ПМ 2021

СОДЕРЖАНИЕ

1
2

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3 СТРУКТУРА
МОДУЛЯ

И

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
5

КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

4

5

10

12

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ВЫРАЩИВАНИЮ ДРЕВЕСНОКУСТАРНИКОВОЙ, ЦВЕТОЧНО-ДЕКОРАТИВНОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ И
ГАЗОННЫХ ТРАВ В ДЕКОРАТИВНОМ САДОВОДСТВЕ
1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее программа ПМ) — является
частью основной адаптированной программы профессиональной подготовки по профессиям
рабочих, должностям служащих по профессиям 18103 «Садовник», 17531 «Рабочий зеленого
хозяйства» в части освоения основного вида профессиональной деятельности
(ВПД);Выполнение работ по выращиванию древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной
растительности и газонных трав в декоративном садоводстве соответствующих
профессиональных компетенций (трудовых функций):
1.
А/01.3 Выполнение работ по подготовке почвы к посадке и посеву древеснокустарниковой, цветочно-декоративной растительности и газонных трав..
2.
А/02.3. Выполнение работ по посадке и посеву древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной растительности и газонных трав.
3.
А/03.3 Выполнение операций по уходу за древесно-кустарниковой, цветочнодекоративной растительностью и газонами
2. Цели и задачи модуля — требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения
профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
Подготавливать сельскохозяйственный садовый инвентарь, необходимый для
обработки почвы под древесно-кустарниковую, цветочно-декоративную растительность и
газонные травы
Выполнять немеханизированные работы по созданию дренажных и оросительных
систем в соответствии с ландшафтным проектом (проектом благоустройства, территорий)
Планировать поверхность почвы на участке не механизированным способом в
соответствии с ландшафтным проектом (проектом благоустройства, территорий)
Подготовлять к внесению удобрительных материалов и почвоулучшающих добавок в
соответствии с ландшафтным проектом (проектом благоустройства, территорий)
Приготавливать плодородный грунт для посадки и посева древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной растительности;
Вносить в почву и (или) распределять по поверхности удобрительных материалов и
почвоулучшающих добавок и плодородного грунта;
Обрабатывать почву немеханизированным способом на участке озеленения под посев
и посадку древесно-кустарниковую, цветочно-декоративную растительность и газонных трав
в соответствии с технологиями возделывания декоративных культур;
Обрабатывать почву немеханизированным способом в питомниках под посев и
посадку древесно-кустарниковую, цветочно-декоративную растительность и газонных трав в
соответствии с технологиями производства посадочного материала декоративных культур;
Обрабатывать почву (грунт) в культивационных сооружениях под посев и посадку
древесно-кустарниковую, цветочно-декоративную растительность в соответствии с
технологиями производства цветов и посадочного материала декоративных культур в
защищенном грунте;
Подготавливать сельскохозяйственный садовый инвентарь, необходимый для посадки
и посева древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительности и газонных трав;
Подготавливать борозды, лунки, посадочные ямы, траншеи для посадки и посева
древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительности и газонных трав;
Выполнять работы по посеву и посадке древесно-кустарниковой, цветочно-

декоративной растительности и газонных трав не механизированным способом при
озеленении территории;
Выполнять работы по посеву и посадке древесно-кустарниковой, цветочнодекоративной растительности и газонных трав не механизированным способом при
производстве посадочного материала декоративных культур;
Выполнять работы по посеву и посадке древесно-кустарниковой, цветочнодекоративной растительности в защищенном грунте при производстве цветов и посадочного
материала декоративных культур;
Выполнять работы по установке опор (шпалер, посадочных кольев), подвязки посадке
древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительности после посадки;
Поливать древесно-кустарниковую, цветочно-декоративную растительность и
газонные травы при посеве и посадке;
Подготавливать сельскохозяйственный садовый инвентарь, инструменты и
оборудования необходимых для ухода за древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной
растительностью и газонами;
Поливать древесно-кустарниковую, цветочно-декоративную растительность и
газонные травы во время ухода за растениями в соответствии с заданием;
Обрабатывать почву не механизированным способом, в процессе ухода за древеснокустарниковой, цветочно-декоративной растительностью;
Пропалывать древесно-кустарниковую, цветочно-декоративную растительность и
газоны;
Проводить различные виды обрезки древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной
растительности с использованием специальных инструментов;
Подкармливать (обрабатывать) древесно-кустарниковую, цветочно-декоративную
растительность и газоны сухими и жидкими удобрениями, биопрепаратами, стимуляторами
роста;
Проводить мероприятия по защите зеленых растений от вредителей и болезней;
Лечить раны и дупла деревьев;
Защищать древесно-кустарниковую, цветочно-декоративную растительность от
неблагоприятных метеорологических условий;
Очищать территории озеленения от сухостойных и фаутных деревьев и кустарников
Подбирать сельскохозяйственный (садовый) инвентарь для выполнения заданных
технологических операций по подготовке почвы к посеву (посадке) с учетом свойств почвы и
типа растительности;
Пользоваться сельскохозяйственным (садовым) ручным инвентарем при выполнении
операций по обработке почвы не механизированным способом в соответствии с правилами
его использования;
Выполнять земляные работы по созданию дренажа системы орошения с соблюдением
норм охраны плодородного слоя почвы;
Укладывать (устанавливать) дренажные материалы, сооружения, установка которых не
требует специальной подготовки, при создании дренажных и оросительных систем;
Выполнять срезку грунта, засыпку углублений с трамбовкой грунта, разравнивание
грунта, проверку спланированной поверхности;
Производить с растаривание, дробление., просеивание, взвешивание, смешивание
удобрительных материалов;
Заготавливать компоненты плодородного грунта (дерн, плодородный слой почвы,
торфоперегнойные компосты, песок) в соответствии с требованием технологии;
Смешивать компоненты плодородного грунта в соотношениях определенных
требованиями технологии;
Выполнять основные и поверхностные обработки почвы, формирование борозд,
гребней немеханизированным способом в соответствии с требованиями технологии при
озеленении и производстве посадочного материала

Уметь
Подбирать сельскохозяйственный (садовый) инвентарь для выполнения заданных
технологических операций по подготовке почвы к посеву (посадке) с учетом свойств почвы и
типа растительности;
Пользоваться сельскохозяйственным (садовым) ручным инвентарем при выполнении
операций по обработке почвы не механизированным способом в соответствии с правилами
его использования;
Выполнять земляные работы по созданию дренажа системы орошения с соблюдением
норм охраны плодородного слоя почвы;
Укладывать (устанавливать) дренажные материалы, сооружения, установка которых не
требует специальной подготовки, при создании дренажных и оросительных систем;
Выполнять срезку грунта, засыпку углублений с трамбовкой грунта, разравнивание
грунта, проверку спланированной поверхности;
Производить с растаривание, дробление., просеивание, взвешивание, смешивание
удобрительных материалов;
Заготавливать компоненты плодородного грунта (дерн, плодородный слой почвы,
торфоперегнойные компосты, песок) в соответствии с требованием технологии;
Смешивать компоненты плодородного грунта в соотношениях определенных
требованиями технологии;
Выполнять основные и поверхностные обработки почвы, формирование борозд,
гребней немеханизированным способом в соответствии с требованиями технологии при
озеленении и производстве посадочного материала
Подбирать сельскохозяйственный (садовый) инвентарь для выполнения заданных
технологических операций по посеву и посадке древесно-кустарниковой, цветочнодекоративной растительности и газонных трав с учетом свойств почвы и типа
растительности;
Пользоваться сельскохозяйственным (садовым) ручным инвентарем при выполнении
операций по п посеву и посадке древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной
растительности и газонных трав не механизированным способом в соответствии с правилами
его использования;
Прикапывать
посадочный
материал
(саженцев)
древесно-кустарниковой
растительности в прикопочных траншеях с соблюдением агротехнических требований;
Высевать летники и многолетники с соблюдением агротехнических требований;
Высаживать рассаду цветочно-декоративных растений, в том числе в
торфоперегнойных горшочках в грунт траншеях с соблюдением агротехнических
требований;
Осуществлять посадку в грунт в ящики. Горшки клубней луковиц, клубнелуковиц,
корневищ цветочно-декоративных растений с соблюдением агротехнических требований;
Осуществлять посев семян в школу сеянцев, посадку черенков, сеянцев и саженцев
при производстве посадочного материала древесно-кустарниковых культур с соблюдением
агротехнических требований;
Осуществлять посев семян древесно-кустарниковых культур в ящики, горшки, грунт
стеллажа в защищенном грунте с соблюдением агротехнических требований;
Осуществлять пикировку сеянцев декоративных культур в ящики, горшки, грунт
стеллажа с соблюдением агротехнических требований;
Обрезать корни и кроны саженцев древесно-кустарниковых культур перед посадкой с
использованием специальных инструментов;
Определять оптимальную высоту корневой шейки саженца относительно поверхности
почвы при посадке деревьев и кустарников;
Формировать приствольные круги после посадки деревьев и кустарников с
соблюдением агротехнических требований;
Определять нормы полива для древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной

растительности и газонных трав с учетом свойств почвы при посеве и посадки;
Подбирать сельскохозяйственный (садовый) инвентарь, инструменты и оборудование
для выполнения заданных технологических операций по уходу за древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной растительности и газонных трав;
Пользоваться сельскохозяйственным (садовым) ручным инвентарем и инструментами
при уходе за древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительностью и газонами в
соответствии с правилами его использования;
Пользоваться оборудованием, включая газонокосилки, кусторезки, бензопилы, при
уходе за древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительностью и газонами в
соответствии с инструкциями по эксплуатации оборудования;
Производить ежесменное техничсекое обслуживание оборудования используемого
при уходе за древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительностью и газонами
в соответствии с инструкциями по эксплуатации оборудования;
Производить окучивание, разокучивание, рыхление, перекопку почвы в процессе
ухода за древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительностью в соответствии
с соблюдением агротехнических требований;
Идентифицировать сорные растения и сортовые примеси в процессе ухода за
древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительностью и газонными травами;
Удалять сорные растения и сортовые примеси с одновременным рыхлением и без
рыхления почвы;
Осуществлять профильную обрезку кроны, обрезку под естественный вид, обрезку с
прореживанием, омолаживающую обрезку;
Готовить растворы удобрений , биопрепаратов, стимуляторов роста заданной
концентрации для подкормки (обработки) древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной
растительности и газонов;
Равномерно распределять сухие удобрения по поверхности почвы с соблюдением дозы
внесения;
Производить опрыскивание растворами удобрений, биопрепаратов, стимуляторов
роста с соблюдением дозы внесения;
Идентифицировать основные вредители и болезни древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной растительности и газонных трав;
Осуществлять механическую чистку древесно-кустарниковой растительности;
Накладывать ловчие пояса на деревья;
Готовить растворы и ядохимикаты необходимой концентрации, отравленные
приманки;
Производить
обработку
древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной
растительности и газонных трав ядохимикатами с соблюдением агротехнических
требований;
Раскладывать на территории озеленения, питомников отравленные приманки для
борьбы с грызунами;
Выполнять расчистку обеззараживания, замазывание (окрашивание, пломбирование)
раны дерева или дупла;
Производить обвязку и укрытие древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной
растительности с целью обеспечения благоприятных условий перезимовки;
Производить
защиту
древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной
растительности от заморозков дымлением, поливом, мульчированием;
Устанавливать защитные устройства от дождя и яркого солнца;
Валить деревья вручную или использованием бензопилы с обрубкой сучьев и с
раскряжевкой хлыстов;
Выполнять раскорчевку пней, выкапывание (корчевку) сухостойных деревьев,
кустарников, живой изгороди;
Выполнять снегозадержание и уплотнение снега в приствольных кругах в питомниках

декоративных культур
знать:
Виды сельскохозяйственного (садового) ручного инвентаря , их назначения, правила
их подготовки и использования;
Порядок выполнения не механизированных работ по созданию дренажа, системы
орошения;
Требования стандартов к охране плодородного слоя почвы припроведении земляных
работ;
Правила укладки дренажных материалов специальных сооружений при создании
дренажных и оросительных систем на участке;
Технология планировки поверхности почвы при закладке декоративного сада и
питомника;
Виды удобрительных материалов и правила их подготовки к их внесению;
Порядок их заготовки и подготовки к использованию компонентов плодородного
грунта для посадки и посева древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной
растительности;
Составы грунтов для посева и посадки древесно-кустарниковой,
цветочнодекоративной растительности, правила их приготовления;
Технология внесения удобрительных материалов не механизированным способом при
озеленении территорий, производстве посадочного материала декоративных культур;
Виды обработок почвы при озеленении территории, производстве посадочного
материала декоративных культур и правила их выполнения;
Правила использования сельскохозяйственного ручного инветаря при выполнении
операции по обработке почвы;
Агротехнические требования к выполнению операций по подготовке почвы на
участках озеленения под посев и посадку древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной
растительности и газонных трав;
Агротехнические требования к выполнению операций по подготовке в питомниках
под посев и посадку древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительности при
производстве посадочного материала;
Агротехнические требования к выполнению операций по подготовке почвы (грунта) в
культивационных сооружениях под посев и посадку древесно-кустарниковой, цветочнодекоративной растительности при производстве цветов и посадочного материала в
защищенном грунте;
Требования охраны труда в части, регламентирующих трудовые обязанности;
Правила использования сельскохозяйственного и ручного инвентаря при выполнении
операций по посеву и посадке древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной
растительности и газонных трав;
Правила обустройства траншей для временной прикопки саженцев;
Технология прикопки посадочного материала в прикопочных траншеях;
Технология подготовки борозд, лунок, посадочных ям, траншей и посадки древеснокустарниковой, цветочно-декоративной растительности и газонных трав;
Технология обрезки корней и кроны, саженцев, деревьев и кустарников перед
посадкой;
Технология посева и посадки древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной
растительности и газонных трав при озеленении территорий;
Технологии посева семян в школку сеянцев, посадки черенков, сеянцев и саженцев
при производстве посадочного материала декоративных культур;
Технология посева и посадки древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной
растительности в защищенном грунте при производстве цветов и посадочного материала

декоративных культур;
Правила устройства опор и подвязки к опорам Технология посева и посадки
древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительности;
Техника полива древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительности при
посадке и посеве;
Агротехнические требования к выполнению операций по посеву и посадке древеснокустарниковой, цветочно-декоративной растительности и газонных трав при озеленении
территорий;
Агротехнические требования к выполнению операций по посеву в школу сеянцев,
посадки черенков, сеянцев и саженцев при производстве посадочного материала
декоративных культур;
Агротехнические требования к выполнению операций по посеву и посадке древеснокустарниковой,
цветочно-декоративной растительности в защищенном грунте при
производстве цветов и посадочного материала декоративных культур;
Требования охраны труда в части, регламентирующих трудовые обязанности;
Виды сельскохозяйственного(садового)
инвентаря, их назначения, правила
подготовки их использрвания;
Специальное оборудование, используемое при уходе за древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной растительностью и газонами, его назначение, правила эксплуатации и
ежесменного технического обслуживания;
Техника полива древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительности и
газонных трав в процессе их вегетации;
Виды обработок почвы и правила их выполнения при уходе древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной растительностью;
Внешний вид древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительностью и
газонных трав и сорных растений;
Правила проведения прополок древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной
растительности и газонных трав;
Техника выполнения различных видов обрезки древесно-кустарниковой, цветочнодекоративных насаждений;
Правила приготовления растворов удобрений, биопрепаратов, стимуляторов роста,
заданной концентрации для подкормки (обработки) древесно-кустарниковой, цветочнодекоративной растительности
Основные вредители болезни древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной
растительности и газонных трав и их внешние признаки;
Техника механической очистки (удаление) от вредителей древесно-кустарниковой,
растительности;
Правила изготовления, наложение и снятие ловчих поясов;
Правила приготовления растворов ядохимикатов и отравленных приманок;
Технология
обработки
древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной
растительности и газонных трав ядохимикатами;
Правила раскладки отравленных приманок на территории озеленения для борьбы с
грызунами;
Технология лечения ран и дупел деревьев;
Способы защиты цветочно-декоративной растительности от неблагоприятных и
опасных метеорологических условий;
Технологии очистки территории озеленения от сухостойных и фаутных деревьев и
кустарников;
Агротехнические требования к выполнению операций по уходу древеснокустарниковой, цветочно-декоративной растительности и газонных трав на территориях
озеленения и благоустройства;
Агротехнические требования к выполнению операций по уходу за сеянцами и

саженцами древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительности в питомниках;
Требования охраны труда в части, регламентирующих трудовые обязанности;
Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего - 2130 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающихся — 840 часов,
включая:
аудиторной учебной работы обучающегося — (обязательных учебных занятий) 560
часов;
вне аудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося — 280 часов;
учебной и производственной практики — 1290 часов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися
видом профессиональной деятельности «Выполнение работ по выращиванию древеснокустарниковой, цветочно-декоративной растительности и газонных трав в декоративном
садоводстве». В том числе трудовыми функциями (профессиональными компетенциями (ПК)

и общими компетенциями (ОК)
Код

Наименование результата обучения

А/01.3.
(ПК 1.1)

Выполнение работ по подготовке почвы к посадке и посеву древеснокустарниковой, цветочно-декоративной растительности и газонных трав.

А/02.3.
. (ПК1.2)

Выполнение работ по посадке и посеву древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной растительности и газонных трав.

А/03.3.
(ПК 1.3)
ОК 1

Выполнение операций по уходу за древесно-кустарниковой, цветочнодекоративной растительности и газонами.
Понимать сущность социальную значимость будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, исходя из способов еѐ
достижения, определѐнных руководителем
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и
итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
ответственность за результаты своей работы.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
Использовать информационно- коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, клиентами.

ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1 Тематический план профессионального модуля ПМ.01 Выполнение работ по выращиванию древесно-кустарниковой, цветочнодекоративной растительности и газонных трав в декоративном садоводстве.
Коды

Наименование разделов профессионального модуля

Всег
о
часо
в

Объем времени отведенный на Практика
освоение
междисциплинарного
курса
Аудиторная учебная Внеаудитор Учебн
работа обучающегося, ная
ая,
(самостояте
часов
Всего, В
т.ч.
часов лабораторные льная
работа
и
практические обучающего
ся), часов
занятия,

Произв
одстве
нная,
часов

часов
1

2

А/01.3.

3

4

5

6

МДК 01.01. Подготовка почвы к посадке и посеву древесно- 165
кустарниковой, цветочно-декоративной растительности и газонных трав.

110

32

55

А/02.3

МДК 01.02. Посадка и посев древесно-кустарниковой, цветочно- 411
декоративной растительности и газонных трав.

274

82

137

А/03.3

МДК 01.03. Уход за древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной 264
растительности и газонами

176

60

88

УП. 01

Учебная практика

330

ПП. 01

Производственная практика

960

Всего:

2130 560

7

8

330
960
174

280

330

960

12

3.2 Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.01 Выращивание, уход и использование декоративных, цветочных,
древесно-кустарниковых растений в озеленении.
Наименование разделов и
тем
1

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся
2

Объем
часов
3

Уровень
освоения
4

МДК.01.01 Подготовка почвы к посадке и посеву древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительности и газонных трав.
1
Раздел 1. Почва
Содержание учебного материала
16
Понятие о почве и ее плодородии
2-2
Виды почв
2-4
Образование почв
2-6
Биологические факторы почвообразования
2-8
Почвообразующие породы
2-10
Состав почвы
2-12
Основные свойства почвы
2-14
Понятие о классификации почв.
2-16
Основные сельскохозяйственные почвы.
2-18
Эрозия почв и меры борьбы с ней.
2-20
Практические занятия
№ 1 Определение механического состав почвы
2-22
№ 2 Определение структуры почвы
2-24
№ 3 Проведение раскисления почвы.
2-26
№ 4 Заполнить контурные карты по теме основные типы почв РФ.
2-28
№ 5 Проведение расщелачивания почвы
2-30
Самостоятельная работа №1
Подготовить сообщение на тему: «Понятие о почве и ее плодородии»
13

Наименование разделов и
тем
1
Обработка почвы

Сельскохозяйственный
(садовый) ручной
инвентарь.

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся
2
Содержание учебного материала
1 Виды обработок почвы при озеленении территории
2 Виды обработок почвы при озеленении территории
3 Виды обработок почвы при производстве посадочного материала декоративных
культур
4 Виды обработок почвы при производстве посадочного материала декоративных
культур
5 Заготовки и подготовка к использованию компонентов плодородного грунта
для посадки и посева древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной
растительности
6 Способы улучшения состава почвы
7 Способы улучшения структуры почвы
Практические занятия
1 № 6 Составление инструкций по назначению и использованию инструментов
для обработки почвы при озеленении территорий.
2 № 7 Составление инструкций по назначению и использованию инструментов
для обработки почвы при производстве посадочного материала декоративных
культур.
3 № 8 Описать требования к заготовке компонентов плодородного грунта (дерн,
плодородный слой почвы, торфоперегнойные компосты, песок)
4 № 9 Составить схему севооборота
Самостоятельная работа №2
Подготовить сообщение на тему: Способы улучшения состава и структуры почвы.
Содержание учебного материала
1 Обзор садового (ручного) инструмента
2 Виды сельскохозяйственного (садового) ручного инвентаря
3 Назначение сельскохозяйственного (садового) ручного инструментов

Объем
часов
3

Уровень
освоения
4

2-32
2-34
2-36
2-38
2-40

2-42
2-44
2-46
2-48

2-50
2-52

16
2-54
2-56
2-58

1

14

Наименование разделов и
тем
1

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся
2

Объем
часов
3

Подготовка и использования для обработки почвы сельскохозяйственного
(садового) ручного инвентаря для обработки почвы
Практические занятия
1 № 10 Зарисовать сельскохозяйственный (садовый) ручной инвентарь для
выполнения операций по обработке почвы не механизированным способом в
соответствии с правилами его использования;
2 № 11Зарисовать инвентарь для выполнения заданных технологических операций
по подготовке почвы к посеву (посадке) с учетом свойств почвы и типа
растительности;
Самостоятельная работа №3
Просмотр видеообзора на тему «Садовый инвентарь»
Содержание учебного материала
Дренажные системы
Оросительные системы
Порядок выполнения не механизированных работ по созданию дренажа, систем
ы орошения
Специальные сооружения при создании дренажных и оросительных систем на
участке
Практические занятия
1 № 12 Разработать план укладки дренажной системы
2 № 13 Составить инструкцию по выполнению срезки грунта, засыпки углублений
с трамбовкой грунта, разравнивание грунта, проверку спланированной
поверхности;
Самостоятельная работа №4:
Подготовить сообщение на тему: «Дренажные системы»

2-60

4

Мелиоративные системы и
сооружения.

Уровень
освоения
4

4
2-62
2
2-64

10

2

2-66
2-68
2-70
2-72
4
2-74
2-76

2

8

Удобрительные материалы Содержание учебного материала
15

Наименование разделов и
тем
1

Се еноводство

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся
2

Объем
часов
3

1 Минеральные удобрения
4 Органические удобрения
5 Система применения удобрений

2-80
2-82
2-80

Практические занятия
1 № 14 Применение органических удобрений в подкормке цветочно декоративных
растений
№ 15 Применение минеральных удобрений в подкормке цветочно декоративных
растений
Самостоятельная работа № 5
Подготовить сообщение на тему: Роль удобрений в жизни растений.

4
2-82

Содержание учебного материала
1 Значение сортовых семян
2 Подготовка семян к посеву
3 Приемы предпосевной обработки семян
4 Сроки посева
5 Способы посева.
6 Нормы высева
7 Глубина посева
Практические занятия
1 № 16 Провести сбор семян
2 № 17 Провести сбор семян
№ 18 провести сушку семян
№ 19 Провести обмолот семян
№ 20 Провести сортировку семян

18
2-86
2-88
2-90
2-92
2-94
2-96
2-98
4
2-100
2-102
2-104
2-106
2-108

Уровень
освоения
4

2
2-84
8
2

2

2

16

Наименование разделов и
тем
1

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся
2

Объем
часов
3

Самостоятельная работа № 6
Подготовить сообщение на тему: Значение сортовых семян.

Уровень
освоения
4
2

Дифференцированный зачет 2-110
Всего 165/110
МДК 01.02 Посадка и посев древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительности и
276
газонных трав
Строение цветочноСодержание учебного материала
декоративных растений.
1 Корень
2-2
2 Стебель
2-4
3 Лист
2-6
4 Цветок. Плод.
2-8
Практические занятия
№ 1 Зарисовать строение цветочного растения
2-10
№ 2 Зарисовать строение древесно-кустарникового растения
2-12
№ 3 Составить кроссворд
2-14
Самостоятельная работа № 1
Просмотр видеообзора на тему: Строение растений.
Размножение цветочноСодержание учебного материала
декоративных растений.
1 Размножение цветочно-декоративных растений
2-16
2 Семенное размножение
2-18
3 Семенное размножение
2-20
4 Вегетативное размножение
2-22
5 Вегетативное размножение
2-24
Вегетативное размножение
6
2-26
Вегетативное размножение
7
2-28
17

Наименование разделов и
тем
1

Условия выращивания
цветочно-декоративных
растений

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся
2
Практические занятия
№ 4 Размножить растение выбранным способом
1
№ 5 Размножить растение выбранным способом
2
№ 6 Размножить растение выбранным способом
3
№ 7 Размножить растение выбранным способом
4
№ 8 Размножить растение выбранным способом
5
№ 9 Размножить растение выбранным способом
6
№ 10 Размножить растение выбранным способом
7
№ 11 Размножить растение выбранным способом
8
№ 12 Размножить растение выбранным способом
9
10 № 13 Размножить растение выбранным способом
Самостоятельная работа № 2
Просмотреть видеообзор на тему: Размножение растений
Содержание учебного материал
Тепловой режим
1
Водный режим
2
Световой режим
3
Воздушный режим
4
Питание растений
5
Удобрения
6
Садовые земли и субстраты
7
Практические занятия
№ 14 Составить рекомендации по соблюдению теплового режима при
1
выращивании растений
№ 15 Составить рекомендации по соблюдению водного режима при
2
выращивании растений

Объем
часов
3

Уровень
освоения
4

2-30
2-32
2-34
2-36
2-38
2-40
2-42
2-44
2-46
2-48

2-50
2-52
2-54
2-56
2-58
2-60
2-62
2-64
2-66

18

Наименование разделов и
тем
1

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся
2

Объем
часов
3

№ 16 Составить рекомендации по соблюдению светового режима при
выращивании растений
№ 17 Составить рекомендации по соблюдению режима питания при
4
выращивании растений
Самостоятельная работа № 3
Подготовить сообщение на тему: Условия выращивания растений.
Содержание учебного материала
1 Питомники для выращивания посадочного материала древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной растительности и газонных трав
2 Питомники для выращивания посадочного материала древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной растительности и газонных трав
3 Ассортимент растений для выращивания в питомниках
Практические занятия
1
№ 18 Прочитать план питомника
2
№ 19 Зарисовать проект питомника
3
№ 20 Составить паспорт по выращиванию цветочно-декоративной
растительности в питомниках
4
№ 21 Составить паспорт по выращиванию цветочно-декоративной
растительности в питомниках
5
№ 22 Составить паспорт по выращиванию цветочно-декоративной
растительности в питомниках
6
№ 23 Составить паспорт по выращиванию древесно-кустарниковой
растительности в питомниках
7
№24 Составить паспорт по выращиванию древесно-кустарниковой
растительности в питомниках
8
№ 25 Составить паспорт по выращиванию древесно-кустарниковой
растительности в питомниках

2-68

3

Выращивание древеснокустарниковой, цветочнодекоративной
растительности и газонных
трав в питомниках

Уровень
освоения
4

2-70

2-72
2-74
2-76
2-78
2-80
2-82
2-84
2-86
2-88
2-90
2-92

19

Наименование разделов и
тем
1

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся
2
№ 26 Составить паспорт по выращиванию древесно-кустарниковой
растительности в питомниках
10 № 27 Составить паспорт по выращиванию древесно-кустарниковой
11 № 28 Составить паспорт по выращиванию газонных трав питомниках
12 № 29 Составить паспорт по выращиванию газонных трав питомниках
13 № 30 Составить паспорт по выращиванию газонных трав питомниках
Самостоятельная работа № 4
Просмотреть видеообзор на тему: Выращивание древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной растительности и газонных трав в питомниках.
Содержание учебного материала
1 Объекты озеленения
2 Объекты озеленения
3 Ассортимент растений для оформления объектов озеленения
Практические занятия
1 № 31Прочитать план озеленения
2 № 32Прочитать план озеленения
3 № 33Прочитать план озеленения
4 № 34Прочитать план озеленения
5 № 35Прочитать план озеленения
6 № 36 Составить паспорт по выращиванию цветочно-декоративной
растительности для объектов озеленения
7 № 37 Составить паспорт по выращиванию древесно-кустарниковой
растительности для объектов озеленения
8 №38 Составить паспорт по выращиванию древесно-кустарниковой
растительности для объектов озеленения
9 № 39 Составить паспорт по выращиванию древесно-кустарниковой
растительности для объектов озеленения
9

Выращивание древеснокустарниковой, цветочнодекоративной
растительности и газонных
трав на объектах озеленения

Объем
часов
3

Уровень
освоения
4

2-94
2-96
2-98
2-100
2-102

2-104
2-106
2-108
2-110
2-112
2-114
2-116
2-118
2-120
2-122
2-124
2-126
2-128

20

Наименование разделов и
тем
1

Выращивание древеснокустарниковой, цветочнодекоративной
растительности в школках

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся
2
10 № 40 Составить паспорт по выращиванию древесно-кустарниковой
растительности для объектов озеленения
11 № 41Составить паспорт по выращиванию древесно-кустарниковой
растительности для объектов озеленения
12 № 42 Составить паспорт по выращиванию газонных для объектов озеленения
13 № 43 Составить паспорт по выращиванию газонных трав на объектах
озеленения
Самостоятельная работа № 5
Создать эскиз плана объекта озеленения
Содержание учебного материала
1 Группировка растений по срокам выращивания
2 Группировка растений по срокам выращивания
3 Разделение по школам
4 Разделение по школам
5 Формирование корневой системы
6 Формирование корневой системы
7 Формирование надземной части кустарников
8 Формирование надземной части кустарников
9 Формирование надземной части деревьев
10 Формирование надземной части деревьев
11 Формирование надземных части привитых форм
12 Формирование надземных части привитых форм
13 Агротехника различных групп растений в период выращивания в школах.
Деревья.
14 Агротехника различных групп растений в период выращивания в школах.
Привитые и архитектурные формы.

Объем
часов
3

Уровень
освоения
4

2-130
2-132
2-134
2-136

2-138
2-140
2-142
2-144
2-146
2-148
2-150
2-152
2-154
2-156
2-158
2-160
2-162
2-164

21

Наименование разделов и
тем
1

Выращивание древеснокустарниковой, цветочнодекоративной
растительности в
защищенном грунте

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся
2

Объем
часов
3

15 Агротехника различных групп растений в период выращивания в школах.
Розы.
16 Агротехника различных групп растений в период выращивания в школах.
Кустарники
Самостоятельная работа №6
Просмотр видеообзора на тему: Выращивание древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной растительности в школках

2-166

Содержание учебного материала
1 Сезонно-цветущие грунтовые растения
2 Сезонно-цветущие грунтовые растения
3 Горшечные цветочно-декоративные растения
4 Горшечные цветочно-декоративные растения
5 Вечнозеленые цветочно-декоративные растения
6 Вечнозеленые цветочно-декоративные растения
7 Вечнозеленые цветочно-декоративные растения
8 Вечнозеленые цветочно-декоративные растения
9 Вечнозеленые цветочно-декоративные растения
10 Вечнозеленые цветочно-декоративные растения
11 Выгоночные культуры
12 Выгоночные культуры
Практические занятия
1 № 44 Составить календарь работ для сезонно-цветущих растений
2 № 45 Составить календарь работ для вечнозеленых цветочно-декоративных,
декоративно-лиственных растений
3 № 46 Составить календарь работ для выгоночных культур

2-170
2-172
2-174
2-176
2-178
2-180
2-182
2-184
2-186
2-188
2-190
2-192
2-194

Уровень
освоения
4

2-168

2-196
2-198
2-200

22

Наименование разделов и
тем
1

Выращивание газонов

Посадка декоративных
древесно-кустарниковых
растений

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся
2
Самостоятельная работа № 7
Просмотр видеообзора на тему: Выращивание древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной растительности в защищенном грунте
Содержание учебного материала
1 Виды газонов
2 Газонные травы
3 Посев газона
4 Аэрация газона.
5 Удобрения для газона
6 Оформление газона
7 Сорняки и газон
8 Болезни и вредители газона
Практические занятия
№ 47 составить рекомендации по посеву газонных трав
Самостоятельная работа № 8
Просмотр видеообзора на тему: Посев газонных трав.
Содержание учебного материала
Основы декоративного садоводства
Назначение зеленых насаждений
Транспортировка декоративных древесно-кустарниковых растений
Подготовка участка к озеленению
Посадка деревьев и кустарников
Посадка крупных деревьев
Применение малых архитектурных форм для озеленения. Топиарии.
Практические занятия
№ 48 Составьте правила подготовки участка к озеленению.

Объем
часов
3

Уровень
освоения
4

2-202
2-204
2-206
2-208
2-210
2-212
2-214
2-216
2-218

2-220
2-222
2-224
2-226
2-228
2-230
2-232
2-234
23

Наименование разделов и
тем
1

Выращивание древеснокустарниковых растений.

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся
2
№ 49 Составьте инструкцию по уходу за высаженными деревьями
№ 50 Составьте инструкцию по уходу за высаженными кустарниками.
№ 51 Составьте эскиз парка с применением малых архитектурных форм.
Самостоятельная работа № 9
Просмотр видеообзора на тему: посадка древесно-кустарниковых растений.
Содержание учебного материала
1 Выращивание хвойных древесно-кустарниковых растений
2 Выращивание хвойных древесно-кустарниковых растений
3 Выращивание хвойных древесно-кустарниковых растений
4 Выращивание декоративных древесно-кустарниковых растений
5 Выращивание декоративных древесно-кустарниковых растений
6 Выращивание декоративных древесно-кустарниковых растений
7 Выращивание декоративных древесно-кустарниковых растений
8 Выращивание хвойных древесно-кустарниковых растений
9 Выращивание плодово-ягодных древесно-кустарниковых растений
10 Выращивание плодово-ягодных древесно-кустарниковых растений
11 Выращивание плодово-ягодных древесно-кустарниковых растений
12 Выращивание плодово-ягодных древесно-кустарниковых растений
13 Выращивание плодово-ягодных древесно-кустарниковых растений
14 Выращивание плодово-ягодных древесно-кустарниковых растений
Практические занятия
1 № 52 составить паспорт для выращивания деревьев
2 № 53 составить паспорт для выращивания кустарниковых растений
3 № 54 составить эскиз плодового сада
Самостоятельная работа № 10
Просмотр видеообзоров по выращиванию древесно-кустарниковых растений.

Объем
часов
3

Уровень
освоения
4

2-236
2-238
2-240

2-242
2-244
2-246
2-248
2-250
2-252
2-254
2-256
2-258
2-260
2-262
2-264
2-266
2-268
2-270
2-272
2-274

24

Наименование разделов и
тем
1

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся
2

Объем
часов
3

Дифференцированный зачет 2-276
Всего 411/276
МДК 01.03 Уход за древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительностью, газонами.
176
Специальное оборудование, Содержание учебного материала
используемое при уходе за 1 Специальное оборудование, используемое при уходе за древесно-кустарниковой
2-2
древесно-кустарниковой,
растительностью
цветочно-декоративной
2 Специальное оборудование, используемое при уходе за цветочно-декоративной
2-4
растительностью
и
растительностью
газонами, его назначение,
2-6
правила эксплуатации и 3 Специальное оборудование, используемое при уходе за газонами
2-8
ежесменного технического 4 Правила эксплуатации специального оборудования для садовых работ
обслуживания;
5 Ежесменное обслуживание специального оборудования для садовых работ
2-10
6 Техническое обслуживание специального оборудования для садовых работ
2-12
Практические занятия
4
1 №1 Составить инструкцию для ежесменное обслуживание специального
2-14
оборудования для садовых работ
2 №2 Составить инструкцию для технического обслуживание специального
2-16
оборудования для садовых работ
Самостоятельные работы
14
№1 Подготовить сообщение на тему: «Специальное оборудование, используемое
при уходе за древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительностью и
газонами и его назначение»
№2 Просмотр видеообзоров тему: «Специальное оборудование, используемое при
уходе за древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительностью и
газонами и его назначение»
Содержание учебного материала
Полив древесно46
кустарниковой, цветочно- 1 Виды полива
18
декоративной
2 Способы полива
20

Уровень
освоения
4

1

2

1

25

Наименование разделов и
тем
1

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся
2

растительности и газонных 3 Технические средства для полива
трав в процессе их
4 Режимы влияющие на выбор способа поливов.
вегетации;
Практические занятия
1 №3 Заполнить таблицу «Преимущества и недостатки разных способов полива»
Самостоятельная работа №3
Сообщение на тему: Способы и техника поливов, виды поливов.
Просмотр видеообзора На тему: « Способы и техника поливов, виды поливов их
преимущества и недостатки».
Виды обработок почвы и
Содержание учебного материала
правила их выполнения
1 Способы и виды обработки почвы
при уходе древесно2 Основные приемы обработки почвы
кустарниковой, цветочно3 Основные технологии обработки почвы
декоративной
4 Орудия для обработки почвы при уходе за растительностью
растительностью
Практические занятия
1 №4 Составить рекомендации по окучиванию, разокучиванию, рыхлению в
процессе ухода за
древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной
растительностью в соответствии с соблюдением агротехнических требований;
2

№5 Составить рекомендации по перекопке почвы в процессе ухода за
древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной
растительностью
в
соответствии с соблюдением агротехнических требований;

Самостоятельная работа №4
Сообщение на тему: Виды обработок почвы и правила их выполнения при уходе
древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительностью в соответствии
с соблюдением агротехнических требований.
Ассортимент
древесно-кустарниковой,

Объем
часов
3
22
24
2
26
8

28
30
32
34
4

Уровень
освоения
4

2

2

1

36
2
38

8

2

Содержание учебного материала
26

Наименование разделов и
тем
1

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся
2

цветочно-декоративной
1 Внешний вид древесно-кустарниковой растительности
растительности и газонных 2 Внешний вид цветочно-декоративной растительности
трав и сорных растений;
3 Внешний вид газонных трав
4 Внешний вид сорных растений
Практические занятия
1 № 6 Составить паспорт по выращиванию древесно-кустарниковых
растительности
2 № 7 Составить паспорт по выращиванию цветочно-декоративной
растительности
3 №8 Составить паспорт по выращиванию газонных трав
Самостоятельная работа №5
Сообщение на тему: «Сорные растения»
Обрезка
древесно- Содержание учебного материала
кустарниковой, цветочно- 1 Техника выполнения различных видов обрезки древесно-кустарниковых
декоративной
насаждений
растительности
2 Техника выполнения различных видов обрезки цветочно – декоративных
насаждений
Практические занятия
1 № 9 Зарисовать виды профильной обрезки кроны
2 № 10Зарисовать виды обрезки под естественный вид
3 № 11Зарисовать виды обрезки с прореживанием
Самостоятельная работа №6
Просмотр видеообзора по выполнению различных видов обрезки древеснокустарниковой, цветочно-декоративных насаждений;
Удобрения,
биопрепараты,
Содержание Учебного материала
стимуляторы роста.
1 Удобрения

Объем
часов
3

Уровень
освоения
4

40
42
44
46
6
48
50
52
8

54
56
6
58
60
62
8

64
27

Наименование разделов и
тем
1

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся
2

2 Биопрепараты
3 Стимуляторы роста
4 Способы внесения(сухое, опрыскивание, полив)
Практические занятия
1 №12 Составить инструкцию по приготовлению раствора удобрений для
подкормки (обработки) древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной
растительности и газонов
2 № 13Составить инструкцию по приготовлению раствора биопрепарата для
подкормки (обработки) древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной
растительности и газонов
3 №14 Составить инструкцию по приготовлению раствора из стимуляторов
роста для подкормки (обработки) древесно-кустарниковой, цветочнодекоративной растительности и газонов
Самостоятельная работа № 7
Просмотр видеообзора на тему:
Правила приготовления растворов
удобрений, биопрепаратов, стимуляторов роста, заданной концентрации для
подкормки (обработки) древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной
растительности
Вредители и болезни Содержание учебного материала
древесно-кустарниковой,
Вредители древесно-кустарниковой растительности
1
цветочно-декоративной
Болезни древесно-кустарниковой растительности
2
растительности и газонных
Вредители цветочно-декоративной растительности
трав
и
их
внешние 3
Болезни цветочно-декоративной растительности
4
признаки;
Вредители и болезни газонных трав
5
Болезни газонных трав
6
Техника механической очистки (удаление) от вредителей древесно7
кустарниковой, растительности
Практические занятия

Объем
часов
3

Уровень
освоения
4

66
68
70
6
72

74

76

8

78
80
82
84/86
88
90
92
4
28

Наименование разделов и
тем
1

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся
2

Составить характеристику мероприятий по борьбе с болезнями растений
1
Составить характеристику мероприятий по борьбе с вредителями растений
2
Самостоятельная работа №8
Просмотр видееобзора на тему «Вредители и болезни древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной растительности и газонных трав и их внешние признаки»
Ловчие пояса для Содержание учебного материала
древесно-кустарниковой
1 Виды ловчих поясов
растительности.
2 Правила изготовления, наложение и снятие ловчих поясов
Практические занятия
№ 15 Изготовить ловчий пояс
Ядохимикаты
Содержание учебного материала
1
Ядохимикаты и способы их приготовления
2
Отравленные приманки и их назначение
Правила раскладки отравленных приманок на территории озеленения для
3
борьбы с грызунами
Технология обработки древесно-кустарниковой растительности
4
ядохимикатами
Технология обработки цветочно-декоративной растительности
5
ядохимикатами
Технология обработки газонов ядохимикатами
6
Практические занятия
1 № 16 Изготовить отравленную приманку
2 № 17 Составить рекомендации по обработке древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной растительности и газонных трав ядохимикатами с
соблюдением агротехнических требований

Объем
часов
3

Уровень
освоения
4

94
96
8

98
100
2
102
104
106
108
110/112
114/116
118/120
4
122
124

29

Наименование разделов и
тем
1

Раны
деревьев.

и

дупла

Защита
цветочнодекоративной
растительности
от
неблагоприятных и опасных
метеорологических условий

Уход

за

древесно-

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся
2
Самостоятельная работа № 9 на тему: «Технология обработки древеснокустарниковой, цветочно-декоративной растительности и газонных трав
ядохимикатами»
Содержание учебного материала
Раны
1
и дупла деревьев причины их появления
2 Технология лечения ран и дупел деревьев;
Практическое занятие
№18Выполнить расчистку обеззараживания, замазывание (окрашивание,
1
пломбирование) раны дерева или дупла
Содержание учебного материала
Измерение
1
температурного, водного режима почвы и воздуха.
Мероприятия по защите декоративных растений от заморозков поливом
Мероприятия по защите декоративных растений от заморозков дымлением
Мероприятия по защите декоративных растений от заморозков
мульчированием
Обвязка декоративных растений
Укрытие декоративных растений
Установка защитных колпаков от дождя и солнца
Практические занятия
№19
1 Составить рекомендации по защите растений от заморозков
№20 Составить характеристику укрывных материалов.
№ 21 Изготовить защитный колпак от дождя из подручных материалов
Самостоятельная работа № 10
Присмотреть
видеообзор на тему «Защита
цветочно-декоративной
растительности от неблагоприятных и опасных метеорологических условий»
Содержание учебного материала

Объем
часов
3

Уровень
освоения
4

8

126
128
2
130

132
134
136
138
140
142
144
6
146
148
150
8

30

Наименование разделов и
тем
1

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся
2

кустарниковой,
цветочнодекоративной
растительностью
и
газонными травами

Агротехнические требования к выполнению операций по уходу древеснокустарниковой, на территориях озеленения и благоустройства;
Агротехнические требования к выполнению операций по уходу цветочнодекоративной растительности на территориях озеленения и благоустройства;
Агротехнические требования к выполнению операций по уходу газонными
травами на территориях озеленения и благоустройства;
Агротехнические требования к выполнению операций по уходу за сеянцами и
саженцами древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительности в
питомниках;
Снегозадержание и уплотнение снега в приствольных кругах в питомниках
декоративных культур
Технологии очистки территории озеленения от сухостойных и фаутных
деревьев и кустарников
Практическое занятие
№22Составить рекомендации на тему: «Выполнение раскорчевки пней,
выкапывание (корчевку) сухостойных деревьев, кустарников, живой изгороди»
Самостоятельная работа
Просмотреть видеообзор на тему: «Раскорчевка пней, выкапывание
(корчевку) сухостойных деревьев, кустарников, живой изгороди».
Дифференцированный зачет
Всего

Объем
часов
3

Уровень
освоения
4

152/154
156/158
160/162
164/166
168
170/172
2
174

176
176/264

31

Наименование разделов и
тем
1

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся
2

Объем
часов
3

Уровень
освоения
4

308

2

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся при изучении ПМ 01
Систематическая проработка конспектов теоретических занятий, учебной и специальной технической литературы
(по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем, мастером производственного
обучения).
Подготовка к лабораторно-практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя,
мастера производственного обучения. Подготовка презентаций, стендовых докладов. Решение ситуационных задач.
Написание сообщений, обзоров, характеристик, разработка эскизов, подготовка фото галерей. Составление
глоссария. Оформление бюллетеня.

32

Наименование разделов и
тем
1

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся
2

Учебная практика
Подбирать сельскохозяйственный (садовый) инвентарь для выполнения заданных технологических
операций по подготовке почвы к посеву (посадке) с учетом свойств почвы и типа растительности;
Пользоваться сельскохозяйственным (садовым) ручным инвентарем при выполнении операций по обработке
почвы не механизированным способом в соответствии с правилами его использования;
Выполнять земляные работы по созданию дренажа системы орошения с соблюдением норм охраны
плодородного слоя почвы;
Укладывать (устанавливать) дренажные материалы, сооружения, установка которых не требует специальной
подготовки, при создании дренажных и оросительных систем;
Выполнять срезку грунта, засыпку углублений с трамбовкой грунта, разравнивание грунта, проверку
спланированной поверхности;
Производить с растаривание, дробление., просеивание, взвешивание, смешивание удобрительных
материалов;
Заготавливать компоненты плодородного грунта (дерн, плодородный слой почвы, торфоперегнойные
компосты, песок) в соответствии с требованием технологии;
Смешивать компоненты плодородного грунта в соотношениях определенных требованиями технологии;
Выполнять основные и поверхностные обработки почвы, формирование борозд, гребней
немеханизированным способом в соответствии с требованиями технологии при озеленении и производстве
посадочного материала
Подбирать сельскохозяйственный (садовый) инвентарь для выполнения заданных технологических
операций по посеву и посадке древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительности и газонных трав с
учетом свойств почвы и типа растительности;
Пользоваться сельскохозяйственным (садовым) ручным инвентарем при выполнении операций по п посеву и
посадке древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительности и газонных трав не механизированным
способом в соответствии с правилами его использования;
Прикапывать посадочный материал (саженцев) древесно-кустарниковой растительности в прикопочных
траншеях с соблюдением агротехнических требований;
Высевать летники и многолетники с соблюдением агротехнических требований;
Высаживать рассаду цветочно-декоративных растений, в том числе в торфоперегнойных горшочках в грунт
траншеях с соблюдением агротехнических требований;
Осуществлять посадку в грунт в ящики. Горшки клубней луковиц, клубнелуковиц, корневищ цветочнодекоративных растений с соблюдением агротехнических требований;
Осуществлять посев семян в школу сеянцев, посадку черенков, сеянцев и саженцев при производстве
посадочного материала древесно-кустарниковых культур с соблюдением агротехнических требований;
Осуществлять посев семян древесно-кустарниковых культур в ящики, горшки, грунт стеллажа в

Объем
часов
3

Уровень
освоения
4

33

Наименование разделов и
тем
1

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся
2

Объем
часов
3

Уровень
освоения
4

Производственная практика
Подготавливать сельскохозяйственный садовый инвентарь, необходимый для обработки почвы под древеснокустарниковую, цветочно-декоративную растительность и газонные травы
Выполнять немеханизированные работы по созданию дренажных и оросительных систем в соответствии с
ландшафтным проектом (проектом благоустройства, территорий)
Планировать поверхность почвы на участке не механизированным способом в соответствии с ландшафтным
проектом (проектом благоустройства, территорий)
Подготовлять к внесению удобрительных материалов и почвоулучшающих добавок в соответствии с ландшафтным
проектом (проектом благоустройства, территорий)
Приготавливать плодородный грунт для посадки и посева древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной
растительности;
Вносить в почву и (или) распределять по поверхности удобрительных материалов и почвоулучшающих добавок и
плодородного грунта;
Обрабатывать почву немеханизированным способом на участке озеленения под посев и посадку древеснокустарниковую, цветочно-декоративную растительность и газонных трав в соответствии с технологиями
возделывания декоративных культур;
Обрабатывать почву немеханизированным способом в питомниках под посев и посадку древесно-кустарниковую,
цветочно-декоративную растительности в соответствии с технологиями возделывания декоративных культур;
Использовать технологииустройствагазонов, цветников, насыпных клумб, рабаток.газонных трав в соответствии с
технологиями производства посадочного материала декоративных культур;
Обрабатывать почву (грунт) в культивационных сооружениях под посев и посадку древесно-кустарниковую,
цветочно-декоративную растительность в соответствии с технологиями производства цветов и посадочного
материала декоративных культур в защищенном грунте;
Подготавливать сельскохозяйственный садовый инвентарь, необходимый для посадки и посева древеснокустарниковой, цветочно-декоративной растительности и газонных трав;
Подготавливать борозды, лунки, посадочные ямы, траншеи для посадки и посева древесно-кустарниковой,
цветочно-декоративной растительности и газонных трав;
Выполнять работы по посеву и посадке древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительности и
газонных трав не механизированным способом при озеленении территории;
Выполнять работы по посеву и посадке древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительности и
газонных трав не механизированным способом при производстве посадочного материала декоративных культур;
Выполнять работы по посеву и посадке древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительности в
защищенном грунте при производстве цветов и посадочного материала декоративных культур;

34

Наименование разделов и
тем
1

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся
2
Всего по ПМ.01

Объем
часов
3

Уровень
освоения
4

1290 /
2130

Квалификационный экзамен по профессиональному модулю

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных свойств, объектов);
2 – репродуктивный ( выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

35

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
4.1. Материально-техническое обеспечение
Учебные кабинеты: «Цветоводство», учебно-производственная мастерская с зимним садом.
Оборудование учебного кабинета «Цветоводство»:
-рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-методической документации;
-компьютер, мультимедийный проектор, экран настенный, цифровые образовательные
ресурсы по цветочно-декоративным культурам;
-доска аудиторная, информационный стенд;
-комплект учебной мебели по количеству обучающихся;
-наглядные пособия;
-комплект специальных инструментов и приспособлений для выполнения лабораторных работ
по выращиванию цветочно-декоративных и древесно-кустарниковых культур;
-комплект бланков для заполнения ассортиментной ведомости растений.
Оборудование учебно-производственной мастерской с зимним садом:
1.Оборудование:
-рабочие места по количеству обучающихся, стеллажи, полки, стремянки.
2.Инструменты и инвентарь:
-емкости для посадки и перевалки растений (контейнеры, горшки, катки, ящики);
-комплект инструментов для обработки почвы (лопаты, грабли, мотыги, мотыжки);
-комплект инструментов для высадки растений (садовые лопатки, совки, рыхлители, ручные
вилки);
-комплект инструментов и инвентарь для полива растений (шланг, пульверизатор, лейки,
ведра);
-комплект инструментов для ухода за растениями (секатор, ножницы универсальные, садовые
ножи, пилка садовая).
3. Технические средства
- Газонокосилка
4Материалы:
-семенной материал, почвенные смеси, декоративные грунты, химические средства борьбы с
вредителями и болезнями растений открытого и защищенного грунтов, удобрения для
горшечных растений.
Средства защиты:
-респираторы, резиновые перчатки, защитные очки, резиновые сапоги, фартук, халат.
Образовательное учреждение располагает материально-технической базой,
обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий,
теоретической подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом
образовательного учреждения.
Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и
противопожарным нормам.
Реализация основной программы профессионального обучения – программы
профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих
адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по
профессиям 18103«Садовник», 17530 «Рабочий зеленого хозяйства» обеспечивает:
- выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий,
-освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной
соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в
организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
36

При использовании электронных изданий образовательное учреждение
обеспечивает каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в
соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Образовательное
учреждение
обеспечено
необходимым
комплектом
лицензионного программного обеспечения.
Образовательное учреждение имеет необходимый перечень кабинетов и других
помещений для реализации адаптированной образовательной программы.
В техникуме оборудована комната психологической разгрузки, открыт
консультационный пункт для обучающихся и родителей
В сенсорной комнате педагоги-психологи проводят тренинговые занятия,
индивидуальные и групповые консультации, занятия по реализации индивидуальных
программ сопровождения для подростков «группы риска», детей с ограниченными
возможностями здоровья.
В консультационном пункте обучающиеся имеют возможность заниматься
самоподготовкой, получать консультации по вопросам обучения, профориентации,
социально-психологической поддержки.
Требования к организации практики обучающихся инвалидов и обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья.
Учебная и производственная практика планируется в учебных мастерских и на
предприятиях области, города и района. Место проведения производственной практики
определяется в зависимости от психофизиологических особенностей обучающихся и
возможностей материально-технической базы техникума.
При определении мест прохождения учебной и производственной практики,
учитываются рекомендации, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации
инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда.
4.2. Информационное обеспечение реализации программы
Нормативная литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт по профессии среднего
профессионального образования образования и науки Российской Федерации №461 от
07.05.2014 г., 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство, профессионального
стандарта от 08.09.2014 №627н регистр. №193 «Специалист в области декоративного
садоводства».
Основная литература для обучающихся:
А.В.Громадин, Д.Л.Матюхин Дендрология: учебник - 2-е изд., - М. :Издательский центр
«Академия», 2007. -368с.
А.В. Грачѐва Механизация и автоматизация работ в декоративном садоводстве: учебное
пособие - М.: Форум, 2007.
Третьяков Н.Н., Гриценко В.В. Вредители и болезни сельскохозяйственных культур:
учебное пособие для начального профессионального образования . - М.: Издательский
центр «Академия», 2008.
Цветочно-декоративные растения О.Н.Бобылѐва, Академия, 2008. – 224с.
Основы агрономии Третьяков Н.Н. Академия, 2008. – 457с.
Дополнительная литература для обучающихся:
Энциклопедия САД МОЕЙ МЕЧТЫ - /Иллюстрированная энциклопедия для широкого
круга читателей. – М.:ООО «И.М.П.», 2011г
Энциклопедии комнатного цветоводства:
Правильный уход за комнатными растениями. Лучшие цветущие и декоративнолиственные растения Джейн Куртьер Москва «Мой мир» 192 стр; с ил.
- Бегонии Белявская Е,К, ООО «ТД «Издательство мир книги», 2006 год, 240 стр.:ил.
37

- Узамбарские фиалки Марков А,И, ООО «ТД «Издательство мир книги», 2006 год, 240
стр.:ил.
- Пеларгонии Гончарова Е,Ю,, Кравченко Е,П, ООО «ТД «Издательство мир книги», 2006
год, 240 стр.:ил.
Кактусы и другие суккуленты в доме и саду Семенов Д,В, - ЗАО «Фитон» - 2001, 256 стр. с
ил.
Энциклопедия садовых растений ХворостухинаС,А, Доброва Е,В, ООО «Издательство
АСТ» - 2002г. стр. 320 с ил.
Все о комнатных растениях Д-р Д,Г, Хессайон Москва «Кладезь-Букс» -2003 256 стр с ил.
Цветы на балконе Е. Лапенкова ООО «ТД «Издательство мир книги» 2007г. Стр 95 с ил.
Полная энциклопедия Комнатные и садовые растения от А до Я 70 выпусков ООО «Де
Агостини» еженендельное издание,
Ежемесячное издание. -М.
Журнал «Мой прекрасный сад». Ежемесячное издание. -М.
http://www.steps.ru/article/tsvetochno-dekorativnye_rasteniya/
http://dekor-it.ru/
http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/9617
4.3 Организация образовательного процесса
При организации образовательного процесса педагогом используются следующие
технологии и методы:
Социально-активные (деловые игры, уроки – конкурсы, уроки-видео экскурсии)
Личностно –ориентированные (разноуровневое обучение – создание портфолио
обучающегося по МДК за курс обучения
Компетентностно – ориентированные (социальное проектирование, что позволяет
проявить самостоятельность, умение работать в команде дает возможность связать
теоретические знания и практические умения, через вовлеченность в общественную
жизнь. Оказание помощи в озеленении социальных объектов.)
Проблемное обучение (создание художественных решений на основе творческого
воображения – изображение задания; создание проблемной ситуации – создать, сравнить,
составить)
Проектирование (ознакомительно-ориентированное (информационное)-сообщение
направлено на сбор информации)
Личностно-ориентированное обучение (разноуровневое обучение создание и сбор
материала для портфолио обучающегося по МДК за курс обучения, индивидуальная
консультационная помощь при организации внеаудиторной самостоятельной работы)
Учебная и производственная практика организуется рассредоточено после освоения
каждого раздела программы профессионального модуля с применением технологий:
личностно-ориентированных, деятельностного подхода, здоровья и сбережения; приемов:
игровых ситуаций, постоянного поощрения за малейший успех, помощи каждому
обучающемуся; методов: объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, частичнопоискового, проблемного изложения, предупреждения и коррекции психоэмоционального
напряжения (разминка, упражнения на снятие нервного напряжения, гимнастика);
активных методов: использование сигнальных карточек при выполнении заданий,
использование вставок (буквы в словах), разгадывание кроссвордов, использование
презентаций и фрагментов презентаций; принципов мотивации: задания должны быть
38

интересны обучающимся.
4.4 Кадровое обеспечение
В реализации адаптированной образовательной программы участвуют преподаватели,
мастера производственного обучения, социальные педагоги, педагоги-психологи, имеющие
среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее
профилю.
Преподаватели
и
мастера
производственного
обучения
реализуют
общепрофессиональный и профессиональный циклы, педагоги-психологи и социальные
педагоги – адаптационный цикл. Зав. отделением соц.реабилитации, педагоги-психологи и
социальные педагоги организуют также необходимое социально-педагогическое и психологопедагогическое сопровождение обучающихся. Руководитель МФЦПК курирует вопросы
организации практики обучающихся.
Мастера производственного обучения имеют 3-4 разряд по профессии. Опыт
деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является
обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся
профессионального цикла. Преподаватели и мастера производственного обучения
проходят стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.
Педагогические работники, участвующие в реализации адаптированной
образовательной программы, ознакомлены с психофизическими особенностями
обучающихся с нарушениями интеллекта и учитывают их при организации образовательного
процесса.
Регулярно, согласно плану, педагогические работники проходят курсы повышения
квалификации по вопросам обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПМ.01 «Выполнение работ
по выращиванию древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительности
и газонных трав в декоративном садоводстве»
Текущий контроль знаний проводится преподавателем на любом из видов учебных
занятий. Формы текущего контроля (контрольная работа, тестирование, лабораторная,
практическая, расчетно-графическая работа, реферат, эссе, коллоквиум, отчет по практике
выбираются преподавателем исходя из специфики дисциплины и способностей
обучающихся.
Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности
обучающегося по завершению изучения дисциплины или профессионального модуля, а
также его составляющих.
Формы и сроки проведения промежуточной аттестации определяются учебным
планом. Основными формами промежуточной аттестации являются:
 зачет по отдельной учебной дисциплине, МДК, практике;;
 дифференцированный зачет (зачет с оценкой) по отдельной учебной дисциплине,
МДК, практике;
 квалификационный экзамен;
При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для
подготовки ответа.
Возможно установление индивидуальных графиков прохождения промежуточной
аттестации обучающимися.
При необходимости для обучающихся промежуточная аттестация может проводиться
в несколько этапов.
Промежуточная аттестация проводится за счет времени, предусмотренного учебным
планом на дисциплину, МДК, учебную или производственную практику.
39

Продолжительность промежуточной аттестации по дисциплинам и МДК
определяется рабочей программой дисциплины и профессионального модуля.
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля
и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой
(таблица).
Процент результативности
(правильности ответов)
90-100
80-89
70-79
Менее 70

Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
Балл (отметка)
Вербальный аналог
5
Отлично
4
Хорошо
3
Удовлетворительно
2
Неудовлетворительно

6. РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПМ.01 «Выполнение работ по выращиванию
древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительности и газонных трав в
декоративном садоводстве»
Результаты
(освоенные
профессиональные
компетенции)

Основные показатели оценки результата

Выполнение работ по
подготовке почвы к
посадке и посеву
древеснокустарниковой,
цветочнодекоративной
растительности
и
газонных трав.

Применять методики определения
структуры почвы;
Использовать приемы раскисления и
расщелачивания почвы;
Использовать индивидуальные средства
защиты;
Владеть техникой сбора и сушки семян
декоративных растений;
Владеть методами обмолота и очистки
семян;
Владеть приемами подготовки семян,
сортировки луковиц и клубнелуковиц
цветочных растений;

А/02.3. Выполнение
работ по посадке и
посеву
древеснокустарниковой,
цветочнодекоративной
растительности
и
газонных трав.

Владеть приемами пикировки и
черенкования декоративных растений;
Владеть техникой выгонки луковичных
растений;
Владеть приемами выращивания
отводками саженцев, черенками
древесно-кустарниковых растений;
Владеть приѐмами составления букетов
цветов, установкой цветов в горшках;
Планировать сроки зеленого
черенкования, посадки;
Владеть
приемами
обрезки
и
формирования кроны молодых деревьев
и кустарников;

Формы и методы
контроля и оценки

Текущий контроль в
форме:
- защиты
лабораторных и
практических
занятий по темам
МДК.
Зачеты по
производственной
практике и по
каждому из
разделов
профессионального
модуля.
Комплексный
экзамен по
профессиональному
модулю.

40

А/03.3
Выполнение
операций по уходу за
древеснокустарниковой,
цветочнодекоративной
растительностью
и
газонами

Использовать простые
метеорологические приборы и приборы
радиационного контроля;
Определять поврежденные, отмершие
части растений;
Использовать индивидуальные средства
защиты;
Использовать способы защиты
декоративных растений от
неблагоприятных и опасных
метеорологических явлений;
Применять
различные
технологии
профилактики и борьбы с болезнями и
вредителями растений;
Владеть техникой посадки декоративных
растений по рисунку;
Использовать технологии устройства
газонов, цветников, насыпных клумб,
рабаток. Посева травосмесей, подсева
газонных трав на горизонтальных
поверхностях,
прикатывания
и
притененияпосевов;
Засыпатьсемена
растительной смесью; Удалять мхи,
вертикуляция,
ремонтировать
газон;
Планировать площади, гряды, дорожек и
откосов с выборкой корней, разбивкой
комьев, разбивки цветника
Посадки,
высадки
декоративных
растений
Выкапывания посадочных ям, канав,
траншей, требованияпочвы; Размещения,
установки и окраски садовой мебели;
Составлять букеты цветов, устанавливать
цветы в горшках;

Результаты
(освоенные общие
компетенции)
Понимать сущность и
социальную значимость
своей будущей
профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес

Основные показатели оценки
результата
 демонстрация интереса к будущей
профессии
 Участие в профессиональных декадах,
конкурсах профессионального мастерства,
НПК.
- Посещение ландшафтных выставок,
изучение
 инновационных разработок в области
садоводства.

Формы и методы
контроля и
оценки
Интерпретация
результатов
наблюдений за
деятельностью
обучающегося в
процессе освоения
образовательной
программы

41

Организовывать
собственную
деятельность, выбирать
типовые
методы
и
способы
выполнения
профессиональных
задач, оценивать их
эффективность
и
качество
Принимать решения в
стандартных
и
нестандартных
ситуациях и нести за них
ответственность

- Проектирование программы индивидуальной деятельности, исходя из
цели и способов ее достижения,
определенных руководителем.
 Рациональность (достижение цели
минимальным набором дей-


Адекватность самооценки на основе
заявленных критериев (соответствие
оценки и самооценки).

Рациональность
и результативность выполнения собственной программы
устранения отклонений по результатам
работы.
 Технологическая,
экономическая
эффективность принятого решения в
ситуации профессионального испытания.
Осуществлять поиск и  эффективный
поиск
необходимой
использование
информации;
информации,
 использование различных источников,
необходимой
для включая электронные
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального
и
личностного развития
Использовать
информационноТранслирует информацию с помощью
коммуникационные
компьютера и мультимедиа
технологии
в
профессиональной
деятельности
Работать в коллективе и  взаимодействие
с
обучающимися,
в команде, эффективно преподавателями и мастерами в ходе
общаться с коллегами, обучения
руководством,
потребителями

42


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».