РУП ОП 05 Экологические основы природопользования

Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Разработчик: Потапенко Светлана Александровна, преподаватель

СОДЕРЖАНИЕ

1

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

4

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

10

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 05 Экологические основы природопользования
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа ОП.05 Экологические основы природопользования является частью
адаптированной программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих,
служащих по профессиям 18103 Садовник, 17531 Рабочий зеленого хозяйства для лиц с
ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной программы:
учебная дисциплина входит в общепрофессиональный цикл основной программы
профессиональной подготовки
Программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и
профессиональной подготовке по профессиям Цветовод. Садовод.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять принципы рационального использования при выполнении садово-парковых и
ландшафтных работ на объектах;
- проводить экологический мониторинг окружающей среды;
- предупреждать возникновение экологической опасности;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- природоресурсный потенциал, принципы и методы рационального использования;
- размещение производства и проблему отходов;
- понятие мониторинга окружающей среды, экологическое регулирование, прогнозирование
последствий природопользования;
- правовые и социальные вопросы природопользования;
- охраняемые природные территории;
- концепцию устойчивого развития;
- международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей
среды.
В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны обладать общими
компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандарьных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе;
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
внеаудиторной (самостоятельной) работы обучающегося 16 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия)
(всего)
В том числе:
Практические занятия
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося
(всего)
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

Объем часов
57
38

8
19

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП 05 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Наименование разделов
и тем
1

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
2

Содержание учебного материала
1 Основные понятия экологии. Методы используемые в экологических
исследованиях. Роль экологии в формировании практической деятельности людей
Значение экологии при освоении профессии
Раздел 1 Экология как научная дисциплина
Тема1.1. Общая
Содержание учебного материала
экология
1 Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды
на организм. Популяция. Экосистема. Биосфера.
Тема 1.2. Социальная
Содержание учебного материала
экология
1 Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружающая человека, еѐ
специфика и состояние. Демография и проблемы экологии. Природные ресурсы,
используемые человеком. Понятие «загрязнение среды
Тема 1.3. Прикладная
Содержание учебного материала
экология.
1 Экологические проблемы: региональные и глобальные. Причины возникновения
глобальных экологических проблем. Возможные способы решения глобальных
экологических проблем.
Практическое занятие
1 №1. Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах
местности, окружающей обучающегося.
Контрольная работа по разделу №1
1 Природные ресурсы используемые человеком
Схематический конспект
Самостоятельная работа обучающихся.
№1 Составить глоссарий экологических терминов.
Раздел 2 Среда обитания человека и экологическая безопасность

Объем
часов
3

Уровень
освоения
4

2
2-2
18
2
2-4

1

1

2
2-6

1

2
2-8

1

2
2-10

2

2
2-12
6
16
6

Наименование разделов
и тем
1

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
2

Содержание учебного материала
Тема 2.1 Среда обитания 1 Окружающая среда и еѐ компоненты. Естественная и искусственная среды
обитания человека. Социальная среда.
человека
Содержание учебного материала
1 Требования к экологической безопасности
Тема 2.2 Городская
среда
Содержание учебного материала
Тема 2.3 Сельская среда 1 Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. Сельское
хозяйство и его экологические проблемы. Пути решения экологических проблем
сельского хозяйства
Практическое занятие
1 № 2 Описание жилища человека как искусственной экосистемы
Контрольная работа по разделу №2
1 Составить схему агроэкосистемы
Самостоятельная работа обучающихся.
№ 2 Просмотреть видеоматериал по темам Использование ресурсов. Индекс живой
планеты. Экологический след.
Раздел 3. Охрана природы
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Природоохранная
1 Типы организаций, способствующих охране природы.
деятельность.
2 Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус.
3 Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.
4 Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологические проблемы
России
Практическое занятие
1
№3. Сравнительное описание естественных природных систем и Агро экосистемы.

Объем
часов
3

Уровень
освоения
4

2
2-14
2
2-16
2
2-18
2
2-20
2
2-22
6

8
2-24
2-26
2-28

1

2-30
2
2-32

2

7

Наименование разделов
и тем
1
Тема 3.2 Природные
ресурсы и их охрана

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
2
Содержание учебного материала
1 Природно-территориальные аспекты экологических проблем. Социальноэкономические аспекты экологических проблем. Природные ресурсы и способы их
охраны.
Практическое занятие
1 № 4 Решение тематических задач
Самостоятельная работа
№ 3 Просмотреть видеоматериал наа тему:
Ярусность растительного общества
Пищевые цепи и сети в биоценозе
Круговорот веществ в природе
Дифференцированный зачет
Всего:

Объем
часов
3

Уровень
освоения
4

2-34
2
2-36

7

2-38
57

8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Учебный кабинет:
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству
обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя; дидактический
раздаточный материал к практическим занятиям.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным
обеспечением и выходом в Интернет; мультимедийное оборудование.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Основные источники
Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. –
М., 2014
Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной
деятельности: учебник для учреждений профессионального образования – М., 2014
Интернет –ресурсы;
www. ekologysite.ru (Каталог экологических сайтов)
www. Ecoculture.ru (Сайт экологического просвящения)
www. Ecocommunity.ru (Информационный сайт, освящающий проблемы
экологии Росссии

9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения

Основные
показатели Формы и
методы
оценки результатов
контроля и оценки
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять принципы
Практические работы
Оценка по критериям
рационального использования при
выполнении садово-парковых и
ландшафтных работ на объектах;
проводить
экологический
мониторинг окружающей среды;
- предупреждать возникновение
экологической опасности;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- природоресурсный потенциал, Самостоятельные работы
принципы
и
методы
рационального использования;

Представление
выполненных работ

- размещение производства и
проблему отходов;
понятие
мониторинга
окружающей
среды,
экологическое
регулирование,
прогнозирование
последствий
природопользования;
- правовые и социальные вопросы
природопользования;
охраняемые
территории;

природные

концепцию
развития;

устойчивого

- международное сотрудничество
в области природопользования и
охраны окружающей среды.
В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны обладать общими
компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1 Понимать сущность и
социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
ОК
2
Организовывать
собственную
деятельность,

-применяет
знания
при интерпретация
решении профессиональных результатов
задач;
наблюдения;
- оценивает эффективность и - работа на занятиях
качество
выполнения
10

выбирать типовые методы и
способы
выполнения
профессиональных
задач,
оценивать их эффективность и
качество.
ОК 3 Принимать решения в
стандартных и нестандарьных
ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и
использование
информации,
необходимой для эффективного
выполнения профессиональных
задач,
профессионального
и
личностного развития.
ОК
5
Использовать
информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе
команде, эффективно общаться с
коллегами,
руководством,
потребителями.

заданий;
- предлагает
варианты
проблемы;

решение
задач,
способы и прогнозирование
решения ситуаций

- Выполненные работы
по дисциплине;
умеет самостоятельно
работать с информацией,
применяет для выполнения
профессиональных задач;
работает
в
информационных
справочных системах;
взаимодействует
обучающимися,
преподавателями

- участие в беседе,
работа на практических
занятиях;
- участие в групповых
проектах.

с

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего
контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной
шкалой.
Процент результативности
(правильности ответов)
90-100
80-89
70-79
Менее 70

Качественная оценка индивидуальных образовательных
достижений
Балл (отметка)
Вербальный аналог
5
Отлично
4
Хорошо
3
Удовлетворительно
2
Неудовлетворительно

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».