ОП.11 САПР технологических процессов и информационные технологии в проф.деятельности

Приложение 32
к ОПОП по специальности
15.02.14 Оснащение средствами автоматизации
технологических процессов и производств (по отраслям)
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области Сухоложский многопрофильный техникум

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОП.11 САПР ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сухой Лог
2024

Рабочая программа учебного предмета разработана на основе требований

Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по профессии 15.02.14 Оснащение средствами
автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям);

Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования;

Федеральной образовательной программы среднего общего образования
и с учетом

Рабочей программы воспитания по профессии 15.02.14 Оснащение средствами
автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям);

Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения
образовательной программы среднего профессионального образования;

Примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «САПР
технологических процессов и информационные технологии в профессиональной
деятельности» для профессиональных образовательных организаций.

Разработчик: Бутаков Д.С., преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП.11 САПР ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рабочая

программа

учебной

дисциплины

разработана

на

основе

Федерального

государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
(далее ФГОС СПО) 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических
процессов и производств(по отраслям)
1.1. Область рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
(специальностям)
СПО
15.02.14
Оснащение
средствами
автоматизации
технологических процессов и производств(по отраслям), квалификация базовой
подготовки – техник.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина общепрофессионального цикла.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания:
Код ПК,
ОК

Умения

Знания

ОК 01-09
ПК 1.1-1.4
ПК 2.1-2.3

оформлять конструкторскую и
технологическую документацию
посредством CAD и CAM систем; проектировать технологические процессы
с использованием баз данных типовых
технологических процессов в диалоговом,
полуавтоматическом и автоматическом
режимах;
создавать трехмерные модели на
основе чертежа;
с помощью программных средств
создать 3D-модель по чертежу1;
с помощью программных средств
создать чертеж по готовой 3D-модели;

классы и виды CAD и CAM
систем, их возможности и принципы
функционирования;
виды операций над 2D и 3D
объектами, основы моделирования по
сечениям и проекциям;
способы создания и
визуализации анимированных сцен;
-технические
требования
к
обозначению размеров на чертеже; особенности подготовки модели к
печати на 3D-принтере;

3

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины: Объем
образовательной нагрузки обучающегося 66 часа, в том числе:
очная форма
обучения
аудиторной нагрузки обучающихся (теоретических занятий,
практических работ)

54

самостоятельной работы обучающихся

2

консультаций
консультаций перед экзаменом

4

Промежуточная аттестация (экзамен)

6

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной нагрузки (всего)
Из них в форме практической подготовки
Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем
в том числе:
теоретических занятий
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект)
консультации

2.1.

Объем часов
66
20
52
20
34
4

Итоговая аттестация в форме Экзамена

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
реферат
сообщение (доклад)
презентация
составление таблиц
работа с источниками

2
2
-

4

2.2.
Содержание учебной дисциплины ОП.11 САПР технологических процессов и информационные технологии в
профессиональной деятельности
Коды компетенций,
Наименование
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
Объем в
формированию
разделов и тем
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
часах
которых
способствует
элемент
программы
1
2
3
4
ОК 01-09
Введение
2
Общие сведения о назначении САПР. Место САПР ТП в
ПК
1.1-1.4
АС ТПП.
ПК 2.1-2.3
Задание на дом: http:// www.kompasvideo.ru скачать и установить дома программу
Компас 3 D.

Раздел 1. Назначение, классификация и особенности, интегрированных САПР (CAD/CAM/CAEсистем)

5

Тема 1.1.
Назначение и
структура
интегрированных
САПР

Содержание учебного материала

2

1. Информационная поддержка изделия на всех этапах жизненного цикла.
Концепция CALS.
Задание на дом: сделать доклад по фильму «Решения АСКОН в сквозной
3D-технологии проектирования;
CALS-технология» на https://www.youtube.com
Содержание учебного материала

2

Тема 1.2.

2

ОК 01-09
ПК 1.1-1.4
ПК 2.1-2.3

Классификация
2. Классификация САПР. Форматы передачи графических данных/
интегрированных
Классификация
универсальных
интегрированных
САПР
по
САПР и методы
функциональным возможностям: «тяжелые», «средние», «легкие»,
обеспечения
многоуровневые. Классификация специализированных интегрированных
взаимосвязи систем
САПР по технологии создания: с традиционной технологией
конструкторского и
программирования, с CASEтехнологией.
технологического
Использование универсальных форматов передачи графических данных
проектирования
(геометрических
моделей)
(DXF,
IGES,
STEP).
Применение
специализированных промежуточных языков описания конструкторско
технологической информации) /.
Задание на дом: Привести примеры использования

Наименование
разделов и тем

1

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

2
САПР Компас в профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить доклад на тему
«CASE-технология».
Раздел 2. Автоматизированные системы технологической подготовки производства (АСТПП)
Тема 2.1.

Содержание учебного материала

ОК 01-09
ПК 1.1-1.4
ПК 2.1-2.3

2

Объем в
часах

3

Коды компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4

1
46
2

6

Основные задачи и 3. Технологическая подготовка производства (ТПП). / Технологическая
функции
готовность автоматизированных систем технологической подготовки
АСТПП. Состав
производства (АСТПП). Функции ТПП. Цель создания АСТПП. Целевые и
АСТПП.
собственные функции АСТПП. Подсистемы общего назначения.
Подсистемы специального назначения. Принципы построения и типовая
структура АСТПП/. Задание на дом: в тетради зарисовать схему
«Жизненный цикл изделия».

2

Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Интерфейс системы. 4. Инструментарий программы Компас-3D
Задание на дом: выполнить урок «начало работы в Компас, панель
Настройка рабочей
среды
«Геометрия» на http:// www.kompasvideo.ru

4
2

2

Практические работы:

Тема 2.3. 2D
проектирование

1. Практическая работа № 1 «Выполнение простейших построений.
Размеры»
Задание на дом: настроить Компас для эффективной
работы http:// www.kompasvideo.ru
Содержание учебного материала
5. Создание чертежей детали. Нанесение размеров

2

18
2

2

ОК 01-09
ПК 1.1-1.4
ПК 2.1-2.3

ОК 01-09
ПК 1.1-1.4
ПК 2.1-2.3

ОК 01-09

7

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем в
часах

1

2

3

Коды компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4

Задание на дом: записать в конспект, какие инструменты входят в режим Геометрия.

ПК 1.1-1.4
ПК 2.1-2.3

6.

Вспомогательные элементы построения
Задание на дом: выполнить построение окружностей с разными координатами
центра

2

7.

Редактирование чертежей
Задание на дом: описать отличие линейного размера от линейного от общей базы.

2

Практические работы:
2.

Практическая работа № 2 «Нанесение размеров на чертеже»
Задание на дом: Подробно описать геометрические примитивы САПР Компас 3D.

2

2

3.

Практическая работа № 3 «Построение детали в разрезе»
Задание на дом: Выполнить построения фрагмента чертежа с использованием
примитивов Многоугольник, окружность, отрезок.

2

2

4.

Практическая работа № 4 «Составной контур»
Задание на дом: привести примеры использования вспомогательных элементов
построения.

2

8

5.

Практическая работа № 5 «Копирование по сетке, кривой, окружности»
Задание на дом: выполнить построение чертежа с применением команды
Копирование по окружности.

2

6.

Практическая работа № 6 «Построение чертежа по

2

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем в
часах

1

2

3

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4

модели»
Задание на дом: записать в конспект требования к обозначению разреза на
чертеже.
Практическая работа № 7 «Использование команды
«Усечение кривой»
Задание на дом: в конспект записать алгоритм выполнения построения
чертежа с по готовой 3D-модели.
Содержание учебного материала
8. Основы твердотельного моделирования
Задание на дом: записать в конспект основные формообразующие операции.
7.

Тема 2.4. 3D
проектирование

Команды
формирования
дополнительных конструктивных
элементов.
Задание на дом: Выполнить построение детали «Болт» с применением
операции Вращение
Практические работы:
9.

2

20
1

1

ОК 01-09
ПК 1.1-1.4
ПК 2.1-2.3

9

8.

Практическая работа № 8 «Построение 3D-детали на основе чертежа»
Задание на дом: записать в конспект параметры построения зеркального
массива.

2

2
Практическая работа № 9 «Создание детали с использованием операций
вырезать выдавливанием» Задание на дом: повторить пройденный
материал.
10. Практическая работа № 10 «Моделирование деталей сборочной единицы
2
«Клапан»
Задание на дом: повторить пройденный материал.
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
Объем в
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
часах

2

9.

Наименование
разделов и тем

1

2

2

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4

3

11. Практическая работа № 11 «Листовая деталь.
Создание, построение развертки»
Задание на дом: привести примеры листового тела.
12. Практическая работа № 12 «Создание сборочной модели»
Задание на дом: записать в конспект основные сопряжения деталей

2

2

2

2

13. Практическая работа № 13 «Спецификация сборочной модели»
Задание на дом: оформить в виде таблицы, что входит в конструкторскую
документацию детали
14. Практическая работа № 14 «Выполните построение 3D – детали
«Крыльчатка вентилятора»» Задание на дом:

2

2

2

10

15. Практическая работа № 15 «Подготовка модели к печати на 3Dпринтере»
Задание на дом: повторить пройденный материал.
16. Практическая работа № 16 «Листовая деталь. Создание, построение
развертки»
Задание на дом: повторить пройденный материал.

2

2

2

2

Консультация
Раздел 3.Автоматизация подготовки управляющих программ для станков с ЧПУ
Тема 3.1.
Содержание учебного материала

3
2

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем в
часах

1
Назначение и
возможности
современных
CAM-систем

2
10. САМ-системы
(Назначение
CAM-систем.
Классификация, структура и состав CAM-систем. Типовые функциональные
возможности
современных
CAM-систем.
Примеры
современных
отечественных и зарубежных CAM-систем: ГеММа 3D, PowerMill, Cimatron
CAM.)
Задание на дом: повторить пройденный материал.
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить доклад на тему «Назначение, структуру и функциональные
возможности современных CAM-систем».
Всего:

3
2

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 01-09
ПК 1.1-1.4
ПК 2.1-2.3

1

54

34

11

3. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

Требования к материально-техническому обеспечению

Для реализации программы учебной дисциплины имеется учебный кабинет
«Информатика,
информатизация
в
профессиональной
деятельности,
программирование ЧПУ, систем автоматизации»
1. Компьютерный стол ученический — 12 шт. 2. Стол ученический — 5 шт.3. Стол
учительский - 1 шт. 4. Стул регулируемый мягкий ученический — 12 шт. 5. Стул
преподавателя регулируемый офисный — 1 шт. 6. Стул нерегулируемый деревянный
ученический — 10 шт. 7. Тумба для учебников - 2шт. 8. Компьютер ученический — 12
шт. 9. Компьютер преподавателя - (системный блок - 1 шт., монитор – 2 шт.) 10.
Видеопроектор — 1 шт. 11. Колонки — 2 шт. 12. Компьютерная сеть Свитч D-Link -1
шт. 13. Маршрутизатор Zixel — 1 шт. 14. Принтер лазерный — 1шт. 15. Интерактивная
доска – 1 шт. 16. Магнитная доска – 2 шт. 17. Учебно-методическая документация.
- операционная система MS Windows XP Professional;
- графический редактор «Компас 3Д;
- графический редактор Инскейп;
- графический редактор Гимп – для работы в трехмерном пространстве, составления
перспектив.
3.2.

Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь издания:
3.2.1. Печатные, электронные образовательные и информационные ресурсы для
использования в образовательном процессе
Основные источники:
1. Большаков, В. П. Инженерная и компьютерная графика. Изделия с резьбовыми
соединениями: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. П.
Большаков, А. В. Чагина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство
Юрайт, 2021. — 156 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53407977-7.
—
Текст: электронный //
URL: https://urait.ru/bcode/474776.
Дополнительные источники:

ЭБС

Юрайт

[сайт].

—

1.
Инженерная и компьютерная графика: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Р. Р. Анамова [и др.]; под общей редакцией Р. Р.
Анамовой, С. А. Леоновой, Н. В. Пшеничновой. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. —
246 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02971-0. — Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471039.
2.
http:// www.kompasvideo.ru – видео – уроки по Компас 3D.
3.
https://www.youtube.com/watch?v=R0SLs3XFL0A – фильм «Решения АСКОН в
сквозной 3D-технологии проектирования; CALS-технология».
12

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий и практических работ, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения

Умения:
- оформлять конструкторскую и технологическую
документацию посредством CAD и CAM систем;

наблюдение
за
деятельностью
студента
при
выполнении
практических работ и во время
- проектировать технологические процессы с
практического
обучения,
использованием
баз
данных
типовых
интерпретация результатов
технологических процессов в диалоговом,
наблюдения
полуавтоматическом и автоматическом режимах;
ОК 01-09; ПК 1.1-1.4; ПК 2.1-2.3

ОК 01-09; ПК 1.1-1.4; ПК 2.1-2.3

-

создавать

трехмерные

модели

на

чертежа;

основе собеседование,
наблюдение
деятельностью студента при

ОК 01-09; ПК 1.1-1.4; ПК 2.1-2.3

за

выполнении практических работ

Знания:
- классы и виды CAD и CAM систем, их
возможности и принципы функционирования;
ОК 01-09; ПК 1.1-1.4; ПК 2.1-2.3

собеседование, проверка выполнения
внеаудиторной
самостоятельной работы

- виды операций над 2D и 3D объектами, основы
моделирования по сечениям и проекциям;
-технические требования к обозначению размеров на
чертеже;
ОК 01-09; ПК 1.1-1.4; ПК 2.1-2.3
способы создания и визуализации
анимированных сцен;
особенности подготовки модели к печати на
3Dпринтере.
ОК 01-09; ПК 1.1-1.4; ПК 2.1-2.3

собеседование,
интерпретация
результатов собеседования, решение
производственных задач тест.

собеседование,
интерпретация
результатов собеседования, решение
производственных
задач
тест,
контрольная работа, внеаудиторная
самостоятельная работа.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».