ОУП.01_Русский язык

Приложение 3.1
к ОПОП по профессии
09.01.03 Оператор информационных
систем и ресурсов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОУП.01 РУССКИЙ ЯЗЫК

Сухой Лог
2023

Рабочая программа учебного предмета разработана на основе требований
 Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по профессии 09.01.03 Оператор информационных
систем и ресурсов;
 Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования;
 Федеральной образовательной программы среднего общего образования
и с учетом
 Рабочей программы воспитания по профессии 09.01.03 Оператор
информационных систем и ресурсов;
 Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения
образовательной программы среднего профессионального образования;
 Примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Русский
язык» для профессиональных образовательных организаций.

Разработчик: Гутшмидт
многопрофильный техникум»

С.А.,

преподаватель

ГАПОУ

СО

«Сухоложский

2

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка .................................................................................................................4
Объем учебного предмета ............................................................................................................6
Содержание учебного предмета ...................................................................................................7
Планируемые результаты освоения учебного предмета .........................................................11
Тематическое планирование учебного предмета .....................................................................26
Условия реализации программы учебного предмета...............................................................37
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета ................................................38

3

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» является частью основной
профессиональной
образовательной
программы
–
программы
подготовки
квалифицированных рабочих, служащих по профессии 09.01.03 Оператор
информационных систем и ресурсов.
Учебный
предмет
«Русский
язык» входит
общеобразовательный цикл и изучается на базовом уровне.

в

обязательную

часть

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, язык
межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как
государственный язык и язык межнационального общения русский язык является
средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социальноэкономической, культурной и духовной консолидации.
Изучение русского языка способствует усвоению обучающимися традиционных
российских духовно-нравственных ценностей, воспитанию нравственности, любви к
Родине, ценностного отношения к русскому языку, формированию интереса и уважения к
языкам и культурам народов России и мира, развитию эмоционального интеллекта,
способности понимать и уважать мнение других людей.
Русский язык, обеспечивая коммуникативное развитие обучающихся, является в
образовательной организации не только предметом изучения, но и средством овладения
другими учебными дисциплинами в сфере гуманитарных, естественных, математических
и других наук. Владение русским языком оказывает непосредственное воздействие на
качество усвоения других учебных предметов, на процессы формирования универсальных
интеллектуальных умений, навыков самоорганизации и самоконтроля.
Свободное владение русским языком является основой социализации личности,
способной к успешному речевому взаимодействию и социальному сотрудничеству в
повседневной и профессиональной деятельности в условиях многонационального
государства.
Программа по русскому языку реализуется на уровне среднего общего
образования, когда на предыдущем уровне общего образования освоены основные
теоретические знания о языке и речи, сформированы соответствующие умения и навыки,
направлена в большей степени на совершенствование умений эффективно пользоваться
русским языком в разных условиях общения, повышение речевой культуры обучающихся,
совершенствование их опыта речевого общения, развитие коммуникативных умений в
разных сферах функционирования языка.
Системообразующей доминантой содержания программы по русскому языку
является направленность на полноценное овладение культурой речи во всех её аспектах
(нормативном, коммуникативном и этическом), на развитие и совершенствование
коммуникативных умений и навыков в учебно-научной, официально-деловой, социальнобытовой, социально-культурной сферах общения; на формирование готовности к
речевому взаимодействию и взаимопониманию в учебной и практической деятельности.
Важнейшей составляющей изучения русского языка на уровне среднего общего
образования являются элементы содержания, ориентированные на формирование и
развитие функциональной (читательской) грамотности обучающихся – способности
свободно использовать навыки чтения с целью извлечения информации из текстов разных
форматов (гипертексты, графика, инфографика и другие) для их понимания, сжатия,
трансформации, интерпретации и использования в практической деятельности.
В содержании программы по русскому языку выделяются три сквозные линии:
«Язык и речь. Культура речи», «Речь. Речевое общение. Текст», «Функциональная
стилистика. Культура речи».
4

Изучение русского языка на базовом уровне обеспечивает общекультурный
уровень молодого человека, способного к продолжению обучения в системе среднего
профессионального и высшего образования.
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
 осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма,
уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку
межнационального общения на основе расширения представлений о функциях русского
языка в России и мире;
 о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности
многонационального народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории,
языка и личности; об отражении в русском языке традиционных российских духовнонравственных ценностей; формирование ценностного отношения к русскому языку;
 овладение русским языком как инструментом личностного развития и
формирования социальных взаимоотношений; понимание роли русского языка в развитии
ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения
будущей профессией, самообразования и социализации;
 совершенствование устной и письменной речевой культуры на основе овладения
основными понятиями культуры речи и функциональной стилистики, формирование
навыков нормативного употребления языковых единиц и расширение круга используемых
языковых средств; совершенствование коммуникативных умений в разных сферах
общения, способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью;
 развитие функциональной грамотности: совершенствование умений текстовой
деятельности, анализа текста с точки зрения явной и скрытой (подтекстовой), основной и
дополнительной информации; развитие умений чтения текстов разных форматов
(гипертексты, графика, инфографика и другие); совершенствование умений
трансформировать, интерпретировать тексты и использовать полученную информацию в
практической деятельности;
 обобщение знаний о языке как системе, об основных правилах орфографии и
пунктуации,
об
изобразительно-выразительных
средствах
русского
языка;
совершенствование умений анализировать языковые единицы разных уровней, умений
применять правила орфографии и пунктуации, умений определять изобразительновыразительные средства языка в тексте;
 обеспечение поддержки русского языка как государственного языка Российской
Федерации, недопущения использования нецензурной лексики и иностранных слов, за
исключением тех, которые не имеют общеупотребительных аналогов в русском языке и
перечень которых содержится в нормативных словарях.
В рабочей программе представлено профессионально-ориентированное
содержание учебного предмета, предполагающее ситуативное использование учебного
материала с профессиональным содержанием практического характера, способствующее
формированию устойчивой мотивации и ценностного отношения к получаемой
профессии, профессионально значимых качеств личности, общих и профессиональных
компетенций.

5

Объем учебного предмета
Объем учебного предмета
Общая трудоёмкость учебного предмета
в том числе
Во взаимодействии с преподавателем
в том числе
лекции, уроки
практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Промежуточная аттестация (экзамен)

Всего академических часов
80
76
38
38
0
4

6

Содержание учебного предмета
Общие сведения о языке.
Язык как знаковая система. Основные функции языка.
Лингвистика как наука.
Язык и культура.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство
межнационального общения, национальный язык русского народа, один из мировых
языков.
Формы существования русского национального языка. Литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго. Роль
литературного языка в обществе.
Язык и речь. Культура речи.
Система языка. Культура речи.
Система языка, её устройство, функционирование.
Культура речи как раздел лингвистики.
Языковая норма, её основные признаки и функции.
Виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические),
лексические,
словообразовательные,
грамматические
(морфологические
и
синтаксические). Орфографические и пунктуационные правила (обзор, общее
представление). Стилистические нормы современного русского литературного языка
(общее представление).
Качества хорошей речи.
Основные виды словарей (обзор). Толковый словарь. Словарь омонимов. Словарь
иностранных слов. Словарь синонимов. Словарь антонимов. Словарь паронимов.
Этимологический словарь. Диалектный словарь. Фразеологический словарь.
Словообразовательный словарь. Орфографический словарь. Орфоэпический словарь.
Словарь грамматических трудностей. Комплексный словарь.
Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы.
Фонетика и орфоэпия как разделы лингвистики (повторение, обобщение).
Фонетический анализ слова. Изобразительно-выразительные средства фонетики
(повторение, обобщение).
Основные нормы современного литературного произношения: произношение
безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение
некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов. Нормы
ударения в современном литературном русском языке.
Лексикология и фразеология. Лексические нормы.
Лексикология и фразеология как разделы лингвистики (повторение, обобщение).
Лексический анализ слова. Изобразительно-выразительные средства лексики: эпитет,
метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, сравнение (повторение, обобщение).
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Многозначные слова и омонимы, их употребление. Синонимы, антонимы, паронимы и их
употребление. Иноязычные слова и их употребление. Лексическая сочетаемость.
Тавтология. Плеоназм.
Функционально-стилистическая окраска слова. Лексика общеупотребительная,
разговорная и книжная. Особенности употребления.
Экспрессивно-стилистическая окраска слова. Лексика нейтральная, высокая,
сниженная. Эмоционально-оценочная окраска слова (неодобрительное, ласкательное,
шутливое и другое). Особенности употребления.
Фразеология русского языка (повторение, обобщение). Крылатые слова.
Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы.

7

Морфемика и словообразование как разделы лингвистики (повторение,
обобщение). Морфемный и словообразовательный анализ слова. Словообразовательные
трудности (обзор). Особенности употребления сложносокращённых слов (аббревиатур).
Морфология. Морфологические нормы.
Морфология как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Морфологический
анализ слова. Особенности употребления в тексте слов разных частей речи.
Морфологические нормы современного русского литературного языка (общее
представление).
Основные нормы употребления имён существительных: форм рода, числа, падежа.
Основные нормы употребления имён прилагательных: форм степеней сравнения,
краткой формы.
Основные нормы употребления количественных, порядковых и собирательных
числительных.
Основные нормы употребления местоимений: формы 3-го лица личных
местоимений, возвратного местоимения себя.
Основные нормы употребления глаголов: некоторых личных форм (типа победить,
убедить, выздороветь), возвратных и невозвратных глаголов; образования некоторых
глагольных форм: форм прошедшего времени с суффиксом -ну-, форм повелительного
наклонения.
Орфография. Основные правила орфографии.
Орфография как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Принципы и
разделы русской орфографии. Правописание морфем; слитные, дефисные и раздельные
написания; употребление прописных и строчных букв; правила переноса слов; правила
графического сокращения слов.
Орфографические правила. Правописание гласных и согласных в корне.
Употребление разделительных ъ и ь.
Правописание приставок. Буквы ы – и после приставок.
Правописание суффиксов.
Правописание н и нн в словах различных частей речи.
Правописание не и ни.
Правописание окончаний имён существительных, имён прилагательных и глаголов.
Слитное, дефисное и раздельное написание слов.
Речь. Речевое общение.
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности (повторение, обобщение).
Речевое общение и его виды. Основные сферы речевого общения. Речевая ситуация
и её компоненты (адресант и адресат; мотивы и цели, предмет и тема речи; условия
общения).
Речевой этикет. Основные функции речевого этикета (установление и поддержание
контакта, демонстрация доброжелательности и вежливости, уважительного отношения
говорящего к партнёру и другие). Устойчивые формулы русского речевого этикета
применительно к различным ситуациям официального/неофициального общения, статусу
адресанта/адресата и другим.
Публичное выступление и его особенности. Тема, цель, основной тезис (основная
мысль), план и композиция публичного выступления. Виды аргументации. Выбор
языковых средств оформления публичного выступления с учётом его цели, особенностей
адресата, ситуации общения.
Текст. Информационно-смысловая переработка текста.
Текст, его основные признаки (повторение, обобщение).
Логико-смысловые отношения между предложениями в тексте (общее
представление).

8

Информативность текста. Виды информации в тексте. Информационно-смысловая
переработка прочитанного текста, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и
прослушанного текста.
План. Тезисы. Конспект. Реферат. Аннотация. Отзыв. Рецензия.
Содержание обучения на 2 курсе.
Общие сведения о языке.
Культура речи в экологическом аспекте. Экология как наука, экология языка
(общее представление). Проблемы речевой культуры в современном обществе
(стилистические изменения в лексике, огрубление обиходно-разговорной речи,
неоправданное употребление иноязычных заимствований и другое) (обзор).
Язык и речь. Культура речи.
Синтаксис. Синтаксические нормы.
Синтаксис как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Синтаксический
анализ словосочетания и предложения.
Изобразительно-выразительные
средства
синтаксиса.
Синтаксический
параллелизм, парцелляция, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия,
лексический повтор, анафора, эпифора, антитеза; риторический вопрос, риторическое
восклицание, риторическое обращение; многосоюзие, бессоюзие.
Синтаксические нормы. Порядок слов в предложении. Основные нормы
согласования сказуемого с подлежащим, в состав которого входят слова множество, ряд,
большинство, меньшинство; с подлежащим, выраженным количественно-именным
сочетанием (двадцать лет, пять человек); имеющим в своём составе числительные,
оканчивающиеся на один; имеющим в своём составе числительные два, три, четыре или
числительное, оканчивающееся на два, три, четыре. Согласование сказуемого с
подлежащим, имеющим при себе приложение (типа диван-кровать, озеро Байкал).
Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным аббревиатурой, заимствованным
несклоняемым существительным.
Основные нормы управления: правильный выбор падежной или предложнопадежной формы управляемого слова.
Основные нормы употребления однородных членов предложения.
Основные нормы употребления причастных и деепричастных оборотов.
Основные нормы построения сложных предложений.
Пунктуация. Основные правила пунктуации.
Пунктуация как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Пунктуационный
анализ предложения.
Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них:
знаки препинания в конце предложений; знаки препинания внутри простого предложения;
знаки препинания между частями сложного предложения; знаки препинания при передаче
чужой речи. Сочетание знаков препинания.
Знаки препинания и их функции. Знаки препинания между подлежащим и
сказуемым.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Знаки препинания при обособлении.
Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями, обращениями,
междометиями.
Знаки препинания в сложном предложении.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
Знаки препинания при передаче чужой речи.
Функциональная стилистика. Культура речи.
Функциональная стилистика как раздел лингвистики. Стилистическая норма
(повторение, обобщение).

9

Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки
разговорной
речи:
неофициальность,
экспрессивность,
неподготовленность,
преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические,
морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Основные жанры
разговорной речи: устный рассказ, беседа, спор и другие (обзор).
Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки
научного стиля: отвлечённость, логичность, точность, объективность. Лексические,
морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Основные подстили
научного стиля. Основные жанры научного стиля: монография, диссертация, научная
статья, реферат, словарь, справочник, учебник и учебное пособие, лекция, доклад и другие
(обзор).
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные
признаки официально-делового стиля: точность, стандартизированность, стереотипность.
Лексические, морфологические, синтаксические особенности официально-делового стиля.
Основные жанры официально-делового стиля: закон, устав, приказ; расписка, заявление,
доверенность; автобиография, характеристика, резюме и другие (обзор).
Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные
признаки публицистического стиля: экспрессивность, призывность, оценочность.
Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля.
Основные жанры публицистического стиля: заметка, статья, репортаж, очерк, эссе,
интервью (обзор).
Язык художественной литературы и его отличие от других функциональных
разновидностей языка (повторение, обобщение). Основные признаки художественной
речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств,
языковых средств других функциональных разновидностей языка.

10

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения программы по русскому языку на уровне
среднего общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и
духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
формирования внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности; уважения
к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и людям старшего поколения; взаимного уважения, бережного отношения
к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде.
В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в
текстах литературных произведений, написанных на русском языке;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в образовательной организации;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения
к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, традициям
народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите,
ответственность за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь
на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов
России;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;

11

способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного,
творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по
русскому языку;
5) физического
воспитания,
формирования
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью;
потребность
в
физическом
совершенствовании,
занятиях
спортивнооздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять
такую деятельность, в том числе в процессе изучения русского языка;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к
деятельности филологов, журналистов, писателей; умение совершать осознанный выбор
будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни;
7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания
целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение
прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий
и предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебноисследовательскую и проектную деятельность, в том числе по русскому языку,
индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися
программы по русскому языку у обучающихся совершенствуется эмоциональный
интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние,
использовать языковые средства для выражения своего состояния, видеть направление
развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;

12

саморегулирования,
включающего
самоконтроль,
умение
принимать
ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к
эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать
эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении
коммуникации;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учётом
собственного речевого и читательского опыта.
В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия:
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её
всесторонне;
устанавливать существенный признак или основание для сравнения,
классификации и обобщения языковых единиц, языковых явлений и процессов, текстов
различных функциональных разновидностей языка, функционально-смысловых типов,
жанров;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в
наблюдении;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов
целям;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по русскому
языку;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом
собственного речевого и читательского опыта.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том
числе в контексте изучения учебного предмета «Русский язык», способностью и
готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
осуществлять различные виды деятельности по получению нового знания, в том
числе по русскому языку; его интерпретации, преобразованию и применению в различных
учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе
лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
разнообразных жизненных ситуациях;
выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать параметры и
критерии её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений;
13

анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности, освоенные
средства и способы действия – в профессиональную среду;
выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные
способы решения проблем.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией:
владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из
источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её
целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации
(презентация, таблица, схема и другие);
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий при
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования
информационной безопасности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
У обучающегося будут сформированы умения общения:
осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно
вести диалог;
развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё
мнение, строить высказывание.
Регулятивные универсальные учебные действия:
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за
результаты выбора;
оценивать приобретённый опыт;
стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, принятия себя и
других:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;

14

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать приёмы рефлексии
для оценки ситуации, выбора верного решения;
оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов
деятельности;
признавать своё право и право других на ошибку;
развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом
мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости; проявлять творческие способности и воображение, быть
инициативным.
Предметные результаты:
К концу освоения учебного предмета обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по русскому языку:
Общие сведения о языке.
Иметь представление о языке как знаковой системе, об основных функциях языка;
о лингвистике как науке.
Опознавать лексику с национально-культурным компонентом значения; лексику,
отражающую
традиционные
российские
духовно-нравственные
ценности
в
художественных текстах и публицистике; объяснять значения данных лексических единиц
с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и других);
комментировать фразеологизмы с точки зрения отражения в них истории и культуры
народа (в рамках изученного).
Понимать и уметь комментировать функции русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России,
одного из мировых языков (с использованием статьи 68 Конституции Российской
Федерации, Федерального закона от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке
Российской Федерации», Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1
«О языках народов Российской Федерации»).
Различать формы существования русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго), знать и
характеризовать признаки литературного языка и его роль в обществе; использовать эти
знания в речевой практике.
Язык и речь. Культура речи.
Иметь представление о русском языке как системе, знать основные единицы и
уровни языковой системы, анализировать языковые единицы разных уровней языковой
системы.
Иметь представление о культуре речи как разделе лингвистики.
Комментировать нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры
речи, приводить соответствующие примеры.

15

Анализировать речевые высказывания с точки зрения коммуникативной
целесообразности, уместности, точности, ясности, выразительности, соответствия нормам
современного русского литературного языка.
Иметь представление о языковой норме, её видах.
Использовать словари русского языка в учебной деятельности.
Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы.
Выполнять фонетический анализ слова.
Определять изобразительно-выразительные средства фонетики в тексте.
Анализировать и характеризовать особенности произношения безударных гласных
звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных, некоторых грамматических форм,
иноязычных слов.
Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе
собственные) с точки зрения соблюдения орфоэпических и акцентологических норм
современного русского литературного языка.
Соблюдать основные произносительные и акцентологические нормы современного
русского литературного языка.
Использовать орфоэпический словарь.
Лексикология и фразеология. Лексические нормы.
Выполнять лексический анализ слова.
Определять изобразительно-выразительные средства лексики.
Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки
зрения соблюдения лексических норм современного русского литературного языка.
Соблюдать лексические нормы.
Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения уместности
использования стилистически окрашенной и эмоционально-экспрессивной лексики.
Использовать толковый словарь, словари синонимов, антонимов, паронимов;
словарь иностранных слов, фразеологический словарь, этимологический словарь.
Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы.
Выполнять морфемный и словообразовательный анализ слова.
Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе
собственные) с точки зрения особенностей употребления сложносокращённых слов
(аббревиатур).
Использовать словообразовательный словарь.
Морфология. Морфологические нормы.
Выполнять морфологический анализ слова.
Определять особенности употребления в тексте слов разных частей речи.
Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки
зрения соблюдения морфологических норм современного русского литературного языка.
Соблюдать морфологические нормы.
Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения трудных случаев
употребления имён существительных, имён прилагательных, имён числительных,
местоимений, глаголов, причастий, деепричастий, наречий (в рамках изученного).
Использовать словарь грамматических трудностей, справочники.
Орфография. Основные правила орфографии.
Иметь представление о принципах и разделах русской орфографии.
Выполнять орфографический анализ слова.
Анализировать и характеризовать текст (в том числе собственный) с точки зрения
соблюдения орфографических правил современного русского литературного языка (в
рамках изученного).
Соблюдать правила орфографии.
Использовать орфографический словарь.
Речь. Речевое общение.
16

Создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов
и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией (объём
устных монологических высказываний – не менее 100 слов; объём диалогического
высказывания – не менее 7–8 реплик).
Выступать перед аудиторией с докладом; представлять реферат, исследовательский
проект на лингвистическую и другие темы; использовать образовательные
информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач.
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров
научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения – не менее
150 слов).
Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с
коммуникативной задачей, приёмы информационно-смысловой переработки прочитанных
текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и прослушанных текстов
(объём текста для чтения – 450–500 слов; объём прослушанного или прочитанного текста
для пересказа от 250 до 300 слов).
Знать основные нормы речевого этикета применительно к различным ситуациям
официального/неофициального общения, статусу адресанта/адресата и другим;
использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебнонаучной, официально-деловой сферах общения, повседневном общении, интернеткоммуникации.
Употреблять языковые средства с учётом речевой ситуации.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного
языка.
Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления.
Текст. Информационно-смысловая переработка текста.
Применять знания о тексте, его основных признаках, структуре и видах
представленной в нём информации в речевой практике.
Понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и
скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на
слух.
Выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте.
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров
научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения – не менее
150 слов).
Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с
коммуникативной задачей, приёмы информационно-смысловой переработки прочитанных
текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и прослушанных текстов
(объём текста для чтения – 450–500 слов; объём прослушанного или прочитанного текста
для пересказа от 250 до 300 слов).
Создавать вторичные тексты (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация, отзыв,
рецензия и другие).
Корректировать текст: устранять логические, фактические, этические,
грамматические и речевые ошибки.
К концу обучения 1 семестра 2 курса обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по русскому языку:
Общие сведения о языке.
Иметь представление об экологии языка, о проблемах речевой культуры в
современном обществе.
Понимать, оценивать и комментировать уместность (неуместность) употребления
разговорной и просторечной лексики, жаргонизмов; оправданность (неоправданность)

17

употребления иноязычных заимствований; нарушения речевого этикета, этических норм в
речевом общении и других.
Язык и речь. Культура речи. Синтаксис. Синтаксические нормы.
Выполнять синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного
предложения.
Определять изобразительно-выразительные средства синтаксиса русского языка (в
рамках изученного).
Анализировать, характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения
основных норм согласования сказуемого с подлежащим, употребления падежной и
предложно-падежной формы управляемого слова в словосочетании, употребления
однородных членов предложения, причастного и деепричастного оборотов (в рамках
изученного).
Соблюдать синтаксические нормы.
Использовать словари грамматических трудностей, справочники.
Пунктуация. Основные правила пунктуации.
Иметь представление о принципах и разделах русской пунктуации.
Выполнять пунктуационный анализ предложения.
Анализировать и характеризовать текст с точки зрения соблюдения
пунктуационных правил современного русского литературного языка (в рамках
изученного).
Соблюдать правила пунктуации.
Использовать справочники по пунктуации.
Функциональная стилистика. Культура речи.
Иметь представление о функциональной стилистике как разделе лингвистики.
Иметь представление об основных признаках разговорной речи, функциональных
стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной
литературы.
Распознавать,
анализировать
и
комментировать
тексты
различных
функциональных разновидностей языка (разговорная речь, научный, публицистический и
официально-деловой стили, язык художественной литературы).
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров
научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения – не менее
150 слов).
Применять знания о функциональных разновидностях языка в речевой практике.
Освоение учебного предмета способствует формированию общих и
профессиональных компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной
деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать
знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного
контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных
ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных
18

отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого
уровня физической подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.

19

Интеграция требований ФГОС СПО и ФГОС СОО к результатам освоения образовательной программы
в разрезе учебного предмета
Общие и
профессиональные
компетенции
ОК 01. Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным
контекстам

Личностные результаты
Сформированность:
- готовности к труду, осознание
ценности мастерства, трудолюбие;
- готовности к активной
деятельности технологической и
социальной направленности;
- способности инициировать,
планировать и самостоятельно
выполнять деятельность
технологической и социальной
направленности;
- интереса к различным сферам
профессиональной деятельности

Метапредметные результаты
Сформированность базовых
логических умений:
- самостоятельно формулировать и
актуализировать проблему,
рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный
признак или основания для
сравнения, классификации и
обобщения;
- определять цели деятельности,
задавать параметры и критерии их
достижения;
- выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых
явлениях;
- вносить коррективы в
деятельность, оценивать
соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий
деятельности;
- развивать креативное мышление
при решении жизненных проблем.

Предметные результаты
- Сформированность понятий о
нормах русского литературного
языка и применение знаний о них в
речевой практике

Сформированность базовых
исследовательских умений:
- владеть навыками учебноисследовательской и проектной

20

ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для
выполнения задач

Сформированность:
- основ саморазвития и
самовоспитаня в соответствии с
общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества;
- готовности и способности к
самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;

деятельности, навыками разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные
связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу ее решения,
находить аргументы для
доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии
решения;
- анализировать полученные в ходе
решения задачи результаты,
критически оценивать их
достоверность,
прогнозировать изменение в новых
условиях;
- уметь переносить знания в
познавательную и практическую
области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из
разных предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения;
- способность их использования в
познавательной и социальной
практике
Сформированность владения
навыками:
- к самостоятельной
информационно-познавательной
деятельности;
- к получению необходимой
информации из словарей разных
типов.

- Владеть навыками самоанализа и
самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
- Владеть умением анализировать
текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и
второстепенной информации

21

профессиональной
деятельности

- готовности и способности к
образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
- сознательного отношения к
непрерывному образованию как
условию успешной
профессиональной и общественной
деятельности
ОК 03. Планировать и Сформированность:
реализовывать
- готовности и способности к
собственное
образованию и самообразованию на
профессиональное и
протяжении всей жизни;
личностное развитие, - сознательного отношения к
предпринимательскую непрерывному образованию как
деятельность в
условию успешной
профессиональной
профессиональной и общественной
сфере, использовать
деятельности
знания по правовой и
финансовой
грамотности в
различных жизненных
ситуациях

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе
и команде

Сформированность:
- эмпатии, включающей
способность сочувствовать и
сопереживать, понимать
эмоциональное состояние других
людей и учитывать его при

Сформированность умений:
- ориентироваться в различных
источниках информации;
-критически оценивать и
интерпретировать информацию,
получаемую из различных
источников
Сформированность умений:
- определять актуальность
нормативно-правовой документации
в профессиональной деятельности;
- применять современную научную
профессиональную терминологию;
- определять и выстраивать
траектории профессионального
развития и самообразования
Сформированность знаний:
- о содержании актуальной
нормативно-правовой
документации;
- о современной научной и
профессиональной терминологии;
- о возможных траекториях
профессионального развития и
самообразования
Сформированность умений
общения:
- осуществлять коммуникацию во
всех сферах жизни;
- пользоваться невербальными
средствами общения, понимать

- Знать о нормах русского
литературного языка и применять
знания в речевой практике;
- владеть навыками самоанализа и
самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
- владеть умением анализировать
текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и
второстепенной информации;
- владеть умением представлять
тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций рефератов, сочинений
различных жанров

- Знать основные нормы речевого
этикета применительно к различным
ситуациям
официального/неофициального
общения, статусу адресанта/адресата
и другим;

22

осуществлении коммуникации;
- социальных навыков, включающих
способность выстраивать
отношения с другими людьми,
заботиться о них, проявлять к ним
интерес и разрешать конфликты с
учётом собственного речевого и
читательского опыта

значение социальных знаков,
распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
- владеть различными способами
общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог;
- развёрнуто, логично и корректно с
точки зрения культуры речи
излагать своё мнение, строить
высказывание.
Сформированность умений
совместной деятельности:
- понимать и использовать
преимущества командной и
индивидуальной работы;
- выбирать тематику и методы
совместных действий с учётом
общих интересов и возможностей
каждого члена коллектива;
- принимать цели совместной
деятельности, организовывать и
координировать действия по их
достижению: составлять план
действий, распределять роли с
учётом мнений участников,
обсуждать результаты совместной
работы;
- оценивать качество своего вклада и
вклада каждого участника команды
в общий результат по
разработанным критериям;

- использовать правила русского
речевого этикета в социальнокультурной, учебно-научной,
официально-деловой сферах
общения, повседневном общении,
интернет-коммуникации.
- Употреблять языковые средства с
учётом речевой ситуации.
- Соблюдать в устной речи и на
письме нормы современного
русского литературного языка.
- Оценивать собственную и чужую
речь с точки зрения точного,
уместного и выразительного
словоупотребления

23

ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста

ОК 06. Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе

Сформированность:
- эстетическое отношение к миру,
включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта,
труда и общественных отношений;
- способность воспринимать
различные виды искусства,
традиции и творчество своего и
других народов, ощущать
эмоциональное воздействие
искусства;
- убежденность в значимости для
личности и общества
отечественного и мирового
искусства, этнических культурных
традиций и народного творчества;
- готовность к самовыражению в
разных видах искусства,
стремление проявлять качества
творческой личности
Сформированность:
- российской гражданской
идентичности, патриотизма;
- уважения к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее

- предлагать новые проекты,
оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической
значимости; проявлять творческие
способности и воображение, быть
инициативным
- Владение языковыми средствами –
умения ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые
средства

Сформированность умений:
- самостоятельно оценивать и
принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом
гражданских и нравственных
ценностей

- Знать о нормах русского
литературного языка и применять
знания в речевой практике;
- владеть навыками самоанализа и
самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
- владеть умением анализировать
текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и
второстепенной информации;
- владеть умением представлять
тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций рефератов, сочинений
различных жанров;
- иметь представление об
изобразительно-выразительных
возможностях русского языка;
- иметь представление о системе
стилей языка художественной
литературы
- Знать о нормах русского
литературного языка и применять
знания в речевой практике;
- владеть навыками самоанализа и
самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
- владеть умением анализировать

24

традиционных
российских духовнонравственных
ценностей, в том
числе с учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения

многонационального народа России;
- уважение государственных
символов (герб, флаг, гимн)

ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках

Сформированность:
- основ саморазвития и
самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества;
- готовности и способности к
образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
- сознательного отношения к
непрерывному образованию как
условию успешной
профессиональной и общественной
деятельности

- Владение языковыми средствами –
умения ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые
средства

текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и
второстепенной информации;
- владеть умением представлять
тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций рефератов, сочинений
различных жанров;
- иметь представление об
изобразительно-выразительных
возможностях русского языка;
- иметь представление о системе
стилей языка художественной
литературы
- Знать о нормах русского
литературного языка и применять
знания в речевой практике;
- владеть умением представлять
тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций рефератов, сочинений
различных жанров;
- иметь представление о системе
стилей языка художественной
литературы

25

Тематическое планирование учебного предмета

Номер
урока

Наименование
раздела, темы

Содержание учебного материала (в том числе
профессионально-ориентированное1)

Раздел 1. Общие сведения о языке
1-2
Язык как знаковая
Знаки неязыковые и языковые. Язык как
система. Основные
система знаков особого рода. Языковые
функции языка.
единицы и их отношение к знакам. Язык как
Лингвистика как
средство общения и формирования мысли.
наука
Русский язык как объект научного изучения
3-4
Практическая
Основные функции языка в современном
работа:
обществе. Происхождение языка (различные
«Основные функции
гипотезы). Язык как естественная и
языка в современном
небиологическая система знаков. Язык и
обществе»
мышление. Языковая и речевая компетенция.
Социальная природа языка. Этапы
культурного развития языка. Основные
принципы русской орфографии:
морфологический, фонетический,
исторический. Реформы русской орфографии
Раздел 2. Язык и речь. Культура речи
5-6
Культура речи.
Язык как система. Единицы и уровни языка,
Система языка, её
их связи и отношения (повторение,
устройство,
обобщение)
функционирование.

1

Количество
В том числе
академических
часов во
взаимодействии Л, УР
ПЗ
с
преподавателем
2

2

2

2

Формируемые
компетенции

ОК 01.
ОК 02.

2

2

СР

ОК 02.

ОК 01.
ОК 02.

Профессионально-ориентированное содержание выделено полужирным курсивом

26

Виды языковых норм: орфоэпические
(произносительные и акцентологические),
лексические, словообразовательные,
грамматические (морфологические и
синтаксические). Орфографические и
пунктуационные правила (обзор, общее
представление). Стилистические нормы
современного русского литературного языка
(общее представление). Качества хорошей
речи. Основные виды словарей (обзор).
Проведение беседы на тему «Как я выбрал
свою профессию» с использованием качеств
хорошей речи
Раздел 3. Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы
9-10 Фонетика и орфоэпия Фонетика и орфоэпия как разделы
как разделы
лингвистики. Основные понятия фонетики
лингвистики
(повторение, обобщение). Соотношение звука
(повторение,
и фонемы, звука и буквы. Фонетический
обобщение)
анализ слова. Изобразительно-выразительные
средства фонетики: ассонанс, аллитерация
11-12 Практическая
Основные нормы современного
работа:
литературного произношения: произношение
«Основные
безударных гласных звуков, некоторых
орфоэпические
согласных, сочетаний согласных.
нормы»
Произношение некоторых грамматических
форм. Особенности произношения
иноязычных слов. Нормы ударения в
современном русском языке
Раздел 4. Лексикология и фразеология
13-14 Лексикология и
Лексический анализ слова. Изобразительнофразеология как
выразительные средства лексики: эпитет,
разделы лингвистики метафора, метонимия, олицетворение,
(повторение,
гипербола, сравнение (повторение,
7-8

Практическая работа:
«Виды языковых
норм. Качества
хорошей речи»

2

2

2

2

ОК 04.
ОК 05.

2

2

2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 05.

ОК 01.
ОК 02.

ОК 01.
ОК 02.
ОК 05.

27

15-16

обобщение)

обобщение)

Практическая
работа: «Основные
лексические нормы
современного
русского
литературного языка»
Практическая
работа:
«Лексический и
фразеологический
разбор слова»,
«Мини-сочинение на
тему «Моя будущая
профессия»»

Многозначные слова и омонимы, их
употребление. Синонимы, антонимы,
паронимы и их употребление. Иноязычные
слова и их употребление. Лексическая
сочетаемость. Тавтология. Плеоназм.

Функционально-стилистическая
окраска слова. Лексика общеупотребительная,
разговорная и книжная. Особенности
употребления. Экспрессивно-стилистическая
окраска слова. Лексика нейтральная, высокая,
сниженная. Эмоционально-оценочная окраска
слова (неодобрительное, ласкательное,
шутливое и другое). Особенности
употребления. Фразеология русского языка
(повторение, обобщение). Крылатые слова.
Раздел 5. Морфемика и словообразование
19-20 Практическая
Словообразовательные нормы.
работа:
Морфемика и словообразование как
«Разбор
разделы лингвистики (повторение,
однокоренных слов из обобщение). Морфемный и
профессиональной
словообразовательный анализ слова.
речи и терминологии» Словообразовательные трудности (обзор).
Особенности употребления
сложносокращённых слов (аббревиатур)
Раздел 6. Морфология. Морфологические нормы
21-22 Морфология как
Основные понятия морфологии как раздела
раздел лингвистики
лингвистики. Морфологический анализ
(повторение,
слова. Особенности употребления в тексте
обобщение).
слов разных частей речи
17-18

2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 05.

2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 05.

2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 05.

2

2

ОК 01.
ОК 02.

28

23-24

Морфологический
анализ слова.
Морфологические
нормы
Основные нормы
употребления имён
существительных,
имён прилагательных.

25-26

Практическая
работа:
«Правописание
числительных.
Числительные и
единицы измерения в
профессиональной
деятельности»

27-28

Орфография.
Основные правила
орфографии

29-30

Практическая
работа:
«Правописание
приставок,
суффиксов, не и ни,

Основные нормы употребления имён
существительных: форм рода, числа, падежа.
Основные нормы употребления имён
прилагательных: форм степеней сравнения,
краткой формы
Основные нормы употребления
количественных, порядковых
и собирательных числительных. Основные
нормы употребления местоимений: формы 3го лица личных местоимений, возвратного
местоимения себя. Основные нормы
употребления глаголов: некоторых личных
форм (типа победить, убедить, выздороветь),
возвратных и невозвратных глаголов;
образования некоторых глагольных форм:
форм прошедшего времени с суффиксом -ну-,
форм повелительного
Орфография как раздел лингвистики
(повторение, обобщение). Принципы и
разделы русской орфографии. Правописание
морфем; слитные, дефисные и раздельные
написания; употребление прописных и
строчных букв; правила переноса слов;
правила графического сокращения слов
Система грамматических категорий глагола
(вид, переходность, залог, наклонение, время,
лицо, число, род). Основа настоящего
(будущего) времени глагола и основа
инфинитива (прошедшего времени); их

2

2

2

2

ОК 01.
ОК 02.

2

2

ОК 01.
ОК 02.

ОК 01.
ОК 02.

2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 04.

29

окончаний имён
формообразующие функции
существительных,
имён прилагательных
и глаголов. Слитное,
дефисное и
раздельное написание
слов»
Раздел 7. Речь. Речевое общение
31-32 Речь как
Речевое общение и его виды.
деятельность. Виды
Основные сферы речевого общения. Речевая
речевой деятельности. ситуация и её компоненты (адресант и
Виды, сферы речевого адресат; мотивы и цели, предмет и тема речи;
общения. Речевая
условия общения)
ситуация и её
компоненты
33-34 Практическая
Речевой этикет. Основные функции
работа:
речевого этикета (установление
«Речевой
и поддержание контакта, демонстрация
этикет. Основные
доброжелательности и вежливости,
функции, устойчивые уважительного отношения говорящего к
формулы русского
партнёру и другие). Устойчивые формулы
речевого этикета»
русского речевого этикета применительно к
различным ситуациям
официального/неофициального общения,
статусу адресанта/адресата и другим
35-36 Практическая
Публичное выступление и его особенности.
работа:
Тема, цель, основной тезис (основная мысль),
Выступление перед
план и композиция публичного выступления.
аудиторией
Виды аргументации. Выбор языковых
(группой) с
средств оформления публичного выступления
с учётом его цели, особенностей адресата,
докладом на тему
«Как я решил стать ситуации общения
Оператором

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 04.

2

2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 04.

2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 04.

30

информационных
систем и ресурсов»
Раздел 8. Текст. Информационно-смысловая переработка текста
37-38 Контрольная работа Информационно-смысловая
переработка текста.
за 1 курс.
ИнформационноТекст, его основные признаки
смысловая
(повторение, обобщение).
переработка
Логико-смысловые отношения между
прочитанного текста,
предложениями в тексте (общее
включая гипертекст,
представление).
графику,
Информативность текста. Виды
инфографику и
информации в тексте. Информационнодругие, и
смысловая переработка прочитанного текста,
прослушанного
включая гипертекст, графику, инфографику и
текста
другие, и прослушанного текста.
План. Тезисы. Конспект. Реферат. Аннотация.
Отзыв. Рецензия
Раздел 9. Синтаксис. Синтаксические нормы
39-40 Синтаксис как раздел Синтаксис как раздел лингвистики
лингвистики
(повторение, обобщение). Синтаксический
(повторение,
анализ словосочетания и предложения
обобщение).
Синтаксический
анализ
словосочетания и
предложения
41-42 Практическое
Изобразительно-выразительные средства
работа:
синтаксиса. Синтаксический параллелизм,
«Изобразительнопарцелляция, вопросно-ответная форма
выразительные
изложения, градация, инверсия, лексический
средства синтаксиса» повтор, анафора, эпифора, антитеза;
риторический вопрос, риторическое

2

2

2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 05.

ОК 01.
ОК 02.

2

2

ОК 01.
ОК 02.

31

восклицание, риторическое обращение;
многосоюзие, бессоюзие
43-44

45-46

47-48

Практическая
работа:
«Изобразительновыразительные
средства синтаксиса
при составлении
текста о профессии»

Изобразительно-выразительные средства
синтаксиса. Синтаксический параллелизм,
парцелляция, вопросно-ответная форма
изложения, градация, инверсия, лексический
повтор, анафора, эпифора, антитеза;
риторический вопрос, риторическое
восклицание, риторическое обращение;
многосоюзие, бессоюзие
Практическая
Порядок слов в предложении.
работа:
Основные нормы согласования сказуемого с
«Скорректировать
подлежащим, в состав которого входят слова
множество, ряд, большинство, меньшинство;
искаженный текст
на профессиональную с подлежащим, выраженным количественнотематику с точки
именным сочетанием (двадцать лет, пять
зрения основных норм человек); имеющим в своём составе
согласования
числительные, оканчивающиеся на один;
сказуемого с
имеющим в своём составе числительные два,
подлежащим и
три, четыре или числительное,
порядка слов в
оканчивающееся на два, три, четыре.
предложении»
Согласование сказуемого с подлежащим,
имеющим при себе приложение (типа диванкровать, озеро Байкал).
Практическая
Согласование сказуемого с подлежащим,
работа:
выраженным аббревиатурой, заимствованным
«Согласование
несклоняемым существительным
сказуемого с
подлежащим,
имеющим при себе
приложение,
выраженным

2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 05.

2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 05.

2

2

ОК 01.
ОК 02.

32

аббревиатурой,
заимствованным
существительным»
49-50 Основные нормы
Основные нормы управления:
управления:
правильный выбор падежной или предложноправильный выбор
падежной формы управляемого слова
падежной или
предложно-падежной
формы управляемого
слова
51-52 Основные нормы
Основные нормы употребления
употребления
однородных членов предложения
однородных членов
предложения
53-54 Основные нормы
Основные нормы употребления
употребления
причастных и деепричастных оборотов
причастных и
деепричастных
оборотов, построения
сложных
предложений.
Пунктуация
Раздел 10. Пунктуация. Основные правила пунктуации
55-56 Разделы русской
Разделы русской пунктуации и
пунктуации и система система правил, включённых в каждый из
правил, включённых в них: знаки препинания в конце предложений;
каждый из них.
знаки препинания внутри простого
Сочетание знаков
предложения; знаки препинания между
препинания
частями сложного предложения; знаки
препинания при передаче чужой речи.
Сочетание знаков препинания

2

2

ОК 01.
ОК 02.

2

2

ОК 01.
ОК 02.

2

2

ОК 01.
ОК 02.

2

2

ОК 01.
ОК 02.

33

57-58

59-60

61-62

63-64

Практическая
работа:
«Знаки препинания
между подлежащим и
сказуемым. Знаки
препинания в
предложениях с
однородными
членами»
Знаки препинания при
обособлении

Знаки препинания между подлежащим
и сказуемым.
Знаки препинания в предложениях с
однородными членами

2

Знаки препинания при обособлении

2

Практическая
работа: « Знаки
препинания в
предложениях с
вводными
конструкциями,
обращениями,
междометиями»
Знаки препинания в
сложном
предложении и с
разными видами связи

Знаки препинания в предложениях с
вводными конструкциями, обращениями,
междометиями

2

Знаки препинания в сложном предложении.
Знаки препинания в сложном предложении с
разными видами связи

2

Практическая
Знаки препинания при передаче чужой речи
работа:
«Знаки препинания
при передаче чужой
речи»
Раздел 11. Функциональная стилистика
65-66

2

2

ОК 01.
ОК 02.

ОК 01.
ОК 02.

2

2

ОК 01.
ОК 02.

ОК 01.
ОК 02.

2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 05.

34

67-68

Практическая
работа:
«Разговорная речь,
сферы её
использования,
назначение. Основные
признаки разговорной
речи. Основные
жанры»

69-70

Научный стиль,
сферы его
использования,
назначение. Основные
признаки научного
стиля. Основные
жанры научного стиля

71-72

Практическая
работа:
«Официально-деловой
стиль, сферы его
использования,
назначение. Основные
признаки его.
Основные жанры»

Разговорная речь, сферы её
использования, назначение. Основные
признаки разговорной речи:
неофициальность, экспрессивность,
неподготовленность, преимущественно
диалогическая форма. Фонетические,
интонационные, лексические,
морфологические, синтаксические
особенности разговорной речи. Основные
жанры разговорной речи: устный рассказ,
беседа, спор и другие (обзор)
Научный стиль, сферы его
использования, назначение. Основные
признаки научного стиля: отвлечённость,
логичность, точность, объективность.
Лексические, морфологические,
синтаксические особенности научного стиля.
Основные подстили научного стиля.
Основные жанры научного стиля:
монография, диссертация, научная статья,
реферат, словарь, справочник, учебник и
учебное пособие, лекция, доклад и другие
(обзор)
Официально-деловой стиль, сферы
его использования, назначение. Основные
признаки официально-делового стиля:
точность, стандартизированность,
стереотипность. Лексические,
морфологические, синтаксические
особенности официально-делового стиля.
Основные жанры официально-делового
стиля: закон, устав, приказ; расписка,
заявление, доверенность; автобиография,

2

2

2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.

ОК 01.
ОК 02.
ОК 05.

2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 05.

35

характеристика, резюме и другие (обзор)

73-74

Публицистический
стиль, сферы его
использования,
назначение. Основные
признаки Основные
жанры

75-76

Язык художественной
литературы и его
отличие от других
функциональных
разновидностей языка

Экзамен

Публицистический стиль, сферы его
использования, назначение. Основные
признаки публицистического стиля:
экспрессивность, призывность, оценочность.
Лексические, морфологические,
синтаксические особенности
публицистического стиля. Основные жанры
публицистического стиля: заметка, статья,
репортаж, очерк, эссе, интервью (обзор)
Язык художественной литературы и
его отличие от других функциональных
разновидностей языка (повторение,
обобщение). Основные признаки
художественной речи: образность, широкое
использование изобразительновыразительных средств, языковых средств
других функциональных разновидностей
языка

2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 05.

2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 05.

4

4

.

Л – лекция
Ур – урок
ПЗ – практическое занятие
СР – самостоятельная работа

36

Условия реализации программы учебного предмета
Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета русского
языка.
Оборудование учебного кабинета: учебная доска, рабочее место преподавателя,
столы, стулья (по числу обучающихся), технические средства (компьютер, средства
аудиовизуализации, наглядные пособия).
Информационное обеспечение
Основная литература
1. Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А. Русский язык и литература. Русский
язык (базовый уровень). 10-11 классы: в 2 ч. М., 2018г.
2. Гусаров И.В. Русский язык. 10-11 класс. М: Просвещение, 2021 г.
Дополнительная литература
1. Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для
учреждений сред. проф. образования. М., 2014.
2. Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы: учебник для
общеобразовательных учреждений. М., 2010.
Дидактические пособия и справочные издания
1. Стилистический словарь вариантов. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2001.
2. Иванова О. Е., Лопатин В. В., Нечаева И. В., Чельцова Л. К. Русский орфографический
словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.
В. Виноградова / под ред. В. В. Лопатина. — 2-е изд., испр. И доп. — М., 2004.
3. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. — М., 2008.
4. Лекант П. А., Леденева В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка.
М.,2005.
5. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.
6. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических
выражений. — 25-е изд., испр. и доп. /под общ. ред. Л. И. Скворцова. — М., 2006.
7. Розенталь Д. Э., Краснянский В. В. Фразеологический словарь русского языка. М., 2011.
8. Скворцов Л. И. Большой толковый словарь правильной русской речи. М., 2005.
9. Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. — М., 2006.
Периодические издания
1. Русский язык в школе». Научно-методический журнал.
2.» Русский язык и литература». Периодика. 2021-2023г
3. Российский филологический журнал «Новое литературное обозрение». Текст:
электронный. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/
4. Журнал «Мир русского слова». Текст: электронный. URL: http://mirs.ropryal.ru/
Электронные образовательные ресурсы
1. Образовательная платформа: https://urait.ru/
2. Электронно-библиотечная система: https://znanium.com/
Электронные информационные ресурсы
1. Портал «Культура письменной речи Gramma.ru» http://www.gramma.ru
2. Сайт Института русского языка им. В.В. Виноградова http://www.slovari.ru
3. Русская грамматика http://www.rusgram.narod.ru
4. Единое окно доступа к информационным ресурсам: http://window.edu.ru/

Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета проводится в рамках текущей и промежуточной аттестации.
Текущая аттестация проводится на учебных занятиях в соответствии с тематическим планом и технологическими картами занятий.
Промежуточная аттестация проводится с целью контроля освоения обучающимися запланированных результатов освоения учебного
предмета.
Порядок проведения текущей и промежуточной аттестации определяется оценочными средствами.
Результаты освоения учебного предмета
Наименование раздела

Личностные
результаты

Метапредметные
результаты

Предметные результаты

Раздел 1. Общие
сведения о языке
Раздел 2. Язык и речь.
Культура речи
Раздел 3. Фонетика.
Орфоэпия.
Орфоэпические нормы
Раздел 4.
Лексикология и
фразеология.
Лексические нормы
Раздел 5. Морфемика
и словообразование.
Словообразовательные
нормы

Сформированность:
- основ
саморазвития и
самовоспитаня в
соответствии с
общечеловеческими
ценностями и
идеалами
гражданского
общества;
- готовности и
способности к
самостоятельной,
творческой и
ответственной
деятельности;
- готовности и
способности к
образованию и
самообразованию на
протяжении всей

Сформированность
умений:
- самостоятельно
определять цели
деятельности и
составлять план
деятельности;
- осуществлять,
контролировать и
корректировать
деятельность;
- использовать все
возможные
ресурсы для
достижения
поставленных
целей и реализации
планов
деятельности;
- выбирать
успешные

- Знать о нормах русского
литературного языка и
применять знания в речевой
практике;
- владеть навыками
самоанализа и самооценки на
основе наблюдений за
собственной речью;
- владеть умением
анализировать текст с точки
зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной и
второстепенной информации;
- владеть умением
представлять тексты в виде
тезисов, конспектов,
аннотаций рефератов,
сочинений различных жанров;
- иметь представление об
изобразительновыразительных возможностях

Методы
контроля и
Общие и
оценки
професиональные
результата
компетенции
ОК 01.
- практические
ОК 02.
задания;
ОК 04.
- устный опрос;
ОК 05.
- беседы,
ОК 06.
дискуссии;
ОК 09.
- написание
сочинения;
- контрольная
работа

38

Раздел 6. Морфология.
Морфологические
нормы
Раздел 7. Речь.
Речевое общение

жизни;
- сознательного
отношения к
непрерывному
образованию как
условию успешной
профессиональной и
общественной
деятельности.
Сформированность:
- российской
гражданской
идентичности,
патриотизма;
- уважения к своему
народу, чувства
ответственности
перед Родиной,
гордости за свой
край, свою Родину,
прошлое и
настоящее
многонационального
народа России;
- уважение
государственных
символов (герб,
флаг, гимн)
Сформированность:
- эмпатии,
включающей
способность
сочувствовать и

стратегии в
различных
ситуациях.

русского языка;
- иметь представление о
системе стилей языка
художественной литературы

Сформированность
владения
навыками:
- к познавательной,
учебноисследовательской
и проектной
деятельности,
навыками
разрешения
проблем;
-к
самостоятельному
поиску методов
решения
практических
задач, применению
различных методов
познания

Сформированность
умений общения:
- осуществлять
коммуникацию во
всех сферах жизни;

- Знать основные нормы
речевого этикета
применительно к различным
ситуациям
официального/неофициального

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ОК 05.

- практические
задания;
- оценка
домашнего
задания

39

Раздел 8. Текст.
Информационносмысловая
переработка текста
Раздел 9. Синтаксис.
Синтаксические
нормы
Раздел 10.
Пунктуация.
Основные правила
пунктуации
Раздел 11.
Функциональная
стилистика

сопереживать,
понимать
эмоциональное
состояние других
людей и учитывать
его при
осуществлении
коммуникации;
- социальных
навыков,
включающих
способность
выстраивать
отношения с
другими людьми,
заботиться о них,
проявлять к ним
интерес и разрешать
конфликты с учётом
собственного
речевого и
читательского опыта

- пользоваться
невербальными
средствами
общения, понимать
значение
социальных знаков,
распознавать
предпосылки
конфликтных
ситуаций и
смягчать
конфликты;
- владеть
различными
способами общения
и взаимодействия;
аргументированно
вести диалог;
- развёрнуто,
логично и
корректно с точки
зрения культуры
речи излагать своё
мнение, строить
высказывание.
Сформированность
умений совместной
деятельности:
- понимать и
использовать
преимущества
командной и
индивидуальной

общения, статусу
адресанта/адресата и другим;
использовать правила русского
речевого этикета в социальнокультурной, учебно-научной,
официально-деловой сферах
общения, повседневном
общении, интернеткоммуникации.
- Употреблять языковые
средства с учётом речевой
ситуации.
- Соблюдать в устной речи и
на письме нормы
современного русского
литературного языка.
Оценивать собственную и
чужую речь с точки зрения
точного, уместного и
выразительного
словоупотребления

проблемного
характера;
- оценка
публичного
выступления
перед
аудиторией
(группой);
- итоговый
контроль;
- экзамен

40

работы;
- выбирать
тематику и методы
совместных
действий с учётом
общих интересов и
возможностей
каждого члена
коллектива;
- принимать цели
совместной
деятельности,
организовывать и
координировать
действия по их
достижению:
составлять план
действий,
распределять роли
с учётом мнений
участников,
обсуждать
результаты
совместной работы;
- оценивать
качество своего
вклада и вклада
каждого участника
команды в общий
результат по
разработанным
критериям;
- предлагать новые

41

проекты, оценивать
идеи с позиции
новизны,
оригинальности,
практической
значимости;
проявлять
творческие
способности и
воображение, быть
инициативным

42


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».