ОП.02 Техническая графика

Организация-разработчик: ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»
Разработчик: Шумихина Екатерина Алексеевна, преподаватель

4

5

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.
4

2. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
4.
5. 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
6. ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

10

12
15

6

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ
«ТЕХНИЧЕСКАЯ ГРАФИКА»

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Техническая графика» является частью
программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих
по профессии 18559 Слесарь-ремонтник.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная
дисциплина
«Техническая
графика»
относится
к
разделу
«Общепрофессиональный цикл».
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:

читать и оформлять чертежи, схемы и графики;

составлять эскизы на обрабатываемые детали с указанием допусков и посадок;

пользоваться справочной литературой;

пользоваться спецификацией в процессе чтения сборочных чертежей, схем;

выполнять расчеты величин предельных размеров и допуска по данным
чертежа и определять годность заданных действительных размеров;
знать:

основы черчения и геометрии;

требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД);

правила чтения схем и чертежей обрабатываемых деталей;

способы выполнения рабочих чертежей и эскизов
Соответственно ФГОС
по профессии 151903.02 Слесарь изучение учебной
дисциплины способствует формированию профессиональных компетенций:
ПК 1.1. Выполнять слесарную обработку деталей приспособлений, режущего и
измерительного инструмента.
ПК 1.2. Выполнять сборку приспособлений, режущего и измерительного инструмента.
ПК 1.3. Выполнять ремонт приспособлений, режущего и измерительного
инструмента.
ПК 2.1. Выполнять сборку сборочных единиц, узлов и механизмов машин,
оборудования, агрегатов.
ПК 2.2. Выполнять регулировку и испытание сборочных единиц, узлов и механизмов
машин, оборудования, агрегатов.
ПК 3.1. Выполнять разборку и сборку узлов и механизмов оборудования, агрегатов и
машин.
ПК 3.2. Выполнять ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов и машин.
ПК 3.3. Выполнять испытание узлов и механизмов оборудования, агрегатов и машин.
Соответственно ФГОС
по профессии 151903.02 Слесарь изучение учебной
дисциплины способствует формированию общих компетенций:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее
достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за
результаты своей работы.
7

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач.
ОК
5.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
клиентами.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося - 87 часов, в том числе:
 обязательная учебная аудиторная нагрузка обучающегося - 58 часов;
 самостоятельная работа обучающегося - 29 часов.

8

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические работы
Самостоятельная работа обучающегося
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

Объем часов
87
58
34
29

9

2.2. Тематический план учебной дисциплины «Техническая графика»
Содержание учебного материала, практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
Раздел 1.Геометрическое черчение
Тема 1.1 Правила оформления чертежей
1
Введение. Практическое занятие №1.Построение чертежных линий, рамки.
2
ЕСКД.Основная надпись.
3
Практическое занятие № 2. Выполнение титульного листа.
Тема 1.2 Геометрические построения
4
Практическое занятие №3.Деление отрезка и окружности на равные части.
5
Практическое занятие №4.Построение касательных, сопряжений.
Практическое занятие №5.Вычерчивание контура детали с применением
6
сопряжения.
Раздел 2. Проекционное черчение
Тема 2.1. Основы начертательной геометрии
7
Основы начертательной геометрии.
8
Метод проекций. Способы проецирования.
9
Проецирование на три взаимно перпендикулярные плоскости проекции.
10
Практическое занятие №6.Проекции геометрических тел.
Раздел 3. Машиностроительное черчение
Тема 3.1 Виды, разрезы, сечения Разъемные и неразъемные соединение деталей
11
Основные и дополнительные виды.
12
Построение видов детали.
13
Сечения и разрезы.
Практическое занятие №7.Построение чертежей деталей с применением
14
сечений.
Практическое занятие №8. Выполнение чертежей деталей с применением
15
простых разрезов.
Практическое занятие №9. Выполнение чертежей деталей с применением
16
сложных разрезов.

всего
18

Объем часов
практических
самостоятельзанятий
ная работа
10
6

Уровень
освоения

2
2
2

2

1

2

2

2
2
2

2
2
2

2
2
2

12
2
2
2
2
48

2

2
20

2
2
2
2

2

2

2

2

2

2

2

4
2
2
2
2
16

10

17
Резьбы и резьбовые соединения. Крепежные детали и их элементы
18
Практическое занятие №10. Выполнение чертежа шпоночного соединения.
19
Практическое занятие №11. Выполнение чертежа резьбового соединения.
20
Практическое занятие №12. Выполнение чертежа сварного соединения.
Тема 3.2 Эскиз и технический рисунок
21
Практическое занятие №13. Эскиз детали.
Тема 3.3 Чертеж общего вида и сборочный чертеж
22
Чертеж общего вида, его назначение и содержание.
23
Порядок выполнения сборочного чертежа. Спецификация.
24
Практическое занятие №14. Порядок выполнения чертежа общего вида
25
Практическое занятие №15. Выполнение сборочного чертежа.
26
Практическое занятие №16. Выполнение спецификации.
Раздел 4. Чертежи и схемы по профессии.
Требования Единой системы конструкторской документации и Единой системы
технологической документации
Тема 4.1 Выполнение чертежей и схем по профессии.
27 Виды и типы схем. Правила и порядок выполнения схем.
28 Практическое занятие №17.Выполнение гидравлической схемы.
29 Дифференцированный зачет.
Итого:

2
2
2
2

2
2
2

2
2
2
2

2

2

2

2
2
2
2
2

2
2
2

2
2
2

9

2

2
2
2
87

3

2
34

29

2
2

11

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета технического
черчения.
Оборудование учебного кабинета:
1. Посадочные места по количеству обучающихся.
2. Рабочее место преподавателя.
3. Аудиторная доска для письма.
Технические средства обучения:
1. Мультимедиа проектор.
2. Персональный компьютер.
3. Лазерный принтер.
4. Устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки.
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных
изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основная литература:
Инженерная графика (металлообработка) : учебник для студ. учреждений сред.
проф. образования / А. М. Бродский, Э. М.Фазлулин, В.А.Хапдинов. — 8-е изд., стер. — М.:
Издательский центр «Академия», 2012 (электронный ресурс).
Практикум по инженерной графике : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф.
образования / А. М. Бродский, Э.М.Фазлулин, В.А.Халдинов. — 9-е изд. , стер. — М.:
Издательский центр «Академия», 2013 (электронный ресурс).
Дополнительная литература:
Бахнов Ю.Н. Сборник заданий по техническому черчению: Учеб. пособие для сред.
проф.-техн. училищ. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. Шк., 1984.
Вышнепольский И.С. Техническое чернение: Учеб. для СПТУ. – 3-е изд., перераб. и
доп. – М.: Высш. школа, 1988.
Вышнепольский И.С. Техническое чернение: Учебник для сред. проф.-техн. училищ.
– М.: Высш. школа, 1981.
Дружинин Н.С., Чувиков Н.Т. Чернение: Учебник для техникумов. – М.: Высш.
школа, 1982.
Кузьмина И.А., Хомутова А.И. Задачник по основам чернения: Учебное пособие для
немашиностроительных техникумов. – М.: Машиностроение, 1985.
Интернет-ресурсы:
- http://cherch.ru/ - Всезнающий сайт про черчение.
- http://labstend.ru – учебные, наглядные пособия и презентации по курсу «черчение»
(диски, плакаты, слайды)
- http://nacherchy.ru/ - Техническое черчение.
- http://rusgraf.ru – Машиностроительное черчение. Инженерная графика.
- http://www.ngeom.ru/teorgraf11.html

12

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебный процесс осуществляется с учетом психофизиологических особенностей
обучающихся на основе медико-психологической диагностики (инклюзивное обучение).
Используемые технологии обучения:
- социокультурные, реабилитационные (создание комфортного психологопедагогического климата в общении, обучении);
- технология сотрудничества;
- технология поэтапного формирования умственных действий;
- технология личностно-ориентированного обучения;
- технология информационно-коммуникационного обучения с применением
доступных дистанционных технологий, компьютерных технологий.
Применяемые методы обучения:
- социально активные и рефлексивные методы;
- методы повторения, выполнение умственных действий по образцу и без него;
- продуктивные методы, направленные на осуществление организации выполнения
заданий самостоятельно;
- коммуникативный метод;
- частично-поисковый метод;
- метод доступно проблемного изложения материала.
Подходы в обучении:
- практико-ориентированный;
- личностно-ориентированные;
- компетентностный.
Формы работы:
- индивидуальная работа с каждым обучающимся. Две формы взаимодействия:
индивидуальная учебная работа (консультации), т.е. дополнительное разъяснение учебного
материала и углубленное изучение материала с теми обучающимися, которые в этом
заинтересованы, и индивидуальная воспитательная работа.
- групповая форма (выполнение практических работ, решение задач и упражнений).
Средства обучения:
- аудиовизуальные,
- тактильные.
Ресурсы обучения:
- печатные (учебные пособия для обучающихся с ОВЗ, материалы для выполнения
самостоятельной работы адаптированной к ограничениям здоровья и восприятия
информации);
- электронные адаптированные образовательные пособия;
- мультимедийные образовательные пособия (мультимедийный проектор, телевизор),
интерактивная доска. Прием и передача учебной информации осуществляется в доступных
формах.
Сопровождение обучающихся:
- организационно-педагогическое, направленное на контроль обучения в условиях
инклюзивного образования;
- психолого-педагогическое, направленное на коррекцию личности и адекватность
становления его компетенций;
13

- профилактически-оздоровительное;
- социальное (волонтерская помощь в учении, в организации подготовки и
выполнения внеаудиторных самостоятельных работ, подготовке к контролю, аттестации,
решение бытовых проблем, организация досуга, отдыха, организация внеаудиторных
предметных и иных мероприятий).
Типы учебных занятий:
- изучение новой информации;
- формирование новых умений;
- обобщение и систематизация знаний, умений;
- практическое применение умений, знаний;
- комбинированное учебное занятие.

14

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине,
обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля
индивидуальных образовательных достижений обучающихся - знаний, умений,
компетенций.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также
выполнения обучающийся индивидуальных заданий.
Обучение по учебной дисциплине завершается аттестацией в форме
дифференцированного зачета.
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и
промежуточного контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент
результативности
(правильных ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70

Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
не удовлетворительно

Результаты
обучения
(освоенные Формы и методы контроля и оценки результатов
умения, усвоенные знания)
обучения
В результате изучения учебной дисциплины «Техническая графика» обучающийся должен
знать/понимать:
правила
чтения
документации;

технической Оценка результатов
тестирования по темам занятий 1,2,11,12,27
Результат выполнения
ПР 1-2, 9 (критерии
оценивания выполнения практической работы)
способы графического представления Оценка результатов тестирования по темам
объектов, пространственных образов и занятий 7,8
схем;
Результат выполнения
ПР
5,6 (критерии
оценивания выполнения практической работы)
правила
выполнения
чертежей, Оценка результатов
технических рисунков и эскизов;
тестирования по темам занятий 1,2 11,12,13, 23,24
Результат выполнения ПР 7-9, 10-16 (критерии
оценивания выполнения практической работы)
технику и принципы нанесения размеров Оценка результатов
тестирования по темам занятий 1,2
Результат выполнения ПР 7-9,10-15 (критерии
оценивания выполнения практической работы)
В результате изучения учебной дисциплины «Техническая графика» обучающийся должен
уметь:
читать рабочие и сборочные чертежи и Оценка результатов тестирования по темам
схемы;
занятий 1,10,11,13,14,16,17,19,27
Результат выполнения ПР 5-9,17-18 (критерии
15

оценивания выполнения практической работы)
выполнять эскизы, технические рисунки Оценка результатов тестирования по темам
и простые чертежи деталей, их занятий 1-29,
элементов, узлов
Результат выполнения ПР
7-15 (критерии
оценивания выполнения практической работы)

16

Формы и методы контроля и оценки освоенных общих компетенций
Результаты
Основные показатели
Формы и
(освоенные общие компетенции)
оценки результата
методы
контроля и
оценки
ОК 1. Понимать сущность и социальную Демонстрация интереса к
значимость своей будущей профессии, будущей профессии.
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную Выбор
и применение
деятельность, выбирать типовые методы методов
и
способов
и
способы
выполнения решения
профессиональных задач, оценивать их профессиональных задач в
эффективность и качество.
области
инженерной
графики.
Интерпретация
ОК
3.
Принимать
решения
в Обоснование
выбора результатов
стандартных и нестандартных ситуациях решений в стандартных и наблюдений за
и нести за них ответственность.
нестандартных ситуациях. деятельностью
ОК
4.
Осуществлять
поиск
и Демонстрация
умения обучающегося в
использование
информации, эффективного
поиска процессе
необходимой
для
эффективного необходимой информации; освоения
образовательной
выполнения профессиональных задач,
программы
профессионального
и
личностного
развития.
ОК 5. Использовать информационно- Использование различных
коммуникационные
технологии
в источников,
включая
профессиональной деятельности.
электронные.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, Взаимодействие
с
эффективно общаться с коллегами, обучающимися,
руководством.
преподавателями в ходе
обучения.

17

Раздел дисциплины

Раздел 1
Геометрическое
черчение
Раздел 2
Проекционное черчение
Раздел 3
Машиностроительное
черчение

Вид ВСР

Объем ВСР
(час)

6.ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Выполнение презентации по темам:
общие требования к чертежам;
нанесение размеров и предельных отклонений
6
Выполнение задания по делению окружностей на
нечетное количество равных частей
Выполнение
заданий
по
вычерчиванию
геометрических
тел
в
различных 4
аксонометрических проекциях

Выполнение заданий по вычерчиванию
дополнительных видов, разрезов, сечений

Выполнение сообщения:
Разъемные и
неразъемные соединения деталей
13

Выполнение презентации по теме: Чтение
рабочего чертежа

Выполнение заданий по чтениючертежа

Раздел 4
Чертежи
и
схемы по специальности.
Требования
Единой
системы
Выполнение заданий по вычерчиванию схем
конструкторской
6
Повторение материала, подготовка к зачету
документации и Единой
системы
технологической
документации
Общий объем ВСР
29

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».