Приложение 5
к ОПОП по специальности
18.02.05 Производство тугоплавких
неметаллических и силикатных материалов и изделий
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ 05 СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
( Заочная форма обучения)
Сухой Лог
2021
Рабочая программа
учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее
ФГОС СПО)
по специальности 18.02.05 «Производство тугоплавких неметаллических и
силикатных материалов и изделий», приказ Минобрнауки России № 435 от 07 мая 2014 г.
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Разработчик: Калугина Светлана Анатольевна, преподаватель, первая квалификационная
категория
2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4 КОНТРОЛЬ И
ДИСЦИПЛИНЫ
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
11
УЧЕБНОЙ
12
3
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ 05 Социальная психология
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы
среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена по
специальности 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и
изделий, укрупнённая группа 18.00.00 Химические технологии базовой подготовки.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном
профессиональном образовании и профессиональной подготовке специалистов химического
профиля.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов
среднего звена:
ОГСЭ 05 Социальная психология является учебной дисциплиной в составе общего
гуманитарного и социально-экономического цикла программы подготовки специалистов среднего
звена.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
проводить тестирование;
анализировать профессиональные ситуации с позиции участвующих в них индивидов;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать;
объект и предмет социальной психологии;
задачи и методы социальной психологии;
этапы развития отечественной социальной психологии;
социально-психологические особенности личности;
темперамент;
характер;
взаимосвязь общения и деятельности;
цели и функции, виды и уровни общения;
роли и ролевые ожидания в общении;
виды социальных взаимодействий;
механизмы взаимопонимания в общении;
техники и приемы общения;
правила слушания, ведения беседы, убеждения;
этические принципы общения;
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
Освоение дисциплины способствует формированию общих компетенций, включающих в
себя способность:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
4
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 7 Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат
выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
1.4
Количество часов на освоение программы дисциплины
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:
аудиторной учебной нагрузки обучающегося (обязательных учебных занятий) 8 часов;
внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося 46 часа.
5
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
54
Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего)
8
в том числе:
лабораторные занятия (в том числе в форме практической подготовки)
6
практические занятия (в том числе в форме практической подготовки)
2
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего)
46
в том числе:
Работа с конспектом, учебной и специальной литературой по вопросам и
заданиям разных уровней
Промежуточная аттестация в форме
дифференцированного зачета
6
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ 05 СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Наименование
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
разделов и тем
самостоятельная работа обучающихся
1
2
Социальная
Содержание учебного материала
психология
как 1 Теоретико-методологические основы социальной психологии.
наука
Объект и предмет социальной психологии. Место социальной психологии в системе
научного познания. Структура социальной психологии. Основные теории и концепции
социальной психологии. Взаимодействие и связь социальной психологии с другими
отраслями психологической науки и другими науками. Роль социальной психологии как
науки в жизни общества. Сферы применения социально-психологических знаний:
управленческая, политическая, производственная, педагогическая и др. Задачи социальной
психологии как науки. Функции социальной психологии
Социальная
Содержание учебного материала
психология
1 Социально-психологическая характеристика личности. Личность как системное качество,
личности
приобретаемое индивидом во взаимодействии с социальным окружением. Базовые и
социально-психологические качества личности, их значение в социальной жизни человека.
Взаимоотношения личности в группе. Социально-психологические
теории личности (А.Маслоу, К.Юнг, Э.Эриксон, Э.Шостром, А.Деркач,
Е.Б.Старовойтенко и др.) Социальное развитие личности: модели, стереотипы, динамика,
закономерности. Типы личности: тактики, стратеги, операционисты
(Е.С.Кузьмин), манипуляторы и актуализаторы (Э.Шостром) и др. Социальные роли
личности: виды, характеристики, пути освоения социальных ролей.Чувства, их функции,
этапы развития и значение в социальной жизни человека
Практическое занятие
1 №1 (Определение темперамента и характера, составить диаграмму социализации)
Самостоятельная работа обучающихся №1 Становление социально-психологических идей в
различные эпохи (подготовка сообщения)
Психология
Содержание учебного материала
Объем
часов
3
2
2
1
2
1
2
2
4
6
7
Уровень
освоения
4
2
Наименование
разделов и тем
1
социальных групп 1
и сообществ.
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
2
Группа как социально-психологический феномен. Понятие социальной группы и
социального сообщества. Типы и формы социальных объединений. Группа как социальнопсихологический феномен. Роль социальной группы в жизни и деятельности человека.
Признаки социальной группы. Деятельность как основной признак социальной группы.
Совместная групповая деятельность. Психологическая характеристика группы: нормы,
потребности, цели, ценности, групповые интересы и др. Принадлежность личности к
группе. Социально-психологические характеристики положения индивидов к группе:
позиция, статус, роль, система связей и отношений. Феномен группового сознания.
Групповые ожидания. Виды групп и принципы классификации групп
2 Психология больших социальных групп и массовых социальных движений.
Психология
Понятие больших социальных групп и массовых социальных явлений. Виды больших
больших
социальных групп. Устойчивые большие социальные группы: социальные классы,
социальных групп
этнические группы, нации, гендерные группы, возрастные группы, профессиональные
группы. Стихийные группы: толпа, публика, аудитория.ризнаки больших социальных
групп и движений.Характеристика массовых социально-психологических явлений.
Социально-психологическая сущность толпы. Характеристика разных видов толпы.
Психологические особенности социальных классов. Классовые потребности, интересы,
социальные чувства и характер. Психологические особенности этнических групп.
Психология нации. Национальный характер. Национальный менталитет. Психология
религиозных групп: понятие, особенности, виды и структура. Особенности религиозного
поведения. Негативное воздействие некоторых религиозных групп. Социальные установки
и стереотипы
3 Психология малых социальных групп. Понятие малой группы. Границы малой группы.
Психология
Классификация малых групп. Динамические процессы в малых социальных группах.
малых
Системообразующие компоненты психологии малой социальной группы. Признаки малой
социальных групп
социальной группы. Структура малой группы. Групповая сплоченность. Феномен
группового давления. Явления конформизма в группе. Принятие группового решения.
Эффективность деятельности малой группы. Психологическая совместимость членов
группы. Развитие малой группы: стадии, периоды, критерии. Социально-психологический
климат и пути его оптимизации Руководство и лидерство в малой социальной группе.
Типы и стили лидерства
Практические занятия
8
Объем
часов
3
Уровень
освоения
4
2
2
1
2
6
2
Наименование
разделов и тем
1
Социальная
психология
общения
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
Объем
самостоятельная работа обучающихся
часов
2
3
1 № 2 Малая группа как объект социально-психологического исследования
2
№3 Развитие группы и динамические процессы в малых группах
3
№4 Большая группа как объект социально-психологического исследования
Самостоятельная работа №2 Составление характеристики малой группы(учебной группы,
4
производственной бригады, спортивной команды, дружеской компании)
Содержание учебного материала
2
1
Специфика социально-психологического подхода к общению. Значение общения для
развития индивида, социальных групп и общностей. Виды, уровни и особенности общения
в современном мире. Критерии удовлетворенности общением. Общение и деятельность.
Поли функциональность общения. Содержание общения. Закономерности процесса 2
общения. Диалог как форма общения. Общение как восприятие и понимание партнерами
по общению друг друга. Психологическая структура общения. Психологическая культура
общения. Социально психологические механизмы общения
Практическое занятие
1 № 5 Тест Уровень владения невербальными компонентами в процессе общения. Умеете ли
вы слушать. Приятно ли с вами общаться
Самостоятельная работа №3 Составление социально-психологических рекомендаций к
ведению деловых переговоров
Коммуникация и Содержание учебного материала
воздействие
в 1 Понятие и виды коммуникации. Значение коммуникации в жизни людей. Особенности
процессе общения
коммуникативного общения. Позиции коммуникатора. Коммуникативные навыки
общения. Коммуникативные стили общения. Понятие и виды коммуникативных барьеров.
Способы и механизмы воздействия в общении: внушение, убеждение, подражание,
психологические заражение. Убеждение как метод сознательного воздействия в
формировании или закреплении социальных установок. Условия эффективности и
технология убеждающего воздействия. Внушение как воздействие на основе
некритического восприятия информации. Внушение и
убеждение. Основы
психологического заражения. Паника как вид социально-психологического заражения.
Мода как форма подражания. барьеры, внушение, убеждение, психологическое заражение,
паника, подражание, социальная установка
9
2
Уровень
освоения
4
2
2
2
4
2
2
2
Наименование
разделов и тем
1
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
2
Практическое занятие
1 №6 Тестовое задание:
Коммуникативные и организаторские способности.
коммуникабельны ли вы? Умеете ли вы излагать свои мысли?
Самостоятельная работа №4 Создание имиджа делового человека (составление социальнопсихологических рекомендаций)
Социальная
Содержание учебного материала
психология
1 Подходы к пониманию природы конфликта в социальной психологии. Сущностные
конфликта
свойства и причины конфликта. Классификация конфликтов. Структура конфликта. Этапы
развития конфликтов. Пути разрешения конфликтов. Функции конфликтов:
разрушительная, диагностическая, созидательная. Типы конфликтных личностей и их
социально-психологическая характеристика. Стратегия
поведения в конфликтной
ситуации. Коррекция и управление конфликтом. Роль и процедура посредничества.
Особенности конфликтного общения. Конфликты в социальных общностях
Практическое занятие
1 №7 Тестирование на определение способностей разрешения конфликта.
2 №8 Общение как социально-психологический феномен
3 № 9 Типы и средства общения
Самостоятельная работа №5 Стили поведения в конфликтной ситуации. Заполнить таблицу.
Дифференцированный зачет
Всего:
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3
–
продуктивный
(планирование
и
самостоятельное
выполнение
деятельности,
10
решение
Объем
часов
3
Уровень
освоения
4
2
2
2
2
2
2
6
2
2
2
4
2
54
проблемных
задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Материально - техническое обеспечение
Оборудование кабинета и рабочих мест кабинета:
-посадочные места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-наглядных пособий
Технические средства обучения:
проектор мультимедийный;
экран (антибликовый).
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
Психология как наука: новый подход в понимании ее истории / Бреслав Г.М. - М.:НИЦ
ИНФРА-М, 2016. - 675 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-16-102399-0 (online)
2. Основы общей психологии : учебник / Н.С. Ефимова. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М,
2017. — 288 с. — (Профессиональное образование).
3. Психология [Текст]: учебник для СПО/В.А. Иванников. –М.: Юрайт, 2015. 480с
4. Социальная психология. Курс лекций: Учебное пособие / Крысько В.Г., - 4-е изд., перераб. и
доп. - М.:Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 256 с.: 60x90 1/16 (Переплёт 7БЦ)
5.
Дополнительные источники:
1. Е. К. Завьялова. Психология достижения успеха (введение в коучинг): уч.-метод.
пособие. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2010. — 120 с.
2. Психология кризисных и экстремальных ситуаций: Учебник / Хрусталева Н.С. СПб:СПбГУ, 2018. - 748 с.: ISBN 978-5-288-05830-1
3. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. - 192 с.: 60x90 1/16. - (Профессиональное образование).
(переплет) ISBN 978-5-8199-0249-3
4. Психология толпы и массовых беспорядков: Практикум / Кантицкий О.В., Лафуткин
А.М. - Рязань:Академия ФСИН России, 2013. - 90 с.: ISBN 978-5-7743-0591-9
5.
Интернет-ресурсы
H
Y
P
E
R
L
I
N
K
"
h
t
11
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум», реализующее подготовку по
программе учебной дисциплины, обеспечивает организацию и проведение текущего контроля
знаний и промежуточную аттестацию обучающихся. Порядок и содержание текущего контроля и
промежуточной аттестации регламентируется Положением ГАПОУ СО «Сухоложский
многопрофильный техникум» «О текущем контроле знаний и промежуточной аттестации
обучающихся».
Текущий контроль знаний, сформированности компетенций проводится преподавателем на
любом из видов учебных занятий. Формы текущего контроля выбираются преподавателем исходя
из специфики учебной дисциплины и индивидуальных особенностей обучающихся.
Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является экзамен, который
проводится после обучения по учебной дисциплине.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств (ФОС), позволяющие
оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной
аттестации разрабатываются и утверждаются ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум» самостоятельно.
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы,
предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных
образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы 4.2, 4.3).
Итоговая оценка результатов освоения дисциплины определяется в ходе промежуточной
аттестации.
Оценка знаний, умений и компетенций по результатам текущего контроля и промежуточной
аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблицы 4.1).
Таблица 4.1- Универсальная шкала
Процент результативности
(правильных ответов)
менее 70
Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
отлично
хорошо
удовлетворительно
не удовлетворительно
12
Таблица 4.2 – Оценка освоенных умений и усвоенных знаний
Раздел (тема) учебной
дисциплины
_ Социальная психология
как наука.
_ Социальная психология
личности
_ Психология социальных
групп исообщества
_ Социальная психология
общения
_ Коммуникация и
воздействие в процессе
общения.
_ Социальная психология
конфликта
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Уметь:
-применять техники и приемы
эффективного общения в
профессиональной деятельности;
-использовать приемы саморегуляции
поведения в процессе межличностного
общения;
-проводить тестирование;
-анализировать профессиональные
ситуации с позиции участвующих в них
индивидов;
знать:
-объект и предмет социальной психологии;
-задачи и методы социальной психологии;
-этапы развития отечественной
социальной психологии;
-социально-психологические особенности
личности;
-взаимосвязь общения и деятельности;
-цели и функции, виды и уровни общения;
-роли и ролевые ожидания в общении;
-виды социальных взаимодействий;
-механизмы взаимопонимания в общении;
-техники и приемы общения;
-правила слушания, ведения беседы,
убеждения;
13
Основные показатели
результатов подготовки
Полное освоение знаний и
умений в соответствии с
требованиями ФГОС,
рабочей программой.
Показатель признака
проявления знаний, умений,
компетенций ОК1-9
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Результаты индивидуальных
образовательных достижений:
входная диагностика;
текущий контроль (устный и
письменный ответ);
контроль по темам, разделам;
самостоятельная работа 1,2,3,4,5
практические занятие1,2,3,4,5,6,7,8,9
определяются по разработанным
критериям оценок (Сумма баллов по
признакам проявления знаний, умений и
компетенций в соответствии с
универсальной шкалой)
Таблица 4. 3 - Оценка освоенных общих компетенций
Результаты
Основные показатели оценки результата
(освоенные общие компетенции)
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
Проявление интереса к будущей профессии
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального и личностного развития
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
Выбор и применение методов и способов
решения профессиональных задач
Обоснование выбора решений в стандартных и
нестандартных ситуациях
Проявление умения эффективного поиска
необходимой информации
Использование различных источников, включая
электронные
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с Взаимодействие
с
обучающимися,
коллегами, руководством
преподавателями и мастерами в ходе обучения
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), Осуществление самоанализа и
за результат выполнения заданий
результатов собственной работы
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности
14
Формы и методы
контроля и оценки
коррекции
Организация самостоятельных занятий при
изучении учебной дисциплины. Определение
целей и задач для достижения результата
Анализ инноваций в области производства
тугоплавких неметаллических и силикатных
материалов и изделий
Результаты
сформированности
компетенций
определяют по
контрольным
точкам на основании
разработанных
критериев оценки.
Критериальная
система оценки по
признакам
проявления
компетенций