Приложение 02 к ОПОП по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям) Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области Сухоложский многопрофильный техникум РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУП.02 Б ЛИТЕРАТУРА Сухой Лог 2024 Рабочая программа учебного предмета разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям); Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования; Федеральной образовательной программы среднего общего образования и с учетом Рабочей программы воспитания по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям); Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования; Примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Литература» для профессиональных образовательных организаций. Разработчик: Жигунова Т.П., преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУП .02 Б ЛИТЕРАТУРА 1.1. Область применения рабочей программы Рабочая программа учебного предмета «Литература» является частью образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям). 1.2. Место учебного предмета в структуре основной профессиональной образовательной программы: предмет общеобразовательного цикла. Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие в целом. Специфика литературы как предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Цель учебного предмета «Литература»: формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности обучающихся, основанных на навыках анализа и интерпретации литературных текстов. Задачи учебного предмета «Литература»: –получение опыта медленного чтения произведений русской, родной (региональной) и мировой литературы; –овладение необходимым понятийным и терминологическим аппаратом, позволяющим обобщать и осмыслять читательский опыт в устной и письменной форме; –овладение навыком анализа текста художественного произведения (умение выделять основные темы произведения, его проблематику, определять жанровые и родовые, сюжетные и композиционные решения автора, место, время и способ изображения действия, стилистическое и речевое своеобразие текста, прямой и переносные планы текста, умение «видеть» подтексты); –формирование умения анализировать в устной и письменной форме самостоятельно прочитанные произведения, их отдельные фрагменты, аспекты; –формирование умения самостоятельно создавать тексты различных жанров (ответы на вопросы, рецензии, аннотации и др.); –овладение умением определять стратегию своего чтения; –овладение умением делать читательский выбор; –формирование умения использовать в читательской, учебной и исследовательской деятельности ресурсов библиотек, музеев, архивов, в том числе цифровых, виртуальных; –овладение различными формами продуктивной читательской и текстовой деятельности (проектные и исследовательские работы о литературе, искусстве и др.); –знакомство с историей литературы: русской и зарубежной литературной классикой, современным литературным процессом; –знакомство со смежными с литературой сферами искусства и научного знания (культурология, психология, социология и др.). В рабочей программе по учебному предмету «Литература» обеспечено оптимальное соотношение между формированием культуры читательского восприятия и достижением читательской самостоятельности обучающихся, основанных на навыках анализа и интерпретации литературных текстов. Учебный предмет «Литература» входит в обязательную часть учебного плана, изучается на уровне среднего общего образования на базовом уровне. На изучение учебного предмета «Литература» в общеобразовательном цикле выделяется 134 часа. При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: технология проблемного диалога; технология сотрудничества; - тестовая технология проверки; технология смыслового чтения. 1.3. Цель и планируемые результаты освоения предмета: 1.3.1. Планируемые личностные результаты освоения учебного предмета «Литература» Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественнополитическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания, и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству): российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав, и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; - принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности; эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни: ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей. Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений: уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся: физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности. 1.3.2. Планируемые метапредметные результаты освоения учебного предмета «Литература» Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета «Литература» представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД). 1. Регулятивные универсальные учебные действия В результате освоения учебного предмета «Литература» обучающийся научится: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 2. Познавательные универсальные учебные действия В результате освоения учебного предмета «Литература» обучающийся научится: искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. 3. Коммуникативные универсальные учебные действия В результате освоения учебного предмета «Литература» обучающийся научится: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. 1.3.3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Литература». В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования: В результате освоения учебного предмета «Литература» обучающийся на базовом уровне научится: демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы; в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно: обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты); использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения; анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров; определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости; анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом); анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.); осуществлять следующую продуктивную деятельность: давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду); выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений. В результате освоения учебного предмета «Литература» обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться: давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т.п.); анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности; анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.); анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст. Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать: о месте и значении русской литературы в мировой литературе; о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы; о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет; об историко-культурном подходе в литературоведении; об историко-литературном процессе XIX и XX веков; о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений; имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших "вечными образами" или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре; о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой. 1.4. Количество часов на освоение учебного предмета: Объем образовательной нагрузки обучающегося 134 часов, в том числе: очная форма обучения аудиторной нагрузки обучающихся (теоретических занятий, практических и лабораторных работ, курсовых работ, индивидуальных проектов) самостоятельной работы обучающихся консультаций консультаций перед экзаменом промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 70 2 - 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной нагрузки (всего) Из них в форме практической подготовки Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем в том числе: теоретические занятия лабораторные занятия практические занятия контрольные работы курсовая работа (проект) консультации консультации перед экзаменом Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: Объем часов 72 40 70 30 40 2 - сообщение доклады презентации решение задач изучение информационных источников составление таблиц, схем Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 2 2.2. Содержание учебного предмета «Литература» В рабочей программе по учебному предмету «Литература» обеспечено оптимальное соотношение между формированием культуры читательского восприятия и достижением читательской самостоятельности обучающихся, основанных на навыках анализа и интерпретации литературных текстов. Содержание рабочей программы построено с учетом проблемно- тематического принципа, который позволяет выбрать учебный материал (список произведений для чтения на уроке, для самостоятельного чтения, перечень теоретико-литературных понятий, материал для формирования межпредметных связей) Присутствие произведений мировой и родной литературы носит сбалансированный характер. Внутри отдельного модуля произведения различной жанрово-родовой принадлежности, времени создания и авторства, различных направлений и стилей даются в сравнительно-сопоставительном рассмотрении для последовательного формирования у обучающегося умения самостоятельно читать и выявлять общие темы и проблемы у двух и более произведений, видя и отмечая как общее, так и различия и делая выводы о художественных особенностях того или иного произведения. Принцип формирования историзма восприятия литературы осуществлен следующими способами: историко-хронологическим изучением – тематические блоки изучаются на произведениях отдельного исторического периода; проблемно- тематическим изучением, когда для раскрытия темы берется несколько произведений, принадлежащих разным историколитературным периодам. В таком случае сходства и различия подходов писателей к конкретной проблеме или теме в разные эпохи могут быть осмыслены обучающимися в процессе сопоставительного анализа разных произведений. Деятельность на уроке литературы Освоение стратегий чтения художественного произведения: чтение конкретных произведений на уроке, стратегию чтения которых выбирает учитель (медленное чтение с элементами комментирования; комплексный анализ художественного текста; сравнительносопоставительное (компаративное) чтение и др.). В процессе данной деятельности осваиваются основные приемы и методы работы с художественным текстом. Произведения для работы на уроке определяются составителем рабочей программы (рекомендуется, что во время изучения одного модуля для медленного чтения на уроке выбирается 1–2 произведения, для компаративного чтения должны быть выбраны не менее 2 произведений). Анализ художественного текста Определение темы (тем) и проблемы (проблем) произведения. Определение жанровородовой принадлежности. Субъектная организация. Пространство и время в художественном произведении. Роль сюжета, своеобразие конфликта (конфликтов), его составляющих (вступление, завязка, развитие, кульминация, развязка, эпилог). Предметный мир произведения. Система образов персонажей. Ключевые мотивы и образы произведения. Стих и проза как две основные формы организации текста. Методы анализа Мотивный анализ. Поуровневый анализ. Компаративный анализ. Структурный анализ (метод анализа бинарных оппозиций). Стиховедческий анализ. Работа с интерпретациями и смежными видами искусств, и областями знания Анализ и интерпретация: на базовом уровне обучающиеся понимают разницу между аналитической работой с текстом, его составляющими, – и интерпретационной деятельностью. Интерпретация научная и творческая (рецензия, сочинение и стилизация, пародия, иллюстрация, другой способ визуализации); индивидуальная и коллективная (исполнение чтецом и спектакль, экранизация). Интерпретация литературного произведения другими видами искусства (знакомство с отдельными театральными постановками, экранизациями; с пластическими интерпретациями образов и сюжетовлитературы). Связи литературы с историей; психологией; философией; мифологией и религией; естественными науками (основы историко-культурного комментирования, привлечение научных знаний для интерпретации художественного произведения). Самостоятельное чтение Произведения для самостоятельного чтения предлагаются обучающимся в рамках списка литературы к модулю. На материале произведений из этого списка обучающиеся выполняют итоговую письменную работу по теме модуля (демонстрируют уровень владения основными приемами и методами анализа текста). Создание собственного текста В устной и письменной форме обобщение и анализ своего читательского опыта. Устные жанры: краткий ответ на вопрос, сообщение (о произведении, об авторе, об интерпретации произведения), миниэкскурсия, устная защита проекта. Письменные жанры: краткий ответ на вопрос, мини-сочинение, сочинение-размышление, эссе, аннотация, рецензия, обзор (литературы по теме, книжных новинок, критических статей), научное сообщение, проект и презентация проекта. Использование ресурса Использование библиотечных, архивных, электронных ресурсов при работе с произведением, изучаемым в классе. Развитие навыков обращения к справочно- информационным ресурсам, в том числе и виртуальным. Самостоятельная деятельность, связанная с поиском информации о писателе, произведении, его интерпретациях. Формирование навыка ориентации в периодических изданиях, других информационных ресурсах, освещающих литературные новинки, рецензии современных критиков, события литературной жизни (премии, мероприятия, фестивали и т.п.). Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение 1.Заявленная в рабочей программе вариативность учебного материала обеспечивается средствами общефедерального, региональных, а также общественных ресурсов, которые обслуживают учителя и обучающегося: -списками рекомендуемых к изучению в школе произведений русской, родной, мировой классики; -аннотированными списками произведений XX – начала XXI в., рекомендуемых для включения в рабочую программу как для изучения на уроках, так и для самостоятельного чтения; -тематическими подборками произведений, рекомендованных для освоения конкретных теоретико- и историко-литературных понятий; -тезаурусом этих понятий или списком рекомендованных справочников, словарей и научнометодических работ по теории и истории литературы; -подборкой учебного материала. 2.Эффективность литературного образования (формирования читательской компетенции) напрямую зависит от того, насколько полным и отвечающим интересам и потребностям всех участников образовательной деятельности будет библиотечное обеспечение: возможность обращаться к самым разным произведениям, историческим материалам, иллюстрациям, экранизациям и театральным постановкам. Доступность того или иного материала и его востребованность в ходе обучения должны быть направлены в первую очередь на формирование знаний о способах обеспечения личных и учебных потребностей в чтении или поиске информации, навыках их использования. 3.Принцип достижения предметных результатов требует последовательной разработки новой методологии, которая определяет типологию учебных заданий и сценариев организации самостоятельной работы; разработку и постоянное обновление пакета предлагаемых заданий, позволяющих сочетать использование урочных и внеурочных форм работы, привлечение нового литературного материала; возможные решения задач, с которыми учитель и ученик сталкиваются в самостоятельной читательской деятельности разработку учебных пособий открытого типа (организующих самостоятельную продуктивную читательскую и текстовую деятельность). 4. На региональном и районном уровнях обеспечивается сетевое образовательное взаимодействие образовательной организации с учреждениями науки и культуры; Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы 1 2 Раздел 1 Литература XIX века Тема 1.1. Введение Тема 1.2. Русская литература второй Содержание учебного материала 1 Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. / Специфика литературы как вида искусства Историкокультурный процесс и периодизация русской литературы 19 века. Русская литература 1-й половины 19 века (А. С. Пушкин. М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь) Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала). Значение литературы при освоении профессий СПО и специальностей СПО. Задание на дом: сделать сопоставительный анализ развития литературы 1-ой и 2-й половины 19 века. Подготовить биографию А.Островского (доклад, презентация). Прочитать первое действие пьесы «Гроза». Выписать термин «драма». Практические работы Контрольные работы Самостоятельные работы Содержание учебного материала Объем часов Коды компетенций из ФГОС СПО, из них в Всего формированию форме которых практической способствует подготовки элемент программы 3 4 5 2 2 ОК4 ПК 2.1 ПК 4.5 8 половины XIX века. А. Н. Островский 1 А. Н. Островский - создатель русского театра. / Сведения из биографии. А. Н. Островский – создатель русского театра XIX века. Новизна поэтики Островского. Типы деловых людей в пьесах А. Н. Островского. Природа комического. Особенности языка. Авторское отношение к героям. Непреходящее значение созданных драматургом характеров. Теория литературы: понятие о драме. Задание на дом: прочитать пьесу А.Н. Островского «Гроза». Подготовить вопросы по пьесе. 2 Практическая работа №1: Художественные особенности драмы «Гроза». / Творческая история драмы. Жанровое своеобразие. Город Калинов и его обитатели "Темное царство" в пьесе "Гроза". Символика грозы. Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы. Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе. Задание на дом: Конспект статей Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, А.П. Григорьева о драме «Гроза». Понятие о драме - выписать термины драматических жанров. Подбор цитат к плану сочинения «Образ Катерины в пьесе» 2 2 2 ОК 6 ПК4.5 3 Практическая работа №2: Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры. / Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме. Душевная трагедия Катерины. Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев о драме «Гроза». Статья Н.А. Добролюбова "Луч света в темном царстве". Задание на дом: дать характеристику героев пьесы. Выучить наизусть монолог Кулигина, д.1, явл.3. 4 Практическая работа №3«Две Катерины-два характера» Задание на дом: подготовить сообщение об И. Гончарове. 2 2 ОК4 ОК5 ПК4.5;4.6 Практические работы Контрольные работы - Самостоятельные работы - 2 ОК 4 ОК5 ПК 4.5;4.6 ОК4 ОК6 ПК4.5 Тема 1.3. И.А. Гончаров Тема 1.4 И.С. Тургенев Содержание учебного материала 2 1 2 Практическая работа № 4 Творчество И.А. Гончарова. Роман «Обломов». / Сведения из биографии. Творческая история романа. Сон Ильи Ильича как художественно - философский центр романа. Обломов. Противоречивость характера. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Теория литературы: социально психологический роман. Противоречивость характера: Штольц и Обломов. / Прошлое и будущее России. Теория литературы: социально психологический роман. Сравнительная характеристика женских образов романа «Обломов» Задание на дом: написать свое мнение о романе «Обломов». Дать характеристику героя. Подготовить биографию И.Тургенева. Читать роман «Отцы и дети» Практические работы Контрольные работы Самостоятельные работы Содержание учебного материала 1 Практическая работа № 5 Творчество И.С. Тургенева. Роман «Отцы и дети». / Краткий очерк жизни и творчества И.С. Тургенева. Идейно-художественное своеобразие романа. Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа. Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Авторская позиция в романе. Теория литературы: Развитие понятия о родах и жанрах литературы (роман). Задание на дом: ответить на вопросы по тексту романа «Отцы и дети». Подготовка и проведение виртуальной экскурсии по литературным музеям И. С. Тургенева (по выбору студентов). ОК5 ПК 2.1 ПК 4.6 4 2 ОК5 ПК 4.6 Тема 1.5. Поэзия Ф.И. Тютчева. А.А. Фета. Тема 1.6. Художественный мир Н.С. Лескова 2 Практическая работа №6: Взаимоотношения Базарова с другими героями. Любовь и дружба в жизни Базарова. / Взаимоотношения Базарова с персонажами. Проблемы самовоспитания и жизненной активности. Конфликты главного героя. Тема любви в романе. Отношения Е. Базарова с А. С. Одинцовой. Дружба Е. Базарова и А. Кирсанова. Задание на дом: дать сопоставительную характеристику: Базаров – Кирсанов П.П. Практические работы Контрольные работы Самостоятельные работы Содержание учебного материала 1 Практическая работа № 7: Поэты «чистого искусства» Ф. Тютчев и А. Фет. / Философская, общественно политическая и любовная лирика Ф. И. Тютчева. Художественные особенности лирики Ф. И. Тютчева. Эстетические взгляды поэта и художественные особенности лирики А. А. Фета. Темы, мотивы и художественное своеобразие лирики А. А. Фета. Практическая работа «Анализ поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета». Задание на дом: Сообщение о Лескове. Читать повесть Практические работы Контрольные работы Самостоятельные работы Содержание учебного материала 1 Практическая работа № 8: Творчество Н.С.Лескова. Традиции житийной литературы в повести «Очарованный странник». / Особенности композиции и жанра. Задание на дом: Чтение глав повести Н. С. Лескова "Очарованный странник". Подготовить вопросы по прочитанному тексту. 2 2 ОК5 ОК4 ПК4.6 2 ОК4 ПК4.5 2 ОК 6 ПК 4.5 2 2 4 2 2 Практическая работа № 9: Н.С. Лесков. Повесть «Очарованный странник». / Биография Н. Лескова. Идейно-художественное своеобразие повести Н. С. Лескова "Очарованный странник". Смысл названия повести. Характер и трагическая судьба русского народа в повести "Очарованный странник". Жизнь Ивана Флягина как символ духовного пробуждения русского народа. Особенности повествовательной манеры Н. С. Лескова. Задание на дом: пересказать основные события жизни И. C. Флягина. Подготовить биографию Н. Некрасова Практические работы Контрольные работы Самостоятельные работы Тема 1.7. Содержание учебного материала Н.А. Некрасов 1 Практическая работа №10: Творческий путь Н. А. Некрасова. Поэма «Кому на Поэма «Кому на Руси жить хорошо». / Своеобразие тем, мотивов и Руси жить хорошо». образов поэзии Н. А. Некрасова. Своеобразие тем, мотивов и образов поэзии Н. А. Некрасова. Замысел поэмы, жанр, композиция. Сюжет. Нравственная проблематика. Авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирические портреты в поэме. Языковое и стилистическое своеобразие. Задание на дом: Выразительное чтение отрывка из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» 2 Практическая работа № 11: Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы. Поэма Некрасова – энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века. Задание на дом: выписать примеры использования автором устного народного творчества. Подготовить биографию Салтыкова-Щедрина. Практические работы Контрольные работы Самостоятельные работы Тема 1.8. Содержание учебного материала 2 2 ОК5 ОК 4 ПК4.5 ПК4.6 4 2 2 ОК4 ПК4.5 2 2 ОК5 ОК6 ПК4.6 2 М.Е. Салтыков Щедрин. Тема 1.9. Ф.М. Достоевский. Роман "Преступление и наказание". 1 Практическая работа № 12: Сатира Салтыкова-Щедрина. Роман «История одного города». / Сведения из биографии. Тематика и проблематика произведения. Проблема совести и нравственного возрождения человека. Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приемы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Теория литературы: развитие понятия сатиры, понятия об условности в искусстве (гротеск, «эзопов язык»). Задание на дом: Пересказ главы на выбор. Подготовить презентацию о жизни и творчестве Ф. Достоевского. Практические работы Контрольные работы Самостоятельные работы Содержание учебного материала 1 Творческая жизнь Ф.М. Достоевского. Суровая правда романа "Преступление и наказание». / Очерк жизни и творчества Ф.М. Достоевского. История создания романа "Преступление и наказание". Многоплановость и сложность конфликта в романе "Преступление и наказание". Задание на дом: Чтение глав романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Подготовить вопросы по прочитанным главам. 2 Практическая работа № 13: Образ и теория Родиона Раскольникова. / Социальные и нравственные причины его преступления. Образы униженных и оскорбленных в романе. "Двойники" Раскольникова. Задание на дом: дать характеристику «двойников» Раскольникова. 3 Практическая работа № 14: «Двойники Раскольникова. / Значение образов «двойников» в раскрытии образа Р. Раскольникова. Задание на дом: дать характеристику семьи Мармеладовых. 4 Идея христианского смирения. / Идея христианского смирения как антитеза бунту Раскольникова. Своеобразие изображения внутреннего мира героев. Значение образа Сони Мармеладовой в романе. Мировое значение творчества Ф. Достоевского Практическая работа № 15 по роману Достоевского 2 2 10 2 ОК5 ПК4.6 ОК 5 ПК 4.6 2 2 ОК 4 ПК4.5 2 2 ОК4 ПК4.5 2 2 ОК4 ПК4.5 Тема 1.10. Творчество Л.Н. Толстого «Преступление и наказание» «Кто преступник?» Задание на дом: ответить на вопросы по тексту. 5 Практическая работа № 16: Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание». / Город как фон для преступления. Пейзажи, сцены уличной жизни, интерьеры. Задание на дом: подготовить биографию Л. Толстого. Практические работы Контрольные работы Самостоятельные работы Содержание учебного материала 1 Практическая работа № 18 Л.Н. Толстой-человек, мыслитель, писатель. Роман «Война и мир». / Личность и творческий путь Л.Н. Толстого. Творческая история романа. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение понятий «война» и «мир». Задание на дом: Сообщения: Идейные искания Толстого, Мировое значение творчества Л. Толстого. Л. Толстой и культура XX века. Раскрыть понятие о романе-эпопее. Прочитать главы 1-20, том 1 "Война и мир". 2 Практическая работа № 19: Роман-эпопея «Война и мир»/ Теория литературы: понятие о романе-эпопее. Единство в романе картины войны, мира и философских размышлений. Работа над 1 томом. Задание на дом: ответить на вопросы по содержанию 1 тома 3 Практическая работа № 20 Духовные искания героев. / Поиски смысла жизни Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Задание на дом: дать характеристику Андрея Болконского и Пьера Безухова. 4 Практическая работа № 21 Столичное и поместное дворянство. / Быт помещичьей России и мир аристократического барства. Изображение семьи в романе. Работа над 2 томом. 2 ОК5 ПК4.5 14 2 ОК4 ПК4.6 2 2 ОК5 ПК4.6 2 2 ОК5 ПК4.6 2 2 ОК5 ПК4.6 Тема 1.11. А.П. Чехов Задание на дом: ответить на вопросы по содержанию 2 тома. 5 Практическая работа №22 Философия войны в романе. /Исторические личности - Кутузов и Наполеон. Простой народ как ведущая сила исторических событий. Философия войны в романе. Исторические личности - Кутузов и Наполеон. Простой народ как ведущая сила исторических событий. Задание на дом: проанализировать один из эпизодов военных сражений. 6 Практическая работа № 23 Женские образы в романе. Судьбы героев. / Назначение женщины. Толстовский идеал женщины. Жизненные идеалы толстовских героинь. Образ Наташи Ростовой. Образ княжны Марьи Болконской. Судьбы главных героев в романе. Работа над 2 и 4 томами. Задание на дом: Л. Н. Толстой «Война и мир» (подготовка к семинару по роману). 7 Практическая работа № 24: Семинар № 1 "Проблемы истинного и ложного в романе Л. Н. Толстого "Война и мир». / Дискуссия по роману Л.Н. Толстого "Война и мир". Задание на дом: Л.Н. Толстой "Война и мир" (сочинение на выбранную тему). Подготовить биографию А.П. Чехова Практические работы Контрольные работы Самостоятельные работы Содержание учебного материала 1 А.П. Чехов - прозаик и драматург. / Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа писателя в журналах. Чехов-репортер. Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова. Особенности изображения «маленького человека» в прозе А. П. Чехова. Задание на дом: прочитать пьесу «Вишневый сад». 2 2 ОК4 ОК5 ПК 4.5 2 2 ОК5 ПК4.5 2 2 ОК6 ПК4.5 8 2 ОК4 ПК4.6 Тема 1.12 Зарубежная литература. Творчество У. Шекспира и О. Бальзака Раздел 2 ЛИТЕРАТУРА на рубеже веков Тема 2.1. Введение. 2 Практическая работа № 25 Лирическая комедия «Вишневый сад». / История создания, жанр, система персонажей. Сложность и многозначность отношений между персонажами. Разрушение дворянских гнезд в пьесе. Сочетание комического и драматического в пьесе «Вишневый сад». Лиризм и юмор в пьесе «Вишневый сад». Смысл названия пьесы. Особенности символов. 3 Практическая работа № 26: Своеобразие рассказа «Ионыч». / Тема гибели души в рассказе. Деградация личности. Детали в произведении. Задание на дом: подготовиться к контрольной работе. Практические работы Контрольные работы Контрольная работа по пройденным темам. Задание на дом: подготовить обзор творчества У. Шекспира. Самостоятельные работы Содержание учебного материала 1 Обзор творчества У. Шекспира. /Пьеса «Гамлет». / Три периода творчества. Основная тема трагедии "Гамлет". Краткий обзор творчества О. Бальзака. Идейно-художественное своеобразие "Гобсека". Задание на дом: дать характеристику литературы конца 19 века начала 20 века. Практические работы Контрольные работы Самостоятельные работы Содержание учебного материала 1 Общая характеристика литературы 20 века. / Взаимосвязь русской литературы с мировой литературой, литературой других народов. Основные темы и проблемы русской литературы ХХ века. Задание на дом: изучить статьи: Д. Мережковский «О причинах упадка и дальнейших путях развития русской литературы», В. Брюсов. «Свобода слова», А. Блок «Интеллигенция и революция». 2 2 ОК5 ОК4 ПК.4.6 2 2 ОК6 ПК4.5 2 4 2 ОК5 ПК4.6 10 2 ОК4 ПК4.6 Тема 2.2. И. А. Бунин Тема 2.3. А. И. Куприн. Раздел 3 Подготовить презентацию о жизни и творчестве И. Бунина. Прочитать рассказ «Господин из Сан-Франциско». Практические работы Контрольные работы Самостоятельные работы Содержание учебного материала 1 Практическая работа № 27: Жизнь и творчество И. А. Бунина. Проза И. Бунина. / Биография И. Бунина. Философичность лирики Бунина. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого. Рассказ «Легкое дыхание». Задание на дом: Прочитать Рассказ «Господин из Сан- Франциско». 2 Практическая работа № 28 Рассказ «Господин из СанФранциско». / Осуждение бездуховности существования. Изображение «мгновения» жизни. Реалистическое и символическое в рассказе. Слово, подробность, деталь в рассказе. Задание на дом: подготовить биографию А. Куприна. Ответить на вопросы по рассказу А. Куприна. Читать повесть «Гранатовый браслет». Практические работы Контрольные работы Самостоятельные работы Содержание учебного материала 1 Практическая работа № 29: Проза А. Куприна. Повесть «Гранатовый браслет». Сведения из биографии. Символическое и реалистическое в творчестве Куприна. Смысл названия повести. 2 Повесть «Гранатовый браслет». / Спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Задание на дом: подготовить сообщение «Русская литература начала XX в.» Практические работы Контрольные работы Самостоятельные работы 2 2 2 ОК6 ОК5 ПК 4.5 ПК4.6 ОК5 ПК4.6 2 2 60 2 ОК6 ПК4.6 ОК5 ПК4.6 Литература 20 Тема 3.1 Русская литература 20 века Тема 3.2. Серебряный век русской поэзии. Содержание учебного материала 1 Обзор русской литературы начала XX в./ Неповторимость развития русской литературы культуры. Музыка. Театр. Хореография. Феномен русского меценатства. Традиции русской классической литературы XIX века и их развитие в литературе XX века. Общечеловеческие проблемы XX века в прозе и поэзии. Задание на дом: подготовить сообщение Серебряный век в русской литературе». Сообщение об А. Блоке. Анализ поэмы «Двенадцать» Практические работы Контрольные работы Самостоятельные работы Содержание учебного материала 1 Символизм. Серебряный век в русской литературе. / Краткий очерк жизни и творчества А. А. Блока. Блок и символизм. Теория литературы: развитие понятия о поэме, развитие понятия об "образесимволе". Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века: формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов. Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Символизм. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды». Музыкальность стиха. «Старшие символисты») и «младосимволисты». Задание на дом: История создания поэмы «Двенадцать». Отрывок из поэмы «Двенадцать» наизусть (на выбор) 2 Мир поэзии А. Блока. / Тематика и особенности поэмы "Двенадцать". Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы. Природа социальных противоречий в изображении поэта. 2 2 12 4 2 ОК5 ПК4.6 ОК5 ПК4.5 ОК5 ПК4.5 Практические работы наизусть стихотворение В. Маяковского (на выбор). Контрольные работы Самостоятельные работы 3 Практическая работа № 30: В.В. Маяковский - поэт "бунтарства и эпатажа». / Презентации «В.В. Маяковский - судьба и творчество». Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Теория литературы: традиции и новаторство в литературе. Новая система стихосложения. Тоническое стихосложение. Выразительное чтение стихотворений. Задание на дом: Биография С. Есенина. Стихотворение наизусть Практические работы Контрольные работы Самостоятельные работы 4 Практическая работа № 31: Творчество С.А. Есенина. / Сведения из биографии. Специфика поэзии. Мелодичность и плавное течение строк Есенина. Россия глазами Есенина. Художественное своеобразие его стихотворений. Важнейшие темы в лирике Есенина. Теория литературы: развитие понятия о поэтических средствах художественной выразительности. Задание на дом: выписать из стихов С. Есенина примеры использования звукописи и цветописи, подготовить краткую биографию М. Цветаевой. Выучить стихотворение наизусть (на выбор) М.И. Цветаевой Практические работы Контрольные работы Самостоятельные работы 2 2 ОК4 ОК6 ПК4.5 2 2 ОК5 ПК4.6 - 5 Тема 3.3. М. Горький Практическая работа № 32: Поэтический мир М.И. Цветаевой. / Жизнь и творчество М. И. Цветаевой. Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие стиля поэтессы. Задание на дом: подготовить доклад о творчестве М. Горького. Читать пьесу «На дне». Практические работы Контрольные работы Самостоятельные работы Содержание учебного материала 1 Биографический и творческий путь М. Горького. Рассказы М. Горького. / Ранние рассказы: «Челкаш», «Коновалов», «Страстимордасти», «Старуха Изергиль». Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения. Задание на дом: Сочинение "Для чего живет человек?" 2 Пьеса «На дне»./. Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Авторская позиция и способы ее выражения. Новаторство Горького – драматурга. Горький и МХАТ. Горький – романист. Теория литературы: развитие понятия о драме. Задание на дом: проследить жизненный путь каждого из героев пьесы «На дне». М. Горького. 3 Практическая работа № 33: Семинар № 2 "Спор о правде и человеке в пьесе М. Горького "На дне". Углубленное понимание идейно-тематического содержания пьесы «На дне". Воплощение в образах пьесы эстетического и нравственного идеала автора. Спор о назначении человека. Понимание антитезы "Лука - Сатин". Задание на дом: подготовить сообщение о жизни и творчестве М. Булгакова. Практические работы Контрольные работы 2 2 6 2 ОК4 ПК4.5 2 2 - ОК5 ОК4 ПК4.5 ПК4.6 ОК5 ОК4 ПК 4.6 2 ОК5 ОК6 ОК4 ПК4.6 Тема 3.4. М. А. Булгаков Тема 3.5 М. Шолохов Самостоятельные работы Содержание учебного материала 1 Жизнь и творчество М. А. Булгакова. Краткий очерк жизни и творчества М.А. Булгакова. Сложные судьбы его произведений. Сатира Булгакова. Задание на дом: прочитать ершалаимские главы романа. Индивидуальные задания по роману. 2 Практическая работа № 34: Три мира в романе «Мастер и Маргарита». / Несколько планов в романе, необычная и сложная композиция. Задание на дом: подготовить характеристику Мастера и Маргариты. 3 Практическая работа № 35: Любовь и судьба Мастера в романе "Мастер и Маргарита". Своеобразие булгаковской "дьяволиады" в свете мировой культурной традиции (Гете, Гофман, Гоголь). Проблема творчества и судьбы художника. Трагическая любовь героев романа; конфликт с окружающей пошлостью. Задание на дом: подготовить презентацию о жизни М.А. Шолохова, чтение романа «Тихий Дон» Практические работы Контрольные работы Самостоятельные работы Содержание учебного материала 1 Жизнь и творчество М. Шолохова. / Биография писателя. Мир и человек в рассказах М. Шолохова. Глубина реалистических обобщений. Трагический пафос «Донских рассказов». Поэтика раннего творчества М. Шолохова. Задание на дом: читать роман «Тихий Дон», подготовить вопросы по прочитанному. 2 Практическая работа № 36 Роман «Тихий Дон». / Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа. Задание на дом Сообщение «Семья Мелеховых» 10 2 ОК4 ПК4.5 2 2 ОК5 ОК4 ПК4.5 2 2 ОК5 ПК4.5 10 2 2 ОК 5 ОК6 ПК4.5 2 ОК4 ОК5 ПК 4.5 Тема 3.6. А.А. Ахматова 3 Практическая работа №37: Образ Григория Мелехова. Женские судьбы. / Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования. Традиции Л.Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя. Задание на дом: подготовить сообщение об Ахматовой. Стихотворение Ахматовой наизусть (на выбор). Практические работы Контрольные работы Самостоятельные работы Содержание учебного материала 1 Практическая работа № 38: А.А. Ахматова - "голос своего поколения». / Жизнь и творчество А.А. Ахматовой. Неразрывная связь поэзии Ахматовой с Россией, русской культурой. Основные темы лирики поэтессы. Задание на дом: подготовить сообщение-доклад. презентацию о жизни и творчестве Б. Пастернака. Чтение и анализ стихотворений. 2 2 2 2 ОК4 ПК4.6 ОК5 ПК4.5 2 - Тема 3.7. Б. Л. Пастернак Практические работы Контрольные работы - Самостоятельные работы - Содержание учебного материала 1 Практическая работа № 39: Творческий путь Б. Л. Пастернака. Просмотр презентаций о жизни и творчестве Б. Л. Пастернака. Эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике. Философичность лирики. Тема пути – ведущая в поэзии Пастернака. Особенности поэтического восприятия. Простота и легкость поздней лирики. Практическая работа: «Своеобразие стихотворений Пастернака». Практические работы 2 2 - 2 ОК5 ОК6 ПК4.6 Тема 3.8. А.И. Солженицын Тема 3.9. В. Л. Кондратьев Тема 3.10. В.М. Шукшин. Контрольные работы Самостоятельные работы Содержание учебного материала 1 Практическая работа № 40: Философский смысл рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Сведения из биографии А. Солженицына. Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести. Мастерство А. Солженицына – психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве. Отражение конфликтов истории в судьбе героя. Практические работы Контрольные работы Самостоятельные работы Содержание учебного материала 1 В. Кондратьев. «Сашка». Тема беспощадной правды в повести. / Образ главного героя. Задание на дом: Сообщение о В. Шукшине. Читать рассказы В. Шукшина (на выбор). Практические работы Контрольные работы Самостоятельные работы Содержание учебного материала 1 Практическая работа № 41 Рассказы Шукшина о русской деревне. Сведения из биографии Шукшина. Рассказы: «Чудик», «Выбираю деревню на жительство», «Срезал», «Микроскоп», «Ораторский прием». Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека. Художественные особенности прозы В. Шукшина. Задание на дом: подготовить презентацию о жизни Б. Окуджавы и А. Вознесенского (на выбор). Выразительное чтение и анализ стихотворений (на выбор). Практические работы Контрольные работы Самостоятельные работы 2 2 2 ОК5 ПК4.6 2 2 ОК4 ПК4.5 2 2 - ОК4 ПК4.5 Тема 3.11. Поэзия 50-х -80-х годов. Тема 3.12. Драматургия 50х80-х годов Содержание учебного материала 2 Практическая работа № 42: Творчество Б. Окуджавы и А. Вознесенского. / Художественные средства создания образов, своеобразие лирических героев. Тема войны, образы Москвы и Арбата в поэзии Б. Окуджавы. Тематика стихотворений А. Вознесенского. Задание на дом: подготовить краткую биографию А. Вампилова. Прочитать пьесу А. Вампилова «Провинциальные анекдоты». Практические работы Контрольные работы Самостоятельные работы Содержание учебного материала 1 Практическая работа № 43: Драматургия А.В. Вампилова. / Сведения из биографии А. Вампилова. Пьеса «Провинциальные анекдоты» Образ вечного, неистребимого бюрократа. Утверждение добра, любви и милосердия. Гоголевские традиции в драматургии Вампилова. Задание на дом: подготовиться к семинару. Практические работы Контрольные работы Самостоятельные работы Раздел 4 Современная литература Тема 4.1. Содержание учебного материала Русская литература Практическое занятие последних лет 1 Практическая работа № 44: Семинар № 3"Вечные проблемы человечества в современной литературе". Дискуссия по произведениям писателей и поэтов ХХ - н. ХХI веков. Задание на дом: повторение пройденного материала. Контрольные работы Раздел 5 2 Обобщение и повторение Тема 5.1. Содержание учебного материала 2 Повторение 1 Практическое занятие 2 2 2 ОК5 ПК4.6 2 ОК4 ПК4.6 2 2 2 2 ОК5 ОК2.2 ОК6 ПК4.5 ПК4.6 ОК5 ПК4.6 Обобщение и повторение. Задание на дом: готовиться к зачету. Практические работы Контрольные работы Самостоятельные работы Дифференцированный зачет Всего 2 72 40 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы предмета осуществляется в учебном кабинете «Русский язык и литература»; Оборудование учебного кабинета: 1 Стол учительский - 1 шт. 2.Стул учительский - 1 шт. 3.Парты ученические – 15 шт. 4.Стул ученический – 30 шт. 5. Классная доска. Технические средства обучения: 1.Мультимедийный проектор – 1 шт. 2. Экран – 1 шт. 8. Компьютер -1 шт. 3. Принтер-1шт. 3.2. Информационное обеспечение обучения Плакаты, подборка художественных фильмов по программе. Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники 1. Литература. Учебник для 10 класса в 2-х частях Зинин С.А. Сахаров В.И. Русское слово, 2020. 2. Литература Учебник для 11 класса в 2-х частях Зинин С.А. Сахаров В.И. Русское слово, 2020.