МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИСВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГАПОУ СО «СУХОЛОЖСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОУП.01 РУССКИЙ ЯЗЫК
основной образовательной программы
среднего профессионального образования –
программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии
08.01.27 МАСТЕР ОБЩЕСТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Сухой Лог, 2023
1
Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования (зарегистрировано в
Минюсте России 07.06.2012 N 24480) (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413),
методических рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения
образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего
образования, с учетом изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №732
от 12.08.2022) и методических рекомендаций по реализации среднего общего образования в
пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования (письмо
Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и
профессионального обучения Минпросвещения России №05-592 от 01.03.2023), на основе
методики преподавания общеобразовательной дисциплины «Русский язык», примерной рабочей
программы общеобразовательной дисциплины «Русский язык» для профессиональных
образовательных организаций, базовый уровень (вариант 2), объем: 72 ч., утв. на заседании Совета
по оценке содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного и
социально-гуманитарного циклов среднего профессионального образования. Протокол №14 от 30
ноября 2022 г. и учебного плана основной образовательной программы среднего
профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих,
служащих по профессии 08.01.27 Мастер общестроительных работ.
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
14
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ 16
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО
Общеобразовательная дисциплина
«Русский
язык» является
обязательной частью
общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии
08.01.27 Мастер общестроительных работ.
Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
Цель общеобразовательной дисциплины
Цель дисциплины «Русский язык»: сформировать у обучающихся знания и умения в области
языка, навыки их применения в практической профессиональной деятельности.
Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствиис
ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Освоение дисциплины направлено на формирование общих компетенций:
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном
языках.
Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной учебного предмета: В
рабочей программе представлено профессионально направленное содержание, необходимое для
усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся
профессиональных компетенций по профессии 08.01.27 Мастер общестроительных работ.
На уроках русского языка профессиональная направленность отражена также в предлагаемых
текстах. Для профессии 08.01.27 Мастер общестроительных работ подбирается текст
профильной направленности, к которому задаются вопросы по теме урока. На занятиях
обучающиеся публично анализируют тексты, используя кодифицированные нормы русского
языка. В процессе работы обучающиеся дополнительно узнают что-то новое о выбранной ими
профессиональной деятельности.
Развивается лексика студента, связанная с производством и их специальностью. С этой целью
составляются мини-словари по специальности. В них записываются наименования видов работ,
специальные термины. Студенты получают задания на составление текстов со специальными
терминами, кроссвордов для закрепления их правописания, пишут диктанты с производственной
тематикой, а также сочинения – миниатюры на темы: «Моя профессия», «Мое рабочее место»,
«Мастер-наставник».
4
В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций:
Планируемые результаты освоения дисциплины
Код и наименование формируемых
компетенций
Общие
Дисциплинарные (предметные)
к
саморазвитию, -уметь создавать устные монологические и
ОК 04. Эффективно взаимодействовать -готовность
самостоятельности и самоопределению;
диалогические высказывания различных типов и
и работать в коллективе и команде
-овладение навыками
учебно- жанров; употреблять языковые средства в
исследовательской, проектной и социальной соответствии с речевой ситуацией (объем устных
деятельности;
монологических высказываний – не менее 100
Овладение универсальными
слов, объем диалогического высказывания – не
коммуникативными действиями:
менее 78 реплик); уметь выступать публично,
представлять
результаты
учебноб) совместная деятельность:
исследовательской и проектной деятельности;
-понимать и использовать преимущества
использовать образовательные информационнокомандной и индивидуальной работы;
-принимать цели совместной деятельности, коммуникационные инструменты и ресурсы для
организовывать и координировать действия решения учебных задач;
представления
об
аспектах
по ее достижению: составлять план -сформировать
действий, распределять роли с учетом культуры речи: нормативном, коммуникативном и
мнений участников обсуждать результаты этическом; сформировать системы знаний о номах
современного русского литературного языка и их
совместной работы;
-координировать и выполнять работу в основных видах (орфоэпические, лексические,
условиях реального, виртуального и грамматические, стилистические; уметь применять
знание норм современного русского литературного
комбинированного взаимодействия;
-осуществлять позитивное стратегическое языка в речевой практике, корректировать устные
поведение
в
различных
ситуациях, и письменные высказывания; обобщать знания об
проявлять творчество и воображение, быть основных правилах орфографии и пунктуации, уметь
применять правила орфографии и
инициативным;
Овладение универсальными регулятивными пунктуации в практике письма; уметь работать со
действиями:
словарями и справочниками, в том числе
г) принятие себя и других людей:
академическими словарями и справочниками в
-принимать мотивы и аргументы других электронном формате;
людей
при
анализе
результатов -уметь использовать правила русского речевого
деятельности;
этикета в социально-культурной, учебно-научной,
признавать свое право и право других официальноделовой
сферах
общения,
в
людей на ошибки; - развивать способность повседневном общении, интернет-коммуникации;
понимать мир с позиции другого человека;
5
ОК 05. Осуществлять устную и
письменную
коммуникацию
на
государственном языке Российской
Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста
В области эстетического воспитания:
-эстетическое отношение к миру, включая
эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда и общественных
отношений;
-способность воспринимать
различные
виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать
эмоциональное воздействие искусства;
-убежденность в значимости для личности и
общества отечественного и
мирового
искусства, этнических
культурных
традиций и народного творчества;
-готовность к самовыражению в разных
видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности;
Овладение универсальными
коммуникативными действиями:
а) общение:
-осуществлять коммуникации во всех
сферах жизни;
-распознавать
невербальные
средства
общения, понимать значение социальных
знаков,
распознавать
предпосылки
конфликтных
ситуаций
и
смягчать
конфликты;
-развернуто и логично излагать свою точку
зрения с использованием языковых средств;
-сформировать
представления о
функциях
русского
языка
в
современном
мире
(государственный язык Российской Федерации,
язык межнационального общения, один из
мировых языков); о русском языке как духовно
нравственной
и
культурной
ценности
многонационального народа России; о взаимосвязи
языка и культуры, языка и истории, языка и
личности; об отражении в русском языке
традиционных российских духовно-нравственных
ценностей; сформировать ценностное отношение к
русскому языку;
-сформировать знаний о признаках текста, его
структуре, видах информации в тексте; уметь
понимать, анализировать и комментировать
основную и дополнительную, явную и скрытую
(подтекстовую)
информацию
текстов,
воспринимаемых зрительно и (или) на слух;
выявлять логико-смысловые отношения между
предложениями в тексте; создавать тексты разных
функционально-смысловых
типов;
тексты
научного,
публицистического,
официальноделового стилей разных жанров (объем сочинения
не менее 150 слов);
6
ОК
09.
Пользоваться -наличие мотивации к обучению и
профессиональной документацией на личностному развитию;
государственном и иностранном языках В области ценности научного познания:
-сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
совершенствование
языковой
и
читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания
мира;
-осознание ценности научной деятельности,
готовность осуществлять проектную и
исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными учебными
познавательными действиями:
б) базовые исследовательские действия:
-владеть
навыками
учебноисследовательской
и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения
проблем; - способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения
практических
задач,
применению
различных методов познания;
-овладение видами деятельности по
получению
нового
знания,
его
интерпретации,
преобразованию
и
применению
в
различных
учебных
ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
-формирование научного типа мышления,
владение
научной
терминологией,
ключевыми понятиями и методами;
-осуществлять целенаправленный поиск
переноса средств и способов действия в
профессиональную среду.
-уметь использовать разные виды чтения и
аудирования, приемы информационно-смысловой
переработки прочитанных и прослушанных
текстов,
включая
гипертекст,
графику,
инфографику и другое (объем текста для чтения –
450-500 слов; объем прослушанного или
прочитанного текста для пересказа от 250 до 300
слов); уметь создавать вторичные тексты (тезисы,
аннотация, отзыв, рецензия и другое);
обобщить знания о языке как системе, его
основных единицах и уровнях: обогащение
словарного
запаса,
расширение
объема
используемых в речи грамматических языковых
средств; уметь анализировать единицы разных
уровней,
тексты
разных
функциональносмысловых типов,
функциональных
разновидностей
языка
(разговорная речь, функциональные стили, язык
художественной литературы), различной жанровой
принадлежности;
сформированность
представлений
о
формах
существования
национального русского языка; знаний о признаках
литературного языка и его роли в обществе;
обобщить
знания
о
функциональных
разновидностях
языка:
разговорной
речи,
функциональных
стилях
(научный,
публицистический, официально-деловой), языке
художественной литературы; совершенствование
умений
распознавать,
анализировать
и
комментировать
тексты
различных
функциональных
разновидностей
языка
(разговорная речь, функциональные стили, язык
художественной литературы);
обобщить
знания
об
изобразительновыразительных
средствах
русского
языка;
совершенствование
умений
определять
изобразительно-выразительные средства языка в
тексте.
7
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Объем учебного предмета и виды учебной работы
2.1. Объем учебного предмета и виды
учебной работы
Объем часов
Обязательная учебная нагрузка
в том числе:
лекции
практические занятия
80
В том числе профессиональноориентированное содержание (содержание
прикладного модуля)
в том числе:
лекции
практические занятия
Промежуточная аттестация проводится в
форме экзамена
8
36
40
4
4
4
9
Тематический план и содержание учебного предмета
Наименование разделов
и тем
Содержание учебного материала, практические работы,
Раздел 1. Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Основные функции языка Основные функции языка в современном обществе. Происхождение языка (различные
в современном обществе гипотезы). Язык как естественная и небиологическая система знаков. Язык и
мышление. Языковая и речевая компетенция. Социальная природа языка. Этапы
культурного развития языка. Основные принципы русской орфографии:
морфологический, фонетический, исторический. Реформы русской орфографии
Практическая работа №1
Основные функции языка и формы их реализации в современном обществе.
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
Происхождение русского Происхождение русского языка. Индоевропейская языковая семья. Этапы
языка.
формирования русской лексики.
Индоевропейская
Заимствования из различных языков как показатель межкультурных связей. Признаки
заимствованного слова. Этапы освоения заимствованных слов. Правописание и
языковая семья. Этапы
произношение заимствованных слов. Заимствованные слова в профессиональной
формирования русской
лексике. Словарь специальности.
лексики.
Практическая работа № 2
Признаки заимствованного слова. Этапы освоения заимствованных слов.
Тема 1.3.
Содержание учебного материала
Язык как система знаков. Язык как система знаков. Структура языкового знака. Слово и его значение.
Лексическое и грамматическое значение слова. Звук и буква. Уровни языковой
системы и единицы этих уровней. Принципы выделения частей речи в русском языке.
Практическая работа № 3
Принципы русской орфографии.
Раздел 2. Фонетика, морфология и орфография
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Фонетика и орфоэпия. Соотношение звука и фонемы, звука и буквы. Чередования
Фонетика и орфоэпия
звуков: позиционные и исторические. Основные виды языковых норм:
орфоэпические (произносительные и акцентологические). Основные правила
произношения гласных, согласных звуков. Характеристика русского ударения
(разноместное, подвижное). Орфоэпия и орфоэпические нормы .
Объем Осваиваемые
часов
элементы
компетенций
12
2
2
2
ОК 05
2
2
2
36
2
ОК 04
ОК 05
10
Тема 2.2.
Морфемика и
словообразование
Тема 2.3.
Имя существительное как
часть речи.
Тема 2.4.
Имя прилагательное как
часть речи.
Тема 2.5.
Имя числительное как
часть речи.
Практическая работа № 4
Орфография. Безударные гласные в корне слова: проверяемые, непроверяемые,
чередующиеся.
Содержание учебного материала
Морфемная структура слова. Морфема как единица языка. Классификация морфем:
корневые и служебные. Словообразование. Морфологические способы
словообразования. Неморфологические способы словообразования.
Словообразование и формообразование.
Практическая работа № 5
Практическая работа. Правописание звонких и глухих согласных, непроизносимых
согласных. Правописание гласных после шипящих.
Правописание Ъ и Ь. Правописание приставок на –З(-С), ПРЕ-/ПРИ-, гласных после
приставок.
2
Содержание учебного материала
Лексико-грамматические разряды существительных: конкретные, абстрактные,
вещественные, собирательные, единичные. Грамматические категории имени
существительного: род, число, падеж. Склонение имен существительных.
Практическая работа № 6
Практическое занятие. Правописание суффиксов и окончаний имен существительных.
Правописание сложных имен существительных.
Содержание учебного материала
Лексико-грамматические разряды прилагательных. Разряды прилагательных:
качественные, относительные, притяжательные. Степени сравнения имен
прилагательных. Полная и краткая форма имен прилагательных. Семантикостилистические различия между краткими и полными формами. Грамматические
категории имени прилагательного: род, число, падеж.
Практическая работа №7
Практическое занятие. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.
Правописание сложных имен прилагательных .
Содержание учебного материала
Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые,
собирательные. Типы склонения имен числительных. Лексическая сочетаемость
собирательных числительных.
2
2
ОК 04
ОК 05
2
ОК 04
ОК 05
2
2
ОК 04
ОК 05
2
2
ОК 04
ОК 05
11
Тема 2.6.
Местоимение как часть
речи.
Тема 2.7.
Глагол как часть речи.
Тема 2.8.
Причастие и деепричастие
как особые формы глагола
Тема 2.9.
Наречие как часть речи.
Служебные части речи.
Практическая работа № 8
Практическая работа. Правописание числительных. Возможности использования
цифр. Числительные и единицы измерения в профессиональной деятельности.
2
Содержание учебного материала
Разряды местоимений по семантике: личные, возвратное, притяжательные,
вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, указательные,
определительные. Дефисное написание местоимений.
Практическая работа № 9
Практическая работа. Правописание числительных. Правописание местоимений с
частицами НЕ и НИ.
Содержание учебного материала
Система грамматических категорий глагола (вид, переходность, залог, наклонение,
время, лицо, число, род). Основа настоящего (будущего) времени глагола и основа
инфинитива (прошедшего времени); их формообразующие функции
Практическая работа № 10
Правописание окончаний и суффиксов глаголов.
Содержание учебного материала
Действительные и страдательные причастия и способы их образования. Краткие и
полные формы причастий
Практическая работа № 11
Правописание суффиксов и окончаний глаголов и причастий. Правописание Н и НН в
прилагательных и причастиях. Образование деепричастий совершенного и
несовершенного вида. Правописание суффиксов деепричастий.
Содержание учебного материала
Семантика наречия, его морфологические признаки и синтаксические функции.
Разряды наречий по семантике и способам образования, местоименные наречия.
Степени сравнении качественных наречий. Разряды предлогов по семантике,
структуре и способам образования. Разряды союзов по семантике, структуре и
способам образования. Сочинительные и подчинительные союзы.
2
ОК 04
ОК 05
2
2
ОК 04
ОК 05
2
2
ОК 04
ОК 05
2
2
ОК 04
ОК 05
12
Тема 3.1.
Основные единицы
синтаксиса.
Второстепенные члены
предложения.
Тема 3.2.
Сложное предложение
Практическая работа № 12
Семантика наречия, его морфологические признаки и синтаксические функции.
Разряды наречий по семантике и способам образования, местоименные наречия.
Степени сравнении качественных наречий. Разряды предлогов по семантике,
структуре и способам образования. Разряды союзов по семантике, структуре и
способам образования. Сочинительные и подчинительные союзы.
Раздел 3. Синтаксис и пунктуация
Содержание учебного материала
Словосочетание. Сочинительная и подчинительная связь. Виды связи слов в
словосочетании: согласование, управление, примыкание. Простое предложение.
Односоставное и двусоставное предложения. Грамматическая основа простого
двусоставного предложения. Согласование сказуемого с подлежащим. Односоставные
предложения. Неполные предложения. Распространенные и нераспространенные
предложения. Второстепенные члены предложения (определение, приложение,
обстоятельство, дополнение). Осложненные предложения. Предложения с
однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные
определения. Предложения с обособленными членами. Общие условия обособления
(позиция, степень распространенности и др.). Условия обособления определений,
приложений, обстоятельств. Поясняющие и уточняющие члены как особый вид
обособленных членов
Практическая работа № 13
Знаки препинания в простом предложении
Практическая работа № 14
Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами. Знаки
препинания при оборотах с союзом КАК. Разряды вводных слов и предложений.
Знаки препинания при вводных словах и предложениях, вставных конструкциях.
Знаки препинания при обращении.
Содержание учебного материала
Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому
значению (предложения союзные и бессоюзные; сочиненные и подчиненные).
Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Бессоюзные
сложные предложения. Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой и
косвенной речью как способ передачи чужой речи
2
10
2
ОК 04
ОК 05
ОК 09
2
2
2
ОК 04
ОК 05
ОК 09
13
Практическая работа № 15
Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Знаки препинания в
сложноподчиненных предложениях. Знаки препинания в бессоюзных сложных
предложениях. Знаки препинания в предложения с прямой речью. Знаки препинания
при диалогах. Правила оформления цитат.
Раздел 4. Особенности профессиональной коммуникации.
Профессионально ориентированное содержание учебного материала
Основные аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный, этический).
Языковые и речевые нормы. Речевые формулы. Речевой этикет. Функциональные
Тема 4.1.
стили русского литературного языка как типовые коммуникативные ситуации. Язык
Язык как средство
художественной литературы и литературный язык. Индивидуальные стили в рамках
профессиональной,
языка художественной литературы.
социальной и
Разговорная речь и устная речь
межкультурной
Профессионально ориентированное содержание
коммуникации.
Практическая работа № 16
Коммуникативный аспект Терминология и профессиональная лексика. Язык специальности. Отраслевые
культуры речи.
терминологические словари. Возможности лексики в различных функциональных
стилях. Проблемы использования синонимов, омонимов, паронимов. Лексика,
ограниченная по сфере использования (историзмы, архаизмы, неологизмы,
диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы)
Профессионально ориентированное содержание учебного материала
Научный стиль и его подстили. Профессиональная речь и терминология. Виды
терминов (общенаучные, частнонаучные и технологические). Виды документов. Виды
и формы деловой коммуникации. Предмет деловой переписки. Виды деловых писем.
Тема 4.2.
Научный стиль.
Рекламные тексты в профессиональной деятельности
Деловой стиль.
Профессионально ориентированное содержание
Практическая работа №17
Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста. Создание
научного текста. Выполнение упражнений на орфографию и пунктуацию.
Экзамен
Итого
2
8
2
ОК 04
ОК 05
ОК 09
2
2
ОК 04
ОК 05
ОК 09
2
4
80
14
3.
УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
Реализация программы учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете
русского языка и литературы (№ 405).
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
Ноутбук ASUS K73E – 1 шт.
Доска аудиторная – 1 шт.
Технические средства обучения:
Проектор View Sonic PJD5234 – 1 шт.
Экран ScreenMedia Economy – R – 1 шт.
Программное обеспечение:
Microsoft Windows 7, Microsoft office 2010, 7-zip, Foxit reader Google Chrome
Перечень используемых электронных образовательных ресурсов:
Справочно-информационный портал «Русский язык» — ГРАМОТА.РУ
http://www.gramota.ru электронная версия газеты «Русский язык»
http://rus.1september.ru Коллекция диктантов по русскому языку Российского
общеобразовательного портала
http://language.edu.ru Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
http://rus.rusolymp.ru Владимир Даль. Проект портала Philolog.ru
http://www.rus-ege.com Институт русского языка им. В.В. Виноградова Российской
академии наук
http://www.ruslang.ru Интернет-проект исследователей-русистов Ruthenia.ru
http://www.gramma.ru Материалы по теории языка и
литературе
http://cfrl.ruslang.ru
МедиаЛингва: электронные словари, лингвистические
технологии
http://www.riash.ru
Национальный
корпус
русского
языка:
информационно-справочная система
http://www.ruscorpora.ru Портал русского языка
«ЯРУС»
http://yarus.aspu.ru Портал «Русское слово»
http://www russkoeslovo.org Проект «Русские
словари»
http://www.slovari.ru Российское общество преподавателей русского языка и литературы
(РОПРЯЛ)
http://www.russianforall.ru Русский филологический портал
Philology.ru
http://ruslang.karelia.ru Русский язык и культура речи: электронный
учебник
http://www
ido.rudn.ru/ffec/rlang-index.html
Русское
письмо:
происхождение письменности, рукописи, шрифты
http://www.speakrus.ru/dict Словопедия: русские толковые словари
http://www.slovopedia.com Учебник по орфографии и пунктуации
http://www.naexamen.ru/gram Фонд «Русский мир»
http://www.russkiymir.ru Центр развития русского языка
http://www.ruscenter.ru Электронное периодическое издание «Открытый текст»
http://www.opentextnn.ru Язык и книга: Сайт о языкознании, письменности, истории книг
и книгопечатания
15
Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы.
Основные источники
Печатные издания
1. Антонова Е.С. Русский язык и литература. Русский язык : учебник - 2-е изд., стер. –
М. : ИЦ «Академия», - 2017. - 416 с.
2. Бортников, В. И. Русский язык и культура речи. Практикум : учебное пособие для
СПО / В. И. Бортников, Ю. Б. Пикулева. - 2-е изд. - Издательство Юрайт, 2019. –
95 с.
3. Голубева, А. В. Русский язык и культура речи. Практикум : учебное пособие для
СПО / А. В. Голубева, З. Н. Пономарева, Л. П. Стычишина ; Под ред. А. В.
Голубевой. – Издательство Юрайт, 2019. – 256 с.
Электронные источники
1. Голубева, А. В. Русский язык и культура речи. Практикум : учебное пособие для
СПО / А. В. Голубева, З. Н. Пономарева, Л. П. Стычишина ; Под ред. А. В.
Голубевой. – Издательство Юрайт, 2023. – 256 с.
Дополнительные источники
Печатные издания :
1. Антонова, Е. С. Русский язык и культура речи : учебник для студ. сред. проф. учеб.
заведений / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – М. : Издательский центр
«Академия», 2005. – 320 с.
2. Греков, В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф.
Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. – 43-е изд. - М. : Просвещение, 2003. – 286 с.
16
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания и
приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций.
Общая/профессиональная
компетенция
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде
Раздел/Тема
Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3,
2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9
Р 3, Темы 3.1., 3.2
Р 4, Темы 4.1.- 4.2
ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и
культурного контекста
Р 1, Темы 1.1, 1.2, 1.3
Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3,
.2.4, 2.5,
2.6, 2.7, 2.8, 2.9
Р 3, Темы 3.1., 3.2,
Р 4, Темы 4.1.- 4.2
ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках
Р 4, Темы 4.1.- 4.2.
ПК 1.4. Вести
технологический процесс
обработки и доводки
деталей, заготовок и
инструментов на токарных
станках с соблюдением
требований к качеству в
Р 4, Темы 4.1.- 4.2.
Тип оценочных
мероприятий
Устный опрос
Тестирование,
Лингвистические задачи
Деловые игры
Кейс - задания
Проекты
Практические работы
Выполнение
экзаменационного теста
Практические работы
Контрольные работы
Диктанты
Разноуровневые задания
Сочинения/Изложения/Эссе
Групповые проекты
Индивидуальные проекты
Фронтальный опрос
Деловая (ролевая) игра
Кейс-задания
Деловая (ролевая) игра
Кейс-задания
Выполнение
экзаменационного теста
Сочинения/Изложения/Эссе
Аннотации
Тезисы
Конспекты
Рефераты
Сообщения
Практические работы
Выполнение
экзаменационного теста
Устный опрос
Фронтальный контроль
Индивидуальный контроль
Практические работы
Выполнение
экзаменационного теста
17
соответствии с заданием и
с технической
документацией.
18
Результаты обучения
Критерии оценки
Знает:
- о функциях русского языка в
современном
мире
(государственный
язык
Российской
Федерации,
язык
межнационального общения, один
из мировых языков);
- о русском языке как духовнонравственной
и
культурной
ценности
многонационального
народа России;
- об отражении в русском языке
традиционных
российских
духовно-нравственных ценностей;
- о признаках текста, его
структуре, видах информации в
тексте;
- о языке как системе, его
основных единицах и уровнях
о
функциональных
разновидностях языка;
о
формах
существования
национального русского языка;
знаний о признаках литературного
языка и его роли в обществе;
- об аспектах культуры речи:
нормативном, коммуникативном и
этическом; формирование системы
знаний о нормах современного
русского литературного языка и их
основных видах (орфоэпические,
лексические,
грамматические,
стилистические);
об
основных
правилах
орфографии
и
пунктуации,
совершенствование
умений
применять правила орфографии и
пунктуации в практике письма;
о
функциональных
разновидностях
языка:
разговорной
речи,
функциональных стилях (научный,
публицистический, официальноделовой), языке художественной
литературы;
- об аспектах культуры речи:
нормативном, коммуникативном и
этическом;
об
изобразительно-
91-100% правильных
ответов оценка 5 (отлично)
71-90% правильных
ответов оценка 4 (хорошо)
61-70% правильных
ответов оценка 3
(удовлетворительно)
менее 60% правильных
ответов оценка 2
(неудовлетворительно)
Формы и методы
оценки
Текущий контроль:
Текущий контроль
педагога в форме
оценки устного ответа
в текущем контроле.
Промежуточная
аттестация:
в форме экзамена по
дисциплине.
19
выразительных средствах русского
языка; совершенствование умений
определять
изобразительновыразительные средства языка в
тексте;
Умеет:
создавать
устные
монологические и диалогические
высказывания различных типов и
жанров;
- употреблять языковые средства в
соответствии с речевой ситуацией;
- использовать разные виды чтения
и аудирования;
- выступать публично;
- представлять результаты учебноисследовательской и проектной
деятельности;
- использовать образовательные
информационнокоммуникационные инструменты
и ресурсы для решения учебных
задач;
- понимать, анализировать и
комментировать
основную
и
дополнительную,
явную
и
скрытую
(подтекстовую)
информацию
текстов,
воспринимаемых зрительно и
(или) на слух;
создавать
тексты
разных
функционально-смысловых типов;
тексты
научного,
публицистического, официальноделового стилей разных жанров;
использовать разные виды
чтения и аудирования, приемы
информационно-смысловой
переработки
прочитанных
и
прослушанных текстов, включая
гипертекст,
графику,
инфографику;
- создавать вторичные тексты;
анализировать
языковые
единицы разных уровней, тексты
разных
функциональносмысловых
типов,
функциональных разновидностей
языка
(разговорная
речь,
функциональные
стили,
язык
художественной
литературы),
различной
жанровой
91-100%
правильных
действий - оценка 5
(отлично)
71-90%
правильных
действий оценка 4
(хорошо)
61-70%
правильных
действий - оценка 3
(удовлетворительно)
менее 60% правильных
действий - оценка 2
(неудовлетворительно)
Текущий контроль:
Текущий контроль
педагога в форме
оценки выполнения
практических работ.
Промежуточная
аттестация:
в форме экзамена по
дисциплине.
20
принадлежности;
применять
знание
норм
современного
русского
литературного языка в речевой
практике, корректировать устные и
письменные высказывания;
- выявлять логико-смысловые
отношения между предложениями
в тексте;
проводить
лингвистический
анализ
текстов
различных
функциональных
стилей
и
разновидностей языка;
- создавать вторичные тексты
(тезисы,
аннотация,
отзыв,
рецензия и другое);
- работать со словарями и
справочниками, в том числе
академическими
словарями
и
справочниками в электронном
формате;
- распознавать, анализировать и
комментировать тексты различных
функциональных разновидностей
языка
(разговорная
речь,
функциональные
стили,
язык
художественной литературы);
- использовать правила русского
речевого этикета в социальнокультурной,
учебно-научной,
официально-деловой
сферах
общения,
в
повседневном
общении,
интернеткоммуникации;
21