Организация-разработчик: ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» Разработчик: Насонов Сергей Дмитриевич., преподаватель общепрофессиональных учебных дисциплин , I квалификационная категория/ 2 Содержание 1 Паспорт программы учебной дисциплины «Основы электротехники» ................................... 4 1.1 Место учебной дисциплины «Основы электротехники» в учебном плане ........................ 4 1.2 Результаты освоения учебной дисциплины «Основы электротехники» ............................ 4 1.3 Тематический план учебной дисциплины ОП.03 «Основы электротехники» ................... 6 2 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «Основы электротехники» .......................................................................................... 8 3.ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ .............. 9 4 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Основы электротехники» ............................................................................................................................................................ 11 Приложения………………………………………………………………………………………..11 3 1 Паспорт программы учебной дисциплины «Основы электротехники» Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Профессионального стандарта по профессии 18559 Слесарь-ремонтник промышленного оборудования, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. №1164 Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 1.1 Место учебной дисциплины «Основы электротехники» в учебном плане Учебная дисциплина «Основы электротехники» является обязательной частью общепрофессионального цикла адаптированной образовательной программы профессиональной подготовки по профессиям 18559 Слесарь-ремонтник для лиц с ограниченными возможностями здоровья.(с интеллектуальными нарушениями). 1.2 Результаты освоения учебной дисциплины «Основы электротехники» В результате освоения ОП.03 «Основы электротехники» обучающийся должен уметь: – читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы; – рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей; – использовать в работе электроизмерительные приборы; знать: – единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников; – свойства постоянного и переменного электрического тока принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников тока; – электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь – двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия; – аппаратуру защиты электродвигателей; – методы защиты от короткого замыкания; – требования охраны труда при выполнении слесарно-сборочных работ обладать общими компетенциями: ОК 1-понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2-организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов еѐ достижения, определѐнных руководителем. ОК 3-анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4-осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5 –использовать ИКТ в профессиональной деятельности. ОК 6-работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 7 –исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). 4 Обладать базовыми учебными действиями: Личностные учебные действия: – осознание себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности; – соотнесение собственных поступков и поступков других людей с принятыми и усвоенными этическими нормами; – определение нравственного аспекта в собственном поведении и поведении других людей; – ориентировка в социальных ролях; – осознанное отношение к выбору профессии. Коммуникативные учебные действия: – умения: признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; – участвовать в коллективном обсуждении проблем; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Регулятивные учебные действия: – постановка задач в доступной учебной деятельности – осуществление самооценки и самоконтроля в деятельности; – адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих. Познавательные учебные действия: – умения: применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием УД Основы электротехники и для решения познавательных и практических задач; – извлекать под руководством педагога необходимую информацию из различных источников для решения различных видов задач; – использовать усвоенные способы решения учебных и практических задач в зависимости от конкретных условий; – использовать готовые алгоритмы деятельности; – устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости. Учебная дисциплина ОП.03. Основы электротехники способствует формированию трудовых функций: Монтаж и демонтаж простых узлов и механизмов. Слесарная обработка простых деталей. Профилактическое обслуживание простых механизмов Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для изучения Основ электротехники в ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» при профессиональной подготовке рабочих и должностей служащих по профессии 18559 Слесарь-ремонтник Содержание учебной дисциплины ОП.03 «Основы электротехники» Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка Аудиторная (обязательная) учебная нагрузка в том числе: лекции лабораторные и практические работы Самостоятельная работа Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета Количество часов 45 30 24 6 15 5 1.3 Тематический план учебной дисциплины ОП.03 «Основы электротехники» № занятия Темы занятий .Введение История развития электротехники в жизни современного общества . Роль электротехники в профессии Раздел 1.Электрические и магнитные цепи. Тема 1.1. Электрические цепи постоянного тока Элементы, величины и законы электрической цепи постоянного тока. Соединения элементов в 3-4 электрических цепях. 5-6 Практическое занятие № 1. Лабораторная работа. Самостоятельная работа №1 Тема 1.2.Магнитные цепи. 7-8 Основные характеристики, свойства и элементы магнитного поля. 9-10 Практическое занятие №2. Расчет параметров магнитной цепи. Самостоятельная работа №2 Тема 1.3.Электрические цепи переменного тока. 11-12 Параметры переменного тока Соединения элементов цепи переменного тока. Практическое занятие №3. Изучение участков цепи с активным, индуктивным, емкостным 13-14 сопротивлением Самостоятельная работа №3. Раздел 2.Электротехнические устройства Тема 2.1.Электрические машины. 15-16 Генераторы постоянного и переменного тока. Электрические двигатели. 17-18 Трансформаторы. Самостоятельная работа №4 Тема 2.2. Электронные приборы и устройства. 19-20 Диоды, тиристоры, транзисторы, 21-22 Выпрямительные устройства Самостоятельная работа №5 Тема 2.2.Аппаратура управления и защита. 1-2 Обяз. Аудит. В т.ч. пр. и ЛР СР Уровень освоени я 2 1-2 2 4 2 2 1-2 2 2 2 4 2 2 2 4 2 2-3 2 2 1-2 2-3 2 2 1-2 2-3 2 2 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1-2 1-2 2 1-2 1-2 2 6 23-24 Классификация электрических аппаратов. Самостоятельная работа №6 Раздел 3 Производство, распределение и потребление электрической энергии. Тема 3 1.Электрические станции. 25-26 Электроэнергетические системы. Распределение и потребление электрической энергии. Самостоятельная работа №7 Раздел 4.Электрифицированные инструменты и оборудование Тема 4.1. Основные электрифицированные инструменты и оборудование Техника безопасности при работе с электрифицированными инструментами и оборудованием. 27-28 Система заземления. Самостоятельная работа №8. 29-30 Дифференцированный зачет. итого 2 2 1-2 2 2 2 6 2 1-2 2 1 1-2 2 1 2 30 3 6 15 7 2 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ» 3.1.Имеющееся оборудование учебного кабинета– посадочные места по количеству обучающихся; – доска классная; – рабочее место преподавателя; – комплекты учебно-наглядных пособий по дисциплине – универсальный стол-стенд для проведения лабораторных работ по электротехнике; – комплект учебно-наглядных пособий «Электротехника»; – электроизмерительные приборы всех типов; – стенд для изучения правил ТБ Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением мультимедийный проектор; интерактивная доска; видеоматериалы. 3.2. Информационное обеспечение обучения Основные источники Фуфаева Л.И. Электротехника: учебник для студентов среднего профессионального образования. М.: Издательский центр. «Академия», 2009. -384 с. Дополнительные источники: Фуфаева Л.И. Сборник практических задач по электротехнике: учеб. пособие для студ.учреждений сред. проф. образования. – 2-е изд. – М.:Издательский центр «Академия», 2012. – 288 с Интернет-ресурсы: 1. http//electrolibrary.info/electric.ru - сайт содержит журнал «Я - электрик». 2.http//vsya-electrotehnica.ru - сайт содержит информацию по теме «Электрические цепи постоянного тока». 3.http://elib.ispu.ru/library/electro1/index.htm - сайт содержит электронный учебник по курсу «Общая Электротехника». 4.http://ftemk.mpei.ac.ru - сайт содержит электронный справочник по направлению «Электротехника, электромеханика и электротехнологии». 5.http://www.eltray.com- мультимедийный курс «В мир электричества как в первый раз» 6.http://www.electricalsite.ru/contents_all_0.html Сайт для электриков. Электротехника для начинающих. Основы электротехники, учебники, задачи, видео по электротехнике, практические работы по электротехнике и электронике 8 3.ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ Учебный процесс осуществляется с учетом психофизиологических особенностей обучающихся на основе медико-психологической диагностики (инклюзивное обучение). 1.1. Используемые технологии обучения: социокультурные, реабилитационные (создание комфортного психологопедагогического климата в общении, обучении); технология сотрудничества; технология поэтапного формирования умственных действий; технология личностно-ориентированного обучения; технология информационно-коммуникационного обучения с применением доступных дистанционных технологий, компьютерных технологий. 1.2. Применяемые методы обучения: социально активные и рефлексивные методы; методы повторения, выполнение умственных действий по образцу и без него; продуктивные методы, направленные на осуществление организации выполнения заданий самостоятельно; коммуникативный метод; частично-поисковый метод; метод доступно проблемного изложения материала. 1.3. Подходы в обучении: практико-ориентированный; личностно-ориентированные; компетентностный. 1.4. Формы работы: индивидуальная работа с каждым обучающимся. Две формы взаимодействия: индивидуальная учебная работа (консультации), т.е. дополнительное разъяснение учебного материала и углубленное изучение материала с теми обучающимися, которые в этом заинтересованы, и индивидуальная воспитательная работа. групповая форма (выполнение практических работ, решение задач и упражнений). 1.5. Средства обучения: аудиовизуальные, тактильные. 1.6. Ресурсы обучения: печатные (учебные пособия для обучающихся с ОВЗ, материалы для выполнения самостоятельной работы, адаптированной к ограничениям здоровья и восприятия информации); электронные адаптированные образовательные пособия; мультимедийные образовательные пособия (мультимедийный проектор, телевизор), интерактивная доска. Прием и передача учебной информации осуществляется в доступных формах. 1.7. Сопровождение обучающихся: организационно-педагогическое, направленное на контроль обучения в условиях инклюзивного образования; психолого-педагогическое, направленное на коррекцию личности и адекватность становления его компетенций; профилактически-оздоровительное; социальное (волонтерская помощь в учении, в организации подготовки и выполнения внеаудиторных самостоятельных работ, подготовке к контролю, аттестации, решение 9 бытовых проблем, организация досуга, отдыха, организация внеаудиторных предметных и иных мероприятий). 1.8. Типы учебных занятий: изучение новой информации; формирование новых умений; обобщение и систематизация знаний, умений; практическое применение умений, знаний; комбинированное учебное занятие. 10 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ» Образовательное учреждение ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум», реализующее подготовку по УД «Основы электротехники», обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Формы текущего контроля по учебной дисциплине «Основы электротехники» (контрольная работа, тестирование, лабораторная работа, сообщение) выбирается исходя из специфики и способностей обучающихся. Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачет, который проводится по завершении изучения учебной дисциплины, позволяет оценить знания, умения и освоенные компетенции и устанавливается с учетом индивидуальных психофизических возможностей обучающихся Оценка сформированных умений, компетенций, знаний производится по разработанным критериям и соотносится с универсальной шкалой оценки, определяется отметка и уровень освоения учебной дисциплины. Процент результативности (правильных ответов) 90 ÷ 100 80 ÷ 89 70 ÷ 79 менее 70 Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений балл (отметка) вербальный аналог 5 отлично 4 хорошо 3 удовлетворительно 2 не удовлетворительно Для контроля обучающихся создаются фонды оценочных средств (ФОС), которые утверждаются ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум». ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы). Раздел (тема) дисциплины учебной Раздел 1.Электрические и магнитные цепи. Результаты обучения Формы и методы (освоенные умения, усвоенные контроля и оценки знания) результатов обучения уметь: Выполнять чтение технической документации общего и специализированного назначения Производить измерения при помощи контрольноизмерительных инструментов. знать: Правила чтения чертежей и эскизов Правила чтения чертежей деталей Самостоятельная работа №1;2;3. Практические работы №1;2;3 Критерии оценивания самостоятельных, практических работ 11 Раздел 2.Электротехнические устройства. Правила и последовательность проведения измерений Уметь: использовать в работе электроизмерительные приборы; Знать: электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь; Раздел3.Производство, Знать: распределение и схемы электроснабжения, потребление способы экономии электрической энергии. электроэнергии. Раздел Уметь: 4.Электрифицированные Поддерживать состояние инструменты и рабочего места в оборудование соответствии с требованиями охраны труда, пожарной, промышленной и экологической безопасности, правилами организации рабочего места слесаря Знать: требования охраны труда при выполнении слесарносборочных работ меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами. Самостоятельная работа №4;5;6. Критерии оценивания самостоятельных работ. Самостоятельная работа №7 Критерии оценивания самостоятельных работ Самостоятельная работа №8 (устно) Критерии оценивания самостоятельных, работ 12 ПРИЛОЖЕНИЯ Практические работы 1.Лабораторная работа. Измерение параметров электрической цепи 2.Расчет параметров магнитной цепи. 3.Изучение участков цепи с активным, индуктивным, емкостным сопротивлением. Самостоятельные работы № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Содержание Тема 1.1. Электрические цепи постоянного тока Написать конспект «Роль электротехники в жизни современного общества, в профессии. Тема 1.2.Магнитные цепи. Проработать конспект. Тема 1.3.Электрические цепи переменного тока. Найти информацию в Интернете «Способы представления синусоидальных токов, напряжений, ЭДС». Подготовить сообщение. Тема 2.1.Электрические машины. Подготовить презентацию «Синхронные машины постоянного тока». Тема 2.2. Электроизмерительные приборы. Создать доклад «Современные электроизмерительные приборы» Тема 2.3.Аппаратура управления и защита. Изучить устройство и принцип работы автоматического выключателя и контактора. Тема Производство, распределение и потребление электрической энергии Энергосберегающее оборудование нового поколения. Способы экономии электроэнергии. Тема 4.1. Электрифицированные инструменты и оборудование автомобилей. Изучить нормативные документы: типовой инструкции по охране труда при проведении электротехнических работ (Инструкция РД 10-74-94) Требования допуска к работе с электрифицированным инструментом и оборудованием. Запрещенные действия при работе с электроинструментами и оборудованием. Основные неисправности электроинструментов и электрооборудования. Проверка и испытание электроинструментов и оборудования. ИТОГО Количество часов 2 2 2 2 2 2 2 1 15 13