ОП.03 Основы электротехники

Организация-разработчик: ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Разработчик:
Насонов
Сергей
Дмитриевич.,
преподаватель
общепрофессиональных учебных дисциплин , I квалификационная категория/

2

Содержание
1 Паспорт программы учебной дисциплины «Основы электротехники» ................................... 4
1.1 Место учебной дисциплины «Основы электротехники» в учебном плане ........................ 4
1.2 Результаты освоения учебной дисциплины «Основы электротехники» ............................ 4
1.3 Тематический план учебной дисциплины ОП.03 «Основы электротехники» ................... 6
2 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной
дисциплины «Основы электротехники» .......................................................................................... 8
3.ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ .............. 9
4 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Основы электротехники»
............................................................................................................................................................ 11
Приложения………………………………………………………………………………………..11

3

1 Паспорт программы учебной дисциплины «Основы электротехники»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе
 Профессионального стандарта по профессии 18559 Слесарь-ремонтник
промышленного оборудования, утвержденного приказом Министерства труда
и социальной защиты Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. №1164
 Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
1.1 Место учебной дисциплины «Основы электротехники» в учебном плане
Учебная дисциплина «Основы электротехники» является обязательной частью
общепрофессионального
цикла
адаптированной
образовательной
программы
профессиональной подготовки по профессиям 18559 Слесарь-ремонтник для лиц с
ограниченными возможностями здоровья.(с интеллектуальными нарушениями).
1.2 Результаты освоения учебной дисциплины «Основы электротехники»
В результате освоения ОП.03 «Основы электротехники» обучающийся должен
уметь:
–
читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы;
–
рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и
электронных цепей;
–
использовать в работе электроизмерительные приборы;
знать:
– единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока,
сопротивления проводников;
– свойства
постоянного
и
переменного
электрического
тока
принципы
последовательного и параллельного соединения проводников и источников тока;
– электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип
действия и правила включения в электрическую цепь
– двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия;
– аппаратуру защиты электродвигателей;
– методы защиты от короткого замыкания;
– требования охраны труда при выполнении слесарно-сборочных работ
обладать общими компетенциями:
ОК 1-понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2-организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов еѐ
достижения, определѐнных руководителем.
ОК 3-анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль,
оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей
работы.
ОК 4-осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач.
ОК 5 –использовать ИКТ в профессиональной деятельности.
ОК 6-работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
клиентами.
ОК 7 –исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей).
4

Обладать базовыми учебными действиями:
Личностные учебные действия:
–
осознание себя как гражданина России, имеющего определенные права и
обязанности;
–
соотнесение собственных поступков и поступков других людей с принятыми и
усвоенными этическими нормами;
–
определение нравственного аспекта в собственном поведении и поведении других
людей;
–
ориентировка в социальных ролях;
–
осознанное отношение к выбору профессии.
Коммуникативные учебные действия:
–
умения: признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
–
участвовать в коллективном обсуждении проблем; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Регулятивные учебные действия:
–
постановка задач в доступной учебной деятельности
–
осуществление самооценки и самоконтроля в деятельности;
–
адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих.
Познавательные учебные действия:
–
умения: применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием УД Основы
электротехники и для решения познавательных и практических задач;
–
извлекать под руководством педагога необходимую информацию из различных
источников для решения различных видов задач;
–
использовать усвоенные способы решения учебных и практических задач в
зависимости от конкретных условий;
–
использовать готовые алгоритмы деятельности;
–
устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости.
Учебная дисциплина ОП.03. Основы электротехники способствует формированию
трудовых функций:
 Монтаж и демонтаж простых узлов и механизмов.
 Слесарная обработка простых деталей.
 Профилактическое обслуживание простых механизмов
Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для изучения Основ электротехники
в ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» при профессиональной
подготовке рабочих и должностей служащих по профессии 18559 Слесарь-ремонтник
Содержание учебной дисциплины ОП.03 «Основы электротехники»
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка
Аудиторная (обязательная) учебная нагрузка
в том числе: лекции
лабораторные и практические работы
Самостоятельная работа
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

Количество часов
45
30
24
6
15

5

1.3 Тематический план учебной дисциплины ОП.03 «Основы электротехники»
№
занятия

Темы занятий

.Введение
История развития электротехники в жизни современного общества . Роль электротехники в
профессии
Раздел 1.Электрические и магнитные цепи.
Тема 1.1. Электрические цепи постоянного тока
Элементы, величины и законы электрической цепи постоянного тока. Соединения элементов в
3-4
электрических цепях.
5-6
Практическое занятие № 1. Лабораторная работа.
Самостоятельная работа №1
Тема 1.2.Магнитные цепи.
7-8
Основные характеристики, свойства и элементы магнитного поля.
9-10
Практическое занятие №2. Расчет параметров магнитной цепи.
Самостоятельная работа №2
Тема 1.3.Электрические цепи переменного тока.
11-12
Параметры переменного тока Соединения элементов цепи переменного тока.
Практическое занятие №3. Изучение участков цепи с активным, индуктивным, емкостным
13-14
сопротивлением
Самостоятельная работа №3.
Раздел 2.Электротехнические устройства
Тема 2.1.Электрические машины.
15-16
Генераторы постоянного и переменного тока. Электрические двигатели.
17-18
Трансформаторы.
Самостоятельная работа №4
Тема 2.2. Электронные приборы и устройства.
19-20
Диоды, тиристоры, транзисторы,
21-22
Выпрямительные устройства
Самостоятельная работа №5
Тема 2.2.Аппаратура управления и защита.
1-2

Обяз.
Аудит.

В т.ч.
пр. и
ЛР

СР

Уровень
освоени
я

2
1-2

2
4

2

2
1-2

2
2
2
4
2
2
2
4
2

2-3
2

2
1-2
2-3

2

2
1-2
2-3

2
2
4
2
2
2
2
2
2
2
2

2
1-2
1-2
2
1-2
1-2
2
6

23-24
Классификация электрических аппаратов.
Самостоятельная работа №6
Раздел 3 Производство, распределение и потребление электрической энергии.
Тема 3 1.Электрические станции.
25-26
Электроэнергетические системы. Распределение и потребление электрической энергии.
Самостоятельная работа №7
Раздел 4.Электрифицированные инструменты и оборудование
Тема 4.1. Основные электрифицированные инструменты и оборудование
Техника безопасности при работе с электрифицированными инструментами и оборудованием.
27-28
Система заземления.
Самостоятельная работа №8.
29-30
Дифференцированный зачет.
итого

2
2

1-2

2
2
2
6

2
1-2

2

1
1-2

2
1
2
30

3
6

15

7

2 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ
ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ»
3.1.Имеющееся оборудование учебного кабинета– посадочные места по количеству обучающихся;
– доска классная;
– рабочее место преподавателя;
– комплекты учебно-наглядных пособий по дисциплине
– универсальный стол-стенд для проведения лабораторных работ по электротехнике;
– комплект учебно-наглядных пособий «Электротехника»;
– электроизмерительные приборы всех типов;
– стенд для изучения правил ТБ
Технические средства обучения:





компьютер с лицензионным программным обеспечением
мультимедийный проектор;
интерактивная доска;
видеоматериалы.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники
 Фуфаева Л.И. Электротехника: учебник для студентов среднего профессионального
образования. М.: Издательский центр. «Академия», 2009. -384 с.
Дополнительные источники:
 Фуфаева Л.И. Сборник практических задач по электротехнике: учеб. пособие для
студ.учреждений сред. проф. образования. – 2-е изд. – М.:Издательский центр
«Академия», 2012. – 288 с
Интернет-ресурсы:
1. http//electrolibrary.info/electric.ru - сайт содержит журнал «Я - электрик».
2.http//vsya-electrotehnica.ru - сайт содержит информацию по теме «Электрические цепи
постоянного тока».
3.http://elib.ispu.ru/library/electro1/index.htm - сайт содержит электронный учебник по
курсу «Общая Электротехника».
4.http://ftemk.mpei.ac.ru - сайт содержит электронный справочник по направлению
«Электротехника, электромеханика и электротехнологии».
5.http://www.eltray.com- мультимедийный курс «В мир электричества как в первый раз»
6.http://www.electricalsite.ru/contents_all_0.html Сайт для электриков. Электротехника для
начинающих. Основы электротехники, учебники, задачи, видео по электротехнике,
практические работы по электротехнике и электронике

8

3.ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧАЮЩИХСЯ С
ОВЗ
Учебный процесс осуществляется с учетом психофизиологических особенностей
обучающихся на основе медико-психологической диагностики (инклюзивное обучение).
1.1. Используемые технологии обучения:
 социокультурные, реабилитационные (создание комфортного психологопедагогического климата в общении, обучении);
 технология сотрудничества;
 технология поэтапного формирования умственных действий;
 технология личностно-ориентированного обучения;
 технология информационно-коммуникационного обучения с применением
доступных дистанционных технологий, компьютерных технологий.
1.2. Применяемые методы обучения:
 социально активные и рефлексивные методы;
 методы повторения, выполнение умственных действий по образцу и без него;
 продуктивные методы, направленные на осуществление организации выполнения
заданий самостоятельно;
 коммуникативный метод;
 частично-поисковый метод;
 метод доступно проблемного изложения материала.
1.3. Подходы в обучении:
 практико-ориентированный;
 личностно-ориентированные;
 компетентностный.
1.4. Формы работы:
 индивидуальная работа с каждым обучающимся. Две формы взаимодействия:
индивидуальная учебная работа (консультации), т.е. дополнительное разъяснение
учебного материала и углубленное изучение материала с теми обучающимися,
которые в этом заинтересованы, и индивидуальная воспитательная работа.
 групповая форма (выполнение практических работ, решение задач и упражнений).
1.5. Средства обучения:
 аудиовизуальные,
 тактильные.
1.6. Ресурсы обучения:
 печатные (учебные пособия для обучающихся с ОВЗ, материалы для выполнения
самостоятельной работы, адаптированной к ограничениям здоровья и восприятия
информации);
 электронные адаптированные образовательные пособия;
 мультимедийные образовательные пособия (мультимедийный проектор, телевизор),
интерактивная доска. Прием и передача учебной информации осуществляется в
доступных формах.
1.7. Сопровождение обучающихся:
 организационно-педагогическое, направленное на контроль обучения в условиях
инклюзивного образования;
 психолого-педагогическое, направленное на коррекцию личности и адекватность
становления его компетенций;
 профилактически-оздоровительное;
 социальное (волонтерская помощь в учении, в организации подготовки и выполнения
внеаудиторных самостоятельных работ, подготовке к контролю, аттестации, решение
9

бытовых проблем, организация досуга, отдыха, организация внеаудиторных
предметных и иных мероприятий).
1.8. Типы учебных занятий:
 изучение новой информации;
 формирование новых умений;
 обобщение и систематизация знаний, умений;
 практическое применение умений, знаний;
 комбинированное учебное занятие.

10

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ»
Образовательное учреждение ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум», реализующее подготовку по УД «Основы электротехники», обеспечивает
организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля
демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков. Текущий контроль проводится
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Формы
текущего контроля по учебной дисциплине «Основы электротехники» (контрольная работа,
тестирование, лабораторная работа, сообщение) выбирается исходя из специфики и
способностей обучающихся. Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине
является дифференцированный зачет, который проводится по завершении изучения учебной
дисциплины, позволяет оценить знания, умения и освоенные компетенции и устанавливается
с учетом индивидуальных психофизических возможностей обучающихся
Оценка сформированных умений, компетенций, знаний производится по
разработанным критериям и соотносится с универсальной шкалой оценки, определяется
отметка и уровень освоения учебной дисциплины.
Процент результативности
(правильных ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70

Качественная оценка индивидуальных образовательных
достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
не удовлетворительно

Для контроля обучающихся создаются фонды оценочных средств (ФОС), которые
утверждаются ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум».
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы,
предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных
образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).
Раздел
(тема)
дисциплины

учебной

Раздел 1.Электрические и
магнитные цепи.

Результаты обучения
Формы
и
методы
(освоенные
умения,
усвоенные контроля
и
оценки
знания)
результатов обучения

уметь:
 Выполнять чтение
технической документации
общего и
специализированного
назначения
 Производить измерения
при помощи контрольноизмерительных
инструментов.
знать:

Правила чтения чертежей и
эскизов

Правила чтения чертежей
деталей

Самостоятельная
работа №1;2;3.
Практические работы
№1;2;3
Критерии оценивания
самостоятельных,
практических работ

11



Раздел
2.Электротехнические
устройства.

Правила и
последовательность
проведения измерений

Уметь:
 использовать в работе
электроизмерительные
приборы;
Знать:
 электроизмерительные
приборы (амперметр,
вольтметр), их устройство,
принцип действия и
правила включения в
электрическую цепь;

Раздел3.Производство,
Знать:
распределение
и
 схемы электроснабжения,
потребление
 способы экономии
электрической энергии.
электроэнергии.
Раздел
Уметь:
4.Электрифицированные
 Поддерживать состояние
инструменты
и
рабочего места в
оборудование
соответствии с
требованиями охраны
труда, пожарной,
промышленной и
экологической
безопасности, правилами
организации рабочего места
слесаря
Знать:

требования охраны труда
при выполнении слесарносборочных работ
 меры безопасности при
работе с
электрооборудованием и
электрифицированными
инструментами.

Самостоятельная
работа №4;5;6.
Критерии оценивания
самостоятельных работ.

Самостоятельная
работа №7
Критерии оценивания
самостоятельных работ
Самостоятельная
работа №8 (устно)
Критерии оценивания
самостоятельных, работ

12

ПРИЛОЖЕНИЯ
Практические работы
1.Лабораторная работа. Измерение параметров электрической цепи
2.Расчет параметров магнитной цепи.
3.Изучение участков цепи с активным, индуктивным, емкостным сопротивлением.
Самостоятельные работы
№
п/п
1

2
3

4
5
6

7

8

Содержание
Тема 1.1. Электрические цепи постоянного тока
Написать конспект «Роль электротехники в жизни современного
общества, в профессии.
Тема 1.2.Магнитные цепи.
Проработать конспект.
Тема 1.3.Электрические цепи переменного тока.
Найти информацию в Интернете «Способы представления
синусоидальных токов, напряжений, ЭДС». Подготовить сообщение.
Тема 2.1.Электрические машины.
Подготовить презентацию «Синхронные машины постоянного тока».
Тема 2.2. Электроизмерительные приборы.
Создать доклад «Современные электроизмерительные приборы»
Тема 2.3.Аппаратура управления и защита.
Изучить устройство и принцип работы автоматического выключателя и
контактора.
Тема Производство, распределение и потребление электрической
энергии
Энергосберегающее оборудование нового поколения. Способы
экономии электроэнергии.
Тема 4.1. Электрифицированные инструменты и оборудование
автомобилей.
Изучить нормативные документы:
типовой инструкции по охране труда при проведении
электротехнических работ (Инструкция РД 10-74-94)
Требования допуска к работе с электрифицированным инструментом и
оборудованием. Запрещенные действия при работе с
электроинструментами и оборудованием. Основные неисправности
электроинструментов и электрооборудования. Проверка и испытание
электроинструментов и оборудования.
ИТОГО

Количество
часов
2

2
2

2
2
2

2

1

15

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».