Приложение 31 к ОПОП по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям) Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области Сухоложский многопрофильный техникум РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОП.10 ПРОЦЕССЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ Сухой Лог 2024 Рабочая программа учебного предмета разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям); Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования; Федеральной образовательной программы среднего общего образования и с учетом Рабочей программы воспитания по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям); Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования; Примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Процессы формообразования и инструменты» для профессиональных образовательных организаций. Разработчик: Насонов С.Д., преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП10 «Процессы формообразования и инструменты» Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям) 1.1. Область рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств, квалификация – Техник. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина общепрофессионального цикла. 1.3. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания: Код ПК, ОК ОК 01-ОК 09 ПК 1.1-1.3 ПК 2.1-2.4 Умения Знания пользоваться справочной документацией по выбору лезвийного инструмента, режимов резания в зависимости от конкретных условий обработки; - выбирать конструкцию лезвийного инструмента в зависимости от конкретных условий обработки; - производить расчет режимов резания при различных видах обработки; - основные методы формообразования заготовок; - основные методы обработки металлов резанием; материалы, применяемые для изготовления лезвийного инструмента; - виды лезвийного инструмента и область его применения; - методику и расчет рациональных режимов резания при различных видах обработки 1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины: Объем образовательной нагрузки обучающегося 52 часа, в том числе: очная форма обучения аудиторной нагрузки обучающихся (теоретических занятий, практических работ) 40 самостоятельной работы обучающихся 2 3 консультаций - консультаций перед экзаменом 4 Промежуточная аттестация (экзамен) 6 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Объем образовательной нагрузки (всего) 52 Из них в форме практической подготовки 18 Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем 40 в том числе: теоретических занятий 22 лабораторные занятия - практические занятия 18 контрольные работы - курсовая работа (проект) - консультации 2 итоговая аттестация в форме Экзамена Самостоятельная работа обучающегося (всего) 2 в том числе: реферат - сообщение (доклад) 2 презентация - составление схем - работа с источниками - 4 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.06 Процессы формообразования и инструменты Коды Наименование Содержание учебного материала, лабораторные и компетенций, разделов и тем практические работы, внеаудиторная (самостоятельная) формировани учебная работа обучающихся Объем В форме ю которых в часа х практической способствует подготовки элемент (час) программы 1 2 3 Введение Содержание учебного материала ОК 01-ОК 09 Роль процессов формообразования в цикле производства деталей 2 ПК 1.1-1.3 1 машин / Виды формообразования, Развитие науки и практики ПК 2.1-2.4 формообразования материалов/ 39 Раздел 1. Обработка металлов резанием Тема 1.1. Содержание учебного материала ОК 01-ОК 09 Основные методы 2 Литейное производство. /Обработка металлов ПК 1.1-1.3 формообразования 2-4 давлением./Задание на дом: подготовить доклад на ПК 2.1-2.4 заготовок тему «Сварочное производство» Тема 1.2. Содержание учебного материала Инструменты 3 Инструменты формообразования в машиностроении. формообразования Задание на дом: подготовить доклад на тему «Материалы для изготовления режущих инструментов». Тема 1.3. Токарная обработка Самостоятельная работа обучающихся: Поиск информации по теме «Металлокерамические материалы.Быстрорежущие стали». Содержание учебного материала 4 Поверхности и характерные плоскости при резании токарными резцами /Углы резца в процессе резания. Типы резцов. Элементы режима резания и срезаемого слоя. Физические явления при токарнойобработке/ Задание на дом: подготовить доклад на тему «Физические явленияпри токарной обработке» 2-6 ОК 01-ОК 09 ПК 1.1-1.3 ПК 2.1-2.4 ОК 01-ОК 09 ПК 1.1-1.3 ПК 2.1-2.4 2-8 ОК 01-ОК 09 ПК 1.1-1.3 ПК 2.1-2.4 Процесс стружкообразования. /Типы стружек. Влияние смазочноохлаждающих технологических средств (СОТС) на процесс резания. 2-10 Сопротивление резанию. Теплообразование при резании и износ режущего инструмента. Практические занятия: 1 Практическая работа № 1. «Расчет и конструирование токарных 2 резцов» Задание на дом: оформить отчет 2 Практическая работа № 2. «Расчет режимов резания при точении» Задание на дом: оформить отчет 2 Содержание учебного материала 6 Основные сведения о металлорежущих станках. /Эксплуатация и 2-12 обслуживание станков. Типовые узлы станков/ Задание на дом: Выполнить опорный конспект по методике расчета кинематических схем станков Практические занятия: 3 Практическая работа № 3. «Составление кинематических схем 2 токарного станка с ЧПУ» Задание на дом: оформить отчет 4 Практическая работа № 4. «Составление кинематических схем 2 фрезерного станка с ЧПУ» Задание на дом: оформить отчет Содержание учебного материала 7 Геометрия сверла, части и элементы спирального сверла. /Формы заточки сверла. Элементы режимов резания и среза при сверлении. 2-14 Силы, действующие на сверло и мощность, потребная на резание. Износ сверла. Стойкость сверл./ Задание на дом: подготовить доклад на тему « Процесс зенкерования и развертывания». Практические занятия: 5 Тема 1.4. Металлорежущие станки Тема 1.6. Обработка материалов сверлением, зенкерованием и развертыванием 2 ОК 01-ОК 09 ПК 1.1-1.3 ПК 2.1-2.4 2 ОК 01-ОК 09 ПК 1.1-1.3 ПК 2.1-2.4 2 ОК 01-ОК 09 ПК 1.1-1.3 ПК 2.1-2.4 2 ОК 01-ОК 09 ПК 1.1-1.3 ПК 2.1-2.4 6 5 Практическая работа № 5. (деление на подгруппы) «Изучение геометрии спирального сверла и его заточка» Задание на дом: оформить отчет Практическая работа № 6. . (деление на подгруппы ) «Технология обработки наружных и торцовых поверхностей» Задание на дом: оформить отчет Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить доклад по теме «Сверление и расточные станки. Радиальносверлильные станки. Многошпиндельные сверлильные станки для глубокого сверления. Универсальные горизонтально-расточные станки» Содержание учебного материала 8 Обработка материалов цилиндрическими фрезами. /Назначение и основные движения. Геометрия цилиндрических фрез. Элементы режимов резания и срезаемого слоя при цилиндрическом фрезеровании. Встречное и попутное фрезерование. Сила резания и мощность при фрезеровании. Обработка материалов торцовыми фрезами. Геометрия торцовых фрез./ Задание на дом: Подготовить конспект на проверку. Практические занятия: 7 Практическая работа № 7. . (деление на подгруппы) « Технология обработки отверстий» 8 Практическая работа № 8. . (деление на подгруппы ) «Технология обработки конических поверхностей и нарезания резьб». Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебной литературой «Длительные головки. Виды, конструкция, назначение. Методы простого и комбинированного деления» Содержание учебного материала 9 Виды шлифования. /Шлифовальные круги и их характеристика. 6 Тема 1.7. Обработка металлов фрезерование Тема 1.8. Обработка металлов 2 2 2 2 1 ОК 01-ОК 09 ПК 1.1-1.3 ПК 2.1-2.4 2-16 2 2 2 2 ОК 01-ОК 09 ПК 1.1-1.3 ПК 2.1-2.4 2 2-18 ОК 01- ОК 09 ПК 1.1-1.3 ПК 2.1-2.4 7 шлифованием Тема 1.9. Обработка металлов протягиванием Тема 1.10. Резьбонарезание Маркировка шлифовального инструмента/. Содержание учебного материала 1 0 Процесс протягивания. /Схемы резания при протягивании./ Задание на дом: работа с учебной литературой «Конструкция протяжек». Содержание учебного материала 1 Методы образования резьбы. 1 Задание на дом: выполнить опорный конспект «Нарезание зубчатых колес методом копирования и методом обкатки». Консультация Консультация Экзамен Всего: 2 ОК 01-ОК 09 2-20 ПК 1.1-1.3 ПК 2.1-2.4 ОК 01-ОК 09 ПК 1.1-1.3 ПК 2.1-2.4 2-22 2 2 2 7 40 18 8 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к материально-техническому обеспечению Для реализации программы учебной дисциплины имеется учебный кабинет «Технология автоматизированного машиностроения. Формообразование и инструмент» Оборудование учебного кабинета: 1.Стол учительский -1 шт. 2. Стул учительский -1 шт. 3. Столы ученические -15 шт. 4.Стулья ученические - 30 шт. 5.Шкаф тумбовый -1шт. 6. Классная доска. 7.Экран – 1 шт. 8. Мультимедийный проектор – 1 шт. 9. Компьютер -1 шт. 10. Принтер - 1 шт.11. комплект учебно-методических материалов; 12. нормативная и техническая документация; 13.средства технических измерений;14.стенды и плакаты по разделам дисциплины Перечень помещений, необходимых для создания условий реализации компонентов образовательной программы - выполнения практических и лабораторных работ, предоставляемых профильными организациями в рамках договора о практической подготовке обучающихся: Акционерное общество «Сухоложский огнеупорный завод» (в соответствии с договором о практической подготовке): Мастерская «Механообрабатывающая с участком слесарной обработки». 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Печатные издания: 1. Баранов Д.А. Процессы и аппараты. - М.: Академия,2018 2. Иванов Б.К. Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике. Ростов н/Д: Феникс,2019 Электронные ресурсы: 1. Раскин, А. М. Классическое архитектурное формообразование: учебное пособие для вузов / А. М. Раскин; под науч. ред. С. В. Голынца. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 131 с. — (Серия: Университеты России). — ISBN 978-5-534-02552-1. 3. http://window.edu.ru/resource/805/45805 электронный практикум в «Единое окно доступа к информационным ресурсам». 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Результаты обучения Основные показатели оценки Методы оценок (освоенные умения, результата усвоенные знания) уметь: - устанавливать режимы резания Экспертная оценка - пользоваться справочной в соответствии с нормативно- результатов практического документацией по выбору справочной документацией; задания лезвийного инструмента, обосновывать выбор Тестирование, Экзамен режимов резания в лезвийного инструмента в зависимости от конкретных условий обработки; - выбирать конструкцию лезвийного инструмента в зависимости от конкретных условий обработки; производить расчет режимов резания при различных видах обработки; знать: основные методы формообразования заготовок; основные методы обработки металлов резанием; - материалы, применяемые для изготовления лезвийного инструмента; виды лезвийного инструмента и область его применения; - методику и расчет рациональных режимов резания при различных видах обработки зависимости от условий обработки; - определять режимы резания при различных видах обработки; различать методы формообразования заготовок; - понимание и обоснование выбора методов обработки металлов резанием; - классификация материалов согласно их режущих свойств; - классификация и область применения режущих инструментов; - последовательность расчетов режимов резания при различных видах обработки. 10