ОУП.13 ОБЖ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИСВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГАПОУ СО «СУХОЛОЖСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОУП.13 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
основной образовательной программы
среднего профессионального образования –
программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии
08.01.27 МАСТЕР ОБЩЕСТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Сухой Лог, 2023
1

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования (зарегистрировано в
Минюсте России 07.06.2012 N 24480) (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413), методических рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения
образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего
образования, с учетом изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №732 от
12.08.2022) и методических рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах
освоения образовательной программы среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и
профессионального обучения Минпросвещения России №05-592 от 01.03.2023), на основе методики
преподавания общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»,
примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности» для профессиональных образовательных организаций, базовый уровень (вариант 1),
объем: 68 ч., утв. на заседании Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих
программ общеобразовательного и социально-гуманитарного циклов среднего профессионального
образования. Протокол №14 от 30 ноября 2022 г и учебного плана основной образовательной
программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированы
рабочих, служащих по профессии 15.01.33 Токарь на станках с числовым программным управлением

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

17

3

1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ « Основы безопасности жизнедеятельности »

1.1 Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО
Общеобразовательная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается на
базовом уровне в общеобразовательном цикле учебного плана основной профессиональной
образовательной программы по профессии 08.01.27 Мастер общестроительных работ.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном
профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в разных областях
при наличии основного общего образования.
Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
Цель общеобразовательной дисциплины
Главной целью является формирование компетенций, обеспечивающих повышение
уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от
внешних и внутренних угроз
Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Освоение содержания общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обеспечивает достижение следующих результатов:
личностных:
1.
осознание обучающимися российской гражданской идентичности;
2.
готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;
3.
наличие мотивации к обучению и личностному развитию;
4.
целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовнонравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально- культурных
традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, ан- ти
коррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели
и строить жизненные планы;
метапредметных:
1.
освоенные обучающимися меж предметные понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные, познавательные, коммуникативные);
2.
способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к
самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учеб- ного
сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении
индивидуальной образовательной траектории;
3.
овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
предметных:
сформированность представлений о ценности безопасного поведения для личности, общества, государства;
знание правил безопасного поведения и способов их применения в собственном поведении;
сформированность представлений о возможных источниках опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной среде, в социуме, в цифровой среде);
владение основными способами предупреждения опасных и экстремальных ситуаций; знать
порядок действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
сформированность представлений о важности соблюдения правил дорожного движения
всеми участниками движения, правил безопасности на транспорте.

4

Знание правил безопасного поведения на транспорте, умение применять их на практике,
знание о порядке действий в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях на транс- порте;
знания о способах безопасного поведения в природной среде;
умение применять их на практике; знать порядок действий при чрезвычайных ситуациях
природного характера;
сформированность представлений об экологической безопасности, ценности бережного отношения к природе, разумного природопользования;
владение основами медицинских знаний:
владение приемами оказания первой помощи при неотложных состояниях;
знание мер профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний, сохранения психического здоровья;
сформированность представлений о здоровом образе жизни и его роли в сохранении психического и физического здоровья,
негативного отношения к вредным привычкам;
знания о необходимых действиях при чрезвычайных ситуациях биолого-социального характера;
знание основ безопасного, конструктивного общения, умение различать опасные явления в
социальном взаимодействии, в том числе криминального характера;
умение предупреждать опасные явления и противодействовать
сформированность нетерпимости к проявлениям насилия в социальном взаимодействии;
знания о способах безопасного поведения в цифровой среде;
умение применять их на практике;
умение распознавать опасности в цифровой среде (в том числе криминального характера,
опасности вовлечения в деструктивную деятельность) и противодействовать им;
знание основ пожарной безопасности;
умение применять их на практике для предупреждения пожаров;
знать порядок действий при угрозе пожара и пожаре в быту, общественных местах, на
транспорте, в природной среде;
знать права и обязанности граждан в области пожарной безопасности;
сформированность представлений об опасности и негативном влиянии на жизнь личности,
общества, государства экстремизма, терроризма;
знать роль государства в противодействии терроризму;
уметь различать приемы вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность и
противодействовать им;
знать порядок действий при объявлении разного уровня террористической опасности; знать
порядок действий при угрозе совершения террористического акта;
совершении террористического акта;
проведении контртеррористической операции;
сформированность представлений о роли России в современном мире;
угрозах военного характера;
роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении мира;
знание основ обороны государства и воинской службы;
прав и обязанностей гражданина в области гражданской обороны;
знать действия при сигналах гражданской обороны;
знание основ государственной политики в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций различного характера;
знание задач и основных принципов организации Единой системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей гражданина в этой области;
5

знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на
защиту населения от внешних и внутренних угроз;
сформированность представлений о роли государства, общества и личности в обеспечении
безопасности.
Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной учебной дисциплины
В современных условиях глобализации развития мировой экономики, усложнения, интенсификации и увеличения напряженности профессиональной деятельности специалистов
существенно возрастает общественно-производственное значение состояния здоровья каждого
человека. Здоровье становится приоритетной социальной ценностью. В связи с этим исключительную важность приобретает высокая профессиональная подготовка специалистов
различного профиля к принятию решений и действиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций (ЧС), а при их возникновении — к проведению соответствующих мероприятий по
ликвидации их негативных последствий, и прежде всего к оказанию первой помощи пострадавшим.
Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с
ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании ОК и ПК
Код и наименование формируемых компетенций

Планируемые образовательные результаты обучения
Общие
Дисциплинарные

ОК 01.Выбирать способы
решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам

-владеть навыками учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;

- сформировать представления о возможных источниках
опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте,
общественных местах, в природной среде, в социуме, в
цифровой среде);
- владение основными способами предупреждения
опасных и экстремальных
ситуаций;
- знать порядок действий в
экстремальных и чрезвычайных ситуациях;

6

ОК 02. Использовать современные средства
поиска, анализа и интерпретации информации, и
информационные технологии для выполнения
задач профессиональной
деятельности

ОК 03 Планировать и
реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в профессиональной сфере,
использовать знания по
финансовой грамотности
в различных жизненных
ситуациях

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде

- владеть навыками получения информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск,
анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и
форм представления;
- использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и
защиты информации, информационной безопасности личности.
- проявить интерес к различным сферам профессиональной деятельности,
уметь совершать осознанный выбор
будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы;
- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать
собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за
решение;
- оценивать приобретенный опыт;

- проявить нетерпимость к
проявлениям насилия в социальном взаимодействии;
- уметь распознавать опасности в цифровой среде (в том
числе криминального характера, опасности вовлечения в
деструктивную деятельность) и противодействовать
им;

- сформировать представления о ценности безопасного
поведения для личности, общества, государства;
- владеть основами медицинских знаний;
- сформировать представления о роли России в
современном мире; угрозах
военного характера; роли
Вооруженных Сил Российской Федерации в
обеспечении мира;
знать основы обороны государства и воинской службы;
прав и обязанностей гражданина в области гражданской
обороны; знать действия при
сигналах гражданской обороны;
- осознать ценности научной деятель-знать основы безопасного,
ности, готовность осуществлять
конструктивного общения,
проектную и исследовательскую дея- уметь различать опасные
тельность индивидуально и в группе; - явления в социальном взаисформировать социальные навыки,
модействии, в том числе
включающие способность выстраивать криминального характера;
отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать
конфликты;

7

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую
позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных
общечеловеческих ценностей, в том числе с
учетом гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных отношений, применять
стандарты анти коррупционного поведения

- сформировать гражданскую позицию
обучающегося как активного и ответственного члена российского
общества;
- осознать свои конституционные права и обязанности, уважать законы и
правопорядок; - готовность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным
признакам;
- уметь взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;
- готовность к служению и защите
Отечества, ответственность за его
судьбу
- развивать креативное мышление при
решении жизненных проблем

ОК 07.Содействовать
сохранению окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата,
принципы бережливого
производства, эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях

- уметь прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
- давать оценку новым ситуациям,
вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов
целям;
- владеть навыками познавательной
рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных
процессов, их результатов и оснований;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их
снижению;

- уметь различать опасные
явления в социальном взаимодействии, в том числе
криминального характера;
- знать роль государства в
противодействии терроризму; уметь различать приемы
вовлечения в экстремистскую и террористическую
деятельность и противодействовать им; знать порядок
действий при объявлении
разного уровня террористической опасности;
- знать порядок действий при
угрозе совершения террористического акта; совершении
террористического акта; проведении
контртеррористической операции;
- сформировать представления о роли Вооруженных
Сил Российской Федерации в
обеспечении мира;
- знать основы обороны государства и воинской службы,
прав и обязанностей гражданина в области гражданской
обороны; знать действия при
сигналах гражданской обороны;
-владеть основными способами предупреждения
опасных и экстремальных
ситуаций; знать порядок действий в экстремальных и
чрезвычайных ситуациях;
- знать правила безопасного
поведения на транспорте,
уметь применять их на практике, знать о порядке
действий в опасных, экстремальных и чрезвычайных
ситуациях на транспорте;
- знать о способах безопасного поведения в природной
среде
- знать основы пожарной
безопасности; уметь применять их на практике для
предупреждения пожаров;
- знать права и обязанности
граждан в области пожарной
безопасности
8

ОК 08.Использовать
средства физической
культуры для сохранения
и укрепления здоровья в
процессе профессиональной деятельности и
поддержания необходимого уровня физической
подготовленности

- сформировать здоровый и безопасный образ жизни, ответственного
отношения к своему здоровью;
- проявить активное неприятие вредных привычек и иных форм
причинения вреда физическому и психическому здоровью

- владеть основами медицинских знаний;
- знать меры профилактики
инфекционных и неинфекционных заболеваний,
сохранения психического
здоровья; сформировать
представления о здоровом
образе жизни и его роли в
сохранении психического и
физического здоровья, негативного отношения к
вредным привычкам;
- знать о необходимых действиях при чрезвычайных
ситуациях биологосоциального характера

9

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины

Объем в часах
42

в т.ч.
Основное содержание

34

в т. ч.:
теоретическое обучение

18

практические занятия

16

Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

6

в т. ч.:
практические занятия
Индивидуальный проект (да/нет)**

6

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

1
0

Тематический план и содержание дисциплины
Наименование разделов и
тем
1
Основное содержание

Содержание учебного материала (основное и профессионально Объем ча- Формируемые компетенориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной
ции
сов
модуль (при наличии)
2
3
4

Раздел 1. Мир опасностей современной молодежи

12

Тема
1.1 Содержание учебного материала
В чем особенности картиныКомбинированное занятие
опасностей современной мо-Понятие: опасность — это способность явлений, процессов, объектов в силодежи
стеме «человек - среда обитания» в определенных условиях причинять вред
людям, природной среде и материальным ресурсам;
опасность как система - «объект защиты - источник опасности - негативное
воздействие, опасность как процесс 1) накопления отклонений от нормального состояния или процесса; 2) инициирование негативной
способности/чрезвычайного события; 3) актуализация негативных факторов;
4) локализация/прекращение действия негативных факторов; предметное
действие: моделирование поля опасностей на примере современной молодежи;
правило действия: чтобы выявить и описать опасности нужно определить
Тема
1.2 Содержание учебного материала
Как выявить опасности раз- Практическое занятие
вития.
Понятие: опасности развития - это способность явлений, процессов, объектов в системе «человек/общество - Жизнь» в определенных условиях
препятствовать/нарушать закон сохранения Жизни Предметное действие:
целе-и ценностное полагание в ситуации конфликта в развитии между требованием сохранения Жизни и дефицитами в развитии
Правило действия: чтобы выявить, что является опасным фактором/препятствием на пути к прогрессу общества/самореализации человека
(мечте/цели), необходимо соотнести требование закона сохранения Жизни
как общественного и человеческого смысла/ нормы развития с внутренними и внешними условиями его нарушения Алгоритм целе-и ценностного
полагания в ситуации конфликта в развитии
Содержание учебного материала
Тема 1.3.
Как выявить и описать опас- Практическое занятие

2

ОК 01; ОК 02, ОК 04;
ОК 07; ОК 08
ОК 02; ОК 04; ОК 07

2

2

ОК 02; ОК 04; ОК 07

2

2

ОК 02; ОК 04; ОК 07

ности на дорогах.

Тема 1.4.
Как выявить и описать опасности в ситуации пожара в
общественном месте.

Понятие: опасности на дорогах - это способность явлений, процессов,
объектов в системе «человек-участник дорожного движения - среда дорожного движения» в определенных условиях причинять вред людям, среде и
материальным ресурсам;
Предметное действие: выявлять и описывать опасности для разных участников дорожного движения (пешеход, электросамокатчик/райдер,
мотоциклист);
Правило действия: чтобы выявить и описать опасности на дорогах нужно
определить условия, при которых элемент системы «человек-участник дорожного движения - среда дорожного движения» становится причиной
нанесения вреда человеку;
Алгоритм выявления и описания опасностей на дорогах
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: опасность пожара в общественном месте - это способность явлений, процессов горения, горючих материалов и объектов причинять вред
людям и материальным ресурсам;
Предметное действие: выявлять и описывать опасности в ситуации пожара в общественном месте
Правило действия: чтобы выявить и описать опасности пожара нужно
определить условия пожара, при которых элемент системы «человек - общественное место» становится причиной нанесения вреда человеку
Алгоритм выявления и описание опасностей в ситуации пожара в общественном месте (на примере торгового центра, кинотеатра, клуба)

2

2

2

ОК 04; ОК 07

Тема 1.5
Как выявить и описать опасности в ситуациизахвата
заложников в общественном
месте (ЧС)

Тема 1.6
По выбору студентов

Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: опасности ситуации захвата заложников в общественном месте
предметное действие: выявить и описать опасности в ситуации захвата заложников в общественном месте
правило действия: чтобы выявить и описать опасности нужно определить
условия, при которых заложнику может быть нанесен вред
алгоритм выявления и описания опасностей в ситуации захвата заложников террористами, стрельбе в общественных местах (колледже, публичном
мероприятии)
Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
Понятие: опасности
Предметное действие: выявлять и описывать опасности в окружающей
среде для предупреждения и защиты от них, в том числе в чрезвычайных
ситуациях;
Раздел 2 Методы оценки риска

Тема 2.1
Как измерять опасности

Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
Понятие: риск - это количественная мера опасности, сочетание 1) вероятности (или частоты) нанесения ущерба и 2) тяжести этого ущерба для
объекта защиты;
- приемлемый риск - уровень опасности, который на данном этапе социально-экономического и научно-технического развития общество считает
допустимым
Предметное действие: определение вероятности осуществления риска и
масштаба последствий воздействия вредных и опасных факторов среды для
разработки/выбора мер по профилактике и защите
Правило действия: чтобы оценить риск, нужно рассчитать вероятность

2

ОК 04; ОК 07;

2

2

ОК 1; ОК 02; ОК 04; ОК 07;

2
12

ОК 02; ОК 04; ОК 07; ОК 08

2

ОК 02; ОК 04; ОК 07;

2

Тема 2.2
Как оценить риски на дорогах

Тема 2.3
Как оценить риски в ситуации пожара в общественном
месте (ЧС)

наступления негативного события и определить тяжесть его последствий
Алгоритм расчета риска по формуле
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: риски на дорогах - количественная мера опасности для участника дорожного движения, сочетающая риск 1) вероятности (или частоты)
негативного события/ДТП и 2) тяжести его ущерба жизни и здоровью;
Предметное действие :определение вероятности осуществления риска (по
формуле) и масштаба последствий воздействия опасных факторов дорожного движения в отношении различных его участников для
разработки/выбора мер по профилактике и защите
Правило действия: чтобы оценить риск негативного события/ДТП для
участника дорожного движения, нужно рассчитать вероятность наступления негативного события и определить тяжесть его последствий для
участника дорожного движения
Алгоритм оценки риска для разных участников дорожного движения (пешеход, электросамокатчик /райдер, мотоциклист)
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: риски в ситуации пожара в общественном месте - количественная мера опасности для посетителя, сочетающая риск 1) вероятности (или
частоты) пожара и 2) тяжести его ущерба жизни и здоровью от опасных
факторов пожара (ожоги, отравление угарным газом, гибель)
Предметное действие: определение вероятности осуществления риска
пожара в общественном месте (по формуле) и масштаба последствий воздействия опасных факторов пожара на посетителей для разработки/выбора
мер по профилактике и защите
Правило действия: чтобы оценить риск негативного события - пожара в
общественном месте, нужно рассчитать вероятность его наступления (по
формуле) и определить тяжесть его последствий для посетителей
Алгоритм оценки рисков опасных факторов пожара в общественном месте
(торговом центре, клубе, интернате для престарелых)

2

ОК 04; ОК 07;

2

2

2

ОК 02; ОК 04; ОК 07;

Тема 2.4.
Как оценить риск реализации
ситуации захвата заложников/стрельбы в общественном
месте (ЧС )

Содержание учебного материала
Практическое занятие

2

Понятие: риск захвата заложников в общественном месте - количественная мера опасности для посетителя, сочетающая риск 1) вероятности (или
частоты) захвата заложников/стрельбы и 2) тяжести его ущерба жизни и
здоровью (травмы, в т.ч. психологическая, ранения, гибель)
Предметное действие: определение вероятности осуществления риска (по
формуле) и масштаба/тяжести последствий воздействия опасных факторов
захвата заложников/стрельбы в общественном месте для разработки/выбора мер по профилактике и защите посетителей
Правило действия: чтобы оценить риск захвата заложников/стрельбы в
общественном месте, нужно рассчитать вероятность наступления негативного события и определить тяжесть его последствий для посетителей
алгоритм оценки рисков в ситуации захвата заложников/стрельбы в общественном месте

2

Тема 2.5
Как оценить риски для здоро- Содержание учебного материала
вья в подростковом возрасте Практическое занятие

Тема 2.6
Как оценить риск реализации ситуации, актуальной
для обучающихся

Понятие: риски для здоровья - количественная мера опасности заболеваний (в т.ч. смертельно опасных, инфекционных, нервно-психологических)
и смерти от других факторов, сочетающая риск 1) вероятности (или частоты) негативного события и 2) тяжести его ущерба жизни и здоровью
(заболевания, травмы, гибель)
Предметное действие: определение вероятности осуществления опасных
и вредных факторов риска для жизни и здоровья подростков (по формуле)
и тяжести последствий их воздействия для разработки/выбора мер по профилактике и защите
Правило действия: чтобы оценить риск опасных и вредных факторов для
жизни и здоровья в подростковом возрасте, нужно рассчитать вероятность
наступления негативного события и определить тяжесть его последствий
Алгоритм оценки рисков для жизни и здоровья подростков
Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
Понятие: риск
Предметное действие: определение вероятности осуществления риска и
масштаба последствий воздействия вредных и опасных факторов среды для
разработки/выбора мер по профилактике и защите

2

ОК 02; ОК 04; ОК 07;

ОК 02; ОК 04; ОК 07;
ОК 08

2

2

2

ОК 02; ОК 04; ОК 07

Раздел З. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Содержание учебного материала
Тема 3.1
Понятие о защите от опасно- Комбинированное занятие
сти
Понятие: Защита от опасностей - это способы и методы снижения уровня
и продолжительности действия опасностей на человека (природу). Правило: чтобы защитить объект от опасностей, необходимо снизить
негативное влияние источников опасности (сокращением значения риска и
размеров опасных зон), его выведением из опасной зоны; применением
экобиозащитной техники и средств индивидуальной защиты
Предметное действие: выбор мер (способы, методы, средства, модели поведения) для защиты от опасностей окружающей среды, в том числе в
чрезвычайной ситуации
Правило действия: чтобы выбрать меры для защиты объекта от опасностей
окружающей среды, в том числе в чрезвычайной ситуации, необходимо
подобрать согласно нормативным требованиям оптимальные/ доступность/
функциональность/ средства индивидуальной защиты, модели безопасного
поведения, обозначить пути выхода из опасной зоны, сформулировать правила поведения/техники безопасности Алгоритм выбора способа защиты
на основе нормативных документов
Содержание учебного материала
Тема 3.2
Практическое занятие
Как снизить риски для здоПонятие: защита жизни и здоровья -способы и методы снижения уровня
ровья. Профилактика
действия вредных и опасных факторов для физического и психического здозаболеваний. Здоровый об- ровья
раз жизни
.
Предметное действие: выбор мер (способов, методов, средств, образа
жизни) для защиты жизни и здоровья от опасностей окружающей среды
Правило действия: чтобы выбрать меры снижения уровня действия вредных и опасных факторов для здоровья от опасностей окружающей,
необходимо подобрать согласно гигиеническим нормам/требованиям оптимальные средства профилактики заболевания, модели безопасного
поведения, в т.ч. в пандемию
Алгоритм выбора способа профилактики типичных/смертельно опасных
для подростков заболеваний (инфекционных, психологических)
Тема
3.3 Содержание учебного материала
Как защититься от опасно- Практическое занятие

12
2

ОК 02; ОК 03; ОК 04;
ОК 07; ОК 08
ОК 02; ОК 04; ОК 07

2

2

ОК 3; ОК 04; ОК 08

2

2

ОК 04; ОК 07

стей на дорогах

Тема
3.4.
Как безопасно вести себя в
ситуации пожара в общественном месте

Тема
3.5
Как безопасно вести себя в

Понятие: защита жизни и здоровья участников дорожного движения - способы и методы снижения уровня действия опасных факторов дорожного
движения
Предметное действие: выбор мер (средств индивидуальной защиты, правил, моделей поведения) для защиты жизни и здоровья участников
дорожного движения
Правило действия: чтобы выбрать меры защиты жизни и здоровья участников
дорожного
движения,
необходимо
подобрать
средства
индивидуальной защиты, правила и модели поведения на основе ПДД и
иных нормативных документов
Алгоритм выбора мер защиты жизни и здоровья участников дорожного
движения (на выбор)
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: защита жизни и здоровья в условиях пожара - способы и методы
снижения уровня действия опасных факторов пожара за счет выведения
объекта защиты из опасной зоны, применения средств пожаротушения и
индивидуальной защиты
Предметное действие: выбор мер (средств пожаротушения, индивидуальной защиты, правил, моделей поведения) для защиты жизни и здоровья в
условиях пожара в общественном месте
Правило действия: чтобы выбрать меры защиты жизни и здоровья в
условиях пожара, необходимо подобрать доступные средства пожаротушения индивидуальной защиты и модель поведения адекватно ситуации
пожара
Алгоритм выбора мер защиты жизни и здоровья при пожаре (в своем жилище, в колледже, в торговом центре, на рабочем месте) в разных условиях
(задымления, активного огня, затруднений эвакуации)
Содержание учебного материала
Практическое занятие

2

2

ОК 04; ОК 07

2

2

ОК 04; ОК 07

ситуации захвата заложни- Понятие: защита жизни и здоровья в ситуации захвата заложников в обков в общественном месте щественном месте - способы и методы снижения уровня действия опасных
(ЧС)
факторов теракта за счет выведения объекта защиты из опасной зоны,
применения моделей безопасного поведения, включая способы психологической защиты
Предметное действие: выбор мер (средств индивидуальной защиты, правил, моделей поведения) для защиты жизни и здоровья в ситуации захвата
заложников/стрельбы в общественном месте
Правило действия: чтобы выбрать меры защиты жизни и здоровья в ситуации захвата заложников в общественном месте, необходимо подобрать
способы и методы снижения уровня действия опасных факторов теракта/стрельбы за счет выведения объекта защиты из опасной зоны,
применения моделей безопасного поведения
Алгоритм
Тема
3.6 Содержание учебного материала
Как снизить риск наступле- Комбинированное занятие
ния ситуации, актуальной Понятие: защита жизни и здоровья в ситуации
для обучающихся
Предметное действие: выбор мер (способы, методы, средства, модели поведения) для защиты от опасностей окружающей среды, в том числе в
чрезвычайной ситуации
Правило действия: Алгоритм
Раздел 4 Основы военной службы
Тема 4.1.
История создания Вооруженных Сил России

Тема 4.2 Основные понятия
о воинской обязанности

Тема 4.3
Основные понятия о психо-

Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
Понятие о Вооруженных Сил России, обеспечении безопасности нашей
страны. Предназначение Вооруженных Сил РФ. Реформирование Армии и
Флота.
Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
Понятие о воинском учете, обязательной подготовке к военной службе,
призыве на военную службу, прохождении военной службы по призыву,
пребывании в запасе, призыве на военные сборы и прохождение военных
сборов в период пребывания в запасе, а также воинская обязанность в период военного времени, военного положения и в период мобилизации.
Содержание учебного материала
Практическое занятие

2

2

ОК 02; ОК 04; ОК 07;

2

12
2

ОК 01; ОК 02; ОК 03;
ОК 04; ОК 06; ОК 08
ОК 06; ОК 08

2
2

ОК 03; ОК 06; ОК 08

2

2

ОК 04; ОК 06; ОК 08

логической совместимости
членов воинского коллектива (экипажа, боевого
расчета). Тренинг бесконфликтного общения и
Тема
4.4
Как стать офицером РА. Основные виды военных
образовательных учреждений профессионального
образования
Тема 4.5
Строевая подготовка

Тема 4.6
Огневая подготовка. Порядок
неполной сборки и разборки
ММГ АК-74

Понятие о психологических основах взаимодействия военнослужащих в
коллективе, совместной жизнедеятельности военнослужащих. Понятие
конфликта и его влияние на уровень боеспособности и боеготовности отделения, экипажа, расчета. Понятие о способах бесконфликтного общения
в условиях военной службы.
Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
Понятие об офицерском составе, порядке поступления и обучения в военных образовательных учреждениях, требованиях, предъявляемых к
подготовке офицеров. Кодексе чести Российского офицера, требованиях
общества, предъявляемых к офицеру.
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятия об одиночной строевой подготовке и слаживания подразделений.
Правила и алгоритмы предметных действий: Строевой стойки. Выполнение команд «Становись, Равняйсь, Смирно, Вольно, Заправиться".
Повороты на месте. Перестроение из одно шереножного строя в двух шереножный строй и обратно. Движение строевым шагом. Повороты в
движении. Прохождение в составе подразделения торжественным маршем
и в составе подразделения с песней. Приветствие в движении.
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие о назначении и боевых свойствах оружия, его устройстве, мерах
безопасности при обращении с оружием и патронами, о неполной и полной
разборке автомата, назначении частей, узлов и механизмов автомата.
Правило и алгоритмы предметных действий: неполной разборки, сборки
автомата
Правила и приемы стрельбы, способов поиска целей и управления огнем,
действиях по командам руководителя стрельб.
Раздел 5 Основы медицинских знаний

Тема 5.1. Помощь при со- Содержание учебного материала
стояниях
вызванных Комбинированное занятие

2

2

ОК 1; ОК 2;
ОК 06; ОК 08

2
2

ОК 04; ОК 06; ОК 08

2

2

ОК 04; ОК 06; ОК 08

2

12

ОК 02; ОК 04; ОК 07;ОК 08

2

ОК 02; ОК 04; ОК 7

нарушением сознания

Понятие об эпилепсии, инсульте, обмороке, инфаркте, диабете, токсикологическом опьянении.
Правила и алгоритмы поведения и оказания первой помощи при этих состояниях.
Тема 5.2. Первая помощь Содержание учебного материала
при неотложных состояниях: Практическое занятие
закон и порядок оказания
Понятие о неотложных состояниях в УК РФ Статья 124, Статья 125, Правила проведения диагностики и помощи в неотложных состояниях
Алгоритм Оказание первой помощи при остановке сердца, искусственная
вентиляция легких
Тема 5.3. Алгоритм помощи Содержание учебного материала
пострадавшим при ДТП и
ЧС
Практическое занятие
Понятие об ДТП и ЧС на транспорте.
Правила помощи при травмах рук, ног, головы, при переломах, вывихах,
ушибах и т.д.
Алгоритмы оказание первой помощи при травмах, ранениях, переломах.
Отработка моделей поведения при ЧС на транспорте
Тема 5.4. Алгоритм помощи Содержание учебного материала
при кровотечениях и ранеПрактическое занятие
ниях
Понятие о видах кровотечений, средствах обеззараживания и дезинфекции.
Правило остановки кровотечений способом наложение жгута и закрутки.
Алгоритмы оказания первой помощи при кровотечениях
Тема 5.5. Оказание помощи Содержание учебного материала
подручными средствами в Практическое занятие
природных условиях
Понятие об экстремальных ситуациях в природных условиях.
Способы и особенности фиксации конечностей.
Способы транспортировки пострадавших.
Способы согревания на открытой местности, Вынужденное автономное
существование.
Правило добычи: воды, пищи, огня. Временное жилище.
Тема 5.6. Помощь при воз- Содержание учебного материала
действии температур на Комбинированное занятие

2
2

ОК 04; ОК 07

2
2

ОК 02; ОК 04; ОК 07;

2

2

ОК 04; ОК 07

2
2

ОК 04; ОК 07

2

2

ОК 04; ОК 07; ОК 08

организм человека. Способы Понятие об ожогах и их видах (термические, химические, кислотные, щесамо спасения.
лочные).
2
Правило алгоритм помощи при ожогах различных видов.
Способы само спасения. Первая помощь пострадавшем на производстве.
Алгоритм поведения при ЧС.
*Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Содержание
2
Прикладной модуль:
Раздел 1.
Тема. Выявление и описание
опасностей на рабочем месте Практическое занятие
Классификация опасностей: по видам профессиональной деятельности, по
причинам возникновения на рабочем месте по опасным событиям вследствие воздействия опасностей. Источники опасностей и вредностей,
факторы риска, условия возникновения и развития нежелательных событий.
Прикладной модуль:
Раздел 2.
Тема. Оценка рисков на рабочем месте

Прикладной модуль:
Раздел 4.
Тема. Знакомство с повседневным бытом военнослужащих.

ОК 1; ОК 02; ОК 04;
ОК 07. ПК 5.4.

Содержание

2

ОК 1; ОК 02; ОК 04; ОК 07;
ПК 5.4.

Практическое занятие
Возможные последствия опасностей по степени тяжести: гибель, травма,
профессиональное заболевание. Статистические данные по несчастным
случаям на предприятиях. Определение вероятности наступления опасностей при выполнении работ.
Содержание

2

ОК 02; ОК 04; ОК 06;
ПК 5.4.

Практическое занятие
Тематическая экскурсия с показом учебных классов, казармы, специальной военной техники, посещение музея части.
Примерные темы проектов/исследований
Составление статьи-отчета об экскурсии в ВЧ (по плану);
Статья-отчѐт об экскурсии в музей воинской славы (по плану);
«Разработка моего распорядка дня на военных сборах в ВЧ»;

Промежуточная аттестация по дисциплине (дифференцированный зачѐт)
Всего:

2
42

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Материально-техническое обеспечение
Реализация программы учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете безопасности
жизнедеятельности (№ 402), стрелковом тире.
Оборудование кабинета и рабочих мест кабинета:
Автоматизированное рабочее место преподавателя – 1 шт.
Доска классная аудиторная.
Технические средства обучения:
Проектор ViewSonic PJD5232– 1 шт.
Экран настенный- 1 шт.
Средства индивидуальной защиты (СИЗ):
противогаз ГП-7- 40 шт; респиратор Р-2 - 1 шт; защитный костюм Л-1 – 1 шт., общевойсковой
защитный костюм – 3 шт.
Войсковой прибор химической разведки (ВПХР) – 1 шт.
Измеритель мощности дозы ДП-5В– 1 шт.
Комплект дозиметров ДП-24– 8 шт
Образцы средств первой медицинской помощи: сумка санитарная- 1 шт; носилки плащевые – 2
шт;
Образцы средств пожаротушения (СП)- 2 шт;
Комплект шин транспортных медицинских
Макет ММГ АК-74 – 2 шт.
Макет встроенного убежища
Тренажер сердечно-легочной реанимации «Максим 2-01» -1 шт.
Оборудование стрелкового тира:
Пневматическое оружие (винтовки – 4 шт; пистолет –2 шт), Класс «ТТХ и общего устройства
стрелкового оружия»,
10-ти метровая стрелковая галерея для стрельбы из пневматического оружия (4 направления).
Перечень используемых электронных образовательных ресурсов:
Мобильное приложение МЧС России – ваш личный помощник при ЧС!
https://apps.apple.com/app/id1530044766
Система электронного обучения и тестирования Moodle https://www.ispring.ru/elearninginsights/moodle
Юрайт образовательная платформа https://urait.ru Образовательная платформа для университетов и колледжей.
Образовательная платформа для университетов и колледжей.
Программное обеспечение:
Microsoft Windows 7, Microsoft office 2010, 7-zip, Foxit reader Google Chrome.
Информационное обеспечение обучения.
Основные источники Печатные издания:
1. Косолапова, Н. В. Основы безопасности жизнедеятельности : учебник для студ. сред.проф.
образования / Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко. – 7-е изд. – М. : Издательский центр «Академия», 2020. – 336 с.
2. Косолапова, Н. В. Основы безопасности жизнедеятельности : учебник для сред.проф. образования / Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко. – 10-е изд. – М. : Издательский центр «Академия»,
2015. – 336 с.
Дополнительные источники Печатные издания:

2
2

1. Подюков, В. А. Основы безопасности жизнедеятельности : пособие / В. А. Подюков, В. В.

Токмаков, Н. В. Шевченко. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2002. – 284 с.
2. Топоров, И. К. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы : учебник для учащихся общеобразоват. учреждений / И. К. Топоров. – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2008. – 255 с.
Справочники, энциклопедии
Изотова М.А., Царева Т.Б. Полная энциклопедия орденов и медалей России. — М., 2008.
Лубченков Ю. Н. Русские полководцы. — М., 2009
Интернет-ресурсы
www.mchs.gov.ru (сайт МЧС РФ).
www.mvd.ru (сайт МВД РФ).
www.mil.ru (сайт Минобороны).
www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).
www.school.edu.ru/default.asp (Российский образовательный портал.).
www.ru/book (Электронная библиотечная система).
www.pobediteli.ru (проект «ПОБЕДИТЕЛИ:Солдаты Великой войны»).
www.militera.lib.ru (Военная литература).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания и
приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.
Общая/ профессиональная компетенция

Раздел/Тема

ОК.01 Выбирать способы Р 1, Темы:1.6;
решения задач профессиР 4, Темы:4.4;
ональной деятельности
1
применительно к различ- Р 1 П-о/c , Р 2 П-о/c, Р 3 П-о/c
ным контекстам

Тип оценочных мероприятий
- Кейс-задание;
- Старт-задание;
- Задание исследование;
- Задание-эксперимент;

ОК 02 Использовать современные средства
поиска, анализа и интерпретации информации, и
информационные технологии для выполнения
задач профессиональной
деятельности

Р 1, Темы:1.1,1.2,1.3,1.4,1.5,1.6

- Фронтальный опрос;

Р 2, Темы:2.1,2.2,2.3,2.4,2.5,2.6;

- Графический диктант;

Р 3, Темы:3.1,3.2,3.4,3.5,3.6;

- Защита алгоритма оказа-

Р 5, Темы:5.1,5.2,5.3,5.4,5.5,5.6;
Р 1 П-о/c, Р 2 П-о/c, Р 3 П-о/c, Р4 По/с, Р 5П-о/с

ния первой помощи;
- Защита презентаций;
- Тестирование;

2
3

23

2
4

ОК.03 Планировать и ре- Р 3, Темы: 3.2;
ализовывать собственное
Р 4, Темы: 4.2;
профессиональное и личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в профессиональной сфере,
использовать знания по
финансовой грамотности
в различных жизненных
ситуациях
1

- Тест-задание;
- Защита работ
прикладного модуля

Практико-ориентированное содержание

2
5

24

2
6

Р 1, Темы:1.1,1.2,1.3,1.4,1.5,1.6
Р 2, Темы:2.1,2.2,2.3,2.4,2.5,2.6;
Р 3, Темы:3.1,3.2,3.3, 3.4,3.5,3.6;
ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать Р 4, Темы:4.1,4.2,4.3,4.4,5.5,4.6, 4.7
в коллективе и команде
Р 5, Темы:5.1,5.2,5.3,5.4,5.5,5.6;
Р 1 П-о/c, Р 2 П-о/c, Р 3 П-о/c, Р4 По/с, Р 5П-о/с
ОК 06 Проявлять гражданско- патриотическую
позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных
общечеловеческих ценностей, в том числе с
учетом гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных отношений, применять
стандарты антикоррупционного поведения
ОК 07 Содействовать сохранению окружающей
среды, ресурсосбережению, применять знания
об изменении климата,
принципы бережливого
производства, эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях

Р 1, Темы:1.1,1.3,1.4,1.5,1.6
Р 2, Темы:2.1,2.2,2.3,2.4,2.5;
Р 3, Темы:3.1,3.2,3.3, 3.4,3.5,3.6;
Р 4, Темы:4.1,4.2,4.3,4.4,5.5,4.6, 4.7
Р 5, Темы:5.1,5.2,5.3,5.4,5.5;
Р 1 П-о/c, Р 2 П-о/c, Р 3 П-о/c, Р4 По/с, Р 5П-о/с

Р 1, Темы:1.1,1.2,1.3,1.4,1.5,1.6
Р 2, Темы:2.1,2.2,2.3,2.4,2.5;
Р 3, Темы:3.1,3.2,3.3, 3.4,3.5,3.6;
Р 1 П-о/c, Р 2 П-о/c, Р 3 П-о/c, Р4 По/с, Р 5П-о/с

Р 1, Темы:1.1;
ОК 08 Использовать
Р 2, Темы:2.1,2.2,2.3,2.4,2.5;
средства физической
Р 3, Темы:3.1,3.3, 3.4,3.5,3.6;
культуры для сохранения
Р 4, Темы:4.1,4.2,4.3,4.4,5.5,4.6, 4.7
и укрепления здоровья в Р 5, Темы:5.3,5.4,5.5,5.6;
процессе профессиоР 1 П-о/c, Р 2 П-о/c, Р 3 П-о/c, Р4 Пнальной деятельности и о/с, Р 5П-о/с
поддержания необходимого уровня физической
подготовленности
ПК 5.4.
Р 1, Темы: 2,1;
Р 2, Темы: 2,2.

2
7

25

2
8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».