Приложение 31
к ОПОП по специальности
15.02.14 Оснащение средствами автоматизации
технологических процессов и производств(по отраслям)
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области Сухоложский многопрофильный техникум
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОП.10 ПРОЦЕССЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ
Сухой Лог
2024
Рабочая программа учебного предмета разработана на основе требований
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования по специальности 15.02.14 Оснащение средствами
автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям);
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования;
Федеральной образовательной программы среднего общего образования
и с учетом
Рабочей программы воспитания по специальности 15.02.14 Оснащение средствами
автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям);
Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения
образовательной программы среднего профессионального образования;
Примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Процессы
формообразования и инструменты» для профессиональных образовательных организаций.
Разработчик: Насонов С.Д., преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»
1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОП10 «Процессы формообразования и инструменты»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
(далее ФГОС СПО) 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических
процессов и производств(по отраслям)
1.1. Область рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям)
СПО 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и
производств, квалификация – Техник.
1.2. Место
учебной
дисциплины
в
структуре
основной
профессиональной
образовательной программы: дисциплина общепрофессионального цикла.
1.3. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания:
Код ПК,
ОК
ОК 01-ОК 09
ПК 1.1-1.3
ПК 2.1-2.4
Умения
Знания
пользоваться
справочной
документацией по выбору лезвийного
инструмента, режимов резания в
зависимости от конкретных условий
обработки;
- выбирать конструкцию лезвийного
инструмента
в
зависимости
от
конкретных условий обработки;
- производить расчет режимов резания
при различных видах обработки;
- основные методы формообразования
заготовок;
- основные методы обработки металлов
резанием;
материалы,
применяемые
для
изготовления лезвийного инструмента;
- виды лезвийного инструмента и
область его применения;
- методику и расчет рациональных
режимов резания при различных видах
обработки
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Объем образовательной нагрузки обучающегося 52 часа, в том числе:
очная форма обучения
аудиторной нагрузки обучающихся (теоретических
занятий, практических работ)
40
самостоятельной работы обучающихся
2
3
консультаций
-
консультаций перед экзаменом
4
Промежуточная аттестация (экзамен)
6
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Объем образовательной нагрузки (всего)
52
Из них в форме практической подготовки
18
Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем
40
в том числе:
теоретических занятий
22
лабораторные занятия
-
практические занятия
18
контрольные работы
-
курсовая работа (проект)
-
консультации
2
итоговая аттестация в форме Экзамена
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
2
в том числе:
реферат
-
сообщение (доклад)
2
презентация
-
составление схем
-
работа с источниками
-
4
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.06 Процессы формообразования и инструменты
Коды
Наименование
Содержание учебного материала, лабораторные и
компетенций,
разделов и тем
практические работы, внеаудиторная (самостоятельная)
формировани
учебная работа обучающихся
Объем
В форме
ю которых
в часа х практической
способствует
подготовки
элемент
(час)
программы
1
2
3
Введение
Содержание учебного материала
ОК 01-ОК 09
Роль процессов формообразования в цикле производства деталей
2
ПК 1.1-1.3
1 машин / Виды формообразования, Развитие науки и практики
ПК 2.1-2.4
формообразования материалов/
39
Раздел 1. Обработка металлов резанием
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
ОК 01-ОК 09
Основные методы 2 Литейное производство. /Обработка металлов
ПК 1.1-1.3
формообразования
2-4
давлением./Задание на дом: подготовить доклад на
ПК 2.1-2.4
заготовок
тему «Сварочное производство»
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
Инструменты
3 Инструменты формообразования в машиностроении.
формообразования
Задание на дом: подготовить доклад на тему «Материалы для
изготовления режущих инструментов».
Тема 1.3.
Токарная
обработка
Самостоятельная работа обучающихся:
Поиск информации по теме
«Металлокерамические
материалы.Быстрорежущие стали».
Содержание учебного материала
4 Поверхности и характерные плоскости при резании
токарными резцами /Углы резца в процессе резания. Типы
резцов. Элементы режима резания и срезаемого слоя. Физические
явления при токарнойобработке/
Задание на дом: подготовить доклад на тему «Физические
явленияпри токарной обработке»
2-6
ОК 01-ОК 09
ПК 1.1-1.3
ПК 2.1-2.4
ОК 01-ОК 09
ПК 1.1-1.3
ПК 2.1-2.4
2-8
ОК 01-ОК 09
ПК 1.1-1.3
ПК 2.1-2.4
Процесс стружкообразования. /Типы стружек. Влияние смазочноохлаждающих технологических средств (СОТС) на процесс резания.
2-10
Сопротивление резанию. Теплообразование при резании и износ
режущего инструмента.
Практические занятия:
1 Практическая работа № 1. «Расчет и конструирование токарных
2
резцов»
Задание на дом: оформить отчет
2 Практическая работа № 2. «Расчет режимов резания при точении»
Задание на дом: оформить отчет
2
Содержание учебного материала
6 Основные сведения о металлорежущих станках. /Эксплуатация и
2-12
обслуживание станков. Типовые узлы станков/
Задание на дом: Выполнить опорный конспект по методике расчета
кинематических схем станков
Практические занятия:
3 Практическая работа № 3. «Составление кинематических схем
2
токарного станка с ЧПУ»
Задание на дом: оформить отчет
4 Практическая работа № 4. «Составление кинематических схем
2
фрезерного станка с ЧПУ»
Задание на дом: оформить отчет
Содержание учебного материала
7 Геометрия сверла, части и элементы спирального сверла. /Формы
заточки сверла. Элементы режимов резания и среза при сверлении. 2-14
Силы, действующие на сверло и мощность, потребная на резание.
Износ сверла. Стойкость сверл./
Задание на дом: подготовить доклад на тему « Процесс зенкерования
и развертывания».
Практические занятия:
5
Тема 1.4.
Металлорежущие
станки
Тема 1.6.
Обработка
материалов
сверлением,
зенкерованием и
развертыванием
2
ОК 01-ОК 09
ПК 1.1-1.3
ПК 2.1-2.4
2
ОК 01-ОК 09
ПК 1.1-1.3
ПК 2.1-2.4
2
ОК 01-ОК 09
ПК 1.1-1.3
ПК 2.1-2.4
2
ОК 01-ОК 09
ПК 1.1-1.3
ПК 2.1-2.4
6
5 Практическая работа № 5. (деление на подгруппы)
«Изучение геометрии спирального сверла и его заточка»
Задание на дом: оформить отчет
Практическая работа № 6. . (деление на подгруппы )
«Технология обработки наружных и торцовых поверхностей»
Задание на дом: оформить отчет
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить доклад по теме «Сверление и расточные станки. Радиальносверлильные станки. Многошпиндельные сверлильные станки для
глубокого сверления. Универсальные горизонтально-расточные станки»
Содержание учебного материала
8 Обработка материалов цилиндрическими фрезами. /Назначение и
основные движения. Геометрия цилиндрических фрез. Элементы
режимов резания и срезаемого слоя при цилиндрическом
фрезеровании. Встречное и попутное фрезерование. Сила резания и
мощность при фрезеровании.
Обработка материалов торцовыми фрезами. Геометрия торцовых
фрез./
Задание на дом: Подготовить конспект на проверку.
Практические занятия:
7 Практическая работа № 7. . (деление на подгруппы)
« Технология обработки отверстий»
8 Практическая работа № 8. . (деление на подгруппы )
«Технология обработки конических поверхностей и нарезания
резьб».
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с учебной литературой «Длительные головки. Виды, конструкция,
назначение. Методы простого и комбинированного деления»
Содержание учебного материала
9 Виды шлифования. /Шлифовальные круги и их характеристика.
6
Тема 1.7.
Обработка
металлов
фрезерование
Тема 1.8.
Обработка
металлов
2
2
2
2
1
ОК 01-ОК 09
ПК 1.1-1.3
ПК 2.1-2.4
2-16
2
2
2
2
ОК 01-ОК 09
ПК 1.1-1.3
ПК 2.1-2.4
2
2-18
ОК 01- ОК 09
ПК 1.1-1.3
ПК 2.1-2.4
7
шлифованием
Тема 1.9.
Обработка
металлов
протягиванием
Тема 1.10.
Резьбонарезание
Маркировка шлифовального инструмента/.
Содержание учебного материала
1
0
Процесс протягивания. /Схемы резания при протягивании./
Задание на дом: работа с учебной литературой «Конструкция
протяжек».
Содержание учебного материала
1 Методы образования резьбы.
1 Задание на дом: выполнить опорный конспект «Нарезание зубчатых
колес методом копирования и методом обкатки».
Консультация
Консультация
Экзамен
Всего:
2
ОК 01-ОК 09
2-20
ПК 1.1-1.3
ПК 2.1-2.4
ОК 01-ОК 09
ПК 1.1-1.3
ПК 2.1-2.4
2-22
2
2
2
7
40
18
8
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины имеется учебный кабинет
«Технология автоматизированного машиностроения. Формообразование и инструмент»
Оборудование учебного кабинета:
1.Стол учительский -1 шт. 2. Стул учительский -1 шт. 3. Столы ученические -15 шт.
4.Стулья ученические - 30 шт. 5.Шкаф тумбовый -1шт. 6. Классная доска. 7.Экран – 1 шт.
8. Мультимедийный проектор – 1 шт. 9. Компьютер -1 шт. 10. Принтер - 1 шт.11. комплект
учебно-методических материалов; 12. нормативная и техническая документация;
13.средства технических измерений;14.стенды и плакаты по разделам дисциплины
Перечень помещений, необходимых для создания условий реализации компонентов
образовательной программы - выполнения практических и лабораторных работ,
предоставляемых профильными организациями в рамках договора о практической подготовке
обучающихся:
Акционерное общество «Сухоложский огнеупорный завод» (в соответствии с
договором о практической подготовке): Мастерская «Механообрабатывающая с участком
слесарной обработки».
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Печатные издания:
1. Баранов Д.А. Процессы и аппараты. - М.: Академия,2018
2. Иванов Б.К. Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике. Ростов н/Д: Феникс,2019
Электронные ресурсы:
1. Раскин, А. М. Классическое архитектурное формообразование: учебное пособие
для вузов / А. М. Раскин; под науч. ред. С. В. Голынца. — М.: Издательство Юрайт,
2018. — 131 с. — (Серия: Университеты России). — ISBN 978-5-534-02552-1.
3. http://window.edu.ru/resource/805/45805 электронный практикум в «Единое окно
доступа к информационным ресурсам».
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, а
также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
Основные показатели оценки
Методы оценок
(освоенные умения,
результата
усвоенные знания)
уметь:
- устанавливать режимы резания Экспертная
оценка
- пользоваться справочной в соответствии с нормативно- результатов практического
документацией по выбору справочной документацией;
задания
лезвийного инструмента, обосновывать
выбор
Тестирование, Экзамен
режимов резания в
лезвийного инструмента в
зависимости
от
конкретных
условий
обработки;
- выбирать конструкцию
лезвийного инструмента в
зависимости
от
конкретных
условий
обработки;
производить
расчет
режимов резания при
различных
видах
обработки;
знать:
основные
методы
формообразования
заготовок;
основные
методы
обработки
металлов
резанием;
- материалы, применяемые
для
изготовления
лезвийного инструмента;
виды
лезвийного
инструмента и область его
применения;
- методику и расчет
рациональных
режимов
резания при различных
видах обработки
зависимости
от
условий
обработки;
- определять режимы резания
при
различных
видах
обработки;
различать
методы
формообразования заготовок;
- понимание и обоснование
выбора
методов обработки
металлов резанием;
- классификация материалов
согласно их режущих свойств;
- классификация и область
применения
режущих
инструментов;
- последовательность расчетов
режимов резания при различных
видах обработки.
10