Приложение 20 к ОПОП по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям) Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области Сухоложский многопрофильный техникум РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЕН.02. ИНФОРМАЦИОННОЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Сухой Лог 2024 Рабочая программа учебного предмета разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям); Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования; Рабочей программы воспитания по профессии 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям); Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования; «информационное технологии в профессиональной деятельности» для профессиональных образовательных организаций. Разработчик: Бутаков Д.С., преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» 2 СОДЕРЖАНИЕ стр. 4 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального образовательного стандарта среднего профессионального образования ( далее ФГОС СПО) 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям). 1.1. Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям), квалификация базовой подготовки – техник. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина математического и обще естественно-научного цикла. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: Код ПК,ОК ОК 02. ОК 03. ОК 05. ОК 09. ПК 1.1. ПК.1.2. ПК1.3 ПК 1.4. ПК 2.4. ПК 2.5. ПК 3.1. ПК4.1. Умения Знания - выполнять расчеты с - базовые системные программные использованием Прикладных компьютерных программ; продукты и пакеты прикладных программ; - использовать сеть Интернет и ее - основные положения и принципы возможности для организации опера- построения системы обработки и петивного обмена информацией; редачи информации; - использовать технологии сбора, - устройство компьютерных сетей и размещения, хранения, накопления, сетевых технологий обработки и пепреобразования и передачи данных в редачи информации; профессионально ориентированных - методы и приемы обеспечения ининформационных системах; формационной безопасности; - обрабатывать и анализировать ин- - методы и средства сбора, обраформацию с применением программ- ботки, хранения, передачи и накопных средств и вычислительной тех- ления информации; ники; - общий состав и структуру персо- получать информацию в локальных нальных электронно-вычислительи глобальных компьютерных сетях; ных машин (ЭВМ) и вычислитель- применять графические редакторы ных систем; для создания и редактирования изоб- - основные принципы, методы и ражений; свойства информационных и теле- применять компьютерные про- коммуникационных технологий, их граммы для поиска информации, со- эффективность ставления и оформления документов и презентаций 4 1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины: Объем образовательной нагрузки обучающегося 50 ч а с о в , в том числе: очная форма обучения 44 аудиторной нагрузки обучающихся (теоретических занятий, практических работ) самостоятельной работы обучающихся 2 консультаций 2 промежуточная аттестация (дифференциро- 2 ванный зачет) 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Объем образовательной нагрузки (всего) 50 Из них в форме практической подготовки 20 Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем 48 в том числе: теоретических занятий 12 лабораторные занятия - практические занятия 32 контрольные работы - курсовая работа (проект) - консультации 2 Промежуточная аттестация (в форме Дифференцированного зачета) 2 Самостоятельная работа обучающегося (всего) 2 в том числе: сообщение (доклад) - презентация - составление таблиц - работа с источниками 2 5 2.2. Содержание учебной дисциплины ЕН.02 «Информационное технологии в профессиональной деятельности» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практиОбъем в из них в Коды комческие занятия, самостоятельная работа обучающихся часах форме петенций, практи- формироческой ванию коподготорых спотовки собствует элемент программы 1 2 3 4 5 Раздел 1. Информационные процессы и программное обеспечение ПК. 2 Содержание учебного материала ОК 02, 1 Информация. Информационные процессы. Информационное ОК 03, общество. Программное обеспечение ПК. / Основные опредеОК 05, ления. Свойства информации. Способы представления инфорОК 09, мации. Единицы хранения и измерения информации. ИнформаПК 1.4 Тема 1.1 Информационные проционные процессы. Определение программного обеспечения ПК 1.5 2 цессы и программное обеспечение ПК 2.4 компьютера, классификация программного обеспечения. НазнаПК чение и принципы использования системного и прикладного программного обеспечения. ПК 2.5 Задание на дом: привести примеры различных технических ПК 3.1 средств, реализующих разные способы представления инфорПК 4.1 мации Раздел 2. Технологии сбора, хранения, обработки, передачи и представления информации. 10 Содержание учебного материала 2 Тема 2.1 Технологии сбора и хранения информации. 2 Методы сбора информации. Структуры хранения данных./ Методы сбора информации и технические средства, выбираемые в зависимости от вида информации. Структуры хранения данных. Задание на дом: составить схему «Структуры хранения данных» Практические занятия 1 Практическая работа № 1. Сканирование и распознавание текстовых и графических материалов. Задание на дом: оформить отчет 2 ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 09, ПК 1.4 ПК 1.5 ПК 2.4 6 Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем в часах из них в форме практической подготовки 1 2 3 4 Содержание учебного материала Процедуры обработки информации. Основные этапы обработки 3 Тема 2.2. Технологический процесс обработки информации. Способы и режимы обработки информации информации. / Централизованные и децентрализованные способы обработки информации. Пакетные и диалоговые режимы обработки информации. Задание на дом: привести примеры систем, использующих пакетные режимы обработки информации Самостоятельная работа обучающихся Просмотрите Интернет-ресурсы и создайте презентацию ( не менее 5 1 слайдов) по теме «Трудоустройство через Интернет» Тема 2.3. Технологии передачи и представления информации Содержание учебного материала Каналы передачи информации. Процессы воспроизведения и 4 отображения информации. / Каналы передачи информации. Классифиция по различным признакам: по назначению, по характеру линий связи, по диапазону частот, по характеру сигналов на входе и выходе каналов и т. п. Задание на дом: назвать методы цифровой обработки сигналов. Раздел 3. Технологии обработки информации. 2 2 2 26 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 5 ПК 2.5 ПК 3.1 ПК 4.1 ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 09, ПК 1.4 ПК 1.5 ПК 2.4 ПК 2.5 ПК 3.1 ПК 4.1 ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 09, ОК 10, ПК 1.4 ПК 1.5 ПК 2.4 ПК 2.5 ПК 3.1 ПК 4.1 7 Наименование разделов и тем 1 Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся 2 Содержание учебного материала Модели и методы решения задач обработки информации / 5 Модели и методы решения задач обработки информации (генерация отчетов, поддержка принятия решений, анализ данных) Задание на дом: ответить на вопрос «Что таков интеллектуальный интерфейс?» Практические занятия 2 Практическая работа № 2. Текстовый редактор MS Word. Редактирование и форматирование текста. Использование стилей. Задание на дом: оформить отчет 3 Практическая работа № 3. Текстовый редактор MS Word. Создание списков и таблиц, использование колонок. Задание на дом: Тема 3.1. Информационные Практическая работа № 4. Текстовый редактор MS Word. Сотехнологии для обработки текстовой 4 здание и редактирование графических объектов. и числовой информации Задание на дом: оформить отчет 5 Практическая работа № 5. Табличный процессор MS Excel. Ввод данных и форматирование таблицы Задание на дом: 6 Практическая работа № 6. Табличный процессор MS Excel. Вставка формул и встроенных функций Задание на дом: оформить отчет Объем в часах из них в форме практической подготовки 3 4 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 5 2 ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 09, ПК 1.3 ПК 1.4 ПК 1.5 ПК 2.4 ПК 2.5 ПК 3.1 ПК 4.1 2 2 2 2 2 2 2 2 8 Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практи- ческие занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем в часах из них в форме практич еской подготов ки 2 Практическая работа № 7. Табличный процессор MS Excel. Использование ссылок: относительных, абсолютных и смешанных. Задание на дом: 3 2 4 2 8 Практическая работа № 8. Табличный процессор MS Excel. Визуализация расчетных данных. Задание на дом: оформить отчет 2 2 9 Практическая работа № 9. Табличный процессор MS Excel. Поиск решения анализа данных. Задание на дом: 2 2 10 Практическая работа № 10. Демонстрационная графика MS PowerPoint.Создание и проведение презентаций. Задание на дом: оформить отчет 2 2 11 Практическая работа № 11. Демонстрационная графика MS PowerPoint.Создание электронных презентаций. Задание на дом: 2 2 12 Практическая работа № 12. Расчетно-логическая система MathCAD. Выполнение вычислений в символьном режиме Задание на дом: оформить отчет 2 2 13 Практическая работа № 13. Расчетно-логическая система MathCAD. Построение двумерных и трехмерных графиков. Задание на дом: 2 2 1 7 Консультация 2 Раздел 4. Технологии хранения и поиска информации. Содержание учебного материала 8 Коды компетенци й, формирова нию которых способствуе т элемент программы 5 20 ОК 02, 9 Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся 1 2 6 Тема 4.1. Общие сведения о СУБД и разработка баз данных. Основные требования к СУБД. /Архитектура БД. Проектирование БД. Реляционные БД. Постановка задачи в MS Access. Концептуальная и логическая модель базы данных. / Задание на дом: ответить на вопрос «На какие категории делятся современные СУБД» Практические занятия 14 Практическая работа № 14. Работа с готовой базой данных в Объем в часах из них в форме практи ческой подгото вки 3 2 4 2 MS Access 15 Задание на дом: Практическая работа № 15. Создание таблиц БД в MS Access 2 Коды компетенц ий, формиров анию которых способству ет элемент программы 5 ОК 03, ОК 05, ОК 09, ПК 1.3 ПК 1.4 ПК 1.5 ПК 2.4 ПК 2.5 ПК 3.1 ПК 4.1 (ввод, сохранение, изменение записей, использование шаблонов). 16 Задание на дом: Практическая работа № 16. Создание таблиц БД в MS Access. 2 Связи. Операции поиска и фильтрации данных. Задание на дом: Дифференцированный зачет ВСЕГО: 2 50 10 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к материально-техническому обеспечению программы учебной дисциплины имеется кабинет «Информатика, информатизация в профессиональной деятельности, программирование ЧПУ, систем автоматизации» Для реализации Оборудование учебного кабинета 1. Компьютерный стол ученический — 12 шт. 2. Стол ученический — 5 шт.3. Стол учительский - 1 шт. 4. Стул регулируемый мягкий ученический — 12 шт. 5. Стул преподавателя регулируемый офисный — 1 шт. 6. Стул нерегулируемый деревянный ученический — 10 шт. 7. Тумба для учебников - 2шт. 8. Компьютер ученический — 12 шт. 9. Компьютер преподавателя - (системный блок - 1 шт., монитор – 2 шт.) 10. Видеопроектор — 1 шт. 11. Колонки — 2 шт. 12. Компьютерная сеть Свитч D-Link -1 шт. 13. Маршрутизатор Zixel — 1 шт. 14. Принтер лазерный — 1шт. 15. Интерактивная доска – 1 шт. 16. Магнитная доска – 2 шт. 17. Учебно-методическая документация. - операционная система MS Windows XP Professional; - графический редактор «Компас 3Д; - графический редактор Инскейп; - графический редактор Гимп – для работы в трехмерном пространстве, составления перспектив 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь издания: 3.2.1. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе Основная литература: 1. Синаторов С.В. Информационные технологии. - М.: «Дашков и К», 2015 2. Карташов Б.А., Привалов А.С. Компьютерные технологии и микропроцессорные средства в автоматическом управлении. -Ростов н/Дону. -Феникс. 2013 3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы): 1. Куприянов Д.В. Информационное обеспечение профессиональной деятельности. Учебник и практикум для СПО, М: Юрайт, 2019. 2. Советов Б.Я., Цехановский В.В. Трофимов В.В. Информационные технологии 6-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО (отв. ред.) Информационные технологии (в 2-х Т.), М: Юрайт, 2019. 3. http://www.edu.ru 4. http://inf.1september.ru 5. http://www.ipo.spb.ru/journal/ 6. http://www.it-education.ru 7. http://www.phis.org.ru/informatika/ 8. http://www.klyaksa.net 9. http://www.5byte.ru/ 11 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляются преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения Формы и методы контроля и (освоенные умения, усвоенные знания) оценки результатов обучения 1 2 Умения: - выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ; наблюдение за деятельностью студента при выполнении практических заданий - использовать сеть Интернет и ее возможности собеседование, интерпретация для организации оперативного обмена ин- результатов наблюдения и формацией; собеседования - использовать технологии сбора, размещения, наблюдение за деятельностью хранения, накопления, преобразования и пере- студента при выполнении дачи практических заданий данных в профессионально ориентированных информационных системах; - обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и наблюдение за деятельностью студента при выполнении практических заданий вычислительной техники; - получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях; собеседование, интерпретация результатов наблюдения и собеседования - применять графические редакторы для наблюдение за деятельностью создания и редактирования изображений; студента при выполнении практических заданий - применять компьютерные программы для наблюдение за деятельностью поиска информации, составления и оформления студента при выполнении документов и презентаций практических заданий, собеседование, интерпретация результатов наблюдения и собеседования 12 Результаты обучения Формы и методы контроля и (освоенные умения, усвоенные знания) оценки результатов обучения 1 2 Знания: - базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ; тестирование, собеседование, интерпретация результатов собеседования - основные положения и принципы построения тестирование, собеседование, системы обработки и передачи информации; интерпретация результатов собеседования - устройство компьютерных сетей и сетевых тестирование, собеседование, технологий обработки и передачи информации; интерпретация результатов - методы и приемы обеспечения информационной безопасности; тестирование, собеседование, интерпретация результатов, контрольная работа - методы и средства сбора, обработки, хранения, тестирование, собеседование, передачи и накопления информации; интерпретация результатов собеседования - общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и тестирование, собеседование, интерпретация результатов собеседования, вычислительных систем; - основные принципы, методы и свойства наблюдение за деятельностью информационных и телекоммуникационных студента при выполнении технологий, их эффективность практических заданий, собеседование, интерпретация результатов наблюдения и собеседования 13