Приложение 01 к ОПОП по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям) Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум» Контрольно-оценочные средства на промежуточную аттестацию учебного предмета ОУП.01 Б РУССКИЙ ЯЗЫК Сухой Лог 2024 Контрольно-оценочные средства учебного предмета разработаны на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования; Федеральной образовательной программы среднего общего образования и с учетом Рабочей программы воспитания по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям); Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования; Примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Русский язык» для профессиональных образовательных организаций. Разработчик: Жигунова Т.П., преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» Содержание 1. Паспорт контрольно-измерительных материалов 2. Банк контрольно-измерительных материалов 2.1. Задания для проведения текущего контроля знаний 2.2. Задания для проведения экзамена 3 4 10 10 24 I. Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов Комплект контрольно-измерительных материалов предназначен для оценки результатов освоения ОУП 01 Б Русский язык Результаты освоения учебного предмета Критерии сформированности результата № задания Форма оценивания образовательных результатов (текущий контроль, промежуточная аттестация в форме экзамена) 1 Текущий контроль 3 Текущий контроль 2 Текущий контроль 4 Текущий контроль 3 Текущий контроль Личностные воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности Описывает ценность русского языка как носителя культурных и нравственных ценностей; строит рассуждение о роли русского языка в жизни человека; в устной или письменной форме приводит примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; анализирует пословицы и поговорки о русском языке; составлять связное высказывание (сочинениерассуждение) Извлекать из разных источников и преобразовывает информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры; определяет тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни общества; Описывает роль родного языка в процессах социализации личности осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры Формулирует собственные умозаключения и приводит примеры об эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры 1-3 Текущий контроль формирование мировоззрения, Демонстрирует знание и понимание современного 4 Текущий контроль 4 соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач уровня развития науки и общественной практики в поликультурном мире готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности Самостоятельно выполняет творческие задания способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования Проводит самоанализ и самооценку речевой деятельности Составляет план речевого самосовершенствования В1,18 Использует разные стили речи в соответствии с заданной ситуацией Дает оценку различным устным и письменным высказываниям с позиции норм русского языка 1-3,64.65 промежуточная аттестация в форме экзамена Текущий контроль В 18 промежуточная аттестация в форме экзамена 53, 64,65 Текущий контроль В 1-2, 18 промежуточная аттестация в форме экзамена 2-3,65 Текущий контроль В 18 промежуточная аттестация в форме экзамена 2,65 Текущий контроль 5-7 Текущий контроль 2-5,8,1020, 52-53 65 Текущий контроль 3,65 Текущий контроль 2-3, 65 Текущий контроль Метапредметные владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом; Выполняет задания на основе аудированного текста Выполняет задания на основе прочитанного текста Выполняет устные задания Выполняет письменные задания владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне; Излагает свою точку зрения по предложенной проблематике ясно, логично и точно При изложении мыслей использует подходящие к ситуации языковые средства 5 применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения Моделирует ситуации речевого общения с представителями разных возрастных категорий и применяет их в разных видах деятельности готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка; Самостоятельно выбирает источники информации в соответствии с заданием, извлекает из них необходимую информацию, оценивает и интерпретирует ее Владеет нормами речевого общения 65 Текущий контроль 49, 65 Текущий контроль 2,4, 8, 47 Текущий контроль 5-8,48, 49 Текущий контроль 9,30-42 Текущий контроль В 5-11 промежуточная аттестация в форме экзамена 10, 54-62 Текущий контроль Предметные сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; Применяет знания об орфоэпических нормах русского литературного языка в речевой практике Применяет знания об орфографических нормах русского литературного языка в речевой практике Применяет знания о пунктуационных нормах 6 русского литературного языка в речевой практике Применяет знания о морфологических нормах русского литературного языка в речевой практике Применяет знания о грамматических нормах русского литературного языка в речевой практике Применяет знания о лексических нормах русского литературного языка в речевой практике сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебнонаучной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социальнокультурной и деловойсферах общения; создаёт устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью, репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ, беседа, спор); владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; Проводит самоанализ и самооценку на основе наблюдений за собственной речью: анализирует речь с точки зрения правильности, точности, выразительности, уместности употребления языковых средств Выделяет в тексте явную и скрытую, основную и второстепенную информацию; владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; Преобразовывает информацию: представляет тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; 7 В 12-16 промежуточная аттестация в форме экзамена 11-14 Текущий контроль В 3-4 промежуточная аттестация в форме экзамена 11-18 Текущий контроль В4 промежуточная аттестация в форме экзамена 8,1922,28.50 Текущий контроль В2. В 17 промежуточная аттестация в форме экзамена 2,4, 65 Текущий контроль 5-8, 24,26, 27, 65 Текущий контроль 1, 4, 6364, Текущий контроль В-18 промежуточная аттестация в форме экзамена 4,53 Текущий контроль В-18 промежуточная аттестация в форме экзамена сформированность представлений об изобразительновыразительных возможностях русского языка; сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста; Характеризует изобразительновыразительные средства языка, указывает их роль в идейнохудожественном содержании текста; Учитывает исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста; способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; Выявляет в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанровородовой специфики; Различает тексты разных функциональных стилей (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций); анализирует тексты разных жанров научного (учебно научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи; Осознаёт художественную картину жизни, созданную в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы Анализирует текст с точки зрения стилистический принадлежности 8 23 Текущий контроль 64 Текущий контроль 53 Текущий контроль 43-47, 52-53, Текущий контроль В-18 промежуточная аттестация в форме экзамена 64 Текущий контроль 23, 53, 64,65 Текущий контроль В-18 промежуточная аттестация в форме экзамена 2. Банк контрольно-оценочных средств/контрольно-измерительных материалов 2.1. Часть А. Задания для проведения текущего контроля ЗАДАНИЕ № 1 Текст задания: подберите и запишите высказывания русских писателей о великом русском языке (не менее пяти высказываний). ЗАДАНИЕ № 2 Текст задания: приведите примеры пословиц о речи и русском языке. Напишите сочинение – рассуждение по одной из приведённых пословиц. ЗАДАНИЕ № 3 Текст задания: напишите сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем: Можно ли судить о человеке по тому, как он говорит? Почему важно говорить правильно? Каким должен быть научный язык? Что такое канцелярит и чем он опасен? Как нужно относиться к русскому языку? Как научиться воспринимать красоту художественного слова? ЗАДАНИЕ № 4 Текст задания: Заполните таблицу: «Русские лингвисты и их вклад в науку» № п/п Ученый-лингвист годы жизни 1. Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765 2. Антон Алексеевич Барсов. 1730-1791 вклад в развитие языкознания как науки Продолжи таблицу ЗАДАНИЕ № 5 Текст задания: запомните слова с неподвижным ударением Имена существительные аэропОрты, неподвижн. ударение на 4-ом слоге бАнты, неподвижн. ударение на 1-ом слоге бОроду, вин.п.,только в этой форме ед.ч. ударение на 1-ом слоге бухгАлтеров, род.п.мн.ч., неподвижн. ударение на 2-ом слоге вероисповЕдание, от веру исповЕдать граждАнство дефИс, из нем.яз., где ударение на 2-ом слоге дешевИзна диспансЕр, слово пришло из англ. яз. через посредство франц.яз., где удар. всегда на последнем слоге договорЁнность докумЕнт досУг еретИк жалюзИ, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге знАчимость, от прил. знАчимый Иксы, им.п. мн.ч., неподвижн. ударение каталОг, в одном ряду со словами диалОг, монолОг, некролОг т.п. квартАл, из нем. яз., где ударение на 2-ом слоге киломЕтр, в одном ряду со словами сантимЕтр, децимЕтр, миллимЕтр… кОнусы, кОнусов, неподвиж. ударение на 1-м слоге во всех падежах в ед. и мн. ч. корЫсть крАны, неподвижн. ударение на 1-ом слоге кремЕнь, кремнЯ, удар. во всех формах на последнем слоге, как и в слове огОнь 9 лЕкторы, лЕкторов, см. слово бант(ы) лыжнЯ мЕстностей, род.п.мн.ч., в одном ряду со словоформой пОчестей, чЕлюстей…, но новостЕй мусоропровОд, в одном ряду со словами газопровОд, нефтепровОд, водопровОд намЕрение нарОст нЕдруг недУг некролОг, см. каталОг нЕнависть нОвости, новостЕй, но: см. мЕстностей нОготь, нОгтя, неподвижн. ударение во всех формах ед.ч. Отрочество, от Отрок- подросток партЕр, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге портфЕль пОручни придАное призЫв, в одном ряду со словами позЫв, отзЫв (посла), созЫв, но: Отзыв (на публикацию) свЁкла сирОты, им.п.мн.ч., ударение во всех формах мн.ч. только на 2-ом слоге срЕдства, им.п.мн.ч. созЫв, см. призЫв стАтуя столЯр, в одном ряду со словами малЯр, доЯр, школЯр… тамОжня тОрты, тОртов цемЕнт цЕнтнер цепОчка шАрфы, см. бАнты шофЁр, в одном ряду со словами киоскЁр, контролЁр… экспЕрт, из франц. яз., где ударение всегда на последнем слоге Имена прилагательные вернА, краткое прилаг. ж.р. знАчимый красИвее, прил.и нареч. в сравн.ст. красИвейший, превосх.ст. кУхонный ловкА, краткое прилаг. ж.р. мозаИчный оптОвый прозорлИва, краткое прилаг. ж.р., в одном ряду со словами смазлИва, суетлИва, болтлИва..., но: прожОрлива слИвовый, образовано от слИва Глаголы баловАть, в одном ряду со словами баловАться, избаловАть, разбаловАть…, но:бАловень судьбы брать-бралА брАться-бралАсь взять-взялА взЯться-взялАсь включИть-включИшь, включИт, включИм влИться-влилАсь ворвАться-ворвалАсь воспринЯть-воспринялА воссоздать-воссоздалА вручИть-вручИт гнать-гналА гнАться-гналАсь добрАть-добралА добрАться-добралАсь дождАться-дождалАсь дозвонИться-дозвонИтся, дозвонЯтся дозИровать ждать-ждалА жИться-жилОсь закУпорить занЯть-зАнял, занялА, зАняло, зАняли заперЕть-заперлА заперЕться-заперлАсь ( на ключ, на замок и т.п.) звать-звалА звонИть-звонИшь, звонИт, звонИм исчЕрпать клАсть-клАла клЕить крАсться — крАлась лгать-лгалА лить-лилА лИться-лилАсь наврАть-навралА наделИть-наделИт надорвАться-надорвалАсь назвАться-назвалАсь накренИться-накренИтся налИть-налилА нарвАть-нарвалА насорИть-насорИт начАть-нАчал, началА, нАчали обзвонИть-обзвонИт облегчИть-облегчИт облИться-облилАсь обнЯться-обнялАсь обогнАтьобогналА ободрАть-ободралА ободрИть ободрИться-ободрИшься обострИть одолжИтьодолжИт озлОбить оклЕить окружИть-окружИт опломбировАть, в одном ряду со словами формировАть, нормировАть, сортировАть, премировАть… опОшлить освЕдомиться-освЕдомишься отбЫть-отбылА отдАть-отдалА откУпоритьоткУпорил отозвАть-отозвалА отозвАться-отозвалАсь перезвонИть — перезвонИт перелИть-перелилА плодоносИть повторИть-повторИт позвАтьпозвалА позвонИть-позвонИшь-позвонИт полИть-полилА положИть-положИл понЯть-понялА 10 послАть-послАла прибЫть-прИбыл-прибылА-прИбыло принЯть-прИнял-прИняли-принялА принУдить рвать-рвалА сверлИть-сверлИшь-сверлИт снять-снялА создАть-создалА сорвАть-сорвалА сорИть-сорИт убрАть-убралА убыстрИть углубИть укрепИть-укрепИт чЕрпать щемИть-щемИт, защемИт щЁлкать Причастия балОванный включённый-включЁн, см. низведЁнный довезЁнный зАгнутый зАнятый-занятА зАпертый-запертА заселЁнный-заселенА избалОванный, см. балОванный кормЯщий кровоточАщий молЯщий нажИвший нАжитый-нажитА налИвший-налитА нанЯвшийся начАвший нАчатый начатА низведЁнный-низведЁн, см. включЁнный… ободрённый-ободрЁн-ободренА обострЁнный определЁнный-определЁн отключЁнный повторЁнный поделЁнный понЯвший прИнятый приручЁнный прожИвший снЯтый-снятА сОгнутый Деепричастия балУясь закУпорив начАв начАвшись отдАв поднЯв понЯв прибЫв создАв Наречия вОвремя добелА дОверху донЕльзя дОнизу дОсуха завИдно, в значении сказуемого зАгодя, разговорное зАсветло зАтемно красИвее, прил.и нареч. в сравн.ст. навЕрх надОлго ненадОлго ЗАДАНИЕ № 6 Текст задания: Поставьте в словах ударения. Августовский, генезис, деспот, корысть, ломоть, маневры, бюрократия, тирания, углубить, украинский, ветеринария, исповедание, некролог, центнер, порты, черпать, экскурс, столяр, таможня, танцовщица, ненависть, плесневелый, жалюзи, завсегдатай, донельзя, досуг, дремота, жестоко, хозяева, цемент, цепочка, шофёр, обеспечение, облегчить, пиццерия, подростковый, поутру, щавель, эксперт, умерший, факсимиле, феномен, ходатайствовать, анатом, арест обеспечение, забронировать. Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 20 мин./час. 2. Вы можете воспользоваться словарём ЗАДАНИЕ № 7 Текст задания: отметьте номера слов, в которых ударение поставлено верно. 1) внялА 3) гОрька 2) каталОг 4) пОвестей Ответ: ЗАДАНИЕ № 8 Текст задания: Придумайте и запишите 5 пар словосочетаний или предложений, в которых будут правильно употреблены омографы (слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному). Образец: приехали в зАмок – ЗамОк валялся у двери.. ЗАДАНИЕ № 9 Текст задания: вставьте пропущенные буквы в словах, применяя алгоритм работы над орфограммой. П… тр…сающ … зрел_щ… – уд ..вит…_льный р…(с,сс)ка(з,с) Р…(с,сс)т…лить скат…рть – н…ч…на…м д…(с,сс)ку(с,сс)…ю (не)…б…ятные пр…сторы – в…р…б…иное ч…рик…нь… Ц…фр…во… т…бло – щ…пц… для …рех…в 11 (не)г…тов к …твету – пр…в…змоч… боль в сер…це Укро…ш…ся п…щ…м – п…ст…я(н,нн)о (не)д…сыпать Бор…щ… г…ряч… - сума…ше(д,т)ший р…туш…р гон…щ…к – сем…д…сят - р…звлеч…ся М…дв…ж…н…к – (не)и…гл…димый – тр…пещ…т ЗАДАНИЕ № 10 Текст задания: прочитайте текст. Расставьте необходимые знаки препинания и вставьте нужные буквы, применяя алгоритм работы над пунктограммой. Для к...го сущ...ству...т история В...прос выгл,..дит п...р...д...ксальным. Б...(с,сс)порно для всяк...г... п…скольку всякий ч...л...век во всей с...в...купности св...его бытия и бодрст-в...в...ния явля..т(?)ся член,..м истории. Но большая разница ж...вет(ли) некто с п...ст...я(н,нн)ым вп...ч...тлени...м что его ж...з(?)нь пр...дст...вля...т с..бой эл...мент в г..раздо более обш...рной б...ографии пр...ст...рающ...йся над ст...летиями или тыс...ч...летиями или он ощуща...т ее как нечто в с...бе самом з...кругле(н,нн)ое и замкнутое. Для п...следн...го типа бодрствования на...в...рн...ка (не)сущ...ству...т н...к...кой вс...мир ной истории. О.Шпенглер. ≪Закат Европы≫.. ЗАДАНИЕ № 11 Текст задания: Исправьте морфологические ошибки в предложениях.определите причины их образования. Запишите предложение в исправленном виде. Вася о чём-то шептает своей соседке. Родители создавают детям хорошие условия для учёбы. Мальчик знал, что старшие сестры не хочут брать его с собой. Едьте быстрее — время позднее. Ураганный ветер сламывал колосья и уносил их неизвестно куда. Садитесь на стул, ложите руку на стол, сжимайте и разжимайте пальцы. Не надо было ничего людям обещивать. Уберите со стола все лопнутые стаканы и чашки ЗАДАНИЕ № 12 Текст задания: Исправьте морфологические ошибки в данных предложениях, определите причины их образования. Запишите предложение в исправленном виде. В нашем дворе дети обожают играть в казаков-разбойников. Больной мозоль не давал мне покоя весь день. Старик стал несчастным жертвой этих обстоятельств. Обрежь лишние нитки ножницей. Врач Носкова принимает больных только по записям. Часовой всю ночь простоял на посте. Недры нашей земли богаты полезными ископаемыми. Ребята из детского сада были в зоопарке и видели там маленьких верблюжонков. Врачи говорят правду только родным, поэтому нужно, чтобы пришёл кто-то родной. ЗАДАНИЕ № 13 Текст задания: Исправьте морфологические ошибки в данных предложениях, определите причины их образования. Запишите предложение в исправленном виде. Дети были готовые к длительному путешествию. Мысли мои становились всё пустее и глупее. Эта чашка гораздо красивше, чем все остальные. Картофель уже совсем готовый к употреблению. Он пригласил друзей к нему домой. Грузовик подъехал к дому, за рулём её сидел мой папа. Все обрадовались ихнему предложению. Как плохо, когда не можешь получить в библиотеке самую нужнейшую книгу. Длинной вереницей вытянулись медленно ехавшие двадцать двое саней и три розвальни. ЗАДАНИЕ № 14 Текст задания: отметьте номера слов, которые относятся к среднему роду. 1) вензель 4) протеже 2) гантель 5) цунами 3) интервью 6) КПД Ответ: ЗАДАНИЕ № 15 12 Текст задания: Исправьте грамматические нарушения в данных предложениях, определите причину их образования. Запишите предложение в исправленном виде. Нежное дерево акация превратилось в символ родного города. Отец всегда удивлялся трудолюбием сына. Оценка В.Г. Белинского романа «Евгений Онегин» была чрезвычайно высока. В столице туристы ходили в музеи, театры, концерты. Мыслимо ли равнодушие родителей за судьбу своих детей? Морские волны, энергично накатывавшиеся на берег и которые издавали волнующий шум, оказывали на нас магическое воздействие. Прочитанная лекция для студентов о новых достижениях в медицине вызвала большой интерес. Затем Сергеев назначается начальником автобазы, работая в этой должности полтора года. В городе открылись много магазинов. ЗАДАНИЕ № 16 Текст задания: Исправьте грамматические нарушения в данных предложениях, определите причину их образования. Запишите предложение в исправленном виде. Детвора с утра развились во дворе. Река Днепр этой весной вышел из берегов. Благодаря стараний родителей сын получил прекрасное образование. Приведенные примеры говорят за возможность широкого использование этого изобретение. Артист был удостоен высокой наградой. Промотав свое состояние, ему нечего был оставить своим детям. Устав после занятий, мне не читалось. К нам присоединились еще много колонн. ЗАДАНИЕ № 17 Текст задания: отметьте номера предложений, в которых допущены грамматические ошибки. 1. На четырёхстах шестидесяти избирательных участках всё готово к проведению выборов. 2. Цифры - самое убедительнейшее доказательство снижения инфляции. 3.Ограничившись первыми двумя членами уравнения, получается линейная зависимость. 4.Представитель строительной организации вновь заверил заказчика о своей готовности выполнить работу в срок. Ответ: ЗАДАНИЕ № 18 Текст задания: установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом В) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 1) Новая эстетика, возникшая в творчестве художников русского авангарда, коренным образом изменила прежние «греко-римские» представления о художественной ценности искусства 2) У зачитывавшихся людей в детстве русскими сказками, былинами дух захватывало от богатырских подвигов. 3) Обладая более высокой надёжностью, переносные приёмники потребляют гораздо меньше энергии. 4) Когда после окончания школы мой друг поступит на завод, он за короткое время приобретал квалификацию токаря. 5) По словам И.Н. Крамского, несмотря на то что у многих пейзажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачах» А.К. Саврасова. 6) Большинство работ молодого учёного посвящено проблемам теоретической физики. 13 7) Внутренняя сила и мужество человека воспеты в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин». 8) Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадей. 9) Употребляя букву «ъ» на конце слов, в XIX веке это была лишь дань традиции. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ: А Б В Г Д ЗАДАНИЕ № 19 Текст задания: Исправьте речевые недочеты в предложениях, определите причины их появления. Запишите предложение в исправленном виде. Отдельные члены группы не явились на экзамен по математике. Назначение председателя всем показалось удачным. Писатель показал, как боролась с врагами молодая, почти юная молодежь. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни. Вперед выучи уроки, а потом иди гулять. В конкурсе “Мисс Осень” эта номинация занимает большое и важное значение. Новая пьеса привлекла внимание критиков оригинальным до банальности сюжетом. ЗАДАНИЕ № 20 Текст задания: Исправьте речевые недочеты в предложениях. определите причины их появления. Запишите предложение в исправленном виде. В работе коллектива больницы обнаружились серьезные пороки. Когда наступила зима, его демобилизовали на фронт. Чехов высмеивает людей с маленьким умом. Природа приносит нам радость и пользу. Мцыри хотел обрести волю и свободу. Девушка облокотилась локтем на перила кресла. Отойдя к окну, Наташа давала нам оттуда различные намёки. Его простые, идущие от сердца слова сыграли свое дело. Политик воплощался в народном воображении в виде образа богатыря – защитника униженных и оскорблённых. ЗАДАНИЕ № 21 Текст задания: отметьте номера слов, лексическое значение которых указано правильно. 1.Адекватный - вполне соответствующий чему-либо, тождественный. 2.Понятливый - доступный пониманию. 3.Резонный - разумный, обоснованный. 4.Одиозный - наиболее соответствующий определённым условиям, требованиям. Ответ: ЗАДАНИЕ № 22 Текст задания: установите соответствие между нарушением лексической нормы в предложении и типом лексической ошибки. 1.В марте устаёшь от грязного снега . 2.Новый торговый комплекс будет возведён в эксплуатацию через две недели. 3.Первая премьера нового спектакля Романа Виктюка прошла при аншлаге 4.Чтобы решить эту задачу, не надо быть семи пядей на лбу А. Лексическая избыточность на обочинах В. Нарушение лексической сочетаемости слов и сочетании слов Г. Искажение фразеологизма Б. Смешение паронимов Д. правильное употребление слов и сочетаний слов. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ: А Б В Г Д 14 ЗАДАНИЕ № 23 Текст задания: найдите и подчеркните в предложениях фразеологический оборот. 1. Через минуту проливной дождь вымочил меня до нитки. 2. Он тяжело дышал и не мог собраться с силами, чтобы заговорить. 3. Лабиринт, заросший травой, остался теперь позади, и мы могли радоваться, что отделались так дёшево. 4. Оставшийся овёс хранили к началу весенних работ как зеницу ока. 5. Главную роль играл талантливый молодой актёр, для которого она стала лебединой песнью. 6. Копейкин мой, можете вообразить себе, и в ус не дует. 7. Грушницкого на площадке уже не было. Все в один голос вскрикнули. 8. Товарищи и даже сам инструктор, кривя душой, принялись наперебой хвалить. 9. Его выступление сыграло большую роль в реорганизации предприятия. 10. Валентина ценила своего старшего диспетчера на вес золота. 11. Поздоровавшись, папа сказал, что будет нам в деревне баклуши бить, что мы перестали быть маленькими и что пора нам серьёзно учиться. 12. На первый взгляд письмо это может показаться резким, даже для современного читателя. 13. После обеда вдруг, откуда ни возьмись, задул сильный, но попутный ветер. 14. Вы начинаете выходить из себя, часто вздыхать, то бегать по комнате, то останавливаться. 15. На корабле, особенно командиру, приходится себя в узде держать. 16. Сами заварили кашу, сами и поезжайте разбираться. 17. Заметая следы моего пребывания у Филипыча, я вытравил из домовой книги свою прописку. 18. Он взглянул на неё и вдруг упал духом, радость его как в воду канула. 19. Сердце у него стучало так, как будто он пробежал во весь дух несколько вёрст. 20. Выйдя в отставку, я сожгу свои корабли и займусь восстановлением имения. ЗАДАНИЕ № 24 Текст задания: подберите к выделенному слову подходящий по смыслу фразеологизм. Он был мастер фантазировать. 1. делать из мухи слона 2. не ударить в грязь лицом 3. прокатить на вороных 4. строить воздушные замки ЗАДАНИЕ № 25 Текст задания: найдите и подчеркните в предложениях метафору. 1. На кухне Грэй немного робел: ему казалось, что здесь всем двигают тёмные силы, власть которых есть главная пружина жизни замка; окрики звучали как команда и заклинание. 2. Не помня, как оставила дом, Ассоль бежала уже к морю, подхваченная неодолимым ветром события. 3. Счастье сидело в ней пушистым котёнком. 4. А книга – это заряжённое ружьё в доме соседа: сжечь её, разрядить ружьё, надо обуздать человеческий разум. 5. Почти у каждого из них в фундаменте судьбы лежит бетонная плита трудностей. 6. Короткий день давно угас, когда мы достигли станка и расположились на ночлег. 15 7. Поэтому его стихи и проза звучат то целым оркестром, то владимирским пастушьим рожком, то весёлой рассыпчатой балалайкой. 8. Глухой сумрак прошёл внезапной волной по листве. 9. Он ввёл термин «экология культуры» и насытил это понятие заботой о сохранении культурной среды, которая необходима для культурной оседлости человека. 10. Этот взрыв веселья погас так же внезапно, как и вспыхнул. 11. Лебеди шей колокольных, гнитесь в силках проводов. 12. Дворянское гнездо князей Воротынских было разорено в годы революции. 13. Под крылом самолёта о чём-то поёт зелёное море тайги. 14. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утёсы. 15. В старости он часто вспоминал о том, что случалось с ним на заре жизни. 16. Едва солдаты вышли на опушку леса, на них посыпался град пуль. 17. Медленно, напевно лилась речь старца, завораживая слушателей. 18. Я услышал, как в небе кто-то осторожно начал переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в такой же другой сосуд. 19. Бывает и так, что жить духу в человеке негде, место для него не приготовлено, почва не удобрена. 20. Происходит это потому, что ни зерна, ни слова не положил человек в тот ларец, где назначается подлинная цена всему сущему на земле. 24. Мелодия, богатая красками, гибкая и певучая, бежала звонкою струёй, то поднимаясь торжественным гимном, то разливаясь задушевным грустным напевом. 25. Когда он смолк, гром рукоплесканий охваченной восторгом толпы наполнил громадную залу. 26. Звук образной отзывчивости – это эхо отзывчивости сердечной. ЗАДАНИЕ № 26 Текст задания: найдите и подчеркните в предложениях эпитет. 1. Кончалось тем, что тихая возня девочки, мурлыкавшей над своим яблоком, лишала Лонгрена стойкости и охоты спорить; он уступал, а приказчик, набив корзину превосходными, прочными игрушками, уходил, посмеиваясь в усы. 2. Она осталась одна средь пустоты знойного песка, растерянная, пристыженная, счастливая, с лицом не менее алым, чем её чудо, беспомощно протянув руки к высокому кораблю. 3. Бережно, но со смехом, сам потрясённый и удивлённый тем, что наступила невыразимая, недоступная никому драгоценная минута, Грэй поднял за подбородок вверх это давным-давно пригрезившееся лицо, и глаза девушки, наконец, ясно раскрылись. 4. Казалось, она готова была отпрянуть назад, но вместо того она пристально поглядела на Монтэга, и её тёмные, лучистые, живые глаза, просияли. 5. Серёжа внимательно слушает, глядя в сумерки большими строгими глазами. 6. Угрюмый день без солнца, без мороза. 7. Он вздрогнул, оглянулся и в проёме открытой двери увидел на фоне светлого коридора невысокую и тонкую серую фигурку, как ему показалось, детскую. ЗАДАНИЕ № 27 Текст задания: отметьте номер выразительного средства языка, использованного в выделенном фрагменте текста. 16 Гремят раскаты молодые. 1. Оксюморон 2. Метафора 3. Синекдоха 4. Сравнение Ответ: ЗАДАНИЕ № 28 Текст задания: значение чувство неприязни, нерасположение к кому-либо или чему-либо имеет слово… 1) скептицизм 2) антипатия 3)пессимизм 4)апатия ЗАДАНИЕ № 29 Текст задания: отметьте номера слов, в которых на месте пропуска пишется буква А. 1) эст_фета 2) прик_саться 3) озн_меновать 4) разл_мать 5) выр…сший 6) р_ ссыпать Ответ: ЗАДАНИЕ № 30 Текст задания: отметьте номера слов, в которых на месте пропуска пишется буква О. 1) реч _нка 2) деш вый 3) влеч_т 4) отц_вский 5) камыш_вый 6) ш_ ссе Ответ: ЗАДАНИЕ № 31 Текст задания: отметьте номера слов, в которых на месте пропуска пишется буква И. 1) коррекц_ я 2) сверх_зысканный 3) без_дейный 4) европейц_ 5) медиц_на 6) мед_нститут Ответ: ЗАДАНИЕ № 32 Текст задания: отметьте номера слов, в которых пропущена согласная: 1) прес_а 2) ярос_ный 3) бес_порный 4) брок_ер 5) ровес_ник 6) ис_править Ответ: ЗАДАНИЕ № 33 Текст задания: отметьте номера слов, в которых на месте пропуска пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук. 1) _жечь 2) че_чик 3) изумру_ 4) _дравица 5) и_подволь 6) по_поясаться Ответ: ЗАДАНИЕ № 34 Текст задания: отметьте номера слов, в которых на месте пропуска пишется буква Ъ. 1) с_уметь 2) неот_емлемый 3) ин_екция 4) двух_ярусный 5) в южный 6) компан_он Ответ: 17 ЗАДАНИЕ № 35 Текст задания: отметьте номера слов, в которых на месте пропуска пишется буква Ь. 1) суш_ 2) горюч_ 3) весенних луж_ 4) наотмаш_ 5) береч_ся 6) вернёш_ Ответ: ЗАДАНИЕ № 36 Текст задания: отметьте номера слов, в которых на месте пропуска пишется буква Е. 1) об упражнени_ 2) окликн_шь 3) Выскаж те мнение! 4) о живопис_ 5) в раздумь_ 6) утренн_м ветерком Ответ: ЗАДАНИЕ № 37 Текст задания: отметьте номера слов, в которых на месте пропуска пишется -НН1) рассказы длин_ы 2) песчан_ик 3) волосы острижен_ы 4) обеден_ ый стол 5) скошен_ый луг 6) говорить взволнован_о Ответ: ЗАДАНИЕ № 38 Текст задания: отметьте номера слов, в которых на месте пропуска пишется буква Е. 1) ханж_ство 2) улыбч_ вый 3) обидч_ца 4) ореш_ к 5) смород_ нка 6) бел_нький Ответ: ЗАДАНИЕ № 39 Текст задания: отметьте номера слов, в которых на месте пропуска пишется буква А или Я. 1) Посе_л 2) кле _щий 3) наде_ щийся 4) задерж_нный 5) они усво_т 6) они зате _т Ответ: ЗАДАНИЕ № 40 Текст задания: отметьте номера слов, с которыми НЕ/НИ пишется раздельно. 1) не _ добрый знак 2) не _ выученное стихотворение 3) ни _ кому не отдам 4) не _ думая о последствиях 5) ничуть не _ интересный 6) весьма не _ осмотрительно Ответ: ЗАДАНИЕ № 41 Текст задания: отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска пишется НЕ. 1. Так рассуждал н_ один он, разумеется. 2. Куда н_ посмотри, всюду труд виден. 3. Как н_ прислушаться к родительскому совету! 4. Я не терял н_ бодрости, н_ надежды. Ответ: ЗАДАНИЕ № 42 Текст задания: отметьте номера слов, которые пишутся слитно. 1) по_человечески 2) до_бела 3) в_ следствие дождей 4) пол_автобуса 5) экс_ президент 6) крупно_ блочный 18 ЗАДАНИЕ № 43 Текст задания: выберите нужный ответ. Стиль данного текста - … 1) публицистический 2) научный 3) художественный 4) официально-деловой Ставя вопрос о взаимодействии двух форм закономерного развития, необходимо условиться об аспекте. Речь может идти либо о развитии биосферы в связи с деятельностью человека, либо о развитии человечества в связи со становлением природной среды: биосферы и костного вещества, составляющего другие оболочки Земли: литосферу и трапосферу. Взаимодействие человечества с природой постоянно, но крайне вариабельно и в пространстве, и во времени (Л.Н. Гумилёв). Ответ: ЗАДАНИЕ № 44 Текст задания: выбери нужный ответ. Стиль данного текста - … 1) официально-деловой 2 )публицистический 3)разговорный 4) художественный Ответ: Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем нежданно переменилась. Сразу наступили тихие безоблачные дни, такие ясные, солнечные и тёплые, каких не было даже в июле. На обсохших сжатых полях, на их колючей жёлтой щетине заблестела слюдяным блеском осенняя паутина. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли жёлтые листья (А.И. Куприн). ЗАДАНИЕ № 45 Текст задания: стилистическими особенностями официально-делового стиля являются (выберите два ответа) 1) оценочность 3) точность формулировок Ответ: 2) стереотипность построения текста 4) авторская индивидуальность ЗАДАНИЕ № 46 Текст задания: сферой функционирования публицистического стиля является… 1) наука 2) дипломатия 3) политика 4) делопроизводство Ответ: ЗАДАНИЕ № 47 Текст задания: происхождение слова разъясняется в словаре. 1) фразеологическом 2) синонимическом 3) этимологическом Ответ: 4) толковом ЗАДАНИЕ № 48 Текст задания: звуков больше, чем букв, в словах… 1) ястреб 2) абажур 3) единение 4) авиация Ответ: ЗАДАНИЕ № 49 Текст задания: буквенное сочетание ЧН произносится в соответствии с написанием в словах… 1 млечный 2. отлично 3. вечный 4 нарочно Ответ: 19 ЗАДАНИЕ № 50 Текст задания: в приведённом предложении слово язык имеет значение… Но с любопытством иностранки, пленённой каждой новизной, глядела я, как мчатся санки, и слушала язык родной (А.А. Ахматова) 1) мышечный орган в полости рта 3) средство общения людей 2) разновидность речи, стиль 4) средство бессловесного общения Ответ: ЗАДАНИЕ № 52 Текст задания: определите тип речи данного текста. В нескольких верстах от моей деревни находится большое село Шумихино, с каменной церковью во имя преподобных Козьмы и Дамиана. Напротив этой церкви некогда красовались обширные господские хоромы, окруженные разными постройками (И.С. Тургенев). 1. рассуждение 2. повествование с элементами описания 3.описание 4. повествование Ответ: ЗАДАНИЕ № 53 Текст задания: Прочитайте текст. Выполните задания 1) и 2). (1) Всего несколько строк. (2) А в них, за ними – целая судьба. (3) Судьба поэта… (4)Как назвать такую судьбу? (5) Странная? (6) Горькая? (7) Стоит ли торопиться с определениями? (8) Не лучше ли пристальней приглядеться к этой судьбе, глубже вникнуть в её суть, в полной мере встающую в путях и перепутьях, которыми проходит от стихотворения к стихотворению живая, отзывчивая, неизменно движущаяся душа поэта? (М.И. Алигер). 1) Укажите вид переработки текста по указанным ниже пунктам: 1. Чтение текста 2. Выделение микротем и ключевых слов в данном тексте 3. Работа по сжатию текста 4. Озаглавливание смысловых частей текста а) план б) конспект в) тезисы г) аннотация Ответ: 2) Укажите три верные характеристики, относящиеся к тексту. А) стиль – публицистический Б) связь предложений – параллельная В) средство связи 1-го и 2го предложений – личное местоимение Г) тип речи – рассуждение Ответ: ЗАДАНИЕ № 54 Текст задания: отметьте номера предложений, в которых допущена пунктуационная ошибка. 1. Синеет ночное небо: тихо плывут высокие облака, близ луны льется блестящая слеза звезды. 2. Ты дерево рубишь тайно - эхо на весь лес стучит по твоей совести. 20 3. Опыт и существующие теории позволили предсказать: извержение будет в ближайшие дни. 4. Выйти невозможно - на улице проливной дождь. Ответ: ЗАДАНИЕ № 55 Текст задания: отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится тире. 1. Март _ только начало весны. 2. Г ости говорили _ о природе, о собаках, о пшенице. 3.Большая Медведица _ семь ярких звёзд. 4. На столе лежали стопки книг, на креслах, диване _ личные вещи. Ответ: ЗАДАНИЕ № 56 Текст задания: отметьте номера предложений, в которых допущена пунктуационная ошибка. 1. Ветер рвал листву с деревьев, и с грохотом проносился по крышам домов, и сёк косым дождём. 2. На школьной выставке мы увидели: модели, поделки и рисунки детей. 3.Гвоздев ни с того, ни с сего прислал вдруг денежный перевод. 4.Стояли летние дни с росистыми короткими ночами. Ответ: ЗАДАНИЕ № 57 Текст задания: отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска (пропусков) ставится запятая. 1.В конце января овеянные первой оттепелью _ хорошо пахнут вишнёвые сады. 2.Раки попадались _ в нашей реке _ разные: чёрные, зелёные, жёлтые. 3. Я к вам мчался _ сломя голову, а вы в дом не пускаете. 4. Мятежные тучи _ вестники надвигающихся холодов _ всё чаще мутили мирное небо. Ответ: ЗАДАНИЕ № 58 Текст задания: отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится запятая. 1.На наше счастье _ буран не разыгрался, а ушёл в глубь материка. 2.Егор не мог ошибиться: он знал местность _ как свои пять пальцев. 3.Положительное решение по этому вопросу _ вероятно, но не обязательно. 4.Он оглядывался на все стороны _ как зверёк пойманный детьми. Ответ: ЗАДАНИЕ № 59 Текст задания: отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится запятая. 1. Там _ куда улетели ласточки _ никогда не бывает зимы. 2. В городском саду по соседству играл оркестр _ и пел хор песенников. 3.Звёздное ночное небо и жёлтый месяц. 4.Он жаловался _ что здоровье теперь не то _ и что люди к нему плохо относятся _ и что работа потеряла прежний смысл. Ответ: ЗАДАНИЕ № 60 21 Текст задания: отметьте номера предложений, в которых допущена пунктуационная ошибка. 1. Синеет ночное небо: тихо плывут высокие облака, близ луны льется блестящая слеза звезды. 2. Ты дерево рубишь тайно - эхо на весь лес стучит по твоей совести. 3. Опыт и существующие теории позволили предсказать: извержение будет в ближайшие дни. 4. Выйти невозможно - на улице проливной дождь. Ответ: ЗАДАНИЕ № 61 Текст задания: отметьте номера предложений, в которых чужая речь оформлена правильно. 1. «Это фантастика, - переговаривались подошедшие. - Волынка для сельской свадьбы, но какие звуки!» 2.Сергей с твёрдостью ответил, что «я не вправе поступить иначе». 3. «Поживём - увидим...», - неопределённо ответил Егор Иванович. 4. Он громко сказал: «Я приду завтра вечером и принесу книгу». Ответ: ЗАДАНИЕ № 62 Текст задания: установите соответствие между цифровым символом и пунктуационным знаком. Цезарь, так как войска его задерживались (1) тайно взял маленькую лодку (2) и пустился через море, а когда лодку стало захлестывать, он открыл перед кормчим лицо, крикнув, что тому следует положиться на удачу (3) он везет Цезаря. 1 2 3 А - Запятая Б - тире В -двоеточие Г - Знак отсутствует Ответ: ЗАДАНИЕ № 63 Текст задания: установите последовательность предложений, соответствующую логике связного текста. 1. Есть предположение, что с помощью света грибы привлекают мух, которые разносят их споры. 2. Ученые пока не находят объяснения этой «грибной иллюминации». 3.По наблюдениям ученых, многие растения по ночам светятся. 4.Отмечены случаи свечения некоторых видов гераней, ноготков, мхов и даже грибов. 5.Грибы создают столько света, что при нем можно читать. Ответ: 22 ЗАДАНИЕ № 64 Текст задания: отметьте номер ответа, соответствующий стилю и типу данного текста. Он был стар - они были молоды; он был худ - они были сыты; он был скучен - они были веселы. Стало быть, он был совсем чужой, посторонний, совсем другое существо, и нельзя было жалеть его. Лошади жалеют только самих себя и изредка только тех, в шкуре кого они себя могут представить. Но ведь не виноват же был пегий мерин в том, что он был стар, и тощ, и уродлив?.. 1.Публицистический стиль, рассуждение 2.Художественный стиль, повествование 3.Публицистический стиль, описание 4.Художественный стиль, рассуждение Ответ: ЗАДАНИЕ № 65 Составь связный текст монологического характера, а также развернутый диалог на бытовую тематику: «Ты – родитель, инструктирующий сына, отправляющегося с классом в поход»; на публицистическую « Если бы я был директором колледжа». 2.3. Часть В. Задания для проведения экзамена. Задание 1 Прочитайте текст и выполните задание. Язык – прежде всего средство общения; общение наше, однако, происходит в разных местах, в разное время и с разными собеседниками. (2) Легко заметить, что в зависимости от ситуации мы используем возможности языка по-разному. (3) … одна из важнейших задач лингвистики – выяснить, как люди применяют язык в процессе коммуникации. Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (33) предложении текста. Ответ: . Древние представления греков о форме Земли встречаются в поэмах Гомера «Одиссея» и «Илиада». (2) <…> эти поэмы передавались из уст в уста, а потом, в VI веке до н.э., были записаны, и сейчас они хорошо известны даже школьникам. (3) Из этих произведений ясно, что греки представляли себе Землю в виде диска, а над ним, по их мнению, находился медный небосвод. Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска во втором (22) предложении текста. Запишите это наречие. Ответ: Задание 2 Прочитайте текст и выполните задание. Язык – прежде всего средство общения; общение наше, однако, происходит в разных местах, в разное время и с разными собеседниками. (2) Легко заметить, что в зависимости от ситуации мы используем возможности языка по-разному. (3) … одна из важнейших задач лингвистики – выяснить, как люди применяют язык в процессе коммуникации. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КОММУНИКАЦИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (33) предложении текста. КОММУНИКАЦИЯ, -и, ж. 1. Связь одной территории с другой, путь сообщения. Транспортные коммуникации. Железнодорожные коммуникации. 2. Комплекс инженерных систем, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность людей: линии энерго-, тепло-, газо-, водоснабжения. Теплокоммуникация. 3. Вербальное общение. Межличностная к. Массовая к. Цели коммуникации.. 4. Невербальное общение. Способы неречевой коммуникации.. 23 Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. Ответ: Прочитайте текст и выполните задание. Древние представления греков о форме Земли встречаются в поэмах Гомера «Одиссея» и «Илиада». (2) <…> эти поэмы передавались из уст в уста, а потом, в VI веке до н.э., были записаны, и сейчас они хорошо известны даже школьникам. (3) Из этих произведений ясно, что греки представляли себе Землю в виде диска, а над ним, по их мнению, находился медный небосвод. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ФОРМА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (11) предложении текста. ФОРМА, -ы, ж. 1. Внешнее выражение чего-л. Содержание и ф. 2. Наружный вид. В форме груши. Облака причудливых форм. 3. Установленный образец. Написать отчёт по форме. 4. Приспособление для придания чему-л. определенных очертаний. Ф. для выпечки. Ф. для литья. 5. Одинаковая по цвету и покрою одежда. Ф. военнослужащих. Школьная ф. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. Ответ: Задание 3 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1. 2. 3. 4. 5. несколько БАШЕН шерстяные СВИТЕРЫ НАИСЛОЖНЕЙШАЯ операция возьми нитку ПОТОЛЩЕ в ПОЛУТОРАСТАХ милях Ответ: В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1. 2. 3. 4. 5. к ВОСЬМИСОТОМУ году НАПОИВ чаем в ДВУХСТА экземплярах голос ЗВОНЧЕ стебли ГЕОРГИНОВ Ответ: 24 Задание 4 Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка. В ответ запишите последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГД. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1.Порывистый ветер рвал тонкие занавески, украшавшие террасу, вихрями гонял по саду жёлтую листву. Б. Нарушение в построении предложения с косвенной речью 2.Человек, вошедший в подъезд и который стал подниматься на самый верхний этаж, привлёк моё внимание. 3.Я совершенно убеждён: каждый их двух братьев велики в своём актёрском мастерстве! В. Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом Г. Неправильный выбор падежной формы существительного с предлогом Д.Нарушение в построении предложения с однородными членами 4.Простодушно улыбаясь, из-за спины Саши появился букет ромашек, которые он нарвал в поле неподалёку от дороги. 5.На улице было прохладно, и мы, пытаясь согреться, начали бегать по пустынному скверу. 6.Багаж можно будет получить в терминале аэропорта через час по прилёту лайнера. 7.«Я так скучала по вас, мои дорогие!» – восклицала 25 маменька, обнимая поочерёдно Машу и Лёню. 8.Костик решил не только активно заняться спортом, но и начать внимательнее относиться к учёбе. 9.Доктор, убеждая меня начать приём лекарств, говорил, что я совершенно уверен в успешности лечения и что сомневаться не стоит. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ: А Б В Г Д Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка. В ответ запишите последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГД. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А. Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1.Проскользнувший человек мимо меня быстро скрылся за углом, так что я даже не успел разглядеть его как следует. Б. Неправильное построение предложения с причастным оборотом В. Нарушение в построении сложного предложения Г. Нарушение в построении предложения с однородными членами 2.Приехав в поместье, мне стало легко, будто камень с души свалился. Д. Неправильный выбор предложно-падежной формы существительного 5.Няня, поставив вазу с цветами на стол, принялась за уборку, но то и дело останавливалась, чтобы полюбоваться букетом. 6.Лежавшие у меня на столе книги Вальтера Скотта были прочитаны уже много раз и имели потрёпанный вид. 7.Согласно распоряжению нового министра, в ближайшее время специальная комиссия будет проводить проверки на местах. 8.Я хорошо знал и искренне восторгался сильным и одновременно мягким, деликатным характером своего отца. 3.Юля бросилась наперерез всадника, чтобы попросить его о помощи. 4.Я начал изучать новые языки, хотя даже не был уверен в том, что пригодится ли мне это когда-нибудь. 9.Так думала она, вдохновляясь открытием и не подозревая, какой монолог госпожи Тучковой предшествовал этому умиротворяющему чаепитию. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ: А Б В Г Д 26 Задание 5 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. 1. ижд..венец, д..ревья, подж..гать 2. ср..щение, зап..реть, выск..чка 3. г..релка, м..кулатура, к..смонавт 4. попл..вок, т..рпение, пон..тый (смысл) 5. выж..мать, закл..нание, зам..рание (сердца) Ответ: Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. 1. выр..стил, вык..сил (траву), пл..вчиха 2. зап..реть, з..ря, изл..жение 3. выск..чил, к..сание, подж..гать 4. см..рился, приг..рюнился, тв..рец 5. бл..стать, сж..мать, выг..реть Ответ: Задание 6 Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. 1. пр..творил (в жизнь), пр..дел (храма) 2. вз..скал, вз..мать (плату) 3. и..подлобья, и..чез 4. пере..дал, ни..верг 5. в..юнок, из..ян Ответ: Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. 1. 2. 3. 4. 5. непр..ходящие (ценности), пр..влёк (внимание) в..бил (пену), и..подтишка в..ётся (верёвочка), с..езд без..гольная (инъекция), роз..ск с..блюсти, пр..язык Ответ: Задание 7. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. 1. плать..це 2.душ..нька 3.посп..вает 4.продл..ваю 5.доч..чка Ответ: 1. 2. 3. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. юрод..вый позван..вать красав..ца 27 4. повизг..вая 5. затм..вает Ответ: Задание 8. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е? 1. Выскаж…м, потрат…вший 2.Крикн…м, муч…мый 3.Прибегн…м, раскле…нный 4.Получ…м, излага…мый Запишите номер ответа. Ответ: В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И? 1. выбер…м; выраст…вший 2.исправ…м; засуш…нный 3.колот…м; леле…мый 4.вспомн…м; испорт…вший Запишите номер ответа. Ответ: Задание 9 - Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. 1. Вскоре Петру стало скучно, но всё же (НЕ)ТАК плохо, как в прошлые дни. 2. Многие уповали на разум советника, но он был человеком далеко (НЕ)РАЗУМНЫМ. 3.(НЕ)РЕШЕННАЯ задача мучила ребят, словно кошмар, которому нет конца и края. 4.(НЕ)МЕРЗКИМ и злым показался он ей, а спокойным и даже человечным. 5. Даже (НЕ)ВСПОМИНАЯ о беде, спали дети из рук вон плохо. Ответ: Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова без пробелов между ними. 1. ЧТО(БЫ) добраться до речки, где водилось много рыбы, нужно было (С)НАЧАЛА ехать шестьдесят километров на электричке, а потом километров пять ехать на велосипеде. 2. У Алёши не было никого, кто бы (ПО)НАСТОЯЩЕМУ понимал его, люди лицемерили ему в лицо постоянно, и сам он стал вести себя ТАК(ЖЕ). 3.(В)ТЕЧЕНИЕ всей жизни старику и в голову не приходило, что можно жить, ЧТО(БЫ) просто радоваться. 4.(ПО)ТОМУ(ЧТО) говорила бабушка, было ясно, (НА)СКОЛЬКО сильно она любит свою деревню и свой маленький бревенчатый домик. 5.(С)НИЗУ постучали, но никто из ребят пока не нагляделся на горы и не был готов спуститься вниз, поэтому они решили побыть еще, по крайней мере, (В)ТЕЧЕНИЕ пятнадцати минут. Ответ: Задание10 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова без пробелов между ними. 1. Алёшка (С)НАЧАЛА звонил каждый день, а (В)ТЕЧЕНИЕ следующего года всё реже и реже. 28 2. Правда, ИЗ(ЗА) недостатка света, а ТАК(ЖЕ) от книжной пыли у него стала слабеть грудь и притупилось зрение. 3. Пелагея была человеком (НА)РЕДКОСТЬ открытым, добрым; (ЗА)ТО её и любили в деревне. 4.И бледная поганка ТО(ЖЕ) нужна, (ПО)ЭТОМУ её создала природа. 5.(В)ТЕЧЕНИЕ прошлого лета мне пришлось жить в старинной подмосковной усадьбе, (ПРИ)ТОМ она не была похожа на обычные усадьбы. Ответ: Задание 11. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН. Всё было реше(1)о: герцог передал Герману измаза(2)ые краской книги, деревя(3)ую шкатулку с чертежами и ветхую рва(4)ую карту. Ответ: Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН. Рассвет, раскраше(1)ый самыми яркими красками палитры небесного художника соверше(2)о поразил Машу, отчего пальцы ее невольно сжались на краях шерстя(3)ой шали. Ответ: Задание 12 Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1. Или вот сидишь за столом что-нибудь выпил или съел и в животе как заурчит и ктонибудь на тебя так посмотрит дескать ну как так можно… 2. Солнце то выглядывало то скрывалось за пушистыми облаками. 3. От восторга тот вроде бы запьянел на миг и рогатая голова пошла кругом. 4. Но Ёжик открыл люк спустился в погреб достал и грибков и брусники и орехов - всего что было у них в доме. 5. В шкафу и на столе оказались фрукты и разнообразные сладости. Ответ: Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1. Тащить слонёнка было тяжело и как-то бессмысленно и ураган Бык бросил его на островке посреди океана. 2. Пока всё шло довольно успешно и учитель даже начал сомневаться в обоснованности своих прежних сомнений. 3. Охотников-то на нектар тьма-тьмущая: и шмели и осы и мухи всякие. 4. Я запутался в поводках упал и они разбежались. 5. Мальчики и девочки вместе посещали утренники и уроки. Ответ: Задание 13 Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Будто (1) окружённый синим воздухом (2) он быстро приближался (3) по привычке своей торопливо и шумно влетая (4) в класс (5) и потом долго и увлечённо говорил. Ответ: 29 Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Чувствуя (1) направленные на себя (2) взгляды (3) арестантка Маслова (4) не поворачивая головы (5) косилась на тех, кто смотрел на неё, и это (6) обращённое на неё внимание (7) веселило Маслову. Ответ: Задание 14 Расставьте все недостающие знаки препинания. Звени, звени (1) молодость (2) Быстрая да злая, Звёздами да грозами Дополна пылая. Видно (3) впрямь нездорово Конному опешить, Голову, как олово, На ладони вешать. Как её ни вешаешь Низко на ладони, Всё равно не сделаешь Снова молодою. Раззвенись же (4) молодость (5) До глухого места, Помоги мне с осенью Сдуматься и спеться. (Н.Н. Асеев) Ответ: Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Но (1) господа (2) забавный случай сей Другой пример (3) на память (4) мне приводит: Ведь (5) каждый день пред нами солнце ходит (6) Однако ж (7) прав упрямый Галилей. (А.С. Пушкин) Ответ: Задание15 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Впереди войска (1) колонны (2) которого (3) растянулись на пять миль (4) ехал великий победоносный Курфюрст, за ним следовала личная охрана и позади на гнедой кобыле ― главный кригсман, недавний библиотекарь Готлиб. 30 Ответ: Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Он раздобыл где-то магнитофон (1) корпус (2) которого (3) был весь замотан изолентой (4) отчего казался раздувшимся, будто щека с флюсом. Ответ: Задание 16 Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). 1969-й был для рок-музыки годом решающим: продюсеры начали осознавать (1) что такая музыка (2) повсеместное увлечение (3) которой, как они раньше считали, закончится через пару недель (4) может прожить ещё очень долго. Ответ: Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Была она подтянута, разумом богата, стремительна, характером резка (1) и (2) хотя с виду не красавица (3) но мужчины задерживали на ней алчущие взоры. Ответ: Задание 17 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово (если с ним находится предлог, выписывать нужно вместе с предлогом). Он мог бы всего этого избежать, если бы только отступил назад, если бы только захотел себя спасти и не завершить того дела, ради которого он пришёл. Ответ: Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. При этом в ряде регионов цены практически не изменятся, но будут и такие, где цена на отдельные товары подорожает в полтора раза и даже больше. Ответ: Задание 18. Прочитайте текст. Определите стиль текста. Составьте и запишите тезисный план текста. Вы можете цитировать текст или самостоятельно сформулировать положения. ТЕМПЕРАТУРНАЯ ДИНАМИКА ОЗОНАТОРА И МНОГОКРАТНОЕ ОЗОНИРОВАНИЕ Одним из недостатков озонаторов, работающих в настоящее время на очистке воды, является необходимость их периодической остановки, разборки и профилактической чистки электродов. К этой трудоемкой операции вынуждает образование тонкого слоя из азотистых соединений и пыли на стеклянных барьерах. Загрязнение барьеров резко ухудшает их поверхностное сопротивление. Хорошее же поверхностное сопротивление диэлектрических барьеров является непременным условием сохранения состояния барьерного разряда в воздушных промежутках озонатора . По этой причине приходится устанавливать на объектах очистки сразу два озонатора. В работе постоянно находится только один из них, а второй – в профилактической чистке по специальной технологии. Отмеченную проблему можно устранить, если прокачивать озонируемый газ через разрядный промежуток в турбулентном режиме. В работе выяснено, что самоочищение разрядных промежутков озонаторов наступает когда гидродинамические силы (отрывающие посторонние твердые и жидкие частицы от поверхности электродов) начинают 31 преобладать над электрическими, притягивающими частицы к электродам. Высокие же скорости протекания газа через разрядный промежуток ведут к снижению времени пребывания газа в разряде, что снижает концентрацию образующегося озона . Чтобы получать в таком озонаторе озон высокой концентрации, приходится озонируемый газ пропускать через разряд многократно, или же существенно повышать удельную мощность разряда. И в том и в другом случае неизбежно нагревание озонатора. А это ведет к снижению эффективности электросинтеза озона. В настоящем исследовании для расчета рационального соотношения между характеристиками озонатора построена и исследована математическая модель, учитывающая температурную динамику и многократное прохождение газа через барьерный разряд. 32