ОППО САДОВНИК

1

2

СОДЕРЖАНИЕ
1

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

2

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБУЧЕНИЯ

3

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ПРОГРАММЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

4

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБУЧЕНИЯ

8

ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН МОДУЛЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Приложение 1-10
ПРОГРАММЫ ПРАКТИК ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБУЧЕНИЯ Приложение 11
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБУЧЕНИЯ Приложение 12
УЧЕБНЫЙ ПЛАН Приложение 13

9

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Приложение 14

10

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ Приложение 15

5
6
7

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Назначение программы

Название программы

Номер

Наименование выбранного

уровня

профессионального

квалиф

стандарта

икации
Обучение инвалидов и лиц
с ограниченными
возможностями здоровья с
нарушениями интеллекта с
учетом особенностей их
психофизического
развития, индивидуальных
возможностей их
психофизического
развития, обеспечивающая
коррекцию нарушений
развития и социальную
адаптацию указанных лиц
ранее не имевших
профессии рабочего или
должности служащего

Основная образовательная
программа
профессионального обучения
– программа
профессиональной
подготовки по профессиям
рабочих, должностям
служащих 18103 «Садовник»,
17530 «Рабочий зеленого
хозяйства» адаптированная
для лиц с ограниченными
возможностями здоровья
(нарушением интеллекта)

2

«Специалист в области
декоративного садоводства»
утвержденного приказом
Министерства труда и
социальной защиты
Российской Федерации от
02.09 2020 №559н
регистрационный № 60009
от 24 сентября 2020 года.

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Вид
профессио
нальной
деятельно
сти

Трудовые функции

Трудовые действия

Знания

Умения

Выполнен
ие работ
по
выращиван
ию
древеснокустарнико
вой,
цветочнодекоративн
ой
растительн
ости и
газонных
трав в
декоративн
ом
садоводств
е

А/01.3 Выполнение
работ по подготовке
почвы к посадке и
посеву
древеснокустарниковой,
цветочнодекоративной
растительности
и
газонных трав..

Подготавливать
сельскохозяйственный
садовый
инвентарь,
необходимый для обработки
почвы
под
древеснокустарниковую,
цветочнодекоративную растительность
и газонные травы
Выполнять
немеханизированные работы
по созданию дренажных и
оросительных
систем
в
соответствии с ландшафтным
проектом
(проектом
благоустройства, территорий)
Планировать
поверхность
почвы
на
участке
не
механизированным способом
в
соответствии
с
ландшафтным
проектом
(проектом
благоустройства,
территорий)
Подготовлять
к внесению

Виды
сельскохозяйственного
(садового) ручного инвентаря , их
назначения, правила их подготовки и
использования;
Порядок
выполнения
не
механизированных работ по созданию
дренажа, системы орошения;
Требования стандартов к охране
плодородного
слоя
почвы
при
проведении земляных работ;
Правила
укладки
дренажных
материалов специальных сооружений
при
создании
дренажных
и
оросительных систем на участке;
Технология планировки поверхности
почвы при закладке декоративного
сада и питомника;
Виды удобрительных материалов и
правила их подготовки к их внесению;
Порядок их заготовки и подготовки к
использованию
компонентов
плодородного грунта для посадки и
посева
древесно-кустарниковой,

Подбирать сельскохозяйственный
(садовый)
инвентарь
для
выполнения
заданных
технологических операций по
подготовке почвы к посеву
(посадке) с учетом свойств почвы
и типа растительности;
Пользоваться
сельскохозяйственным (садовым)
ручным
инвентарем
при
выполнении
операций
по
обработке
почвы
не
механизированным способом в
соответствии с правилами его
использования;
Выполнять земляные работы по
созданию
дренажа
системы
орошения с соблюдением норм
охраны плодородного слоя почвы;
Укладывать
(устанавливать)
дренажные
материалы,
сооружения, установка которых не
требует специальной подготовки,

\

5

\

удобрительных материалов и
почвоулучшающих добавок в
соответствии с ландшафтным
проектом
(проектом
благоустройства, территорий)
Приготавливать плодородный
грунт для посадки и посева
древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной
растительности;
Вносить в почву и (или)
распределять по поверхности
удобрительных материалов и
почвоулучшающих добавок и
плодородного грунта;
Обрабатывать
почву
немеханизированным
способом
на
участке
озеленения
под посев и
посадку
древеснокустарниковую,
цветочнодекоративную растительность
и
газонных
трав
в
соответствии с технологиями
возделывания декоративных
культур;
Обрабатывать
почву
немеханизированным
способом в питомниках под
посев и посадку древеснокустарниковую,
цветочнодекоративную растительность
и
газонных
трав
в
соответствии с технологиями

цветочно-декоративной
растительности;
Составы грунтов для посева и посадки
древесно-кустарниковой,
цветочнодекоративной
растительности,
правила их приготовления;
Технология внесения удобрительных
материалов не механизированным
способом при озеленении территорий,
производстве посадочного материала
декоративных культур;
Виды
обработок
почвы
при
озеленении территории, производстве
посадочного материала декоративных
культур и правила их выполнения;
Правила
использования
сельскохозяйственного
ручного
инветаря при выполнении операции
по обработке почвы;
Агротехнические
требования
к
выполнению операций по подготовке
почвы на участках озеленения под
посев
и
посадку
древеснокустарниковой,
цветочнодекоративной
растительности
и
газонных трав;
Агротехнические
требования
к
выполнению операций по подготовке
в питомниках под посев и посадку
древесно-кустарниковой,
цветочнодекоративной растительности при
производстве посадочного материала;
Агротехнические
требования
к
выполнению операций по подготовке
6

при создании дренажных и
оросительных систем;
Выполнять срезку грунта, засыпку
углублений с трамбовкой грунта,
разравнивание грунта, проверку
спланированной поверхности;
Производить
с
растаривание,
дробление.,
просеивание,
взвешивание,
смешивание
удобрительных материалов;
Заготавливать
компоненты
плодородного
грунта
(дерн,
плодородный слой почвы, торфо
перегнойные компосты, песок) в
соответствии
с
требованием
технологии;
Смешивать
компоненты
плодородного
грунта
в
соотношениях
определенных
требованиями технологии;
Выполнять
основные
и
поверхностные обработки почвы,
формирование борозд, гребней
немеханизированным способом в
соответствии
с
требованиями
технологии при озеленении и
производстве
посадочного
материала

производства
посадочного
материала
декоративных
культур;
Обрабатывать почву (грунт) в
культивационных
сооружениях под посев и
посадку
древеснокустарниковую,
цветочнодекоративную растительность
в
соответствии
с
технологиями
производства
цветов
и
посадочного
материала
декоративных
культур в защищенном грунте;
А/02.3. Выполнение
работ по посадке и
посеву
древеснокустарниковой,
цветочнодекоративной
растительности
и
газонных трав.

Подготавливать
сельскохозяйственный
садовый
инвентарь,
необходимый для посадки и
посева
древеснокустарниковой,
цветочнодекоративной растительности
и газонных трав;
Подготавливать
борозды,
лунки,
посадочные
ямы,
траншеи для посадки и посева
древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной
растительности и газонных
трав;
Выполнять работы по посеву и
посадке
древеснокустарниковой,
цветочнодекоративной растительности

почвы (грунта) в культивационных
сооружениях под посев и посадку
древесно-кустарниковой,
цветочнодекоративной растительности при
производстве цветов и посадочного
материала в защищенном грунте;
Требования охраны труда в части,
регламентирующих
трудовые
обязанности;

Правила
использования
сельскохозяйственного и ручного
инвентаря при выполнении операций
по посеву и посадке древеснокустарниковой,
цветочнодекоративной
растительности
и
газонных трав;
Правила обустройства траншей для
временной прикопки саженцев;
Технология прикопки посадочного
материала в прикопочных траншеях;
Технология подготовки борозд, лунок,
посадочных ям, траншей и посадки
древесно-кустарниковой,
цветочнодекоративной
растительности
и
газонных трав;
Технология обрезки корней и кроны,
саженцев, деревьев и кустарников
перед посадкой;
Технология
посева
и
посадки
7

Подбирать сельскохозяйственный
(садовый)
инвентарь
для
выполнения
заданных
технологических операций по
посеву и посадке древеснокустарниковой,
цветочнодекоративной растительности и
газонных трав с учетом свойств
почвы и типа растительности;
Пользоваться
сельскохозяйственным (садовым)
ручным
инвентарем
при
выполнении операций по п посеву
и посадке древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной
растительности и газонных трав не
механизированным способом в
соответствии с правилами его
использования;

и
газонных
трав
не
механизированным способом
при озеленении территории;
Выполнять работы по посеву и
посадке
древеснокустарниковой,
цветочнодекоративной растительности
и
газонных
трав
не
механизированным способом
при производстве посадочного
материала
декоративных
культур;
Выполнять работы по посеву и
посадке
древеснокустарниковой,
цветочнодекоративной растительности
в защищенном грунте при
производстве
цветов
и
посадочного
материала
декоративных культур;
Выполнять
работы
по
установке
опор
(шпалер,
посадочных кольев), подвязки
посадке
древеснокустарниковой,
цветочнодекоративной растительности
после посадки;
Поливать
древеснокустарниковую,
цветочнодекоративную растительность
и газонные травы при посеве и
посадке;

древесно-кустарниковой,
цветочнодекоративной
растительности
и
газонных трав при озеленении
территорий;
Технологии посева семян в школку
сеянцев, посадки черенков, сеянцев и
саженцев
при
производстве
посадочного материала декоративных
культур;
Технология
посева
и
посадки
древесно-кустарниковой,
цветочнодекоративной
растительности
в
защищенном грунте при производстве
цветов и посадочного материала
декоративных культур;
Правила устройства опор и подвязки
к опорам Технология посева и
посадки
древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной
растительности;
Техника
полива
древеснокустарниковой,
цветочнодекоративной растительности при
посадке и посеве;
Агротехнические
требования
к
выполнению операций по посеву и
посадке
древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной
растительности и газонных трав при
озеленении территорий;
Агротехнические
требования
к
выполнению операций по посеву в
школу сеянцев, посадки черенков,
сеянцев и саженцев при производстве
8

Прикапывать
посадочный
материал (саженцев) древеснокустарниковой растительности в
прикопочных
траншеях
с
соблюдением
агротехнических
требований;
Высевать летники и многолетники
с соблюдением агротехнических
требований;
Высаживать рассаду цветочнодекоративных растений, в том
числе
в
торфоперегнойных
горшочках в грунт траншеях с
соблюдением
агротехнических
требований;
Осуществлять посадку в грунт в
ящики. Горшки клубней луковиц,
клубнелуковиц,
корневищ
цветочно-декоративных растений с
соблюдением
агротехнических
требований;
Осуществлять посев семян в
школу сеянцев, посадку черенков,
сеянцев
и
саженцев
при
производстве
посадочного
материала
древеснокустарниковых
культур
с
соблюдением
агротехнических
требований;
Осуществлять
посев
семян
древесно-кустарниковых культур в
ящики, горшки, грунт стеллажа в
защищенном
грунте
с
соблюдением
агротехнических

посадочного материала декоративных
культур;
Агротехнические
требования
к
выполнению операций по посеву и
посадке
древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной
растительности в защищенном грунте
при
производстве
цветов
и
посадочного материала декоративных
культур;
Требования охраны труда в части,
регламентирующих
трудовые
обязанности;

Виды
А/03.3 Выполнение Подготавливать
сельскохозяйственного(садового)
операций по уходу за сельскохозяйственный
инвентаря, их назначения, правила
древесносадовый
инвентарь, подготовки их использрвания;
кустарниковой,
инструменты и оборудования Специальное
оборудование,
цветочнонеобходимых для ухода за используемое при уходе за древеснодекоративной
древесно-кустарниковой,
кустарниковой,
цветочнорастительностью и цветочно-декоративной
декоративной растительностью и
9

требований;
Осуществлять пикировку сеянцев
декоративных культур в ящики,
горшки,
грунт
стеллажа
с
соблюдением
агротехнических
требований;
Обрезать корни и кроны саженцев
древесно-кустарниковых культур
перед посадкой с использованием
специальных инструментов;
Определять оптимальную высоту
корневой
шейки
саженца
относительно поверхности почвы
при
посадке
деревьев
и
кустарников;
Формировать приствольные круги
после
посадки
деревьев
и
кустарников
с
соблюдением
агротехнических требований;
Определять нормы полива для
древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной
растительности и газонных трав с
учетом свойств почвы при посеве и
посадки;
Подбирать сельскохозяйственный
(садовый) инвентарь, инструменты
и оборудование для выполнения
заданных
технологических
операций по уходу за древеснокустарниковой,
цветочнодекоративной растительности и

газонами

растительностью и газонами;
Поливать
древеснокустарниковую,
цветочнодекоративную растительность
и газонные травы во время
ухода
за
растениями
в
соответствии с заданием;
Обрабатывать
почву
не
механизированным способом,
в процессе ухода за древеснокустарниковой,
цветочнодекоративной
растительностью;
Пропалывать
древеснокустарниковую,
цветочнодекоративную растительность
и газоны;
Проводит различные виды
обрезки
древеснокустарниковой,
цветочнодекоративной растительности
с
использованием
специальных инструментов;
Подкармливать (обрабатывать)
древесно-кустарниковую,
цветочно-декоративную
растительность
и
газоны
сухими
и
жидкими
удобрениями,
биопрепаратами,
стимуляторами роста;
Проводить мероприятия по
защите зеленых растений от
вредителей и болезней;

газонами, его назначение, правила
эксплуатации
и
ежесменного
технического обслуживания;
Техника
полива
древеснокустарниковой,
цветочнодекоративной
растительности
и
газонных трав в процессе их
вегетации;
Виды обработок почвы и правила их
выполнения при уходе древеснокустарниковой,
цветочнодекоративной растительностью;
Внешний
вид
древеснокустарниковой,
цветочнодекоративной растительностью и
газонных трав и сорных растений;
Правила
проведения
прополок
древесно-кустарниковой,
цветочнодекоративной
растительности
и
газонных трав;
Техника выполнения различных видов
обрезки
древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративных насаждений;
Правила приготовления растворов
удобрений,
биопрепаратов,
стимуляторов
роста,
заданной
концентрации
для
подкормки
(обработки) древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной
растительности
Основные
вредители
болезни
древесно-кустарниковой,
цветочнодекоративной
растительности
и
газонных трав и их внешние
1
0

газонных трав;
Пользоваться
сельскохозяйственным (садовым)
ручным
инвентарем
и
инструментами при уходе за
древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной
растительностью и газонами в
соответствии с правилами его
использования;
Пользоваться
оборудованием,
включая
газонокосилки,
кусторезки, бензопилы, при уходе
за
древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной
растительностью и газонами в
соответствии с инструкциями по
эксплуатации оборудования;
Производить
ежесменное
техничсекое
обслуживание
оборудования используемого при
уходе за древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной
растительностью и газонами в
соответствии с инструкциями по
эксплуатации оборудования;
Производить
окучивание,
разокучивание,
рыхление,
перекопку почвы в процессе ухода
за
древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной
растительностью в соответствии с
соблюдением
агротехнических
требований;

Лечить раны и дупла деревьев;
Защищать
древеснокустарниковую,
цветочнодекоративную растительность
от
неблагоприятных
метеорологических условий;

признаки;
Техника
механической
очистки
(удаление) от вредителей древеснокустарниковой, растительности;
Правила изготовления, наложение и
снятие ловчих поясов;
Правила приготовления растворов
ядохимикатов
и
отравленных
приманок;
Технология
обработки
древеснокустарниковой,
цветочнодекоративной
растительности
и
газонных трав ядохимикатами;
Правила
раскладки
отравленных
приманок на территории озеленения
для борьбы с грызунами;
Технология лечения ран и дупел
деревьев;
Способы
защиты
цветочнодекоративной
растительности
от
неблагоприятных
и
опасных
метеорологических условий;
Технологии
очистки
территории
озеленения от сухостойных и фаутных
деревьев и кустарников;
Агротехнические
требования
к
выполнению операций по уходу
древесно-кустарниковой,
цветочнодекоративной
растительности
и
газонных трав на территориях
озеленения и благоустройства;
Агротехнические
требования
к
выполнению операций по уходу за
сеянцами и саженцами древесно1
1

Идентифицировать
сорные
растения и сортовые примеси в
процессе ухода за
древеснокустарниковой,
цветочнодекоративной растительностью и
газонными травами;
Удалять сорные растения и
сортовые
примеси
с
одновременным рыхлением и без
рыхления почвы;
Осуществлять
профильную
обрезку кроны, обрезку под
естественный вид, обрезку с
прореживанием, омолаживающую
обрезку;
Готовить растворы удобрений ,
биопрепаратов,
стимуляторов
роста заданной концентрации для
подкормки (обработки) древеснокустарниковой,
цветочнодекоративной растительности и
газонов;
Равномерно распределять сухие
удобрения по поверхности почвы с
соблюдением дозы внесения;
Производить
опрыскивание
растворами
удобрений,
биопрепаратов,
стимуляторов
роста
с
соблюдением
дозы
внесения;
Идентифицировать
основные
вредители и болезни древеснокустарниковой,
цветочнодекоративной растительности и

кустарниковой,
цветочнодекоративной
растительности
в
питомниках;
Требования охраны труда в части,
регламентирующих
трудовые
обязанности;

1
2

газонных трав;
Осуществлять
механическую
чистку
древесно-кустарниковой
растительности;
Накладывать ловчие пояса на
деревья;
Готовить растворы и ядохимикаты
необходимой
концентрации,
отравленные приманки;
Производить обработку древеснокустарниковой,
цветочнодекоративной растительности и
газонных трав ядохимикатами с
соблюдением
агротехнических
требований;
Раскладывать
на
территории
озеленения,
питомников
отравленные приманки для борьбы
с грызунами;
Выполнять
расчистку
обеззараживания,
замазывание
(окрашивание,
пломбирование)
раны дерева или дупла;
Производить обвязку и укрытие
древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной
растительности
с
целью
обеспечения
благоприятных
условий перезимовки;
Производить защиту древеснокустарниковой,
цветочнодекоративной растительности от
заморозков дымлением, поливом,
мульчированием;

Устанавливать
защитные
устройства от дождя и яркого
солнца;
Валить деревья вручную или
использованием
бензопилы
с
обрубкой сучьев и с раскряжевкой
хлыстов;
Выполнять раскорчевку пней,
выкапывание
(корчевку)
сухостойных
деревьев,
кустарников, живой изгороди;
Выполнять снегозадержание и
уплотнение снега в приствольных
кругах в питомниках декоративных
культур

1
3

3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ПРОГРАММЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Результаты обучения (предмет
Основные критерии оценки результата*
оценивания) (Трудовые действия,
профессиональные компетенции по
каждому виду деятельности)
ВПД. Выполнение работ по выращиванию древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной
растительности и газонных трав в декоративном садоводстве
А/01.3 Выполнение работ по подготовке Знать: правила обработки почвы и выполнять
почвы к посадке и посеву древесно- подготовительные работы для посадки растений;
кустарниковой,
цветочно-декоративной Уметь:
растительности и газонных трав.
соблюдать температурные режимы в теплицах,
парниках и оранжереях;
подготавливать ящики, горшки, стеллажи для
посадки в них растений.
А/02.3. Выполнение работ по посадке и Знать: правила посадки и посева древеснопосеву
древесно-кустарниковой, кустарниковой, цветочно-декоративной
цветочно-декоративной растительности и растительности и газонных трав.
газонных трав.
разновидности ассортимента древеснокустарниковой, цветочно-декоративной
растительности и газонных трав и
агротехнические требования к их выращиванию.
Уметь: читать чертежи и эскизы планировки и
художественного оформления газонов, клумб и
площадей, подлежащих озеленению на
территориях предприятий и организаций.
подготавливать посадочный материал.
проводить сбор и сортировку семян и рассады.
проводить посадку растений.
А/03.3 Выполнение операций по уходу за Знать:
древесно-кустарниковой,
цветочно- агротехнические правила ухода за растениями;
декоративной
растительностью
и способы стрижки деревьев и кустарников
газонами
способы борьбы с болезнями растений и меры по
предупреждению заболеваний растений
Уметь: проводить работы по устройству,
прополке и рыхлению гряд;
проветривать и утеплять парники оранжереи,
укрывать посевы и растения;
организовывать и вести оранжерейное и
парниковое хозяйства;
утеплять и обмазывать деревья известью,
смазывать прививки и места повреждения
садовым варом;
проводить стрижку ковровых газонов,
цветников, формовочную обрезку (подстрижку)
крон деревьев и кустарников;
Выполнять операции по борьбе с болезнями
растений и применять меры по предупреждению
заболеваний растений

4. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБУЧЕНИЯ
Основная образовательная программа профессионального обучения – программа
профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих 18103
«Садовник», 17531 «Рабочий зеленого хозяйства» направлена на обучение лиц, ранее
не имевших профессии рабочего или должности служащего. Разработана на основе
Профессионального стандарта «Специалист в области декоративного садоводства»
утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 02.09 2020 №559н регистрационный № 60009 от 24 сентября 2020 года.












4.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
4.1.1 Нормативно-правовые основы разработки основной образовательной
программы
профессионального
обучения
–
программы
профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям
служащих 18103«Садовник», 17531 «Рабочий зеленого хозяйства» адаптирована для обучения инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья с нарушениями интеллекта,
с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию указанных лиц составляют:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012
года № 273-ФЗ (ст. 2; гл. 2, ст. 11; гл. 9, ст. 73, 74; гл. 10, ст. 76).;
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по профессии
среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО), утверждѐнного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №775 от
02.08.2013 г., зарегистрированного министерством юстиции (рег.№29472 от
20.08.2013 г.) 250109.01 Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства.
Профессионального стандарта «Специалист в области декоративного садоводства»
утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 02.09 2020 №559н регистрационный № 60009 от 24 сентября 2020
года.
Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской
Федерации (в части законодательного определения понятия профессионального
стандарта, порядка его разработки и утверждения)» от 3 декабря 2012 года № 236-ФЗ.
Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 года № 148н. «Об утверждении уровней
квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»
Федеральный закон «О независимой оценке квалификации» от 03 июля 2016 года №
238-ФЗ.
Приказ Минтруда России от 12 декабря 2016 года № 726н «Об утверждении
положения о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации,
на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации»
. Приказ Минтруда России от 15 ноября 2016 года № 649н «Об утверждении Порядка
формирования и ведения реестра сведений о проведении независимой оценки
квалификации и доступа к ним, а также перечня сведений, содержащихся
в указанном реестре».

 Приказ Минтруда России от 9 апреля 2018 г. № 215 «О внесении изменений в


















некоторые выпуски Единого тарифно-квалификационного справочника работ
и профессий рабочих».
Приказ Минтруда России от 04.08.2014 N 515 «Об утверждении методических
рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной
деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их
жизнедеятельности"
Постановление Правительства РФ от 22 января 2013 года № 23 (ред. от 09.02.2018)
«О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов»
Приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 года № 292 (ред. от 27.10.2015) «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным программам профессионального обучения».
Приказ Минобрнауки России от 2 июля 2013 года № 513 «Об утверждении перечня
профессий рабочих и должностей служащих, по которым осуществляется
профессиональное обучение».
Приказ Минобрнауки РФ N 885, Минпросвещения РФ N 390 от 05.08.2020 « О
практической подготовке обучающихся»
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. №197-ФЗ, статья 195.1
Порядок приема граждан в ОУ НПО, приказы МОН от 15.01.09 № 3 и от 24.11.09 №
657
Разъяснения по формированию учебного плана ОПОП НПО/СПО, МОН от 20.10.10
№ 12-696;
Общероссийский классификатор профессий рабочих, служащих, ОК 033-2013 от
14.06.2013 №159-ст;
Квалификационные характеристики профессий 18103 «Садовник», 17530 «Рабочий
зелѐного строительства».
Устав ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Правила приѐма в ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» на
обучение по образовательным программам профессионального обучения лиц не
имеющих
основного
общего
образования,
выпускников
специальных
(коррекционных) школ;
Положение о Психолого-медико-педагогической
комиссии ГАПОУ СО
«Сухоложский многопрофильный техникум» ;
Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся, осваивающих основные программы профессионального обучения;
Положение о проведении итоговой аттестации обучающихся по основным
программам профессионального обучения в ГАПОУ СО «Сухоложский
многопрофильный техникум»;

4.1.2
Методическую основу разработки основной образовательной
программы профессионального обучения – программы профессиональной
подготовки
по
профессиям
рабочих,
должностям
служащих
18103«Садовник», 17530 «Рабочий зеленого хозяйства» составляют:
- Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных
организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса, (письмо
Департамента подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки
Российской Федерации 18 марта 2014 г. №06-281;)

-

Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных
образовательных программ среднего профессионального образования, утвержденные
Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Министерства образования и науки Российской Федерации 20 апреля 2015 г. №06-830вн.
В разработке адаптированной образовательной программы принимали участие
педагоги-психологи, социальные педагоги ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»
Адаптация образовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций,
данных обучающимся по заключению психолого-медико-педагогической комиссии.
Обучение инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в
ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» организовано в отдельных
специальных (коррекционных) группах. Численность обучающихся инвалидов и
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе не должна
превышать 12 человек.
4.1.3.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по
профессиям рабочих, должностям служащих 18103«Садовник», 17531 «Рабочий
зеленого хозяйства»,
адаптированной для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (нарушением интеллекта) – на базе специального
(коррекционного) образования - 1 год 10 месяцев.
4.1.4 Требования к абитуриенту: Инвалид или лицо с ОВЗ для обучения основной
образовательной программы профессионального обучения – программы
профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих
18103«Садовник», 17531 «Рабочий зеленого хозяйства», адаптированной для лиц с
ограниченными возможностями (нарушением интеллекта) должен иметь
свидетельство об окончании специальной (коррекционной) школы, предъявить
индивидуальную программу реабилитации инвалида с рекомендацией об
обучении по данной профессии, содержащую информацию о необходимых
специальных условиях обучения, или заключение психолого-медикопедагогической комиссии с рекомендацией об обучении по данной профессии.
4.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫПУСКНИКОВ И ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.
4.2.1 Область и объекты профессиональной деятельности
Область профессиональной деятельности выпускника: выполнение работ по
выращиванию цветочных растений, деревьев и кустарников, благоустройство различных
территорий и внутренне озеленение различных помещений, заказы потребителя на
выполнение работ, территории озеленения (парки, сады, помещения, гостиницы,
санатории, детские сады, питомники), ландшафтные фирмы, частные владения.
Объектами профессиональной деятельности выпускника являются:
Цветочные растения, деревья, кустарники;
Технологические процессы, в т.ч. специальные материалы и препараты;
Справочная документация.
4.2.2 Виды профессиональной деятельности и компетенции
Вид профессиональной деятельности, трудовые функции и компетенции выпускника:
ВПД Выполнение работ по выращиванию древесно-кустарниковой, цветочнодекоративной растительности и газонных трав в декоративном садоводстве
соответствующих профессиональных компетенций (трудовых функций):
А/01.3 Выполнение работ по подготовке почвы к посадке и посеву древесно-

кустарниковой, цветочно-декоративной растительности и газонных трав..
А/02.3. Выполнение работ по посадке и посеву древесно-кустарниковой, цветочнодекоративной растительности и газонных трав.
А/03.3 Выполнение операций по уходу за древесно-кустарниковой, цветочнодекоративной растительностью и газонами
Общие компетенции;
ОК 1.Понимаь сущность социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из способов еѐ достижения,
определѐнных руководителем
ОК 3. анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль,
оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты
своей работы.
ОК 4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно- коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения
профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
Подготавливать сельскохозяйственный садовый инвентарь, необходимый для обработки
почвы под древесно-кустарниковую, цветочно-декоративную растительность и газонные
травы
Выполнять немеханизированные работы по созданию дренажных и оросительных систем
в соответствии с ландшафтным проектом (проектом благоустройства, территорий)
Планировать поверхность почвы на участке не механизированным способом в
соответствии с ландшафтным проектом (проектом благоустройства, территорий)
Подготовлять к внесению удобрительных материалов и почвоулучшающих добавок в
соответствии с ландшафтным проектом (проектом благоустройства, территорий)
Приготавливать плодородный грунт для посадки и посева древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной растительности;
Вносить в почву и (или) распределять по поверхности удобрительных материалов и
почвоулучшающих добавок и плодородного грунта;
Обрабатывать почву немеханизированным способом на участке озеленения под посев и
посадку древесно-кустарниковую, цветочно-декоративную растительность и газонных
трав в соответствии с технологиями возделывания декоративных культур;
Обрабатывать почву немеханизированным способом в питомниках под посев и посадку
древесно-кустарниковую, цветочно-декоративную растительность и газонных трав в
соответствии с технологиями производства посадочного материала декоративных
культур;
Обрабатывать почву (грунт) в культивационных сооружениях под посев и посадку
древесно-кустарниковую, цветочно-декоративную растительность в соответствии с
технологиями производства цветов и посадочного материала декоративных культур в
защищенном грунте;
Подготавливать сельскохозяйственный садовый инвентарь, необходимый для посадки и
посева древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительности и газонных
трав;
Подготавливать борозды, лунки, посадочные ямы, траншеи для посадки и посева

древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительности и газонных трав;
Выполнять работы по посеву и посадке древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной
растительности и газонных трав не механизированным способом при озеленении
территории;
Выполнять работы по посеву и посадке древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной
растительности и газонных трав не механизированным способом при производстве
посадочного материала декоративных культур;
Выполнять работы по посеву и посадке древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной
растительности в защищенном грунте при производстве цветов и посадочного материала
декоративных культур;
Выполнять работы по установке опор (шпалер, посадочных кольев), подвязки посадке
древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительности после посадки;
Поливать древесно-кустарниковую, цветочно-декоративную растительность и газонные
травы при посеве и посадке;
Подготавливать сельскохозяйственный садовый инвентарь, инструменты и оборудования
необходимых для ухода за
древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной
растительностью и газонами;
Поливать древесно-кустарниковую, цветочно-декоративную растительность и газонные
травы во время ухода за растениями в соответствии с заданием;
Обрабатывать почву не механизированным способом, в процессе ухода за древеснокустарниковой, цветочно-декоративной растительностью;
Пропалывать древесно-кустарниковую, цветочно-декоративную растительность и
газоны;
Проводит различные виды обрезки древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной
растительности с использованием специальных инструментов;
Подкармливать (обрабатывать) древесно-кустарниковую, цветочно-декоративную
растительность и газоны сухими и жидкими удобрениями, биопрепаратами,
стимуляторами роста;
Проводить мероприятия по защите зеленых растений от вредителей и болезней;
Лечить раны и дупла деревьев;
Защищать древесно-кустарниковую, цветочно-декоративную растительность от
неблагоприятных метеорологических условий;
Очищать территории озеленения от сухостойных и фаутных деревьев и кустарников
Подбирать сельскохозяйственный (садовый) инвентарь для выполнения заданных
технологических операций по подготовке почвы к посеву (посадке) с учетом свойств
почвы и типа растительности;
Пользоваться сельскохозяйственным (садовым) ручным инвентарем при выполнении
операций по обработке почвы не механизированным способом в соответствии с
правилами его использования;
Выполнять земляные работы по созданию дренажа системы орошения с соблюдением
норм охраны плодородного слоя почвы;
Укладывать (устанавливать) дренажные материалы, сооружения, установка которых не
требует специальной подготовки, при создании дренажных и оросительных систем;
Выполнять срезку грунта, засыпку углублений с трамбовкой грунта, разравнивание
грунта, проверку спланированной поверхности;
Производить с растаривание, дробление., просеивание, взвешивание, смешивание
удобрительных материалов;
Заготавливать компоненты плодородного грунта (дерн, плодородный слой почвы,
торфоперегнойные компосты, песок) в соответствии с требованием технологии;
Смешивать компоненты плодородного грунта в соотношениях определенных
требованиями технологии;
Выполнять основные и поверхностные обработки почвы, формирование борозд, гребней

немеханизированным способом в соответствии с требованиями технологии при
озеленении и производстве посадочного материала

Уметь:
Подбирать сельскохозяйственный (садовый) инвентарь для выполнения заданных
технологических операций по подготовке почвы к посеву (посадке) с учетом свойств
почвы и типа растительности;
Пользоваться сельскохозяйственным (садовым) ручным инвентарем при выполнении
операций по обработке почвы не механизированным способом в соответствии с
правилами его использования;
Выполнять земляные работы по созданию дренажа системы орошения с соблюдением
норм охраны плодородного слоя почвы;
Укладывать (устанавливать) дренажные материалы, сооружения, установка которых не
требует специальной подготовки, при создании дренажных и оросительных систем;
Выполнять срезку грунта, засыпку углублений с трамбовкой грунта, разравнивание
грунта, проверку спланированной поверхности;
Производить с растаривание, дробление., просеивание, взвешивание, смешивание
удобрительных материалов;
Заготавливать компоненты плодородного грунта (дерн, плодородный слой почвы,
торфоперегнойные компосты, песок) в соответствии с требованием технологии;
Смешивать компоненты плодородного грунта в соотношениях определенных
требованиями технологии;
Выполнять основные и поверхностные обработки почвы, формирование борозд, гребней
немеханизированным способом в соответствии с требованиями технологии при
озеленении и производстве посадочного материала
Подбирать сельскохозяйственный (садовый) инвентарь для выполнения заданных
технологических операций по посеву и посадке древесно-кустарниковой, цветочнодекоративной растительности и газонных трав с учетом свойств почвы и типа
растительности;
Пользоваться сельскохозяйственным (садовым) ручным инвентарем при выполнении
операций по п посеву и посадке древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной
растительности и газонных трав не механизированным способом в соответствии с
правилами его использования;
Прикапывать посадочный материал (саженцев) древесно-кустарниковой растительности
в прикопочных траншеях с соблюдением агротехнических требований;
Высевать летники и многолетники с соблюдением агротехнических требований;
Высаживать рассаду цветочно-декоративных растений, в том числе в торфоперегнойных
горшочках в грунт траншеях с соблюдением агротехнических требований;
Осуществлять посадку в грунт в ящики. Горшки клубней луковиц, клубнелуковиц,
корневищ цветочно-декоративных растений с соблюдением агротехнических требований;
Осуществлять посев семян в школу сеянцев, посадку черенков, сеянцев и саженцев при
производстве посадочного материала древесно-кустарниковых культур с соблюдением
агротехнических требований;
Осуществлять посев семян древесно-кустарниковых культур в ящики, горшки, грунт
стеллажа в защищенном грунте с соблюдением агротехнических требований;
Осуществлять пикировку сеянцев декоративных культур в ящики, горшки, грунт
стеллажа с соблюдением агротехнических требований;
Обрезать корни и кроны саженцев древесно-кустарниковых культур перед посадкой с
использованием специальных инструментов;

Определять оптимальную высоту корневой шейки саженца относительно поверхности
почвы при посадке деревьев и кустарников;
Формировать приствольные круги после посадки деревьев и кустарников с соблюдением
агротехнических требований;
Определять нормы полива для
древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной
растительности и газонных трав с учетом свойств почвы при посеве и посадки;
Подбирать сельскохозяйственный (садовый) инвентарь, инструменты и оборудование для
выполнения заданных технологических операций по уходу за древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной растительности и газонных трав;
Пользоваться сельскохозяйственным (садовым) ручным инвентарем и инструментами
при уходе за древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительностью и
газонами в соответствии с правилами его использования;
Пользоваться оборудованием, включая газонокосилки, кусторезки, бензопилы, при уходе
за древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительностью и газонами в
соответствии с инструкциями по эксплуатации оборудования;
Производить ежесменное техничсекое обслуживание оборудования используемого при
уходе за древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительностью и газонами
в соответствии с инструкциями по эксплуатации оборудования;
Производить окучивание, разокучивание, рыхление, перекопку почвы в процессе ухода
за древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительностью в соответствии с
соблюдением агротехнических требований;
Идентифицировать сорные растения и сортовые примеси в процессе ухода за древеснокустарниковой, цветочно-декоративной растительностью и газонными травами;
Удалять сорные растения и сортовые примеси с одновременным рыхлением и без
рыхления почвы;
Осуществлять профильную обрезку кроны, обрезку под естественный вид, обрезку с
прореживанием, омолаживающую обрезку;
Готовить растворы удобрений , биопрепаратов, стимуляторов роста заданной
концентрации для подкормки (обработки) древесно-кустарниковой,
цветочнодекоративной растительности и газонов;
Равномерно распределять сухие удобрения по поверхности почвы с соблюдением дозы
внесения;
Производить опрыскивание растворами удобрений, биопрепаратов, стимуляторов роста с
соблюдением дозы внесения;
Идентифицировать основные вредители и болезни древесно-кустарниковой, цветочнодекоративной растительности и газонных трав;
Осуществлять механическую чистку древесно-кустарниковой растительности;
Накладывать ловчие пояса на деревья;
Готовить растворы и ядохимикаты необходимой концентрации, отравленные приманки;
Производить
обработку
древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной
растительности и газонных трав ядохимикатами с соблюдением агротехнических
требований;
Раскладывать на территории озеленения, питомников отравленные приманки для борьбы
с грызунами;
Выполнять расчистку обеззараживания, замазывание (окрашивание, пломбирование)
раны дерева или дупла;
Производить обвязку и укрытие древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной
растительности с целью обеспечения благоприятных условий перезимовки;
Производить защиту древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительности
от заморозков дымлением, поливом, мульчированием;
Устанавливать защитные устройства от дождя и яркого солнца;
Валить деревья вручную или использованием бензопилы с обрубкой сучьев и с

раскряжевкой хлыстов;
Выполнять раскорчевку пней, выкапывание (корчевку) сухостойных деревьев,
кустарников, живой изгороди;
Выполнять снегозадержание и уплотнение снега в приствольных кругах в питомниках
декоративных культур.
знать:
Виды сельскохозяйственного (садового) ручного инвентаря , их назначения, правила их
подготовки и использования;
Порядок выполнения не механизированных работ по созданию дренажа, системы
орошения;
Требования стандартов к охране плодородного слоя почвы припроведении земляных
работ;
Правила укладки дренажных материалов специальных сооружений при создании
дренажных и оросительных систем на участке;
Технология планировки поверхности почвы при закладке декоративного сада и
питомника;
Виды удобрительных материалов и правила их подготовки к их внесению;
Порядок их заготовки и подготовки к использованию компонентов плодородного грунта
для посадки и посева древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительности;
Составы грунтов для посева и посадки древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной
растительности, правила их приготовления;
Технология внесения удобрительных материалов не механизированным способом при
озеленении территорий, производстве посадочного материала декоративных культур;
Виды обработок почвы при озеленении территории, производстве посадочного
материала декоративных культур и правила их выполнения;
Правила использования сельскохозяйственного ручного инветаря при выполнении
операции по обработке почвы;
Агротехнические требования к выполнению операций по подготовке почвы на участках
озеленения под посев и посадку древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной
растительности и газонных трав;
Агротехнические требования к выполнению операций по подготовке в питомниках под
посев и посадку древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительности при
производстве посадочного материала;
Агротехнические требования к выполнению операций по подготовке почвы (грунта) в
культивационных сооружениях под посев и посадку древесно-кустарниковой, цветочнодекоративной растительности при производстве цветов и посадочного материала в
защищенном грунте;
Требования охраны труда в части, регламентирующих трудовые обязанности;
Правила использования сельскохозяйственного и ручного инвентаря при выполнении
операций по посеву и посадке древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной
растительности и газонных трав;
Правила обустройства траншей для временной прикопки саженцев;
Технология прикопки посадочного материала в прикопочных траншеях;
Технология подготовки борозд, лунок, посадочных ям, траншей и посадки древеснокустарниковой, цветочно-декоративной растительности и газонных трав;
Технология обрезки корней и кроны, саженцев, деревьев и кустарников перед посадкой;
Технология посева и посадки древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной
растительности и газонных трав при озеленении территорий;
Технологии посева семян в школку сеянцев, посадки черенков, сеянцев и саженцев при
производстве посадочного материала декоративных культур;
Технология посева и посадки древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной

растительности в защищенном грунте при производстве цветов и посадочного материала
декоративных культур;
Правила устройства опор и подвязки к опорам Технология посева и посадки древеснокустарниковой, цветочно-декоративной растительности;
Техника полива древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительности при
посадке и посеве;
Агротехнические требования к выполнению операций по посеву и посадке древеснокустарниковой, цветочно-декоративной растительности и газонных трав при озеленении
территорий;
Агротехнические требования к выполнению операций по посеву в школу сеянцев,
посадки черенков, сеянцев и саженцев при производстве посадочного материала
декоративных культур;
Агротехнические требования к выполнению операций по посеву и посадке древеснокустарниковой, цветочно-декоративной растительности в защищенном грунте при
производстве цветов и посадочного материала декоративных культур;
Требования охраны труда в части, регламентирующих трудовые обязанности;
Виды сельскохозяйственного(садового) инвентаря, их назначения, правила подготовки
их использрвания;
Специальное оборудование, используемое при уходе за древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной растительностью и газонами, его назначение, правила
эксплуатации и ежесменного технического обслуживания;
Техника полива древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительности и
газонных трав в процессе их вегетации;
Виды обработок почвы и правила их выполнения при уходе древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной растительностью;
Внешний вид древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительностью и
газонных трав и сорных растений;
Правила проведения прополок древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной
растительности и газонных трав;
Техника выполнения различных видов обрезки древесно-кустарниковой, цветочнодекоративных насаждений;
Правила приготовления растворов удобрений, биопрепаратов, стимуляторов роста,
заданной концентрации для подкормки (обработки) древесно-кустарниковой, цветочнодекоративной растительности
Основные вредители болезни древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной
растительности и газонных трав и их внешние признаки;
Техника механической очистки (удаление) от вредителей древесно-кустарниковой,
растительности;
Правила изготовления, наложение и снятие ловчих поясов;
Правила приготовления растворов ядохимикатов и отравленных приманок;
Технология обработки древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительности
и газонных трав ядохимикатами;
Правила раскладки отравленных приманок на территории озеленения для борьбы с
грызунами;
Технология лечения ран и дупел деревьев;
Способы защиты цветочно-декоративной растительности от неблагоприятных и опасных
метеорологических условий;
Технологии очистки территории озеленения от сухостойных и фаутных деревьев и
кустарников;
Агротехнические требования к выполнению операций по уходу древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной растительности и газонных трав на территориях озеленения и
благоустройства;

Агротехнические требования к выполнению операций по уходу за сеянцами и саженцами
древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительности в питомниках;
Требования охраны труда в части, регламентирующих трудовые обязанности;

4.3 УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ – ПРООГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЕЙ
СЛУЖАЩИХ ПО ПРОФЕССИИ 18103 «САДОВНИК», 17531 «РАБОЧИЙ
ЗЕЛЕНОГО ХОЗЯЙСТВА»
4.3.1 Требования к квалификации преподавателей, мастеров
производственного обучения, представителей профильных
организаций, обеспечивающих реализацию образовательного
процесса.
В реализации адаптированной образовательной программы участвуют
преподаватели, мастера производственного обучения, социальные педагоги, педагогипсихологи, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное
образование, соответствующее профилю.
Преподаватели
и
мастера
производственного
обучения
реализуют
общепрофессиональный и профессиональный циклы, педагоги-психологи и социальные
педагоги – адаптационный цикл. Зав. отделением соц.реабилитации, педагоги-психологи и
социальные педагоги организуют также необходимое социально-педагогическое и
психолого-педагогическое сопровождение обучающихся. Руководитель МФЦПК курирует
вопросы организации практики обучающихся.
Мастера производственного обучения имеют 3-4 разряд по профессии. Опыт
деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является
обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся
профессионального цикла. Преподаватели и мастера производственного обучения
проходят стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.
Педагогические работники, участвующие в реализации адаптированной
образовательной программы, ознакомлены с психофизическими особенностями
обучающихся с нарушениями интеллекта и учитывают их при организации
образовательного процесса.
Регулярно, согласно плану, педагогические работники проходят курсы повышения
квалификации по вопросам обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья.
4.3.2 . Требования к материально-техническим условиям
Учебные кабинеты: «Цветоводство», учебно-производственная мастерская с
зимним садом.
Оборудование учебного кабинета «Цветоводство»:
-рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-методической документации;
-компьютер, мультимедийный проектор, экран настенный, цифровые
образовательные ресурсы по цветочно-декоративным культурам;
-доска аудиторная, информационный стенд;
-комплект учебной мебели по количеству обучающихся;
-наглядные пособия;
-комплект специальных инструментов и приспособлений для выполнения
лабораторных работ по выращиванию цветочно-декоративных и древеснокустарниковых культур;

-комплект бланков для заполнения ассортиментной ведомости растений.
Оборудование учебно-производственной мастерской с зимним садом:
Оборудование:
-рабочие места по количеству обучающихся, стеллажи, полки, стремянки.
Инструменты и инвентарь:
-емкости для посадки и перевалки растений (контейнеры, горшки, катки, ящики);
-комплект инструментов для обработки почвы (лопаты, грабли, мотыги, мотыжки);
-комплект инструментов для высадки растений (садовые лопатки, совки, рыхлители,
ручные вилки);
-комплект инструментов и инвентарь для полива растений (шланг, пульверизатор,
лейки, ведра);
-комплект инструментов для ухода за растениями (секатор, ножницы универсальные,
садовые ножи, пилка садовая).
Технические средства
- Газонокосилка
Материалы:
-семенной материал, почвенные смеси, декоративные грунты, химические средства
борьбы с вредителями и болезнями растений открытого и защищенного грунтов,
удобрения для горшечных растений.
Средства защиты:
-респираторы, резиновые перчатки, защитные очки, резиновые сапоги, фартук, халат.
Образовательное учреждение располагает материально-технической базой,
обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических
занятий, теоретической подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным
планом образовательного учреждения.
Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и
противопожарным нормам.
Реализация основной образовательной программы профессионального обучения –
программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям
служащих адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья по профессиям 18103«Садовник», 17531 «Рабочий зеленого хозяйства»
обеспечивает:
- выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий,
-освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной
соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в
организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
При использовании электронных изданий образовательное учреждение обеспечивает
каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с
объемом изучаемых дисциплин.
Образовательное учреждение обеспечено необходимым комплектом лицензионного
программного обеспечения.
Образовательное учреждение имеет необходимый перечень кабинетов и других
помещений для реализации адаптированной образовательной программы.
В техникуме оборудована комната психологической разгрузки, открыт
консультационный пункт для обучающихся и родителей
В сенсорной комнате педагоги-психологи проводят тренинговые занятия,
индивидуальные и групповые консультации, занятия по реализации индивидуальных
программ сопровождения для подростков «группы риска», детей с ограниченными
возможностями здоровья.

В консультационном пункте обучающиеся имеют возможность заниматься
самоподготовкой, получать консультации по вопросам обучения, профориентации,
социально-психологической поддержки.
Требования к организации практики обучающихся инвалидов и обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья.
Учебная и производственная практика планируется в учебных мастерских и на
предприятиях области, города и района. Место проведения производственной
практики определяется в зависимости от психофизиологических особенностей
обучающихся и возможностей материально-технической базы техникума.
При определении мест прохождения учебной и производственной практики,
учитываются рекомендации, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации
инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда.
4.3.3 Информационные и учебно-методические условия.
Основная образовательная программа профессионального обучения – программы
профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по
профессиям 18103«Садовник», 17530 «Рабочий зеленого хозяйства», адаптированная для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушением интеллекта)
обеспечена
учебно-методической
документацией
по
всем
дисциплинам
и
профессиональным модулям в соответствии с требованиями по профессии.
Доступ к информационным и библиографическим ресурсам в сети Интернет для
каждого обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями
здоровья обеспечен предоставлением ему не менее чем одного учебного, методического
печатного и/или электронного издания по каждой дисциплине, междисциплинарному курсу,
профессиональному модулю в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья
(включая электронные базы периодических изданий).
Для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья комплектация библиотечного фонда осуществляется электронными изданиями
основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов,
изданной за последние 5 лет.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы, включает официальные,
справочно-библиографические и периодические издания. Доступ к ним обучающихся
инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обеспечен с
использованием технических и программных средств.
Во время самостоятельной подготовки обучающиеся инвалиды и обучающиеся с
ограниченными возможностями здоровья обеспечены доступом к сети Интернет.
4.3.4 Характеристика социокультурной среды образовательной организации,
обеспечивающей социальную адаптацию обучающихся инвалидов и
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Профессиональное обучение обеспечивает вхождение обучающегося инвалида или
обучающегося с ограниченными возможностями здоровья во множество разнообразных
социальных взаимодействий, что создает и расширяет базу для адаптации. Развиваются
общественные навыки, коллективизм, организаторские способности, умение налаживать
контакты
и сотрудничать с разными людьми. Формируется мировоззрение и гражданская позиция.
Комплексное сопровождение образовательного процесса и здоровье сбережение
обучающихся с ОВЗ в техникуме осуществляется в соответствии с рекомендациями
службы медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической

комиссии. В составе комплексного сопровождения образовательного процесса
обучающихся с ОВЗ выделяется организационно-педагогическое, психологопедагогическое, медицинско-оздоровительное и социальное сопровождение, создание в
техникуме толерантной социокультурной среды.
С целью комплексного сопровождения образовательного процесса обучающихся
с ОВЗ в штат техникума введены должности заведующего отделением социальной
реабилитации, педагогов-психологов, социальных педагогов.
С целью получения знаний о психофизиологических особенностях лиц с ОВЗ,
специфике усвоения учебной информации, применения специальных социальноактивных методов и приемов обучения. Осуществляется обучение педагогического
коллектива как в рамках ежегодно организуемых курсов повышения квалификации, так
и в рамках семинаров, методических совещаний.
Организационно-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ направлено
на контроль освоения образовательной программы в соответствии с графиком учебного
процесса и типовым или индивидуальным учебным планом и включает в себя, при
необходимости, контроль за посещаемостью занятий; помощь в организации
самостоятельной работы; организацию индивидуальных консультаций; коррекцию
взаимодействия преподавателей и обучающихся с ОВЗ; консультирование по
психофизическим особенностям лиц с ОВЗ, проведение инструктажей и семинаров для
педагогов.
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для обучающихся с
ОВЗ, имеющих проблемы в обучении, общении, социальной адаптации и направлено на
изучение, развитие и коррекцию личности обучающихся с ОВЗ, их профессиональное
становление с помощью психодиагностики, психопрофилактики, коррекции личностных
достижений.
Педагоги-психологи
проводят
индивидуальные
и
групповые
коррекционные занятия, направленные на преодоление отклонений в развитии у
выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Проводятся
также занятия «Профилактика употребления психоактивных веществ», «Формирование
профессионально важных качеств».
Медицинско-оздоровительное сопровождение лиц с ОВЗ включает мероприятия,
направленные на диагностику их физического состояния, сохранение их здоровья,
развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к процессу обучения.
Социальное сопровождение обучающихся с ОВЗ включает мероприятия,
направленные на их социальную поддержку, помощь в решении вопросов по
социальным выплатам, выделению материальной помощи, стипендиального
обеспечения, предоставление дополнительных образовательных услуг, а также создание
в техникуме толерантной социокультурной среды, необходимой для формирования
гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех челнов
коллектива к общению, сотрудничеству, способности толерантно воспринимать
социальные, личностные и культурные различия.
Обучающиеся с ОВЗ активно участвуют в спортивных общетехникумовских
мероприятиях, привлекаются к реализации социальных проектов (оказание посильной
помощи в благоустройстве и озеленении территории санатория «Курьи», «Дома
престарелых людей» в с.Новопышминское),участвуют в профориентационной
работе(проведение семинаров, практических конференций с приглашением обучающихся
школы интерната с. Филатовское и учеников коррекционных классов общеобразовательных
школ города и района), принимают участие в конкурсах профессионального мастерства.
Конкурсы способствуют формированию опыта творческой деятельности обучающихся,
создают оптимальные условия для самореализации личности, еѐ профессиональной и
социальной адаптации, повышения уровня профессионального мастерства, формирования
портфолио, необходимого для трудоустройства.

Мероприятия по содействию трудоустройству лиц с ОВЗ осуществляются во
взаимодействии с Управлением по труду и занятости населения, общественными
организациями инвалидов, предприятиями и организациями города и области. Для
обучающихся с ОВЗ организуются индивидуальные и групповые консультации по
вопросам трудоустройства, презентации и встречи со специалистами центра занятости,
работодателями, мастер-классы, тренинги.
4.3.5 Организация образовательного процесса

Образовательный процесс выстроен на основе традиционных дидактических
принципов: связь теории с практикой, наглядности, доступности, от простого к
сложному и т.п., которые отражены в коррекционной педагогике
 здоровьесберегающие технологии (физкультурно-оздоровительные,
технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, поддержание комфортного
психологического климата на занятиях и др.);
 технологии коллективного обучения, направленные на включение
обучающихся в совместную деятельность, воспитывающие ответственность и заботу о
коллективе;
 технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических
отношений;
 игровые технологии, проблемное обучение, метод проектов;
 технологии индивидуализации обучения, групповые и коллективные способы
обучения, а также технологии на основе методического усовершенствования и
дидактического реконструирования учебного материала
 технологии на основе усиления социально-воспитательных функций
(технологии, направленные на выполнение законных прав обучающегося, на
формирование в нем гражданских обязанностей).
- Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ)
Используются следующие методы обучения:
 Репродуктивные методы;
 Продуктивные методы;
 Методы стимулирования и мотивации учения (познавательные игры,
поощрения, эмоциональное стимулирование);
 Словесные методы (рассказ, беседа, объяснение);
 Наглядные методы (иллюстрация схемы, демонстрация);
 Практические методы (упражнения, разборы, списывание);
 Методы самостоятелой работы, работа с книгой, с различными словарями;
 Методы контроля и самоконтроля.
Наглядные:
 метод демонстраций (презентаций, фильмов, слайдов);
 метод иллюстраций (презентаций, слайдов);
 интернет ресурсы;
 интерактивная доска;
 метод проектов.
Словесные:
 объяснение материала с использованием слайдов, презентаций, интерактивной
доски;
 проговаривание слайдов;
 обсуждение фильмов;
 рассказ (по слайдам, презентациям и интерактивной доске);
 беседа по фильму.
Практические:

 упражнения (применяются при изучении всех предметов и на различных этапах
учебного процесса)
 устные упражнения и письменные упражнения;
 практические работы (использование тренажѐров).
Варианты организации деятельности с презентациями:
 объяснение темы с использованием презентации;
 обучающиеся используют фрагменты презентации при повторении пройденного
материала;
 сохранение отдельных слайдов презентации в виде рисунков и на зантии даѐтся
задание по рисункам;
 работа с готовой презентацией, разделив еѐ на части, даѐтся задание подготовить
сообщение по теме;
 работа обучающихся сготовой презентацией, в которой слайды перемещены.
Задание – изучить предложенный материал и расположить слайды в нужном
порядке;
 работа с материалами презентации и ответить на вопрос, указать все лишние
слайды.
Формы занятий:
 усвоения новых знаний (компьютерная презентация);
 практических занятий, отработка полученных знаний (компьютерная игра);
 проверка усвоенных знаний (компьютерные тренажѐры);
 комбинированные занятия.
Формы обучения
Основной формой организации образовательного процесса является: групповые
занятия комплексного характера:
- образовательные;
- коррекционно-развивающие;
- оздоровительные;
- рекреационные.
Индивидуальная форма работы
Осуществляется в целях доступности образования каждому обучающемуся с
отклонениями в развитии, углубления и обобщения их социокультурного опыта на
основе содержания учебного материала на занятиях и видах практических работ:
5. ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИН,
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Приложение 1-13
6. ПРОГРАММЫ
ОБУЧЕНИЯ
Приложение 11

ПРАКТИК

МОДУЛЕЙ

ПРОГРАММЫ

ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБУЧЕНИЯ
Приложение 12
8. УЧЕБНЫЙ ПЛАН










Учебный план основной образовательной программы программы профессионального
обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих,
должностям служащих по профессиям 18103«Садовник», 17530 «Рабочий зеленого
хозяйства» адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья разработан на основе:
Приказа Минобрнауки России от 02.07.2013 г. №513 «Об утверждении Перечня профессий
рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»;
Квалификационных характеристик профессий Садовник, Рабочий зеленого хозяйства;
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
программам профессионального обучения, утвержденного приказом Минобрнауки
России от 18 апреля 2013 г. № 292 (зарегистрирован Минюстом России 15 мая 2013 г.,
регистрационный № 28395));
Перечня профессий, рекомендуемого для профессиональной подготовки инвалидов,
разработанный в 1999 году Санкт-Петербургским НИИ экспертизы трудоспособности и
организации труда инвалидов и программы по профессиям начального
профессионального образования, скорректированные с учетом специфики контингента
обучающихся;
Постановления № 189 от 29 декабря 2010 г. (в ред. от 25.12.2013) «Об утверждении
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных
образовательных программ среднего профессионального образования, утвержденных
приказом Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России от 20.04.15 №06-830вн.
Учебный план составлен с учетом требований об образовании к
несовершеннолетним обучающимся в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ч.4 и 6 ст.44).
Начало учебного года 1 сентября, окончание обучения по данной профессии 30
июня. Продолжительность учебной недели – пятидневная, продолжительность занятий –
45 мин. Обязательная аудиторная нагрузка для обучающихся составляет 30 часов в
неделю.
Чередование теоретических и практических занятий регламентируется
календарным учебным графиком.
Максимальная учебная нагрузка составляет 3392 часа, обязательные аудиторные
занятия – 2430 часов, самостоятельная работа обучающихся – 694 часов.
Учебная и производственная практика – 1716 часов.
Обязательная аудиторная нагрузка включает в себя четыре раздела:

Адаптационный цикл – 414 часов;

Общепрофессиональный цикл – 166 часа;

Профессиональный цикл – 1850 часа.

Физическая культура – 156 часа.
Практикоориентированность учебного плана составляет 80,5%.
Адаптационный цикл включает дисциплины: «Основы интеллектуального труда»,
«Этика и психология общения», «Основы социально-правовых знаний», «Адаптивные
информационные и коммуникационные технологии», «Основы безопасности
жизнедеятельности», «Адаптивная физическая культура». Дисциплины введены с целью
повышения психологической культуры обучающихся, развития общеучебных и
коммуникативных навыков, развития предпринимательских способностей обучающихся
и формирования готовности к самостоятельной трудовой деятельности, предупреждения

алкогольной,
наркотической
зависимостей
обучающихся,
предупреждения
распространения ВИЧ-инфекции, формирования у них здорового образа жизни,
успешной реализации своих возможностей и умения адаптироваться к новой
социальной, образовательной и профессиональной среде, развития умений толерантно
воспринимать и правильно оценивать людей и ситуации, эффективно взаимодействовать
в команде, использовать свои права в соответствии с законодательством.
Учебным планом предусмотрено изучение профессионального модуля.
Система контроля и оценки процесса и результатов освоения программы
профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих 180103
«Садовник», 17531 «Рабочий зеленого хозяйства» проводится следующими формами и
процедурами:
текущий контроль знаний проводится преподавателем на любом из видов учебных
занятий. Формы текущего контроля (контрольная работа, тестирование, лабораторная,
практическая, расчетно-графическая работа, реферат, эссе, отчет по практике
выбираются преподавателем исходя из специфики дисциплины и способностей
обучающихся;
промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности
обучающегося по завершению изучения дисциплины или профессионального модуля;
Формы и сроки проведения промежуточной аттестации определяются учебным
планом. Основными формами промежуточной аттестации являются:
- Дифференцированный зачет по отдельной учебной дисциплине, МДК;
- физической культуре зачет;
- практике зачет;
Учебная практика в рамках профессионального модуля организуется и проводится
рассредоточено в течение семестра в учебных мастерских.
Производственная практика в рамках профессионального модуля проводится
концентрированно после изучения междисциплинарного курса и учебной практики.
Возможно проведение в несколько этапов.
Учебным планом предусмотрены консультации в объеме 4 часов на одного
обучающегося в год. Формы проведения консультаций – групповые, индивидуальные,
План учебного процесса (приложение №13)
9. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБУЧЕНИЯ
Календарный
учебный
график
(приложение
№14)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».