ОК 04 Тема №1.7. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз Раздел 2. Строение и функции организма ОК 02 ОК 04 Тема №2.1. Строение организма Обсуждение по вопросам лекции Разработка ленты времени жизненного цикла Контрольная работа ”Строение и функции организма” Оцениваемая дискуссия Разработка ментальной карты тканей, органов и систем органов организмов (растения, животные, человек) с краткой характеристикой их функций Подготовка и представление устных сообщений с презентацией (иммунитет, инфекционные заболевания, эпидемии, вакцинация) Фронтальный опрос Заполнение таблицы с краткойхарактеристикой и примерами форм размножения организмов ОК 02 Тема №2.2. Формы размножения организмов ОК 02 ОК 04 Тема №2.3. Онтогенез животных и человека ОК 02 ОК 04 Тема №2.4. Онтогенез растений ОК 02 ОК 02 ОК 04 Тема №2.5. Основные понятия генетики Тема №2.6. Закономерности наследования Разработка ленты времени с характеристикой этапов онтогенеза отдельной группой животных и человека по микрогруппам Тест/опрос Составление жизненных циклов растений по отделам (моховидные, хвощевидные, папоротниковидные, голосеменные, покрытосеменные) Решение генетических задач Тест Фронтальный опрос Тест по вопросам лекции Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при моно-, ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании, составление генотипических схем скрещивания ОК 01 ОК 02 Тема №2.7. Взаимодействие генов Тест Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при различных типах взаимодействия генов, составление генотипических схем скрещивания ОК 01 ОК 02 Тема №2.8. Сцепленное наследование признаков ОК 01 ОК 02 Тема №2.9. Генетика пола Тест Разработка глоссария Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков, сцепленных с полом, составление генотипических схем скрещивания ОК 01 ОК 02 Тема №2.10. Генетика человека Тест Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков, используя методы генетики человека, составление генотипических схем скрещивания Подготовка устных сообщений с презентацией о наследственных заболеваниях человека ОК 01 ОК 02 ОК 04 Тема №2.11. Закономерности изменчивости Тест Решение задач на определение типа мутации при передаче наследственных признаков, составление генотипических схем скрещивания ОК 01 ОК 02 Тема №2.12. Тест Разработка глоссария Селекция организмов Раздел 3. Теория эволюции Тест Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при сцепленном наследовании, составление генотипических схем скрещивания Решение задач на определение возможного возникновения наследственных признаков по селекции, составление генотипических схем скрещивания Контрольная работа “Теоретические аспекты эволюции жизни на Земле” ОК 02 ОК 04 ОК 02 ОК 02 ОК 02 ОК 04 ОК 02 ОК 04 ОК 01 ОК 07 Тема 3.1. Фронтальный опрос История эволюционного учения Разработка ленты времени развития эволюционного учения Тема 3.2. Фронтальный опрос Разработка глоссария терминов Микроэволюция Тема 3.3. Оцениваемая дискуссия Макроэволюция Разработка глоссария терминов Тема 3.4. Фронтальный опрос Возникновение и развитие Подготовка и представление жизни на Земле устного сообщения и ленты времени возникновения и развития животного и растительного мира Тема 3.5. Фронтальный опрос Происхождение человека – Разработка лент времени и ментальных антропогенез карт на выбор: “Эволюция современного человека”, “Время и пути расселения человека по планете”, “Влияние географической среды на морфологию и физиологию человека”, “Человеческие расы”, обсуждение Раздел 4. Экология Тест “Теоретические аспекты экологии” Тема 4.1. Тест по экологическим факторам и Экологические факторы и среды средам жизни организмов жизни. ОК 01 ОК 02 ОК 07 Тема 4.2. Популяция, сообщества, экосистемы ОК 01 ОК 02 ОК 07 Тема 4.3. Биосфера - глобальная экологическая система ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 Тема 4.4. Влияние антропогенных факторов на биосферу Составление схем круговорота веществ, используя материалы лекции Решение практико-ориентированных расчетных заданий по переносу вещества и энергии в экосистемах с составление трофических цепей и пирамид биомассы и энергии Оцениваемая дискуссия Тест Решение практико-ориентированных расчетных задач на определение площади насаждений для снижения концентрации углекислого газа в атмосфере своего региона проживания Тест Решение практико-ориентированных расчетных заданий по сохранению природных ресурсов своего региона проживания ОК 02 ОК 04 ОК 07 Тема 4.5. Влияние социальноэкологических факторов на здоровье человека *Профессиональноориентированно содержание Раздел 5. Биология в жизни ОК 01 ОК 02 ОК 04 *Тема 5.1 Биотехнологии в жизни каждого ОК 01 ОК 02 ОК 04 ПК3.3 *Тема 5.2.Промышленная биотехнология Оцениваемая дискуссия Выполнения практических заданий: “Определение суточного рациона питания”, “Создание индивидуальной памятки по организации рациональной физической активности” Выполнение лабораторной работы на выбор: "Умственная работоспособность", "Влияние абиотических факторов на человека (низкие и высокие температуры)" Защита кейса: представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией) Выполнение кейса на анализ информации о научных достижениях в области генетических технологий, клеточной инженерии, пищевых биотехнологий (по группам), представление результатов решения кейсов Выполнение кейса на анализ информации о развитии промышленной биотехнологий (по группам), представление результатов решения кейсов 3.2 Информационное обеспечение Рекомендуемая литература Литература для студентов Основная: Константинов В.М. Биология: учеб. Для обр. учрежд. Среднего профобразлвания.- М.: Изд. Центр "Акадкмия", 2013.- 320 с. Дополнительная: Захаров В.Б. и др. Биология 11кл. Учеб. Для общеобр. Учреждений.- М.: Дрофа, 2010.-283 с. Захаров В.Б. и др. Биология 10кл.Учеб. Для общеобр. Учреждений.- М.: Дрофа, 2010.-352 с. Беляев Д.К. и др. Биология. 10-11 кл.- М.: Просвещение 2010.- 304с. Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельностью: учеб.пособия для нач. проф.образования.- М.: Изд.центр "Академия",2000. - 384 с. Электронные учебники: Lambert acad. publ. , 2012 — 584 с. Источник: Российская государственная библиотека (РГБ) Литературадляпреподавателя 1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». 3. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”». 4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования». 5. Биология: руководство к практическим занятиям / под ред. В. В. Маркиной. — М., 2010. 6. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. – М., 2010. 7. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. – М., 2010. 8. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 11 кл. – М., 2010. 9. Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. – М., 2009.