ОП.01 Технические измерения

Организация-разработчик: ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Разработчик: Насонов Сергей Дмитриевич., преподаватель общепрофессиональных
учебных дисциплин , I квалификационная категория/

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ

6

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

12

3

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 01 ТЕХНИЧЕСКИЕ
ИЗМЕРЕНИЯ
1.1 Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом по профессии начального профессионального образования 18559 слесарь ремонтник
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
Уметь:
1.
Анализировать техническую документацию;
2.
Определять предельные отклонения размеров по стандартам, технической
документации;
3.
Выполнять расчеты величин предельных размеров и допуска по данным
чертежа и определять годность заданных размеров;
4.
Определять характер сопряжения (группы посадки) по данным чертежей,
по выполненным расчетам;
5.
Выполнять графики полей допусков по выполненным расчетам;
6.
Применять контрольно-измерительные приборы и инструменты.
Знать:
1.
Систему допусков и посадок;
2.
Квалитеты и параметры шероховатости;
3.
Основные принципы калибровки сложных профилей;
4.
Основы взаимозаменяемости;
5.
Методы определения погрешностей измерений;
6.
Основные сведения о сопряжениях в машиностроении;
7.
Размеры допусков для основных видов механической обработки и для
деталей, поступающих в сборку;
8.
Основные принципы калибрования простых и средней сложности
профилей;
9.
Стандарты на материалы, крепежные и нормализованные детали и узлы;
10. Наименование и свойства комплектуемых материалов;
11. Устройство, назначение, правила настройки и регулирования контрольноизмерительных инструментов и приборов;
12. Методы и средства контроля обработанных поверхностей

4

2. Результат освоения дисциплины

А/02.3

Результатом освоения программы учебной дисциплины является овладение
обучающимися общими и профессиональными компетенциями.
Слесарная обработка простых деталей

А/01.3

Монтаж и демонтаж простых узлов и механизмов

А/03.3

Профилактическое обслуживание простых механизмов

ОК 1

.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее
достижения, определѐнных руководителем

ОК 3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
ответственность за результат своей работы

ОК 4

.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности

ОК 6

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
клиентами

5

3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
3.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (Всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
Практические занятия
Самостоятельная работа
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

6

Количество
часов
60
40
10
20

Наименование
разделов и тем
1

Тема 1. Основные
сведения о
размерах и
сопряжениях

Тема 2. Допуски и
посадки гладких
элементов детали

3.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Технические измерения»
Количество Самостоятельная
Содержание учебного материала по темам
часов
работа
2
3
4
Содержание учебного материала:
4
1 Государственная система стандартизации. Понятия о
2
погрешности и точности размера
2 Линейные размеры, отклонения и допуски линейных
2
размеров. Основные понятия о взаимозаменяемости,
стандартизации и качестве продукции.
Практическое занятие№1:
2
1 Определение годности действительных размеров вала,
2
отверстия.
Самостоятельные работа№ 1:
6
1 Причины искажения размеров при изготовлении детали.
2
2 Чтение размеров вала.
2
3 Чтение размеров отверстия. Примеры использования посадок.
2
Содержание учебного материала:
6
1 Единая система допусков и посадок. Отклонения формы
2
поверхностей.
2 Обозначение на чертежах допусков формы. Волнистость и
2
шероховатость поверхности.
Практическое занятие№2:
2
1 Определение вида посадки по чертежу сборочной единицы.
2
Определение числовых значений верхнего и нижнего
предельных отклонений.
Контрольная работа по теме №1,№2
2
Самостоятельная работа 2
2
1 Способы нанесения предельных отклонений размеров на
2
чертеж. Свободные размеры .Квалитеты.
Контроль : Составление схем, реферат (презентация)

7

Уровень
освоения
5

1

2

2

1

2

2

Тема 3. Основы
технических
измерений

Тема 4.Средства
измерений
линейных
размеров

Содержание учебного материала:
1 Средства измерения и контроля линейных и угловых величин.
Метрологические характеристики средств измерения и
контроля
2 Средства измерений. Виды и методы измерений. Химикотермическая обработка
Практическое занятие № 3
1 Использование измерительных инструментов
Самостоятельная работа № 3
1 Виды средств измерения.
2 Элементы и устройства, из которых состоят средства
измерения.
Контроль: составить таблицу
Содержание учебного материала
1 Меры длины. Штангенинструменты, микрометрические
инструменты.
2 Измерительные головки. Нутромеры и глубиномеры со
стрелочными отсчетными головками.
3 Скобы с отсчетным устройством. Головки измерительные
пружинные.
4 Штативы и стойки. Понятие о приборах с оптическим
преобразованием.
5 Средства измерения с электрическим, пневматическим
преобразованием.
Практическое занятие №4
1 Контроль наружных и внутренних поверхностей деталей
Самостоятельная работа №4
1 Гладкие калибры. Активный контроль
2 Условия измерения и контроля.
3 Выбор средств измерения и контроля.
Контроль : работа с дополнительной литературой

8

4
2
1-2
2
2
2
4
2
2

10
2
2
2
2
2
2
2
6
2
2
2

Содержание учебного материала
1 Допуски углов и конусов. Допуски и посадки конических
соединений
2 Средства измерений и контроля углов и конусов. Влияние
волнистости и шероховатости на свойства узлов и механизмов
Тема 5.Допуски,
посадки и средства Практическое занятие №5
измерений углов и 1 Контроль наружных и внутренних конических поверхностей
гладких конусов
Самостоятельная работа №5
1 Основные параметры усеченного конуса
Контроль : Составить сообщение
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
Общий максимальный объем аудиторной нагрузки

9

4
2
2
2
2
2
2
2
40

20

4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Технических
измерений»
Оборудование учебного кабинета:
Посадочные места по количеству обучающихся;
Рабочее место преподавателя.
Измерительная металлическая линейка
Штангенциркуль
Взаимозаменяемые детали: болты и гайки
Технические средства обучения :
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроеткор.

4.2.Инофрмационное обеспечение обучения
Основные источники:
Дополнительные источники:
1.
Багдасарова Т.А. Допуски, посадки и технические измерения. Рабочая
тетрадь для нач.проф.образования – М.: Учеб.пособие. – М: ОИЦ «Академия». 2007.- 80
с.
2.
Рогов В.А., Позняк Г.Г. Современные машиностроительные и материалы и
заготовки: Учеб.пособие. – ОИЦ «Академия», 2008- 336 с.
3.
Ганевский Г.М., Гольдин И.И. Допуски, посадки и технические измерения
в машиностроении, М., Академия, 1998.
4.
Белкин И.М. Справочник по допускам и посадкам для рабочего
машиностроителя, М., Машиностроение. 1985.
5.
Блюмберг В.А. Справочник фрезеровщика, Л., Машиностроение 1985.
6.
Зайцев Б.Г. и др. Справочник молодого токаря, М., Высшая школа, 1989.
7.
Мягков В.Д., Палей М.А. и др. Допуски и посадки. Справочник, Л.,
Машиностроение, 1983.
8.
Маркой Н.Н. Взаимозаменяемость и технические измерения. М.,
Машиностроение, 1991.
9.
Ганевский Г.М. Допуски и посадки. Учебные плакаты.

10

4.3 Организация образовательного процесса для детей с ОВЗ
Образовательный процесс строится на постоянном повторении, закреплении
знаний, умений с использованием следующих технологий и методов:
•
Социально – активные (деловые игры, уроки - конкурсы, уроки - видео
экскурсии)
•
Компетенотностно – ориентированные (социальное проектирование, что
позволяет проявить самостоятельность , умение работать в команде дает возможность
связать теоретические знания и практические умения , через вовлеченность в
общественную жизнь).
•
Проблемное обучение (создание решений на основе творческого
воображения – изображение задания; создание проблемной ситуации – создать сравнить
,составить).
•
Проектирование (ознакомительно – ориентированное (информационное) –
сообщение направлено на сбор информации)
•
Личностно – ориентировочное обучение (разноуровневое обучение
создание и сбор материала , индивидуальная консультационная помощь при организации
внеаудиторной самостоятельной работы).

11

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а так же выполнения обучающимся индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки
(освоенные умения, усвоенные знания)
результатов обучения.
1
2
Умения:
Анализировать техническую документацию Внеаудиторная самостоятельная работа
Определять предельные отклонения
Лабораторная работа, внеаудитроная
размеров по стандартам, технической
самостоятельная работа
документации
Выполнять расчеты величин предельных
Лабораторная работа, внеаудиторная
размеров и допуска по данным чертежа и
самостоятельная работа
определять годность заданных размеров
Определять характер сопряжения ( группы
Лабораторная работа, внеаудиторная
посадки) по данным чертежей, по
самостоятельная работа
выполненным расчетам
Выполнять графики полей допусков по
Лабораторная работа, внеаудиторная
выполненным расчетам
самостоятельная работа
Применять контрольно-измерительные
Лабораторная работа.внеаудиторная
приборы и инструменты
самостоятельная работа
Знания:
Систему допусков и посадок
Контрольная работа, внеаудиторная
самостоятельная работа
Квалитеты и параметры шероховатости
Внеаудиторная самостоятельная работа
Основные принципы калибровки сложных
Внеаудиторная самостоятельная работа
профилей
Основы взаимозаменяемости
Внеаудиторная самостоятельная работа
Методы определения погрешностей
Внеаудиторная самостоятельная работа
измерений
Основные сведения о сопряжениях в
Внеаудиторная самостоятельная
машиностроении
работа.контрольная работа
Размеры допусков для основных видов
Контрольная работа, внеаудиторная
механической обработки и для деталей,
самостоятельная работа
поступающих на сборку
Основные принципы калибрования простых Внеаудиторная самостоятельная работа
и средней сложности профилей
Стандарты на материалы, крепежные и
Внеаудиторная самостоятельная работа
нормализованные детали и узлы
Наименование и свойства комплектуемых
Внеаудиторная самостоятельная работа
материалов
Устройство, назначение, правила настройки Контрольная работа, выполнение
и регулирования контрольноиндивидуальных проектных заданий,
измерительных инструментов и приборов
внеаудиторная самостоятельная работа
Методы и средства контроля обработанных Контрольная работа, выполнение
поверхностей
индивидуальных проектных заданий,
12

внеаудиторная самостоятельная работа
Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего контроля производится в
соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности
(правильных ответов)
90 ÷100
80 ÷ 89
70 ÷79
Менее 70

Качественная оценка индивидуальных образовательных
достижений
Балл (отметка)
Вербальный аналог
5
Отлично
4
Хорошо
3
Удовлетворительно
2
Неудовлетворительно

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».