Приложение 32 к ОПОП по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям) Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области Сухоложский многопрофильный техникум РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОП.11 САПР ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Сухой Лог 2024 Рабочая программа учебного предмета разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям); Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования; Федеральной образовательной программы среднего общего образования и с учетом Рабочей программы воспитания по профессии 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям); Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования; Примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «САПР технологических процессов и информационные технологии в профессиональной деятельности» для профессиональных образовательных организаций. Разработчик: Бутаков Д.С., преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.11 САПР ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям) 1.1. Область рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям), квалификация базовой подготовки – техник. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина общепрофессионального цикла. 1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания: Код ПК, ОК Умения Знания ОК 01-09 ПК 1.1-1.4 ПК 2.1-2.3 оформлять конструкторскую и технологическую документацию посредством CAD и CAM систем; проектировать технологические процессы с использованием баз данных типовых технологических процессов в диалоговом, полуавтоматическом и автоматическом режимах; создавать трехмерные модели на основе чертежа; с помощью программных средств создать 3D-модель по чертежу1; с помощью программных средств создать чертеж по готовой 3D-модели; классы и виды CAD и CAM систем, их возможности и принципы функционирования; виды операций над 2D и 3D объектами, основы моделирования по сечениям и проекциям; способы создания и визуализации анимированных сцен; -технические требования к обозначению размеров на чертеже; особенности подготовки модели к печати на 3D-принтере; 3 1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины: Объем образовательной нагрузки обучающегося 66 часа, в том числе: очная форма обучения аудиторной нагрузки обучающихся (теоретических занятий, практических работ) 54 самостоятельной работы обучающихся 2 консультаций консультаций перед экзаменом 4 Промежуточная аттестация (экзамен) 6 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной нагрузки (всего) Из них в форме практической подготовки Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем в том числе: теоретических занятий лабораторные занятия практические занятия контрольные работы курсовая работа (проект) консультации 2.1. Объем часов 66 20 52 20 34 4 Итоговая аттестация в форме Экзамена 6 Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: реферат сообщение (доклад) презентация составление таблиц работа с источниками 2 2 - 4 2.2. Содержание учебной дисциплины ОП.11 САПР технологических процессов и информационные технологии в профессиональной деятельности Коды компетенций, Наименование Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, Объем в формированию разделов и тем самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) часах которых способствует элемент программы 1 2 3 4 ОК 01-09 Введение 2 Общие сведения о назначении САПР. Место САПР ТП в ПК 1.1-1.4 АС ТПП. ПК 2.1-2.3 Задание на дом: http:// www.kompasvideo.ru скачать и установить дома программу Компас 3 D. Раздел 1. Назначение, классификация и особенности, интегрированных САПР (CAD/CAM/CAEсистем) 5 Тема 1.1. Назначение и структура интегрированных САПР Содержание учебного материала 2 1. Информационная поддержка изделия на всех этапах жизненного цикла. Концепция CALS. Задание на дом: сделать доклад по фильму «Решения АСКОН в сквозной 3D-технологии проектирования; CALS-технология» на https://www.youtube.com Содержание учебного материала 2 Тема 1.2. 2 ОК 01-09 ПК 1.1-1.4 ПК 2.1-2.3 Классификация 2. Классификация САПР. Форматы передачи графических данных/ интегрированных Классификация универсальных интегрированных САПР по САПР и методы функциональным возможностям: «тяжелые», «средние», «легкие», обеспечения многоуровневые. Классификация специализированных интегрированных взаимосвязи систем САПР по технологии создания: с традиционной технологией конструкторского и программирования, с CASEтехнологией. технологического Использование универсальных форматов передачи графических данных проектирования (геометрических моделей) (DXF, IGES, STEP). Применение специализированных промежуточных языков описания конструкторско технологической информации) /. Задание на дом: Привести примеры использования Наименование разделов и тем 1 Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) 2 САПР Компас в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить доклад на тему «CASE-технология». Раздел 2. Автоматизированные системы технологической подготовки производства (АСТПП) Тема 2.1. Содержание учебного материала ОК 01-09 ПК 1.1-1.4 ПК 2.1-2.3 2 Объем в часах 3 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 1 46 2 6 Основные задачи и 3. Технологическая подготовка производства (ТПП). / Технологическая функции готовность автоматизированных систем технологической подготовки АСТПП. Состав производства (АСТПП). Функции ТПП. Цель создания АСТПП. Целевые и АСТПП. собственные функции АСТПП. Подсистемы общего назначения. Подсистемы специального назначения. Принципы построения и типовая структура АСТПП/. Задание на дом: в тетради зарисовать схему «Жизненный цикл изделия». 2 Тема 2.2. Содержание учебного материала Интерфейс системы. 4. Инструментарий программы Компас-3D Задание на дом: выполнить урок «начало работы в Компас, панель Настройка рабочей среды «Геометрия» на http:// www.kompasvideo.ru 4 2 2 Практические работы: Тема 2.3. 2D проектирование 1. Практическая работа № 1 «Выполнение простейших построений. Размеры» Задание на дом: настроить Компас для эффективной работы http:// www.kompasvideo.ru Содержание учебного материала 5. Создание чертежей детали. Нанесение размеров 2 18 2 2 ОК 01-09 ПК 1.1-1.4 ПК 2.1-2.3 ОК 01-09 ПК 1.1-1.4 ПК 2.1-2.3 ОК 01-09 7 Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) Объем в часах 1 2 3 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 Задание на дом: записать в конспект, какие инструменты входят в режим Геометрия. ПК 1.1-1.4 ПК 2.1-2.3 6. Вспомогательные элементы построения Задание на дом: выполнить построение окружностей с разными координатами центра 2 7. Редактирование чертежей Задание на дом: описать отличие линейного размера от линейного от общей базы. 2 Практические работы: 2. Практическая работа № 2 «Нанесение размеров на чертеже» Задание на дом: Подробно описать геометрические примитивы САПР Компас 3D. 2 2 3. Практическая работа № 3 «Построение детали в разрезе» Задание на дом: Выполнить построения фрагмента чертежа с использованием примитивов Многоугольник, окружность, отрезок. 2 2 4. Практическая работа № 4 «Составной контур» Задание на дом: привести примеры использования вспомогательных элементов построения. 2 8 5. Практическая работа № 5 «Копирование по сетке, кривой, окружности» Задание на дом: выполнить построение чертежа с применением команды Копирование по окружности. 2 6. Практическая работа № 6 «Построение чертежа по 2 Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) Объем в часах 1 2 3 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 модели» Задание на дом: записать в конспект требования к обозначению разреза на чертеже. Практическая работа № 7 «Использование команды «Усечение кривой» Задание на дом: в конспект записать алгоритм выполнения построения чертежа с по готовой 3D-модели. Содержание учебного материала 8. Основы твердотельного моделирования Задание на дом: записать в конспект основные формообразующие операции. 7. Тема 2.4. 3D проектирование Команды формирования дополнительных конструктивных элементов. Задание на дом: Выполнить построение детали «Болт» с применением операции Вращение Практические работы: 9. 2 20 1 1 ОК 01-09 ПК 1.1-1.4 ПК 2.1-2.3 9 8. Практическая работа № 8 «Построение 3D-детали на основе чертежа» Задание на дом: записать в конспект параметры построения зеркального массива. 2 2 Практическая работа № 9 «Создание детали с использованием операций вырезать выдавливанием» Задание на дом: повторить пройденный материал. 10. Практическая работа № 10 «Моделирование деталей сборочной единицы 2 «Клапан» Задание на дом: повторить пройденный материал. Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, Объем в самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) часах 2 9. Наименование разделов и тем 1 2 2 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 3 11. Практическая работа № 11 «Листовая деталь. Создание, построение развертки» Задание на дом: привести примеры листового тела. 12. Практическая работа № 12 «Создание сборочной модели» Задание на дом: записать в конспект основные сопряжения деталей 2 2 2 2 13. Практическая работа № 13 «Спецификация сборочной модели» Задание на дом: оформить в виде таблицы, что входит в конструкторскую документацию детали 14. Практическая работа № 14 «Выполните построение 3D – детали «Крыльчатка вентилятора»» Задание на дом: 2 2 2 10 15. Практическая работа № 15 «Подготовка модели к печати на 3Dпринтере» Задание на дом: повторить пройденный материал. 16. Практическая работа № 16 «Листовая деталь. Создание, построение развертки» Задание на дом: повторить пройденный материал. 2 2 2 2 Консультация Раздел 3.Автоматизация подготовки управляющих программ для станков с ЧПУ Тема 3.1. Содержание учебного материала 3 2 Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) Объем в часах 1 Назначение и возможности современных CAM-систем 2 10. САМ-системы (Назначение CAM-систем. Классификация, структура и состав CAM-систем. Типовые функциональные возможности современных CAM-систем. Примеры современных отечественных и зарубежных CAM-систем: ГеММа 3D, PowerMill, Cimatron CAM.) Задание на дом: повторить пройденный материал. Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить доклад на тему «Назначение, структуру и функциональные возможности современных CAM-систем». Всего: 3 2 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 ОК 01-09 ПК 1.1-1.4 ПК 2.1-2.3 1 54 34 11 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ Требования к материально-техническому обеспечению Для реализации программы учебной дисциплины имеется учебный кабинет «Информатика, информатизация в профессиональной деятельности, программирование ЧПУ, систем автоматизации» 1. Компьютерный стол ученический — 12 шт. 2. Стол ученический — 5 шт.3. Стол учительский - 1 шт. 4. Стул регулируемый мягкий ученический — 12 шт. 5. Стул преподавателя регулируемый офисный — 1 шт. 6. Стул нерегулируемый деревянный ученический — 10 шт. 7. Тумба для учебников - 2шт. 8. Компьютер ученический — 12 шт. 9. Компьютер преподавателя - (системный блок - 1 шт., монитор – 2 шт.) 10. Видеопроектор — 1 шт. 11. Колонки — 2 шт. 12. Компьютерная сеть Свитч D-Link -1 шт. 13. Маршрутизатор Zixel — 1 шт. 14. Принтер лазерный — 1шт. 15. Интерактивная доска – 1 шт. 16. Магнитная доска – 2 шт. 17. Учебно-методическая документация. - операционная система MS Windows XP Professional; - графический редактор «Компас 3Д; - графический редактор Инскейп; - графический редактор Гимп – для работы в трехмерном пространстве, составления перспектив. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь издания: 3.2.1. Печатные, электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе Основные источники: 1. Большаков, В. П. Инженерная и компьютерная графика. Изделия с резьбовыми соединениями: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. П. Большаков, А. В. Чагина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 156 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53407977-7. — Текст: электронный // URL: https://urait.ru/bcode/474776. Дополнительные источники: ЭБС Юрайт [сайт]. — 1. Инженерная и компьютерная графика: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Р. Р. Анамова [и др.]; под общей редакцией Р. Р. Анамовой, С. А. Леоновой, Н. В. Пшеничновой. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 246 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02971-0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471039. 2. http:// www.kompasvideo.ru – видео – уроки по Компас 3D. 3. https://www.youtube.com/watch?v=R0SLs3XFL0A – фильм «Решения АСКОН в сквозной 3D-технологии проектирования; CALS-технология». 12 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Умения: - оформлять конструкторскую и технологическую документацию посредством CAD и CAM систем; наблюдение за деятельностью студента при выполнении практических работ и во время - проектировать технологические процессы с практического обучения, использованием баз данных типовых интерпретация результатов технологических процессов в диалоговом, наблюдения полуавтоматическом и автоматическом режимах; ОК 01-09; ПК 1.1-1.4; ПК 2.1-2.3 ОК 01-09; ПК 1.1-1.4; ПК 2.1-2.3 - создавать трехмерные модели на чертежа; основе собеседование, наблюдение деятельностью студента при ОК 01-09; ПК 1.1-1.4; ПК 2.1-2.3 за выполнении практических работ Знания: - классы и виды CAD и CAM систем, их возможности и принципы функционирования; ОК 01-09; ПК 1.1-1.4; ПК 2.1-2.3 собеседование, проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы - виды операций над 2D и 3D объектами, основы моделирования по сечениям и проекциям; -технические требования к обозначению размеров на чертеже; ОК 01-09; ПК 1.1-1.4; ПК 2.1-2.3 способы создания и визуализации анимированных сцен; особенности подготовки модели к печати на 3Dпринтере. ОК 01-09; ПК 1.1-1.4; ПК 2.1-2.3 собеседование, интерпретация результатов собеседования, решение производственных задач тест. собеседование, интерпретация результатов собеседования, решение производственных задач тест, контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа. 13