Приложение 14 к ОПОП по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям) Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области Сухоложский многопрофильный техникум РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ДУП.01 ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ Сухой Лог 2024 Рабочая программа учебного предмета разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям); Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования; Федеральной образовательной программы среднего общего образования и с учетом Рабочей программы воспитания по профессии 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям); Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования; Примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Введение в специальность» для профессиональных образовательных организаций. Разработчик: Быкова Н.А., преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭК.01 ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям). 1.1 Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям) квалификация - техник. 1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: предмет Общепрофессионального цикла. 1.3 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания: Код ПК, ОК ОК 01. ОК 09. ПК 1.1 - ПК4.4. Умения использовать основные законы и принципы теоретической электротехники и электроники в профессиональной деятельности; читать принципиальные электрические схемы устройств; - измерять и рассчитывать параметры электрических цепей; анализировать электронные схемы; правильно эксплуатировать электрооборудование; использовать электронные приборы и устройства. Знания - физические процессы, протекающие в проводниках, полупроводниках и диэлектриках, свойства электротехнических материалов; основные законы электротехники и методы расчета электрических цепей; условно-графические обозначения электрического оборудования; принципы получения, передачи и использования электрической энергии; основы теории электрических машин; - виды электроизмерительных приборов и приемы их использования; базовые электронные элементы и схемы; виды электронных приборов и устройств; - релейно-контактные и микропроцессорные системы управления: состав и правила построения; 1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины: Объем образовательной нагрузки обучающегося 72 часов по очной форме обучения, в том числе: аудиторной нагрузки обучающихся (теоретических занятий, практических работ) самостоятельной работы обучающихся 70 - консультаций консультаций перед экзаменом Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) 2 2 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной нагрузки (всего) Из них в форме практической подготовки Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем в том числе: теоретических занятий лабораторные занятия практические занятия контрольные работы курсовая работа (проект) консультации Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета Объем часов 72 30 70 22 60 2 2 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ЭК.01 Введение в специальность Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) 1 2 Содержание учебного материала Введение История развития автоматизации. /История развития техники и машиностроения в России. Особенности Автоматизации технологических 1 процессов как учебной дисциплины. Этапы развития автоматизации./ Задание на дом: Подготовить примеры перспективных ресурсосберегающих технологий в машиностроительной отрасли Понятия механизации и автоматизации. /Цели и задачи, решаемые 2 автоматизацией./ Задание на дом: Записать в тетрадь виды автоматизации. Практические занятия: 1 2 Практическая работа №1 Проекты и труды русских ученых. /Проекты и труды русских ученых, создавших основу технологии машиностроения как науки../ Задание на дом: Написать эссе /«Пути развития техники и технологии машиностроения на современном этапе»/ Практическая работа № 2. Кибернетика - как наука. /Наука об управлении сложными динамическими системами./ Задание на дом: Составить схему /Связь кибернетики с другими науками/ Содержание учебного материала 1. Индустриализация. / Индустриализация. Автоматизация производственных процессов середины XIX века (Механические системы управления)./ Задание на дом: Подготовить доклад / Механические системы управления / Коды компетенций, формированию которых из них в Всего способствует форме элемент практической программы подготовки 5 3 4 Объем часов 4 ОК 01. - ОК 09. ПК 1.1 - ПК4.4 2 2 4 2 2 4 2 ОК 01. - ОК 09. ПК 1.1 - ПК4.4 Тема 1. История механизации и автоматизации. 2. Развитие вычислительной техники. / Введение электромеханических систем конец XIX века начало ХХ века./ Задание на дом: Подготовить доклад / Развитие вычислительной техники / Практические занятия: Практическая работа № 3. Механизмы античного мира. /Первые самодействующие устройств. Паровые машины/ 1. Задание на дом: Подготовить презентацию /Зарождение и развитие машиностроительной отрасли/ Практическая работа № 4. Эволюция отрасли. /Эволюция основного 2. технологического оборудования в машиностроительной отрасли./ Задание на дом: Составить словарь проф. терминов Практическая работа № 5. Системы ЧПУ. /Системы ЧПУ. Автоматизация информационно-управляющих процессов./ 3. Задание на дом: Составить словарь проф. терминов Практическая работа № 6. Экскурсия на предприятия города Задание 4. на дом: Написать эссе про предприятие Практическая работа № 6. Экскурсия на предприятия города (продолжение) 5. Задание на дом: Написать эссе про предприятие Практическая работа № 6. Экскурсия на предприятия города(продолжение) 6. Задание на дом: Написать эссе про предприятие Содержание учебного материала Тема 1.2 Автоматическое управление Понятие управления. /Система управления, управляющее и возмущающее 1. воздействие на объект. Цель управления, ее формализация./ Задание на дом: Сформулировать цель управления Основные принципы управления. /Разомкнутая и замкнутая системы управления. Преимущества и недостатки различных систем управления. 2. Элементы систем автоматического управления: измерительной, управляющей и исполнительной./ Задание на дом: Составить таблицу /достоинств и недостатков/ Практические занятия 2 12 ОК 01. - ОК 09. ПК 1.1 - ПК4.4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 2 2 10 ОК 01. - ОК 09. ПК 1.1 - ПК4.4 Практическая работа№ 7. АСУТП (Автоматизированная система управления технологическими процессами). /Структура АСУТП. Технические средства. 1. Программное обеспечение./ Задание на дом: Рассмотреть структуру АСУТП Практическая работа № 8. Экскурсия на предприятия города Задание 2. на дом: Написать эссе про предприятие Практическая работа № 8. Экскурсия на предприятия города (продолжение) 3. Задание на дом: Написать эссе про предприятие Практическая работа № 8. Экскурсия на предприятия города (продолжение) 4. Задание на дом: Написать эссе про предприятие Практическая работа № 9. Задача управления ТП. /Критерий управления. 5. Цель управления. Объект управления. Алгоритм управления./ Задание на дом: Письменно составить алгоритм управления Содержание учебного материала Профессиональная деятельность. /Область профессиональной деятельности. Объекты профессиональной деятельности. Виды профессиональной 1 деятельности./ Задание на дом: Записать виды проф. деят-ти Тема 1.3 Задачи профессиональной деятельности. /Квалификационные требования к Особенности технику. Критерии оценки квалификации техника./ 2 подготовки Задание на дом: Найти и познакомиться с должностными обязанностями по профилю «Слесаря КИПиА» «Оснащение средствами Практические занятия автоматизации технологических процессов и производств» Практическая работа № 10. Специалист – техник. Задание на дом: Написание эссе на заданную тему Практическая работа № 11. Экскурсия на предприятия города 2. Задание на дом: Написать эссе про предприятие Практическая работа № 11. Экскурсия на предприятия города (продолжение) 3. Задание на дом: Написать эссе про предприятие Практическая работа № 11. Экскурсия на предприятия города (продолжение) 4. Задание на дом: Написать эссе про предприятие Содержание учебного материала 1. ОК 01. - ОК 09. ПК 1.1 - ПК4.4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 ОК 01. - ОК 09. ПК 1.1 - ПК4.4 2 2 2 8 2 2 2 2 8 2 2 2 2 ОК 01. - ОК 09. ПК 1.1 - ПК4.4 Тема 1.4 Основные направления развития автоматизации в машиностроении Автоматические линии и их классификация. /Краткая характеристика 1 современных машиностроительных производств./ Задание на дом: Выучить основные понятия и направления автоматизации. Применение робототехники. /Концепция гибких переналаживаемых систем. Понятие комплексной автоматизации./ 2 Задание на дом: Записать тезисы по теме /Интегрированные системы проектирования и управления/ Основы взаимозаменяемости. Виды. 3 Задание на дом: Создать таблицу по видам взаимозаменяемости. Допуски и посадки в ЕСДП. / Консультация 4 Задание на дом: Выучить основные понятия Практические занятия Практическая работа № 12. Промышленные роботы. Задание на дом: Написать эссе про предприятие Практическая работа № 13. Экскурсия на предприятия города Задание 2. на дом: Написать эссе про предприятие Практическая работа № 13. Экскурсия на предприятия города 3. (продолжение) Задание на дом: Написать эссе про предприятие Практическая работа № 13. Экскурсия на предприятия города 4. (продолжение) Задание на дом: Написать эссе про предприятие Содержание учебного материала 1. Тема 1.5 Безопасность труда и обеспечение безопасности жизнедеятельности Задачи в области безопасности жизнедеятельности. /Требования 1 безопасности к производственному оборудованию. Пожарная безопасность./ Задание на дом: Выучить требования пожарной безопасности Электробезопасность. 2 Задание на дом: Выучить требования электробезопасноси Практические занятия 1. Практическая работа № 14. Актуальные проблемы охраны окружающей среды. Задание на дом: Оформить отчет ОК 01. - ОК 09. ПК 1.1 - ПК4.4 2 2 2 2 8 2 2 2 ОК 01. - ОК 09. ПК 1.1 - ПК4.4 2 2 2 2 2 4 ОК 01. - ОК 09. ПК 1.1 - ПК4.4 2 2 8 2 2 ОК 01. - ОК 09. ПК 1.1 - ПК4.4 2. 3. 4. Практическая работа № 15. Экскурсия на предприятия города Задание на дом: Написать эссе про предприятие Практическая работа № 15. Экскурсия на предприятия города (продолжение) Задание на дом: Написать эссе про предприятие Практическая работа № 15. Экскурсия на предприятия города (продолжение) Задание на дом: Написать эссе про предприятие 2 2 2 2 2 2 Консультации 4 Дифференцированный зачет 2 Всего 72 30 3 3.1 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Программа учебной дисциплины реализуется в учебных кабинетах 206,308 и 412. Оборудование лаборатории: Стол компьютерный – 11 шт., компьютеры – 9 шт., столы – 14 шт., стул ученический – 28 шт., стул преподавателя -1 шт., проекционный комплект (ноутбук, проектор, экран) – 1 шт., 3.2. Информационное обеспечение обучения реализации программы Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Печатные издания: 1. Технология машиностроения: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. В. Тотай [и др.]; под общей редакцией А. В. Тотая. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 241 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 9785534-09041-3. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469655 2. Марголит, Р. Б. Технология машиностроения: учебник для среднего профессионального образования / Р. Б. Марголит. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 413 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05223-7. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471773 Электронные издания (электронные ресурсы): 1. Сайт «Основы технологии машиностроения». Мир книг Режим доступа: http://mirknig.com/knigi/nauka_ucheba/1181127392-osnovy-tekhnologiimashinostroenija.html 2. Библиотека машиностроителя [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.lib-bkm.ru 2. http://www.novsu.ru/file/799425 задачи по технологии машиностроения. 3. https://studopedia.su/10_156942_raznostniy-pokazatel-ti.html машиностроении. - конспект лекций по Нормативные документы: 1. Приказ Минобрнауки России от 18.04.2014 №350 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.08 Технология машиностроения" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.07.2014 N 33204). 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. 4.1 Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Умения Пользоваться нормативной и технической литературой Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для дальнейшего обучения в колледже по специальности Проверка текущий опрос (устный, письменный, по карточкам, с применением компьютера), тестирование, контрольные работы, презентации, рефераты, доклады, эссе. дифференцированный зачет. Проверка текущий опрос (устный, письменный, по карточкам, с применением компьютера), тестирование, контрольные работы, презентации, рефераты, доклады, эссе. дифференцированный зачет. Знания историю развития механизации и автоматизации Проверка текущий опрос (устный, письменный, по карточкам, с применением компьютера), тестирование, контрольные работы, презентации, рефераты, доклады, эссе. дифференцированный зачет. образовательную программу и требования к выпускникам по направлению подготовки 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств основные тенденции и направления развития автоматизации в машиностроении Проверка текущий опрос (устный, письменный, по карточкам, с применением компьютера), тестирование, контрольные работы, презентации, рефераты, доклады, эссе. дифференцированный зачет. задачи в области безопасности жизнедеятельности Проверка текущий опрос (устный, письменный, по карточкам, с применением компьютера), тестирование, контрольные работы, презентации дифференцированный зачет. Проверка текущий опрос (устный, письменный, по карточкам, с применением компьютера), тестирование, контрольные работы, презентации, рефераты, доклады, эссе. дифференцированный зачет. возможные перспективы профессиональной карьеры Проверка текущий опрос (устный, письменный, по карточкам, с применением компьютера), тестирование, контрольные работы, презентации, рефераты, доклады, эссе. дифференцированный зачет. Общие компетенции ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Проверка текущий опрос (устный, письменный, по карточкам, с применением компьютера), контрольные работы, презентации, рефераты, доклады, эссе. дифференцированный зачет. Проверка текущий опрос (устный, письменный, по карточкам, с применением компьютера), контрольные работы, презентации, рефераты, доклады, эссе. дифференцированный зачет. Проверка текущий опрос (устный, письменный, по карточкам, с применением компьютера), контрольные работы, презентации, рефераты, доклады, эссе. дифференцированный зачет. Проверка текущий опрос (устный, письменный, по карточкам, с применением компьютера), контрольные работы, презентации, рефераты, доклады, эссе. дифференцированный зачет. Проверка текущий опрос (устный, письменный, по карточкам, с применением компьютера), контрольные работы, презентации, рефераты, доклады, эссе. дифференцированный зачет. ОК 6. Работать в коллективе и команде, Проверка текущий опрос (устный, эффективно общаться с коллегами, письменный, по карточкам, с применением руководством, потребителями компьютера), контрольные работы, презентации, рефераты, доклады, эссе. дифференцированный зачет. ОК 7. Брать на себя ответственность за Проверка текущий опрос (устный, письменный, по карточкам, с применением работу членов команды контрольные работы, (подчиненных), результат выполнения компьютера), презентации, рефераты, доклады, эссе. заданий. дифференцированный зачет. ОК 8. Самостоятельно определять Проверка текущий опрос (устный, письменный, по карточкам, с применением задачи профессионального и компьютера), контрольные работы, личностного развития, заниматься презентации, рефераты, доклады, эссе. самообразованием, осознанно дифференцированный зачет. планировать повышение квалификации ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности Проверка: текущий опрос (устный, письменный, по карточкам, с применением компьютера), контрольные работы, презентации, рефераты, доклады, эссе. дифференцированный зачет.