Приложение 43 к ОПОП по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям) Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области Сухоложский многопрофильный техникум РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПМ.03 ОРГАНИЗАЦИЯ МОНТАЖА, НАЛАДКИ И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СИСТЕМ И СРЕДСТВ АВТОМАТИЗАЦИИ Сухой Лог 2024 Рабочая программа учебного предмета разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям); Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования; Федеральной образовательной программы среднего общего образования и с учетом Рабочей программы воспитания по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям); Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования; Примерной рабочей программы «Организация монтажа, наладки и технического обслуживания систем и средств автоматизации» для профессиональных образовательных организаций. Разработчик: Быкова Н. А., преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» ПМ.03 Организация монтажа, наладки и технического обслуживания систем и средств автоматизации 1.1. Область применения программы Рабочая программа профессионального модуля ПМ 03 Монтаж, наладка и техническое обслуживание систем и средств автоматизации – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности – 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям) 1.2. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля В результате изучения профессионального модуля студент освоит такой вид профессиональной деятельности, как «Организовывать монтаж, наладку и техническое обслуживание систем и средств автоматизации» и соответствующие ему профессиональные компетенции: Код Профессиональные компетенции ПК 3.1. Планировать работы по монтажу, наладке и техническому обслуживанию систем и средств автоматизации на основе организационно распорядительных документов и требований технической документации. ПК 3.2. Организовывать материально-техническое обеспечение работ по монтажу, наладке и техническому обслуживанию систем и средств автоматизации. Разрабатывать инструкции и технологические карты выполнения работ для подчиненного персонала по монтажу, наладке и техническому обслуживанию систем и средств автоматизации. Организовывать выполнение производственных заданий подчиненным персоналом. Контролировать качество работ по монтажу, наладке и техническому обслуживанию систем и средств автоматизации, выполняемых подчиненным персоналом и соблюдение норм охраны труда и бережливого производства. ПК 3.3. ПК 3.4. ПК 3.5. Код ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 Освоение профессионального модуля направлено на развитие общих компетенций: Общие компетенции Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с ОК 7 ОК 9 учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках В результате освоения профессионального модуля студент должен: Планирования работ по монтажу, наладке и техническому обслуживанию Иметь практичес систем и средств автоматизации на основе организационно-распорядительных кий опыт документов и требований технической документации; организации ресурсного обеспечения работ по наладке автоматизированного металлорежущего оборудования в соответствии с производственными задачами в том числе с использованием SCADA-систем; осуществления диагностики неисправностей и отказов систем металлорежущего производственного оборудования в рамках своей компетенции для выбора методов и способов их устранения; организации работ по устранению неполадок, отказов автоматизированного металлорежущего оборудования и ремонту станочных систем и технологических приспособлений в рамках своей компетенции; осуществлять контроль качества работ по монтажу, наладке и техническому обслуживанию систем и средств автоматизации, выполняемых подчиненным персоналом и соблюдение норм охраны труда и бережливого производства Использовать нормативную документацию и инструкции по эксплуатации уметь систем и средств автоматизации; планировать проведение контроля соответствия качества систем и средств автоматизации требованиям технической документации; планировать работы по контролю, наладке, подналадке и техническому обслуживанию автоматизированного металлорежущего оборудования на основе технологической документации в соответствии с производственными задачами согласно нормативным требованиям; планировать ресурсное обеспечение работ по контролю, наладке, подналадке и техническому обслуживанию автоматизированного металлорежущего и оборудования в соответствии с производственными задачами, в том числе с использованием SCADA-систем; планировать работы по материально-техническому обеспечению контроля, наладки, подналадки и технического обслуживания автоматизированного металлорежущего оборудования на основе технологической документации в соответствии с производственными задачами согласно нормативным требованиям в автоматизированном производстве; осуществлять организацию работ по контролю, наладке и подналадке в процессе изготовления деталей и техническое обслуживание металлорежущего и оборудования, в том числе автоматизированного; проводить контроль соответствия качества изготовляемых деталей требованиям технической документации; организовывать ресурсное обеспечение работ по контролю, наладке, подналадке и техническому обслуживанию автоматизированного металлорежущего оборудования в соответствии с производственными задачами, в том числе с использованием SCADA-систем в автоматизированном производстве; разрабатывать инструкции для ресурсного обеспечения работ по контролю, наладке, подналадке и техническому обслуживанию автоматизированного металлорежущего оборудования в соответствии с производственными задачами в автоматизированном производстве; выбирать и использовать контрольно-измерительные средства в соответствии с производственными задачами; планировать работы по контролю, наладке, подналадке и техническому обслуживанию автоматизированного металлорежущего оборудования на основе технологической документации в соответствии с производственными задачами согласно нормативным требованиям в автоматизированном производстве; диагностировать неисправности и отказы систем автоматизированного металлорежущего производственного оборудования с целью выработки оптимального решения по их устранению в рамках своей компетенции; разрабатывать инструкции для выполнения работ по контролю, наладке, подналадке и техническому обслуживанию металлорежущего оборудования в соответствии с производственными задачами в автоматизированном производстве; выявлять несоответствие геометрических параметров заготовки требованиям технологической документации; выбирать и использовать контрольно-измерительные средства в соответствии с производственными задачами; анализировать причины брака и способы его предупреждения в автоматизированном производстве; проводить контроль соответствия качества изготовляемых деталей требованиям технической документации; организовывать работы по устранению неполадок, отказов, наладке и подналадке автоматизированного металлообрабатывающего оборудования технологического участка с целью выполнения планового задания в рамках своей компетенции; устранять нарушения, связанные с настройкой оборудования, приспособлений, режущего и мерительного инструмента; контролировать после устранения отклонений в настройке технологического оборудования геометрические параметры обработанных поверхностей в соответствии с требованиями технологической документации; - составлять обзоры, собирать отзывы, оформлять отчеты и необходимые материалы; - выполнять монтаж и наладку средств автоматизации. знать правила ПТЭ и ПТБ; основные принципы контроля, наладки и подналадки автоматизированного металлорежущего оборудования, приспособлений, режущего инструмента; основные методы контроля качества изготовляемых объектов в автоматизированном производстве; виды брака и способы его предупреждения на металлорежущих операциях в автоматизированном производстве; правила эргономичной организации рабочих мест для достижения требуемых параметров производительности и безопасности выполнения работ в автоматизированном производстве; расчет норм времени и их структуру на операциях автоматизированной механической обработки заготовок изготовления деталей в автоматизированном производстве, порядок разработки и оформления технической документации. 1.3. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля: Всего – 464 час, из них: Объем образовательной нагрузки МДК 03.01 – 144 часов; Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 138 часа Из них в формате практической подготовки 52 часа 1 теоретические занятия 72 часа 2 лабораторных работ 14 часа 3 практических работ 52 часа 4 курсовых работ Консультация 2 часа Самостоятельная работа 4 часа Объем образовательной нагрузки МДК 03.02 – 128 часов; Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося Из них в формате практической подготовки 1 теоретические занятия 2 лабораторных работ 3 практических работ 4 курсовых работ Консультация Самостоятельная работа Дифференцированный зачет 122 часа 48 часов 52 часа 48 часа 22 часа 2 часа 4 часа 2 часа по ПМ 03: учебная практика Из них в формате практической подготовки 1 консультация производственная практика Из них в формате практической подготовки 1 консультация консультация перед экзаменом экзамен по модулю 72 часа 72 часа 108 часа 108 часа 6 часов 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 2.1. Структура профессионального модуля Объем профессионального модуля, час. Коды профессиональных общих компетенций 1 ПК 3.1. ПК 3.2. ОК 1-10 ПК 3.3. ПК 3.4. ПК 3.5. ОК 1-10 Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем Наименования разделов профессионального модуля Суммарный объем нагрузки, час. 2 Раздел 3.1. Планирование и организация материально-технического обеспечения работ по монтажу, наладке и техническому обслуживанию систем и средств автоматизации. Раздел 3.2. Разработка, организация и контроль качества работ по монтажу, наладке и техническому обслуживанию систем и средств автоматизации. 3 144 Учебная практика 72 Производственная практика 72 Всего Обучение по МДК В том числе 4 Лабораторных и практических занятий 5 142 66 Практики Курсовых работ (проектов) 6 Учебная Производст венная 7 8 Самосто ятельная работа 9 4 128 122 68 4 72 108 464 260 134 - 72 108 8 2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ) ПМ 3. Организация монтажа, наладки и технического обслуживания систем и средств автоматизации. Наименование Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические работы, самостоятельная разделов работа обучающихся, курсовая работа (проект) профессионального модуля (ПМ), междисциплинных курсов (МДК) 1 2 Раздел 3.1. Планирование и организация материально-технического обеспечения работ по монтажу, наладке и техническому обслуживанию систем и средств автоматизации. МДК. 03.01. Планирование и организация материально-технического обеспечения работ по монтажу, наладке и техническому обслуживанию систем и средств автоматизации. Введение 1 Инженерно-техническая подготовка производства монтажных работ, подготовка к производству монтажных работ /Место монтажных работ в функционировании автоматизированных систем управления (АСУ)/ Тема 1.1 Роль Содержание монтажно- наладочных 2 Общие вопросы организации электромонтажных работ работ в техническом Домашнее задание: [1] §1-9 повторить обеспечении надежного 3 Виды технической документации, использованных при монтажных работах, рабочие функционирования чертежи систем Домашнее задание: [1] §4 ответить на вопросы автоматического 4 Классификация видов систем. /Технико-экономические предпосылки разработки и управления. использование системы автоматического управления/ Домашнее задание: подготовить технологическую карту по теме 1.1 5 Определение места нахождения приборов и аппаратуры в составе САУ. /(Распределение на приборы установленные по месту и на центральном щите. Порядок отражения положения приборов на функциональной схеме./ Домашнее задание: подготовить доклад «Роль монтажных работ в системе автоматизации» Содержание Объем часов Всего 3 146 146 2 8 2 2 2 2 24 Из них в формате практическо й подготовки 4 32 32 Тема 1.2 Основное положение межотраслевого комплекса стандартов АСУ. 6 Структура комплексов стандартов ГСП /Комплекс стандартов государственной системы приборов (ГСП)/ Домашнее задание: составить интеллект карту по теме 2 Три энергетические ветви /Ветви, применяемые в системах автоматического управления и ГСП/ Домашнее задание: составить интеллект карту по теме 8 Буквенно-цифровые обозначения по ГОСТ для функциональных схем САУ Домашнее задание: повторить буквенное обозначение элементов 9 Правила шифровки буквенной и цифровой нумерации приборов и аппаратуры. /Условные обозначения для мнемосхем и структурных схем управления/ Домашнее задание: повторить обозначение элементов 10 Чтения функциональных схем небольших систем управления. Домашнее задание: индивидуальное задание по вариантам 11 Правила выполнения электрических схем согласно ГОСТ Домашнее задание: прочитать ГОСТ 2.710 12 Правила выполнения монтажных схем согласно ГОСТ Домашнее задание: прочитать ГОСТ 2.702-2011 (http://docs.cntd.ru/document/1200086241) 13 Состав спецификаций: оборудование, материалы, прочее. Домашнее задание: составить спецификацию по схеме 14 Паспорт или техническое описание оборудования АСУ Домашнее задание: составить техническое описание устройства (по вариантам) 15 Инструкция по эксплуатации и инструкция по наладке оборудования АСУ Домашнее задание: прочитать инструкцию на оборудование дистанционных защит типов ПЗ157 и ПЗ-158( http://docs.cntd.ru/document/1200101488) 16 Состав, правила построения документа, содержание 17 Назначение и виды инструмента. Наборы слесаря-монтажника. Домашнее задание: [1] § 10 ответить на вопросы составить опорный конспект Лабораторные работы 2 Практические работы Составление таблиц соединений и подключение по принципиальной электрической схеме. 1 4 2 7 Домашнее задание: подготовить отчет с таблицами соединений Составление схемы сигнализации, маркировка цепей. 2 Домашнее задание: подготовить отчет (составить схему сигнализации по техническим данным) Самостоятельная работа 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 - 2 2 Составление интеллект карт по теме «Контроль, наладка и подналадке в процессе изготовления деталей и техническому обслуживанию металлорежущего оборудования, в том числе автоматизированного» 2 Содержание 18 Основы светотехники Домашнее задание: повторить конспект, прочитать раздел 1 методических рекомендаций 19 Источники света и осветительные приборы Домашнее задание: подготовить презентацию по теме «Источники света» 20 Монтаж осветительного электрооборудования Домашнее задание: прочитать раздел 2 методических указаний 21 Автоматизация осветительной сети Домашнее задание: подготовить доклад по теме «Датчики применяемые для автоматизации осветительных систем» Лабораторные работы Практические работы 3 Расчет освещённости точечным методом Домашнее задание: произвести расчет и оформить отчет 4 Расчет освещенности методом коэффициента использования Домашнее задание: оформить отчет, закончить расчет 5 Составление планов размещения осветительного оборудования Домашнее задание: подготовить план размещения светильников Тема 1.4. Содержание Электрические машины 22 Силовые трансформаторы (назначение и принцип действия) и электропривод Домашнее задание: [2] § 1.1 прочитать, составить интеллект карту 23 Устройство трансформатора. Домашнее задание: [2] §1.3 ответить на вопросы 24 Потери и КПД трансформатора. Домашнее задание: [2] §1.14 прочитать , повторить конспект 25 Устройство АД. Домашнее задание: [2] § 6.2, 10.2 прочитать 26 Принцип действия трехфазного двигателя. Домашнее задание: [2] §12.1-12.3 прочитать 27 Основы теории АД. Пусковые свойства АД. Домашнее задание: [2] §13.1-13.3, прочитать 8 2 1 Тема 1.3. Основы светотехники 2 2 2 6 2 2 2 18 2 2 2 2 2 2 Рабочие характеристики двигателя. Управление пуском Домашнее задание: [2] §13.4 составить конспект 29 Схемы запуска АД Домашнее задание: начертить возможные схемы запуска АСД, подготовить презентацию по теме «Классификация электрических машин» или «Устройство Синхронной (асинхронной) машины» 30 Устройство коллекторных машин. Потери и КПД. Домашнее задание: [2] §24.1-24.2 ответить на вопросы Лабораторные работы 1 Измерение параметров запуска АД 28 2 2 2 14 2 Домашнее задание: Построить ВАХ по измеренным данным Измерение сопротивления изоляции обмоток электродвигателей. Домашнее задание: подготовить отчет 3 Измерение сопротивления обмоток статора Домашнее задание: подготовить отчет, ответить на контрольные вопросы 4 Исследование правильности выполнения внутренних соединений машин переменного тока Домашнее задание: подготовить презентацию по вопросам технологии определения соединения обмоток машин 5 Испытание электрической прочности междувитковой изоляции обмоток электродвигателей переменного тока Домашнее задание: повторить конспект по теме 6 Определение температуры обмоток электродвигателя переменного тока по их сопротивлению Домашнее задание: произвести расчет задачи по вариантам 7 Определение температуры обмоток электродвигателя постоянного тока по их сопротивлению Домашнее задание: произвести расчет температуры по исходным данным Практические работы 6 Решение задач по теме «Трансформаторы». Домашнее задание: решить задачи по вариантам из МУ 7 Изучение способов сушки изоляции обмоток электродвигателей Домашнее задание: повторить конспект 2 2 2 2 2 2 2 12 2 2 2 2 8 9 10 11 Расчет параметров АД. Домашнее задание: повторить основные параметры АД. Изучение способов центровки валов электрических машин Домашнее задание: подготовить презентацию по теме Изучение способов определения воздушных зазоров в электрических машинах Домашнее задание: составить опорный конспект по теме Решение задач по теме «Коллекторные машины» Домашнее задание: решить задачи по вариантам из МУ Самостоятельная работа Разработка инструкций для ресурсного обеспечения работ по контролю, наладке, подналадке и техническому обслуживанию автоматизированного металлорежущего оборудования в соответствии с производственными задачами в автоматизированном производстве Содержание 31 Электрические и электронные регуляторы Домашнее задание: промониторить рынок на предмет электронных регуляторов 32 Средства автоматического управления Домашнее задание: составить таблицу средств АУ 33 Защитное заземление Домашнее задание: [1] §17, 18 прочитать. Лабораторные работы Практические работы 12 Изучение устройства, схемные и конструктивные особенности вольтметров Домашнее задание: подготовить опорный конспект по теме «Вольтметр» 13 Изучение устройства, схемные и конструктивные особенности амперметров Домашнее задание: подготовить опорный конспект по теме «Амперметр» 14 Изучение устройства, схемные и конструктивные особенности ваттметров Домашнее задание: подготовить опорный конспект по теме «Ватметр» 15 Изучение устройства, схемные и конструктивные особенности счетчиков Домашнее задание: подготовить опорный конспект по теме «Счетчик» 16 Изучение устройства, схемные и конструктивные особенности мультиметров Домашнее задание: подготовить опорный конспект по теме «Мультиметр» 17 Изучение устройства, схемные и конструктивные особенности осциллографов Домашнее задание: подготовить опорный конспект по теме «Осцилограф» 2 Тема 1.5 Основные технические средства, применяемые в системах автоматического управления. 2 2 2 2 2 2 6 2 2 2 14 2 14 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Расчет заземляющих устройств Домашнее задание: произвести расчет заземления по исходным данным Содержание 34 Определение места нахождения приборов и аппаратуры в составе САУ. (Распределение на приборы установленные по месту и на центральном щите. Порядок отражения положения приборов на функциональной схеме.) Домашнее задание: подготовить сообщение по теме 35 Чтения функциональных схем небольших систем управления. Домашнее задание: составить технологическую карту по чтению схем 36 Правила эргономичной организации рабочих мест для достижения требуемых параметров производительности и безопасности выполнения работ в автоматизированном производстве. Лабораторные работы Практические работы 19 Изучение и составление схем автоматического регулирования процесса горения в топках зерносушилок Домашнее задание: подготовить отчет в соответствии с заданием 20 Изучение и составление схем автоматического регулирования температуры сушки Домашнее задание: подготовить отчет в соответствии с заданием 21 Изучение и составление схем автоматического регулирования подачи продукта Домашнее задание: подготовить отчет в соответствии с заданием 22 Изучение и составление схем автоматического регулирования качества подачи продукта Домашнее задание: подготовить отчет в соответствии с заданием 23 Изучение и составление схем автоматического регулирования температуры горения Домашнее задание: подготовить отчет в соответствии с заданием 24 Изучение и составление схем автоматического регулирования давления Домашнее задание: подготовить отчет в соответствии с заданием 25 Изучение и составление схемы автоматического регулирования температуры подаваемого зерна Домашнее задание: подготовить отчет в соответствии с заданием 26 Изучение и составление схемы автоматического регулирования потоками зерна Домашнее задание: подготовить отчет в соответствии с заданием 18 Тема 1.6 Правила составления и чтения функциональных схем автоматизации Консультация 2 2 6 2 2 2 16 2 16 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Раздел 3.2. Разработка, организация и контроль качества работ по монтажу, наладке и техническому обслуживанию систем и средств автоматизации М ДК. 03.02. Разработка, организация и контроль качества работ по монтажу, наладке и техническому обслуживанию систем и средств автоматизации. Тема 2.1. Монтаж Содержание систем 1 Организация работ по монтажу систем автоматизации и управления Домашнее автоматического задание: повторить конспект управления 2 Специальный инструмент, монтажные приспособления и средства малой механизации Домашнее задание: составить таблицу инструментов 3 Техническая документация при производстве монтажных ее работ, основы проектирования Домашнее задание: составить таблицу технической документации 4 Требование безопасности при монтажных работах. Домашнее задание: [1] §90 прочитать 5 Классификация электрических проводок. Домашнее задание: [1] §19 составить классификацию эл. проводок 6 Особенности монтажа электрических проводов. Домашнее задание: [1] §20-22 составить опорный конспект 7 Прозвонка, оконцевание подключение кабелей и проводов 8 Классификация трубных проводок Домашнее задание: повторить конспект 9 Особенности монтажных трубных проводок и пневмо кабелей Домашнее задание: [1] §23 ответить на вопросы 10 Прокладки, соединения, крепления трубных проводок. 11 Монтаж микропроцессорных устройств, технических средств АСУ ТП и систем управления промышленными роботами 12 Монтаж отборных устройств и первичных измерительных преобразователей Домашнее задание: повторить конспект 13 Монтаж исполнительных и регулирующих устройств Домашнее задание: составить технологическую карту монтажа 14 Монтаж приборов, регулирующих устройств и аппаратуры управления на щитах и пультах Домашнее задание: повторить технологию монтажа приборов 126 56 126 56 30 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Проверка, испытание и сдача смонтированных систем автоматизации Домашнее задание: повторить основные термины Лабораторные работы 1 Монтаж однолинейной схемы освещения Домашнее задание: подготовить отчет в соответствии с заданием 2 Монтаж многолинейной схемы освещения Домашнее задание: подготовить отчет в соответствии с заданием 3 Монтаж электрических проводок систем автоматизации Домашнее задание: подготовить отчет в соответствии с заданием 4 Монтаж автоматизированной схемы освещения Домашнее задание: подготовить отчет в соответствии с заданием 5 Монтаж теплового реле и реле времени Домашнее задание: подготовить отчет в соответствии с заданием 6 Монтаж схемы запуска АСД Домашнее задание: подготовить отчет в соответствии с заданием 7 Монтаж схемы нереверсивного автоматизированного запуска АСД Домашнее задание: подготовить отчет в соответствии с заданием 8 Монтаж реверсивной схемы запуска АСД Домашнее задание: подготовить отчет в соответствии с заданием 9 Монтаж системы световой и звуковой сигнализации Домашнее задание: подготовить отчет в соответствии с заданием 10 Монтаж схемы реверсивного автоматизированного запуска АСД Домашнее задание: подготовить отчет в соответствии с заданием 11 Монтаж конечных выключателей и нагрузки Домашнее задание: подготовить отчет в соответствии с заданием 12 Отладка схемы включения конечных выключателей Домашнее задание: подготовить отчет в соответствии с заданием 13 Монтаж щитов, пультов систем автоматизации и управления Домашнее задание: подготовить отчет , указать классификацию щитов 14 Монтаж и подключение секций щитовых и блоков управления электроприводами и исполнительными механизмами. Домашнее задание: подготовить отчет в соответствии с заданием 15 Монтаж трубных проводок систем автоматизации Домашнее задание: подготовить отчет, подготовить классификацию трубных проводок 15 2 32 2 20 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Монтаж и подключение вторичных измерительных приборов на щитах и пультах. Домашнее задание: подготовить отчет, указать характеристики вторичных приборов Практические работы 1 Изучение номенклатуры проводов и кабелей. Домашнее задание: составить таблицу характеристик медных проводов 2 Расчет и выбор питающего кабеля Домашнее задание: подготовить отчет, закончив расчет кабеля 3 Изучение способов прокладки проводов и кабелей. Домашнее задание: составить технологическую карту прокладки кабеля 4 Расчет и выбор автоматических выключателей Домашнее задание: выбрать автоматический выключатель в соответствии с заданием 5 Расчет заземляющих устройств Домашнее задание: начертить план расположение заземлителей 6 Составление схем внешних проводок 7 Составление схем электрических проводок. Домашнее задание: составить электрическую схему в соответствии с заданием Самостоятельная работа 1 Законспектировать правила ПТЭ и ПТБ Содержание 16 Организация наладочных работ Домашнее задание: повторить конспект 17 Техническая документация при выполнении наладочных работ Домашнее задание: составить интеллект карту по теме 18 Стендовая наладка средств измерения и автоматизации 19 Проверка и наладка средств измерения автоматизации 20 Комплексная наладка систем автоматического управления 21 Основные принципы наладки АСУ ТП и систем управления промышленными роботами Лабораторные работы 17 Стендовая наладка средств измерения Домашнее задание: подготовить отчет по наладке 16 Тема 2.2. Наладка систем автоматизации технологических процессов 2 14 2 12 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 12 2 2 2 2 2 2 4 2 4 2 Стендовая наладка средств автоматизации Домашнее задание: подготовить реферат на тему «Поиск неисправностей в системе автоматизации» Практические работы 8 Наладка работоспособности макета автоматизированной линии Домашнее задание: подготовить отчет по видам неисправности Самостоятельная работа 2 Написать доклад по теме «Выбор и применение контрольно-измерительных средств в соответствии с производственными задачами» Содержание 22 Организация службы КИПиА на предприятиях отрасли Домашнее задание: [1] §60-62 прочитать 23 Техническое обслуживание средств автоматизации 24 Обслуживание микропроцессорной техники и АСУ ТП на предприятиях отрасли Домашнее задание: составить последовательность по обслуживанию АСУ ТП 18 Тема 2.3. Эксплуатация, обслуживание и ремонт средств измерений и автоматики 2 2 2 2 2 2 2 2 10 2 2 2 Ремонт средств измерения и автоматизации Домашнее задание: [1] §86 ответить на вопросы 26 Виды брака и способы его предупреждения на металлорежущих операциях в автоматизированном производстве Лабораторные работы 19 Ремонт вольтметров Домашнее задание: описать виды неисправности вольтметров 20 Ремонт амперметров Домашнее задание: описать виды неисправности амперметров 21 Ремонт счетчиков Домашнее задание: описать неисправности счетчиков 22 Ремонт магнитных пускателей Домашнее задание: описать способы поиска неисправностей в магнитных пускателях 23 Ремонт конечных выключателей Домашнее задание: подготовить сообщение на тему «Поиск неисправностей в конечных выключателях» 24 Техническое обслуживание средств автоматизации Домашнее задание: подготовить презентацию «Виды ремонта» Практические работы 9 Составление графика текущих ремонтов оборудования цеха Домашнее задание: подготовка графика, оформление отчета 10 Изучение способов проверки качества ремонта стальных листов шихтованных сердечников Домашнее задание: повторить конспект Консультация Дифференцированный зачет 25 Учебная практика Виды работ 1. Осуществление диагностики неисправностей и отказов систем 2. Осуществление работ по устранению неполадок, отказов 1. 2. 3. 4. Инструктаж по технике безопасности Монтаж внутренних электрических проводок Монтаж внутренних электрических проводок (Продолжение) Подключение проводов и кабелей. 2 2 12 2 12 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 2 4 2 2 2 2 2 72 72 6 6 6 6 6 6 6 6 Ввод кабелей в помещения. Монтаж электродвигателей Монтаж и сборка схем на полупроводниковых приборах и микросхемах. Проверка работы схем на полупроводниковых приборах и микросхемах. Монтаж осветительных установок. Сборка одноламповых систем включения светильников (с одним выключателем, многоламповых систем с двумя выключателями, систем управления установками с двух мест; подключение розеток). 11. Сборка одноламповых систем включения светильников (Продолжение) (с одним выключателем, многоламповых систем с двумя выключателями, систем управления установками с двух мест; подключение розеток). 12. Монтаж одноламповых систем включения светильников. 13. Сборка стартерных систем включения светильников с газоразрядными лампами 14. Сборка бесстартерных систем включения светильников с газоразрядными лампами 15. Монтаж стартерных и бесстартерных систем включения светильников с газоразрядными лампами 16. Разметочные работы при установке панелей управления и щитов. 17. Монтаж панелей управления 18. Монтаж панелей управления. Зачет. Производственная практика. Виды работ: Планирования работ по монтажу, наладке и техническому обслуживанию систем и средств автоматизации на основе организационно-распорядительных документов и требований технической документации; Организации ресурсного обеспечения работ по наладке автоматизированного металлорежущего оборудования в соответствии с производственными задачами Осуществления диагностики неисправностей и отказов систем металлорежущего производственного оборудования в рамках своей компетенции для выбора методов и способов их устранения; Организации работ по устранению неполадок, отказов автоматизированного металлорежущего оборудования и ремонту станочных систем и технологических приспособлений в рамках своей компетенции; Осуществлять контроль качества работ по монтажу, наладке и техническому обслуживанию систем и средств автоматизации, выполняемых подчиненным персоналом и соблюдение норм охраны труда и бережливого производства 1. Инструктаж по технике безопасности 2. Требования к технической документации 3. Осуществление предмонтажной проверки средств измерений и автоматизации. 4. Монтаж щитов и пультов 5. Монтаж систем и средств автоматизации 6. Оформление отчета 5. 6. 7. 8. 9. 10. 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 72 6 6 6 6 6 6 6 72 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. Составление структурных схем, схем автоматизации, схем соединений и подключений Проведение наладки автоматизированного металлорежущего оборудования Проведение наладки автоматизированного металлорежущего оборудования (Продолжение) Осуществления диагностики неисправностей систем металлорежущего производственного оборудования (Продолжение) Осуществления диагностики неисправностей систем металлорежущего производственного оборудования (Продолжение) Проведение наладки и ремонт средств измерений и автоматизации Ремонт автоматизированного металлорежущего оборудования Ремонт автоматизированного металлорежущего оборудования (Продолжение) Ремонт станочных систем и технологических приспособлений Ремонт станочных систем и технологических приспособлений (Продолжение) Проведение диагностики неисправностей и отказов систем металлорежущего производственного оборудования Оформление отчета. Зачет Всего: 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 440 6 6 6 6 6 6 6 304 3. УСЛОВИЯ МОДУЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Для реализации программы учебной дисциплины имеется: Кабинет «Технология автоматизированного машиностроения» 1.Стол учительский -1 шт. 2. Стул учительский -1 шт. 3. Столы ученические -15 шт. 4.Стулья ученические - 30 шт. 5.Шкаф тумбовый -1шт. 6. Классная доска. 7.Экран – 1 шт. 8. Мультимедийный проектор – 1 шт. 9. Компьютер -1 шт. 10. Принтер - 1 шт.11. комплект учебнометодических материалов; 12. нормативная и техническая документация; 13.средства технических измерений;14.стенды и плакаты по разделам дисциплины Лаборатория «Электротехники и электроники» стенды для выполнения лабораторных работ; щит электропитания в комплекте с УЗО; измерительные приборы; – наборы элементов и компонентов: полупроводниковые приборы (диоды, биполярные и полевые транзисторы, тиристоры, цифровые и аналоговые микросхемы), резисторы (постоянные и переменные), конденсаторы (постоянные и переменные), малогабаритные трансформаторы . оборудование барометр – анероид – 1 шт. конденсатор демонстрационный- 2 шт. манометр открытый демонстрационный- 6 шт. набор тел равного объёма -14 шт. волновая машина-1 шт. психрометр – 1 шт. динамометр проекционный ДПН – 3 шт. амперметр с гальванометром – 1 шт. батарея конденсаторов -2 шт .вольтметр с гальванометром -2 шт. конденсатор переменной ёмкости- 2 шт. катушка для демонстрации магнитного поля тока – 3 шт. набор « Реостаты» - 1 шт. набор по электролизу – 1 шт. преобразователь высоковольтный «Разряд-1» - 1 шт. прибор для демонстрации правила Ленца – 1 шт. прибор для демонстрации спектров электрического поля – 1 шт. трансформатор универсальный – 2 шт. штатив изолирующий – 6 шт. электрометр с принадлежностями – 9 шт. камера для наблюдения следов альфа-частиц – 2 шт. комплект по фотоэффекту – 7 шт. набор линз и зеркал – 1 шт. набор по дифракции и интерференции – 2 шт. набор по поляризации света – 1 шт. набор дифракционных решёток – 1 шт. осветитель ультрафиолетовый – 1 шт. призма прямого зрения – 2 шт. прибор для изучения законов оптики – 6 шт. метроном -1 шт. ваттметр демонстрационный - 2 шт. микроманометр учебный – 2 шт. модель паровой машины – 1 шт. модель двигателя внутреннего сгорания -2 шт. наливные линзы – 4 шт. камертоны с молоточками – 7 шт. 3.Лабораторное оборудование: амперметр лабораторный « учебный» - 17 шт. вольтметр лабораторный «учебный» на 4В - 15 шт. вольтметр лабораторный «учебный» на 6В - 24 шт. вольтметр лабораторный «учебный» на 7,5В - 2 шт. вольтметр лабораторный «учебный» на 250В - 2 шт. динамометр учебный 4 Н – 7 шт. источник питания на 4,5 В– 9 шт. источники питания – на 42 В – 15 шт. калориметр – 7 шт. катушка индуктивности – 1 шт. ключ замыкания – 23 шт. комплект проводов – 7 шт. набор грузов по механике – 11 шт. резисторы – 18 шт. прибор для изучения газовых законов – 4 шт. термометр лабораторный от 0оС до 50оС – 7 шт. трансформатор лабораторный – 7 шт. миллиамперметр учебный – 5 шт. набор из двух проводов – 6 шт. магниты дугообразные – 17 шт. магнит полосовой – 7 шт. электрические лампы на подставках – 20 шт. реостаты лабораторные на 6 Ом. – 11 шт. бруски деревянные – 12 шт. спектроскопы – 2 шт. генератор школьный «Спектр-1» - 3 шт. Мастерская Электромонтажная Рабочее место электромонтажника: рабочие посты из фанеры 12мм- 10шт;Стол (верстак)10шт; Стул- 25шт; Ящик для материалов-10шт; Диэлектрический коврик-10шт; Веник и совок-10шт; Тиски-1шт; Стремянка (2 ступени)-10шт; Щит ЩУР (щит учетно-распределительный), содержащий: аппараты защиты, прибор учета электроэнергии, устройства дифференциальной защиты-10шт; Щит ЩУ содержащий аппараты защиты (плавкие предохранители, )-1шт; магнитные пускатели-10шт; Оборудование мастерской: Тележка диагностическая WDS-O-10шт; Контрольно-измерительные приборы Мультиметр 11шт; мегомметр -1шт; Наборы инструментов электромонтажника: набор отверток диэлектрических до 1000В-10шт; диэлектрический инструмент VDE пассатижи-10шт; боковые кусачки-10шт; круглогубци-10шт; приспособление для снятия изоляции 0,2-6мм2-9шт клещи обжимные 0,5-6,0 мм2 (квадрат);10шт индикаторная отвертка для проверки напряжения;10шт молоток-10шт; зубило-10шт;напильник плоский-10шт;напильник круглый-10шт;шуруповерт аккумуляторный-10шт ;набор бит для шуруповерта-10шт; набор сверл по металлу ( D1-10мм)10шт; стусло поворотное-10шт; торцовый ключ со сменными головками 8-14 мм-9шт; болторез-5шт:струбцина F-образная-20шт; измерительный инструмент рулетка,10шт уровень металлический пузырьковый L - 400мм;10шт уровень металлический пузырьковый L-1500;10шт Учебные стенды: «Электрооборудование автоматизированных участков для подключения двигателей 380 В»;10шт «стенд программирования ONI ПЛР »; Электродвигатель АИР 56А-4;6 шт. Термопринтер (для печати наклеек )1шт Набор монтажника ;10шт Сумка пояс ;10шт Ограничитель на дин рейку; 128шт Автоматический выключатель 1П 10А ;28шт Автоматический выключатель 1П 16А ;28шт Автоматический выключатель 2П 63А ;30шт Выключатель автоматический дифференциального тока 16А;22шт Выключатель концевой ;20шт Датчик движения ;10шт Кросс модуль на дин рейку;30шт Лестница стремянка;10шт Механизм переключателя 2х клавишный ;10шт Нож монтажника;10шт Ограничитель на дин рецку;128шт Розетка ;10шт Розетка с заземлением ;10шт Рулетка ;10шт Стусло прецизионное;10шт Сумка пояс;10шт Счетчик 1фазный ;28шт Транспортир;10шт Удлинитель сетевой ;10шт Таз пластмассовый строительный ;10шт Фен технический ;5шт Штангенциркуль;10шт Щит Этажный без слаботочного отсека;10шт Ящик для инструментов;10шт Фонарь космос ;10шт Щит ШМП -50 40 22;10шт Штангенциркуль ;10шт Удлинитель с сетевым фильтром;5шт Костюм электрика ;10шт Перечень помещений, необходимых для создания условий реализации компонентов образовательной программы учебная и производственная практики предоставляемых профильными организациями в рамках договора о практической подготовке обучающихся: Акционерное общество «Сухоложский огнеупорный завод» (в соответствии с договором о практической подготовке): Мастерская «Механообрабатывающая с участком слесарной обработки», Лаборатория «Автоматизации технологических процессов» Лаборатория «Монтажа, наладки, ремонта и эксплуатации систем автоматического управления» 3.2. Информационное обеспечение обучения 3.2.1. Печатные издания: 1. Рачков, М. Ю. Автоматизация производства: учебник для среднего профессионального образования / М. Ю. Рачков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 182 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12973-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448680 (дата обращения: 25.06.2020). 3.2.2. Электронные издания: 1. Рахимянов, Х. М. Технология машиностроения: сборка и монтаж: учебное пособие для СПО / Х. М. Рахимянов, Б. А. Красильников, Э. З. Мартынов. — 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 241 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04387-7. 2. Воробьев, В. А. Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования сельскохозяйственных организаций : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. А. Воробьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 275 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07913-5. 3. Троценко В.В. Системы управления технологическими процессами и информационные технологии: учеб. пособие для СПО. - М: Издательство Юрайт, 2020 4. Электронная электротехническая библиотека. Интернет ресурс http://www.electrolibrary.info/ 5. Школа электрика: Интернет ресурс http://electricalschool.info/ 6. http://spimash.ru 7. http://wnk.biz 8. http://rosdesign.com/design/ergoofdesign.htm 9. http://www.twirpx.com/files/automation/tau/ 10. http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1521411 11. http://av-mag.ru/books/auto/books-auto-process.htm 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО Результаты (освоенные профессиональные компетенции) ПК 3.1. Планировать работы по монтажу, наладке и техническому обслуживанию систем и средств автоматизации на основе организационно-распорядительных документов и требований технической документации. Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки Выполнение и защита практических и лабораторных работ, выполнение заданий на производственной ПК 3.2. Организовывать материально- Подбирает инструменты для практике, техническое обеспечение работ по пуско-наладочных работ; квалификационный монтажу, наладке и техническому Составляет монтажные схемы экзамен по обслуживанию систем и средств для систем автоматизации. модулю. автоматизации. ПК 3.3. Разрабатывать инструкции и технологические карты выполнения работ для подчиненного персонала по монтажу, наладке и техническому обслуживанию систем и средств автоматизации. ПК 3.4. Организовывать выполнение производственных заданий подчиненным персоналом. ПК 3.5. Контролировать качество работ по монтажу, наладке и техническому обслуживанию систем и средств автоматизации, выполняемых подчиненным персоналом и соблюдение норм охраны труда и бережливого производства. Составляет план-график монтажных работ в соответствии с техническим заданием и технологическим процессом. Разрабатывает технологические карты и инструкции монтажных, пуско-наладочных работ в системах автоматизации. Организовывает работы исполнителей в соответствии с их должностными инструкциями по выполнению работ по монтажу, ремонту и наладке элементов систем АУ. Выполняет контроль качества выполнения работ по монтажу, наладке и техническому обслуживанию систем и средств автоматизации. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений. Результаты (освоенные общие компетенции) ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам ОК 2. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности Основные показатели оценки результата - Владеет разнообразными методами (в том числе инновационными) для осуществления профессиональной деятельности. - Использует специальные методы и способы решения профессиональных задач в конкретной области и на стыке областей. - Разрабатывает вариативные алгоритмы решения профессиональных задач деятельности применительно к различным контекстам. - Выбирает эффективные технологии и рациональные способы выполнения профессиональных задач. Формы и методы контроля и оценки - Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы; -оценка результативности работы обучающегося при выполнении индивидуальных заданий; -оценка результативности работы обучающегося при выполнении -Планирует информационный поиск практических и лабораторных из широкого набора источников, занятий; -оценка необходимого для эффективного эффективности выполнения профессиональных работы с задач и развития собственной источниками профессиональной деятельности и информации деятельности подчиненного оценка персонала. эффективности - Анализирует информацию, работы выделяет в ней главные обучающегося с аспекты, структурирует, прикладным презентует. - Владеет способами программным систематизации и интерпретирует обеспечением; полученную информацию в участие в контексте своей деятельности и в семинарах, соответствии с задачей диспутах, информационного поиска. производственных играх и т.п. участие в семинарах, диспутах, производственных играх и т.п. ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях Проводит объективный анализ качества результатов собственной деятельности и указывает субъективное значение результатов деятельности. Принимает управленческие решения по совершенствованию собственной деятельности. Организует собственное профессиональное развитие и самообразование в целях эффективной профессиональной и личностной самореализации и развития карьеры. Занимается самообразованием для решения четко определенных, сложных и нестандартных проблем в области профессиональной деятельности. ОК 4. Эффективно взаимодействовать Обучает членов группы и работать в коллективе и команде (команды) рациональным приемам по организации деятельности для эффективного выполнения коллективного проекта. Распределяет объем работы среди участников коллективного проекта. Справляется с кризисами взаимодействия совместно с членами группы (команды). Проводит объективный анализ и указывает субъективное значение результатов деятельности. Использует вербальные и невербальные способы эффективной коммуникации с коллегами, руководством, клиентами и другими заинтересованными сторонами. ОК 5 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста Использует вербальные и невербальные способы коммуникации на государственном языке с учетом особенностей и различий социального и культурного контекста. Соблюдает нормы публичной речи и регламент. Самостоятельно выбирает стиль монологического высказывания (служебный доклад, выступление на совещании, презентация проекта и т.п.) в зависимости от его цели и целевой аудитории и с учетом особенностей и различий социального и культурного контекста. Создает продукт письменной коммуникации определенной структуры на государственном языке. -Самостоятельно выбирает стиль (жанр) письменной коммуникации на государственном языке в зависимости от цели, содержания и адресата. ОК 6. Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения Осознает конституционные права и обязанности. Соблюдает закон и правопорядок. Участвует в мероприятиях гражданско-патриотического характера, волонтерском движении. Аргументировано представляет и отстаивает свое мнение с соблюдением этических норм и общечеловеческих ценностей. - Осуществляет свою деятельность на основе соблюдения этических норм и общечеловеческих ценностей. Демонстрирует сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну). ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях ОК 8 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности Соблюдает нормы экологической чистоты и безопасности. - Осуществляет деятельность по сбережению ресурсов и сохранению окружающей среды. Прогнозирует техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека. - Прогнозирует возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников. Владеет приемами эффективных действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Классифицирует оздоровительные системы физического воспитания, направленные на укрепление здоровья, профилактике профессиональных заболеваний, вредных привычек и увеличение продолжительности жизни. Соблюдает нормы здорового образа жизни, осознанно выполняет правила безопасности жизнедеятельности. -Составляет свой индивидуальный комплекс физических упражнений для поддержания необходимого уровня физической подготовленности. Организовывает собственную деятельность по укреплению здоровья и физической выносливости. ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. -Изучает нормативно-правовую документацию, техническую литературу и современные научные разработки в области будущей профессиональной деятельности на государственном языке. - Применяет необходимый лексический и грамматический минимум для чтения и перевода иностранных текстов профессиональной направленности. - Владеет современной научной и профессиональной терминологией, самостоятельно совершенствует устную и письменную речь и пополняет словарный запас. Владеет навыками технического перевода текста, понимает содержание инструкций и графической документации на иностранном языке в области профессиональной деятельности.