А.01 Основы интеллектуального труда 2021

Организация
–
многопрофильный техникум»
Разработчики:
Cеменова Любовь

разработчик:

Геннадьевна,

ГАПОУ

СО

«Сухоложский

преподаватель

русского

языка

и

Ивановна,преподаватель

русского

языка

и

литературы.
Московских
литературы.

Антонина

СОДЕРЖАНИЕ
1

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

11

12

1. ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

А.01 ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью адаптированной
основной образовательной программы профессионального обучения – программы
профессиональной подготовки по профессии рабочих, должностям служащих 16185
Оператор швейного оборудования адаптированной для лиц с ограниченными
возможностями здоровья (нарушением интеллекта)
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в
дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки
специалистов среднего звена
Учебная дисциплина А.01 Основы интеллектуального труда является частью
адаптационного цикла программы профессиональной подготовки по профессии
рабочих,
должностям служащих, адаптированной для лиц с ограниченными
возможностями (нарушением интеллекта)
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины
В соответствии с ФГОС среднего общего образования результатом достижений
обучающихся по профессии является сформированность универсальных учебных
действий.
Уметь;
 составлять план работы, тезисы доклада (выступления), конспекты лекций,
первоисточников;
 работать с источниками учебной информации, пользоваться ресурсами
библиотеки (в том числе электронными), образовательными ресурсами сети Интернет,
в том числе с учетом имеющихся ограничений здоровья;
 выступать с докладом или презентацией перед аудиторией, вести дискуссию
и аргументированно отстаивать собственную позицию;
 представлять результаты своего интеллектуального труда;
 ставить личные учебные цели и анализировать полученные результаты;
 рационально использовать время и физические силы в образовательном
процессе с учетом ограничений здоровья;
 применять приемы тайм - менеджмента в организации учебной работы;
 использовать приобретенные знания и умения в учебной и будущей
профессиональной деятельности для эффективной организации самостоятельной
работы;
Знать:
 особенности интеллектуального труда обучающихся на различных видах
аудиторных занятий;
 основы методики самостоятельной работы;
 принципы научной организации интеллектуального труда и современных
технологий работы с учебной информацией;

 различные способы восприятия и обработки учебной информации с учетом
имеющихся ограничений здоровья;
 способы самоорганизации учебной деятельности;
 рекомендации по написанию учебно-исследовательских работ (доклад,
тезисы, реферат, презентация и т.п.);
В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны обладать общими
компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК
5
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями.
1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе;
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;
внеаудиторной (самостоятельной) работы обучающегося 30 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия)
(всего)
В том числе:
Практические занятия
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося
(всего)
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

Объем часов
90
60

30
30

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины А.01 ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА
Наименование разделов
и тем
1

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
2

Объем
часов
3

Тема1.Нормативноправовая база,
определяющая структуру
образовательной
организации

Содержание учебного материала
1
«Структура образовательной организации» Типовое положение об
общеобразовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства
Российской Федерации № 196 от 19.03.01 г. Устав и система локальных актов
образовательной организации.
Практическое занятие
1
№1 Практическое занятие №1
Признаки и виды структурных подразделений образовательной организации
Самостоятельная работа обучающихся №1

2
2-2

Содержание учебного материала
1
Нормативно-правовая база, определяющая права и обязанности обучающихся
ГБОУ СО «СМТ»
Практическое занятие
1
Практическое занятие №2
Навигация по страницам сайта СМТ, где расположена информация и нормативные
документы о правах и обязанностях
Содержание учебного материала
Формы организации учебного процесса. Особенности работы обучающегося на
1
лекциях и семинарах Специфика учебной деятельности обучающихся на
лекционных занятиях. Особенности работы обучающихся на семинарских
занятиях. Анализ сходства и различия в подготовке и участии обучающихся в
лекционных и семинарских занятиях.
Практическое занятие

2

Тема 2. Права и
обязанности
обучающихся

Тема 3. Организация
учебного процесса:
лекции, семинары,
практические и
лабораторные работы

Уровень
освоения
4

2
2-4
5

2-6

1

2
2-8

2

2

1

2-10

4

6

Наименование разделов
и тем
1

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
2
Практическое занятие №3 Специфика учебной деятельности обучающихся на
лекционных. семинарских занятиях.
2
Практическое занятие №4
Особенности работы обучающихся на практических и лабораторных работах
Самостоятельная работа №2
Содержание учебного материала
1
Организация самостоятельной работы. Формы и виды самостоятельной работы
обучающихся. Значение самостоятельной работы обучающихся. Организация
самостоятельной работы обучающихся. Этапы организации самостоятельной
работы обучающихся. Методическое обеспечение самостоятельной работы
обучающихся. Принципы организации самостоятельной работы обучающихся.
Правила рациональной организации самостоятельной работы обучающихся.
Практическое занятие
1 Практическое занятие №5
Пути повышения эффективности самостоятельной работы
Содержание учебного материала
1
Стандартное конспектирование Основные виды и стили стандартного
конспектирования. Средства, применяемые в стандартном конспектировании.
Недостатки
стандартного
конспектирования.
Современные
методы
конспектирования
Корнельский
метод
конспектирования.
Технологии
конспектирования, основанные на интегральном и дифференциальном алгоритмах
чтения. Опорный конспект как оптимальный метод запоминания и рефлексии
учебного материала для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
1

Тема 4. Самостоятельная
работа как вид учебной
деятельности.

Тема 5.Технология
конспектирования.

Практическое занятие

Объем
часов
3

Уровень
освоения
4

2-12
2-14
5
2

1

2-16

2
2-18
2

1

2-20

4

2

7

Наименование разделов
и тем
1

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
2

Практическое занятие №6
Опорный конспект как оптимальный метод запоминания и рефлексии учебного
материала
2
Практическое занятие №7
Технологии конспектирования, основанные на интегральном и дифференциальном
алгоритмах чтения.
Самостоятельная работа обучающихся №3
Тема 6. Формы и методы Содержание учебного материала
проверки знаний
1
Формы контроля знаний обучающихся. Назначение контроля и предъявляемые к
обучающихся.
нему требования. Формы контроля. Особенности основных форм контроля в
Организация
средних профессиональных образовательных организациях. Методы проверки
промежуточной
знаний обучающихся. Фронтальный и индивидуальный опрос. Различные по
аттестации обучающихся
содержанию и форме письменные проверки. Практическая проверка. Разработка
тестов. Маркерный тест как оптимальный метод проверки знаний у обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья. Организация промежуточной
аттестации обучающихся. Назначение и функции промежуточной аттестации
обучающихся. Основными виды промежуточной аттестации обучающихся. Формы
проведения промежуточной аттестации обучающихся. Критерии уровня
подготовки обучающихся.
Практическое занятие
1
Практическое занятие №8
Маркерный тест как оптимальный метод проверки знаний у обучающихся
Контрольная работа по курсу
Тема 7. Методы и приемы Содержание учебного материала
скоростного
1
Составление конспекта корнельским методом. Составление конспекта с помощью
конспектирования
технологий, основанных на интегральном и дифференциальном алгоритмах
2
Составление опорного конспекта темы

Объем
часов
3

Уровень
освоения
4

1

2-22

2-24
5
2

1

2-26

2

2

2-28
2-30
4

1
1

2-32
2-34
8

Наименование разделов
и тем
1

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
2

Практическое занятие
1
Практическое занятие №9
Доработка опорных конспектов по тематике занятий
Самостоятельная работа № 4
Тема 8. Реферат как
Содержание учебного материала
форма самостоятельной
1
Понятие реферата как формы самостоятельной деятельности обучающихся.
работы обучающегося
Определение реферата. Историческая справка развития реферирования. Основные
виды и типы рефератов
Практическое занятие
1
Практическое занятие №10
Специфика написания реферата Этапы работы над рефератом
2
Практическое занятие №11
работа Подготовка реферата на любую из тем дисциплины «Основы
интеллектуального труда
Тема 9. Основы
Содержание учебного материала
библиографии и книжного 1
Информационная среда библиотеки. Информатизация общества как средство
поиска, в том числе
сохранения, трансляции и воспроизводства умений, знаний и навыков.
работы с электронными
Традиционные способы работы в информационной среде библиотеки.
ресурсами.
Нетрадиционные способы работы в информационной среде библиотеки.
Библиография как средство организации нелинейного книжного пространства
2
Понятия “библиография”. Элементы библиографии в исследовательских работах.
Способы эффективного книжного поиска.
Практическое занятие
Практическое занятие №12
Работа с электронными ресурсами
Самостоятельная работа № 5

Объем
часов
3

Уровень
освоения
4

2
2-36
6
2

3

2-38

1

4
2-40

2

2-42

2

4
2-44

1

2-46

1

2
2-48

2

3

3
9

Наименование разделов
и тем
1
Тема10. Доклад:
содержание, этапы,
правила подготовки и
проведения

Тема 11. Компьютерная
презентация к докладу.

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
2

Объем
часов
3

Содержание учебного материала
Содержание и этапы работы над докладом Этапы работы над докладом.
1
Структурные и содержательные нормы доклада. Требования к оформлению
письменного доклада. Правила подготовки и проведения доклада Правила
подготовки доклада. Правила публичного проведения доклада.

2

Практическое занятие
Практическое занятие №13
1
Работа с электронными ресурсами
Практическое занятие №14
2
Защита публичного проведения доклада ( по правилам)
Самостоятельная работа № 6
Содержание учебного материала
Структура электронной презентации к докладу. Титульный слайд. Введение.
Основная часть. Заключение. Список использованных источников. Благодарности,
обратная связь. Требования к оформлению слайдов Общие требования.
Оформление заголовков. Выбор шрифтов. Цветовая гамма и фон. Стиль
изложения. Формулы и иллюстрации.
Практическое занятие
Практическое занятие №15
Защита презентаций
Дифференцированный зачет
Всего:

2-50

Уровень
освоения
4

1

4
2-52

2

2-54

2

3
2

3

2-56

1

2
2-58

2

2-60
90

10

Наименование разделов
и тем
1

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
2

Объем
часов
3

Уровень
освоения
4

Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
1. Основные подразделения образовательной организации.
2. Права и обязанности студента.
3. Организация учебного процесса: лекции, семинары, практические и лабораторные работы. Особенности работы студента на различных видах
аудиторных занятий
4. Самостоятельная работа студентов.
5. Технология конспектирования.
6. Формы и методы проверки знаний студентов. Организация промежуточной аттестации студентов.
7. Методы и приемы скоростного конспектирования.
8. Реферат как форма самостоятельной работы студента.
9. Основы библиографии и книжного поиска, в том числе работы с электронными ресурсами.
10. Доклад: содержание, этапы, правила подготовки и проведения.
11. Компьютерная презентация к докладу

Уровни освоения:
1. Ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств).
2. Репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или по руководство).
3. Продуктивный (планирование. Самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
Примечание: Выполнение требований обучающегося с ОВЗ на зачѐте по его письменному заявлению.

11

3. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к материально-техническому оснащению
Помещение учебного кабинета оснащено:
 посадочные места по количеству обучающихся;
 рабочее место преподавателя;
Технические средства:
 компьютер;
 принтер;
 проектор;
 экран настенный.
З.2 Информационное обеспечение обучения:

УЧЕБНОЙ

I. Перечень электронного дидактического материала в кабинете:
1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. № МД1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебнолабораторнымоборудованием».
2. Дидактический материал.
3. Презентации по интеллектуальному труду.
4. Презентации по разделам учебной дисциплины.
5. Художественные, документальные фильмы по учебной дисциплине «Основы
интеллектуального труда» .
II. Бумажные (печатные) издания:
1. Рабочая программа учебной дисциплины
1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
обучающихся.
2. Методические указания по подготовке к семинарским, практическим занятиям.
3. Раздаточный материал по разделам учебной дисциплины «Основы
интеллектуального труда»
Литература
Для обучающихся
- Воронцов Г.А. Основы технологии интеллектуального труда студентов. – Ростов н/Д:
РГПУ, 2014.
- Кузнецов, И.Н. Основы научных исследований: учеб.пособие / И.Н. Кузнецов. – М.:
Дашков
и
Ко,
2013.
–
[Электронный
ресурс:
http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114174, дата обращения: 01.06.2015].
- Дополнительные источники: 1. Валеева, Н.Ш. Психология и культура умственного труда:
учебное пособие / Н.Ш. Валеева, Н.П. Гончарук. – М.: КноРус, 2014
- Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подго- товки и
оформления. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014
- Лаврентьев Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональ- ной подготовке
специалистов. – Ч.1. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2013.
- Современные образовательные технологии: учебное пособие. Под ред. Н.В. Бордовской. –
М.: КНОРУС, 2014
- Шаповал В.В., Митрофанов К.Г. Как быстро и правильно написать. Пособие для
старшеклассников и студентов. – М.: Издательский дом «Новый учеб- ник», 2004.
12

- Шкляр, М.Ф. Основы научных исследований: учебное пособие / М.Ф. Шкляр. – 5- е изд. –
М.: Дашков и Ко, 2014.
[Электронный ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253957, дата обращения:
01.06.2015] Интернет-ресурсы:
1. http://www.ebdb.ru – книжная поисковая систем
2. http://spedkoll.ru/tsentr-obereg – интернет-страница центра социально- педагогического
сопровождения профессионального образования лиц с ОВЗ «Оберег» на официальном сайте
ОГБПОУ «Смоленский педагогический колледж».
3. http://spedkoll.ru/v-smi-o-nas – публикации в средствах массовой информа- ции о центре
«Оберег»
4. http://spedkoll.ru/nashi-dela – новости и анонсы мероприятий, проводимых центром
«Оберег».
5. http://spedkoll.ru/obereg/2014/september_obereg/vmeste_2.pdf – список спон- соров и
меценатов, помогающих центру «Оберег», а также база данных во- лонтеров Центра.
6. http://spedkoll.ru/rekomendatsii – опорные материалы и презентации мастер- классов и
занятий педагогов и волонтеров центра «Оберег»
7. http://spedkoll.ru/opornye-konspekty – опорные конспекты занятий педагогов для
обучающихся с ОВЗ.

13

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения

Основные
показатели
оценки
результатов
Формы и методы контроля и оценки
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
 составлять план работы, тезисы Практические работы
доклада (выступления), конспекты лекций, Оценка по критериям
первоисточников;
 работать с источниками учебной
информации,
пользоваться
ресурсами
библиотеки (в том числе электронными),
образовательными ресурсами сети Интернет, в
том числе с учетом имеющихся ограничений
здоровья;
 выступать
с
докладом
или
презентацией
перед
аудиторией,
вести
дискуссию и аргументированно отстаивать
собственную позицию;
 представлять
результаты
своего
интеллектуального труда;
 ставить личные учебные цели и
анализировать полученные результаты;
 рационально использовать время и
физические силы в образовательном процессе с
учетом ограничений здоровья;
 применять
приемы
тайм
менеджмента в организации учебной работы;
 использовать приобретенные знания
и
умения
в
учебной
и
будущей
профессиональной
деятельности
для
эффективной организации самостоятельной
работы;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:


особенности
интеллектуального Самостоятельные работы
труда обучающихся на различных видах Представление выполненных работ
аудиторных занятий;
 основы методики самостоятельной
работы;
 принципы
научной
организации
интеллектуального труда и современных
технологий работы с учебной информацией;
 различные способы восприятия и
обработки учебной информации с учетом
имеющихся ограничений здоровья;
 способы самоорганизации учебной
деятельности;
14

 рекомендации по написанию учебноисследовательских работ (доклад, тезисы,
реферат, презентация и т.п.);
В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны обладать общими
компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1 Понимать сущность и социальную
значимость
своей
будущей
профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК
2
Организовывать
собственную
деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач,
оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и
нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование
информации, необходимой для эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального и личностного развития.
ОК
5
Использовать
информационнокоммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе команде,
эффективно
общаться
с
коллегами,
руководством, потребителями.

-применяет знания при решении
профессиональных задач;
- оценивает эффективность и качество
выполнения заданий;
- предлагает способы и варианты
решения проблемы;
- умеет самостоятельно работать с
информацией,
применяет
для
выполнения профессиональных задач;
работает
в
информационных
справочных системах;
- взаимодействует с обучающимися,
преподавателями
интерпретация
результатов
наблюдения;
- работа на занятиях
- решение задач, прогнозирование
ситуаций
- Выполненные работы по дисциплине;
- участие в беседе, работа на
практических занятиях;
- участие в групповых проектах.

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и
промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой.
Процент результативности
(правильности ответов)
90-100
80-89
70-79
Менее 70

Качественная оценка индивидуальных образовательных
достижений
Балл (отметка)
Вербальный аналог
5
Отлично
4
Хорошо
3
Удовлетворительно
2
Неудовлетворительно

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».