1 Организация – разработчик: многопрофильный техникум» ГАПОУ СО «Сухоложский Разработчик: Колчеданцева Марина Владимировна, преподаватель физической культуры 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. 2. 3. 4. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины Структура и содержание учебной дисциплины Условия реализации учебной дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 3 4 6 15 17 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «А.03 АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина «Адаптивная физическая культура» является обязательной частью адаптационного цикла основной образовательной программы профессиональной подготовки по профессии 18103 Садовник, 17531 Рабочий зеленого хозяйства. 1.2. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины: В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: использовать средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа жизни. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни. В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 6 Работать в коллективе команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. 1.3. Количество часов на освоение программы дисциплины: по профессиям ПО — 234 часа, из них аудиторная (обязательная) учебная нагрузка обучающихся, включая практические занятия, — 156 часов; внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся — 78 часов. 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Объем часов 234 Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа 78 Обязательные аудиторные учебные занятия (всего) 156 Вид учебной работы в том числе: теоретическое обучение 16 практические занятия 140 Промежуточная аттестация в форме зачета 5 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины А.03 Адаптивная физическая культура 1 курс Вид работы Аудиторные занятия. Содержания обучения Теоретическая часть Количество часов всего теор. 16 16 Вводное занятие и ТБ. Гигиенические основы труда и отдыха. 2 2 Закаливание организма 2 2 Влияние табакокурения и алкоголя на организм человека. Строение и функции человека. 2 2 Влияние физических упражнений на органы и системы организма человека. 2 2 Оборудование и инвентарь спортзала. 2 2 Травматизм и его предупреждение в процессе занятий физкультурой, оказание первой помощи. 2 2 Значение врачебного контроля при занятиях физической культурой. 2 2 Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями. 2 2 практ . сам.р аб №1 (10) макс. нагр. Коды компетенци й, формирован ию которых способствуе т элемент программы 26 1 Практическая часть Учебно-тренировочные занятия Общая физическая подготовка №2 6 6 6 6 12 1 2 (ОФП) Подвижные игры. 2 2 1 2 Упражнения на силу, выносливость. 2 2 1 2 Упражнения на быстроту, ловкость. 2 2 1 2 Легкая атлетика. 6 6 Бег. Значение темпа и ритма при беге. Правильное дыхание при беге. Упражнения для коррекции бега. 2 2 Прыжки. Разбег, отталкивание, полѐт, приземление. Физические упражнения для коррекции прыжков. 2 2 Метание. Разновидности метания. Подготовительные упражнения для метания. 2 2 6 1 2 №3 Гимнастика. Акробатика. 10 10 4 14 1 2 Акробатические элементы, их разновидности. 2 2 Правила самостраховки при выполнении акробатических упражнений. 2 2 Изучение кувырка вперѐд, назад из упора присев; стойка на лопатках. 2 2 Брусья. Махи вперѐд, назад. Выход в упор на руках. Кувырок. Соскок с махом вперѐд, назад. 2 2 Общеразвивающие упражнения, упражнения в паре с партнером, 2 2 7 упражнения с гантелями, набивными мячами, упражнения с мячом, обручем Спортивные игры. Настольный теннис. №4 10 10 10 20 1 2 Правила игры. Ознакомление с видом спорта. Техника безопасности. 2 2 Обучение техническим приѐмам . 2 2 Выполнение технических элементов: подача, удары по мячу толчком. 2 2 Игра по упрощѐнным правилам. 2 2 Игра по правилам. 2 2 Волейбол. 8 8 8 1 2 Правила игры. Классификация и терминология технических приѐмов. Техника безопасности. Обучение техническим приѐмам. 2 2 Выполнение простых техникотактических действий: подача, ,передача двумя руками сверху, снизу. 2 2 Игра по упрощѐнным правилам. 2 2 Игра по правилам. 2 2 Баскетбол. 8 8 8 1 2 Правила игры. Классификация и терминология технических приѐмов. Техника безопасности. 2 2 Выполнение простых технико- 2 2 8 тактических действий: ведение мяча, остановка шагом,передача двумя руками от груди, с отскоком об пол. Игра по упрощѐнным правилам. 2 2 Игра по правилам. 2 2 №5 Лыжная подготовка. 4 4 9 13 1 2 Стили лыжных ходов. Техника безопасности. 2 2 Классические лыжные ходы. Спуски, подъѐмы. 2 2 Плавание 10 10 10 1 2 Специальные плавательные упражнения для изучения кроля на груди, спине, брасса. 2 2 Плавание в одежде. Освобождение от одежды в воде. 2 2 Специальные подготовительные, общеразвивающие и подводящие упражнения на суше. 2 Правила плавания в открытом водоеме. Самоконтроль при занятиях плаванием. 2 2 Доврачебная помощь пострадавшему. Техника безопасности при занятиях плаванием в открытых 2 2 2 водоемах и в бассейне. Итого 78 16 9 62 39 117 2 курс Вид работы Аудиторные занятия. Содержания обучения Количество часов всего теор. практ . сам.р аб макс. нагр. Коды компетенци й, формирован ию которых способствуе т элемент программы Практическая часть Учебно-тренировочные занятия №1 Общая физическая подготовка (ОФП) 8 Подвижные игры. 2 2 Упражнения на силу, выносливость. 2 2 Упражнения на быстроту, ловкость. 2 2 Упражнения на координацию. 2 2 Легкая атлетика. 6 6 8 10 18 1 2 6 1 2 Бег. Значение темпа и ритма при беге. Правильное дыхание при беге. Бег на короткие и средние дистанции. 2 2 Прыжки. Разбег, отталкивание, полѐт, приземление. Выполнение техники при прыжках в длину. 2 2 Метание. Разновидности метания. Метание в цель малого мяча. 2 2 №2 Гимнастика. 12 12 6 18 1 2 Правила самостраховки при 2 2 10 выполнении акробатических упражнений. Изучение кувырка вперѐд, назад из упора присев; стойка на лопатках. 2 2 Брусья. Махи вперѐд, назад. Выход в упор на руках. Кувырок. Соскок с махом вперѐд, назад. 2 2 Упражнения в чередовании напряжения с расслаблением, упражнения для коррекции нарушений осанки. 2 2 Общеразвивающие упражнения, упражнения в паре с партнером, упражнения с гантелями, набивными мячами, упражнения с мячом, обручем 2 2 Лазание по канату в три приѐма. 2 2 Спортивные игры. Настольный теннис. №4 10 10 8 18 1 2 Правила игры. Понятие о спортивной технике. Техника безопасности. 2 2 Обучение техническим приѐмам . 2 2 Выполнение простых техникотактических действий: подача, приѐм, передача. 2 2 Игра по упрощѐнным правилам. 2 2 Игра по правилам. 2 2 Волейбол. 8 8 8 1 2 Правила игры. Понятие о спортивной технике. Техника безопасности. 2 2 Выполнение простых техникотактических действий: подача, приѐм, передача. 2 2 11 Игра по упрощѐнным правилам. 2 2 Игра по правилам. 2 2 Баскетбол. 8 8 8 1 2 Правила игры. Понятие о спортивной технике. Техника безопасности. 2 2 Выполнение простых техникотактических действий: ведение мяча, передача, бросок в кольцо. 2 2 Игра по упрощѐнным правилам. 2 2 Игра по правилам. 2 2 №5 Лыжная подготовка. 4 4 8 12 1 2 Стили лыжных ходов. Техника безопасности. 2 2 Классические, коньковые лыжные ходы. Спуски, подъѐмы. 2 2 Плавание 10 10 10 1 2 Специальные плавательные упражнения для изучения кроля на груди, спине, брасса. 2 2 Плавание в одежде. Освобождение от одежды в воде. 2 2 Специальные подготовительные, общеразвивающие и подводящие упражнения на суше. 2 Правила плавания в открытом водоеме. Самоконтроль при занятиях плаванием. 2 2 Доврачебная помощь пострадавшему. Техника 2 2 2 12 безопасности при занятиях плаванием в открытых водоемах и в бассейне. №6 Атлетическая гимнастика. 6 6 7 13 1 2 Круговая тренировка на снарядах и тренажѐрах. 2 2 Индивидуальные занятия на снарядах. 2 2 Индивидуальные занятия на тренажѐрах. 2 2 Футбол 6 6 6 1 2 Правила игры. Понятие о спортивной технике. Техника безопасности. 2 2 Выполнение простых техникотактических действий: ведение мяча, передача, удар по воротам. 2 2 Игра по упрощѐнным правилам. 2 2 Игра по правилам. Итого 78 0 13 78 39 117 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения: спортивный зал, зал аэробики и тренажѐрный зал; открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий; футбольным полем, гимнастическим городком, баскетбольной и волейбольной площадкой, оборудованные раздевалки с душевыми кабинами. Спортивное оборудование: баскетбольные, футбольные, волейбольные мячи; щиты, ворота, корзины, сетки; оборудование для силовых упражнений; оборудование для занятий аэробикой; гимнастическая перекладина, шведская стенка, секундомеры, дорожка резиновая разметочная для прыжков и метания; оборудование, необходимое для реализации части по профессиональноприкладной физической подготовке. Техническими средствами обучения: музыкальный центр, выносные колонки, микрофон, компьютер, мультимедийный проектор, экран, электронные носители с записями комплексов упражнений. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе 3.2.1. Печатные издания Основная литература: 1. Физическая культура, Андрюхина Т.В. -М.: Русское слово, 2017 г. 2. Физическая культура, Третьякова Н.В. под ред. Виленского М.Я. М.: Русское слово, 2017 г. 3. Физическая культура, Матвеев А.П. -М.: Вентана-Граф, 2017 4. Физическая культура: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования Бишаева А.А. -М.: Издательский центр «Академия», 2017 5. Физическая культура: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования Решетников Н.В -М.: Издательский центр «Академия», 2017 Дополнительная литература: 14 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 1. Физическая культура, Палехова Е.С. -М.: Вентана-Граф, 2017 2. Физическая культура: учебник для СПО / Ю.Н. Аллянов, И.А. Письменский. – 3-е изд., испр. – М.: Издательство Юрайт, 2016. 3. Физическая культура: учебник / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – 2е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2017. 3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы) Рефераты на спортивную тематику. Форма доступа: http://sportreferats.narod.ru/ Мир баскетбола. Сайт посвящен правилам, технике, тактике, биографии игроков, истории команд. Форма доступа: http://www.moibasketball.narod.ru/ Основы физической культуры . Форма доступа: http://cnit.ssau.ru/kadis/ocnov_set/index.htm Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации. Форма доступа: www.minsport.gov.ru Федеральный портал «Российское образование». Форма доступа: www.edu.ru Официальный сайт Олимпийского комитета России. Форма доступа: www.olympic.ru Учебно-методические пособия «Общевойсковая подготовка». Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации. Форма доступа: www.goup32441.narod.ru 15 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценки Методы оценки -понимание значимости Оценка Перечень знаний, и роли физической результатов: осваиваемых в рамках культуры в различных. выполнение дисциплины: - роль физической культуры в областях жизни комплекса общекультурном, человека; упражнений, профессиональном и социальном -понимание принципов тестирование развитии человека; здорового образа жизни - основы здорового образа жизни Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины: - использовать физкультурнооздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; выполнять комплексы упражнений на развитие выносливости, равновесия, быстроты, скоростно-силовых качеств, координации движений 16