Организация-разработчик: ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» Разработчик: Насонов Сергей Дмитриевич., преподаватель общепрофессиональных учебных дисциплин , I квалификационная категория/ 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ 6 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12 3 1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 01 ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ 1.1 Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по профессии начального профессионального образования 18559 слесарь ремонтник 1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл. 1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен Уметь: 1. Анализировать техническую документацию; 2. Определять предельные отклонения размеров по стандартам, технической документации; 3. Выполнять расчеты величин предельных размеров и допуска по данным чертежа и определять годность заданных размеров; 4. Определять характер сопряжения (группы посадки) по данным чертежей, по выполненным расчетам; 5. Выполнять графики полей допусков по выполненным расчетам; 6. Применять контрольно-измерительные приборы и инструменты. Знать: 1. Систему допусков и посадок; 2. Квалитеты и параметры шероховатости; 3. Основные принципы калибровки сложных профилей; 4. Основы взаимозаменяемости; 5. Методы определения погрешностей измерений; 6. Основные сведения о сопряжениях в машиностроении; 7. Размеры допусков для основных видов механической обработки и для деталей, поступающих в сборку; 8. Основные принципы калибрования простых и средней сложности профилей; 9. Стандарты на материалы, крепежные и нормализованные детали и узлы; 10. Наименование и свойства комплектуемых материалов; 11. Устройство, назначение, правила настройки и регулирования контрольноизмерительных инструментов и приборов; 12. Методы и средства контроля обработанных поверхностей 4 2. Результат освоения дисциплины А/02.3 Результатом освоения программы учебной дисциплины является овладение обучающимися общими и профессиональными компетенциями. Слесарная обработка простых деталей А/01.3 Монтаж и демонтаж простых узлов и механизмов А/03.3 Профилактическое обслуживание простых механизмов ОК 1 .Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 2 Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определѐнных руководителем ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результат своей работы ОК 4 .Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами 5 3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. 3.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (Всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: Практические занятия Самостоятельная работа Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 6 Количество часов 60 40 10 20 Наименование разделов и тем 1 Тема 1. Основные сведения о размерах и сопряжениях Тема 2. Допуски и посадки гладких элементов детали 3.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Технические измерения» Количество Самостоятельная Содержание учебного материала по темам часов работа 2 3 4 Содержание учебного материала: 4 1 Государственная система стандартизации. Понятия о 2 погрешности и точности размера 2 Линейные размеры, отклонения и допуски линейных 2 размеров. Основные понятия о взаимозаменяемости, стандартизации и качестве продукции. Практическое занятие№1: 2 1 Определение годности действительных размеров вала, 2 отверстия. Самостоятельные работа№ 1: 6 1 Причины искажения размеров при изготовлении детали. 2 2 Чтение размеров вала. 2 3 Чтение размеров отверстия. Примеры использования посадок. 2 Содержание учебного материала: 6 1 Единая система допусков и посадок. Отклонения формы 2 поверхностей. 2 Обозначение на чертежах допусков формы. Волнистость и 2 шероховатость поверхности. Практическое занятие№2: 2 1 Определение вида посадки по чертежу сборочной единицы. 2 Определение числовых значений верхнего и нижнего предельных отклонений. Контрольная работа по теме №1,№2 2 Самостоятельная работа 2 2 1 Способы нанесения предельных отклонений размеров на 2 чертеж. Свободные размеры .Квалитеты. Контроль : Составление схем, реферат (презентация) 7 Уровень освоения 5 1 2 2 1 2 2 Тема 3. Основы технических измерений Тема 4.Средства измерений линейных размеров Содержание учебного материала: 1 Средства измерения и контроля линейных и угловых величин. Метрологические характеристики средств измерения и контроля 2 Средства измерений. Виды и методы измерений. Химикотермическая обработка Практическое занятие № 3 1 Использование измерительных инструментов Самостоятельная работа № 3 1 Виды средств измерения. 2 Элементы и устройства, из которых состоят средства измерения. Контроль: составить таблицу Содержание учебного материала 1 Меры длины. Штангенинструменты, микрометрические инструменты. 2 Измерительные головки. Нутромеры и глубиномеры со стрелочными отсчетными головками. 3 Скобы с отсчетным устройством. Головки измерительные пружинные. 4 Штативы и стойки. Понятие о приборах с оптическим преобразованием. 5 Средства измерения с электрическим, пневматическим преобразованием. Практическое занятие №4 1 Контроль наружных и внутренних поверхностей деталей Самостоятельная работа №4 1 Гладкие калибры. Активный контроль 2 Условия измерения и контроля. 3 Выбор средств измерения и контроля. Контроль : работа с дополнительной литературой 8 4 2 1-2 2 2 2 4 2 2 10 2 2 2 2 2 2 2 6 2 2 2 Содержание учебного материала 1 Допуски углов и конусов. Допуски и посадки конических соединений 2 Средства измерений и контроля углов и конусов. Влияние волнистости и шероховатости на свойства узлов и механизмов Тема 5.Допуски, посадки и средства Практическое занятие №5 измерений углов и 1 Контроль наружных и внутренних конических поверхностей гладких конусов Самостоятельная работа №5 1 Основные параметры усеченного конуса Контроль : Составить сообщение Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета Общий максимальный объем аудиторной нагрузки 9 4 2 2 2 2 2 2 2 40 20 4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Технических измерений» Оборудование учебного кабинета: Посадочные места по количеству обучающихся; Рабочее место преподавателя. Измерительная металлическая линейка Штангенциркуль Взаимозаменяемые детали: болты и гайки Технические средства обучения : - компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроеткор. 4.2.Инофрмационное обеспечение обучения Основные источники: Дополнительные источники: 1. Багдасарова Т.А. Допуски, посадки и технические измерения. Рабочая тетрадь для нач.проф.образования – М.: Учеб.пособие. – М: ОИЦ «Академия». 2007.- 80 с. 2. Рогов В.А., Позняк Г.Г. Современные машиностроительные и материалы и заготовки: Учеб.пособие. – ОИЦ «Академия», 2008- 336 с. 3. Ганевский Г.М., Гольдин И.И. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении, М., Академия, 1998. 4. Белкин И.М. Справочник по допускам и посадкам для рабочего машиностроителя, М., Машиностроение. 1985. 5. Блюмберг В.А. Справочник фрезеровщика, Л., Машиностроение 1985. 6. Зайцев Б.Г. и др. Справочник молодого токаря, М., Высшая школа, 1989. 7. Мягков В.Д., Палей М.А. и др. Допуски и посадки. Справочник, Л., Машиностроение, 1983. 8. Маркой Н.Н. Взаимозаменяемость и технические измерения. М., Машиностроение, 1991. 9. Ганевский Г.М. Допуски и посадки. Учебные плакаты. 10 4.3 Организация образовательного процесса для детей с ОВЗ Образовательный процесс строится на постоянном повторении, закреплении знаний, умений с использованием следующих технологий и методов: • Социально – активные (деловые игры, уроки - конкурсы, уроки - видео экскурсии) • Компетенотностно – ориентированные (социальное проектирование, что позволяет проявить самостоятельность , умение работать в команде дает возможность связать теоретические знания и практические умения , через вовлеченность в общественную жизнь). • Проблемное обучение (создание решений на основе творческого воображения – изображение задания; создание проблемной ситуации – создать сравнить ,составить). • Проектирование (ознакомительно – ориентированное (информационное) – сообщение направлено на сбор информации) • Личностно – ориентировочное обучение (разноуровневое обучение создание и сбор материала , индивидуальная консультационная помощь при организации внеаудиторной самостоятельной работы). 11 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а так же выполнения обучающимся индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения Формы и методы контроля и оценки (освоенные умения, усвоенные знания) результатов обучения. 1 2 Умения: Анализировать техническую документацию Внеаудиторная самостоятельная работа Определять предельные отклонения Лабораторная работа, внеаудитроная размеров по стандартам, технической самостоятельная работа документации Выполнять расчеты величин предельных Лабораторная работа, внеаудиторная размеров и допуска по данным чертежа и самостоятельная работа определять годность заданных размеров Определять характер сопряжения ( группы Лабораторная работа, внеаудиторная посадки) по данным чертежей, по самостоятельная работа выполненным расчетам Выполнять графики полей допусков по Лабораторная работа, внеаудиторная выполненным расчетам самостоятельная работа Применять контрольно-измерительные Лабораторная работа.внеаудиторная приборы и инструменты самостоятельная работа Знания: Систему допусков и посадок Контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа Квалитеты и параметры шероховатости Внеаудиторная самостоятельная работа Основные принципы калибровки сложных Внеаудиторная самостоятельная работа профилей Основы взаимозаменяемости Внеаудиторная самостоятельная работа Методы определения погрешностей Внеаудиторная самостоятельная работа измерений Основные сведения о сопряжениях в Внеаудиторная самостоятельная машиностроении работа.контрольная работа Размеры допусков для основных видов Контрольная работа, внеаудиторная механической обработки и для деталей, самостоятельная работа поступающих на сборку Основные принципы калибрования простых Внеаудиторная самостоятельная работа и средней сложности профилей Стандарты на материалы, крепежные и Внеаудиторная самостоятельная работа нормализованные детали и узлы Наименование и свойства комплектуемых Внеаудиторная самостоятельная работа материалов Устройство, назначение, правила настройки Контрольная работа, выполнение и регулирования контрольноиндивидуальных проектных заданий, измерительных инструментов и приборов внеаудиторная самостоятельная работа Методы и средства контроля обработанных Контрольная работа, выполнение поверхностей индивидуальных проектных заданий, 12 внеаудиторная самостоятельная работа Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица). Процент результативности (правильных ответов) 90 ÷100 80 ÷ 89 70 ÷79 Менее 70 Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений Балл (отметка) Вербальный аналог 5 Отлично 4 Хорошо 3 Удовлетворительно 2 Неудовлетворительно 13