Организация-разработчик: ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» Разработчик: Насонов Сергей Дмитриевич., преподаватель общепрофессиональных учебных дисциплин , I квалификационная категория/ СОДЕРЖАНИЕ 2 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………4 2. РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………….5 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………..6 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………..10 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………..12 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04 «Материаловедение» 1.1 Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью профессиональной образовательной программы начального профессионального образования по рабочей профессии 18559 Слесарь – ремонтник. 1.2 Место дисциплины образовательной программы: в структуре основной профессиональной общепрофессиональный цикл 1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - выполнять механические испытания образцов материалов для определения механических свойств; - использовать физико-химические методы исследования структуры металлов; - пользоваться справочными таблицами для определения и идентификации вида и марки материалов; - выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности; - получать из чертежа информацию о марке основного металла. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - основные свойства и классификацию материалов, использующихся в профессиональной деятельности, их преимущества и недостатки, область рационального применения; - наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала; - основные сведения о металлах и сплавах; - основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах, их классификацию, маркировку и условное обозначение на чертежах 2. Результаты освоения учебной дисциплины 4 Результатом освоения программы учебной дисциплины является овладение обучающимися общими и профессиональными компетенциями. А/02.3 Слесарная обработка простых деталей А/01.3 Монтаж и демонтаж простых узлов и механизмов А/03.3 Профилактическое обслуживание простых механизмов ПК.2.1. Выполнять сборку сборочных единиц, узлов и механизмов машин, оборудования, агрегатов ПК.2.2. Выполнять регулировку и испытание сборочных единиц, узлов и механизмов машин оборудования, агрегатов. ПК.3.1. Выполнять разборку и сборку узлов и механизмов оборудования, агрегатов машин. ПК.3.2 Выполнять ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов и машин. ПК.3.3. Выполнять испытание узлов и механизмов оборудования. Агрегатов и машин. ОК 1 .Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 2 Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определѐнных руководителем ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результат своей работы ОК 4 .Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами 3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. 3.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы 5 Количество часов 73 57 Максимальная учебная нагрузка (Всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: Практические занятия 10 Самостоятельная работа 28 Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 6 3.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Материаловедение» Количество Самостоятельная Содержание учебного материала по темам часов работа 2 3 4 Содержание учебного материала: 6 1 История развития науки Классификация металлов и сплавов 2 2 Строение металлов и сплавов .Кристаллизация металлов и 2 сплавов 3 Методы изучения строения металлов .Физические и 2 Тема 1. Основные химические свойства сведения о Практическое занятие№1: 2 металлах и сплавах 1 Сравнительная характеристика металлов и сплавов 2 Самостоятельные работы 1: 5 1 Ионная связь в металлах Ковалентная связь в металлах 2 3 Модифицирование .Кристаллизация слитка 2 5 Плазма 1 Контроль : опрос ( письменно) Содержание учебного материала: 14 1 Этапы производства чугуна. Виды чугунов, свойства и 2 применение 2 Этапы производства стали. Современные способы 2 производства стали. 3 Классификация сталей. Углеродистые стали 2 4 Легированные стали. Конструкционные стали. 2 Тема 2. Черные 5 Инструментальные стали. Стали и сплавы с особыми 2 металлы и сплавы свойствами. 6 Высокопрочные стали .жаростойкие и жаропрочные стали. 2 7 Магнитные и не магнитные стали. Арматурная и листовая 2 сталь Практическое занятие№2: 10 1 Маркировка углеродистых сталей 2 2 Маркировка легированных сталей 2 Наименование разделов и тем 1 7 Уровень освоения 5 1 2 2 1 2 Тема 3. Термическая обработка Тема 4. Горючесмазочные материалы 3 Маркировка конструкционных сталей. 4 Маркировка инструментальных сталей 5 Этапы производства стали. Самостоятельная работа 2 1 Диаграмма состояния железо-цементит.Превращения при нагреве и охлаждении 2 Дефекты легированных сталей .Сплавы с памятью 3 Применение жаростойкой стали. Применение жаропрочной стали 4 Инструментальные стали Высокопрочный чугун 5 Немагнитные стали Магнитная сталь Содержание учебного материала: 1 Диаграмма состояния железо-углерод 2 Химико-термическая обработка Отжиг, нормализация, закалка, отпуск .Контрольная работа по темам №1,2,3 Практическое занятие №3: 1 Определение сплава по диаграмме железо-углерод. Превращения при нагреве и охлаждении Самостоятельная работа 3: 1 Прокатка. Ковка 2 Литье .Прессовка 3 Штамповка Контроль: Реферат (презентация) Содержание учебного материала: 1 Классификация топлив. Альтернативные топлива 2 Моторные масла .Твердые и пластичные смазки. Жидкое нефтяное топливо. Практическое занятие №4: 1 Рассмотрение классификации масел 2 Требования к смазочным материалам. Самостоятельная работа №4: 1 Альтернативное топливо Моторные масла 8 2 2 2 10 2 2 2 2 2 2 4 2 2 2 2 1-2 5 2 2 1 4 2 2 1-2 4 2 2 4 2 2-3 Тема 5. Цветные металлы и сплавы. Неметаллические материалы 2 Литол 24. Бензины Содержание учебного материала: 1 Алюминий и его сплавы. Медь и ее сплавы. Титан, магний, олово свинец, цинк и их сплавы. 3 Литые и зернистые сплавы. Полимеры,пластмассы Практическое занятие №5: 1 Маркировка цветных металлов и сплавов 2 Изучение документации на цветные металлы и сплавы Самостоятельная работа №5: 1 Пластмассы .Резина и каучук 2 Древесина. Стекло Контроль : Опрос(письменный) Зачет Общий максимальный объем аудиторной нагрузки 9 2 4 2 1 2 4 2 2 2 4 2 2 2 56 2-3 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1 Требования к материально-техническому обеспечению Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по материаловедению Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - комплект учебно-наглядных пособий; - объемные модели металлический кристаллической решетки; - образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов); - образцы неметаллических материалов Технические средства обучения: калькуляторы, компьютер, проектор, принтер 4.2 Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: Адаскин А. М. Материаловедение (металлообработка): Учебник для начального профессионального образования. – М.: Академия, 2012. – 288 с. Дополнительная литература - Адаскин А. М. Материаловедение (металлообработка): Учебник для начального профессионального образования. – М.: Академия, 2002. – 240 с. - Технология конструкционных материалов: Учебник для машиностроительных техникумов/ Под ред. А. М. Дальского. – М.: Машиностроение, 1985. – 448 с. - Чумаченко Ю. Т. Материаловедение: Учебник. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с. - Козлов Ю. С. Материаловедение. – М.: Машиностроение, 1983. – 240 с. - Богомолова Н. А. Металлография. – М.: Академия, 1999. – 354 с. - Попов К. Н. Материаловедение. – М.: Профиздат, 2002. Интернет ресурсы: http://k-a-t.ru/materialovedenie/1/index.shtml http://supermetalloved.narod.ru/lectures_materialoved.htm 10 4.3 Организация образовательного процесса для детей с ОВЗ Образовательный процесс строится на постоянном повторении, закреплении знаний, умений с использованием следующих технологий и методов: Социально – активные (деловые игры, уроки - конкурсы, уроки - видео экскурсии) Компетенотностно – ориентированные (социальное проектирование, что позволяет проявить самостоятельность , умение работать в команде дает возможность связать теоретические знания и практические умения , через вовлеченность в общественную жизнь). Проблемное обучение (создание решений на основе творческого воображения – изображение задания; создание проблемной ситуации – создать сравнить ,составить). Проектирование (ознакомительно – ориентированное (информационное) – сообщение направлено на сбор информации) Личностно – ориентировочное обучение (разноуровневое обучение создание и сбор материала , индивидуальная консультационная помощь при организации внеаудиторной самостоятельной работы). 11 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения. Для текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС). ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы). Раздел (тема) учебной дисциплины Результаты (освоенные умения, усвоенные знания) 1 Тема 1. Основные сведения о металлах и сплавах 2 Уметь: Анализировать, сравнивать различные кристаллические решетки в металле, - Делать выводы по свойствам материалов, - Классифицировать свойства металлов Знать: - Значение изучения предмета для овладения профессией, - Историю развития науки, - Строение металлов, процесс кристаллизации, свойства металлов. Тема 2. Черные металлы и сплавы Уметь: - Составлять алгоритм получения чугуна и стали, Расшифровывать марки чугуна и стали, Различать по внешнему виду образцы материалов, Расшифровывать 12 Основные показатели результатов подготовки 3 Выполнение теоретических и практических заданий, проявление признаков компетенций, действенности знаний Выполнение теоретических и практических заданий, проявление признаков компетенций, действенности знаний Формы и методы контроля 4 Оценка устного ответа, - Оценка работы на практическом занятии №1, Оценка выполнения самостоятельной работы №1 ( Критериальная система оценивания) Оценка устного ответа, - Оценка работы на практическом занятии №2, Оценка выполнения самостоятельной работы №2 ( Критериальная система оценивания) марки цветных металлов Знать: - Этапы производства железоуглеродистых сплавов, - Виды чугунов, их применение, Классификацию сталей, - Марки сталей, их применение, - Основные свойства цветных металлов и сплавов, их применение в промышленности Тема 3. Термическая обработка Уметь: Различать по внешнему виду группу термической обработки материала Знать: - Назначение каждого вида обработки, Краткий технологический процесс Выполнение теоретических и практических заданий, проявление признаков компетенций, действенности знаний Оценка устного ответа, - Оценка работы на практическом занятии №3, Оценка выполнения самостоятельной работы №3 Контрольная работа по теме №1,№2 (Критериальная система оценивания)- Тема 4. ГорючеУметь: смазочные материалы - Определять вид топлива, вид масел Знать: Классификации топлив и масел Основные требования горючесмазочных материалов Выполнение теоретических и практических заданий, проявление признаков компетенций, действенности знаний Оценка устного ответа, - Оценка работы на практическом занятии №4, Оценка выполнения самостоятельной работы №4 ( Критериальная система оценивания) Выполнение теоретических и практических заданий, проявление признаков компетенций, действенности знаний Оценка устного ответа, - Оценка работы на практическом занятии №5, Оценка выполнения самостоятельной работы №6 ( Критериальная система оценивания)) Тема 5. Цветные металлы и сплавы. Неметаллические материалы Уметь: - Различать их по внешнему виду, Делать классификацию по их внешним признакам Знать: - Основные свойства твердых сплавов Виды неметаллических материалов и их 13 назначение Дифференцированный зачет. Разработанные КОС. Итоговое занятие Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица). Процент результативности (правильных ответов) 90 ÷100 80 ÷ 89 70 ÷79 Менее 70 Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений Балл (отметка) Вербальный аналог 5 Отлично 4 Хорошо 3 Удовлетворительно 2 Неудовлетворительно 14