Приложение 32
к ОПОП по специальности
15.02.14 Оснащение средствами автоматизации
технологических процессов и производств (по отраслям)
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области Сухоложский многопрофильный техникум
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОП.11 САПР ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сухой Лог
2024
Рабочая программа учебного предмета разработана на основе требований
Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по профессии 15.02.14 Оснащение средствами
автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям);
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования;
Федеральной образовательной программы среднего общего образования
и с учетом
Рабочей программы воспитания по профессии 15.02.14 Оснащение средствами
автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям);
Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения
образовательной программы среднего профессионального образования;
Примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «САПР
технологических процессов и информационные технологии в профессиональной
деятельности» для профессиональных образовательных организаций.
Разработчик: Бутаков Д.С., преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП.11 САПР ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рабочая
программа
учебной
дисциплины
разработана
на
основе
Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
(далее ФГОС СПО) 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических
процессов и производств(по отраслям)
1.1. Область рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
(специальностям)
СПО
15.02.14
Оснащение
средствами
автоматизации
технологических процессов и производств(по отраслям), квалификация базовой
подготовки – техник.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина общепрофессионального цикла.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания:
Код ПК,
ОК
Умения
Знания
ОК 01-09
ПК 1.1-1.4
ПК 2.1-2.3
оформлять конструкторскую и
технологическую документацию
посредством CAD и CAM систем; проектировать технологические процессы
с использованием баз данных типовых
технологических процессов в диалоговом,
полуавтоматическом и автоматическом
режимах;
создавать трехмерные модели на
основе чертежа;
с помощью программных средств
создать 3D-модель по чертежу1;
с помощью программных средств
создать чертеж по готовой 3D-модели;
классы и виды CAD и CAM
систем, их возможности и принципы
функционирования;
виды операций над 2D и 3D
объектами, основы моделирования по
сечениям и проекциям;
способы создания и
визуализации анимированных сцен;
-технические
требования
к
обозначению размеров на чертеже; особенности подготовки модели к
печати на 3D-принтере;
3
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины: Объем
образовательной нагрузки обучающегося 66 часа, в том числе:
очная форма
обучения
аудиторной нагрузки обучающихся (теоретических занятий,
практических работ)
54
самостоятельной работы обучающихся
2
консультаций
консультаций перед экзаменом
4
Промежуточная аттестация (экзамен)
6
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной нагрузки (всего)
Из них в форме практической подготовки
Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем
в том числе:
теоретических занятий
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект)
консультации
2.1.
Объем часов
66
20
52
20
34
4
Итоговая аттестация в форме Экзамена
6
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
реферат
сообщение (доклад)
презентация
составление таблиц
работа с источниками
2
2
-
4
2.2.
Содержание учебной дисциплины ОП.11 САПР технологических процессов и информационные технологии в
профессиональной деятельности
Коды компетенций,
Наименование
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
Объем в
формированию
разделов и тем
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
часах
которых
способствует
элемент
программы
1
2
3
4
ОК 01-09
Введение
2
Общие сведения о назначении САПР. Место САПР ТП в
ПК
1.1-1.4
АС ТПП.
ПК 2.1-2.3
Задание на дом: http:// www.kompasvideo.ru скачать и установить дома программу
Компас 3 D.
Раздел 1. Назначение, классификация и особенности, интегрированных САПР (CAD/CAM/CAEсистем)
5
Тема 1.1.
Назначение и
структура
интегрированных
САПР
Содержание учебного материала
2
1. Информационная поддержка изделия на всех этапах жизненного цикла.
Концепция CALS.
Задание на дом: сделать доклад по фильму «Решения АСКОН в сквозной
3D-технологии проектирования;
CALS-технология» на https://www.youtube.com
Содержание учебного материала
2
Тема 1.2.
2
ОК 01-09
ПК 1.1-1.4
ПК 2.1-2.3
Классификация
2. Классификация САПР. Форматы передачи графических данных/
интегрированных
Классификация
универсальных
интегрированных
САПР
по
САПР и методы
функциональным возможностям: «тяжелые», «средние», «легкие»,
обеспечения
многоуровневые. Классификация специализированных интегрированных
взаимосвязи систем
САПР по технологии создания: с традиционной технологией
конструкторского и
программирования, с CASEтехнологией.
технологического
Использование универсальных форматов передачи графических данных
проектирования
(геометрических
моделей)
(DXF,
IGES,
STEP).
Применение
специализированных промежуточных языков описания конструкторско
технологической информации) /.
Задание на дом: Привести примеры использования
Наименование
разделов и тем
1
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
2
САПР Компас в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить доклад на тему
«CASE-технология».
Раздел 2. Автоматизированные системы технологической подготовки производства (АСТПП)
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
ОК 01-09
ПК 1.1-1.4
ПК 2.1-2.3
2
Объем в
часах
3
Коды компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
1
46
2
6
Основные задачи и 3. Технологическая подготовка производства (ТПП). / Технологическая
функции
готовность автоматизированных систем технологической подготовки
АСТПП. Состав
производства (АСТПП). Функции ТПП. Цель создания АСТПП. Целевые и
АСТПП.
собственные функции АСТПП. Подсистемы общего назначения.
Подсистемы специального назначения. Принципы построения и типовая
структура АСТПП/. Задание на дом: в тетради зарисовать схему
«Жизненный цикл изделия».
2
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Интерфейс системы. 4. Инструментарий программы Компас-3D
Задание на дом: выполнить урок «начало работы в Компас, панель
Настройка рабочей
среды
«Геометрия» на http:// www.kompasvideo.ru
4
2
2
Практические работы:
Тема 2.3. 2D
проектирование
1. Практическая работа № 1 «Выполнение простейших построений.
Размеры»
Задание на дом: настроить Компас для эффективной
работы http:// www.kompasvideo.ru
Содержание учебного материала
5. Создание чертежей детали. Нанесение размеров
2
18
2
2
ОК 01-09
ПК 1.1-1.4
ПК 2.1-2.3
ОК 01-09
ПК 1.1-1.4
ПК 2.1-2.3
ОК 01-09
7
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Объем в
часах
1
2
3
Коды компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
Задание на дом: записать в конспект, какие инструменты входят в режим Геометрия.
ПК 1.1-1.4
ПК 2.1-2.3
6.
Вспомогательные элементы построения
Задание на дом: выполнить построение окружностей с разными координатами
центра
2
7.
Редактирование чертежей
Задание на дом: описать отличие линейного размера от линейного от общей базы.
2
Практические работы:
2.
Практическая работа № 2 «Нанесение размеров на чертеже»
Задание на дом: Подробно описать геометрические примитивы САПР Компас 3D.
2
2
3.
Практическая работа № 3 «Построение детали в разрезе»
Задание на дом: Выполнить построения фрагмента чертежа с использованием
примитивов Многоугольник, окружность, отрезок.
2
2
4.
Практическая работа № 4 «Составной контур»
Задание на дом: привести примеры использования вспомогательных элементов
построения.
2
8
5.
Практическая работа № 5 «Копирование по сетке, кривой, окружности»
Задание на дом: выполнить построение чертежа с применением команды
Копирование по окружности.
2
6.
Практическая работа № 6 «Построение чертежа по
2
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Объем в
часах
1
2
3
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
модели»
Задание на дом: записать в конспект требования к обозначению разреза на
чертеже.
Практическая работа № 7 «Использование команды
«Усечение кривой»
Задание на дом: в конспект записать алгоритм выполнения построения
чертежа с по готовой 3D-модели.
Содержание учебного материала
8. Основы твердотельного моделирования
Задание на дом: записать в конспект основные формообразующие операции.
7.
Тема 2.4. 3D
проектирование
Команды
формирования
дополнительных конструктивных
элементов.
Задание на дом: Выполнить построение детали «Болт» с применением
операции Вращение
Практические работы:
9.
2
20
1
1
ОК 01-09
ПК 1.1-1.4
ПК 2.1-2.3
9
8.
Практическая работа № 8 «Построение 3D-детали на основе чертежа»
Задание на дом: записать в конспект параметры построения зеркального
массива.
2
2
Практическая работа № 9 «Создание детали с использованием операций
вырезать выдавливанием» Задание на дом: повторить пройденный
материал.
10. Практическая работа № 10 «Моделирование деталей сборочной единицы
2
«Клапан»
Задание на дом: повторить пройденный материал.
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
Объем в
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
часах
2
9.
Наименование
разделов и тем
1
2
2
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
3
11. Практическая работа № 11 «Листовая деталь.
Создание, построение развертки»
Задание на дом: привести примеры листового тела.
12. Практическая работа № 12 «Создание сборочной модели»
Задание на дом: записать в конспект основные сопряжения деталей
2
2
2
2
13. Практическая работа № 13 «Спецификация сборочной модели»
Задание на дом: оформить в виде таблицы, что входит в конструкторскую
документацию детали
14. Практическая работа № 14 «Выполните построение 3D – детали
«Крыльчатка вентилятора»» Задание на дом:
2
2
2
10
15. Практическая работа № 15 «Подготовка модели к печати на 3Dпринтере»
Задание на дом: повторить пройденный материал.
16. Практическая работа № 16 «Листовая деталь. Создание, построение
развертки»
Задание на дом: повторить пройденный материал.
2
2
2
2
Консультация
Раздел 3.Автоматизация подготовки управляющих программ для станков с ЧПУ
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
3
2
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Объем в
часах
1
Назначение и
возможности
современных
CAM-систем
2
10. САМ-системы
(Назначение
CAM-систем.
Классификация, структура и состав CAM-систем. Типовые функциональные
возможности
современных
CAM-систем.
Примеры
современных
отечественных и зарубежных CAM-систем: ГеММа 3D, PowerMill, Cimatron
CAM.)
Задание на дом: повторить пройденный материал.
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить доклад на тему «Назначение, структуру и функциональные
возможности современных CAM-систем».
Всего:
3
2
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 01-09
ПК 1.1-1.4
ПК 2.1-2.3
1
54
34
11
3. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
Требования к материально-техническому обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины имеется учебный кабинет
«Информатика,
информатизация
в
профессиональной
деятельности,
программирование ЧПУ, систем автоматизации»
1. Компьютерный стол ученический — 12 шт. 2. Стол ученический — 5 шт.3. Стол
учительский - 1 шт. 4. Стул регулируемый мягкий ученический — 12 шт. 5. Стул
преподавателя регулируемый офисный — 1 шт. 6. Стул нерегулируемый деревянный
ученический — 10 шт. 7. Тумба для учебников - 2шт. 8. Компьютер ученический — 12
шт. 9. Компьютер преподавателя - (системный блок - 1 шт., монитор – 2 шт.) 10.
Видеопроектор — 1 шт. 11. Колонки — 2 шт. 12. Компьютерная сеть Свитч D-Link -1
шт. 13. Маршрутизатор Zixel — 1 шт. 14. Принтер лазерный — 1шт. 15. Интерактивная
доска – 1 шт. 16. Магнитная доска – 2 шт. 17. Учебно-методическая документация.
- операционная система MS Windows XP Professional;
- графический редактор «Компас 3Д;
- графический редактор Инскейп;
- графический редактор Гимп – для работы в трехмерном пространстве, составления
перспектив.
3.2.
Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь издания:
3.2.1. Печатные, электронные образовательные и информационные ресурсы для
использования в образовательном процессе
Основные источники:
1. Большаков, В. П. Инженерная и компьютерная графика. Изделия с резьбовыми
соединениями: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. П.
Большаков, А. В. Чагина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство
Юрайт, 2021. — 156 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53407977-7.
—
Текст: электронный //
URL: https://urait.ru/bcode/474776.
Дополнительные источники:
ЭБС
Юрайт
[сайт].
—
1.
Инженерная и компьютерная графика: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Р. Р. Анамова [и др.]; под общей редакцией Р. Р.
Анамовой, С. А. Леоновой, Н. В. Пшеничновой. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. —
246 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02971-0. — Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471039.
2.
http:// www.kompasvideo.ru – видео – уроки по Компас 3D.
3.
https://www.youtube.com/watch?v=R0SLs3XFL0A – фильм «Решения АСКОН в
сквозной 3D-технологии проектирования; CALS-технология».
12
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий и практических работ, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Умения:
- оформлять конструкторскую и технологическую
документацию посредством CAD и CAM систем;
наблюдение
за
деятельностью
студента
при
выполнении
практических работ и во время
- проектировать технологические процессы с
практического
обучения,
использованием
баз
данных
типовых
интерпретация результатов
технологических процессов в диалоговом,
наблюдения
полуавтоматическом и автоматическом режимах;
ОК 01-09; ПК 1.1-1.4; ПК 2.1-2.3
ОК 01-09; ПК 1.1-1.4; ПК 2.1-2.3
-
создавать
трехмерные
модели
на
чертежа;
основе собеседование,
наблюдение
деятельностью студента при
ОК 01-09; ПК 1.1-1.4; ПК 2.1-2.3
за
выполнении практических работ
Знания:
- классы и виды CAD и CAM систем, их
возможности и принципы функционирования;
ОК 01-09; ПК 1.1-1.4; ПК 2.1-2.3
собеседование, проверка выполнения
внеаудиторной
самостоятельной работы
- виды операций над 2D и 3D объектами, основы
моделирования по сечениям и проекциям;
-технические требования к обозначению размеров на
чертеже;
ОК 01-09; ПК 1.1-1.4; ПК 2.1-2.3
способы создания и визуализации
анимированных сцен;
особенности подготовки модели к печати на
3Dпринтере.
ОК 01-09; ПК 1.1-1.4; ПК 2.1-2.3
собеседование,
интерпретация
результатов собеседования, решение
производственных задач тест.
собеседование,
интерпретация
результатов собеседования, решение
производственных
задач
тест,
контрольная работа, внеаудиторная
самостоятельная работа.
13