А.04 Адаптивные информационно-коммуникационные технологии

Рабочая программа учебной дисциплины А.04 Адаптивные информационные и
коммуникационные технологии предназначена для изучения адаптивных информационных и
коммуникационных технологий в ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»,
реализующих программу подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии
17530 Рабочий зеленого строительства, 18103 Садовник
Организация – разработчик: ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Разработчик: Хаземова Светлана Алексеевна, преподаватель ГБПОУ СО «Сухоложский
многопрофильный техникум»

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

13

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«АДАПТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Адаптивные информационные и
коммуникационные технологии» является частью программы профессиональной подготовки
по профессиям рабочих, должностям служащих СПО по профессии 17530 Рабочий зеленого
строительства, 18103 Садовник для физических лиц с ограниченными возможностями
здоровья.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Учебная дисциплина «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии»
относится к разделу «Адаптационный цикл».
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
В
результате
освоения
дисциплины
«Адаптивные
информационные
и
коммуникационные технологии» обучающийся инвалид или обучающийся с ограниченными
возможностями здоровья должен:
уметь:
- работать с программными средствами универсального назначения,
соответствующими современным требованиям;
- использовать индивидуальные слуховые аппараты и звукоусиливающую аппаратуру
(студенты с нарушениями слуха);
- использоватьбрайлевскую технику, видеоувеличители, программы синтезаторы
речи, программы невизуального доступа к информации (студенты с нарушениями зрения);
- использовать адаптированную компьютерную технику, альтернативные устройства
ввода информации, специальное программное обеспечение (студенты с нарушениями
опорно-двигательного аппарата);
- осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с
учебными задачами;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных
технологий;
- использовать альтернативные средства коммуникации в учебной и будущей
профессиональной деятельности;
- использовать специальные информационные и коммуникационные технологии в
индивидуальной и коллективной учебной и будущей профессиональной деятельности;
- использовать приобретенные знания и умения в учебной и будущей
профессиональной деятельности для эффективной организации индивидуального
информационного пространства;
знать:
- основы современных информационных технологий переработки и
преобразования текстовой, табличной, графической и другой информации;
- современное состояние уровня и направлений развития технических и
программных средств универсального и специального назначения;
- приемы использования сурдотехнических средств реабилитации (студенты с
нарушениями слуха);
- приемы использования тифлотехнических средств реабилитации (студенты с
нарушениями зрения);
4

-

приемы использования компьютерной техники, оснащенной альтернативными
устройствами ввода-вывода информации (студенты с нарушениями опорно-двигательного
аппарата);
- приемы поиска информации и преобразования ее в формат, наиболее
подходящий для восприятия с учетом ограничений здоровья.
Наименование разделов дисциплины:
1. Особенности информационных технологий для людей с ограниченными
возможностями здоровья.
2. Тифлотехнические средства.
3. Сурдотехнические средства.
4. Адаптированная компьютерная техника.
5. Дистанционные образовательные технологии.
6. Информационные и коммуникационные технологии как средства
коммуникации,
7. Технологии работы с информацией.
8. Использование адаптивных технологий в учебном процессе.
В зависимости от особенностей здоровья обучающихся варьируется изучение
разделов дисциплины.
В адаптированную программу включено содержание, направленное на
формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД), необходимых для
качественного освоения основной профессиональной образовательной программы
профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих на базе
специального (коррекционного) образования
В результате освоения учебной дисциплины «Экология» обучающиеся должны овладеть
универсальными учебными действиями
Универсальные учебные действия. /УУД/
Коммуникативные УУД
Личностные УУД
Самоопределение (мотивация учения,
формирование основ гражданской
идентичности личности).
Смыслообразования(«какое значение,
смысл имеет для меня учение», и уметь
находить ответ на него).
Нравственно-этического
оценивания
(оценивание усваиваемого содержания,
исходя из социальных и личностных
ценностей, обеспечивающее личностный
моральный выбор).

Познавательные УУД
Общеучебные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;

Планирование (определение цели,
функций участников, способов
взаимодействия).
Постановка вопросов (инициативное
сотрудничество в поиске и сборе
информации).
Разрешение конфликтов (выявление,
идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения
конфликта, принятие решения и его
реализация).
Управление
поведением
партнѐра
точностью выражать свои мысли
(контроль, коррекция, оценка действий
партнѐра умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли).
Регулятивные УУД
Целеполагание (постановка учебной
задачи на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимися, и того, что
5

- знаково-символические
- моделирование
Логические
- анализ с целью выделения признаков
(существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей,
восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для
сравнения, сериации, классификации
объектов;
- подведение под понятие, выведение
следствий;
-установление причинно-следственных
связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Действия постановки и решения
проблем:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов
решения проблем творческого и поискового
характера.

ещѐ неизвестно).
Планирование (определение
последовательности промежуточных целей
с учѐтом конечного результата; составление
плана и последовательности действий).
Прогнозирование (предвосхищение
результата и уровня усвоения, его
временных характеристик).
Контроль (в форме сличения способа
действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений
и отличий от эталона)
Коррекция (внесение необходимых
дополнений и корректив в план и способ
действия в случае расхождения эталона,
реального действия и его продукта).
Оценка (выделение и осознание
учащимися того, что уже усвоено и что ещѐ
подлежит усвоению, осознание качества и
уровня усвоения).
Волевая саморегуляция (способность к
мобилизации сил и энергии; способность к
волевому усилию – к выбору в ситуации
мотивационного конфликта и к
преодолению препятствий).
В соответствии с ФГОС профессионального образования, обучающиеся должны
обладать общими компетенциями:
ОК 1понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов еѐ
достижения, определѐнных руководителем.
ОК 3анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль,
оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей
работы.
ОК 4осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач.
ОК 5использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей)
1.4.Образовательные технологии для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
и инвалидов
Технологии
Проблемное
обучение

Цель
Развитие познавательной способности,
активности,
творческой
самостоятельности обучающихся с
ограниченными
возможностями
здоровья и инвалидов

Адаптированные методы
Поисковые методы, постановка
познавательных задач с учетом
индивидуального социального опыта
и особенностей обучающихся с
ограниченными
возможностями
6

здоровья и инвалидов
Методы, учитывающие динамику и
уровень
работоспособности
обучающихся с ограниченными
возможностями
здоровья
и
инвалидов
Модульное
Индивидуальные методы обучения:
обучение
индивидуальный темп и график
обучения с учетом уровня базовой
подготовки
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья и инвалидов
Дифференциро Создание оптимальных условий для Методы индивидуального личностно
ванное
выявления индивидуальных интересов ориентированного
обучения
с
обучение
и способностей обучающихся с учетом ограниченных возможностей
ограниченными
возможностями здоровья и личностных психологоздоровья и инвалидов
физиологических особенностей
Развивающее
Ориентация учебного процесса на Вовлечение
обучающихся
с
обучение
потенциальные
возможности ограниченными
возможностями
обучающихся
с
ограниченными здоровья и инвалидов в различные
возможностями здоровья и инвалидов виды
деятельности,
развитие
сохранных возможностей
СоциальноМоделирование
предметного
и Методы
социально-активного
активное,
социального содержания учебной обучения, игровые методы с учетом
интерактивное деятельности
обучающихся
с социального опыта обучающихся с
обучение
ограниченными
возможностями ограниченными
возможностями
здоровья и инвалидов
здоровья и инвалидов
Рефлексивное
Интерактивное
вовлечение Интерактивные методы обучения,
обучение,
обучающихся
с
ограниченными вовлечение
обучающихся
с
развитие
возможностями здоровья и инвалидов ограниченными
возможностями
критического
в групповой образовательный процесс здоровья и инвалидов в различные
мышления
виды
деятельности,
создание
рефлексивных
ситуаций
по
развитию адекватного восприятия
собственных особенностей
Все образовательные технологии рекомендуется применять как с использованием
универсальных, так и специальных информационных и коммуникационных средств, в
зависимости от вида и характера ограниченных возможностей здоровья обучающихся.
Для основных видов учебной работы рекомендуются следующие формы и методы.
Контактная работа:
- лекции – проблемная лекция, лекция-дискуссия, лекция-презентация, лекция-диалог,
лекция-консультация, интерактивная лекция (с применением социально-активных методов
обучения), лекция с применением дистанционных технологий и привлечением возможностей
Интернета,
- семинарские занятия – социально-активные методы: тренинг, дискуссия, мозговой
штурм, деловая, ролевая игра, мультимедийная презентация, дистанционные технологии и
привлечение возможностей Интернета,
- групповые консультации – опрос, интеллектуальная разминка, работа с лекционным и
дополнительным материалом, перекрестная работа в малых группах, тренировочные задания,
рефлексивный самоконтроль,
- индивидуальная работа с преподавателем - индивидуальная консультация, работа с
лекционным и дополнительным материалом, беседа, морально-эмоциональная поддержка и
стимулирование, дистанционные технологии.
Самостоятельная работа:
Концентрирова
нное обучение

Создание блочной структуры учебного
процесса,
наиболее
отвечающей
особенностям здоровья обучающихся
с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидов
Гибкость
обучения,
его
приспособление к индивидуальным
потребностям
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья и инвалидов

7

- работа с книгой и другими источниками информации, план-конспекты,
- реферативные (воспроизводящие), реконструктивно-вариативные, эвристические,
творческие самостоятельные работы,
- проектные работы,
- дистанционные технологии.
В работе преподавателей рекомендуется уделять внимание индивидуальной работе с
обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Под
индивидуальной работой подразумевается две формы взаимодействия с преподавателем:
индивидуальная учебная работа (консультации), т.е. дополнительное разъяснение учебного
материала и углубленное изучение материала с теми обучающимися, которые в этом
заинтересованы, и индивидуальная воспитательная работа.
1.5. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося - 48 часов, в том числе:
 обязательная учебная аудиторная нагрузка обучающегося - 32часов;
 самостоятельная работа обучающегося - 16 часов.

8

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:
Лекции

10

практические работы

22

Самостоятельная работа обучающегося

16

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

9

2.2.1 Тематический план учебной дисциплины «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии»
(студенты с умственной отсталостью)
Объем часов
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа
обучающихся, домашняя работа

Раздел 1. Особенности информационных технологий для людей с ограниченными
возможностями здоровья
1
Особенности информационных технологий для людей с ограниченными возможностями
здоровья
Раздел 2. Дистанционные образовательные технологии.
2
Приемы работы с дистанционными технологиями
3
Практическое занятие 1Участие в онлайн тестировании и вебинаре
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии как средства коммуникации
4 Практическое занятие 2Работа с электронной почтой
5 Практическое занятие 3Работа в социальных сетях
Раздел 4. Технологии работы с информацией.
6 Приемы работы с программами обработки текстовой информации
7 Практическое занятие 4 Подготовка текстового документа
8 Приемы работы с программами обработки числовой информации
9
Практическое занятие 5 Подготовка расчетной таблицы
10 Практическое занятие 6 Приемы работы с программами подготовки презентаций
11 Практическое занятие 7 Приемы работы с программами обработки изображений
12 Практическое занятие 8 Приемы работы с программами обработки звука
Раздел5. Использование адаптивных технологий в учебном процессе.
13 Практическое занятие 9 Подготовка рекламного плаката по профессии
14 Практическое занятие 10 Подготовка презентации по специальной учебной дисциплине
15 Практическое занятие 11 Подготовка сообщения по специальной учебной дисциплине
16 Дифференцированный зачет

всего

практич
еских
занятий

2

самостоят
ельная
работа

Уровень
освоения

1

1

2
4
2
2
4
2
2
14
2
2
2
2
2
2
2
8
2
2
2
2

1
2
2
4
2
2
10

2

1
1

2

1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

8

2
2
2
2
2
6
2
2
2

3

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению кабинета для
проведения
занятий
по
дисциплине
Адаптивные
информационные
и
коммуникационные технологии
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета:
1. Посадочные места по количеству обучающихся.
2. Рабочее место преподавателя.
3. Аудиторная доска для письма.
Технические средства обучения:
1. Мультимедиа проектор.
2. Персональный компьютер (по количеству обучающихся).
3. Лазерный принтер.
4. Устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Основная литература:
1. Культура информационной деятельности: учебное пособие для основной школы (8
класс)/ В.В. Мачульский и др- Екатеринбург: Ценр «Учебная книга»; Смоленск:
Издательство «АссоциацияXXI век», 2004.
2. Культура информационной деятельности: учебное пособие для основной школы
(7класс)/ В.В. Мачульский и др- Екатеринбург: Ценр «Учебная книга»; Смоленск:
Издательство «АссоциацияXXI век», 2003.

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения
обучающийся самостоятельной работы.
Результаты обучения (освоенные умения, Формы и методы контроля и оценки результатов
усвоенные знания)
обучения
В результате изучения учебной дисциплины «адаптивные информационные и
коммуникационные технологии»обучающийся должен знать/понимать:
основы современных информационных Тестирование
технологий
переработки
и выполнение практических работ 1-12
преобразования текстовой, табличной,
графической и другой информации;
современное состояние уровня и Тестирование
направлений развития технических и Самостоятельная работа 1
программных средств универсального и
специального назначения;
приемы
поиска
информации
и Тестирование
преобразования ее в формат, наиболее Самостоятельная работа 1-5
подходящий для восприятия с учетом
ограничений здоровья.
В результате изучения учебной дисциплины «адаптивные информационные и
коммуникационные технологии»обучающийся должен уметь:
работать с программными средствами практические работы 1-14
универсального
назначения,
соответствующими
современным
требованиям
осуществлять
выбор
способа Практические работы 13,14
представления
информации
в Самостоятельная работа 5
соответствии с учебными задачами
иллюстрировать учебные работы с Тестирование
использованием
средств Практические работы 13,14
Самостоятельная работа 5
информационных технологий
использовать альтернативные средства Практические работы 13,14
коммуникации в учебной и будущей Самостоятельная работа 5
профессиональной деятельности
использовать
специальные Практические работы 13,14
информационные и коммуникационные Самостоятельная работа 2,3,4,5
технологии
в
индивидуальной
и
коллективной учебной и будущей
профессиональной деятельности
использовать приобретенные знания и Практические работы 13,14
умения
в
учебной
и
будущей Самостоятельная работа 2,3,4,5
профессиональной деятельности для
эффективной
организации
индивидуального
информационного
пространства
12

Формы и методы контроля и оценки освоенных общих компетенций
Результаты
(освоенные общие компетенции)

Основные показатели
оценки результата

Формы и
методы
контроля и
оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную Демонстрация интереса к
значимость своей будущей профессии, будущей профессии.
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную
деятельность, выбирать типовые методы
и
способы
выполнения
профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных
и нестандартных ситуациях и нести за
них ответственность.
ОК
4.
Осуществлять
поиск
и
использование
информации,
необходимой
для
эффективного
выполнения профессиональных задач,
профессионального
и
личностного
развития.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде,
эффективно общаться с коллегами,
руководством.

Выбор и применение
методов и способов
решения
профессиональных задач в
области инженерной
Интерпретация
графики.
результатов
Обоснование выбора
наблюдений за
решений в стандартных и
деятельностью
нестандартных ситуациях.
обучающегося в
Демонстрация
умения
процессе
эффективного
поиска
освоения
необходимой информации; образовательной
программы
Использование различных
источников,
включая
электронные.
Взаимодействие
с
обучающимися,
преподавателями в ходе
обучения.

13

Раздел 1. Особенности
информационных
технологий для людей с
ограниченными
возможностями здоровья
Раздел 2.
Дистанционные
образовательные
технологии.
Раздел 3.
Информационные и
коммуникационные
технологии как средства
коммуникации

Объем ВСР
(час)

Раздел дисциплины

Объем часов
на раздел

5.ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Вид ВСР

Оформить памятку о правилах безопасности при
использовании компьютера
2

1
Поиск онлайн тестов
составление каталога

по

тематике

профессии,

4

2
Поиск интернет - ресурсов по тематике профессии,
составление каталога

4

Раздел 4. Технологии
работы с информацией.

14

Раздел5. Использование
адаптивных технологий
в учебном процессе.

8

Общий объем часов по
дисциплине

32

2

Подготовка технологической карты по тематике
профессии
Подготовка иллюстрации
Подготовка звукового файла
Подготовка таблицы по тематике профессии
Подбор материалов для создания:
 Плаката;
 Презентации;
 Сообщения.
Общий объем ВСР

8

3

16

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».