ДУП.01 Введение в специальность

Приложение 14
к ОПОП по специальности
15.02.14 Оснащение средствами автоматизации
технологических процессов и производств(по отраслям)
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области Сухоложский многопрофильный техникум

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ДУП.01 ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Сухой Лог
2024

Рабочая программа учебного предмета разработана на основе требований
 Федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования по профессии 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации
технологических процессов и производств (по отраслям);
 Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования;
 Федеральной образовательной программы среднего общего образования
и с учетом
 Рабочей программы воспитания по профессии 15.02.14 Оснащение средствами
автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям);
 Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения
образовательной программы среднего профессионального образования;
 Примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Введение в
специальность» для профессиональных образовательных организаций.

Разработчик: Быкова Н.А., преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»

1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ЭК.01 ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее
ФГОС СПО) 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и
производств (по отраслям).
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы
подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 15.02.14 Оснащение средствами
автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям) квалификация - техник.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: предмет Общепрофессионального цикла.
1.3 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания:
Код ПК,
ОК
ОК 01. ОК 09.
ПК 1.1
- ПК4.4.

Умения

использовать основные
законы
и
принципы
теоретической электротехники
и
электроники
в
профессиональной
деятельности;
читать
принципиальные электрические
схемы устройств; - измерять и
рассчитывать
параметры
электрических
цепей;
анализировать
электронные
схемы;
правильно
эксплуатировать
электрооборудование;
использовать
электронные
приборы и устройства.

Знания

-

физические процессы,
протекающие
в проводниках,
полупроводниках и диэлектриках,
свойства электротехнических материалов;
основные законы электротехники и
методы расчета электрических цепей;
условно-графические
обозначения
электрического оборудования;
принципы получения, передачи и
использования электрической энергии; основы теории электрических машин; - виды
электроизмерительных приборов и приемы их
использования;
базовые электронные элементы и
схемы;
виды электронных приборов и
устройств; - релейно-контактные и
микропроцессорные системы управления:
состав и правила построения;

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Объем образовательной нагрузки обучающегося 72 часов по очной форме обучения, в том
числе:
аудиторной нагрузки обучающихся (теоретических занятий,
практических работ)
самостоятельной работы обучающихся

70
-

консультаций
консультаций перед экзаменом
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2
2

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной нагрузки (всего)
Из них в форме практической подготовки
Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем
в том числе:
теоретических занятий
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект)
консультации
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

Объем часов
72
30
70
22
60
2
2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ЭК.01 Введение в специальность
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

1

2
Содержание учебного материала

Введение

История развития автоматизации. /История развития техники и
машиностроения в России. Особенности Автоматизации технологических
1
процессов как учебной дисциплины. Этапы развития автоматизации./
Задание на дом: Подготовить примеры перспективных ресурсосберегающих
технологий в машиностроительной отрасли
Понятия механизации и автоматизации. /Цели и задачи, решаемые
2
автоматизацией./
Задание на дом: Записать в тетрадь виды автоматизации.
Практические занятия:

1

2

Практическая работа №1 Проекты и труды русских ученых. /Проекты и
труды русских ученых, создавших основу технологии машиностроения как
науки../
Задание на дом: Написать эссе /«Пути развития техники и технологии
машиностроения на современном этапе»/
Практическая работа № 2. Кибернетика - как наука. /Наука об управлении
сложными динамическими системами./
Задание на дом: Составить схему /Связь кибернетики с другими науками/

Содержание учебного материала
1.

Индустриализация. / Индустриализация. Автоматизация производственных
процессов середины XIX века (Механические системы управления)./
Задание на дом: Подготовить доклад / Механические системы управления /

Коды
компетенций,
формированию
которых
из них в
Всего
способствует
форме
элемент
практической
программы
подготовки
5
3
4

Объем часов

4
ОК 01. - ОК 09.
ПК 1.1 - ПК4.4

2

2
4

2

2
4
2

ОК 01. - ОК 09.
ПК 1.1 - ПК4.4

Тема 1. История
механизации и
автоматизации.

2.

Развитие вычислительной техники. / Введение электромеханических систем
конец XIX века начало ХХ века./
Задание на дом: Подготовить доклад / Развитие вычислительной техники /

Практические занятия:
Практическая работа № 3. Механизмы античного мира. /Первые
самодействующие устройств. Паровые машины/
1.
Задание на дом: Подготовить презентацию /Зарождение и развитие
машиностроительной отрасли/
Практическая работа № 4. Эволюция отрасли. /Эволюция основного
2.
технологического оборудования в машиностроительной отрасли./ Задание на
дом: Составить словарь проф. терминов
Практическая работа № 5. Системы ЧПУ. /Системы ЧПУ. Автоматизация
информационно-управляющих процессов./
3.
Задание на дом: Составить словарь проф. терминов
Практическая работа № 6. Экскурсия на предприятия города Задание
4.
на дом: Написать эссе про предприятие
Практическая работа № 6. Экскурсия на предприятия города (продолжение)
5.
Задание на дом: Написать эссе про предприятие
Практическая работа № 6. Экскурсия на предприятия города(продолжение)
6.
Задание на дом: Написать эссе про предприятие
Содержание учебного материала

Тема 1.2
Автоматическое
управление

Понятие управления. /Система управления, управляющее и возмущающее
1.
воздействие на объект. Цель управления, ее формализация./ Задание на дом:
Сформулировать цель управления
Основные принципы управления. /Разомкнутая и замкнутая системы
управления. Преимущества и недостатки различных систем управления.
2.
Элементы систем автоматического управления: измерительной, управляющей и
исполнительной./
Задание на дом: Составить таблицу /достоинств и недостатков/
Практические занятия

2

12
ОК 01. - ОК 09.
ПК 1.1 - ПК4.4

2

2

2
2
2
2

2
2
2

4
2

2

10

ОК 01. - ОК 09.
ПК 1.1 - ПК4.4

Практическая работа№ 7. АСУТП (Автоматизированная система управления
технологическими процессами). /Структура АСУТП. Технические средства.
1.
Программное обеспечение./
Задание на дом: Рассмотреть структуру АСУТП
Практическая работа № 8. Экскурсия на предприятия города Задание
2.
на дом: Написать эссе про предприятие
Практическая работа № 8. Экскурсия на предприятия города (продолжение)
3.
Задание на дом: Написать эссе про предприятие
Практическая работа № 8. Экскурсия на предприятия города (продолжение)
4.
Задание на дом: Написать эссе про предприятие
Практическая работа № 9. Задача управления ТП. /Критерий управления.
5.
Цель управления. Объект управления. Алгоритм управления./ Задание на
дом: Письменно составить алгоритм управления
Содержание учебного материала
Профессиональная деятельность. /Область профессиональной деятельности.
Объекты
профессиональной деятельности. Виды профессиональной
1
деятельности./
Задание на дом: Записать виды проф. деят-ти
Тема
1.3
Задачи профессиональной деятельности. /Квалификационные требования к
Особенности
технику. Критерии оценки квалификации техника./
2
подготовки
Задание на дом: Найти и познакомиться с должностными обязанностями
по профилю
«Слесаря КИПиА»
«Оснащение средствами
Практические занятия
автоматизации
технологических
процессов и
производств»

Практическая работа № 10. Специалист – техник. Задание
на дом: Написание эссе на заданную тему
Практическая работа № 11. Экскурсия на предприятия города
2.
Задание на дом: Написать эссе про предприятие
Практическая работа № 11. Экскурсия на предприятия города (продолжение)
3.
Задание на дом: Написать эссе про предприятие
Практическая работа № 11. Экскурсия на предприятия города (продолжение)
4.
Задание на дом: Написать эссе про предприятие
Содержание учебного материала
1.

ОК 01. - ОК 09.
ПК 1.1 - ПК4.4

2
2
2
2

2
2
2
2

2
4
ОК 01. - ОК 09.
ПК 1.1 - ПК4.4

2
2
2
8
2
2
2
2
8

2
2
2
2

ОК 01. - ОК 09.
ПК 1.1 - ПК4.4

Тема 1.4 Основные
направления развития
автоматизации в
машиностроении

Автоматические линии и их классификация. /Краткая характеристика
1
современных машиностроительных производств./
Задание на дом: Выучить основные понятия и направления автоматизации.
Применение робототехники. /Концепция гибких переналаживаемых систем.
Понятие комплексной автоматизации./
2
Задание на дом: Записать тезисы по теме /Интегрированные системы
проектирования и управления/
Основы взаимозаменяемости. Виды.
3
Задание на дом: Создать таблицу по видам взаимозаменяемости.
Допуски и посадки в ЕСДП. / Консультация
4
Задание на дом: Выучить основные понятия
Практические занятия
Практическая работа № 12. Промышленные роботы. Задание
на дом: Написать эссе про предприятие
Практическая работа № 13. Экскурсия на предприятия города Задание
2.
на дом: Написать эссе про предприятие
Практическая работа № 13. Экскурсия на предприятия города
3.
(продолжение)
Задание на дом: Написать эссе про предприятие
Практическая работа № 13. Экскурсия на предприятия города
4.
(продолжение)
Задание на дом: Написать эссе про предприятие
Содержание учебного материала
1.

Тема 1.5
Безопасность труда и
обеспечение
безопасности
жизнедеятельности

Задачи в области безопасности жизнедеятельности. /Требования
1
безопасности к производственному оборудованию. Пожарная безопасность./
Задание на дом: Выучить требования пожарной безопасности
Электробезопасность.
2
Задание на дом: Выучить требования электробезопасноси
Практические занятия
1.

Практическая работа № 14. Актуальные проблемы охраны окружающей
среды.
Задание на дом: Оформить отчет

ОК 01. - ОК 09.
ПК 1.1 - ПК4.4

2

2

2
2
8
2
2

2

ОК 01. - ОК 09.
ПК 1.1 - ПК4.4

2
2

2
2
2
4
ОК 01. - ОК 09.
ПК 1.1 - ПК4.4

2
2
8
2
2

ОК 01. - ОК 09.
ПК 1.1 - ПК4.4

2.
3.

4.

Практическая работа № 15. Экскурсия на предприятия города Задание
на дом: Написать эссе про предприятие
Практическая работа № 15. Экскурсия на предприятия города
(продолжение)
Задание на дом: Написать эссе про предприятие
Практическая работа № 15. Экскурсия на предприятия города
(продолжение)
Задание на дом: Написать эссе про предприятие

2

2
2

2
2
2

Консультации

4

Дифференцированный зачет

2

Всего

72

30

3
3.1

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Программа учебной дисциплины реализуется в учебных кабинетах 206,308 и 412.
Оборудование лаборатории: Стол компьютерный – 11 шт., компьютеры – 9 шт., столы – 14 шт.,

стул ученический – 28 шт., стул преподавателя -1 шт., проекционный комплект (ноутбук, проектор,
экран) – 1 шт.,
3.2. Информационное обеспечение обучения реализации программы
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Печатные издания:
1.
Технология машиностроения: учебник и практикум для среднего профессионального
образования / А. В. Тотай [и др.]; под общей редакцией А. В. Тотая. — 2-е изд., испр. и доп. —
Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 241 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 9785534-09041-3. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469655
2.
Марголит, Р. Б. Технология машиностроения: учебник для среднего профессионального
образования / Р. Б. Марголит. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 413 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05223-7. — Текст: электронный // ЭБС
Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471773
Электронные издания (электронные ресурсы): 1. Сайт «Основы технологии машиностроения».
Мир книг Режим доступа: http://mirknig.com/knigi/nauka_ucheba/1181127392-osnovy-tekhnologiimashinostroenija.html 2.
Библиотека машиностроителя [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.lib-bkm.ru
2. http://www.novsu.ru/file/799425 задачи по технологии машиностроения.
3. https://studopedia.su/10_156942_raznostniy-pokazatel-ti.html
машиностроении.

-

конспект

лекций

по

Нормативные документы:
1. Приказ Минобрнауки России от 18.04.2014 №350 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по
специальности 15.02.08 Технология машиностроения" (Зарегистрировано в Минюсте России
22.07.2014 N 33204).

4

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
4.1 Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Результаты обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)
Умения
Пользоваться нормативной и
технической литературой

Формы и методы контроля и оценки результатов
обучения

Осуществлять поиск и
использование информации,
необходимой для дальнейшего
обучения в колледже по
специальности

Проверка текущий опрос (устный, письменный, по
карточкам, с применением компьютера), тестирование,
контрольные работы, презентации, рефераты, доклады,
эссе. дифференцированный зачет.

Проверка текущий опрос (устный, письменный, по
карточкам, с применением компьютера), тестирование,
контрольные работы, презентации, рефераты, доклады,
эссе. дифференцированный зачет.

Знания
историю развития механизации и
автоматизации

Проверка текущий опрос (устный, письменный, по
карточкам, с применением компьютера), тестирование,
контрольные работы, презентации, рефераты, доклады,
эссе. дифференцированный зачет.

образовательную программу и
требования к выпускникам по
направлению подготовки
15.02.14 Оснащение средствами
автоматизации технологических
процессов и производств
основные тенденции и направления
развития автоматизации в
машиностроении

Проверка текущий опрос (устный, письменный, по
карточкам, с применением компьютера), тестирование,
контрольные работы, презентации, рефераты, доклады,
эссе. дифференцированный зачет.

задачи в области
безопасности
жизнедеятельности

Проверка текущий опрос (устный, письменный, по
карточкам, с применением компьютера), тестирование,
контрольные
работы,
презентации
дифференцированный зачет.

Проверка текущий опрос (устный, письменный, по
карточкам, с применением компьютера), тестирование,
контрольные работы, презентации, рефераты, доклады,
эссе. дифференцированный зачет.

возможные перспективы
профессиональной
карьеры

Проверка текущий опрос (устный, письменный, по
карточкам, с применением компьютера), тестирование,
контрольные работы, презентации, рефераты, доклады,
эссе. дифференцированный зачет.

Общие компетенции
ОК 1. Понимать сущность и
социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную
деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать
их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в
стандартных и нестандартных
ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и
использование информации,
необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.

Проверка текущий опрос (устный, письменный,
по карточкам, с применением компьютера),
контрольные работы, презентации, рефераты,
доклады, эссе. дифференцированный зачет.
Проверка текущий опрос (устный, письменный,
по карточкам, с применением компьютера),
контрольные работы, презентации, рефераты,
доклады, эссе. дифференцированный зачет.
Проверка
текущий
опрос
(устный,
письменный, по карточкам, с применением
компьютера),
контрольные
работы,
презентации, рефераты, доклады, эссе.
дифференцированный зачет.
Проверка
текущий
опрос
(устный,
письменный, по карточкам, с применением
компьютера),
контрольные
работы,
презентации, рефераты, доклады, эссе.
дифференцированный зачет.
Проверка текущий опрос (устный, письменный,
по карточкам, с применением компьютера),
контрольные работы, презентации, рефераты,
доклады, эссе. дифференцированный зачет.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, Проверка
текущий
опрос
(устный,
эффективно общаться с коллегами,
письменный, по карточкам, с применением
руководством, потребителями
компьютера),
контрольные
работы,
презентации, рефераты, доклады, эссе.
дифференцированный зачет.
ОК 7. Брать на себя ответственность за Проверка
текущий
опрос
(устный,
письменный, по карточкам, с применением
работу членов команды
контрольные
работы,
(подчиненных), результат выполнения компьютера),
презентации,
рефераты,
доклады,
эссе.
заданий.
дифференцированный зачет.
ОК 8. Самостоятельно определять
Проверка
текущий
опрос
(устный,
письменный, по карточкам, с применением
задачи профессионального и
компьютера),
контрольные
работы,
личностного развития, заниматься
презентации, рефераты, доклады, эссе.
самообразованием, осознанно
дифференцированный зачет.
планировать повышение

квалификации

ОК 9. Ориентироваться в условиях
частой смены технологий в
профессиональной деятельности

Проверка:
текущий
опрос
(устный,
письменный, по карточкам, с применением
компьютера),
контрольные
работы,
презентации,
рефераты,
доклады, эссе.
дифференцированный зачет.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».