07 РП ЕН 02 Экологические основы природопользования

Приложение 7
к ОПОП по специальности
18.02.05 Производство тугоплавких
неметаллических и силикатных материалов и изделий
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.02 Экологические основы природопользования
( Заочная форма обучения)

Сухой Лог
2021

Рабочая программа
учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее
ФГОС СПО) по специальности 18.02.05 «Производство тугоплавких неметаллических и
силикатных материалов и изделий», приказ Минобрнауки России № 435 от 07 мая 2014 г
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Разработчик: Вехов Андрей Юрьевич, преподаватель, первая квалификационная
категория.

2

СОДЕРЖАНИЕ

1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ
4

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
10
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

3

11

1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН. 02 Экологические основы природопользования
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы
среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов
и изделий, укрупнённая группа 18.00.00 Химические технологии базовой подготовки.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном
профессиональном образовании и профессиональной подготовке специалистов химического
профиля.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов
среднего звена
Экологические основы природопользования является общепрофессиональной
дисциплиной в составе профессионального цикла программы подготовки специалистов среднего
звена.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов
производственной деятельности;
- анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф; -выбирать
методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;
-определить экологическую пригодность выпускаемой продукции;
-оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния
экосистем;
-задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые
природные территории Российской Федерации; основные источники и масштабы образования
отходов производства;
-основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы
предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод,
принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков химических
производств, основные технологии утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;
принципы размещения производств различного типа, состав основных промышленных выбросов
и отходов различных производств;
-правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической
безопасности;
-принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей
среды, экологического контроля и экологического регулирования;
-принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования
и охраны окружающей среды
Освоение дисциплины способствует формированию общих компетенций,
включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
4

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат
выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
Освоение дисциплины направлено на подготовку к формированию профессиональных
компетенций включающих в себя способность:
ПК 1.1. Соблюдать условия хранения сырья.
ПК 1.2. Подготавливать, дозировать и загружать сырье согласно рецептуре
технологического процесса.
ПК 1.3. Осуществлять контроль качества сырья производства тугоплавких
неметаллических и силикатных материалов и изделий.
ПК 1.4. Выполнять технологические расчеты, связанные с приготовлением шихты.
ПК 2.1. Проверять исправность оборудования, технологических линий и средств
автоматизации.
ПК 2.2. Контролировать работу основного и вспомогательного оборудования.
ПК 3.1. Осуществлять контроль параметров технологического процесса и их
регулирование.
ПК 3.2. Осуществлять контроль качества полупродуктов и готовой продукции.
ПК 3.3. Рассчитывать технико-экономические показатели технологического процесса
для выявления резервов экономии.
ПК 4.1. Организовывать работу коллектива и поддерживать профессиональные
отношения со смежными подразделениями.
ПК 4.2. Обеспечивать выполнение производственного задания по объему производства и
качеству продукции.
ПК 4.3. Повышать производительность труда, снижать трудоемкость продукции на
основе оптимального использования трудовых ресурсов и технических возможностей
оборудования .
1.4.Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:
аудиторной учебной нагрузки обучающегося (обязательных учебных занятий) 8 часов;
внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося 46 часа

5

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем
часов
54
8

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего)
в том числе:
практические занятия (в том числе в форме практической подготовки)
6
контрольные работы
2
курсовая работа (проект)
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего)
46
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
Подготовка сообщений и рефератов
Создание презентаций
Проработка тем и составление конспекта
Итоговая аттестация в форме
дифференцированный зачёт

6

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Экологические основы природопользования
Наименование
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
разделов и тем
самостоятельная работа обучающихся
1
2
Раздел 1 Экология и природопользование
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Антропогенное
1 Хозяйственная деятельность человека и её воздействие на природу. Локальные, региональные
воздействие на
и глобальные проблемы экологии. Роль человеческого фактора в решении проблем экологии.
природу.
Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху.Определение экологического
Экологические
кризиса. Основные причины экологического кризиса. Прогнозирование. Определение
кризисы и
экологической аварии и катастрофы. Причины и виды аварий и катастроф
катастрофы
Практические занятия
1 Функциональное зонирование городов
Тема 1.2
Содержание учебного материала
Природные ресурсы 1 Природные ресурсы и их классификация. Природоресурсный потенциал РФ.
и рациональное
Проблемы использования и воспроизводство природных ресурсов, их взаимосвязь с
природопользование.
размещением производства. Условия устойчивого состояния экосистем.
Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной
продукции. Проблемы сохранения человеческих ресурсов.
Практические занятия
1 Природоресурсный потенциал Свердловской области.
Тема 1.3
Содержание учебного материала
Принципы
1 Определение понятий «Природопользование» и «Охрана природы». Принципы и методы
рационального
рационального природопользования. Основные аспекты охраны природы. Принципы и
природопользования
правила охраны природы. Особо охраняемые природные территории РФ.
и окружающей
Самостоятельная работа обучающихся №1
среды.
Примерная тематика домашних заданий.
Работа с конспектом и учебником.
Тема 1.4
Содержание учебного материала
Мониторинг
1 Определение понятия «Мониторинг окружающей среды».
окружающей среды
Виды мониторинга. Мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы, гидросферы и
земельных ресурсов.Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за
факторами, взаимодействующими на окружающую среду; оценка и прогнозирование
состояния окружающей среды.
7

Кол-во
часов
3

Уровень
освоения
4

4

2

2

2

2-3

2

2

8

2
4

Тема 1.5
Источники
загрязнения.
Основные группы
загрязняющих
веществ в
природных средах

Содержание учебного материала
1 Естественные и антропогенные источники загрязнений атмосферы, гидросферы и земельных
ресурсов. Классификация загрязняющих веществ
2 Состав основных промышленных выбросов и отходов различных производств. Основные
источники техногенного воздействия на окружающую среду масштабы образования отходов
производств
Самостоятельная работа обучающихся №2
Подготовка тематических сообщений: Изменение топливно-энергетического баланса; Глобальные
проблемы экологии: парниковый эффект, разрушение озонового слоя , кислотные дожди;
Современные достижения ученых по проблеме продления человеческой жизни; Значение
мониторинга окружающей природной среды для решения экологических проблем; Воздействие
негативных экологических факторов на человека, проживающем в Уральском регионе; их
прогнозирование и предотвращение; Пищевые ресурсы человека и проблемы их сохранения;
Генетически модифицированные продукты. Работа с конспектом и дополнительной литературой.
Раздел 2 Охрана окружающей среды
Тема 2.1
Содержание учебного материала
Рациональное
1 Строение и газовый состав атмосферы. Баланс газов в атмосфере. Последствие загрязнение и
использование и
нарушения газового баланса атмосферы. Химические и фотохимические превращения
охрана атмосферы
вредных веществ в атмосфере. Меры по предотвращению загрязнения и охране атмосферного
воздуха. Принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов. Основные
технологии утилизации газовых выбросов
Практические занятия
1 Экологическая безопасность огнеупорного производства
1 Природная вода и ее распространение. Истощение и загрязнение водных ресурсов.
Тема 2.2
Рациональное использование водных ресурсов, меры по предотвращению их истощения и
Рациональное
загрязнения. Рациональное использование подземных вод. Очистные сооружения и оборотные
использование и
системы водоснабжения. Методы очистки промышленных сточных вод. Принципы работы
охрана водных
аппаратов обезвреживание и очистки стоков химических производств основные технологии
ресурсов
утилизации стоков
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка тематических сообщений: Проблемы дефицита пресной воды; Автомобиль: за-и
против; Использование экологически безопасных технологий в промышленном производстве;
Виды и формы загрязнения природной среды и возможные пути решения проблем;
Экологическая безопасность людей; Воздействие транспортных средств на окружающую среду и
8

4

2

4

2
2-3

2
2

2-3

её охрана; Воздействие строительной индустрии на окружающую среду и её охрана; Воздействие
металлургической промышленности на окружающую среду и её охрана.
Работа с конспектом и дополнительной литературой.
1 Содержание учебного материала
Тема 2.3
Рациональное
Охрана природных комплексов при разработке минеральных ресурсов. Рекультивация и
использование и
восстановление земель. Результаты антропогенного воздействия на почвы и меры по ее
охрана литосферы
охране. Основные методы и технологии утилизации твердых отходов
Раздел 3 Мероприятия по защите планеты
Тема 3.1
Содержание учебного материала
1 Государственная экологическая экспертиза предприятий и территорий. Экологическая
Государственные и
общественные
общественная экспертиза. Паспортизация промышленных предприятий. Контроль
мероприятия по
экологической пригодности выпускаемой предприятиями продукцией. Контроль и
охране окружающей
регулирование рационального использования природных ресурсов и окружающей среды.
среды
Федеральные органы власти, отвечающие за рациональное природопользование. Организация
рационального природопользования в России
Тема 3.2
Содержание учебного материала
1 Правовые основы охраны атмосферы, гидросферы, недр, земель, растительного и животного
Правовые основы и
социальные вопросы
мира, ландшафтов. Особо охраняемые природные территории РФ. Природоохранное
защиты среды
просвещение и экологические права населения
обитания
1 Содержание учебного материала
Тема 3.3
Международное
История международного природоохранного движения. Природоохранные конвенции и
сотрудничество в об
межгосударственные соглашения. Роль международных организаций в охране природы.
-ласти рационально- Самостоятельная работа обучающихся №4
го природопользова- Работа с конспектом, учебником и дополнительной литературой.
ния и охраны
Подготовка к дифференцированному зачету
окружающей среды
Дифференцированный зачет
Всего:
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
9

2

2

6

2

2

2

2

2

2

3
2
54

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета экологии и
природопользования
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий и плакатов.
Технические средства обучения:
- демонстрационный (мультимедийный) комплекс
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1 М.В. Гальперин.Экологические основы природопользования : учебник / М.В.
Гальперин. —2-е изд., испр. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2019. — 256 с.
2 Н.А. Герасимова, Экологические основы природопользования : учеб. пособие / Е.К.
Хандогина, Н.А. Герасимова, А.В. Хандогина ; под общ. ред. Е.К. Хандогиной. —
2-е изд.
— М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2017. — 160 с.
Дополнительные источники:
1 Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова И.В. Экологические основы
природопользования. М.: Изд-во Дашков и К, 2008.
2 Винокурова Н.Ф. Глобальная экология. М.: Дрофа, 2009.
3 Гальперин М.В. Экологические основы природопользования. М.: ФОРУМ-ИНФА-М,
2007.
4 Колесников С.И. Экологические основы природопользования. М.: Даш-ков и К, 2008.
5 Криксунов Е.А. Экология. М.: Дрофа, 2009.
6 Трушина Т.П. Экологические основы природопользования. Ростов н/Д.: Феникс, 2009.
7 Трушина Т.П. Экологические основы природопользования. М.: Просве-щение, 2010.
8 Передельский Л.В., Коробкин В.И., Приходченко О.Е. Экология: Учебник – М.:
Проспект, 2008. – 512с.
9 Сидоров Ю.П., Рассказов С.В., Гаранина Т.В., Сытник Т.А. Экология: Курс лекций. –
М.: РГОТУПС, 2005г. – 11с.
10 Константинов В.М. Экологические основы природопользования. Учебное пособие для
СПО. – М.: «Академия», 2008. – 208 с.
Интернет-ресурсы:
1. «Экология производства» – журнал. Форма доступа: www.ecoindustry.ru

10

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум», реализующее подготовку по
программе учебной дисциплины, обеспечивает организацию и проведение текущего контроля
знаний и промежуточную аттестацию обучающихся. Порядок и содержание текущего контроля и
промежуточной аттестации регламентируется Положением ГАПОУ СО «Сухоложский
многопрофильный техникум» «О текущем контроле знаний и промежуточной аттестации
обучающихся».
Текущий контроль знаний, сформированности компетенций проводится преподавателем
на любом из видов учебных занятий. Формы текущего контроля выбираются преподавателем
исходя из специфики учебной дисциплины и индивидуальных особенностей обучающихся.
Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является экзамен, который
проводится после обучения по учебной дисциплине.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств (ФОС), позволяющие
оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для
промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются ГАПОУ СО «Сухоложский
многопрофильный техникум» самостоятельно.
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы,
предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных
образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы 4.2, 4.3).
Итоговая оценка результатов освоения дисциплины определяется в ходе промежуточной
аттестации.
Оценка знаний, умений и компетенций по результатам текущего контроля и
промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблицы 4.1).
Таблица 4.1- Универсальная шкал
Процент результативности
(правильных ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70

Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
не удовлетворительно

11

Таблица 4.2 – Оценка освоенных умений и усвоенных знаний
Раздел (тема) учебной
Результаты обучения
Основные показатели
дисциплины
(освоенные умения, усвоенные знания)
результатов подготовки
Раздел 1. Экология и
Полное
освоение знаний и
знать:
природопользование
- виды и классификацию природных
умений в соответствии с
Раздел 2.
ресурсов, условия устойчивого состояния требованиями ФГОС,
Охрана окружающей
экосистем;
рабочей программой.
Раздел 3. Мероприятия по -задачи охраны окружающей среды,
Показатель признака
защите планеты.
природоресурсный потенциал и
проявления знаний, умений,
охраняемые природные территории
компетенций ОК1-9
Российской Федерации; основные
источники и масштабы образования
отходов производства;
-основные источники техногенного
воздействия на окружающую среду,
способы предотвращения и улавливания
выбросов, методы очистки
промышленных сточных вод, принципы
работы аппаратов обезвреживания и
очистки газовых выбросов и стоков
химических производств, основные
технологии утилизации газовых
выбросов, стоков, твердых отходов;
принципы размещения производств
различного типа, состав основных
промышленных выбросов и отходов
различных производств;
-правовые основы, правила и нормы
природопользования и экологической
безопасности;
-принципы и методы рационального
природопользования, мониторинга
окружающей среды, экологического
12

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Результаты индивидуальных
образовательных достижений:
.входная диагностика;
.текущий контроль (устный и
письменный ответ);
.контроль по темам, разделам;
.самостоятельная работа 1,2,3,4
. практическое занятие1,2,3
.лабораторная работа1
определяются по разработанным
критериям оценок (Сумма баллов по
признакам проявления знаний, умений и
компетенций в соответствии с
универсальной шкалой)

контроля и экологического
регулирования;
-принципы и правила международного
сотрудничества в области
природопользования и охраны
окружающей среды
уметь:
-анализировать и прогнозировать
экологические последствия различных
видов производственной деятельности;
- анализировать причины возникновения
экологических аварий и катастроф; выбирать методы, технологии и аппараты
утилизации газовых выбросов, стоков,
твердых отходов;
-определить экологическую пригодность
выпускаемой продукции;
-оценивать состояние экологии
окружающей среды на производственном
объекте;

13

Таблица 4. 3 - Оценка освоенных общих компетенций
Результаты
Основные показатели оценки результата
(освоенные общие компетенции)
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
Проявление интереса к будущей профессии
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые Выбор и применение методов и способов
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать решения профессиональных задач в области
их эффективность и качество
производства тугоплавких неметаллических и
силикатных материалов и изделий
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях Обоснование выбора решений в стандартных и
и нести за них ответственность
нестандартных ситуациях
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации,
Проявление умения эффективного поиска
необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач,
необходимой информации
профессионального и личностного развития
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии Использование различных источников, включая
в профессиональной деятельности.
электронные
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством
ОК 7. Брать ответственность за работу
(подчиненных), за результат выполнения заданий

членов

команды

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности

14

Формы и методы
контроля и оценки

Результаты
сформированности
компетенций
определяют по
контрольным
точкам на основании
разработанных
критериев оценки.
Критериальная
Взаимодействие
с
обучающимися,
система оценки по
преподавателями и мастерами в ходе обучения
признакам
Осуществление самоанализа и коррекции
проявления
результатов собственной работы
компетенций
Организация самостоятельных занятий при
изучении учебной дисциплины. Определение
целей и задач для достижения результата
Анализ инноваций в области производства
тугоплавких неметаллических и силикатных
материалов и изделий


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».