Приложение 04 к ОПОП по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям) Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум» Контрольно-оценочные средства на промежуточную аттестацию учебного предмета ОУП.04 Б ИСТОРИЯ Сухой Лог 2023 Контрольно-оценочные средства учебного предмета разработаны на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям); Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования; Федеральной образовательной программы среднего общего образования и с учетом Рабочей программы воспитания по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям); Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования; Примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «История» для профессиональных образовательных организаций. Разработчик: Перевалова многопрофильный техникум» Е.М., преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский 1. Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов Комплект контрольно-измерительных средств предназначен для оценки результатов освоения ОУП.045 Б История Таблица 1 Результаты освоения Критерии № Форма оценивания учебного предмета сформированности задания образовательных результата результатов Личностные сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну); -При выполнении №8, 9, 13, заданий демонстрирует 34, 35, 23патриотические знания, 25, 26,29, 31 чувства, взгляды и №7(а)убеждения. 10(а) становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные Текущий контроль Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета Текущий контроль -Излагает историю своего Отечества, края как единого многонационального государства, построенного на основе равенства всех народов России №13, 34, 35, 23-25, 26,29, 31 №7(а)10(а) Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета -Знает историю герба, флага, гимна России, знает текст гимна России №33 Текущий контроль -Демонстрирует знание основ конституционного строя России; №33 Текущий контроль № 1(а) 6(а) Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета Текущий контроль -Демонстрирует понимание национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей с позиции активного и ответственного членов российского общества; №33-35 № 1(а) 6(а) Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета национальные общечеловеческие гуманистические демократические ценности; и -Проявляет основные гражданские качества на и поведенческом уровне на учебных занятиях и во внеучебной деятельности готовность к служению -Проявляет психическую Отечеству, его защите; устойчивость, уверенность в своих силах, целеустремлённость, смелость, решительность, инициативу, находчивость, настойчивость, упорство, выдержку, самообладание; сформированность -Демонстрирует мировоззрения, понимание роли, места и соответствующего значения России в современному уровню мировой цивилизации, развития исторической самобытности и науки и общественной уникальности нашего практики, основанного общества и государства, на диалоге культур, а имеющих свой путь в также различных форм истории человечества общественного -Выполняет анализ сознания, осознание процессов и явлений, своего места в проблем и противоречий, поликультурном мире; присущих обществу и государству, понимание их причин и путей решения в интересах динамичного развития России сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими -При выполнении заданий руководствуется общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества №22 - 31 Текущий контроль № 7(а)11(а) Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета №30, 12, 20, 32, 33, 27, 26, 29, 30 № 7(а)10(а) Текущий контроль Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета №32, 33, 34, 35, 36 Текущий контроль № 7(а)10(а) итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета ценностями и идеалами -Самостоятельно гражданского выполняет задания общества; готовность и творческого характера способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; №25, Текущий контроль -Демонстрирует навыки ведения диалога с №26, №30 представителями разных национальностей, № 7(а)Итоговая аттестация в конфессий и другими 11(а) форме людьми дифференцированного зачета Метапредметные умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; владение навыками познавательной, учебноисследовательской и -Самостоятельно № 22-35, определяет цели, № 12,№16 разрабатывает план учебной деятельности, применяя успешные стратегии в различных № 1(а)ситуациях, умеет 11(а) анализировать и корректировать свою деятельность №9-13 -Использует различные информационные ресурсы при решении образовательных задач -Самостоятельно выполняет проекты, участвует в учебно- Текущий контроль Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета Текущий контроль № 14(а)18(а) Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета №22 – 31, №32 - 35 Текущий контроль проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; исследовательской деятельности с применением разных методов познания (наблюдение, эксперимент, прогнозирование и т.д.) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; № 7(а)11(а), 13(а)18(а) Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета №22 – 31, -Самостоятельно выполняет проекты, №32 - 35 участвует в учебноисследовательской деятельности с № 7(а)применением разных 11(а), методов познания 13(а)18(а) (наблюдение, эксперимент, прогнозирование и т.д.) Текущий контроль -Самостоятельно №8 – 12, выбирает источники №22-№31 информации в соответствии с заданием, извлекает из них необходимую № 7(а)информацию, оценивает 18(а) и интерпретирует ее с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; Текущий контроль №13 – 16, -Демонстрирует №22 - 35 сформированность гражданских и № 1(а)нравственных ценностей 7(а), -Выполняет задания на 13(а)основе представлений о 18(а) современной исторической науке, ее Текущий контроль Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире; Предметные - Определяет основные №33 – 35, противоречия мировой №30, 31 истории № 1(а) – - Анализирует ситуации 6(а), на основе различных 12(а)источников информации 18(а) Владение понятийным аппаратом исторической науки. Текущий контроль - Соотносит проблемы №1 – 7, мировой и отечественной №17 - 21 истории № 12(а) - Определяет общее и 18(а) особенное в историческом развитии России и мира - Устанавливает причинно-следственные связи № 21-35 сформированность - Анализирует умений применять исторические источники № 7(а) исторические знания в и делает выводы 11(а) - Приводит оценки профессиональной и историческихсобытий, в общественной том числе деятельности, противоположные поликультурном общении; Текущий контроль сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире; владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе; владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников; - Создает проекты по исторической тематике с привлечением различных источников - Устанавливает причинно-следственные связи исторических событий с привлечением различных источников, предполагая возможные варианты их развития. Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета Текущий контроль Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета № 9-13, 16, 17 Текущий контроль № 7(а) 11(а) Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. - участвует в беседе, дискуссии, написании эссе по исторической тематике, аргументировано обосновывая свою точку зрения. -приводит примеры для подтверждения своей точки зрения № 22 - 31 Текущий контроль № 7(а) 11(а) Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 2. Банк контрольно-измерительных материалов 2.1. Задания для проведения текущего контроля ЗАДАНИЕ 1 Текст задания: ответьте на вопросы теста и занесите правильные ответы в матрицу: 1 2 3 4 5 6 7 8 Тест на тему: «Первобытное общество». 1. Первые орудия труда, которыми пользовался древнейший человек: А) палка-копалка; Б) дубина; В) скребок; Г) гарпун. 2. Первое коллективное объединение людей: А) соседская община; Б) род; В) племя; Г) семья. 3. Религия — это: А) фантастическое отображение мира; Б) вера человека в бога; В) вера в существование души; Г) вера в природные силы. 4. Первобытный человек отличается от животного: А) прямохождением; Б) умением говорить; В) верой в божества; Г) умением изготавливать примитивные орудия труда. 5.Для первобытно-общинного строя характерно: А) общие орудия труда; Б) люди живут небольшими коллективами; В) используют совместный труд; Г) верно все перечисленное. 6. Член соседской общины имел в собственности: А) орудия труда; Б) пастбища; В) скот; Г) землю. 9 10 7. О прошлом люди узнают благодаря историческим источникам. К ним относятся: А) археологические раскопки; Б) письменность; В) захоронения; Г) все вышеперечисленное. 8. Права родового старейшины: А) делить добычу; Б) объявлять войну другому роду; В) решать споры; Г) судить сородичей. 9. Древнейшие люди добывали пищу: А) охотой; Б) земледелием; В) собирательством; Г) ремеслом. 10. Земледелие у древних людей повлекло за собой: А) совершенствование орудий труда; Б) улучшение питания людей; В) еще большую веру в божества; Г) верно все перечисленное. Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 20мин. 2. Расходные материалы: бланк с заданием и для ответа 3. Место выполнения: аудитория ЗАДАНИЕ 2 Текст задания: ответьте на вопросы теста и занесите правильные ответы в матрицу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Тест на тему: «Древний Восток»». 1. Древнейшее население Двуречья: А) аккиды; Б) шумеры; В) ассирийцы; Г) египтяне. 2. Первыми создателями письменности были шумеры. Эта письменность называлась: А) клинопись; Б) иероглифы; В) алфавит; Г)скоропись. 3. Существуют в мире «Семь чудес света». В Вавилоне находилось одно из них. Назовите его. А) пирамиды; Б) колосс Родосский; В) дорога бога Мардука; Г) висячие сады Семирамиды. 4. Ассирийцы, как и другие народы древности, занимались торговлей. Но здесь было одно отличие — это: А) внешняя торговля; Б) посредническая торговля; В) внутренняя торговля; Г) «восточная». 5. Укажите местоположение Индии: А) п-ов Индостан; Б) п-ов Малая Азия; В) Аравийский п-ов; Г) Балканский п-ов. 6. Укажите, о ком говорил Геродот: «Их главное достоинство — мужество... Мальчиков обучают только трем вещам: скакать на коне, стрелять из лука и всегда говорить правду»: А) об ассирийцах; Б) о финикийцах; В) о персах; Г) о египтянах. 7. Древний Китай был знаменит: А) изобретением компаса; Б)хлопком; В) чаем; Г) пряностями. 8. Определите, с каким мифом связаны эти слова: «Поднял на корабль всю семью и род мой»: А) о Вавилонской башне; Б) об Осирисе и Исиде; В) о всемирном потопе; Г) о сотворении мира. 9. Религии Древней Индии: А) конфуцианство; Б) буддизм; В) ислам; Г) язычество. 10. Ассирийцы издавна занимались: А) охотой и скотоводством; Б) земледелием и рыболовством; В) мореплаванием и ремеслом; Г) торговлей и строительством. Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 20мин. 2. Расходные материалы: бланк с заданием и для ответа 3. Место выполнения: аудитория ЗАДАНИЕ 3 Текст задания: ответьте на вопросы теста Тест на тему: «Западная Европа в V—XI вв.» 1. Переход к соседской общине у германцев: А) привел к возникновению неравенства; Б) укрепил родовую общину; В) положил начало формированию централизованного государства; Г) укрепил власть народного собрания — тинг. 2. Одно из важнейших событий XI в.: А) падение Константинополя; Б) разделение христианской Церкви на Православную и Католическую; В) распад империи Карла Великого; Г) создание центра христианской религии — Ватикана. 3. Римский историк Тацит писал: «Знатность или выдающиеся заслуги отцов доставляют звание вождя юношам». Это подтверждает, что: А) власть начинает передаваться по наследству; Б) передача власти определялась на народной собрании; В) вопрос власти решался жрецами; Г) происходило выделение знати. 4. Обязанности вассала по отношению к сеньору: А) поставлять продукты питания и ремесленные изделия; Б) содержать войско сеньора; В) выкупать сеньора из плена, если он в такс вой попал; Г) идти вслед за ним в военный поход. 5. В 1099 г. был взят Иерусалим. Какое государство основали там рыцари: А) Латинское королевство; Б) Сардинское королевство; В) Королевство Барбароссы; Г) Сарацинское королевство. 6. Крестьянин Видвард должен был раз в год доставлять господину яйца, виноград, лен и т. Такой вид платы называется: А) натуральный оброк; Б) барщина; В) церковная десятина; Г) лань. 7. Человек, отлученный от Церкви: А) предавался смертной казни; Б) не мог вступить в брак; В) не мог быть похоронен по «христианскому обряду»; Г) считался изгоем общества и жил отшельником. 8. Зависимый крестьянин владел: А) наделом земли; Б) орудиями труда; В) пастбищами и лугами; Г) домашним скотом. 9. Коронование Карла Великого как «императора Запада» связано: А) с победой Карла над аварами; Б) с победой при Пуатье над арабами; В) с завоеваниями Карла Великого; Г) с завоевательным походом Карла на Византию. 10. На основе предложенного отрывка определите вооружение войска: «По лестницам упорно лезут... пускают луки в ход и арбалеты... в них ядра шлют из камнеметов сверху»: А) Б) В) Г) Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 20мин. 2. Расходные материалы: бланк с заданием и для ответа 3. Место выполнения: аудитория ЗАДАНИЕ 4 Текст задания: ответьте на вопросы теста и занесите правильные ответы в матрицу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Тест на тему: «Европейские и восточные цивилизации в Средние века: особенности развития и контактов» 1. Что из повинностей падало на европейских крестьян в раннее Средневековье? А). Барщина; Б). Выплата оброка; В). Служба в ополчении; Г). Верно А,Б,В. 2. Какова сословная структура средневекового европейского общества по Волобуеву О.В.(выбрать правильный ответ по составу и ранжиру): А). Духовенство, феодалы, крестьяне, горожане; Б). Духовенство, феодалы, крестьяне; В). Духовенство, крестьяне, феодалы; 3. В какой стране в Средние века общество было разделено на касты? А). Китай; Б). Япония; В). Индия; Г). Греция. 4. В чём заключалась сила западного христианства в Европе? А). Церковная деятельность велась на латинском языке; Б). Монархи поддерживали монастыри; В). Сильна централизованная власть папы римского; Г). Здесь нет правильного ответа. 5. Какова современная периодизация истории Средних веков? А). Iв. - конец XV – нач. XVIв. Б). Vв. - рубеж XV –XVIв. В). Vв. – сер. XVIIв. 6. Как называются проповедники религии, посылаемые господствующей церковью к инаковерующим с намерением перевести их в свою веру? А). Миссионеры; Б). Крестоносцы; В). Рыцари; Г). Инквизиторы. 7. В чём главное отличие походов на Русь западных крестоносцев и Золотой Орды? А). И те и другие стремились захватить земли славянские; Б). Крестоносцам были нужны земли и души славян, а Орде – только дань; В).И те и другие стремились уничтожить православие и утвердить соответственно католичество и ислам. 8. Главные соперники короля в Европе в борьбе за первенство в государстве – А). Феодалы и горожане; Б). Духовенство и горожане; В). Духовенство и феодалы. 9.Какому средневековому духовному учению присущи интересы к методам управления государством, принципам семейной жизни, этическим нормам поведения, составлявшим основу экзаменов для поступления на государственную службу в Китае? А). Ислам; Б). Буддизм; В). Конфуцианство; Г). Синтоизм. 10. Как называется вероучение, сторонники которого отходят от канонической системы религиозных представлений, признанных церковью, за что последняя преследовала их в Средние века судом инквизиции? А). Догма; Б). Ересь; В). Атеизм; Г). Тотемизм. Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 20мин. 2. Расходные материалы: бланк с заданием и для ответа 3. Место выполнения: аудитория ЗАДАНИЕ 5 Текст задания: ответьте на вопросы теста. Тест на тему: «Древняя Русь» 1. Перелог — это: А) система земледелия у славян; Б) мера веса; В) орудие труда в земледелии; Г) вид ремесла. 2. Восточные славяне вели борьбу: А) с германцами; Б) с гуннами; В) с арабами; Г) с хорватами. 3. Родоплеменная знать славян — это: А) вождь, старейшины, варяги-дружинники; Б) князь, старейшины, жрецы-волхвы; В) вождь, дружина, бояре; Г) король, купцы, друиды. 4. Центром объединения восточнославянских племен стал город: А) Новгород; Б) Владимир; В) Искоростень; Г) Киев. 5. В результате восстания древлян против князя Игоря княгиня Ольга установила: А) урок; Б) полюдье; В) новый вид налога; Г) штрафы. 6. Каждый член соседской общины владел: А) домом; Б) инвентарем (орудиями труда); В) скотом; Г) верно все перечисленное. 7. Язычество — это: А) религия, которую исповедовали славяне; Б) вид идолопоклонства; В) культовый обряд; Г) религиозные обряды. 8. Великий князь — это: А) глава великого Киевского княжества в X— XII вв. на Руси; Б) предводитель дружины; В) член Совета старейшин; Г) глава народного собрания у славян. 9. Археология — это: А) наука, изучающая историческое прошлое человеческого общества; Б) искусство проектировать и строить; В) историческая дисциплина, изучающая монеты; Г) историческая дисциплина, изучающая гербы по памятникам материальной культуры, находимым в основном при раскопках. 10. Укажите название государства v славян: А) Славянское государство; Б) Киевская Русь; В) Русское государство; Г) Киевская Рось. 11. Свидетельством перехода славян от первобытности к феодализму является: А) развитие ремесла и торговли; Б) система двуполья; В) усиление княжеской и боярской власти; Г) усиление власти народного собрания. 12. Основные земледельческие орудия у славян: А)борона; Б) гончарный круг; В) мотыга; Г) ткацкий станок. Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 20мин. 2. Расходные материалы: бланк с заданием и для ответа 3. Место выполнения: аудитория ЗАДАНИЕ 6 Текст задания: ответьте на вопросы теста. Тест на тему: ««Киевская Русь в XI—XIII вв.»» Ярослав Мудрый стремился: А) к укреплению своего единоличного господства; Б) к слиянию русской и константинопольской церквей; В) к мирному урегулированию спорных внешнеполитических вопросов; Г) к установлению международных связей киевской Руси. 2 Признаками феодального строя являются: А) господство натурального хозяйства; Б) развитие товарно-денежных отношений; В) феодальные повинности крестьян (оброк и барщина); Г) общинная собственность на землю. 3. Законодательство «Русская Правда» связано с именем: А) Ивана Калиты; Б) Ярослава Мудрого; В) Владимира Мономаха; Г) Александра Невского. 4. «Ярослав читал книги. Это вошло у него в привычку». Отрывок свидетельствует: о стремлении Ярослава к просвещению; А) о попытке Ярослава развивать письменность на Руси; Б) Ярослав был образованным человеком; В) о стремлении соответствовать положению князя. 5. Прозвище Красно Солнышко носил князь: А) Владимир Святославович; Б) Владимир Мономах; В) Святослав Окаянный; Г) Ярослав, сын Владимира. 6. Иностранные купцы привозили на Русь для торговли: А) шелковые ткани; Б) благовония; В) древнегреческую литературу; Г) соль. 7. В 988 г. на Руси князь Владимир осуществил: А) религиозную реформу; Б) Крещение Руси; В) создал государство Киевская Русь; Г) принял первое русское законодательство «Русская Правда». 8. Перу Владимира Мономаха принадлежит: А) «Домострой»; Б) «Поучение детям»; В) «Житие»; Г) «Повесть временных лет». 9. Соотнесите термин и его объяснение: 1) холоп а) крестьянин, владевший участком земли и небольшим имуществом; 2) вервь б) разорившийся человек, который продавал себя господину за деньги при свидетелях; 3) смерд в) управитель господского дома 4) тиун г) община. 10. Во времена правления Ярослава Мудрого было осуществлено: А) возведение Софийского собора — храма, посвященного мудрости; Б) обучение грамоте, переписка и перевод книг на русский язык; В) объединение всех восточных славян в составе Киевской Руси; Г) установление «уроков» — размера дани. 11. Наибольшую опасность для Руси XII в. представляли: А) половцы и печенеги; Б) феодальные усобицы; В) набеги варягов; Г) крестьянские восстания. 12. В Киеве в литературе часто встречались имена Гомера, Аристотеля, Платона, что свидетельствует: А) о высоком уровне развития Киевской Руси; Б) о высоком уровне университетского образования; В) о строительстве и открытии библиотек для населения; Г) о развитии просвещения в Киевской Руси. Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 20мин. 2. Расходные материалы: бланк с заданием и для ответа 3. Место выполнения: аудитория ЗАДАНИЕ 7 Текст задания: ответьте на вопросы теста. Тест на тему: «Образование единого русского государства» Характерные черты процесса объединения в России: А) преодоление феодальной раздробленности; Б) отсутствие экономического единства; В) борьба Руси с монголо-татарским игом; Г) отсутствие политического единства. 2. С именем какого князя связана победа на Куликовом поле: А) Дмитрия Донского; Б) Александра Невского; В) Владимира Святого; Г) Ярослава Мудрого. 3. Укажите цель внутренней политики Ивана III. А) объединение страны; Б) освобождение от владычества Золотой ОрдыВ) укрепление своей личной власти; Г) укрепление дипломатических отношений с Западной Европой. 4. Соотнесите исторические события и даты: А) битва на Куликовом поле а) 1242 г.; Б) осада Киева б) 1380 г.; В) битва на Калке в) 1240 г.; Г) Ледовое побоище г) 1223 г. 5. Центром объединения русских земель стало княжество: А) Владимирское; Б) Тверское; В) Московское; Г) Черниговское. 6. Понятие «стояние на Угре» связано: А) с падением монгольского ига в 1480 г.; Б) с противостоянием Новгорода Москве; В) с битвой на Куликовом поле в 1380 г, Г) с противостоянием Тверского и Московского княжеств. 7. Развитие сельского хозяйства в XV—XVI вв. способствовало: А) расширению продажи сельскохозяйственной продукции на торжках и ярмарках; Б) развитию товарного производства; В) осваиванию черноземных земель южнее Оки; Г) переселению населения на сибирские земли. 8. С 1584 г. центром торговли с Западной Европой становится: А) Нижний Новгород; Б) Архангельск; В) Тобольск; Г) Рязань. 9. С XIV в. детинцем называется: А) кремль; Б) место проживания Великого князя; В) центральная площадь перед княжескими палатами; Г) самое высокое место в городе. 10. В XIV в. на Руси происходят процессы, связанные с торговлей: А) усиление общения между областями; Б) подъем хозяйства; В) усиление феодальной раздробленности; Г) перемещение населения на Север и в Сибирь. 11. «На Пасху и Петров день приходить к игумену с тем, что у кого на руках». Укажите, о какой повинности идет речь: А) о барщине; Б) об оброке; В) о десятине; Г) об отработке. 12. Обеспечение безопасности страны требовало: А) создания единого государства с сильной Центральной властью; Б) создания регулярного войска и обеспечен» его новым оружием; В) усиления феодальной эксплуатации для получения большего дохода; Г) ограничения права перехода крестьян. Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 20мин. 2. Расходные материалы: бланк с заданием и для ответа 3. Место выполнения: аудитория ЗАДАНИЕ 8 Текст задания: ответьте на вопросы текста. Тест на тему: «Московское царство в XVIв.» 1. Елена Глинская осуществила реформу: А) денежную; Б) военную; В) административную; Г) финансовую. 2. В XVIв. в состав Русского государства вошли: А) Казанское ханство; Б) Балтийские земли; В) Западная Сибирь; Г) Астраханское ханство. 3. Василий III поддержал в церковной борьбе иосифлян, так как они: А) были сторонниками великокняжеской власти; Б) выступали за собственный церковный суд; В) активно преследовали еретиков; Г) выступали за самостоятельность русской церкви. 4. В Земском соборе принимали участие: А) боярство; Б) ремесленничество; В) крестьянство; Г) казачество; Д) купечество. 5. Иван Грозный характеризовался как: А) видный военный полководец; Б) сильная личность; В) умный образованный человек; Г) неуравновешенный государственный деятель. 6. Служилые люди, составляющие постоянное войско, - это - : А) дружинники; Б) наемники; В) стрельцы; Г) казаки. 7. Польские авторы отмечали: «Всеми делами заправляют лица, назначенные великим князем, главные бояре – Вельский и Овчина старше опекунов». Укажите, с какими событиями в России это связано: А) Б) В) Г) со смертью Василия III; с опекунским советом, получившим название «Семибоярщина»; с регентством Елены Глинской; с дворцовым переворотом. 8. В состав Избранной рады входили: А) митрополит Макарий; Б) Елена Глинская; В) Сильвестр; Г) Пересвет. 9. Россия в середине XVI в. нуждалась в сырье для ремесленного производства. Это связано: А) с нарушением торговых связей из-за татаро-монгольского ига; Б) с потерей некоторых русских земель; В) со скудностью русских земель природными ресурсами; Г) с низким уровнем развития ремесленного производства. 10. Выберите факты, подтверждающие формирование всероссийского рынка: А) применяется агротехника в сельском хозяйстве; Б) получает развитие внешняя торговля; В) происходит специализация отдельных районов страны; Г) получают развитие ярмарки, торжища. 11. Влияние опричнины на положение крестьян: А) опричнина не оказала никакого влияния; Б) их положение резко ухудшилось; В) увеличился денежный оброк; Г) возросли барщина и оброк. 12. о различные чины Русского государства — кравчие, дворецкие, сокольничие и т. д. существовали за счет: А) кормления; Б) местничества; В) жалованья; Г) раздачи земли. Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 20мин. 2. Расходные материалы: бланк с заданием и для ответа 3. Место выполнения: аудитория ЗАДАНИЕ 9 Текст задания: заполнить таблицу, пользуясь материалом учебника, сделать общий вывод. «Социальные движения России в XVII веке». Годы, событие Территории, Причины Участники Итоги охваченные восстанием 1648г. Соляной бунт 1662г. Медный бунт 1666г. Восстание В.Р.Уса 1670-1671гг Восстание Степана Разина 1668-1676гг Соловецкое восстание Вывод: Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 45мин. 2. Расходные материалы: бланк с заданием и для ответа 3. Место выполнения: аудитория ЗАДАНИЕ 10 Текст задания: заполнить таблицу, пользуясь материалом учебника «Радикальные течения общественной жизни России XIX века» Линии сравнения Народная Воля Черный передел Представители Теоретическая основа Исторические судьбы России Политическая сфера Экономическая сфера Духовная сфера Сходство воззрений Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 40мин. 2. Расходные материалы: бланк с заданием и для ответа 3. Место выполнения: аудитория ЗАДАНИЕ 11 Текст задания: Заполнить схему, пользуясь материалом учебника Схема «Государственный строй России в начале XIX века» Император с 1722г Совет Министров с г с1721г Гос. Совет с 1810г с1802г с1721г С 1802г министерства Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 25мин. 2. Расходные материалы: бланк с заданием и для ответа 3. Место выполнения: аудитория ЗАДАНИЕ 12 Текст задания: заполнить таблицу, пользуясь материалами учебника, сделать вывод Название политической Лидеры партии Основные политические партии и дата ее основания позиции РСДРП (Б) или «Большевики» (дата образования 1898г, дата раскола 1903г) РСДРП (М) или «Меньшевики» (дата основания партии 1893г, дата раскола 1903г) Союз русского народа (дата образования 1900г) Эсэры (дата образования 1902г) Партия русских конституционных демократов или кадеты (дата основания 1905г) «Союз 17 октября» или «Октябристы (дата основания 1905 г) Прогрессивная партия (дата основания 1912г) Русская монархическая партия Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 45мин. 2. Расходные материалы: бланк с заданием и для ответа 3. Место выполнения: аудитория ЗАДАНИЕ 13 Текст задания: прочитайте решения Тегеранской, Ялтинской, Потсдамской конференций. В левой колонке напишите правильные названия конференций. Сделайте вывод. «Конференции лидеров ведущих стран антигитлеровской коалиции («Большая тройка»)» Основные решения Название конференции, сроки проведения 1. СССР,США и Великобритания подписали Протокол и Сообщение о Берлинской конференции трех держав Были признаны демократические принципы 2. 3. утверждения мира и безопасности в Европе Конференция стала убедительным примером сотрудничества между великими державами, которое помогло победе над фашизмом Конференция признала новое соотношение сил в Европе и во всем мире и возрастающую роль социализма в решении международных проблем и одновременно обозначила противоречия между союзниками во Второй мировой войне, которые вылились вскоре в холодную войну Второй фронт решено было открыть в мае 1944 года СССР принял обязательство начать крупное наступление В польском вопросе приняли требования Сталина на признание границ 1939 года между и Польшей Принята декларация о принципах создания ООН СССР дал обязательство участвовать в войне с Японией Создать всеобщую международную организацию, для подготовки Устава которой созвать конференцию Объединённых Наций СССР обязуется вступить в войну с Японией при сохранении статус кво Монгольской Народной Республики Подписаны двухсторонние соглашения о порядке военнопленными и гражданскими лицами Вывод: Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 45мин. 2. Расходные материалы: бланк с заданием и для ответа 3. Место выполнения: аудитория ЗАДАНИЕ 14 Текст задания: прочитать отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского, ответить на вопросы, опираясь на текст документа. «…Почвой для нее послужило тягостное настроение народа, вынесенное народом из царствования Грозного и усиленное правлением Бориса Годунова. Повод к смуте дан был пресечением династии и следовавшими затем попытками ее восстановления в лице самозванства. Коренными причинами смуты надобно признать народный взгляд на отношение старой династии к Московскому государству, мешавшей освоиться с мыслью о выборном царе, и потом самый строй государства с его тяжелым тягловым основанием ….Смуте содействовали и другие обстоятельства: образ действий правителей, становившихся во главе государства после царя Федора, конституционные стремления боярства, шедшие вразрез с характером московской верховной власти и с народным взглядом; боярские опалы, голод, мор, областная рознь, вмешательство казаков….Конец смуте был положен вступлением на престол царя, ставшего родоначальником новой династии: это было ближайшее следствие смуты». Вопросы и задания к документу: 1. К какому периоду (веку) российской истории относится события, описываемые в отрывке? 2. Что имел в виду историк, говоря о пресечении династии и выборном царе? 3. На основе текста документа и знаний по курсу истории назовите причины Смуты. 4. Какое событие, по мнению автора, положило конец Смуте? 5. Каким образом были урегулированы внешнеполитические вопросы с Польшей и Швецией? 6. Каковы были последствия Смуты и интервенции для России? Для ответа используйте текст документа и ваше знание истории. Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 20мин. 2. Расходные материалы: бланк с заданием и для ответа 3. Место выполнения: аудитория ЗАДАНИЕ 15 Текст задания: прочитать отрывки из «Лекций по русской истории» С. Ф. Платонова, ответить на вопросы, опираясь на текст документа. «…Смута наша богата реальными последствиями, отозвавшимися на нашем общественном строе, на экономической жизни ее потомков. Если Московское государство кажется нам таким же в основных своих очертаниях, каким было до Смуты, то это потому, что в Смуте победителем остался тот же Государственный порядок, какой формировался в Московском государстве в XVI веке, а не тот, который принесли бы нам его враги – католическая и аристократическая Польша и казачество; жившее интересами хищничества и разрушения, отлившееся в форму безобразного “круга”. Смута произошла не случайно, а была обнаружением и развитием давней болезни, которой прежде страдала Русь. Эта болезнь окончилась выздоровлением государственного организма. Мы видим после кризиса Смуты тот же организм, тот же государственный порядок. Поэтому мы склонны думать, что Смута была только неприятным случаем без особенных последствий». С.Ф. Платонов “Лекции по русской истории” «В Смуте шла борьба не только политическая и национальная, но и общественная. Не только воевали между собой претенденты на престол московский и сражались русские с поляками и шведами, но и одни слои населения враждовали с другими: казачество боролось с оседлой частью общества, старалось возобладать над ней, построить землю посвоему – и не могло. Борьба привела к торжеству оседлых слоев, признаком которого было избрание царя Михаила. Эти слои и выдвинулись вперед, поддерживая спасенный ими государственный порядок. Но главным деятелем в этом военном торжестве было городское дворянство, которое и выиграл больше всех. Смута много принесла ему пользы и укрепила его положение. Смута ускорила процесс возвышения московского дворянства, который без нее совершился бы несравненно медленнее. …Что касается до боярства, то оно, наоборот, много потерпело от Смуты. Но вышесказанным не исчерпываются результаты Смуты. Знакомясь с внутренней историей Руси в XVII веке, мы каждую крупную реформу XVII века должны будем возводить к Смуте, обусловливать ею. Если к этому мы прибавим те войны XVII века, необходимость которых вытекала прямо из обстоятельств, созданных Смутой, то поймем, что Смута была очень богата результатами и отнюдь не составляла такого эпизода в нашей истории, который случайно явился и бесследно прошел. Можно сказать, что Смута обусловила почти всю нашу историю в XVII веке». С.Ф. Платонов “Лекции по русской истории” Вопросы и задания к документам: 1. Сформулируйте определение Смуты (Смутного времени), перечислите её причины. 2. Опишите положение в стране, которое привело к возможности появления самозванцев. 3. Кто и почему поддержал Лжедмитрия в стране и за рубежом? 4. Можно ли считать Смуту специфическим российским явлением? 5. Как вы оцениваете последствия Смуты? Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 20мин. 2. Расходные материалы: бланк с заданием и для ответа 3. Место выполнения: аудитория ЗАДАНИЕ 16 Текст задания: заполнить таблицу пользуясь материалом учебника, а так же дополнительным справочным материалом, сделать вывод «Страны Древнего Востока» КРИТЕРИЙ 1.ТЕРРИТОРИЯ 2.ПРИРОДА И КЛИМАТ 3.ГОС.УСТРОЙСТВО 4.СОЦ.УСТРОЙСТВО 5.ВЛАСТЬ И ЗАКОН 6.ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ КИТАЙ ИНДИЯ ЕГИПЕТ МЕСОПОТАМИЯ Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 45мин. 2. Расходные материалы: бланк с заданием и для ответа 3. Место выполнения: аудитория ЗАДАНИЕ 17 Текст задания: заполнить таблицу пользуясь материалом учебника, а так же дополнительным справочным материалом, сделать вывод «Тайные общества России 19 века» НАЗВАНИЕ, ГОДЫ СОЮЗ СПАСЕНИЯ СОЮЗ БЛАГОДЕНСТВИЯ ЛИДЕРЫ, СОСТАВ ПРОГРАММНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ СЕВЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ЮЖНОЕ ОБЩЕСТВО ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ НАРОДНАЯ ВОЛЯ ЧЕРНЫЙ ПЕРЕДЕЛ Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 45мин. 2. Расходные материалы: бланк с заданием и для ответа 3. Место выполнения: аудитория ЗАДАНИЕ 18 Текст задания: ответьте на вопросы теста. Тест на тему: «Россия в 18 веке» 1. Екатерина II пришла к власти в результате: А) назначения ее престолонаследницей Елизаветой Петровной; Б) дворцового переворота; В) выбора ее на престол Земским собором; Г) смерти ее супруга, Петра III. 2. Освоение новых плодородных земель позволило России: А) начать экспорт зерна за границу; Б) решить проблему малоземелья крестьян; В) начать раздачу земель дворянам; Г) совершенствовать сельскохозяйственную технику. 3. При Екатерине II в России впервые появились: А) бумажные деньги; Б) ассигнации; В) единая денежная единица; Г) серебряный рубль. 4. Наиболее важными событиями в период правления Екатерины II являются: А) «Манифест о вольности дворянства»; Б) разделы Польши; В) отмена крепостного права; Г) крестьянская война Е. Пугачева. 5. Продолжите своими словами. Просвещенный абсолютизм — это... 6. Соотнесите историческое событие и даты: А) Русско-турецкая война а) 1767—1768 гг.; Б) Крестьянская война Е. Пугачева б) 1772—1795 гг.; В) Разделы Польши в) 1768—1774 гг.; Г) Работа «Уложенной комиссии» г) 1773—1775 гг. 7. Основные лозунги восставших под руководством Пугачева: А) волю крестьянам; Б) «доброго царя на престол»; В) уничтожение помещиков и дворян; Г) «немку вон с престола». 8. В результате сенатской реформы: А) улучшалось управление страной из центра; Б) укреплялась единоличная власть императора вводились ограничения монаршеской власти; В) расширялись полномочия государственного аппарата. 9. Одна из причин ликвидации Запорожской Сечи: А) опасность казачества для правительства как организованной силы; Б) казачество было правительству больше не нужно; В) участие казаков в восстании Е. Пугачева; Г) казаки претендовали на власть на территории Украины. 10. Указ 1775 г., разрешивший крестьянскую промышленность, послужил толчком к: А) расслоению крестьянства; Б) росту числа заводчиков из купцов и крестьян; В) развитию крестьянского промысла; Г) вкладыванию капиталов в промышленность. 11. Результаты второй русско-турецкой войны: А) Россия получила весь Крым, который стала осваивать; Б) началось строительство Черноморского флота; В) Россия оказала помощь Балканским странам; Г) Россия потеряла Азов и часть земель между Бугом и Днепром. 12. К кому относятся слова Екатерины II «Бунтовщик хуже Пугачева»: А) к Радищеву; Б) к С. В. Суворову; В) к Г. Потемкину; Г) к Г. Орлову. Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 20мин. 2. Расходные материалы: бланк с заданием и для ответа 3. Место выполнения: аудитория ЗАДАНИЕ 19 Текст задания: ответьте на вопросы теста и занесите правильные ответы в матрицу: Тест на тему: «История России 18 века» 1. Крупная, решающая сила при определении политики: А)гвардия; Б) даточные люди; В) Семеновский и Преображенский полки; Г) стрелецкое войско. 2. Понятие «бироновщина» воспринималось как А) господство Тайной канцелярии; Б) активная борьба против русского дворянства В) олицетворение засилья иноземцев в управлении государством; Г) упрочение позиций высших сановников. 2. Продолжите своими словами. Дворцовый переворот-это... 3. Петр Ш подготовил указ, который решал один из важнейших вопросов России: А) об отмене крепостного права; Б) о введении конституции; В) о создании парламента в России; Г) о расширении прав купечества. 5. Борьба за престол в 1725 г. началась между двумя группировками: А) высших сановников во главе с А. Меньшиковым; Б) родовитых аристократов во главе с князем Д. Голицыным; В) гвардейцев во главе с Г. Орловым; Г) иностранцев во главе с вельможей петровского времени А. Остерманом. 6. При Елизавете Петровне государственными делами занимались: А) Б. К. Миних; Б) А. И. Остерман; В) П. И. Шувалов; Г) К. Г. Разумовский. 7. Целью своего царствования Елизавета Петровна провозгласила: А) возвращение к порядкам своего отца; Б) отмену смертной казни; В) расширение прав и привилегий дворянства; Г) ограничение прав и привилегий дворянства. 8. В ходе Семилетней войны русская армия применила новое артиллерийское оружие. Какое? А) редуты; Б) «единороги»; В) гаубицы; Г) пищаль. 9. Причины выдвижения на престол кандидатуры Анны Ивановны, дочери царя Ивана V: А) других кандидатур просто не было; Б) отсутствие связей с русским дворянством v Анны; В) было оказано сильное влияние со стороны Пруссии; Г) ее «бедное» существование в Курляндии. 10. В интересах дворянства и купечества было осуществлено: А) создание Дворянского земельного банка; Б) создание Коммерческого банка; В) установление норм приписки крестьян к мануфактурам; Г) запрещение недворянам покупать крепостных. 11. Кондиции, выработанные Верховным тайным советом, содержали требования: А) не назначать наследников; Б) расширять полномочия Верховного тайного совета; В) важнейшие государственные дела должны решаться только при участии верховников; Г) не приглашать иностранцев в Россию. 12. В период правления Елизаветы Петровны в области экономики: А) отменили внутренние таможенные пошлины); Б) отменили начало разведок и добычи золота; В) работа комиссии по созданию нового Уложения (свода законов); Г) секуляризация монастырских и церковных земель Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 20мин. 2. Расходные материалы: бланк с заданием и для ответа 3. Место выполнения: аудитория ЗАДАНИЕ 20 Текст задания: прочтите отрывок из исторического сочинения и укажите имя императора, о преобразованиях которого идет речь. «Император готов был верить в давнюю мечту свою - распространить на всю Россию военные поселения: одинаковые повсюду деревни-казармы, одинаковые розовые домики, белые тумбочки, зеленые мостики, прямые аллеи, прямые канавы, прямые просеки; и везде мужики в мундирах, за сохой марширующие…..» А) Петр I В) Александр III Б) Александр I Г) Николай II Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 15мин. 2. Расходные материалы: бланк с заданием и для ответа 3. Место выполнения: аудитория ЗАДАНИЕ 21 Текст задания: прочтите отрывок из донесения главнокомандующего князя М.Д. Горчакова императору Николаю I и укажите имя военачальника, о котором идет речь. «Ни одна потеря, кроме потери самого Севастополя, не отозвалась так во всех сердцах, как смерть незабвенного адмирала, честно и добросовестно отслужившего свою службу России. Ни одни похороны не справлялись в Севастополе так….Он привлек сердца всех. О нем говорили, страдали, плакали не только мы на холмах, орошенных его кровью, но везде, во всех отдаленных уголках бесконечной России. Вот где его Синопская победа». А) М. Д.Скобелев В) П.И. Багратион Б) П.С. Нахимов Г) М.А. Милорадович Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 15мин. 2. Расходные материалы: бланк с заданием и для ответа 3. Место выполнения: аудитория ЗАДАНИЕ 22 Текст задания: выступить на семинарском занятии по заранее подготовленным ответам на вопросы Тема: «Культура Древней Индии и Культура Древнего Китая» 1.Религиозно-философские системы: ведизм, брахманизм, буддизм, индуизм 2.Искусство Древней Индии 3. Научные знания в Древней Индии 4. Культ предков. Конфуцианство, Даосизм 5. Своеобразие искусства Древнего Китая 6. Научные достижения в Древнем Китае Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 120мин. 2. Расходные материалы: бланк с заданием и для ответа 3. Место выполнения: аудитория ЗАДАНИЕ 23 Текст задания: выступить на семинарском занятии по заранее подготовленным ответам на вопросы Тема: «Древнерусская культура» 1.Космологическая картина мира древних славян и языческий пантеон. 2.Празднества, обычаи и быт древних славян. 3. Крещение Руси и проблема двоеверия. 4. Социокультурные факторы формирования русской цивилизации. Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 120мин. 2. Расходные материалы: бланк с заданием и для ответа 3. Место выполнения: аудитория ЗАДАНИЕ 24 Текст задания: выступить на семинарском занятии по заранее подготовленным ответам на вопросы Тема: «Русская культура в 13 – 17 веках» 1. Влияние господства Золотой Орды на Русскую культуру 2. Литература, живопись, архитектура, религия, публицистика, «Домострой» 3.быт и нравы. Социальная роль женщины 4.Расширение культурных связей с Европой. «Обмирщение» культуры 5.Славяно – греко – латинская академия. Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 120мин. 2. Расходные материалы: бланк с заданием и для ответа 3. Место выполнения: аудитория ЗАДАНИЕ 25 Текст задания: выступить на семинарском занятии по заранее подготовленным ответам на вопросы Тема: «Культура России 18 века» 1.Русская культура в середине 18 века 2.Идеи Просвещения в России 3.Достижения архитектуры и изобразительного искусства. Барокко и классицизм 4.Быт и нравы, повседневная жизнь различных слоев общества 5.Итоги развития русской культуры 18 века Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 120мин. 2. Расходные материалы: бланк с заданием и для ответа 3. Место выполнения: аудитория ЗАДАНИЕ 26 Текст задания: выступить на семинарском занятии по заранее подготовленным ответам на вопросы Тема: «России в 19 веке. Место и роль России в мировой культуре» 1.Россия между Западом и Востоком. 2. Кризисные моменты истории русской культуры и их социокультурная роль. 3 «Западное» и «Восточное» в русской истории и культуре Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 120мин. 2. Расходные материалы: бланк с заданием и для ответа 3. Место выполнения: аудитория ЗАДАНИЕ 27 Текст задания: выступить на семинарском занятии по заранее подготовленным ответам на вопросы Тема: «Серебряный век русской культуры» 1. Понятие, хронологические рамки и место «серебряного века» в истории русской культуры. 2. Литература. 3. Архитектура, скульптура и живопись. 4. Театр и музыка Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 120мин. 2. Расходные материалы: бланк с заданием и для ответа 3. Место выполнения: аудитория ЗАДАНИЕ 28 Текст задания: выступить на семинарском занятии по заранее подготовленным ответам на вопросы Тема: «Страна Советов 1930гг» 1. Культурная революция. 2. Наука и техника. 3. Социалистический реализм. 4. Любимые киногерои и знаменитые песни. 5. «Рабочий и колхозница» для новой Москвы. 6. Архитектура: от конструктивизма к неоклассицизму Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 120мин. 2. Расходные материалы: бланк с заданием и для ответа 3. Место выполнения: аудитория ЗАДАНИЕ 29 Текст задания: выступить на семинарском занятии по заранее подготовленным ответам на вопросы Тема: «Цена и уроки Великой Отечественной войны 1. Основные этапы Второй мировой и Великой Отечественной войны. 2. Роль СССР в победе во второй мировой войне. Оценки советских и западных источников. 3. Победители: полководцы и солдаты Великой Отечественной. 4. Итоги и уроки Второй мировой и Великой Отечественной. 5. СССР и страны Запада после победы над Германией и ее союзниками. 6. Упрочение правовых начал в жизни народов и создание ООН. 7. Наш край в годы войны. Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 120мин. 2. Расходные материалы: бланк с заданием и для ответа 3. Место выполнения: аудитория ЗАДАНИЕ 30 Текст задания: выступить на семинарском занятии по заранее подготовленным ответам на вопросы Тема: «Мировая культура во второй половине XX века» 1. Крупнейшие научные открытия второй половины ХХ — начала XXI века. Освоение космоса. 2. Новые черты культуры. Произведения о войне немецких писателей. Реалистические и модернистские направления в искусстве. Экзистенциализм. Театр абсурда. Поп-арт и его черты. 3. Развитие кинематографа. Итальянский неореализм. Развлекательный кинематограф Голливуда. Звезды экрана. 4. Появление рок-музыки и массовой культуры. Индустрия развлечений. Постмодернизм — стирание грани между элитарной и массовой культурой. 5.Глобализация и национальные культуры. Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 120мин. 2. Расходные материалы: бланк с заданием и для ответа 3. Место выполнения: аудитория ЗАДАНИЕ 31 Текст задания: выступить на семинарском занятии по заранее подготовленным ответам на вопросы Тема: «Развитие культуры в послевоенные годы» 1.Общественно-политическая и культурная жизнь СССР в послевоенные годы. 2.Наука 2.1 Трудности, с которыми столкнулась сфера образования СССP 2.2 Отрасли науки, подвергавшиеся жестокому нажиму и даже запретам. (Наиболее показательными в этом отношении стали гонения на генетику и кибернетику, которые были объявлены науками, противоречащими законам материализма. Это привело к сильнейшему отставанию СССР в этих отраслях 3.Культура 3.1 Развитие литературы и искусства 3.2 Деятели советской культуры и их вклад в создание атмосферы жизнеутверждающего подъема, рисуя лишь положительные стороны жизни советского общества. 3.3 Борьба с космополитизмом, которая развернулась в конце 40-х — начале 50-х годов. Целью ее было очернить все несоветское, несоциалистическое. Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 120мин. 2. Расходные материалы: бланк с заданием и для ответа 3. Место выполнения: аудитория ЗАДАНИЕ 32 Текст задания: написать эссе Тема: «Была ли реальная необходимость атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки» Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 30мин. 2. Расходные материалы: нет 3. Место выполнения: аудитория ЗАДАНИЕ 33 Текст задания: написать эссе Тема: «Иго - гнет или защита?» Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 30мин. 2. Расходные материалы: нет 3. Место выполнения: аудитория ЗАДАНИЕ 34 Текст задания: написать эссе Тема: «Образ революционеров» Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 30мин. 2. Расходные материалы: нет 3. Место выполнения: аудитория ЗАДАНИЕ 35 Текст задания: написать эссе Тема: «Цена победы» Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 30мин. 2. Расходные материалы: нет 3. Место выполнения: аудитория 2.2. Задания для проведения дифференцированного зачета ЗАДАНИЕ № 1(а) Текст задания: ответьте на вопросы теста и занесите правильные ответы в матрицу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1. В долинах какой реки родилась цивилизация Древнего Египта? 1.Нил; 2.Инд; 3.Хуанхэ; 4.Евфрат; 2. Страна, ставшая в конце XIV века родиной Ренессанса, возродившего в Средние века идеи гуманизма – человеколюбия в земном мире. 1.Германия; 3.Англия; 2.Греция; 4.Италия. 3. Как называются проповедники религии, посылаемые господствующей церковью к инаковерующим с намерением перевести их в свою веру? 1. Крестоносцы; 3. Рыцари; 2. Миссионеры; 4. Инквизиторы 4. В каком веке Россия стала великой морской державой? 1. XVI в. 2. XVII в. 3. XVIII в. 4. XIX в. 5. «Мы были дети 1812 года» – так говорили о себе 1. славянофилы 2. марксисты 3. декабристы 4. народовольцы 6. Какой из перечисленных ниже органов власти был создан во время правления Петра I? 1. Государственный Совет; 3. Верховный тайный Совет; 2. Государственная Дума; 4. Сенат. 7. Даты второй мировой войны… 1. 1939-1945 2. 1939-1941 8. Годы правления Николая II: 1. 1881 — 1894 2. 1896 — 1905 3. 1938-1944 4. 1937-1945 3. 1894 — 1917 4. 1896 — 1918 9. В каком году был подписан пакт о ненападении между СССР и Германией? 1. 1936г. 2. 1937 г. 3. 1938 г 4. 1939 г. 10. Укажите фамилии великих полководцев Великой Отечественной войны. 1. Скобелев, Румянцев 2. Жуков, Василевский 3. Тухачевский, Фрунзе 4. Сталин, Буденный Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 20мин. 2. Расходные материалы: бланк с заданием и для ответа 3. Место выполнения: аудитория ЗАДАНИЕ № 2(а) Текст задания: Определите последовательность событий и занесите ответ в матрицу: 1 2 3 4 А. Заключение «вечного мира» с Польшей Б. Захват поляками Москвы В. Смоленская война Г. Присоединение Украины к России Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 20мин. 2. Расходные материалы: бланк с заданием и для ответа 3. Место выполнения: аудитория ЗАДАНИЕ № 3(а) Текст задания: ответьте на вопросы теста и занесите правильные ответы в матрицу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1. Многие Боги какой страны в Древнем мире изображались с телом человека и головой животного? 1. Египет; 3. Греция; 2. Индия; 4. Китай; 2. Община – полис, включавшая в себя не только сельское население, но и городское, была характерна 1. Древнему Риму; 3. Древней Греции; 2. Древнему Египту; 4. Древней Индии; 3. Какая страна с XVI века превратилась в одну из самых закрытых, изолированных восточных цивилизаций? 1. Россия; 3. Индия; 2. Китай; 4. Япония. 4. Важнейшая историческая заслуга князя Ивана Калиты состояла в 1. принятии «Русской правды» 3.освобождении Руси от ордынской зависимости 2. создании первого общерусского 4. усилении роли Москвы как центра объединения русских Судебника земель 5. Как назывался учрежденный государственной власти? 1. Государственный Совет 2. Государственная Дума в 6. Манифест 19 февраля 1861 г. подписал: 1. Александр I; 2. Николай I; 7. 1810 г. законосовещательный орган 3. Высочайший Сенат 4. Святейший Синод 3. Александр II; 4. Николай II. Что стало причиной Первой мировой войны? 1) Убийство австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда 2) Стремление Англии уничтожить Францию – своего главного конкурента 3) Стремление России стать колониальной державой 4) Стремление Германии начать борьбу за передел колоний 8. Главным документом урегулирования мира после Первой мировой войны является 1. Рейнский гарантийный пакт 3. Портсмутский 2. Версальский мирный договор 4. Мюнхенское соглашение 9. Что было создано для стратегического руководства вооруженными силами 23 июня 1941г.? 1. Ставка Верховного 3. Совет фронтов главнокомандования 2. Военный комитет 4. Коминтерн 10. К политике «военного коммунизма» в 1918—1920 гг. относится: 1. 1. свобода торговли 2. 3. всеобщая трудовая повинность 3. 2. продналог с крестьян 4. 4. частное предпринимательство Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 20мин. 2. Расходные материалы: бланк с заданием и для ответа 3. Место выполнения: аудитория ЗАДАНИЕ № 4(а) Текст задания: ответьте на вопросы теста и занесите правильные ответы в матрицу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1. Какая страна с XVI века превратилась в одну из самых закрытых, изолированных восточных цивилизаций? 1. Россия; 3. Индия; 2. Китай; 4. Япония. 2. Что означает понятие «нукеры»? 1. «Войны»; 2. «Знатные люди»; 3. «Жрецы» 4. «Наместники» 3. В какой стране в 1381г. произошло восстание за отмену крепостного права под руководством Уота Тайлера? 1. Франция; 3. Англия; 2. Русь; 4. Италия. 4. Что из названного относится к результатам политики Петра I в области образования? 1. появление светских учебных 3. введение всеобщего начального заведений образования 2. учреждение женских школ и училищ 4. создание сети университетов в крупных городах 5. Время перехода крестьян от одного владельца к другому, установленное судебником 1497 года, носило название: 1. пожилое 3. отходничество 2. погост 4. Юрьев день 6. Титул «государя всея Руси» принял: 1. Иван Калита 2. Василий II 3. Василий Темный 4. Иван III 7. Какого союза не было в Первой мировой войне ? 1. Антанта 3. Северный аккорд 2. Тройственный союз 4. ООН 8. В этой стране к власти пришли фашисты во главе с Б.Муссолини 1. Германия 3. Италия 2. Испания 4. Франция 9. Какое из перечисленных событий Великой Отечественной войны произошло в 1941 г.? 1. Смоленское сражение 3. Прорыв блокады Ленинграда 2. Курская битва 4. Сражение за Днепр 10. Политика «военного коммунизма» предполагала: 1. уравнительность в оплате труда 2. введение 3. всеобщее избирательное право предпринимательства частного 4. .введение продналога Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 20мин. 2. Расходные материалы: бланк с заданием и для ответа 3. Место выполнения: аудитория ЗАДАНИЕ № 5(а) Текст задания: ответьте на вопросы теста и занесите правильные ответы в матрицу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1. .К первым занятиям древнего человека не относится: 1. охота; 3. ремесло. 2. собирательство; 4. рыболовство; 2. Сказание, в образной форме передающее представление происхождении, о богах и героях –это 1. Магия; 3. Былина; 2. Миф; 4. Тотемизм о мире, его 3. Какая страна Древнего мира дала мировой цивилизации демократию, как новый тип государственной власти? 1. Греция; 3. Вавилон; 2. Египет; 4. Древний Рим; 4. Укажите год, с которым связано начало династии Романовых: 1. 1649; 3. 1654; 2. 1645; 4. 1613. 5. Основным соперником Московского княжества в борьбе за главенство в Северо – Восточной Руси было(а): 1. Новгородская земля. 3. Тверское княжество; 2. Суздальско-Нижегородское 4. Рязанское княжество; княжество; 6. Какое решение принял М.И. Кутузов в 1812 г. в деревне Фили: 1. дать сражение у реки Березины; 3. вывести войска из Москвы без боя; 2. заключить мирное соглашение с 4. дать сражение при Бородине. Наполеоном; 7. Как называется политический режим, устанавливающий полный контроль за всеми сферами жизни общества? 1. Авторитаризм 3. Либерализм 2. Тоталитаризм 4. Национализм 8. Когда началась вторая мировая война? 1. 3 августа 1939 года 3. 1 сентября 1939 года 2. 22 июня 1941 года 4.9 мая 1945 года 9. После какой битвы стратегическая инициатива окончательно перешла в руки Красной Армии? 1. под Москвой 3. под Курском 2. под Ленинградом 4. под Смоленском 10. Процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств общественные хозяйства назывался: 1. национализацией 3. кооперированием 2. коллективизацией 4. социализацией в крупные Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 20мин. 2. Расходные материалы: бланк с заданием и для ответа 3. Место выполнения: аудитория ЗАДАНИЕ № 6(а) Текст задания: ответьте на вопросы теста и занесите правильные ответы в матрицу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1. В долинах какой реки родилась цивилизация Древнего Китая? 1. Нил; 4. Евфрат; 2. Хуанхэ; 3. Инд; 2. Кто стоял во главе русских войск, одержавших победу на льду Чудского озера? 1. Дмитрий Донской; 4. Александр Невский 2. Иван Калита 3. Иван III. 3. Как в средневековой Европе называлась наследственная земельная собственность, которая давалась под условие несения военной службы и верности своему сюзерену (старшему)? 1. Феод; 2. Поместье; 4. Вотчина; 3.Полюдье 4. В какой стране в Средние века общество было разделено на касты? 1. Китай; 4. Япония; 2. Греция. 3. Индия; 5. Что из названного произошло в XIX веке? 1.упразднение 4. провозглашение России империей патриаршества 2. учреждение коллегий 3. отмена крепостного права 6. Продвижение русских в Сибирь в XVII в. связано с именем 1. Ермака Тимофеевича 4. Степана Разина 2. Семена Дежнева 3. Витуса Беринга 7. В Мюнхенском соглашении 1938 г. решался вопрос о территории: 1. Польши 4. Эльзаса 2. Чехословакии 3. Австрии 8. В августе 1945 года СССР объявил войну: 1. Японии 4. Германии 2. Италии 3. Финляндии 9. Какое событие в ходе ВОВ произошло ранее других? 1. Сталинградская битва 4. Московская битва 2. Курская битва3 3. «Десять сталинских ударов» 10. Первая Конституция СССР была принята в : 1. 1922 г. 4. 1924 г. 2. 1936 г. 3. 1929 г. Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 20мин. 2. Расходные материалы: бланк с заданием и для ответа 3. Место выполнения: аудитория ЗАДАНИЕ № 7(а) Текст задания: Прочтите отрывок из воспоминаний генерал-полковника немецкой армии Л. Рендулича и укажите силы, о действиях которых в нем говорится. «Весной 1942 года они уже представляли серьезную опасность для тыловых коммуникаций немецкой армии, поэтому для решительной борьбы с ними немецкому командованию приходилось стягивать в уже оккупированные районы большие силы, а для проведения крупных операций в областях, где движение принимало наиболее угрожающие размеры, - снимать отдельные части с фронта». 1) кавалерийские части Красной Армии, прорвавшиеся в тыл врага 2) партизанские отряды на оккупированных землях 3) советские десантные войска в тылу немецкой армии 4) польские и чехословацкие части, воевавшие совместно с Красной Армией Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 15мин. 2. Расходные материалы: бланк с заданием и для ответа 3. Место выполнения: аудитория ЗАДАНИЕ № 8(а) Текст задания: прочитать документ, ответить на вопросы «Товарищи! Граждане! Братья и сёстры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои! Вероломное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, продолжается… Войну с фашистской Германией нельзя считать войной обычной. Она является не только войной между двумя армиями. Она является вместе с тем великой войной всего советского народа против немецко-фашистских войск. …Все силы на разгром врага! Вперёд, за нашу победу!» 1. Установите авторство слов. 2. Как называется война, о которой говорится в документе? 3. Назовите хронологические рамки войны 4. Какова историческая значимость этой войны в мировой и отечественной истории? Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 15мин. 2. Расходные материалы: бланк с заданием и для ответа 3. Место выполнения: аудитория ЗАДАНИЕ № 9(а) Текст задания: Прочтите отрывок из воспоминаний и ответьте на вопросы «Итогом оборонительного сражения следует, на мой взгляд, считать поражение танковых соединений врага, в результате чего возникло особо благоприятное для нас соотношение сил по этому важному роду войск. В значительной степени способствовал тому выигрыш нами крупного встречного танкового сражения южнее Прохоровки... Мне довелось быть свидетелем этого поистине титанического поединка двух стальных армад (до 1200 танков и самоходных артиллерийских установок) 12 июля». 1. 2. 3. 4. О каком сражении идет речь в воспоминании? В рамках какой войны проходило сражение? Назовите хронологические рамки сражения. Какова значимость этого сражения для Отечественной и Мировой истории? Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 15мин. 2. Расходные материалы: бланк с заданием и для ответа 3. Место выполнения: аудитория ЗАДАНИЕ № 10(а) Текст задания: Прочитать отрывок из документа и укажите название этого документа. «При подписании договора….между Германией и СССР нижеподписавшиеся уполномоченные ….обсудили в строго конфиденциальном порядке вопрос о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе….В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР….» 1) Договор с Германией, подписанный в апреле 1922 г. 2) Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом от 23 августа 1939 года 3) Секретный дополнительный протокол к Договору о ненападении между Германией и Советским Союзом от 23 августа 1939 года 4) Германо-советский Договор о дружбе и границе между СССР и Германией от 28 сентября 1939 года Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 15мин. 2. Расходные материалы: бланк с заданием и для ответа 3. Место выполнения: аудитория ЗАДАНИЕ № 11(а) Текст задания: Прочитайте отрывок из документа XVII в. и укажите, когда происходило описываемое событие «Московского государства мы бояре князь Федор Иванович Мстиславский, да князь Василий Васильевич Голицын, да Федор Иванович Шереметьев, да окольничий князь Данило Иванович Мезетской, да думные дьяки Василий Телепнев, да Томило Луговской послали бити челом к великому государю к Жигимонту королю Польскому и великому князю Литовскому, дал на Владимирское и Московское и на все великие государства Российского царства сына своего Владислава Королевича. А мы все бояре и дворяне, и дьяки думные, и приказные люди, и торговые люди, и стрельцы, и казаки и всех чинов служилые люди Московского государства великому государю королевичу Владиславу Жигимонтовичу и детям его целовали святой животворящий крест Господень на том, что нам ему вовеки служити, как прежним прирождённым государям». 1) В годы опричнины 2) В царствование Бориса Годунова 3) В годы Ливонской войны 4) В годы Смуты Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 15мин. 2. Расходные материалы: бланк с заданием и для ответа 3. Место выполнения: аудитория ЗАДАНИЕ № 12(а) Текст задания: продолжить предложение Вариант 1 в России в XII – первой половине XVI вв. отдельные поселения или группа поселений, в том числе около города-крепости, население которых временно освобождалось от государственных повинностей. В XVI в. сформировались служилых людей (стрельцы, пушкари и т. п.), ямщиков и казённых ремесленников, а также иностранцев (Иноземные слободы). В первой половине XVIII в. превратились в обычные сёла или поселения городского типа. В XIX-XX вв. название получали иногда пригородные промышленные посёлки. Вариант 2 – церковный собор с участием Ивана IV в 1551 г. Был созван по инициативе светской власти. Унифицировал церковные обряды, объявил всех местночтимых русских святых общечтимыми, предписал создание училищ для подготовки священнослужителей, регламентировал нормы поведения духовенства, запретил монастырям основывать слободы в городах, установил неподсудность духовенства светскому суду и неприкосновенность церковного имущества. Вариант 3 – свод законов единого Российского государства, принятый великим князем московским Иваном III Васильевичем в 1497. Были установлены единые нормы суда для всей территории страны. 57-я статья - вводила ограничение на крестьянский переход: крестьяне могли уходить от своих владельцев раз в году – неделю до и после осеннего Юрьева дня (26 ноября). При этом обязательна была выплата “пожилого” – единовременного платежа за проживание на земле феодала. также ограничил источники холопства. Ивана IV (1550 г.) подтвердил ограничение крестьянского перехода, ликвидировал судебные привилегии удельных князей и усилил роль центральных государственных судебных органов. Вариант 4 – срок, в течение которого производился сыск беглых крестьян или холопов. Впервые введены указом царя Федора Ивановича в 1597 г. с 5-летним сроком. Позднее продолжительность менялась, составляя от 5 до 15 лет. Окончательно отменены с введением бессрочного сыска беглых по Соборному уложению 1649 г. Вариант 5 – это захват политической власти в России XVIII столетия, имеющий причиной отсутствие чётких правил наследования престола, сопровождающийся борьбой придворных группировок и совершающийся, как правило, при содействии гвардейских полков. Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 15мин. 2. Расходные материалы: бланк с заданием и для ответа 3. Место выполнения: аудитория ЗАДАНИЕ № 13(а) Текст задания: Образуйте логические пары: 1. Один из руководителей организации «Земля и воля» в 1876-1879 А.И. Желябов 2. Один из руководителей «Народной воли» был……Г.В. Плеханов 3. Создатели «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» ......... С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер 4. Члены организации «Народная Воля»...........В.И. Ульянов, Л. Мартов Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 5мин. 2. Расходные материалы: бланк с заданием и для ответа 3. Место выполнения: аудитория ЗАДАНИЕ № 14(а) Текст задания: Установите соответствие между партийно-государственными руководителями и историческими событиями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца. ФАМИЛИИ ПАРТИЙНЫХ И ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ А) В.И. Ленин 1) I Съезд народных депутатов СССР Б) И.В. Сталин 2) принятие плана ГОЭЛРО В) Н.С. Хрущёв 3) первый полёт человека в космос Г) М.С. Горбачёв 4) ввод советских войск в Афганистан 5) подписание советско-германского Договора о ненападении Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 5мин. 2. Расходные материалы: бланк с заданием и для ответа 3. Место выполнения: аудитория ЗАДАНИЕ № 15(а) Текст задания: образуйте логические пары: Соедините имена князей с их «прозвищами»: А) Ярослав Б) Владимир В) Святополк Г) Олег а) Вещий б) Мудрый в) Окаянный г) Красное Солнышко Д) Всеволод… ................................ д) Калита Е) Иван е) Большое гнездо Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 5мин. 2. Расходные материалы: бланк с заданием и для ответа 3. Место выполнения: аудитория ЗАДАНИЕ № 16(а) Текст задания: Расположите в хронологическом порядке следующие события: а) Битва на реке Калке; б) Невская битва; в) Ливонская война; г) Смоленская война Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 5мин. 2. Расходные материалы: бланк с заданием и для ответа 3. Место выполнения: аудитория ЗАДАНИЕ № 17(а) Текст задания: Установите соответствие между определениями и понятиями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца. ОПРЕДЕЛЕНИЯ А) в Московской Руси XV-XVII вв. обладатели высшего чина, члены Боярской Думы Б) первоначально отряд воинов, который складывался вокруг военного вождя на этапе перехода от родового строя к государству В) глава государства или удела в IX-XVI вв. у славян и других народов Г) на Руси X-XVI вв. должностное лицо, возглавлявшее местное управление ПОНЯТИЯ 1) дружина 2) бояре 3) наместник 4) князь Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 5мин. 2. Расходные материалы: бланк с заданием и для ответа 3. Место выполнения: аудитория ЗАДАНИЕ № 18(а) Текст задания: Установите соответствие между государственными деятелями и проведенными ими реформами, преобразованиями, изменениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ РЕФОРМЫ, ПРЕОБРАЗОВАНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ А) С.Ю. Витте 1) разрешение выхода крестьян из общины с землей Б) П.Д. Киселев 2) реформа управления государственными крестьянами В) П.А. Столыпин 3) учреждение военных поселений Г) А.А. Аракчеев 4) обнародование указа о «вольных хлебопашцах» 5)учреждение в России Государственной думы Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 5мин. 2. Расходные материалы: бланк с заданием и для ответа 3. Место выполнения: аудитория