Приложение 7 к ОПОП по специальности 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02 Экологические основы природопользования ( Заочная форма обучения) Сухой Лог 2021 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 18.02.05 «Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий», приказ Минобрнауки России № 435 от 07 мая 2014 г Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» Разработчик: Вехов Андрей Юрьевич, преподаватель, первая квалификационная категория. 2 СОДЕРЖАНИЕ 1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 11 1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН. 02 Экологические основы природопользования 1.1 Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий, укрупнённая группа 18.00.00 Химические технологии базовой подготовки. Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке специалистов химического профиля. 1.2 Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена Экологические основы природопользования является общепрофессиональной дисциплиной в составе профессионального цикла программы подготовки специалистов среднего звена. 1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: -анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности; - анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф; -выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов; -определить экологическую пригодность выпускаемой продукции; -оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте; В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем; -задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации; основные источники и масштабы образования отходов производства; -основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков химических производств, основные технологии утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов; принципы размещения производств различного типа, состав основных промышленных выбросов и отходов различных производств; -правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности; -принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования; -принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды Освоение дисциплины способствует формированию общих компетенций, включающих в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. 4 ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством. ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Освоение дисциплины направлено на подготовку к формированию профессиональных компетенций включающих в себя способность: ПК 1.1. Соблюдать условия хранения сырья. ПК 1.2. Подготавливать, дозировать и загружать сырье согласно рецептуре технологического процесса. ПК 1.3. Осуществлять контроль качества сырья производства тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий. ПК 1.4. Выполнять технологические расчеты, связанные с приготовлением шихты. ПК 2.1. Проверять исправность оборудования, технологических линий и средств автоматизации. ПК 2.2. Контролировать работу основного и вспомогательного оборудования. ПК 3.1. Осуществлять контроль параметров технологического процесса и их регулирование. ПК 3.2. Осуществлять контроль качества полупродуктов и готовой продукции. ПК 3.3. Рассчитывать технико-экономические показатели технологического процесса для выявления резервов экономии. ПК 4.1. Организовывать работу коллектива и поддерживать профессиональные отношения со смежными подразделениями. ПК 4.2. Обеспечивать выполнение производственного задания по объему производства и качеству продукции. ПК 4.3. Повышать производительность труда, снижать трудоемкость продукции на основе оптимального использования трудовых ресурсов и технических возможностей оборудования . 1.4.Количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе: аудиторной учебной нагрузки обучающегося (обязательных учебных занятий) 8 часов; внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося 46 часа 5 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов 54 8 Максимальная учебная нагрузка (всего) Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего) в том числе: практические занятия (в том числе в форме практической подготовки) 6 контрольные работы 2 курсовая работа (проект) Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего) 46 в том числе: самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) Подготовка сообщений и рефератов Создание презентаций Проработка тем и составление конспекта Итоговая аттестация в форме дифференцированный зачёт 6 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Экологические основы природопользования Наименование Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, разделов и тем самостоятельная работа обучающихся 1 2 Раздел 1 Экология и природопользование Тема 1.1 Содержание учебного материала Антропогенное 1 Хозяйственная деятельность человека и её воздействие на природу. Локальные, региональные воздействие на и глобальные проблемы экологии. Роль человеческого фактора в решении проблем экологии. природу. Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху.Определение экологического Экологические кризиса. Основные причины экологического кризиса. Прогнозирование. Определение кризисы и экологической аварии и катастрофы. Причины и виды аварий и катастроф катастрофы Практические занятия 1 Функциональное зонирование городов Тема 1.2 Содержание учебного материала Природные ресурсы 1 Природные ресурсы и их классификация. Природоресурсный потенциал РФ. и рациональное Проблемы использования и воспроизводство природных ресурсов, их взаимосвязь с природопользование. размещением производства. Условия устойчивого состояния экосистем. Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции. Проблемы сохранения человеческих ресурсов. Практические занятия 1 Природоресурсный потенциал Свердловской области. Тема 1.3 Содержание учебного материала Принципы 1 Определение понятий «Природопользование» и «Охрана природы». Принципы и методы рационального рационального природопользования. Основные аспекты охраны природы. Принципы и природопользования правила охраны природы. Особо охраняемые природные территории РФ. и окружающей Самостоятельная работа обучающихся №1 среды. Примерная тематика домашних заданий. Работа с конспектом и учебником. Тема 1.4 Содержание учебного материала Мониторинг 1 Определение понятия «Мониторинг окружающей среды». окружающей среды Виды мониторинга. Мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы, гидросферы и земельных ресурсов.Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, взаимодействующими на окружающую среду; оценка и прогнозирование состояния окружающей среды. 7 Кол-во часов 3 Уровень освоения 4 4 2 2 2 2-3 2 2 8 2 4 Тема 1.5 Источники загрязнения. Основные группы загрязняющих веществ в природных средах Содержание учебного материала 1 Естественные и антропогенные источники загрязнений атмосферы, гидросферы и земельных ресурсов. Классификация загрязняющих веществ 2 Состав основных промышленных выбросов и отходов различных производств. Основные источники техногенного воздействия на окружающую среду масштабы образования отходов производств Самостоятельная работа обучающихся №2 Подготовка тематических сообщений: Изменение топливно-энергетического баланса; Глобальные проблемы экологии: парниковый эффект, разрушение озонового слоя , кислотные дожди; Современные достижения ученых по проблеме продления человеческой жизни; Значение мониторинга окружающей природной среды для решения экологических проблем; Воздействие негативных экологических факторов на человека, проживающем в Уральском регионе; их прогнозирование и предотвращение; Пищевые ресурсы человека и проблемы их сохранения; Генетически модифицированные продукты. Работа с конспектом и дополнительной литературой. Раздел 2 Охрана окружающей среды Тема 2.1 Содержание учебного материала Рациональное 1 Строение и газовый состав атмосферы. Баланс газов в атмосфере. Последствие загрязнение и использование и нарушения газового баланса атмосферы. Химические и фотохимические превращения охрана атмосферы вредных веществ в атмосфере. Меры по предотвращению загрязнения и охране атмосферного воздуха. Принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов. Основные технологии утилизации газовых выбросов Практические занятия 1 Экологическая безопасность огнеупорного производства 1 Природная вода и ее распространение. Истощение и загрязнение водных ресурсов. Тема 2.2 Рациональное использование водных ресурсов, меры по предотвращению их истощения и Рациональное загрязнения. Рациональное использование подземных вод. Очистные сооружения и оборотные использование и системы водоснабжения. Методы очистки промышленных сточных вод. Принципы работы охрана водных аппаратов обезвреживание и очистки стоков химических производств основные технологии ресурсов утилизации стоков Самостоятельная работа обучающихся Подготовка тематических сообщений: Проблемы дефицита пресной воды; Автомобиль: за-и против; Использование экологически безопасных технологий в промышленном производстве; Виды и формы загрязнения природной среды и возможные пути решения проблем; Экологическая безопасность людей; Воздействие транспортных средств на окружающую среду и 8 4 2 4 2 2-3 2 2 2-3 её охрана; Воздействие строительной индустрии на окружающую среду и её охрана; Воздействие металлургической промышленности на окружающую среду и её охрана. Работа с конспектом и дополнительной литературой. 1 Содержание учебного материала Тема 2.3 Рациональное Охрана природных комплексов при разработке минеральных ресурсов. Рекультивация и использование и восстановление земель. Результаты антропогенного воздействия на почвы и меры по ее охрана литосферы охране. Основные методы и технологии утилизации твердых отходов Раздел 3 Мероприятия по защите планеты Тема 3.1 Содержание учебного материала 1 Государственная экологическая экспертиза предприятий и территорий. Экологическая Государственные и общественные общественная экспертиза. Паспортизация промышленных предприятий. Контроль мероприятия по экологической пригодности выпускаемой предприятиями продукцией. Контроль и охране окружающей регулирование рационального использования природных ресурсов и окружающей среды. среды Федеральные органы власти, отвечающие за рациональное природопользование. Организация рационального природопользования в России Тема 3.2 Содержание учебного материала 1 Правовые основы охраны атмосферы, гидросферы, недр, земель, растительного и животного Правовые основы и социальные вопросы мира, ландшафтов. Особо охраняемые природные территории РФ. Природоохранное защиты среды просвещение и экологические права населения обитания 1 Содержание учебного материала Тема 3.3 Международное История международного природоохранного движения. Природоохранные конвенции и сотрудничество в об межгосударственные соглашения. Роль международных организаций в охране природы. -ласти рационально- Самостоятельная работа обучающихся №4 го природопользова- Работа с конспектом, учебником и дополнительной литературой. ния и охраны Подготовка к дифференцированному зачету окружающей среды Дифференцированный зачет Всего: Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 9 2 2 6 2 2 2 2 2 2 3 2 54 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Материально-техническое обеспечение Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета экологии и природопользования Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - комплект учебно-наглядных пособий и плакатов. Технические средства обучения: - демонстрационный (мультимедийный) комплекс 3.2 Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1 М.В. Гальперин.Экологические основы природопользования : учебник / М.В. Гальперин. —2-е изд., испр. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2019. — 256 с. 2 Н.А. Герасимова, Экологические основы природопользования : учеб. пособие / Е.К. Хандогина, Н.А. Герасимова, А.В. Хандогина ; под общ. ред. Е.К. Хандогиной. — 2-е изд. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2017. — 160 с. Дополнительные источники: 1 Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова И.В. Экологические основы природопользования. М.: Изд-во Дашков и К, 2008. 2 Винокурова Н.Ф. Глобальная экология. М.: Дрофа, 2009. 3 Гальперин М.В. Экологические основы природопользования. М.: ФОРУМ-ИНФА-М, 2007. 4 Колесников С.И. Экологические основы природопользования. М.: Даш-ков и К, 2008. 5 Криксунов Е.А. Экология. М.: Дрофа, 2009. 6 Трушина Т.П. Экологические основы природопользования. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. 7 Трушина Т.П. Экологические основы природопользования. М.: Просве-щение, 2010. 8 Передельский Л.В., Коробкин В.И., Приходченко О.Е. Экология: Учебник – М.: Проспект, 2008. – 512с. 9 Сидоров Ю.П., Рассказов С.В., Гаранина Т.В., Сытник Т.А. Экология: Курс лекций. – М.: РГОТУПС, 2005г. – 11с. 10 Константинов В.М. Экологические основы природопользования. Учебное пособие для СПО. – М.: «Академия», 2008. – 208 с. Интернет-ресурсы: 1. «Экология производства» – журнал. Форма доступа: www.ecoindustry.ru 10 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум», реализующее подготовку по программе учебной дисциплины, обеспечивает организацию и проведение текущего контроля знаний и промежуточную аттестацию обучающихся. Порядок и содержание текущего контроля и промежуточной аттестации регламентируется Положением ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» «О текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся». Текущий контроль знаний, сформированности компетенций проводится преподавателем на любом из видов учебных занятий. Формы текущего контроля выбираются преподавателем исходя из специфики учебной дисциплины и индивидуальных особенностей обучающихся. Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является экзамен, который проводится после обучения по учебной дисциплине. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств (ФОС), позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» самостоятельно. ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы 4.2, 4.3). Итоговая оценка результатов освоения дисциплины определяется в ходе промежуточной аттестации. Оценка знаний, умений и компетенций по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблицы 4.1). Таблица 4.1- Универсальная шкал Процент результативности (правильных ответов) 90 ÷ 100 80 ÷ 89 70 ÷ 79 менее 70 Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений балл (отметка) вербальный аналог 5 отлично 4 хорошо 3 удовлетворительно 2 не удовлетворительно 11 Таблица 4.2 – Оценка освоенных умений и усвоенных знаний Раздел (тема) учебной Результаты обучения Основные показатели дисциплины (освоенные умения, усвоенные знания) результатов подготовки Раздел 1. Экология и Полное освоение знаний и знать: природопользование - виды и классификацию природных умений в соответствии с Раздел 2. ресурсов, условия устойчивого состояния требованиями ФГОС, Охрана окружающей экосистем; рабочей программой. Раздел 3. Мероприятия по -задачи охраны окружающей среды, Показатель признака защите планеты. природоресурсный потенциал и проявления знаний, умений, охраняемые природные территории компетенций ОК1-9 Российской Федерации; основные источники и масштабы образования отходов производства; -основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков химических производств, основные технологии утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов; принципы размещения производств различного типа, состав основных промышленных выбросов и отходов различных производств; -правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности; -принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического 12 Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Результаты индивидуальных образовательных достижений: .входная диагностика; .текущий контроль (устный и письменный ответ); .контроль по темам, разделам; .самостоятельная работа 1,2,3,4 . практическое занятие1,2,3 .лабораторная работа1 определяются по разработанным критериям оценок (Сумма баллов по признакам проявления знаний, умений и компетенций в соответствии с универсальной шкалой) контроля и экологического регулирования; -принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды уметь: -анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности; - анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф; выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов; -определить экологическую пригодность выпускаемой продукции; -оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте; 13 Таблица 4. 3 - Оценка освоенных общих компетенций Результаты Основные показатели оценки результата (освоенные общие компетенции) ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей Проявление интереса к будущей профессии профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые Выбор и применение методов и способов методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать решения профессиональных задач в области их эффективность и качество производства тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях Обоснование выбора решений в стандартных и и нести за них ответственность нестандартных ситуациях ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, Проявление умения эффективного поиска необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, необходимой информации профессионального и личностного развития ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии Использование различных источников, включая в профессиональной деятельности. электронные ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством ОК 7. Брать ответственность за работу (подчиненных), за результат выполнения заданий членов команды ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности 14 Формы и методы контроля и оценки Результаты сформированности компетенций определяют по контрольным точкам на основании разработанных критериев оценки. Критериальная Взаимодействие с обучающимися, система оценки по преподавателями и мастерами в ходе обучения признакам Осуществление самоанализа и коррекции проявления результатов собственной работы компетенций Организация самостоятельных занятий при изучении учебной дисциплины. Определение целей и задач для достижения результата Анализ инноваций в области производства тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий