Приложение 39 к ОПОП по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям) Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области Сухоложский многопрофильный техникум РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОП.18 РАЗРАБОТКА И ЭКСПЛУАТАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЕЙ Сухой Лог 2024 Рабочая программа учебного предмета разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям); Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования; Федеральной образовательной программы среднего общего образования и с учетом Рабочей программы воспитания по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям); Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования; Примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Разработка и эксплуатация компьютерных сетей» для профессиональных образовательных организаций. Разработчик: Бутаков Д.С., преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» 2 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.18 РАЗРАБОТКА И ЭКСПЛУАТАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЕЙ Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям) квалификация «Техник». 1.1. Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям), квалификация – Техник. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина общепрофессионального цикла 1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания: Код ПК, ОК ОК 01. ОК 09. ПК 1.3; ПК 1.4; ПК 2.1; ПК 2.2; ПК 4.1 Умения Знания организовывать и конфигурировать компьютерные сети; строить и анализировать модели компьютерных сетей; эффективно использовать аппаратные и программные компоненты компьютерных сетей при решении различных задач; выполнять схемы и чертежи по специальности с использованием прикладных программных средств; работать с протоколами разных уровней (на примере конкретного стека1 протоколов: ТСР/IP); устанавливать и настраивать параметры протоколов; проверять правильность передачи данных; обнаруживать и устранять ошибки при передаче данных. основные понятия компьютерных сетей: типы, топологии, методы доступа к среде передачи; аппаратные компоненты компьютерных сетей; принципы пакетной передачи данных; понятие сетевой модели; сетевую модель OSI и другие сетевые модели; протоколы: основные понятия, принципы взаимодействия, различия и особенности распространенных протоколов, установка протоколов в операционных системах; адресацию в сетях, организацию межсетевого воздействия. Курсивом выделены требования к результатам освоения рабочей программы учебной дисциплины в соответствии с требованиями профессиональных стандартов 1 3 1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины: Объем образовательной нагрузки обучающегося 38 часов, в том числе: очная форма обучения аудиторной нагрузки обучающихся (теоретических занятий, практических работ) 34 самостоятельной работы обучающихся 2 консультаций 2 промежуточная аттестация (Дифференцированный зачет) 2 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Объем образовательной нагрузки (всего) 38 Из них в форме практической подготовки 8 Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем 34 в том числе: теоретических занятий 22 лабораторные занятия 4 практические занятия 8 контрольные работы - курсовая работа (проект) - консультации 2 - Промежуточная аттестация (в форме Дифференцированного зачета) Самостоятельная работа обучающегося (всего) 2 4 в том числе: сообщение (доклад) - презентация - составление таблиц - работа с источниками 2 5 2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.19 РАЗРАБОТКА И ЭКСПЛУАТАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЕЙ Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) Объем часов 2 Раздел 1. Основные принципы построения компьютерных сетей 3 4 Тема 1.1 Основные понятия и принципы построения компьютерных сетей 6 Содержание учебного материала 1 Основные понятия/ (компьютерная сеть, сетевое взаимодействие, автономная среда, назначение сети, ресурсы сети, интерактивная связь, интранет, Интернет). История развития компьютерных сетей. Задание на дом: Презентация «Топологии сетей». Лабораторные работы Практические занятия Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Типы кабелей (симметричные, несимметричные, оптические) и их характеристики. Технологии передачи сигналов/ (узкополосная и широкополосная). Сравнения кабелей. Типы сетей, линий и каналов связи. Соединители, коннекторы для Тема 1.2 Линии и каналы связи различных типов кабелей. Инструменты для монтажа и тестирования кабельных систем. Задание на дом: Подготовить реферат на тему «Монтаж кабельных сред технологий Ethernet» Лабораторные работы 2 2 2 2 6 2 - из них в форме практич еской подгото вки Коды компетенци й, формирован ию которых способствует элемент программы 5 ОК 01. - ОК 09. ПК 1.3; ПК 1.4; ПК 2.1; ПК 2.2; ПК 4.1 Наименование разделов и тем Практические занятия - Контрольная работа - Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) Объем часов Самостоятельная работа обучающихся - Содержание учебного материала 3 Понятие сетевой модели. Модель OSI. Понятие протокола, стека протоколов./Уровни модели. Взаимодействие уровней. Интерфейс. Протокол. Стек протоколов TCP/IP. Его состав и назначение каждого протокола. Задание на дом: Составить таблицу технологий, работающих на каждом уровне 2 Лабораторные работы Практические занятия Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся - 2 Тема 1.3 Сетевые модели Раздел 2. Разработка и ввод в эксплуатацию сети Тема 2.1 Концепция проектирования сетей 28 Содержание учебного материала 4 Основы проектирования сетей. /Методики и анализ проектирования. Задание на дом: Сравнить методики проектирования 2 Лабораторные работы 4 7 2 из них в форме практич еской подгото вки Коды компетенци й, формирован ию которых способствует элемент программы 1 2 Лабораторная работа №1. «Размещение и создание ACL-списков. Исследование функций уровня доступа» / Задание на дом: Доклад на тему «Применение ACL списков на современных предприятиях» Лабораторная работа №2. «Создание топологий» / Задание на дом: Презентация «Виды топологий локальных и беспроводных сетей» Практические занятия Практическая работа №1. «Знакомство с интерфейсами устройств. Их 1 Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) начальное конфигурирование» Задание на дом: Составить список используемых команд Контрольная работа Тема 2.2 Определение требований к сети Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала 5 Подготовка к проектированию сети./ Роли персонала. Определение требований и ограничений сети Задание на дом: Проанализировать возможные ограничения сети. Определить их причины Практические занятия 1 Практическая работа №2. «Создание плана проекта сети и структуры сети организации» Задание на дом: Доработать план сети Лабораторные работы Контрольная работа 8 2 2 2 2 2 2 Объем часов 2 из них в форме практич еской подгото вки 2 2 2 2 2 2 - Коды компетенци й, формирован ию которых способствует элемент программы Тема 2.3 Описание существующей сети Тема 2.4 Влияние приложений на проект сети Наименование разделов и тем Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала 6 Документирование существующей сети. /Модернизация сети и существующего оборудования. Документирование требований к проекту. Задание на дом: Составление списка требований к проекту 2 Лабораторные работы Практические занятия Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала 7 Описание сетевых приложений. Основные сетевые приложения./ Внедрение качества обслуживания. Изучение и запись трафика 2 Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) 2 2 Объем часов Задание на дом: Изучить приложения для считывания и записи трафика Тема 2.5 Создание проекта сети Лабораторные работы Практические занятия Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала 8 Анализ требований. Выбор топологии. /Проектирование поддержки. Включение средств защиты Задание на дом: Презентация «Средства защиты компьютерной сети» Лабораторные работы Практические занятия 9 2 2 - из них в форме практич еской подгото вки Коды компетенци й, формирован ию которых способствует элемент программы Тема 2.6 Использование ipадресации в проекте сети Тема 2.7 Создание прототипа сети для предприятий Наименование разделов и тем Тема 2.9 Подготовка предложения Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала 9 Создание проекта и схемы адресации сети. Назначение имён. / Описание протоколов Ipv4 и Ipv6 Задание на дом: Выделить главные достоинства и недостатки данных протоколов 2 Лабораторные работы Практические занятия Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала 10 Создание прототипа сети и плана тестирования Задание на дом: Составить план тестирования для учебной лаборатории 2 Лабораторные работы Практические занятия - Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала 11 Компоновка и объединение полученной информации. / Разработка плана внедрения. Оценка сроков. Создание предложения. Задание на дом: Лабораторные работы Практические занятия 10 2 2 Объем часов 2 2 2 из них в форме практич еской подгото вки Коды компетенци й, формирован ию которых способствует элемент программы Практическая работа №3. «Создание поэтапного плана установки и плана работ. Составление перечня материалов и документов» Задание на дом: Проверить свою сеть. Исправить недочеты Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся 1 Подготовить план работ для внедрения сети Консультация 2 1 Дифференцированный зачет Всего 2 2 2 2 2 38 11 8 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к материально-техническому обеспечению Для реализации программы учебной дисциплины имеется кабинет «Программирования ЧПУ, систем автоматизации» 1. Компьютерный стол ученический — 12 шт. 2. Стол ученический — 5 шт.3. Стол учительский - 1 шт. 4. Стул регулируемый мягкий ученический — 12 шт. 5. Стул преподавателя регулируемый офисный — 1 шт. 6. Стул нерегулируемый деревянный ученический — 10 шт. 7. Тумба для учебников - 2шт. 8. Компьютер ученический — 12 шт. 9. Компьютер преподавателя - (системный блок - 1 шт., монитор – 2 шт.) 10. Видеопроектор — 1 шт. 11. Колонки — 2 шт. 12. Компьютерная сеть Свитч D-Link -1 шт. 13. Маршрутизатор Zixel — 1 шт. 14. Принтер лазерный — 1шт. 15. Интерактивная доска – 1 шт. 16. Магнитная доска – 2 шт. 17. Учебно-методическая документация. - операционная система MS Windows XP Professional; - графический редактор «Компас 3Д; - графический редактор Инскейп; - графический редактор Гимп – для работы в трехмерном пространстве, составления перспектив. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы 3.2.1. Печатные издания 3.2.2. Электронные ресурсы: 1. Новожилов, О. П. Информатика в 2 ч. Часть 1: учебник для СПО / О. П. Новожилов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 320 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06372-1. 2. Дибров, М. В. Компьютерные сети и телекоммуникации. Маршрутизация в ip-сетях в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для СПО / М. В. Дибров. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 333 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04638-0. 5. ockc.ru – Сайт о структурированных кабельных системах 6. intuit.ru – Открытый национальный университет 7. habrahabr.ru – Компьютерный информационный портал 12 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Уметь: организовывать и конфигурировать компьютерные сети; ОК 01 – 09; ПК 1.3; ПК 1.4; ПК 2.1; ПК 2.2; ПК 4.1 наблюдение за деятельностью студента при выполнении практических работ и во время практического обучения, интерпретация результатов наблюдения строить и анализировать модели компьютерных сетей; ОК 01 – 09; ПК 1.3; ПК 1.4; ПК 2.1; ПК 2.2; ПК 4.1 индивидуальная защита обучающимся выполненной работы эффективно использовать аппаратные и программные компоненты компьютерных сетей при решении различных задач; ОК 01 – 09; ПК 1.3; ПК 1.4; ПК 2.1; ПК 2.2; ПК 4.1 собеседование, наблюдение за деятельностью студента при выполнении практических работ и во время практического обучения, интерпретация результатов обучения выполнять схемы и чертежи по специальности с экспертная оценка выполненных чертежей использованием прикладных программных средств; схем ОК 01 – 09; ПК 1.3; ПК 1.4; ПК 2.1; ПК 2.2; ПК 4.1 работать с протоколами разных уровней (на примере конкретного стека протоколов: ТСР/IP); ОК 01 – 09; ПК 1.3; ПК 1.4; ПК 2.1; ПК 2.2; ПК 4.1 индивидуальная защита обучающимся выполненной работы устанавливать и настраивать параметры протоколов; ОК 01 – 09; ПК 1.3; ПК 1.4; ПК 2.1; ПК 2.2; ПК 4.1 наблюдение за деятельностью студента при выполнении практических работ и во время практического обучения, интерпретация результатов наблюдения проверять правильность передачи данных; ОК 01 – 09; ПК 1.3; ПК 1.4; ПК 2.1; ПК 2.2; ПК 4.1 Индивидуальная защита обучающимся выполненной работы обнаруживать и устранять ошибки при передаче наблюдение за деятельностью студента при выполнении практических работ и во данных; ОК 01 – 09; ПК 1.3; ПК время практического обучения, 1.4; ПК 2.1; ПК 2.2; ПК 4.1 интерпретация результатов наблюдения Знать: основные понятия компьютерных сетей: типы, топологии, методы доступа к среде передачи; ОК 01 – 09; ПК 1.3; ПК 1.4; ПК 2.1; ПК 2.2; ПК 4.1 собеседование, интерпретация результатов собеседования, решение производственных задач аппаратные компоненты компьютерных сетей; ОК 01 – 09; ПК 1.3; ПК 1.4; ПК 2.1; ПК 2.2; ПК 4.1 тестирование принципы пакетной передачи данных; ОК 01 – 09; ПК 1.3; ПК 1.4; ПК 2.1; ПК 2.2; ПК 4.1 тестирование 13 понятие сетевой модели; ОК 01 – 09; ПК 1.3; ПК 1.4; ПК 2.1; ПК 2.2; ПК 4.1 собеседование, интерпретация результатов собеседования, решение производственных задач сетевую модель OSI и другие сетевые модели; ОК 01 – 09; ПК 1.3; ПК 1.4; ПК 2.1; ПК 2.2; ПК 4.1 контрольная работа протоколы: основные понятия, принципы контрольная работа взаимодействия, различия и особенности распространенных протоколов, установка протоколов в операционных системах; ОК 01 – 09; ПК 1.3; ПК 1.4; ПК 2.1; ПК 2.2; ПК 4.1 адресация в сетях, организация межсетевого воздействия; ОК 01 – 09; ПК 1.3; ПК 1.4; ПК 2.1; ПК 2.2; ПК 4.1 14 собеседование, интерпретация результатов собеседования, решение производственных задач