А.02 Основы социально-правовых знаний Слесарь-ремонтник

Организация – разработчик: ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»
Разработчик: Потапенко Светлана Александровна, преподаватель, ГБПОУ СО
«Сухоложский многопрофильный техникум»

СОДЕРЖАНИЕ

1

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

4

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

12

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
А.02 Основы социально-правовых знаний
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа А.02 Основы социально-правовых знаний является частью
адаптированной программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих,
должностям служащих по профессиям 18559 Слесарь-ремонтник для лиц с ограниченными
возможностями здоровья (нарушение интеллектуального развития).
Программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании по
программам профессиональной подготовки.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной программы:
учебная дисциплина входит в адаптационный цикл программы профессиональной
подготовки.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать нормы позитивного социального поведения;
- использовать свои права адекватно законодательству;
- обращаться в надлежащие органы за квалификационной помощью;
- анализировать и осознанно применять нормы закона с точки зрения конкретных условий их
реализации;
- составлять необходимые заявительные документы;
- использовать приобретенные
профессиональных ситуациях.

знания

и

умения

в

различных

жизненных

и

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- механизмы социальной адаптации;
- основополагающие международные документы, относящиеся к правам инвалидов;
- основные правовые гарантии инвалидам в области социальной защиты и образования;
- функции органов труда и занятости населения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны обладать общими
компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе;
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часа;
внеаудиторной (самостоятельной) работы обучающегося 30 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия)
(всего)
В том числе:
Практические занятия
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося
(всего)
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

Объем часов
90
60

20
30

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины А.02 ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ
Наименование разделов
и тем
1

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
2

Раздел 1 Теоретические основы государства и права
Тема1.1. Теория
Содержание учебного материала
государства и права
1
Понятие и признаки государства. Сущность и функции государства. Форма
государства
Тема 1.2. Теория права
Содержание учебного материала
1
Понятие, признаки, функции права. Правовые отношения и юридическая
ответственность. Понятие основ правового статуса личности. Конституционные
гарантии реализации прав и свобод.
Самостоятельная работа обучающихся №1
Ответить на вопросы в учебнике Основы правоведения А.И Яковлева стр. 35
Раздел 2 Основы конституционного права
Тема 2.1. Основы
Содержание учебного материала
конституционного строя 1
Российская Федерация – демократическое, правовое, суверенное, государство.
РФ
Местное самоуправление
Практическое занятие
1
№1Схематический конспект.
Тема 2.2. Система
Содержание учебного материала
органов
Президент РФ. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть.
1
государственной власти.
Самостоятельная работа обучающихся.
№2 Ответить на вопросы стр.67 в учебнике А.И. Яковлева «Основы правоведения»
Раздел 3 Основы трудового права.
Содержание учебного материала
1
Источники трудового права. Действия трудового кодекса РФ по кругу лиц, во
Тема 3.1. Общие
времени и пространстве. Соотношение норм международного права и российской
положения трудового
правовой системы.
права

Объем
часов
3
8
2
2-2

Уровень
освоения
4

1

2
2-4

1

4
14
2
2-6

1

2
2-8
2

2
1

2-10
8
32
2

1

2-12

6

Наименование разделов
и тем
1

Тема 3.2. Социальное
партнерство в сфере
труда
Тема 3.3. Правовые
основы занятости и
трудоустройства
Тема 3.4. Трудовой
договор.

Тема 3.5 Рабочее время
и время отдыха.
Тема 3.6. правовое
регулирование
дисциплины труда

Тема 3.7. Материальная
ответственность
работника и
работодателя.

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
2
Практическое занятие
1
№ 2 Составление заявления для поступления на работу.
Содержание учебного материала
1
Понятие, сущность и система социального партнерства. Коллективный договор

Объем
часов
3

Уровень
освоения
4
2

2-14
2

1

2-16
Содержание учебного материала
1
Государственная политика в сфере занятости. Правовой статус безработного.
Содержание учебного материала
1
Понятие и стороны трудового договора. Заключение и расторжение трудового
договора.
Практическое занятие
1
№ 3 заполнение трудового договора
Содержание учебного материала
1
Режим и учет рабочего времени Правовое регулирование времени отдыха.
Содержание учебного материала
1
Понятие и основы дисциплины труда. Понятие и основание дисциплинарной
ответственности.
Содержание учебного материала
1
Понятие и основные условия материальной ответственности. Виды материальной
ответственности. Порядок взыскания причиненного ущерба. Регресный иск.
Материальная ответственность работодателя
Практическое занятие
1
№ 4 Решение тематических задач

2

1

2-18
2

1

2-20
2
2-22
2
2-24
2

2
1
1

2-26

2-28
2
2-30

2

7

Наименование разделов
и тем
1

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
2

Самостоятельная работа обучающихся
Составить конспект по перечню вопросов.
Раздел 4. Основы гражданского права.
Тема 4.1. Общие
Содержание учебного материала
положения
1
Понятия и основные принципы гражданского права. Граждане как субъекты
гражданского права
гражданского права. Юридические лица.
Тема 4.2 право
Содержание учебного материала
собственности и его
1
Понятие и содержание права собственности. Защита прав собственности.
защита
Тема 4.3. ГражданскоСодержание учебного материала
правовые договоры
1
Понятие и содержание договора.
Практическое занятие
1
№ 5 Решение тематических задач
Тема 4.4. Обязательства Содержание учебного материала
возникающие в
1
Понятия и основания ответственности за причинения вреда.
следствии причинения
Самостоятельная работа обучающихся
вреда
№ 4 Ответить на вопросы стр.236 в учебнике А.И. Яковлева «Основы правоведения»
Раздел 5. Основы семейного права
Тема 5.1. Правовое
Содержание учебного материала
регулирование
1
Семейный кодекс РФ. Права и обязанности родителей и детей.
семейных отношений
Практическое занятие
1
№ 6 Решение тематических задач.
Тема 5.2,
Содержание учебного материала
Имущественная
1
Алиментные обязанности родителей и детей. Порядок уплаты и взыскания
ответственность
алиментов. Опека и попечительство.
родителей и детей
Практическое занятие

Объем
часов
3

Уровень
освоения
4

12
26
2

1

2-32
2

1

2-34
2
2-36
2
2-38
2
2-40

1
2
1

16
32
2

1

2-42
2
2-44
2

2
1

2-46
2

2
8

Наименование разделов
и тем
1

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
2

1
№ 7 Решение тематических задач
Раздел 6. Основы экологического права
Тема 6.1. Общая
Содержание учебного материала
характеристика
1
Общая характеристика состояния природной среды в России. Юридическая
состояния природной
ответственность за экологические правонарушения.
среды в России.
Практическое занятие
1
№8 Решение тематических задач
Самостоятельная работа обучающихся
№ 5 Составить коллаж об охране окружающей среды
Раздел 7. Государственная защита прав и свобод граждан.
Тема 7.1.
Содержание учебного материала
Административные
1
Государственные и межгосударственные органы по защите прав граждан.
способы защиты прав и
свобод граждан.
Практическое занятие
1
№ 9 Составить схему «Межгосударственные органы по защите прав и свобод
граждан»
2
№ 10 Решение тематических задач
Дифференцированный зачет
Всего:

Объем
часов
3

Уровень
освоения
4

2-48
24
2

1

2-50
2
2-52

2

20
6
2

1

2-54
4

2

2-56
2-58
2-60
90

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Учебный кабинет:
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству
обучающихся;
автоматизированное рабочее место преподавателя; дидактический раздаточный
материал к практическим занятиям.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным
обеспечением и выходом в Интернет; мультимедийное оборудование.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Основные источники.
Основы правоведения А.И. Яковлев М, «Академия» 2014год
Дополнительные источники
1. Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12.12.1993
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12. 2001 № 197-ФЗ (в ред. ФЗ от
30.06. 2006г. Кодекс об административных правонарушениях РФ. Федеральный закон
от 30.12.2001 № 195-ФЗ с изм. на 18.06 2005
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994
Интернет –ресурсы;
ЭБС

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения

Основные
показатели
оценки
результатов
Формы и методы контроля и оценки
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать нормы позитивного
Практические работы
социального поведения;
Оценка по критериям
- использовать свои права адекватно
законодательству;
- обращаться в надлежащие органы за
квалификационной помощью;
- анализировать и осознанно применять
нормы закона с точки зрения конкретных
условий их реализации;
- составлять необходимые заявительные
документы;
- использовать приобретенные знания и
умения в различных жизненных и
профессиональных ситуациях.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
механизмы социальной адаптации;
- основополагающие международные
документы, относящиеся к правам
инвалидов;

Самостоятельные работы
Представление выполненных работ

- основные правовые гарантии инвалидам в
области социальной защиты и образования;
- функции органов труда и занятости
населения.

В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны обладать общими
компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1 Понимать сущность и социальную
значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК
2
Организовывать
собственную
деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных
задач, оценивать их эффективность и
качество.

-применяет
знания
при
решении
профессиональных задач;
- оценивает эффективность и качество
выполнения заданий;
- предлагает способы и варианты решения
проблемы;
умеет самостоятельно работать с
информацией, применяет для выполнения
11

ОК 3 Принимать решения в стандартных и
нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование
информации,
необходимой
для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального и личностного развития.
ОК
5 Использовать
информационнокоммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе команде,
эффективно
общаться
с
коллегами,
руководством, потребителями.

профессиональных задач;
- работает в информационных справочных
системах;
- взаимодействует с обучающимися,
преподавателями
- интерпретация результатов наблюдения;
- работа на занятиях
- решение задач, прогнозирование ситуаций
- Выполненные работы по дисциплине;
- участие в беседе, работа на практических
занятиях;
- участие в групповых проектах.

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля
и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой.
Процент результативности
(правильности ответов)
90-100
80-89
70-79
Менее 70

Качественная оценка индивидуальных образовательных
достижений
Балл (отметка)
Вербальный аналог
5
Отлично
4
Хорошо
3
Удовлетворительно
2
Неудовлетворительно

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».