Приложение 14
к ОПОП по специальности
15.02.14 Оснащение средствами автоматизации
технологических процессов и производств(по отраслям)
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области Сухоложский многопрофильный техникум
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ДУП.01 ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
Сухой Лог
2024
Рабочая программа учебного предмета разработана на основе требований
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования по профессии 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации
технологических процессов и производств (по отраслям);
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования;
Федеральной образовательной программы среднего общего образования
и с учетом
Рабочей программы воспитания по профессии 15.02.14 Оснащение средствами
автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям);
Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения
образовательной программы среднего профессионального образования;
Примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Введение в
специальность» для профессиональных образовательных организаций.
Разработчик: Быкова Н.А., преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»
1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ЭК.01 ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее
ФГОС СПО) 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и
производств (по отраслям).
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы
подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 15.02.14 Оснащение средствами
автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям) квалификация - техник.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: предмет Общепрофессионального цикла.
1.3 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания:
Код ПК,
ОК
ОК 01. ОК 09.
ПК 1.1
- ПК4.4.
Умения
использовать основные
законы
и
принципы
теоретической электротехники
и
электроники
в
профессиональной
деятельности;
читать
принципиальные электрические
схемы устройств; - измерять и
рассчитывать
параметры
электрических
цепей;
анализировать
электронные
схемы;
правильно
эксплуатировать
электрооборудование;
использовать
электронные
приборы и устройства.
Знания
-
физические процессы,
протекающие
в проводниках,
полупроводниках и диэлектриках,
свойства электротехнических материалов;
основные законы электротехники и
методы расчета электрических цепей;
условно-графические
обозначения
электрического оборудования;
принципы получения, передачи и
использования электрической энергии; основы теории электрических машин; - виды
электроизмерительных приборов и приемы их
использования;
базовые электронные элементы и
схемы;
виды электронных приборов и
устройств; - релейно-контактные и
микропроцессорные системы управления:
состав и правила построения;
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Объем образовательной нагрузки обучающегося 72 часов по очной форме обучения, в том
числе:
аудиторной нагрузки обучающихся (теоретических занятий,
практических работ)
самостоятельной работы обучающихся
70
-
консультаций
консультаций перед экзаменом
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
2
2
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной нагрузки (всего)
Из них в форме практической подготовки
Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем
в том числе:
теоретических занятий
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект)
консультации
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
Объем часов
72
30
70
22
60
2
2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ЭК.01 Введение в специальность
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
1
2
Содержание учебного материала
Введение
История развития автоматизации. /История развития техники и
машиностроения в России. Особенности Автоматизации технологических
1
процессов как учебной дисциплины. Этапы развития автоматизации./
Задание на дом: Подготовить примеры перспективных ресурсосберегающих
технологий в машиностроительной отрасли
Понятия механизации и автоматизации. /Цели и задачи, решаемые
2
автоматизацией./
Задание на дом: Записать в тетрадь виды автоматизации.
Практические занятия:
1
2
Практическая работа №1 Проекты и труды русских ученых. /Проекты и
труды русских ученых, создавших основу технологии машиностроения как
науки../
Задание на дом: Написать эссе /«Пути развития техники и технологии
машиностроения на современном этапе»/
Практическая работа № 2. Кибернетика - как наука. /Наука об управлении
сложными динамическими системами./
Задание на дом: Составить схему /Связь кибернетики с другими науками/
Содержание учебного материала
1.
Индустриализация. / Индустриализация. Автоматизация производственных
процессов середины XIX века (Механические системы управления)./
Задание на дом: Подготовить доклад / Механические системы управления /
Коды
компетенций,
формированию
которых
из них в
Всего
способствует
форме
элемент
практической
программы
подготовки
5
3
4
Объем часов
4
ОК 01. - ОК 09.
ПК 1.1 - ПК4.4
2
2
4
2
2
4
2
ОК 01. - ОК 09.
ПК 1.1 - ПК4.4
Тема 1. История
механизации и
автоматизации.
2.
Развитие вычислительной техники. / Введение электромеханических систем
конец XIX века начало ХХ века./
Задание на дом: Подготовить доклад / Развитие вычислительной техники /
Практические занятия:
Практическая работа № 3. Механизмы античного мира. /Первые
самодействующие устройств. Паровые машины/
1.
Задание на дом: Подготовить презентацию /Зарождение и развитие
машиностроительной отрасли/
Практическая работа № 4. Эволюция отрасли. /Эволюция основного
2.
технологического оборудования в машиностроительной отрасли./ Задание на
дом: Составить словарь проф. терминов
Практическая работа № 5. Системы ЧПУ. /Системы ЧПУ. Автоматизация
информационно-управляющих процессов./
3.
Задание на дом: Составить словарь проф. терминов
Практическая работа № 6. Экскурсия на предприятия города Задание
4.
на дом: Написать эссе про предприятие
Практическая работа № 6. Экскурсия на предприятия города (продолжение)
5.
Задание на дом: Написать эссе про предприятие
Практическая работа № 6. Экскурсия на предприятия города(продолжение)
6.
Задание на дом: Написать эссе про предприятие
Содержание учебного материала
Тема 1.2
Автоматическое
управление
Понятие управления. /Система управления, управляющее и возмущающее
1.
воздействие на объект. Цель управления, ее формализация./ Задание на дом:
Сформулировать цель управления
Основные принципы управления. /Разомкнутая и замкнутая системы
управления. Преимущества и недостатки различных систем управления.
2.
Элементы систем автоматического управления: измерительной, управляющей и
исполнительной./
Задание на дом: Составить таблицу /достоинств и недостатков/
Практические занятия
2
12
ОК 01. - ОК 09.
ПК 1.1 - ПК4.4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
2
2
10
ОК 01. - ОК 09.
ПК 1.1 - ПК4.4
Практическая работа№ 7. АСУТП (Автоматизированная система управления
технологическими процессами). /Структура АСУТП. Технические средства.
1.
Программное обеспечение./
Задание на дом: Рассмотреть структуру АСУТП
Практическая работа № 8. Экскурсия на предприятия города Задание
2.
на дом: Написать эссе про предприятие
Практическая работа № 8. Экскурсия на предприятия города (продолжение)
3.
Задание на дом: Написать эссе про предприятие
Практическая работа № 8. Экскурсия на предприятия города (продолжение)
4.
Задание на дом: Написать эссе про предприятие
Практическая работа № 9. Задача управления ТП. /Критерий управления.
5.
Цель управления. Объект управления. Алгоритм управления./ Задание на
дом: Письменно составить алгоритм управления
Содержание учебного материала
Профессиональная деятельность. /Область профессиональной деятельности.
Объекты
профессиональной деятельности. Виды профессиональной
1
деятельности./
Задание на дом: Записать виды проф. деят-ти
Тема
1.3
Задачи профессиональной деятельности. /Квалификационные требования к
Особенности
технику. Критерии оценки квалификации техника./
2
подготовки
Задание на дом: Найти и познакомиться с должностными обязанностями
по профилю
«Слесаря КИПиА»
«Оснащение средствами
Практические занятия
автоматизации
технологических
процессов и
производств»
Практическая работа № 10. Специалист – техник. Задание
на дом: Написание эссе на заданную тему
Практическая работа № 11. Экскурсия на предприятия города
2.
Задание на дом: Написать эссе про предприятие
Практическая работа № 11. Экскурсия на предприятия города (продолжение)
3.
Задание на дом: Написать эссе про предприятие
Практическая работа № 11. Экскурсия на предприятия города (продолжение)
4.
Задание на дом: Написать эссе про предприятие
Содержание учебного материала
1.
ОК 01. - ОК 09.
ПК 1.1 - ПК4.4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
ОК 01. - ОК 09.
ПК 1.1 - ПК4.4
2
2
2
8
2
2
2
2
8
2
2
2
2
ОК 01. - ОК 09.
ПК 1.1 - ПК4.4
Тема 1.4 Основные
направления развития
автоматизации в
машиностроении
Автоматические линии и их классификация. /Краткая характеристика
1
современных машиностроительных производств./
Задание на дом: Выучить основные понятия и направления автоматизации.
Применение робототехники. /Концепция гибких переналаживаемых систем.
Понятие комплексной автоматизации./
2
Задание на дом: Записать тезисы по теме /Интегрированные системы
проектирования и управления/
Основы взаимозаменяемости. Виды.
3
Задание на дом: Создать таблицу по видам взаимозаменяемости.
Допуски и посадки в ЕСДП. / Консультация
4
Задание на дом: Выучить основные понятия
Практические занятия
Практическая работа № 12. Промышленные роботы. Задание
на дом: Написать эссе про предприятие
Практическая работа № 13. Экскурсия на предприятия города Задание
2.
на дом: Написать эссе про предприятие
Практическая работа № 13. Экскурсия на предприятия города
3.
(продолжение)
Задание на дом: Написать эссе про предприятие
Практическая работа № 13. Экскурсия на предприятия города
4.
(продолжение)
Задание на дом: Написать эссе про предприятие
Содержание учебного материала
1.
Тема 1.5
Безопасность труда и
обеспечение
безопасности
жизнедеятельности
Задачи в области безопасности жизнедеятельности. /Требования
1
безопасности к производственному оборудованию. Пожарная безопасность./
Задание на дом: Выучить требования пожарной безопасности
Электробезопасность.
2
Задание на дом: Выучить требования электробезопасноси
Практические занятия
1.
Практическая работа № 14. Актуальные проблемы охраны окружающей
среды.
Задание на дом: Оформить отчет
ОК 01. - ОК 09.
ПК 1.1 - ПК4.4
2
2
2
2
8
2
2
2
ОК 01. - ОК 09.
ПК 1.1 - ПК4.4
2
2
2
2
2
4
ОК 01. - ОК 09.
ПК 1.1 - ПК4.4
2
2
8
2
2
ОК 01. - ОК 09.
ПК 1.1 - ПК4.4
2.
3.
4.
Практическая работа № 15. Экскурсия на предприятия города Задание
на дом: Написать эссе про предприятие
Практическая работа № 15. Экскурсия на предприятия города
(продолжение)
Задание на дом: Написать эссе про предприятие
Практическая работа № 15. Экскурсия на предприятия города
(продолжение)
Задание на дом: Написать эссе про предприятие
2
2
2
2
2
2
Консультации
4
Дифференцированный зачет
2
Всего
72
30
3
3.1
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Программа учебной дисциплины реализуется в учебных кабинетах 206,308 и 412.
Оборудование лаборатории: Стол компьютерный – 11 шт., компьютеры – 9 шт., столы – 14 шт.,
стул ученический – 28 шт., стул преподавателя -1 шт., проекционный комплект (ноутбук, проектор,
экран) – 1 шт.,
3.2. Информационное обеспечение обучения реализации программы
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Печатные издания:
1.
Технология машиностроения: учебник и практикум для среднего профессионального
образования / А. В. Тотай [и др.]; под общей редакцией А. В. Тотая. — 2-е изд., испр. и доп. —
Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 241 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 9785534-09041-3. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469655
2.
Марголит, Р. Б. Технология машиностроения: учебник для среднего профессионального
образования / Р. Б. Марголит. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 413 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05223-7. — Текст: электронный // ЭБС
Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471773
Электронные издания (электронные ресурсы): 1. Сайт «Основы технологии машиностроения».
Мир книг Режим доступа: http://mirknig.com/knigi/nauka_ucheba/1181127392-osnovy-tekhnologiimashinostroenija.html 2.
Библиотека машиностроителя [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.lib-bkm.ru
2. http://www.novsu.ru/file/799425 задачи по технологии машиностроения.
3. https://studopedia.su/10_156942_raznostniy-pokazatel-ti.html
машиностроении.
-
конспект
лекций
по
Нормативные документы:
1. Приказ Минобрнауки России от 18.04.2014 №350 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по
специальности 15.02.08 Технология машиностроения" (Зарегистрировано в Минюсте России
22.07.2014 N 33204).
4
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
4.1 Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Результаты обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)
Умения
Пользоваться нормативной и
технической литературой
Формы и методы контроля и оценки результатов
обучения
Осуществлять поиск и
использование информации,
необходимой для дальнейшего
обучения в колледже по
специальности
Проверка текущий опрос (устный, письменный, по
карточкам, с применением компьютера), тестирование,
контрольные работы, презентации, рефераты, доклады,
эссе. дифференцированный зачет.
Проверка текущий опрос (устный, письменный, по
карточкам, с применением компьютера), тестирование,
контрольные работы, презентации, рефераты, доклады,
эссе. дифференцированный зачет.
Знания
историю развития механизации и
автоматизации
Проверка текущий опрос (устный, письменный, по
карточкам, с применением компьютера), тестирование,
контрольные работы, презентации, рефераты, доклады,
эссе. дифференцированный зачет.
образовательную программу и
требования к выпускникам по
направлению подготовки
15.02.14 Оснащение средствами
автоматизации технологических
процессов и производств
основные тенденции и направления
развития автоматизации в
машиностроении
Проверка текущий опрос (устный, письменный, по
карточкам, с применением компьютера), тестирование,
контрольные работы, презентации, рефераты, доклады,
эссе. дифференцированный зачет.
задачи в области
безопасности
жизнедеятельности
Проверка текущий опрос (устный, письменный, по
карточкам, с применением компьютера), тестирование,
контрольные
работы,
презентации
дифференцированный зачет.
Проверка текущий опрос (устный, письменный, по
карточкам, с применением компьютера), тестирование,
контрольные работы, презентации, рефераты, доклады,
эссе. дифференцированный зачет.
возможные перспективы
профессиональной
карьеры
Проверка текущий опрос (устный, письменный, по
карточкам, с применением компьютера), тестирование,
контрольные работы, презентации, рефераты, доклады,
эссе. дифференцированный зачет.
Общие компетенции
ОК 1. Понимать сущность и
социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную
деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать
их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в
стандартных и нестандартных
ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и
использование информации,
необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
Проверка текущий опрос (устный, письменный,
по карточкам, с применением компьютера),
контрольные работы, презентации, рефераты,
доклады, эссе. дифференцированный зачет.
Проверка текущий опрос (устный, письменный,
по карточкам, с применением компьютера),
контрольные работы, презентации, рефераты,
доклады, эссе. дифференцированный зачет.
Проверка
текущий
опрос
(устный,
письменный, по карточкам, с применением
компьютера),
контрольные
работы,
презентации, рефераты, доклады, эссе.
дифференцированный зачет.
Проверка
текущий
опрос
(устный,
письменный, по карточкам, с применением
компьютера),
контрольные
работы,
презентации, рефераты, доклады, эссе.
дифференцированный зачет.
Проверка текущий опрос (устный, письменный,
по карточкам, с применением компьютера),
контрольные работы, презентации, рефераты,
доклады, эссе. дифференцированный зачет.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, Проверка
текущий
опрос
(устный,
эффективно общаться с коллегами,
письменный, по карточкам, с применением
руководством, потребителями
компьютера),
контрольные
работы,
презентации, рефераты, доклады, эссе.
дифференцированный зачет.
ОК 7. Брать на себя ответственность за Проверка
текущий
опрос
(устный,
письменный, по карточкам, с применением
работу членов команды
контрольные
работы,
(подчиненных), результат выполнения компьютера),
презентации,
рефераты,
доклады,
эссе.
заданий.
дифференцированный зачет.
ОК 8. Самостоятельно определять
Проверка
текущий
опрос
(устный,
письменный, по карточкам, с применением
задачи профессионального и
компьютера),
контрольные
работы,
личностного развития, заниматься
презентации, рефераты, доклады, эссе.
самообразованием, осознанно
дифференцированный зачет.
планировать повышение
квалификации
ОК 9. Ориентироваться в условиях
частой смены технологий в
профессиональной деятельности
Проверка:
текущий
опрос
(устный,
письменный, по карточкам, с применением
компьютера),
контрольные
работы,
презентации,
рефераты,
доклады, эссе.
дифференцированный зачет.