Приложение 01 к ОПОП по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям) Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области Сухоложский многопрофильный техникум РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУП.01 Б РУССКИЙ ЯЗЫК Сухой Лог 2024 Рабочая программа учебного предмета разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям) Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования; Федеральной образовательной программы среднего общего образования и с учетом Рабочей программы воспитания по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям); Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования; Примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Русский язык» для профессиональных образовательных организаций. Разработчик: Жигунова Т.П., преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУП .01 Б РУССКИЙ ЯЗЫК 1.1. Область применения рабочей программы Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» является частью образовательнойпрограммы подготовки специалистов среднего звена по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям); Место учебного предмета в структуре основной профессиональной образовательной программы: предмет общеобразовательного цикла. Русский язык - национальный язык русского народа и государственный язык Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Русский язык обеспечивает развитие личности обучающегося, участвует в создании единого культурнообразовательного пространства страны и формировании российской идентичности у ее граждан.В системе общего образования русский язык является не только учебным предметом, но и средством обучения, поэтому его освоение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне среднего общего образования. Предмет "Русский язык" входит в предметную область Изучение русского языка способствует восприятию и пониманию художественной литературы, освоению иностранных языков, формирует умение общаться и добиваться успеха в процессе коммуникации, что во многом определяет социальную успешность выпускников средней школы и их готовность к получению профессионального образования на русском языке. Как и на уровне основного общего образования, изучение русского языка на уровне среднего общего образования направлено на совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Но на уровне среднего общего образования при обучении русскому языку основное внимание уделяется совершенствованию коммуникативной компетенции через практическую речевую деятельность. Целью реализации основной образовательной программы среднего общего образования по предмету "Русский язык" является освоение содержания предмета "Русский язык" и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО. Главными задачами реализации программы являются: - овладение функциональной грамотностью, формирование у обучающихся понятий о системе стилей, изобразительно-выразительных возможностях и нормах русского литературного языка, а также умений применять знания о них в речевой практике; - овладение умением в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях различных стилей и жанров выражать личную позицию и свое отношение к прочитанным текстам; - овладение умениями комплексного анализа предложенного текста; - овладение возможностями языка как средства коммуникации и средства познания в степени, достаточной для получения профессионального образования и дальнейшего самообразования; - овладение навыками оценивания собственной и чужой речи с позиции соответствия языковым нормам, совершенствования собственных коммуникативных способностей и речевой культуры. Программа сохраняет преемственность с примерной основной образовательной программой основного общего образования по русскому языку и построена по модульному принципу. Содержание каждого модуля может быть перегруппировано или интегрировано в другой модуль. 4 На уровне основного общего образования обучающиеся уже освоили основной объем теоретических сведений о языке, поэтому на уровне среднего общего образования изучение предмета "Русский язык" в большей степени нацелено на работу с текстом, а не с изолированными языковыми явлениями, на систематизацию уже имеющихся знаний о языковой системе и языковых нормах и совершенствование коммуникативных навыков. В то же время учитель при необходимости имеет возможность организовать повторение ранее изученного материала в рамках предметного содержания модуля "Культура речи", посвященного нормам русского языка, или отразить в содержании программы специфику того или иного профиля, реализуемого образовательной организацией. В целях подготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности при изучении учебного предмета "Русский язык" особое внимание уделяется способности выпускника соблюдать культуру научного и делового общения, причем не только в письменной, но и в устной форме. При разработке рабочей программы по учебному предмету "Русский язык" на основе ПООП СОО необходимо обеспечить оптимальное соотношение между теоретическим изучением языка и формированием практических речевых навыков с целью достижения заявленных предметных результатов. Учебный предмет «Русский язык» входит в обязательную часть учебного плана, изучается на уровне среднего общего образования на базовом уровне. На изучение учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательном цикле выделяется 122 часов. При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: интерактивные технологии; технологии проектной деятельности; здоровьесберегающие технологии; ИКТ-технологии и др. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения предмета: 1.2.1. Планируемые личностные результаты освоения учебного предмета «Русский язык» Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: - ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; - готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественнополитическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания, и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; - принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; - неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству): - российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; - уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою 5 Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); - формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; - воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: - гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; - признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав, и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; - мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; - готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; - приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; - готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; - принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательноеотношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; - способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); - развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: 6 - мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; - готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; - экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности; - эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни: - ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; - положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей. Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений: - уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, - осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; - готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; - потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовойдеятельности; - готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся: - физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности. 1.2.2. Планируемые метапредметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык» Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета «Русский язык» представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД). 7 1. Регулятивные универсальные учебные действия В результате освоения учебного предмета «Русский язык» обучающийся научится: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 2. Познавательные универсальные учебные действия В результате освоения учебного предмета «Русский язык» обучающийся научится: искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. 3. Коммуникативные универсальные учебные действия В результате освоения учебного предмета «Русский язык» обучающийся научится: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личныхсимпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. 8 1.2.3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык» В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования: В результате освоения учебного предмета «Русский язык»» обучающийся на базовом уровне научится: - использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации; - использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов; - создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения); - выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах; - подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения; - правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста; - создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функциональностилевой принадлежностью текста; - сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения; - использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); - анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль; - извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат; - преобразовывать текст в другие виды передачи информации; - выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления; - соблюдать культуру публичной речи; - соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; - оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам; - использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам. В результате освоения учебного предмета «Русский язык» обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться: - распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязьмежду ними; - анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; - комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка); - отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка; - использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; 9 - иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания; - выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи; - дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте; - проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию; - сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля; - владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; - создавать отзывы и рецензии на предложенный текст; - соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; - соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; - соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения; - осуществлять речевой самоконтроль; - совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка; - использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств; - оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы). 1.3. Количество часов на освоение учебного предмета: Объем образовательной нагрузки обучающегося 122 часов, в том числе: очная форма обучения аудиторной нагрузки обучающихся (теоретических занятий, практических и лабораторных работ, курсовых работ, индивидуальных проектов) 62 самостоятельной работы обучающихся - консультаций - консультаций перед экзаменом 6 промежуточная аттестация в форме экзамена 6 10 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Объем образовательной нагрузки (всего) 74 Из них в форме практической подготовки 26 Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем 62 в том числе: - теоретические занятия 36 лабораторные занятия - практические занятия 26 контрольные работы - курсовая работа (проект) - консультации - консультации перед экзаменом 6 Самостоятельная работа обучающегося (всего) - в том числе: - сообщение - доклады - презентации - решение задач - изучение информационных источников - составление таблиц, схем - Промежуточная аттестация в форме экзамена 6 2.2. Содержание учебного предмета «Русский язык» Базовый уровень. Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие,народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка. Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные лингвисты. Речь. Речевое общение Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо. 11 Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официальноделового стилей. Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, отзыв и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи. Основные изобразительно-выразительные средства языка. Текст. Признаки текста. Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста. Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. Культура речи Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью. Культура видов речевой деятельности - чтения, аудирования, говорения и письма. Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.Культура разговорной речи. Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм русского литературного языка: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании. Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование. 12 2.3. Тематический план и содержание учебного предмета «Русский язык» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы 1 2 Объем часов Всег из них в о форме практической подготовки 3 Раздел 1. Лексика. Фразеология. Лексикография 4 8 Содержание учебного материала 1.1 1.2 Тема 1. Лексика. Фразеология. Лексикография 1.3 Коды компетенци й из ФГОС СПО, формирован ию которых способствует элемент программы Вводный урок. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке. Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Контрольная работа №1 (входящий контроль знаний) Задание на дом: упр.№ 2, стр. 8 учебник ч.1 Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях) Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. , ОК 01, ОК 04 ОК 05, ОК 06, ОК 09, 2 Слово в лексической системе. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы. Паронимы. Их 2 употребление. Синонимы. Антонимы. Их употребление. Задание на дом: §1-7, упражнение № 5, № 30 учебник ч.1 Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях) Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Происхождение и употребление лексики. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Профессиональная лексика специалиста . Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексикография. 2 Задание на дом: §8-12, упражнение №№ 46-48 (устно), знать значение данных фразеологизмов, учебник ч.1 Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях) Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. 7 2 ПК 4.3 ПК .5.6 ПК 6.3 Практические занятия 1.4 Готовимся к экзамену. Практикум по теме «Лексика. Фразеология. стр.42-44 Лексикография» Лабораторные работы 2 - Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Раздел 2. Стилистика. 10 Содержание учебного материала 2.1 Тема 2.1 Функциональны е стили речи 2.2 Функциональная стилистика как учение о функционально- стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей. Задание на дом: §112-116, упражнение №543 , написать письмо другу, заявление в учебную часть, учебник ч.2 Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях) Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. ОК 01, ОК 02, ОК 06, ОК 10, 2 Текст. Типы речи. Признаки, структура текста. Информационная переработка текста профессиональной направленности. Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, отзыв и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров Задание на дом: §117, упражнение № 564 (определить микротемы), учебник ч.2 Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях) Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. 8 ПК 4.3 ПК .5.6 ПК 6.3 2 2 2.3 Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи. Основные изобразительно- выразительные средства языка. Проблемы экологии языка. Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, 2 основной и второстепенной информации. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка Задание на дом: §116 , упражнение № 557 (сочинение по картине), учебник ч.2 Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях) Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. 2 Практические занятия 2.4 Р.Р. Типы аргументации: пример, иллюстрация, образец. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Основные виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Сочинение-рассуждение по предложенному тексту 2 2 ПК 4.3 ПК .5.6 ПК 6.3 Готовимся к экзамену. Лингвистический анализ текстов различных функциональных 2.5 . разновидностей языка 2 Лабораторные работы Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Раздел 3. Фонетика. Графика. Орфоэпия. 4 ОК 1, ОК 2, ОК 5 Содержание учебного материала Тема 3.1 Фонетика. Графика. Орфоэпия 3.1 Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Позиционные и исторические чередования звуков. Фонетический разбор. Задание на дом: §13-14 , упражнение № 56 учебник ч.1 Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях) Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Практические занятия 9 2 Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение. Проверка умения выполнить фонетический разбор слова. (Тестовое задание по фонетике). 3. 2 Задание на дом: §13-14 , упражнение № 58, ответить на вопросы на стр. 63-64 учебник ч.1 2 Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях) Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Лабораторные работы - Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающихся Раздел 4. Морфемика и словообразование. 6 ОК 1, ОК 2, ОК 8 Содержание учебного материала 4.1 Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Морфемный разбор слова. Задание на дом: §15 , ответить на вопросы на стр. 63-64, учебник ч.1 Русский язык (базовый 2 уровень) (в 2 частях) Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. 4.2 Словообразование. Понятие словообразовательной цепочки. Словообразовательный разбор. Морфологические и неморфологические способы словообразования. Основные 2 способы формообразования в современном русском языке. Задание на дом: §16-17, ответить на вопросы на стр. 73-74, учебник ч.1 Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях) Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Тема 4.1 Морфемика и словообразовани е Практические занятия 4.3 Р.Р. Текст. Анализ текстов разных стилей и жанров Анализ текста с точки зренияналичия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации. 2 СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ по предложенному тексту Задание на дом: написать сочинение о выборе профессии Лабораторные работы Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающихся Раздел 5. Морфология и орфография. 38 10 2 ПК 9.1 Содержание учебного материала 5.1 Принципы русской орфографии. Правописание гласных в корне слова. /Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся 2 гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих и Ц. Задание на дом: § 18-20,стр.76 учебник ч. Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях) Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. упр. 107 ОК 1, ОК 2, ОК 6 ОК 8, ОК.09 Практические занятия Тема 5.1. Орфография 5.2 5.3 5.4 Правописание согласных в корне слова./Правописание звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ. Правописание удвоенных согласных. Задание на дом: §24-25 ,упр. 123 , учебник ч. Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях) 2 Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Правописание гласных и согласных в приставках./ Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Гласные И и Ы после приставок. Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов. Задание на дом: § 26-28, упр. 136 , учебник ч. Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях) 2 Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Р/Р Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. 2 Задание на дом: подготовить информацию о достопримечательностях Екатеринбурга Лабораторные работы 5.5 - Контрольная работа № 1 по теме «Орфография» (тест) с 116-117 гот. к ЕГЭ Самостоятельная работа обучающихся 11 2 2 Содержание учебного материала - Практические занятия 5.2.1 5.2.2 Тема 5.2 Самостоятельн ые части речи Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний имён существительных. Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имён 2 существительных. Морфологический разбор имени существительного Задание на дом: § 32-35, упр.183, учебник ч. Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях) Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор имен прилагательных. Правописание окончаний имён прилагательных. Общие правила правописания сложных слов/ Правописание сложных имён 2 прилагательных. Правописание сложных имён существительных. Задание на дом: §36 , упр.194,учебник ч.1 Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях) Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. 5.2.3 Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных. Задание на дом: § 38,39 , учебник ч. 1 упр. 197-201 Русский язык (базовый уровень) (в 2 2 частях) Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. 5.2.4 Р/Р Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой 2 сферах общения Задание на дом: составить рассказ от имени неодуш. предмета 5.2.5 ОК 01, ОК 2, ОК 03, ОК 4. ОК 9 Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор числительных. Особенности склонения имен числительных. Правописание имен 2 числительных. Задание на дом: § 41-44 учебник ч. Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях) готовя Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. готовимся к ЕГЭ стр.176 12 2 5.2.6 5.2.7 5.2.8 5.2.9 5.2.10 Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений. Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений. Задание на дом: § 45 ,46 , учебник ч.1 2 Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях) Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. готовимся к ЕГЭ стр. 164 Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Спряжение глагола. Правописание глаголов. Задание на дом: § 47 , 48, учебник ч. 1 Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях) 2 Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. готовимся к ЕГЭ стр. 201 Причастие как особая глагольная форма. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Задание на дом: § 49 -51, учебник ч. 1 Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях) Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. упр.276 Р/Р Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функциональносмысловых типов, стилей и жанров. Сочинение по предложенному тексту Деепричастие как особая глагольная форма. Образование деепричастий. Задание на дом: § 52, , учебник ч. 1 готовимся я к ЕГЭ стр. 219 Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях) Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический 5.2.11 2 2 2 разбор наречий. Правописание наречий. Грамматические особенности слов категории состояния. Задание на дом: § 53, 54, учебник ч.1 Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях) 2 Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. готовимся к ЕГЭ с.228 Лабораторная работа 5.2.12 Контрольная работа № 2 по разделу «Самостоятельные части речи». Диктант с грамматическим заданием. (текст профессиональной направленности) Тема 5.3 Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Служебные части речи 5.3.1 2 Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. 2 13 2 Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Правописание союзов. Частица как служебная часть речи. Правописание частиц. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Правописание междометий. Задание на дом: § 56-64 , учебник ч. 1 готовимся к .ЕГЭ стр. 258-259, стр. 262 Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях) Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. ОК 01, ОК 02, ОК 04 Практические занятия 5.3.2 Р/Р Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Задание на дом: составить текст на заданную тему 2 Лабораторные работы Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Раздел 6. Синтаксис и пунктуация 34 Содержание учебного материала Введение. Язык и общество. Историческое развитие русского языка. Выдающиеся лингвисты. Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Тема 6.1. Словосочетание Простое предложение. 6.1.1 6.1.2 Пунктуационный анализ. 2 Задание на дом: §65 , , учебник ч.2 ответить на вопросы стр.6, упр.338 Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях) Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Словосочетание. Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания. Предложение. Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные. Задание на дом: §66-67 учебник ч.2 готовимся к ЕГЭ стр13-14 Русский язык (базовый 2 уровень) (в 2 частях) Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. 14 2 ОК 1, ОК 08, ОК 02 6.1.3 Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске и по структуре. Двусоставные и односоставные 2 предложения. Виды односоставных предложений. Задание на дом: § 68-76 учебник ч.2 дать синтаксическую характеристику простого предложения Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях) Гольцова Н.Г., Шамшин 6.1.4 Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены 2 предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Задание на дом: § 76-77 готовимся к ЕГЭ стр.33-34 учебник ч.2 Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях) Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. 2 Практические занятия 6.1.5 Р/Р Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. Задание на дом: составить диалог на профессиональную тему Лабораторные работы 6.1.6 2 2 - Контрольная работа № 3 по теме «Словосочетание. Простое предложение» 2 Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами. Знаки Тема 6.2. Простое осложнённое предложение - 6.2.1 препинания при однородных и неоднородных определениях и приложениях. Обобщающие 2 слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах Задание на дом: § 79-84 учебник ч.2 готовимся к ЕГЭ стр.53-54 Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях) Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. 15 ОК 01, ОК 03, ОК 09, 6.2.2 Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Задание на дом: § 85-86 учебник ч.2готовимся к ЕГЭ стр.67-68 Русский язык (базовый 2 уровень) (в 2 частях) Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. 6.2.3 Обособленные обстоятельства. Обособление обстоятельств, способы их выражения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Знаки препинания при сравнительном обороте. Обособленные 2 дополнения. Задание на дом: § 87-90 учебник ч.2 готовимся к ЕГЭ стр. 82-83 Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях) Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. 6.2.4 Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительные слова. Р/Р Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной 2 задачи и характера текста Задание на дом: § 91-93 учебник ч. 2, готовимся к ЕГЭ стр. 101 Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях) Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Практические занятия Лабораторные работы 6.2.5 Контрольная работа по теме № 4 по теме «Простое осложнённое предложение». 2 Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Тема 6.3. Сложное предложение 6.3.1 Понятие о сложном предложении. Синтаксический разбор сложного предложения. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. 2 Задание на дом: § 94-98 учебник ч. 2готовимся к ЕГЭ стр. 104-105 упр. 464 Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях) Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. 16 ОК 09, ОК 07, 6.3.2 6.3.3 Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Задание на дом: § 96-97 учебник ч.2 упр. 453 Русский язык (базовый уровень) (в 2 2 частях) Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Сложные предложения с разными видами связи. Синонимия разных типов сложного предложения. Задание на дом: § 99-100 учебник ч. 2 упр. 463 Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях) Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. 2 Практические занятия Лабораторные работы 6.3.4 Контрольные работы № 5 по теме «Сложное предложение». 2 Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала 6.4.1 Тема 6.4. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах. Задание на дом: § 101-104 учебник ч. 2 готовимся к ЕГЭ стр.169-171 Русский язык 2 (базовый уровень) (в 2 частях) Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Практические занятия Предложения с чужой речью 6.4.2 Р/Р Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. 2 Задание на дом: анализ предложенного текста на профессиональную тему по выбранной специальности Лабораторные работы Контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося Раздел 7 Культура речи 10 Содержание учебного материала 17 2 ПК 3.3, ПК 5.6 Тема 7.1 Культура речи 7.1 7.2 7.3 Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью. Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура разговорной речи. Задание на дом: § 108-109, учебник ч.2 упр. 503 Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях) Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм русского литературного языка: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. совершенствование орфографическихи пунктуационных умений и навыков. §110-111 учебник ч.2 стр. 200 ответить на вопросы Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях) Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании. Из истории русского языкознания. Историческое развитие русского языка. Задание на дом: анализ одного из словарей, анализ словарной статьи Практические занятия 7.4 Публичное выступление на выбранную тему. Лабораторные работы 7.4 Контрольная работа № 6 по изученным темам Самостоятельная работа обучающегося Самостоятельная работа обучающегося ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 06 ОК 09 2 2 2 2 2 2 2 2 Консультации 4 Консультации перед экзаменом 2 Экзамен в формате ЕГЭ 6 Всего 74 18 26 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы предмета осуществляется в учебном кабинете «Русский язык и литература»; Оборудование учебного кабинета: 1 Стол учительский - 1 шт. 2.Стул учительский - 1 шт. 3.Парты ученические – 15 шт. 4.Стул ученический – 30 шт. 5. Классная доска. Технические средства обучения: 1.Мультимедийный проектор – 1 шт. 2. Экран – 1 шт. 8. Компьютер -1 шт. 3. Принтер-1шт. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях) 10–11 класс Издательство «Русское слово» 2. "Русский язык. 10-11 класс. Учебник. Базовый и углубленный уровень. ФП" О.А., Лытаева М.А., Гутброд О.В. Акционерное общество "Издательство "Просвещение" 3. Шонин, Н. Е. Русский язык для химиков (A2–B1) : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. Е. Шонин. — 2-е изд. — Москва: ИздательствоЮрайт, 2020. — 154 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13255-7. —Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/457296 (дата обращения: 10.03.2021). 4. Зимина, Л. И. Русский язык (A1–A2) : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. И. Зимина, И. Н. Мирославская. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 139 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-11916-9. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/457204 (дата обращения: 10.03.2021). 21