Приложение № 10 к ОУП по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям) Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум» Контрольно-оценочные средства на промежуточную аттестацию учебного предмета ОУП.10 Б География Сухой Лог 2024 Контрольно-оценочные средства учебного предмета разработаны на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям); Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования; Федеральной образовательной программы среднего общего образования и с учетом Рабочей программы воспитания по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям); Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования; Примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «География» для профессиональных образовательных организаций. Разработчик: Поджидаев А.М. ., преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ................... 4 2 РУКОВОДСТВО ПО ОЦЕНКЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ .................................................. 8 3 РУКОВОДСТВО ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ.... 9 ПРИЛОЖЕНИЯ .......................................................................................................................... 11 3 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ 1.1.Форма промежуточной аттестации: дифференцированный зачёт. 1.2. Цели аттестации: оценить результаты освоения учебной дисциплины ОУП.10 Б География. 1.3.Результаты освоения предмета, подлежащие проверке В результате освоения учебного предмета «География» обучающийся должен освоить системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях; овладеть умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений; развить познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран; научиться уважению к другим народам и культурам, бережному отношению к окружающей природной среде; использовать в практической деятельности и повседневной жизни разнообразные географические методы, знания и умения, а также географическую информацию; находить и применять географическую информацию, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; понимать географическую специфику крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения. Владеть общими компетенциями (ОК) и универсальными учебными действиями (УУД) Познавательные универсальные учебные действия: Базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия географических явлений, данных в наблюдении; разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по географии. Базовые исследовательские действия: владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том числе в контексте изучения учебного предмета «География», способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; осуществлять различные виды деятельности по получению нового знания, в том числе по географии; его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; 4 формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе географической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и разнообразных жизненных ситуациях; выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать параметры и критерии её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности, освоенные средства и способы действия – в профессиональную среду; выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем. Умения работать с информацией: владеть навыками получения информации, в том числе географической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации (презентация, таблица, схема и другие); оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности. Коммуникативные универсальные учебные действия: Умения общения: осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни; пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог; развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё мнение, строить высказывание. Регулятивные универсальные учебные действия: Умения самоорганизации: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора; оценивать приобретённый опыт; 5 стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень. Умения самоконтроля, принятия себя и других: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению; принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; признавать своё право и право других на ошибку; развивать способность видеть мир с позиции другого человека. Умения совместной деятельности: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным. обладать общими компетенциями: ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. 1.4. Форма проведения зачёта: контрольная работа 1.5. Методика оценивания: критериальная 1.6.Требования к процедуре аттестации Помещение: кабинет с посадочными местами. Оборудование: столы, стулья. 6 1.7.Требования к кадровому обеспечению аттестации: преподаватель географии. 1.8 Оценочные материалы: эталон выполнения, итоговая ведомость. 7 2 РУКОВОДСТВО ПО ОЦЕНКЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Оценка результатов освоения учебной дисциплины ОУП.10 География проводится в ходе демонстрации обучающимся знаний, умений, компетенций в процессе выполнения Отчета по контрольным точкам текущей аттестации Для прохождения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачёта обучающийся должен: выполнить контрольную работу работу. Оценивание ответа Ответы оформляются на специальном листе со штампом образовательного учреждения. Оценивание осуществляется путем сопоставления с эталоном ответов. Преподаватель оценивает правильность ответов путем сравнения с эталоном решения (ПРИЛОЖЕНИЕ В), с последующим переводом результата в балльную систему. Контрольно-оценочные средства Количество вариантов – 2. Работа содержит 20 заданий. Время на выполнение работы – 90 минут. Работа оценивается суммой баллов, что формирует итоговую оценку (макс. – 20). За каждый верный ответ даётся 1 балл, за каждый неверный – 0 баллов. Шкала оценки образовательных достижений Оценка в пятибалльной шкале «5» «4» «3» «2» Критерии оценки Баллы 100-90% заданий 89-80% заданий 79-70% заданий менее 70% заданий 20-18 баллов 17-16 баллов 15-14 баллов менее 14 баллов 8 3 РУКОВОДСТВО ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ Уважаемые обучающиеся! Формой промежуточной аттестации по учебному предмету ОУП.10 География является дифференцированный зачёт. Условием допуска к промежуточной аттестации является успешное (оценки 3, 4, 5) выполнение всех контрольных точек текущего контроля. Итоговая оценка по предмету за семестр определяется оценкой за дифференцированный зачёт и выставляется в итоговую ведомость по уровням деятельности (оценка результата промежуточной аттестации). Состав промежуточной аттестации В рамках дифференцированного зачёта Вам необходимо выполнить контрольную работу работу. Максимальное количество баллов за всю работу – 20. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен: освоить системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях; овладеть умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений; развить познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран; научиться уважению к другим народам и культурам, бережному отношению к окружающей природной среде; использовать в практической деятельности и повседневной жизни разнообразные географические методы, знания и умения, а также географическую информацию; находить и применять географическую информацию, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; понимать географическую специфику крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения. владеть компетенциями, включающими в себя способность: ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; 9 ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. Разделы для подготовки к зачёту: . РАЗДЕЛ 1 Политическое устройство мира. РАЗДЕЛ 2. География мировых природных ресурсов. РАЗДЕЛ 3. География населения мира РАЗДЕЛ 4 Мировое хозяйство РАЗДЕЛ 5 Регионы мира. РАЗДЕЛ 6. Россия в современном мире РАЗДЕЛ 7 Географические аспекты современных глобальных проблем человечества Вопросы для подготовки к дифференцированному зачёту в ПРИЛОЖЕНИИ А Оценка результатов дифференцированного зачёта производится в соответствии с универсальной шкалой: Шкала оценки образовательных достижений Оценка в пятибалльной шкале «5» «4» «3» «2» Критерии оценки Баллы 100-90% заданий 89-80% заданий 79-70% заданий менее 70% заданий 20-18 баллов 17-16 баллов 15-14 баллов менее 14 баллов Во время процедуры дифференцированного зачёта используются следующие средства: Оборудование: столы, стулья Инструменты: калькуляторы Справочные материалы: географические карты. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЁТУ Основная литература 1. Баранчиков Е.В., Горохов С.А., Козаренко А.Е., и др. География: учебник для студ. образоват. учрежд. сред. проф. образования. – 12-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 480 с. 2. Шульгина О.В. География: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 313с. Дополнительная литература 1. Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География: 10-й класс: базовый и углублённый уровни: учебник. – 5-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 2023. – 271 с. 2. Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География: 11-й класс: базовый и углублённый уровни: учебник. – 5-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 2023. – 223 с. Электронные образовательные ресурсы 1. https://urait.ru/ Электронные информационные ресурсы 1. https://earth.google.com/ 2. https://www.rgo.ru/ru/geography 10 ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ А Вопросы для подготовки к дифференцированному зачёту 1) Крупнейшие по площади территории страны. 2) Наличие выхода к морю у стран мира. 3) Формы правления и типы государственного устройства. 4) Развитые страны мира. 5) Развивающиеся страны мира. 6) Страны Европейского союза. 7) Страны, входящие в блок НАТО. 8) Страны-члены АСЕАН. 9) Виды и типы антропогенного воздействия на природу. 10) Проблемы загрязнения окружающей среды. 11) Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы. 12) Металлические и неметаллические природные ресурсы. 13) Минеральные природные ресурсы. 14) Страны, обладающие наибольшим количеством природных ресурсов.. 15) Численность и плотность населения стран мира. 16) Естественный прирост и убыль населения стран мира. 17) Занятость населения в странах мира. 18) Урбанизация. Наиболее урбанизированные страны. 19) Крупнейшие города мира. 20) Многонациональные и мононациональные страны мира. 21) Крупнейшие народы мира. 22) Половой состав населения мира. 23) Конфессиональный состав населения мира. 24) Стадии развития мировой экономики. 25) Научно-техническая революция. 26) Первичная сфера мирового хозяйства. 27) Вторичная сфера мирового хозяйства. 28) Третичная сфера мирового хозяйства. 29) Деление стран по уровню производства ВВП. 30) Топливная промышленность и электроэнергетика мира. 31) Металлургия мира. 32) Машиностроение мира. 33) Химическая промышленность мира. 34) Лесная промышленность мира. 35) Лёгкая промышленность мира. 36) Сельское хозяйство мира. 37) Транспорт мира. 38) Глобальные проблемы человечества. 39) Общая характеристика населения и хозяйства стран Зарубежной Европы. 40) Общая характеристика населения и хозяйства стран Зарубежной Азии. 41) Общая характеристика населения и хозяйства стран Африки. 42) Общая характеристика населения и хозяйства стран Северной Америки. 43) Общая характеристика населения и хозяйства стран Латинской Америки 44) Общая характеристика населения и хозяйства России. 11 ПРИЛОЖЕНИЕ Б Дифференцированный зачёт Вариант 1 1. Выделите среди перечисленных стран крупнейшую по площади территории (входящую в «мировую десятку): 1) Украина 2) Судан 3) Китай 4) Парагвай 2. Выделите верное утверждение. Кислотные дожди являются результатом загрязнения: 1) биологического 2) вибрационного 3) химического 4) теплового 3. Выделите неисчерпаемый вид природных ресурсов: 1) пресные воды 2) геотермальная энергия 3) дикорастущие растения 4) каменный уголь 4. Численность населения мира составляет: 1) 1 млрд чел. 2) 10 млрд чел. 3) 3,5 млрд чел. 4) 8 млрд чел. 5. Выделите страну с наибольшими показателями средней плотности населения: 1) Австралия 2) Южная Корея 3) Канада 4) Норвегия 6. Выделите самую многонациональную страну мира: 1) Япония 2) Ирландия 3) Норвегия 4) Индия 12 7. Выделите отрасль хозяйственной деятельности, которая относятся к производственной сфере: 1) строительство 2) управление 3) финансы 4) здравоохранение 8. В мировой структуре потребления топлива и энергии наибольшая доля приходится на: 1) уголь 2) нефть и газ 3) атомную энергию 4) гидроэнергию 9. Выделите страну, являющуюся мировым лидером в производстве стали: 1) Перу 2) Франция 3) Россия 4) Китай 10. Выделите страну, в экспорте которой доля продукции машиностроения является наибольшей в мире: 1) Германия 2) Канада 3) Филиппины 4) США 11. Выделите верные утверждения. Отраслями международной специализации химической промышленности являются: 1) в Швейцарии и Венгрии – производство фармацевтических препаратов 2) в Нидерландах и Бельгии – производство красок и лаков 3) в Китае и Индии – производство синтетического каучука 4) в Германии – производство пластмасс 12. Выделите страну, являющуюся мировым лидером в заготовке древесины: 1) Швеция 2) Россия 3) США 4) Китай 13. Выделите вид сырья, наиболее широко используемый в текстильной промышленности мира: 1) пенька 2) джут 3) хлопок 4) шерсть 13 15. Выделите страну, являющуюся мировым лидером по валовому сбору зерна: 1) Бангладеш 2) Турция 3) Канада 4) Китай 16. Выделите тип транспорта, являющийся лидером в мировом грузообороте: 1) автомобильный 2) железнодорожный 3) морской 4) трубопроводный 17. Выделите верное утверждение. Наибольший спектр загрязняющих веществ поставляют предприятия промышленности: 1) лёгкой 2) химической 3) угольной 4) горнодобывающей 18. Определите страну по её описанию. Это центрально-европейская страна с федеративным устройством, не имеет выхода к морю, специализируется на производстве фармацевтических препаратов и оказании финансовых услуг: 1) Австрия 2) Швейцария 3) Франция 4) Венгрия 19. Выделите страну, которая является членом ОПЕК: 1) Израиль 2) Ливия 3) Саудовская Аравия 4) Малайзия 20. Выделите верное утверждение: 1) в Африке наиболее развито кочевое животноводство 2) в ЮАР преобладает мясное скотоводство 3) Африка является мировым лидером в грузообороте 4) все страны Африки имеют железные дороги 14 Дифференцированный зачёт Вариант 2 1. Выделите основной нефтегазовый регион Северной Америки: 1) район Мексиканского залива 2) район Великих Американских озёр 3) Флорида 4) полуостров Лабрадор 2. Выделите столицу страны, обладающей максимальной численностью населения в Латинской Америке: 1) Сантьяго 2) Гавана 3) Бразилия 4) Сан-Паулу 3. Выделите европейскую страну с монархической формой правления: 1) Франция 2) Италия 3) Испания 4) Греция 4. Выделите страну, на территории которой находится штаб-квартира Европейского Союза: 1) Швейцария 2) Австрия 3) Бельгия 4) Швеция 5. Выделите страну, обладающую наибольшими запасами нефти: 1) Катар 2) Канада 3) США 4) Саудовская Аравия 6. Выделите регион, для которого характерны наивысшие показатели смертности населения: 1) Европа 2) Северная Америка 3) Австралия и Океания 4) Африка 7. Выделите страну, где верующая часть населения исповедует преимущественно католицизм: 15 1) Испания 2) Колумбия 3) Франция 4) Болгария 8. Выделите отрасль непроизводственной сферы: 1) добывающая промышленность 2) лесное хозяйство 3) финансово-кредитная сфера 4) обрабатывающая промышленность 9. Выделите страну, обладающую наибольшими объёмами добычи газа: 1) Узбекистан 2) Саудовская Аравия 3) Россия 4) Китай 10. Выделите страну, добывающую наибольшее количество бокситов: 1) Казахстан 2) Австралия 3) Россия 4) ЮАР 11. Выделите верное утверждение. Основными отраслями международной специализации являются: 1) в Швейцарии – производство колёсных шин 2) в Нидерландах – производство автомобилей 3) в Финляндии – производство плавучих буровых платформ 4) в Турции – производство сотовых телефонов 12. Выделите страну, являющуюся мировым лидером в производстве минеральных удобрений: 1) Китай 2) США 3) Индия 4) Венгрия 13. Выделите страну, являющуюся мировым лидером по производству тканей из натурального шёлка: 1) Франция 2) Польша 3) Япония 4) Бразилия 14. Выделите группу отраслей растениеводства: 16 1) производство технических культур 2) шелководство 3) рыболовство 4) овцеводство 15. Выделите страну, на территории которой находится наибольшее количество крупнейших аэропортов мира: 1) Япония 2) Германия 3) Франция 4) США 16. Примерная норма питания для одного человека составляет, ккал/сут: 1) 3500 2) 1500 3) 2500 4) 2550 17. Выделите крупнейший морской порт Европы: 1) Роттердам 2) Бухарест 3) Мадрид 4) Лиссабон 18. Выделите вид транспорта, играющий ведущую роль во внешнеторговых связях стран Азии: 1) морской 2) автомобильный 3) авиационный 4) железнодорожный 19. Выделите верное утверждение: 1) Детройт – стальная столица США 2) Хьюстон – химическая столица США 3) Питтсбург – автомобильная столица США 4) Нью-Йорк – экономическая столица США 20. Выделите формацию с общественной формой управления обществом: 1) феодализм 2) капитализм 3) коммунизм 4) рабовладение 17 ПРИЛОЖЕНИЕ В Эталоны правильных ответов Вариант 1 Задание Ответ 1 1 2 3 3 3 4 2 5 4 6 2 7 4 8 1 9 2 10 4 11 3 12 1 13 3 14 3 15 4 16 3 17 2 18 2 19 3 20 1 Вариант 2 Задание Ответ 1 1 2 3 3 3 4 3 5 4 6 4 7 1 8 3 9 3 10 2 11 3 12 1 13 3 14 1 15 4 16 3 17 1 18 1 19 4 20 3 18