1
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»
Разработчик: Колчеданцева Марина Владимировна, преподаватель
физической культуры
2
СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.
3.
4.
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
Структура и содержание учебной дисциплины
Условия реализации учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
3
4
6
15
17
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«А.03 АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы:
Учебная дисциплина «Адаптивная физическая культура» является
обязательной частью адаптационного цикла основной образовательной
программы профессиональной подготовки по профессии 15.01.35 Мастер
слесарных работ.
1.2. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать средства и методы физического воспитания для
профессионально-личностного
развития,
физического
самосовершенствования, формирования здорового образа жизни.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
научно-практические основы физической культуры и здорового образа
жизни.
В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны обладать
общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы
и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести
за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 6 Работать в коллективе команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
1.3. Количество часов на освоение программы дисциплины:
по профессиям ПО — 234 часа, из них аудиторная (обязательная) учебная
нагрузка обучающихся, включая практические занятия, — 156 часов;
внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся — 78 часов.
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Объем
часов
234
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа
78
Обязательные аудиторные учебные занятия (всего)
156
Вид учебной работы
в том числе:
теоретическое обучение
16
практические занятия
140
Промежуточная аттестация в форме зачета
5
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины А.03
Адаптивная физическая культура
1 курс
Вид работы
Аудиторные занятия. Содержания
обучения
Теоретическая часть
Количество часов
всего
теор.
16
16
Вводное занятие и ТБ.
Гигиенические основы труда и
отдыха.
2
2
Закаливание организма
2
2
Влияние табакокурения и алкоголя
на организм человека. Строение и
функции человека.
2
2
Влияние физических упражнений на
органы и системы организма
человека.
2
2
Оборудование и инвентарь
спортзала.
2
2
Травматизм и его предупреждение в
процессе занятий физкультурой,
оказание первой помощи.
2
2
Значение врачебного контроля при
занятиях физической культурой.
2
2
Основы методики самостоятельных
занятий физическими
упражнениями.
2
2
практ
.
сам.р
аб
№1
(10)
макс.
нагр.
Коды
компетенци
й,
формирован
ию которых
способствуе
т элемент
программы
26
1
Практическая часть
Учебно-тренировочные занятия
Общая физическая подготовка
№2
6
6
6
6
12
1
2
(ОФП)
Подвижные игры.
2
2
1
2
Упражнения на силу, выносливость.
2
2
1
2
Упражнения на быстроту, ловкость.
2
2
1
2
Легкая атлетика.
6
6
Бег. Значение темпа и ритма при
беге. Правильное дыхание при беге.
Упражнения для коррекции бега.
2
2
Прыжки. Разбег, отталкивание,
полѐт, приземление. Физические
упражнения для коррекции прыжков.
2
2
Метание. Разновидности метания.
Подготовительные упражнения для
метания.
2
2
6
1
2
№3
Гимнастика. Акробатика.
10
10
4
14
1
2
Акробатические элементы, их
разновидности.
2
2
Правила самостраховки при
выполнении акробатических
упражнений.
2
2
Изучение кувырка вперѐд, назад из
упора присев; стойка на лопатках.
2
2
Брусья. Махи вперѐд, назад. Выход в
упор на руках. Кувырок. Соскок с
махом вперѐд, назад.
2
2
Общеразвивающие упражнения,
упражнения в паре с партнером,
2
2
7
упражнения с гантелями, набивными
мячами, упражнения с мячом,
обручем
Спортивные игры.
Настольный теннис.
№4
10
10
10
20
1
2
Правила игры. Ознакомление с
видом спорта. Техника безопасности.
2
2
Обучение техническим приѐмам .
2
2
Выполнение технических элементов:
подача, удары по мячу толчком.
2
2
Игра по упрощѐнным правилам.
2
2
Игра по правилам.
2
2
Волейбол.
8
8
8
1
2
Правила игры. Классификация и
терминология технических приѐмов.
Техника безопасности. Обучение
техническим приѐмам.
2
2
Выполнение простых техникотактических действий: подача,
,передача двумя руками сверху,
снизу.
2
2
Игра по упрощѐнным правилам.
2
2
Игра по правилам.
2
2
Баскетбол.
8
8
8
1
2
Правила игры. Классификация и
терминология технических приѐмов.
Техника безопасности.
2
2
Выполнение простых технико-
2
2
8
тактических действий: ведение мяча,
остановка шагом,передача двумя
руками от груди, с отскоком об пол.
Игра по упрощѐнным правилам.
2
2
Игра по правилам.
2
2
№5
Лыжная подготовка.
4
4
9
13
1
2
Стили лыжных ходов. Техника
безопасности.
2
2
Классические лыжные ходы. Спуски,
подъѐмы.
2
2
Плавание
10
10
10
1
2
Специальные плавательные
упражнения для изучения кроля на
груди, спине, брасса.
2
2
Плавание в одежде. Освобождение
от одежды в воде.
2
2
Специальные подготовительные,
общеразвивающие и подводящие
упражнения на суше.
2
Правила плавания в открытом
водоеме. Самоконтроль при занятиях
плаванием.
2
2
Доврачебная помощь
пострадавшему. Техника
безопасности при занятиях
плаванием в открытых
2
2
2
водоемах и в бассейне.
Итого
78
16
9
62
39
117
2 курс
Вид работы
Аудиторные занятия. Содержания
обучения
Количество часов
всего
теор.
практ
.
сам.р
аб
макс.
нагр.
Коды
компетенци
й,
формирован
ию которых
способствуе
т элемент
программы
Практическая часть
Учебно-тренировочные занятия
№1
Общая физическая подготовка
(ОФП)
8
Подвижные игры.
2
2
Упражнения на силу, выносливость.
2
2
Упражнения на быстроту, ловкость.
2
2
Упражнения на координацию.
2
2
Легкая атлетика.
6
6
8
10
18
1
2
6
1
2
Бег. Значение темпа и ритма при
беге. Правильное дыхание при беге.
Бег на короткие и средние
дистанции.
2
2
Прыжки. Разбег, отталкивание,
полѐт, приземление. Выполнение
техники при прыжках в длину.
2
2
Метание. Разновидности метания.
Метание в цель малого мяча.
2
2
№2
Гимнастика.
12
12
6
18
1
2
Правила самостраховки при
2
2
10
выполнении акробатических
упражнений.
Изучение кувырка вперѐд, назад из
упора присев; стойка на лопатках.
2
2
Брусья. Махи вперѐд, назад. Выход в
упор на руках. Кувырок. Соскок с
махом вперѐд, назад.
2
2
Упражнения в чередовании
напряжения с расслаблением,
упражнения для коррекции
нарушений осанки.
2
2
Общеразвивающие упражнения,
упражнения в паре с партнером,
упражнения с гантелями, набивными
мячами, упражнения с мячом,
обручем
2
2
Лазание по канату в три приѐма.
2
2
Спортивные игры.
Настольный теннис.
№4
10
10
8
18
1
2
Правила игры. Понятие о спортивной
технике. Техника безопасности.
2
2
Обучение техническим приѐмам .
2
2
Выполнение простых техникотактических действий: подача,
приѐм, передача.
2
2
Игра по упрощѐнным правилам.
2
2
Игра по правилам.
2
2
Волейбол.
8
8
8
1
2
Правила игры. Понятие о спортивной
технике. Техника безопасности.
2
2
Выполнение простых техникотактических действий: подача,
приѐм, передача.
2
2
11
Игра по упрощѐнным правилам.
2
2
Игра по правилам.
2
2
Баскетбол.
8
8
8
1
2
Правила игры. Понятие о спортивной
технике. Техника безопасности.
2
2
Выполнение простых техникотактических действий: ведение мяча,
передача, бросок в кольцо.
2
2
Игра по упрощѐнным правилам.
2
2
Игра по правилам.
2
2
№5
Лыжная подготовка.
4
4
8
12
1
2
Стили лыжных ходов. Техника
безопасности.
2
2
Классические, коньковые лыжные
ходы. Спуски, подъѐмы.
2
2
Плавание
10
10
10
1
2
Специальные плавательные
упражнения для изучения кроля на
груди, спине, брасса.
2
2
Плавание в одежде. Освобождение
от одежды в воде.
2
2
Специальные подготовительные,
общеразвивающие и подводящие
упражнения на суше.
2
Правила плавания в открытом
водоеме. Самоконтроль при занятиях
плаванием.
2
2
Доврачебная помощь
пострадавшему. Техника
2
2
2
12
безопасности при занятиях
плаванием в открытых
водоемах и в бассейне.
№6
Атлетическая гимнастика.
6
6
7
13
1
2
Круговая тренировка на снарядах и
тренажѐрах.
2
2
Индивидуальные занятия на
снарядах.
2
2
Индивидуальные занятия на
тренажѐрах.
2
2
Футбол
6
6
6
1
2
Правила игры. Понятие о спортивной
технике. Техника безопасности.
2
2
Выполнение простых техникотактических действий: ведение мяча,
передача, удар по воротам.
2
2
Игра по упрощѐнным правилам.
2
2
Игра по правилам.
Итого
78
0
13
78
39
117
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены
следующие специальные помещения:
спортивный зал, зал аэробики или тренажѐрный зал; открытый стадион
широкого профиля с элементами полосы препятствий; футбольным полем,
гимнастическим городком, баскетбольной и волейбольной площадкой,
оборудованные раздевалки с душевыми кабинами.
Спортивное оборудование:
баскетбольные, футбольные, волейбольные мячи; щиты, ворота,
корзины, сетки; оборудование для силовых упражнений; оборудование для
занятий аэробикой; гимнастическая перекладина, шведская стенка,
секундомеры, дорожка резиновая разметочная для прыжков и метания;
оборудование, необходимое для реализации части по профессиональноприкладной физической подготовке.
Техническими средствами обучения: музыкальный центр, выносные
колонки, микрофон, компьютер, мультимедийный проектор, экран,
электронные носители с записями комплексов упражнений.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в
образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
Основная литература:
1. Физическая культура, Андрюхина Т.В. -М.: Русское слово, 2017 г.
2. Физическая культура, Третьякова Н.В. под ред. Виленского М.Я.
М.:
Русское слово, 2017 г.
3. Физическая культура, Матвеев А.П. -М.: Вентана-Граф, 2017
4. Физическая культура: учебник для студ. учреждений сред.проф.
образования Бишаева А.А.
-М.: Издательский центр «Академия»,
2017
5. Физическая культура: учебник для студ. учреждений сред.проф.
образования Решетников Н.В -М.: Издательский центр «Академия»,
2017
Дополнительная литература:
14
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
1. Физическая культура, Палехова Е.С. -М.: Вентана-Граф, 2017
2. Физическая культура: учебник для СПО / Ю.Н. Аллянов, И.А.
Письменский. – 3-е изд., испр. – М.: Издательство Юрайт, 2016.
3. Физическая культура: учебник / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – 2е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2017.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
Рефераты
на
спортивную
тематику.
Форма
доступа:
http://sportreferats.narod.ru/
Мир баскетбола. Сайт посвящен правилам, технике, тактике, биографии
игроков,
истории
команд.
Форма
доступа:
http://www.moibasketball.narod.ru/
Основы
физической
культуры
.
Форма
доступа:
http://cnit.ssau.ru/kadis/ocnov_set/index.htm
Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации. Форма
доступа: www.minsport.gov.ru
Федеральный портал «Российское образование». Форма доступа:
www.edu.ru
Официальный сайт Олимпийского комитета России. Форма доступа:
www.olympic.ru
Учебно-методические
пособия
«Общевойсковая
подготовка».
Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах
Российской Федерации. Форма доступа:
www.goup32441.narod.ru
15
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
-понимание значимости Оценка
Перечень знаний,
и роли физической результатов:
осваиваемых в рамках
культуры в различных. выполнение
дисциплины:
- роль физической культуры в областях
жизни комплекса
общекультурном,
человека;
упражнений,
профессиональном и социальном -понимание принципов тестирование
развитии человека;
здорового образа жизни
- основы здорового образа жизни
Перечень умений,
осваиваемых в рамках
дисциплины:
- использовать физкультурнооздоровительную деятельность
для
укрепления
здоровья,
достижения
жизненных
и
профессиональных целей;
выполнять
комплексы
упражнений
на
развитие
выносливости,
равновесия,
быстроты,
скоростно-силовых
качеств, координации движений
16