ОППО Оператор швейного оборудования

Содержание
1
1.1
1.2.
2.
2.1.
2.2.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
4.
4.1.
4.2.
4.3
4.4.
4.5.
4.6.
5
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
6
6.1.
7
7.
8.1.
8.2.
9.
9.1.
9.2.
9.3.

Общие положения
Общая характеристика программы
Нормативно - правовое обеспечение разработки и реализации
программы
Характеристика профессиональной деятельности выпускников и
требования к результатам освоения программы
Область и объекты профессиональной деятельности выпускников
Виды профессиональной деятельности и компетенции
Документы, определяющие содержание и организацию
образовательного процесса
Требования к структуре программы
Учебный план
Календарный учебный график
Рабочие программы адаптационного цикла
Программа А.01.Основы интеллектуального труда
Программа А.02.Основы социально-правовых знаний
Программа А.03.Адаптивная физическая культура
Программа А.04. Адаптивные информационные и
коммуникационные технологии
Программа А.05.Основы безопасности жизнедеятельности
Программа А.06.Этика и психология профессионального общения
Рабочие программы общепрофессионального цикла
Программа ОП.01.Экономические и правовые основы
производственной деятельности
Программа ОП.02.Материаловедение
Программа ОП.03.Специальный рисунок
Программа ОП.04.Основы конструирования
Рабочие программы профессионального цикла
ПМ.01.Выполнение работ по обработке текстильных изделий из
различных материалов
Программы учебной и производственных практик
Контроль и оценка результатов освоения адаптированной
образовательной программы
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация
обучающихся
Организация итоговой аттестации выпускников с ограниченными
возможностями здоровья
Обеспечение специальных условий для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья
Кадровое обеспечение
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение программы

9.4.
10.

Требования к организации практики обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья
Фонды оценочных средств

1.Общие положения
1.1.Общая характеристика программы
Адаптированная основная программа профессионального обучения
–программа

профессиональной

подготовки

по

профессии

16185

Оператор швейного оборудования (далее – АОП) предназначена для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - выпускников
коррекционных школ

VIII

вида и

представляет

собой

комплект

документов, разработанных и утверждѐнных ГБПОУ СО «Сухоложский
многопрофильный техникум.
Программа

регламентирует

объем,

содержание,

планируемые

результаты, условия и технологии реализации образовательного процесса,
оценку качества подготовки рабочих и включает в себя: учебный план,
календарный учебный график, рабочие программы учебных дисциплин и
профессиональных модулей, программу учебной и производственной
практики и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки
обучающихся, а также оценочные и методические материалы. Программа
реализуется для обучающихся, объединенных в одну отдельную учебную
группу. Они посещают техникум наряду со здоровыми сверстниками и
наравне со всеми обучающимися посещают кружки, клубы, внеурочные
мероприятия в соответствии с особенностями личностного развития.
1.2.Нормативно-правовое

обеспечение

разработки

и

реализации

программы
Нормативную правовую основу разработки профессиональной
образовательной программы (далее- программа) составляют:
Конвенция о правах инвалидов Принята резолюцией 61/106 Генеральной

Ассамблеи от 13 декабря 2006 года
Федеральный закон от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ "О ратификации
Конвенции о правах инвалидов"
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. №597 «О
мероприятиях по реализации государственной социальной политики»
Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. №599 «О мерах
по реализации государственной политики в области образования и науки»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 767
"Об

утверждении

стандарта

среднего

федерального

государственного

профессионального

образования

образовательного
по

профессии

262019.04 «Оператор швейного оборудования»
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий
рабочих. Выпуск 46 « Раздел «Швейное производство», утвержденный
постановлением Минтруда РФ от 3 июля 2002 г. № 47
Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 января 2014 г. N 22
«Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего
профессионального образования, реализация образовательных программ
по которым не допускается с применением исключительно электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий»
Распоряжение Правительства РФ от 15 октября 2012 г. № 1921-р «О
комплексе мер, направленных на повышение эффективности реализации
мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение
доступности профессионального образования»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

(Минобрнауки России) от 29 октября 2013 г. №1199 "Об утверждении
перечня профессий и специальностей среднего профессионального
образования"
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23
января 2014 г. № 36 «Порядок приема граждан на обучение по
образовательным программам среднего профессионального образования»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18
апреля 2013 г. № 292 «Порядок организации и осуществления
образовательной

деятельности

по

основным

программам

профессионального обучения»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14
июня

2013

г.

№

464

«Порядок

организации

и

осуществления

образовательной деятельности по образовательным программам среднего
профессионального образования»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16
августа 2013 г. № 968 «Порядок проведения государственной итоговой
аттестации по образовательным программам среднего профессионального
образования»
Требования к организации образовательного процесса для обучения
инвалидов

и

лиц

профессиональных
оснащенности

с

ограниченными

образовательных

образовательного

возможностями

организациях,

в

процесса. Утверждены

здоровья
том

в

числе

Директором

Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих
кадров и ДПО Минобнауки России Н.М. Золотаревой 26 декабря 2013 г. №
06-2412 вн
Приказ Минтруда России от 04.08.2014 N 515 "Об утверждении
методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и
профессиональной

деятельности

инвалидов

с

учетом

нарушенных

функций и ограничений их жизнедеятельности"
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.03.2014 № 06-281 «Требования к организации образовательного
процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья в профессиональных образовательных организациях»
Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных
образовательных программ среднего профессионального образования,
утвержденные
Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.04.2015 №
06-830вн
Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы,
утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23
мая 2015 г. № 497
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и
предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом
необходимой помощи, утвержден. Приказом Министерства образования и
науки РФ от 9 ноября 2015 г. N 1309
План мероприятий («дорожная карта») Министерства образования и науки
Российской Федерации по повышению значений показателей доступности
для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере
образования, утвержден. Приказом Министерства образования и науки РФ
от 2 декабря 2015 г. № 1399
Постановление Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 № 328
О внесении изменений в государственную программу Российской
Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы
Методические рекомендации по обеспечению доступности зданий и
сооружений образовательных учреждений среднего профессионального
образования и образовательных учреждений высшего профессионального

образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на
2011 - 2020 годы, утверждена постановлением Правительства Российской
Федерации от 1 декабря 2015 г. N 1297.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 июня 2014 г. № 632 "Об
установлении

соответствия

профессий

и

специальностей

среднего

профессионального образования, перечни которых утверждены приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября
2013 г. № 1199, профессиям начального профессионального образования,
перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. № 354, и специальностям
среднего профессионального образования, перечень которых утвержден
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28
сентября 2009 г. № 355"
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 2
июля 2013 г. N 513 «Об утверждении перечня профессии рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»
Общероссийский классификатор профессий рабочих, служащих, ОК 01694, 01.11.2005г;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19
декабря 2014 г № 1599 « Об утверждении федерального государственного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (вступил в силу 1 сентября 2016 г)
Методические рекомендации по организации специальных условий получения образования для детей с ОВЗ в соответствии с заключением ПМПК
Приложение к письму Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 06.04.2016 г № 02-01-82/2941
Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав

потребителей и благополучия человека, главный государственный врач
Российской федерации от 10 июля 2015 г. N 26 Об утверждении САНПИН
2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную

деятельность

по

адаптированным

основным

общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 14
августа 2015 г. N 38528). Вступает в силу с 01 сентября 2016 г

Используемые сокращения
ВДП -вид профессиональной деятельности;
ТФ-трудовая функция;
ОК-общая компетенция;
ПМ-профессиональный модуль;
МДК- междисциплинарный курс;
Требования к поступающим
На обучение в техникум принимаются лица
возможностями

здоровья

и

(или)

инвалиды,

заключению

психолого-медико-педагогической

с ограниченными
которым,

согласно

комиссии

об

установлении инвалидности и индивидуальной программе реабилитации
инвалидов,

не

противопоказано

обучение

в

соответствующих

профессиональных образовательных организациях.
На обучение по адаптированной программе профессиональной
подготовки по профессии 16185 Оператор швейного оборудования могут
поступать

лица,

образовательные

окончивших

учреждения

YIII

специальные
вида

или

(коррекционные)

по

желанию

самих

поступающих -лица, не имеющие основное общее образование.
Продолжительность по основной программе профессионального
обучения,

адаптированной

программе

для

лиц

с

ограниченными

возможностями здоровья и инвалидов по профессии 16185 Оператор
швейного

оборудования

из

числа

лиц,

окончивших

специальные

(коррекционные) образовательные учреждения YIII вида составляет 1 год
10 месяцев.
Лица с ОВЗ и инвалиды и при поступлении в техникум подают набор
документов:
- заявление на обучение по адаптированной образовательной
программе,
- свидетельство об обучении;
- 3 фотографии 3х4.
Инвалид при поступлении на адаптированную образовательную
программу

предъявляет

индивидуальную

программу

реабилитации

инвалида (ребенка-инвалида) с рекомендацией об обучении по данной
профессии/специальности, содержащую информацию о необходимых
специальных условиях обучения, а так же сведения относительно
рекомендованных условий и видов труда.
Лицо с ограниченными возможностями здоровья при поступлении на
адаптированную программу должно предъявить заключение психологомедико-педагогической комиссии с рекомендацией об обучении по данной
профессии/специальности, содержащие информацию о необходимых
специальных условиях обучения.
2.Характеристика профессиональной деятельности выпускников и
требования к результатам освоения программы.
2.1.Область и объекты профессиональной деятельности выпускников.
Область профессиональной деятельности выпускников: ведение процесса
обработки деталей

текстильных изделий,

выполнение операций по

обработке деталей и узлов швейных изделий.
Объектом профессиональной деятельности выпускников являются:

текстильные материалы и изделия;
детали швейных изделий;
швейное оборудование универсальное и специальное;
мужские и женские изделия платьево- костюмного ассортимента, мужская
и женская поясная одежда; изделия бельевой группы.
2.2.Виды профессиональной деятельности и трудовые функции
выпускника:
Наименование
ПМ 01
ПК1.1
ПК1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 1.5

Выполнение работ по обработке текстильных изделий из
различных материалов
Выполнять операции вручную или на машинах,
автоматическом и полуавтоматическом оборудовании по
пошиву деталей, узлов, изделий из текстильных материалов.
Контролировать соответствие цвета деталей изделий, ниток,
прикладных материалов.
Контролировать качество кроя и качество выполненной
операции.
Устранять мелкие неполадки в работе оборудования.
Соблюдать правила безопасности труда

Общие компетенции выпускника
Код

Наименование

ОК.1.

Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес

ОК.2.

Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее
достижения, определенных руководителем

ОК.3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
ответственность за результаты своей работы.

ОК.4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач

ОК.5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности

ОК.6

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
клиентами

3.Документы, определяющие содержание и организацию
образовательного процесса.
3.1. Требование к структуре программы.
Программа предусматривает изучение следующих учебных циклов:
А.00 Адаптационный цикл
ОП.00 Общепрофессиональный учебный цикл
П.00. Профессиональный цикл:
УП.00 Учебная практика
ПП.00 Производственная практика
Промежуточная аттестация
А -Итоговая аттестация
3.2. Учебный план.
Учебный план составлен в соответствии с общими требованиями к
разработке учебных планов с учетом подготовки лиц с ограниченными
возможностями здоровья.
3.3.Календарный учебный график
Календарный учебный график разработан в соответствии с учебным
планом и включает в себя теоретическое обучение, учебную практику,
промежуточную и итоговую аттестацию, каникулы.
Обязательная аудиторная нагрузка составляет 2430 часов, из них
обучение по дисциплинам адаптационного цикла составляет 414 часов,
общепрофессионального цикла 217 часов, профессионального цикла 430
часов, на учебную практику отводится 282 часа, производственную
практику 1087 часов. На итоговую аттестацию отводится 1 неделя.
3.3.1.Пояснительная записка.
Учебный план предназначен для профессиональной подготовки
лиц, не имеющих основное общее образование с ограниченными возможностями здоровья (с отклонениями в развитии).
В учебном плане указывается наименование дисциплин, профес-

сиональных модулей и практик, формы промежуточной аттестации,
распределение аудиторной учебной нагрузки по семестрам, количество
зачетов, дифференцированных зачетов и экзаменов, консультации на
учебную группу, форма проведения итоговой аттестации.
Учебный план предполагает минимум часов на общеобразовательный учебный цикл и максимум часов на профессиональный учебный цикл (трудовую подготовку). Причем, при обязательном изучении
МДК, даются только элементарные теоретические сведения. Основное
внимание уделяется отработке практических умений и навыков.
Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся составляет не более 45 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению АОП и консультации.
Обязательный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю
составляет при пятидневной учебной неделе 30 академических часов.
Учебные занятия объединены в пары. Одна пара составляет 2
занятия по 45 минут. Продолжительность занятий теоретического
обучения

составляет

45

минут,

учебной

практики

в

день

(производственного обучения) - 6 часов. Продолжительность перерыва
между занятиями, отведенными на отдых обучающихся, составляет 5
минут, перерыв между парами составляет 10 минут
Для приема пищи предусмотрен перерыв продолжительностью 55
минут.
Учебным планом предусмотрены каникулы: 1 курс - 11 недель (2
недели зимние и 9 недель летние); 2 курс - 2 недели (зимние);
Сводные данные по бюджету времени (в неделях) по профессии 16185
оператор швейного оборудования
Курсы

Обучение по Учеб- Произво Про- Государ- Кани- Всего
дисциплинам ная водствен межу- ственная кулы (по кур-

и междисцип- практи- дствен- точная итоговая
линарным
ка
ная
атте- аттестакурсам
практика стация
ция
1
I курс
II курс
Всего

2
22
17
33

3
8
5
13

4
11
18
29

5

6
—
1
1

сам)

7
11
2
13

8
52
43
95

Организация учебного процесса и режим занятий
Образовательный процесс в учебном году начинается 1 сентября,
заканчивается — в соответствии с графиком учебного процесса.
Организация учебного процесса осуществляется в соответствии с
расписанием учебных занятий. Продолжительность учебной недели -5
дней, количество часов в неделю составляет 30 часов. Для всех видов
аудиторных

занятий

академический

час

устанавливается

продолжительностью 45 минут, перерыв после пары 10 минут.
Учебный процесс осуществляется с учетом психофизиологических
особенностей

обучающихся

на

основе

медико-психологической

диагностики (инклюзивное обучение).
Используемые технологии обучения:
-

социокультурные,

реабилитационные

(создание

комфортного

психолого-педагогического климата в общении, обучении);
- технология сотрудничества;
- технология поэтапного формирования умственных действий;
- технология личностно-ориентированного обучения;
-

технология

информационно-коммуникационного

обучения

с

применением доступных дистанционных технологий, компьютерных
технологий.
Применяемые методы обучения:
- социально активные и рефлексивные методы;
- методы повторения, выполнение умственных действий по образцу и
без него;

-

продуктивные

методы,

направленные

на

осуществление

организации выполнения заданий самостоятельно;
- коммуникативный метод;
- частично-поисковый метод;
- метод доступно проблемного изложения материала.
Подходы в обучении:
- практико-ориентированный;
- личностно-ориентированные;
- компетентностный.
Формы работы:
- индивидуальная работа с каждым обучающимся. Две формы
взаимодействия: индивидуальная учебная работа (консультации), т.е.
дополнительное разъяснение учебного материала и углубленное изучение
материала с теми обучающимися, которые в этом заинтересованы, и
индивидуальная воспитательная работа.
- групповая форма (выполнение практических работ, решение задач и
упражнений).
Средства обучения:
- аудиовизуальные,
- тактильные.
Ресурсы обучения:
- печатные (учебные пособия для обучающихся с ОВЗ, материалы
для выполнения самостоятельной работы адаптированной к ограничениям
здоровья и восприятия информации);
- электронные адаптированные образовательные пособия;
- мультимедийные образовательные пособия (мультимедийный
проектор, телевизор), интерактивная доска. Прием и передача учебной
информации осуществляется в доступных формах.
Сопровождение обучающихся:
-

организационно-педагогическое,

направленное

на

контроль

обучения в условиях инклюзивного образования;
- психолого-педагогическое, направленное на коррекцию личности и
адекватность становления его компетенций;
- профилактически-оздоровительное;
- социальное (волонтерская помощь в учении, в организации
подготовки

и

выполнения

подготовке

к

контролю,

внеаудиторных
аттестации,

самостоятельных

решение

бытовых

работ,

проблем,

организация досуга, отдыха, организация внеаудиторных предметных и
иных мероприятий).
Типы учебных занятий:
- изучение новой информации;
- формирование новых умений;
- обобщение и систематизация знаний, умений;
- практическое применение умений, знаний;
- комбинированное учебное занятие.
Программа

профессиональной

подготовки

включает

в

себя

адаптационный, общепрофессиональный и профессиональный циклы.
Профессиональный цикл состоит из профессионального модуля в
соответствии с основными видами деятельности. В состав
профессионального модуля входят междисциплинарные курсы (МДК)
учебная и производственная практики.
Учебная и производственная практика.
Учебная практика имеет комплексное освоение обучающимися всех
видов

профессиональной

деятельности,

а

также

приобретение

необходимых умений и опыта практической работы по профессии.
Учебная практика реализуется рассредоточено по 6 или 12 часов в неделю, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных
модулей в учебно- производственных мастерских техникума, либо на
предприятиях города в специально оборудованных помещениях на основе

договоров между организацией, осуществляющей деятельность по образовательной программе соответствующего профиля и техникумом по 35 часов в неделю при 5 дневной рабочей недели. Производственная практика
проводится на предприятиях города на основе договоров, заключаемых
между техникумом и организациями.
В период прохождения производственной практики обучающиеся
могут зачисляться на вакантные должности, если работа соответствует
требованиям программы производственной практики
Учебная практика проводится мастерами производственного обучения.
Формы промежуточной аттестации
По

дисциплинам,

междисциплинарным

курсам,

учебной

и

производственной практики проводится дифференцированный зачет, зачет.
По дисциплинам адаптационного цикла учет учебных достижений
обучающихся проводится при помощи различных форм текущего контроля
Организация консультаций
Учебным планом

предусмотрено проведение консультаций из

расчета 4 часа на одного обучающегося на учебный год. Формы
проведения консультаций- групповые, индивидуальные, письменные,
устные.
Форма итоговой аттестации.
Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в
форме

квалификационного

экзамена.

включает в себя практическую
теоретических

знаний

в

Квалификационный

экзамен

квалификационную работу и проверку

пределах

квалификационных

требований,

указанных в федеральном государственном образовательном стандарте
среднего
«Оператор

профессионального образования
швейного

оборудования»

по

профессии

262019.04

и

Единого

тарифно-

квалификационного справочника работ и профессий рабочих. Выпуск 46 «
Раздел «Швейное производство» параграф 40.
4. Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных
модулей.
Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей
адаптированной программы профессиональной подготовки по профессии
16185 Оператор швейного оборудования включает в себя: паспорт рабочей
программы, структуру и содержание ОП или ПМ, условия реализации ОП
или ПМ, контроль и оценку результатов освоения ОП или ПМ
4.1.Рабочие программы адаптационного цикла.
А.01. Основы интеллектуального труда
А.02.Основы социально-правовых знаний
А.03.Адаптивная физическая культура
А.04.Адаптивные информационные и коммуникационные технологии
А.05.Основы безопасности жизнедеятельности
А.06.Этика и психология профессионального общения
5.Рабочие программы общепрофессионального цикла
ОП.01.Экономические и правовые основы производственной деятельности
ОП.02.материаловедение
ОП.03.Специальный рисунок
ОП.04.Основы конструирования
6. Рабочие программы профессионального модуля профессионального
цикла
ПМ.01.Выполнение работ по обработке текстильных изделий из
различных материалов

МДК.01.01.Технология и оборудование подготовительно- раскройного
производства
МДК.01.02.Технология поузловой обработки швейных изделий
МДК.01.03.Оборудование швейного производства
МДК.01.04. Технология обработки плечевых и поясных изделий
7. Программы учебной и производственных практик.
Виды практик.
УП.00. Учебная практика
ПП.00.Производственная практика
8. Контроль и оценка результатов освоения адаптированной
образовательной программы.

8.1.

Текущий контроль успеваемости и промежуточная
аттестация обучающихся.

Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и
промежуточной

аттестации

обучающихся

с

ограниченными

возможностями здоровья устанавливаются образовательной организацией
самостоятельно с учетом ограничений здоровья. Они доводятся до
сведения обучающихся в сроки, не позднее первых двух месяцев от начала
обучения. Для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
рекомендуется осуществление входного контроля, назначение которого
состоит в определении его способностей, особенностей восприятия и
готовности к освоению учебного материала.
Форма входного контроля для обучающихся с ограниченными
возможностями

здоровья

проводится

с

учетом

индивидуальных

психофизических особенностей (устно, письменно, в форме тестирования).
Текущий контроль успеваемости осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также

выполнения индивидуальных работ домашних заданий, или в режиме
тренировочного

тестирования

в

целях

получения

информации

о

выполнении обучаемым требуемых действий в процессе учебной
деятельности;
соответствии
материала.

правильности

выполнения

требуемых

формы

действия

данному

Текущий

контроль

успеваемости

ограниченными

возможностями

здоровья

своевременного выявления затруднений и

этапу

действий;

усвоения

для

учебного

обучающихся

осуществляется

с

с

целью

отставание в обучении и

внесение корректив в учебную деятельность.
При необходимости предусмотреть и внести для них увеличение
времени

на

подготовку

к

дифференцируемым

зачетам,

а

также

предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на
дифференцированном зачете. Возможно установление индивидуальных
графиков прохождения промежуточной аттестации обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья.
При

необходимости

для

обучающихся

с

ограниченными

возможностями здоровья промежуточная аттестация может проводиться в
несколько этапов. Для этого рекомендуется использовать рубежный
контроль, который является контрольной точкой по завершению изучения
раздела или темы дисциплины, междисциплинарного курса, практик и ее
разделов с целью оценивания уровня освоения программного материала.
Формы

и

срок

преподавателем

проведения

(мастером

рубежного

контроля

производственного

определяются

контроля)

с

учетом

индивидуальных психофизических особенностей обучающихся.
8.2. Организация итоговой аттестации выпускников с ограниченными
возможностями здоровья.
Итоговая аттестация выпускников, завершающих обучение по
профессии, является обязательной и осуществляется после освоения
адаптированной образовательной программы в полном объеме. ИА

проводится при участии внешних экспертов, в том числе работодателей и
позволяет в полной мере оценить приобретѐнные обучающимися ОК и ПК.
Итоговая аттестация выпускников с ограниченными возможностями
здоровья проводится в соответствии Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. № 292 «Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
программам профессионального обучения»
Формой

ГИА

является

квалификационный

экзамен,

который

включает в себя практическую квалификационную работу и проверку
теоретических знаний в пределах квалификационных требований. Лицам,
сдавшим квалификационный экзамен присваивается 2 разряд и выдаѐтся
свидетельство об обучении

по профессии «Оператор швейного

оборудования».
Государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не
имеющие академической задолженности и в полном объѐме выполнившие
учебный план.
Для проведения итоговой аттестации разрабатывается программа
итоговой

аттестации,

определяющая

требования

к

содержанию

квалификационного экзамена.
Для проведения квалификационного экзамена в соответствии с
ФГОС по профессии устанавливается форма с учетом индивидуальных
психофизических особенностей обучающихся (устно, письменно, в форме
тестирования).

При

необходимости

обучающимся

предоставляется

дополнительное время для подготовки ответа.
Выпускники

или

родители

(законные

представители)

несовершеннолетних выпускников не позднее чем за 3 месяца до начала
итоговой аттестации подают письменное заявление о необходимости
создания для них специальных условий при проведении итоговой
аттестации. В специальные условия могут входить: предоставление
отдельной аудитории, увеличение времени для подготовки ответа,

присутствие ассистента, студента-волонтера оказывающего необходимую
техническую помощь учѐтом их индивидуальных особенностей (занять
рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с
членами комиссии и т.д.), выбор формы предоставления инструкции по
порядку проведения итоговой аттестации, формы предоставления заданий
и ответов (устно, письменно на бумаге), использование специальных
технических средств, предоставление перерыва для приема пищи, лекарств
и др.
9. Обеспечение специальных условий для обучающихся
ограниченными возможностями здоровья.
9.1.Кадровое обеспечение.
Реализация

программы

обеспечена

педагогическими

кадрами

с

соответствующим образованием и квалификацией.
К

реализации

привлекаться,

адаптированной
при

наличии

образовательной
возможностей,

программы

психологи

могут

(педагоги-

психологи), социальные педагоги (социальные работники), специалисты по
специальным техническим и программным средствам обучения.
9.2.Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Адаптированная

образовательная

программа

основной

профессиональной образовательной программы 16185 Оператор швейного
оборудования

обеспечена

учебно-методической

документацией

и

материалами по всем учебным дисциплинам и профессиональным модулям
в соответствии с Профессиональным стандартом.
Библиотечный фонд укомплектован печатными изданиями основной
и дополнительной литературы по всем дисциплинам и МДК.
Обеспеченность учебно-методической литературой соответствует
нормативу. Обеспечение обязательной учебной литературой составляет 0,5

экземпляров на одного обучающегося.
Фонд дополнительной литературы включает официальные издания,
научно

-популярные

периодические

издания

и

спортивно-

библиографические издания по профилю подготовки, журналы и газеты.
Реализация программы обеспечена доступом каждого обучающегося
к библиотечным фондам.
Во

время

самостоятельной

подготовки

в

читальном

зале

обучающиеся обеспечены информационными справочными материалами,
доступом в сеть Интернет.
Учебная дисциплина

Учебно-методическое и
информационное обеспечение

0.00.Адаптационный цикл
Основы интеллектуального труда
Основы социально-правовых
Шкатулла В.Н.Основы права –М:
знаний
Академия,2009
Адаптивная физическая культура Решетников Н.В.Физическая культураМ: Академия,2010.
Адаптивные информационные и В.В. Мачульский,В.И. Жильцов.
коммуникационные технологии
Культура информационной
деятельности
Основы безопасности
Сапронов Ю.Г.-ОБЖ-М:Академия,2010
жизнедеятельности
Этика и психология
Шеламова Г.М. Психология общения профессионального общения
М.: Академия, 2009
ОП.00.Общепрофессиональный
цикл
Экономические и правовые
Кожевникова Н.Н.Москва. Академия.
основы производственной
2010г.
деятельности
Основы экономики.
Материаловедение
Жихарев А.П.-М.
М.:Академия,2009г..Материаловедение
швейных предприятий.
Специальный рисунок
Основы конструирования
Крючкова Г.А.-М.Академия.2008г.
Конструирование мужской и женской
одежды.
П.00.Профессиональный цикл
ПМ.01.Выполнение работ по
1. Силаева М.А. Пошив изделий по

обработке текстильных изделий
из различных материалов

индивидуальным заказам: Учеб.
Для начального профессионального образования.- М.:ИРПО: Издательский центр «Академия», 2008
2. Крючкова Г.А. Технология швейных
изделий: В 2 ч. Ч.1. – Основы технологии швейных изделий: учебник для начального профессионального образования
3. Крючкова. – М.: Издательский центр
«Академия», 2010

9.3. Материально-техническое обеспечение программы
Образовательное
учреждение,
реализующее

основную

профессиональную образовательную программу по профессиональной
подготовке, располагает материально-технической базой, обеспечивающей
проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий,
дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной
практики,

предусмотренных

учебным

планом

образовательного

учреждения.
Материально-техническая

база

соответствует

действующим

санитарным и противопожарным нормам.
Реализация ОПОП обеспечивает:
-Выполнение обучающимися практических занятий;
-Освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях
созданной соответствующей образовательной среды в образовательном
учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида учебной
и профессиональной деятельности.
Важнейшим условием реализации профессиональных модулей по
профессиональной подготовки является наличие учебных кабинетов,
соответствующих

государственным

требованиям.

Все

кабинеты

паспортизированы. Во всех кабинетах имеются уголки по охране труда и

техники безопасности. В кабинетах проводятся уроки с использованием
мультимедиа технологий. В техникуме в полном объеме имеется учебнопрограммная и методическая документация, соответствующая требованиям
образовательных стандартов.
Перечень кабинетов, мастерских и других помещений
Кабинеты:
гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
безопасности жизнедеятельности;
Мастерские:
швейная;
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион;
стрелковый тир.
Залы:
библиотека; читальный зал;
актовый зал
9.4.Требования к организации практики обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья.
Практика

является

обязательным

разделом

адаптированной

образовательной программы. Она представляет собой вид учебных
занятий,

непосредственно

ориентированных

на

профессионально-

практическую подготовку обучающихся, в том числе обеспечивающую
подготовку к итоговой аттестации.
Для адаптированной образовательной программы реализуются все
виды практик, предусмотренные в соответствии

с Профессиональным

стандартом.
Цели и задачи, программы и формы отчетности по каждому виду

практики определяются локальными нормативными правовыми актами и
распорядительными

документами

ГБПОУ

СО

«Сухоложский

многопрофильный техникум».
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья форма
проведения

практики

устанавливается

ГБПОУ

СО

«Сухоложский

многопрофильный техникум» с учетом особенностей психофизического
развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Министерство общего и профессионального образования Свердловской
области
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего
профессионального образования Свердловской области
«Сухоложский многопрофильный техникум»

СОГЛАСОВАНО:
Заведующая ателье «Пошив и ремонт
одежды»

Утверждаю:
Директор ГБОУ СПО СО
«Сухоложский многопрофильный
техникум»

____________________В.Х. Смертина

_____________А.И. Возненко.

«____»________________2014____

«______»__________2014 г.

Основная программа профессионального обучения – программа
профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям
служащих 16185 Оператор швейного оборудования, адаптированная
для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья,
окончивших специальные (коррекционные) образовательные
учреждения YIII вида

Форма обучения – очная
Срок обучения 1 год 10
месяцев
на базе специального
(коррекционного)
образования Квалификация:
Оператор швейного
оборудования 3-го разряда

2014г.

Основная программа профессионального обучения – программа
профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям
служащих по профессии 16185 Оператор швейного оборудования,
адаптированная для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья (далее — программа) предназначена для лиц, окончивших
специальные (коррекционные) образовательные учреждения YIII вида.

Организация - разработчик:
многопрофильный техникум)

ГБОУ

СПО

СО

«Сухоложский

Разработчики:
Радзимовская Ирина Валентиновна, зам. директора по УПР ГБОУ СПО СО
«Сухоложский многопрофильный техникум»
Григорян Ирина Александровна, зам. директора по УР ГБОУ СПО СО
«Сухоложский многопрофильный техникум»
Ситчихина Любовь Арсентьевна, методист ГБОУ СПО СО «Сухоложский
многопрофильный техникум».
Сулекбаева Вера Геннадьевна, мастер производственного обучения ГБОУ
СПО СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Смирнова Галина Радионовна, мастер производственного обучения ГБОУ
СПО СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Программа рассмотрена на заседании цикловой методической комиссии
Протокол № 1 от « 26» августа 2014 г.

Содержание

1
1.1
1.2.
2.
2.1.
2.2.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
4.
4.1.
4.2.
4.3
4.4.
4.5.
4.6.
5
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
6
6.1
6.2.
7
7.
8.1.
8.2.
9.
9.1.

Общие положения
Общая характеристика программы
Нормативно - правовое обеспечение разработки и реализации
программы
Характеристика профессиональной деятельности выпускников и
требования к результатам освоения программы
Область и объекты профессиональной деятельности выпускников
Виды профессиональной деятельности и компетенции
Документы, определяющие содержание и организацию
образовательного процесса
Требования к структуре программы
Учебный план
Календарный учебный график
Рабочие программы общеобразовательного цикла
Программа ОДБ.01.Русский язык и культура речи
Программа ОДБ.02.Обществознание
Программа ОДБ.03.Основы права
Программа ОДБ.04. Физическая культура
Программа ОДБ.05.Математика
Программа ОДБ.06.Зкология
Программа ОДБ.07.Валеология
Рабочие программы общепрофессионального цикла
Программа ОП.01.Экономические и правовые основы
производственной деятельности
Программа ОП.02.Безопасность жизнедеятельности
Программа ОП.03.Материаловедение
Программа ОП.04.Специальный рисунок
Рабочие программы профессионального цикла
ПМ.01.Выполнение работ по обслуживанию оборудования
подготовительно- раскройного производства
ПМ.02.Выполнение работ по обработке текстильных изделий из
различных материалов
Программы учебной и производственных практик
Контроль и оценка результатов освоения образовательной
программы
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация
обучающихся
Организация итоговой аттестации выпускников с ограниченными
возможностями здоровья
Обеспечение специальных условий для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья
Кадровое обеспечение

9.2.
9.3.
9.4.
10.

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение программы
Требования к организации практики обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья
Фонды оценочных средств

1.Общие положения
1.1.Общая характеристика программы
Адаптированная основная программа профессионального обучения
–программа

профессиональной

подготовки

по

профессии

16185

Оператор швейного оборудования (далее – АОП) предназначена для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - выпускников
коррекционных школ
документов,

VIII

вида и

разработанных

и

представляет
утверждѐнных

собой

комплект

ГБОУ СПО СО

«Сухоложский многопрофильный техникум».
Программа

регламентирует

объем,

содержание,

планируемые

результаты, условия и технологии реализации образовательного процесса,
оценку качества подготовки рабочих и включает в себя: учебный план,
календарный учебный график, рабочие программы учебных дисциплин и
профессиональных модулей, программу учебной и производственной
практики и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки
обучающихся, а также оценочные и методические материалы. Программа
реализуется для обучающихся, объединенных в одну отдельную учебную
группу. Они посещают техникум наряду со здоровыми сверстниками и
наравне со всеми обучающимися посещают кружки, клубы, внеурочные
мероприятия в соответствии с особенностями личностного развития.
1.2.Нормативно-правовое

обеспечение

разработки

и

реализации

программы
Нормативную правовую основу разработки профессиональной
образовательной программы (далее- программа) составляют:

Конвенция о правах инвалидов Принята резолюцией 61/106 Генеральной
Ассамблеи от 13 декабря 2006 года
Федеральный закон от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ "О ратификации
Конвенции о правах инвалидов"
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. №597 «О
мероприятиях по реализации государственной социальной политики»
Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. №599 «О мерах
по реализации государственной политики в области образования и науки»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 767
"Об

утверждении

стандарта

среднего

федерального

государственного

профессионального

образования

образовательного
по

профессии

262019.04 «Оператор швейного оборудования»
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий
рабочих. Выпуск 46 « Раздел «Швейное производство», утвержденный
постановлением Минтруда РФ от 3 июля 2002 г. № 47
Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 января 2014 г. N 22
«Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего
профессионального образования, реализация образовательных программ
по которым не допускается с применением исключительно электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий»
Распоряжение Правительства РФ от 15 октября 2012 г. № 1921-р «О
комплексе мер, направленных на повышение эффективности реализации
мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение
доступности профессионального образования»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 29 октября 2013 г. №1199 "Об утверждении
перечня профессий и специальностей среднего профессионального
образования"
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23
января 2014 г. № 36 «Порядок приема граждан на обучение по
образовательным программам среднего профессионального образования»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18
апреля 2013 г. № 292 «Порядок организации и осуществления
образовательной

деятельности

по

основным

программам

профессионального обучения»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14
июня

2013

г.

№

464

«Порядок

организации

и

осуществления

образовательной деятельности по образовательным программам среднего
профессионального образования»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16
августа 2013 г. № 968 «Порядок проведения государственной итоговой
аттестации по образовательным программам среднего профессионального
образования»
Требования к организации образовательного процесса для обучения
инвалидов

и

лиц

профессиональных
оснащенности

с

ограниченными

образовательных

образовательного

возможностями

организациях,

в

процесса. Утверждены

здоровья
том

в

числе

Директором

Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих
кадров и ДПО Минобнауки России Н.М. Золотаревой 26 декабря 2013 г. №
06-2412 вн
Приказ Минтруда России от 04.08.2014 N 515 "Об утверждении
методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и

профессиональной

деятельности

инвалидов

с

учетом

нарушенных

функций и ограничений их жизнедеятельности"
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.03.2014 № 06-281 «Требования к организации образовательного
процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья в профессиональных образовательных организациях»
Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных
образовательных программ среднего профессионального образования,
утвержденные

Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 июня 2014 г. № 632 "Об
установлении

соответствия

профессий

и

специальностей

среднего

профессионального образования, перечни которых утверждены приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября
2013 г. № 1199, профессиям начального профессионального образования,
перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. № 354, и специальностям
среднего профессионального образования, перечень которых утвержден
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28
сентября 2009 г. № 355"
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 2
июля 2013 г. N 513 «Об утверждении перечня профессии рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»
Общероссийский классификатор профессий рабочих, служащих, ОК 01694, 01.11.2005г;

Используемые сокращения
ВДП -вид профессиональной деятельности;
ОК-общая компетенция;
ПМ-профессиональный модуль;
МДК- междисциплинарный курс;
Требования к поступающим
На обучение в техникум принимаются лица
возможностями

здоровья

и

(или)

инвалиды,

заключению

психолого-медико-педагогической

с ограниченными
которым,

согласно

комиссии

об

установлении инвалидности и индивидуальной программе реабилитации
инвалидов,

не

противопоказано

обучение

в

соответствующих

профессиональных образовательных организациях.
На обучение по адаптированной программе профессиональной
подготовки по профессии 16185 Оператор швейного оборудования могут
поступать

лица,

образовательные

окончивших

учреждения

YIII

специальные
вида

или

(коррекционные)

по

желанию

самих

поступающих -лица, не имеющие основное общее образование.
Продолжительность по основной программе профессионального
обучения,

адаптированной

программе

для

лиц

с

ограниченными

возможностями здоровья и инвалидов по профессии 16185 Оператор
швейного

оборудования

из

числа

лиц,

окончивших

специальные

(коррекционные) образовательные учреждения YIII вида составляет 1 год
10 месяцев.
Лица с ОВЗ и инвалиды и при поступлении в техникум подают набор
документов:
- заявление на обучение по адаптированной образовательной
программе,
- свидетельство об обучении;
- 3 фотографии 3х4.
Инвалид при поступлении на адаптированную образовательную

программу

предъявляет

индивидуальную

программу

реабилитации

инвалида (ребенка-инвалида) с рекомендацией об обучении по данной
профессии/специальности, содержащую информацию о необходимых
специальных условиях обучения, а так же сведения относительно
рекомендованных условий и видов труда.
Лицо с ограниченными возможностями здоровья при поступлении на
адаптированную программу должно предъявить заключение психологомедико-педагогической комиссии с рекомендацией об обучении по данной
профессии/специальности, содержащие информацию о необходимых
специальных условиях обучения.
2.Характеристика профессиональной деятельности выпускников и
требования к результатам освоения программы.
2.1.Область и объекты профессиональной деятельности выпускников.
Область профессиональной деятельности выпускников: ведение процесса
обслуживания оборудования и обработки деталей текстильных изделий,
выполнение операций по обработке деталей и узлов швейных изделий.
Объектом профессиональной деятельности выпускников являются:
оборудование подготовительно- раскройного производства;
текстильные материалы и изделия;
детали швейных изделий;
швейное оборудование универсальное и специальное;
мужские и женские изделия платьево- костюмного ассортимента, мужская
и женская поясная одежда; изделия бельевой группы
2.2.Виды профессиональной деятельности выпускника:
Наименование
ПМ 01

Выполнение работ по обслуживанию оборудования
подготовительно- раскройного производства

ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК1.4
ПК1.5
ПМ 02
ПК2.1
ПК2.2
ПК 2.3
ПК 2.4
ПК 2.5

Контролировать качество и размерные характеристики
текстильных материалов на автоматизированных
комплексах.
Настилать текстильные материалы для раскроя.
Выполнять
обслуживание
раскройного комплекса.

автоматизированного

Выполнять расчѐт кусков материала для раскроя
Комплектовать куски текстильных материалов для раскроя.
Выполнение работ по обработке текстильных изделий из
различных материалов
Выполнять операции вручную или на машинах,
автоматическом и полуавтоматическом оборудовании по
пошиву деталей, узлов, изделий из текстильных материалов.
Контролировать соответствие цвета деталей изделий, ниток,
прикладных материалов.
Контролировать качество кроя и качество выполненной
операции.
Устранять мелкие неполадки в работе оборудования.
Соблюдать правила безопасности труда

Общие компетенции выпускника
Код

Наименование

ОК.1.

Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес

ОК.2.

Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее
достижения, определенных руководителем

ОК.3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
ответственность за результаты своей работы.

ОК.4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач

ОК.5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности

ОК.6

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
клиентами

3.Документы,
определяющие
содержание
и
организацию
образовательного процесса
3.1. Требования к структуре программы
Программа
предусматривает
изучение
следующих
циклов:
Общеобразовательный цикл
ОДБ.01.Русский язык и культура речи
ОДБ.02. Обществознание
ОДБ.03. Основы права
ОДБ.04. Физическая культура
ОДБ.05. Математика
ОДБ.06. Экология
ОДБ. 07. Валеология
Общепрофессиональный цикл
ОП.01. Экономические и правовые основы производственной деятельности
ОП. 02. Безопасность жизнедеятельности
ОП. 03. Материаловедение
ОП. 04. Специальный рисунок
ОП. 05. Основы конструирования
ОП.06. Психология общения
Профессиональные модули
ПМ.01.
Выполнение
работ
по
обслуживанию
оборудования
подготовительно-раскройного производства
ПМ. 02. Выполнение работ по обработке текстильных изделий из
различных материалов.
3.2. Требование к структуре программы.
Программа предусматривает изучение следующих учебных циклов:
ОДБ.00 Общеобразовательный учебный цикл
ОП.00 Общепрофессиональный учебный цикл
П.00. Профессиональный цикл:
УП.00 Учебная практика
ПП.00 Производственная практика
Промежуточная аттестация
А -Итоговая аттестация
3.2. Учебный план.
Учебный план составлен в соответствии с общими требованиями к

разработке учебных планов с учетом подготовки лиц с ограниченными
возможностями здоровья.
3.3.Календарный учебный график
Календарный учебный график разработан в соответствии с учебным
планом и включает в себя теоретическое обучение, учебную практику,
промежуточную и итоговую аттестацию, каникулы.
Обязательная аудиторная нагрузка составляет 2772
обучение

общеобразовательного

цикла

составляет

часа, из них
405

часов,

общепрофессионального цикла 310 часов, профессионального цикла 425
часов, на учебную практику отводится 300 часов, производственную
практику 1332 часа. На итоговую аттестацию отводится 1 неделя.
Индекс

О.00
ОДБ.01
ОДБ. 02
ОДБ.03
ОДБ.04
ОДБ.05
ОДБ.06
ОДБ.07
ОП.00
ОП.01
ОП.02
ОП.03
ОП.04
ОП.05
ОП.06
ПМ.00
ПМ.01

Элементы учебного процесса, в т.ч.
Сроки
учебные дисциплины,профессиональные обучения
модули
(1год 10
месяцев)
Общеобразовательный цикл
Русский язык и культура речи
Обществознание
Основы права
Физическая культура
Математика
Экология
Валеология
Общепрофессиональный цикл
Экономические и правовые основы
производственной деятельности
Безопасность жизнедеятельности
Материаловедение
Специальный рисунок
Основы конструирования
Психология общения
Профессиональные модули
Выполнение работ по обслуживанию
оборудования
подготовительно- раскройного
производства

к-во часов
60
60
30
151
50
30
24
40
80
60
40
60
30
40

ПМ.02
УП.00
ПП.00

Выполнение работ по обработке
текстильных изделий из различных
материалов
Учебная практика(производственное
обучение)
Производственная практика
Всего

385

300
1332
2772

3.3.1.Пояснительная записка.
Учебный план предназначен для профессиональной подготовки
лиц, не имеющих основное общее образование с ограниченными возможностями здоровья (с отклонениями в развитии).
В учебном плане указывается наименование дисциплин, профессиональных модулей и практик, формы промежуточной аттестации,
распределение аудиторной учебной нагрузки по семестрам, количество
зачетов, дифференцированных зачетов и экзаменов, консультации на
учебную группу, форма проведения итоговой аттестации.
Учебный план предполагает минимум часов на общеобразовательный учебный цикл и максимум часов на профессиональный учебный цикл (трудовую подготовку). Причем, при обязательном изучении
МДК, даются только элементарные теоретические сведения. Основное
внимание уделяется отработке практических умений и навыков.
Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся составляет не более 45 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению АОП и консультации.
Обязательный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю
составляет при пятидневной учебной неделе 35 академических часов.
Учебные занятия объединены в пары. Одна пара составляет 2
занятия по 45 минут. Продолжительность занятий теоретического
обучения

составляет

45

минут,

учебной

практики

в

день

(производственного обучения) - 6 часов. Продолжительность перерыва

между занятиями, отведенными на отдых обучающихся, составляет 5
минут, перерыв между парами составляет 10 минут
Для приема пищи предусмотрен перерыв продолжительностью 55
минут.
Учебным планом предусмотрены каникулы: 1 курс - 11 недель (2
недели зимние и 9 недель летние); 2 курс - 2 недели (зимние);
Сводные данные по бюджету времени (в неделях) по профессии 16185
оператор швейного оборудования

Курсы

Обучение по
Произво
Учебдисциплинам
водствен
ная
и междисципдственпрактилинарным
ная
ка
курсам
практика

1
I курс
II курс
Всего

2
22
17
33

3
8
5
13

Промежуточная
аттестация

4
11
18
29

Государственная
Всего
Каниитоговая
(по куркулы
аттестасам)
ция

5

6
—
1
1

7
11
2
13

8
52
43
95

Организация учебного процесса и режим занятий
Образовательный процесс в учебном году начинается 1 сентября,
заканчивается — в соответствии с графиком учебного процесса.
Организация учебного процесса осуществляется в соответствии с
расписанием учебных занятий. Продолжительность учебной недели -5
дней, количество часов в неделю составляет 35 часов. Для всех видов
аудиторных

занятий

академический

час

устанавливается

продолжительностью 45 минут, перерыв после пары 10 минут.
Учебный процесс осуществляется с учетом психофизиологических
особенностей

обучающихся

на

основе

медико-психологической

диагностики (инклюзивное обучение).
Используемые технологии обучения:
-

социокультурные,

реабилитационные

(создание

психолого-педагогического климата в общении, обучении);

комфортного

- технология сотрудничества;
- технология поэтапного формирования умственных действий;
- технология личностно-ориентированного обучения;
-

технология

информационно-коммуникационного

обучения

с

применением доступных дистанционных технологий, компьютерных
технологий.
Применяемые методы обучения:
- социально активные и рефлексивные методы;
- методы повторения, выполнение умственных действий по образцу и
без него;
-

продуктивные

методы,

направленные

на

осуществление

организации выполнения заданий самостоятельно;
- коммуникативный метод;
- частично-поисковый метод;
- метод доступно проблемного изложения материала.
Подходы в обучении:
- практико-ориентированный;
- личностно-ориентированные;
- компетентностный.
Формы работы:
- индивидуальная работа с каждым обучающимся. Две формы
взаимодействия: индивидуальная учебная работа (консультации), т.е.
дополнительное разъяснение учебного материала и углубленное изучение
материала с теми обучающимися, которые в этом заинтересованы, и
индивидуальная воспитательная работа.
- групповая форма (выполнение практических работ, решение задач и
упражнений).
Средства обучения:
- аудиовизуальные,
- тактильные.

Ресурсы обучения:
- печатные (учебные пособия для обучающихся с ОВЗ, материалы
для выполнения самостоятельной работы адаптированной к ограничениям
здоровья и восприятия информации);
- электронные адаптированные образовательные пособия;
- мультимедийные образовательные пособия (мультимедийный
проектор, телевизор), интерактивная доска. Прием и передача учебной
информации осуществляется в доступных формах.
Сопровождение обучающихся:
-

организационно-педагогическое,

направленное

на

контроль

обучения в условиях инклюзивного образования;
- психолого-педагогическое, направленное на коррекцию личности и
адекватность становления его компетенций;
- профилактически-оздоровительное;
- социальное (волонтерская помощь в учении, в организации
подготовки

и

выполнения

подготовке

к

контролю,

внеаудиторных
аттестации,

самостоятельных

решение

бытовых

работ,

проблем,

организация досуга, отдыха, организация внеаудиторных предметных и
иных мероприятий).
Типы учебных занятий:
- изучение новой информации;
- формирование новых умений;
- обобщение и систематизация знаний, умений;
- практическое применение умений, знаний;
- комбинированное учебное занятие.
Программа профессиональной подготовки включает в себя адаптационный,
общепрофессиональный и профессиональный циклы.
Профессиональный цикл состоит из профессионального модуля в
соответствии с основными видами деятельности. В состав
профессионального модуля входят междисциплинарные курсы (МДК)

учебная и производственная практики.
Учебная и производственная практика.
Учебная практика имеет комплексное освоение обучающимися всех
видов

профессиональной

деятельности,

а

также

приобретение

необходимых умений и опыта практической работы по профессии.
Учебная практика реализуется рассредоточено по 6 или 12 часов в неделю, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных
модулей в учебно- производственных мастерских техникума, либо на
предприятиях города в специально оборудованных помещениях на основе
договоров между организацией, осуществляющей деятельность по образовательной программе соответствующего профиля и техникумом по 35 часов в неделю при 5 дневной рабочей недели. Производственная практика
проводится на предприятиях города на основе договоров, заключаемых
между техникумом и организациями.
В период прохождения производственной практики обучающиеся
могут зачисляться на вакантные должности, если работа соответствует
требованиям программы производственной практики
Учебная практика проводится мастерами производственного обучения.
Формы промежуточной аттестации
По дисциплинам, междисциплинарным курсам проводится, учебной
и производственной практики проводится экзамен и дифференцированный
зачет, зачет. По дисциплинам адаптационного цикла учет учебных
достижений обучающихся проводится при помощи различных форм
текущего контроля
Организация консультаций
Учебным планом

предусмотрено проведение консультаций из

расчета 4 часа на одного обучающегося на учебный год. Формы

проведения консультаций- групповые, индивидуальные, письменные,
устные.
Форма итоговой аттестации.
Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в
форме защиты практической и письменной экзаменационной работы.
которая включает в себя практическую
проверку

теоретических

знаний

в

квалификационную работу и
пределах

квалификационных

требований, указанных в федеральном государственном образовательном
стандарте
262019.04

среднего

профессионального

образования

по

профессии

«Оператор швейного оборудования» и Единого тарифно-

квалификационного справочника работ и профессий рабочих. Выпуск 46
Раздел «Швейное производство» параграф 40.
4. Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных
модулей.
Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей
адаптированной программы профессиональной подготовки по профессии
16185 Оператор швейного оборудования включает в себя: паспорт рабочей
программы, структуру и содержание ОП или ПМ, условия реализации ОП
или ПМ, контроль и оценку результатов освоения ОП или ПМ

5.Рабочие программы общепрофессионального цикла
ОП.01. Экономические и правовые основы производственной
деятельности
ОП. 02. Безопасность жизнедеятельности
ОП. 03. Материаловедение
ОП. 04. Специальный рисунок
ОП. 05. Основы конструирования
ОП.06. Психология общения

6. Рабочие программы профессионального модуля профессионального
цикла
Профессиональные модули
ПМ.01. Выполнение работ по обслуживанию оборудования
подготовительно-раскройного производства
МДК.01.01.Технология
и
оборудование
подготовительнораскройного роизводства
ПМ. 02. Выполнение работ по обработке текстильных изделий из
различных материалов:
МДК.01.02. Технология поузловой обработки швейных изделий
МДК 02.02.Оборудование
МДК 03.02. Технология обработки плечевых и поясных изделий
7. Программы учебной и производственных практик.
Виды практик.
УП.00. Учебная практика
ПП.00.Производственная практика
10.Контроль и оценка результатов освоения адаптированной
образовательной программы.
10.1. Текущий контроль успеваемости и промежуточная
аттестация обучающихся.
Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и
промежуточной

аттестации

обучающихся

с

ограниченными

возможностями здоровья устанавливаются образовательной организацией
самостоятельно с учетом ограничений здоровья. Они доводятся до
сведения обучающихся в сроки, не позднее первых двух месяцев от начала
обучения. Для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
рекомендуется осуществление входного контроля, назначение которого
состоит в определении его способностей, особенностей восприятия и
готовности к освоению учебного материала.

Форма входного контроля для обучающихся с ограниченными
возможностями

здоровья

проводится

с

учетом

индивидуальных

психофизических особенностей (устно, письменно, в форме тестирования).
Текущий контроль успеваемости осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также
выполнения индивидуальных работ домашних заданий, или в режиме
тренировочного

тестирования

в

целях

получения

информации

о

выполнении обучаемым требуемых действий в процессе учебной
деятельности;
соответствии
материала.

правильности

выполнения

требуемых

формы

действия

данному

Текущий

контроль

успеваемости

ограниченными

возможностями

здоровья

своевременного выявления затруднений и

этапу

действий;

усвоения

для

учебного

обучающихся

осуществляется

с

с

целью

отставание в обучении и

внесение корректив в учебную деятельность.
При необходимости предусмотреть и внести для них увеличение
времени

на

подготовку

к

дифференцируемым

зачетам,

а

также

предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на
дифференцированном зачете. Возможно установление индивидуальных
графиков прохождения промежуточной аттестации обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья.
При

необходимости

для

обучающихся

с

ограниченными

возможностями здоровья промежуточная аттестация может проводиться в
несколько этапов. Для этого рекомендуется использовать рубежный
контроль, который является контрольной точкой по завершению изучения
раздела или темы дисциплины, междисциплинарного курса, практик и ее
разделов с целью оценивания уровня освоения программного материала.
Формы

и

срок

преподавателем

проведения

(мастером

рубежного

контроля

производственного

определяются

обучения)

индивидуальных психофизических особенностей обучающихся.

с

учетом

8.2. Организация итоговой аттестации выпускников с ограниченными
возможностями здоровья.
Итоговая аттестация выпускников, завершающих обучение по
профессии, является обязательной и осуществляется после освоения
адаптированной образовательной программы в полном объеме. ИА
проводится при участии внешних экспертов, в том числе работодателей и
позволяет в полной мере оценить приобретѐнные обучающимися ОК и ПК.
Итоговая аттестация выпускников с ограниченными возможностями
здоровья проводится в соответствии Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. № 292 «Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
программам профессионального обучения»
Формой

ГИА

является

защита

практической

и

письменной

экзаменационной работы, которая включает в себя практическую
квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах
квалификационных требований. Лицам, сдавшим экзамен присваивается 2
разряд и выдаѐтся свидетельство об обучении по профессии «Оператор
швейного оборудования».
Государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не
имеющие академической задолженности и в полном объѐме выполнившие
учебный план.
Для проведения итоговой аттестации разрабатывается программа
итоговой аттестации, определяющая требования к содержанию письменной
экзаменационной работы.
Для проведения защиты в соответствии с ФГОС по профессии
устанавливается форма с учетом индивидуальных психофизических
особенностей

обучающихся

(устно,

чтение).

При

необходимости

обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки к
защите.
Выпускники

или

родители

(законные

представители)

несовершеннолетних выпускников не позднее чем за 3 месяца до начала
итоговой аттестации подают письменное заявление о необходимости
создания для них специальных условий при проведении итоговой
аттестации. В специальные условия могут входить: предоставление
отдельной аудитории, увеличение времени для подготовки ответа,
присутствие ассистента, студента-волонтера оказывающего необходимую
техническую помощь учѐтом их индивидуальных особенностей (занять
рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с
членами комиссии и т.д.), выбор формы предоставления инструкции по
порядку проведения итоговой аттестации, формы предоставления заданий
и ответов (устно, чтение), использование специальных технических
средств, предоставление перерыва для приема пищи, лекарств и др.
11.Обеспечение специальных условий для обучающихся
ограниченными возможностями здоровья.
9.1.Кадровое обеспечение.
Реализация

программы

обеспечена

педагогическими

кадрами

с

соответствующим образованием и квалификацией.
К

реализации

привлекаться,

адаптированной
при

наличии

образовательной
возможностей,

программы

психологи

могут

(педагоги-

психологи), социальные педагоги (социальные работники), специалисты по
специальным техническим и программным средствам обучения.
9.2.Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Адаптированная

образовательная

программа

основной

профессиональной образовательной программы 16185 Оператор швейного
оборудования

обеспечена

учебно-методической

документацией

и

материалами по всем учебным дисциплинам и профессиональным модулям
в соответствии с Профессиональным стандартом.

Библиотечный фонд укомплектован печатными изданиями основной
и дополнительной литературы по всем дисциплинам и МДК.
Обеспеченность учебно-методической литературой соответствует
нормативу. Обеспечение обязательной учебной литературой составляет 0,5
экземпляров на одного обучающегося.
Фонд дополнительной литературы включает официальные издания,
научно-популярные

периодические

издания

и

спортивно-

библиографические издания по профилю подготовки, журналы и газеты.
Реализация программы обеспечена доступом каждого обучающегося
к библиотечным фондам.
Во

время

самостоятельной

подготовки

в

читальном

зале

обучающиеся обеспечены информационными справочными материалами,
доступом в сеть Интернет.
Учебная дисциплина
ОП.00.Общепрофессиональный
цикл
Экономические и правовые
основы производственной
деятельности
Материаловедение
Специальный рисунок
Основы конструирования
П.00.Профессиональный цикл
ПМ.01.Выполнение работ по
обслуживанию оборудования
подготовительно- раскройного
производства
ПМ.02.Выполнение работ по
обработке текстильных изделий
из различных материалов

Учебно-методическое и
информационное обеспечение
Кожевникова Н.Н.Москва. Академия.
2010г.
Основы экономики.
Жихарев А.П.-М.
М.:Академия,2009г..Материаловедение
швейных предприятий.
Рисование и лепка.М.Академия
Крючкова Г.А.-М.Академия.2008г.
Конструирование мужской и женской
одежды.
4. Силаева М.А. Пошив изделий по

индивидуальным заказам: Учеб.
Для начального профессионального образования.- М.:ИРПО: Издательский центр «Академия», 2008
5. Крючкова Г.А. Технология швейных
изделий: В 2 ч. Ч.1. – Основы технологии швейных изделий: учеб-

ник для начального профессионального образования
6. Крючкова. – М.: Издательский центр
«Академия», 2010

9.3. Материально-техническое обеспечение программы
Образовательное
учреждение,
реализующее

основную

профессиональную образовательную программу по профессиональной
подготовке, располагает материально-технической базой, обеспечивающей
проведение

всех

междисциплинарной

видов
и

практических

модульной

занятий,

подготовки,

дисциплинарной,

учебной

практики,

предусмотренных учебным планом образовательного учреждения.
Материально-техническая

база

соответствует

действующим

санитарным и противопожарным нормам.
Реализация ОПОП обеспечивает:
-Выполнение обучающимися практических занятий;
-Освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях
созданной соответствующей образовательной среды в образовательном
учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида учебной
и профессиональной деятельности.
Важнейшим условием реализации профессиональных модулей по
профессиональной подготовки является наличие учебных кабинетов,
соответствующих

государственным

требованиям.

Все

кабинеты

паспортизированы. Во всех кабинетах имеются уголки по охране труда и
техники безопасности. В кабинетах проводятся уроки с использованием
мультимедиа технологий. В техникуме в полном объеме имеется учебнопрограммная и методическая документация, соответствующая требованиям
образовательных стандартов.

Перечень кабинетов, мастерских и других помещений
Кабинеты:
гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
безопасности жизнедеятельности;
Мастерские:
швейная;
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион;
стрелковый тир.
Залы:
библиотека; читальный зал;
актовый зал
9.4.Требования к организации практики обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья.
Практика

является

обязательным

разделом

адаптированной

образовательной программы. Она представляет собой вид учебных
занятий,

непосредственно

ориентированных

на

профессионально-

практическую подготовку обучающихся, в том числе обеспечивающую
подготовку к итоговой аттестации.
Для адаптированной образовательной программы реализуются все
виды практик, предусмотренные в соответствии

с Профессиональным

стандартом.
Цели и задачи, программы и формы отчетности по каждому виду
практики определяются локальными нормативными правовыми актами и
распорядительными

документами

ГБОУ

СПО

СО

«Сухоложский

многопрофильный техникум».
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья форма
проведения

практики

устанавливается

ГБОУ

СО

«Сухоложский

многопрофильный техникум» с учетом особенностей психофизического
развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».