05 РП ОГСЭ 05 Социальная психология

Приложение 5
к ОПОП по специальности
18.02.05 Производство тугоплавких
неметаллических и силикатных материалов и изделий
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ 05 СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
( Заочная форма обучения)

Сухой Лог
2021

Рабочая программа
учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее
ФГОС СПО)
по специальности 18.02.05 «Производство тугоплавких неметаллических и
силикатных материалов и изделий», приказ Минобрнауки России № 435 от 07 мая 2014 г.
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Разработчик: Калугина Светлана Анатольевна, преподаватель, первая квалификационная
категория

2

СОДЕРЖАНИЕ
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4 КОНТРОЛЬ И
ДИСЦИПЛИНЫ

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

11
УЧЕБНОЙ
12

3

1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ 05 Социальная психология
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы
среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена по
специальности 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и
изделий, укрупнённая группа 18.00.00 Химические технологии базовой подготовки.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном
профессиональном образовании и профессиональной подготовке специалистов химического
профиля.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов
среднего звена:
ОГСЭ 05 Социальная психология является учебной дисциплиной в составе общего
гуманитарного и социально-экономического цикла программы подготовки специалистов среднего
звена.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
проводить тестирование;
анализировать профессиональные ситуации с позиции участвующих в них индивидов;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать;
объект и предмет социальной психологии;
задачи и методы социальной психологии;
этапы развития отечественной социальной психологии;
социально-психологические особенности личности;
темперамент;
характер;
взаимосвязь общения и деятельности;
цели и функции, виды и уровни общения;
роли и ролевые ожидания в общении;
виды социальных взаимодействий;
механизмы взаимопонимания в общении;
техники и приемы общения;
правила слушания, ведения беседы, убеждения;
этические принципы общения;
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
Освоение дисциплины способствует формированию общих компетенций, включающих в
себя способность:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
4

выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 7 Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат
выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
1.4

Количество часов на освоение программы дисциплины

максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:
аудиторной учебной нагрузки обучающегося (обязательных учебных занятий) 8 часов;
внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося 46 часа.

5

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
54
Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего)
8
в том числе:
лабораторные занятия (в том числе в форме практической подготовки)
6
практические занятия (в том числе в форме практической подготовки)
2
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего)
46
в том числе:
Работа с конспектом, учебной и специальной литературой по вопросам и
заданиям разных уровней
Промежуточная аттестация в форме
дифференцированного зачета

6

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ 05 СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Наименование
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
разделов и тем
самостоятельная работа обучающихся
1
2
Социальная
Содержание учебного материала
психология
как 1 Теоретико-методологические основы социальной психологии.
наука
Объект и предмет социальной психологии. Место социальной психологии в системе
научного познания. Структура социальной психологии. Основные теории и концепции
социальной психологии. Взаимодействие и связь социальной психологии с другими
отраслями психологической науки и другими науками. Роль социальной психологии как
науки в жизни общества. Сферы применения социально-психологических знаний:
управленческая, политическая, производственная, педагогическая и др. Задачи социальной
психологии как науки. Функции социальной психологии
Социальная
Содержание учебного материала
психология
1 Социально-психологическая характеристика личности. Личность как системное качество,
личности
приобретаемое индивидом во взаимодействии с социальным окружением. Базовые и
социально-психологические качества личности, их значение в социальной жизни человека.
Взаимоотношения личности в группе. Социально-психологические
теории личности (А.Маслоу, К.Юнг, Э.Эриксон, Э.Шостром, А.Деркач,
Е.Б.Старовойтенко и др.) Социальное развитие личности: модели, стереотипы, динамика,
закономерности. Типы личности: тактики, стратеги, операционисты
(Е.С.Кузьмин), манипуляторы и актуализаторы (Э.Шостром) и др. Социальные роли
личности: виды, характеристики, пути освоения социальных ролей.Чувства, их функции,
этапы развития и значение в социальной жизни человека
Практическое занятие
1 №1 (Определение темперамента и характера, составить диаграмму социализации)
Самостоятельная работа обучающихся №1 Становление социально-психологических идей в
различные эпохи (подготовка сообщения)
Психология

Содержание учебного материала

Объем
часов
3
2

2

1

2
1

2

2
4
6

7

Уровень
освоения
4

2

Наименование
разделов и тем
1
социальных групп 1
и сообществ.

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
2
Группа как социально-психологический феномен. Понятие социальной группы и
социального сообщества. Типы и формы социальных объединений. Группа как социальнопсихологический феномен. Роль социальной группы в жизни и деятельности человека.
Признаки социальной группы. Деятельность как основной признак социальной группы.
Совместная групповая деятельность. Психологическая характеристика группы: нормы,
потребности, цели, ценности, групповые интересы и др. Принадлежность личности к
группе. Социально-психологические характеристики положения индивидов к группе:
позиция, статус, роль, система связей и отношений. Феномен группового сознания.
Групповые ожидания. Виды групп и принципы классификации групп
2 Психология больших социальных групп и массовых социальных движений.
Психология
Понятие больших социальных групп и массовых социальных явлений. Виды больших
больших
социальных групп. Устойчивые большие социальные группы: социальные классы,
социальных групп
этнические группы, нации, гендерные группы, возрастные группы, профессиональные
группы. Стихийные группы: толпа, публика, аудитория.ризнаки больших социальных
групп и движений.Характеристика массовых социально-психологических явлений.
Социально-психологическая сущность толпы. Характеристика разных видов толпы.
Психологические особенности социальных классов. Классовые потребности, интересы,
социальные чувства и характер. Психологические особенности этнических групп.
Психология нации. Национальный характер. Национальный менталитет. Психология
религиозных групп: понятие, особенности, виды и структура. Особенности религиозного
поведения. Негативное воздействие некоторых религиозных групп. Социальные установки
и стереотипы
3 Психология малых социальных групп. Понятие малой группы. Границы малой группы.
Психология
Классификация малых групп. Динамические процессы в малых социальных группах.
малых
Системообразующие компоненты психологии малой социальной группы. Признаки малой
социальных групп
социальной группы. Структура малой группы. Групповая сплоченность. Феномен
группового давления. Явления конформизма в группе. Принятие группового решения.
Эффективность деятельности малой группы. Психологическая совместимость членов
группы. Развитие малой группы: стадии, периоды, критерии. Социально-психологический
климат и пути его оптимизации Руководство и лидерство в малой социальной группе.
Типы и стили лидерства
Практические занятия
8

Объем
часов
3

Уровень
освоения
4

2

2
1

2

6

2

Наименование
разделов и тем
1

Социальная
психология
общения

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
Объем
самостоятельная работа обучающихся
часов
2
3
1 № 2 Малая группа как объект социально-психологического исследования
2
№3 Развитие группы и динамические процессы в малых группах
3
№4 Большая группа как объект социально-психологического исследования
Самостоятельная работа №2 Составление характеристики малой группы(учебной группы,
4
производственной бригады, спортивной команды, дружеской компании)
Содержание учебного материала
2
1
Специфика социально-психологического подхода к общению. Значение общения для
развития индивида, социальных групп и общностей. Виды, уровни и особенности общения
в современном мире. Критерии удовлетворенности общением. Общение и деятельность.
Поли функциональность общения. Содержание общения. Закономерности процесса 2
общения. Диалог как форма общения. Общение как восприятие и понимание партнерами
по общению друг друга. Психологическая структура общения. Психологическая культура
общения. Социально психологические механизмы общения

Практическое занятие
1 № 5 Тест Уровень владения невербальными компонентами в процессе общения. Умеете ли
вы слушать. Приятно ли с вами общаться
Самостоятельная работа №3 Составление социально-психологических рекомендаций к
ведению деловых переговоров
Коммуникация и Содержание учебного материала
воздействие
в 1 Понятие и виды коммуникации. Значение коммуникации в жизни людей. Особенности
процессе общения
коммуникативного общения. Позиции коммуникатора. Коммуникативные навыки
общения. Коммуникативные стили общения. Понятие и виды коммуникативных барьеров.
Способы и механизмы воздействия в общении: внушение, убеждение, подражание,
психологические заражение. Убеждение как метод сознательного воздействия в
формировании или закреплении социальных установок. Условия эффективности и
технология убеждающего воздействия. Внушение как воздействие на основе
некритического восприятия информации. Внушение и
убеждение. Основы
психологического заражения. Паника как вид социально-психологического заражения.
Мода как форма подражания. барьеры, внушение, убеждение, психологическое заражение,
паника, подражание, социальная установка
9

2

Уровень
освоения
4

2

2

2
4
2

2

2

Наименование
разделов и тем
1

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
2
Практическое занятие
1 №6 Тестовое задание:
Коммуникативные и организаторские способности.
коммуникабельны ли вы? Умеете ли вы излагать свои мысли?
Самостоятельная работа №4 Создание имиджа делового человека (составление социальнопсихологических рекомендаций)
Социальная
Содержание учебного материала
психология
1 Подходы к пониманию природы конфликта в социальной психологии. Сущностные
конфликта
свойства и причины конфликта. Классификация конфликтов. Структура конфликта. Этапы
развития конфликтов. Пути разрешения конфликтов. Функции конфликтов:
разрушительная, диагностическая, созидательная. Типы конфликтных личностей и их
социально-психологическая характеристика. Стратегия
поведения в конфликтной
ситуации. Коррекция и управление конфликтом. Роль и процедура посредничества.
Особенности конфликтного общения. Конфликты в социальных общностях
Практическое занятие
1 №7 Тестирование на определение способностей разрешения конфликта.
2 №8 Общение как социально-психологический феномен
3 № 9 Типы и средства общения
Самостоятельная работа №5 Стили поведения в конфликтной ситуации. Заполнить таблицу.
Дифференцированный зачет
Всего:
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3
–
продуктивный
(планирование
и
самостоятельное
выполнение
деятельности,

10

решение

Объем
часов
3

Уровень
освоения
4

2
2

2

2

2

2

6
2
2
2
4
2
54

проблемных

задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Материально - техническое обеспечение
Оборудование кабинета и рабочих мест кабинета:
-посадочные места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-наглядных пособий
Технические средства обучения:
 проектор мультимедийный;
 экран (антибликовый).
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
Психология как наука: новый подход в понимании ее истории / Бреслав Г.М. - М.:НИЦ
ИНФРА-М, 2016. - 675 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-16-102399-0 (online)
2. Основы общей психологии : учебник / Н.С. Ефимова. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М,
2017. — 288 с. — (Профессиональное образование).
3. Психология [Текст]: учебник для СПО/В.А. Иванников. –М.: Юрайт, 2015. 480с
4. Социальная психология. Курс лекций: Учебное пособие / Крысько В.Г., - 4-е изд., перераб. и
доп. - М.:Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 256 с.: 60x90 1/16 (Переплёт 7БЦ)
5.
Дополнительные источники:
1. Е. К. Завьялова. Психология достижения успеха (введение в коучинг): уч.-метод.
пособие. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2010. — 120 с.
2. Психология кризисных и экстремальных ситуаций: Учебник / Хрусталева Н.С. СПб:СПбГУ, 2018. - 748 с.: ISBN 978-5-288-05830-1
3. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. - 192 с.: 60x90 1/16. - (Профессиональное образование).
(переплет) ISBN 978-5-8199-0249-3
4. Психология толпы и массовых беспорядков: Практикум / Кантицкий О.В., Лафуткин
А.М. - Рязань:Академия ФСИН России, 2013. - 90 с.: ISBN 978-5-7743-0591-9
5.
Интернет-ресурсы

H
Y
P
E
R
L
I
N
K
"
h
t

11

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум», реализующее подготовку по
программе учебной дисциплины, обеспечивает организацию и проведение текущего контроля
знаний и промежуточную аттестацию обучающихся. Порядок и содержание текущего контроля и
промежуточной аттестации регламентируется Положением ГАПОУ СО «Сухоложский
многопрофильный техникум» «О текущем контроле знаний и промежуточной аттестации
обучающихся».
Текущий контроль знаний, сформированности компетенций проводится преподавателем на
любом из видов учебных занятий. Формы текущего контроля выбираются преподавателем исходя
из специфики учебной дисциплины и индивидуальных особенностей обучающихся.
Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является экзамен, который
проводится после обучения по учебной дисциплине.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств (ФОС), позволяющие
оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной
аттестации разрабатываются и утверждаются ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум» самостоятельно.
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы,
предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных
образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы 4.2, 4.3).
Итоговая оценка результатов освоения дисциплины определяется в ходе промежуточной
аттестации.
Оценка знаний, умений и компетенций по результатам текущего контроля и промежуточной
аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблицы 4.1).
Таблица 4.1- Универсальная шкала
Процент результативности
(правильных ответов)

менее 70

Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
отлично
хорошо
удовлетворительно
не удовлетворительно

12

Таблица 4.2 – Оценка освоенных умений и усвоенных знаний
Раздел (тема) учебной
дисциплины
_ Социальная психология
как наука.
_ Социальная психология
личности
_ Психология социальных
групп исообщества
_ Социальная психология
общения
_ Коммуникация и
воздействие в процессе
общения.
_ Социальная психология
конфликта

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Уметь:
-применять техники и приемы
эффективного общения в
профессиональной деятельности;
-использовать приемы саморегуляции
поведения в процессе межличностного
общения;
-проводить тестирование;
-анализировать профессиональные
ситуации с позиции участвующих в них
индивидов;
знать:
-объект и предмет социальной психологии;
-задачи и методы социальной психологии;
-этапы развития отечественной
социальной психологии;
-социально-психологические особенности
личности;
-взаимосвязь общения и деятельности;
-цели и функции, виды и уровни общения;
-роли и ролевые ожидания в общении;
-виды социальных взаимодействий;
-механизмы взаимопонимания в общении;
-техники и приемы общения;
-правила слушания, ведения беседы,
убеждения;

13

Основные показатели
результатов подготовки
Полное освоение знаний и
умений в соответствии с
требованиями ФГОС,
рабочей программой.
Показатель признака
проявления знаний, умений,
компетенций ОК1-9

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Результаты индивидуальных
образовательных достижений:
 входная диагностика;
 текущий контроль (устный и
письменный ответ);
 контроль по темам, разделам;
 самостоятельная работа 1,2,3,4,5
 практические занятие1,2,3,4,5,6,7,8,9
определяются по разработанным
критериям оценок (Сумма баллов по
признакам проявления знаний, умений и
компетенций в соответствии с
универсальной шкалой)

Таблица 4. 3 - Оценка освоенных общих компетенций
Результаты
Основные показатели оценки результата
(освоенные общие компетенции)
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
Проявление интереса к будущей профессии
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального и личностного развития
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.

Выбор и применение методов и способов
решения профессиональных задач
Обоснование выбора решений в стандартных и
нестандартных ситуациях
Проявление умения эффективного поиска
необходимой информации
Использование различных источников, включая
электронные

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с Взаимодействие
с
обучающимися,
коллегами, руководством
преподавателями и мастерами в ходе обучения
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), Осуществление самоанализа и
за результат выполнения заданий
результатов собственной работы
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности

14

Формы и методы
контроля и оценки

коррекции

Организация самостоятельных занятий при
изучении учебной дисциплины. Определение
целей и задач для достижения результата
Анализ инноваций в области производства
тугоплавких неметаллических и силикатных
материалов и изделий

Результаты
сформированности
компетенций
определяют по
контрольным
точкам на основании
разработанных
критериев оценки.
Критериальная
система оценки по
признакам
проявления
компетенций


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».