Приложение 5 к ОПОП по специальности 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ 05 СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ( Заочная форма обучения) Сухой Лог 2021 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 18.02.05 «Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий», приказ Минобрнауки России № 435 от 07 мая 2014 г. Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» Разработчик: Калугина Светлана Анатольевна, преподаватель, первая квалификационная категория 2 СОДЕРЖАНИЕ 1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 КОНТРОЛЬ И ДИСЦИПЛИНЫ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 11 УЧЕБНОЙ 12 3 1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ 05 Социальная психология 1.1 Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий, укрупнённая группа 18.00.00 Химические технологии базовой подготовки. Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке специалистов химического профиля. 1.2 Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: ОГСЭ 05 Социальная психология является учебной дисциплиной в составе общего гуманитарного и социально-экономического цикла программы подготовки специалистов среднего звена. 1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; проводить тестирование; анализировать профессиональные ситуации с позиции участвующих в них индивидов; В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать; объект и предмет социальной психологии; задачи и методы социальной психологии; этапы развития отечественной социальной психологии; социально-психологические особенности личности; темперамент; характер; взаимосвязь общения и деятельности; цели и функции, виды и уровни общения; роли и ролевые ожидания в общении; виды социальных взаимодействий; механизмы взаимопонимания в общении; техники и приемы общения; правила слушания, ведения беседы, убеждения; этические принципы общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов. Освоение дисциплины способствует формированию общих компетенций, включающих в себя способность: ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы 4 выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством. ОК 7 Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. 1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе: аудиторной учебной нагрузки обучающегося (обязательных учебных занятий) 8 часов; внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося 46 часа. 5 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 54 Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего) 8 в том числе: лабораторные занятия (в том числе в форме практической подготовки) 6 практические занятия (в том числе в форме практической подготовки) 2 Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего) 46 в том числе: Работа с конспектом, учебной и специальной литературой по вопросам и заданиям разных уровней Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 6 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ 05 СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Наименование Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, разделов и тем самостоятельная работа обучающихся 1 2 Социальная Содержание учебного материала психология как 1 Теоретико-методологические основы социальной психологии. наука Объект и предмет социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного познания. Структура социальной психологии. Основные теории и концепции социальной психологии. Взаимодействие и связь социальной психологии с другими отраслями психологической науки и другими науками. Роль социальной психологии как науки в жизни общества. Сферы применения социально-психологических знаний: управленческая, политическая, производственная, педагогическая и др. Задачи социальной психологии как науки. Функции социальной психологии Социальная Содержание учебного материала психология 1 Социально-психологическая характеристика личности. Личность как системное качество, личности приобретаемое индивидом во взаимодействии с социальным окружением. Базовые и социально-психологические качества личности, их значение в социальной жизни человека. Взаимоотношения личности в группе. Социально-психологические теории личности (А.Маслоу, К.Юнг, Э.Эриксон, Э.Шостром, А.Деркач, Е.Б.Старовойтенко и др.) Социальное развитие личности: модели, стереотипы, динамика, закономерности. Типы личности: тактики, стратеги, операционисты (Е.С.Кузьмин), манипуляторы и актуализаторы (Э.Шостром) и др. Социальные роли личности: виды, характеристики, пути освоения социальных ролей.Чувства, их функции, этапы развития и значение в социальной жизни человека Практическое занятие 1 №1 (Определение темперамента и характера, составить диаграмму социализации) Самостоятельная работа обучающихся №1 Становление социально-психологических идей в различные эпохи (подготовка сообщения) Психология Содержание учебного материала Объем часов 3 2 2 1 2 1 2 2 4 6 7 Уровень освоения 4 2 Наименование разделов и тем 1 социальных групп 1 и сообществ. Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся 2 Группа как социально-психологический феномен. Понятие социальной группы и социального сообщества. Типы и формы социальных объединений. Группа как социальнопсихологический феномен. Роль социальной группы в жизни и деятельности человека. Признаки социальной группы. Деятельность как основной признак социальной группы. Совместная групповая деятельность. Психологическая характеристика группы: нормы, потребности, цели, ценности, групповые интересы и др. Принадлежность личности к группе. Социально-психологические характеристики положения индивидов к группе: позиция, статус, роль, система связей и отношений. Феномен группового сознания. Групповые ожидания. Виды групп и принципы классификации групп 2 Психология больших социальных групп и массовых социальных движений. Психология Понятие больших социальных групп и массовых социальных явлений. Виды больших больших социальных групп. Устойчивые большие социальные группы: социальные классы, социальных групп этнические группы, нации, гендерные группы, возрастные группы, профессиональные группы. Стихийные группы: толпа, публика, аудитория.ризнаки больших социальных групп и движений.Характеристика массовых социально-психологических явлений. Социально-психологическая сущность толпы. Характеристика разных видов толпы. Психологические особенности социальных классов. Классовые потребности, интересы, социальные чувства и характер. Психологические особенности этнических групп. Психология нации. Национальный характер. Национальный менталитет. Психология религиозных групп: понятие, особенности, виды и структура. Особенности религиозного поведения. Негативное воздействие некоторых религиозных групп. Социальные установки и стереотипы 3 Психология малых социальных групп. Понятие малой группы. Границы малой группы. Психология Классификация малых групп. Динамические процессы в малых социальных группах. малых Системообразующие компоненты психологии малой социальной группы. Признаки малой социальных групп социальной группы. Структура малой группы. Групповая сплоченность. Феномен группового давления. Явления конформизма в группе. Принятие группового решения. Эффективность деятельности малой группы. Психологическая совместимость членов группы. Развитие малой группы: стадии, периоды, критерии. Социально-психологический климат и пути его оптимизации Руководство и лидерство в малой социальной группе. Типы и стили лидерства Практические занятия 8 Объем часов 3 Уровень освоения 4 2 2 1 2 6 2 Наименование разделов и тем 1 Социальная психология общения Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, Объем самостоятельная работа обучающихся часов 2 3 1 № 2 Малая группа как объект социально-психологического исследования 2 №3 Развитие группы и динамические процессы в малых группах 3 №4 Большая группа как объект социально-психологического исследования Самостоятельная работа №2 Составление характеристики малой группы(учебной группы, 4 производственной бригады, спортивной команды, дружеской компании) Содержание учебного материала 2 1 Специфика социально-психологического подхода к общению. Значение общения для развития индивида, социальных групп и общностей. Виды, уровни и особенности общения в современном мире. Критерии удовлетворенности общением. Общение и деятельность. Поли функциональность общения. Содержание общения. Закономерности процесса 2 общения. Диалог как форма общения. Общение как восприятие и понимание партнерами по общению друг друга. Психологическая структура общения. Психологическая культура общения. Социально психологические механизмы общения Практическое занятие 1 № 5 Тест Уровень владения невербальными компонентами в процессе общения. Умеете ли вы слушать. Приятно ли с вами общаться Самостоятельная работа №3 Составление социально-психологических рекомендаций к ведению деловых переговоров Коммуникация и Содержание учебного материала воздействие в 1 Понятие и виды коммуникации. Значение коммуникации в жизни людей. Особенности процессе общения коммуникативного общения. Позиции коммуникатора. Коммуникативные навыки общения. Коммуникативные стили общения. Понятие и виды коммуникативных барьеров. Способы и механизмы воздействия в общении: внушение, убеждение, подражание, психологические заражение. Убеждение как метод сознательного воздействия в формировании или закреплении социальных установок. Условия эффективности и технология убеждающего воздействия. Внушение как воздействие на основе некритического восприятия информации. Внушение и убеждение. Основы психологического заражения. Паника как вид социально-психологического заражения. Мода как форма подражания. барьеры, внушение, убеждение, психологическое заражение, паника, подражание, социальная установка 9 2 Уровень освоения 4 2 2 2 4 2 2 2 Наименование разделов и тем 1 Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся 2 Практическое занятие 1 №6 Тестовое задание: Коммуникативные и организаторские способности. коммуникабельны ли вы? Умеете ли вы излагать свои мысли? Самостоятельная работа №4 Создание имиджа делового человека (составление социальнопсихологических рекомендаций) Социальная Содержание учебного материала психология 1 Подходы к пониманию природы конфликта в социальной психологии. Сущностные конфликта свойства и причины конфликта. Классификация конфликтов. Структура конфликта. Этапы развития конфликтов. Пути разрешения конфликтов. Функции конфликтов: разрушительная, диагностическая, созидательная. Типы конфликтных личностей и их социально-психологическая характеристика. Стратегия поведения в конфликтной ситуации. Коррекция и управление конфликтом. Роль и процедура посредничества. Особенности конфликтного общения. Конфликты в социальных общностях Практическое занятие 1 №7 Тестирование на определение способностей разрешения конфликта. 2 №8 Общение как социально-психологический феномен 3 № 9 Типы и средства общения Самостоятельная работа №5 Стили поведения в конфликтной ситуации. Заполнить таблицу. Дифференцированный зачет Всего: Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, 10 решение Объем часов 3 Уровень освоения 4 2 2 2 2 2 2 6 2 2 2 4 2 54 проблемных задач) 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Материально - техническое обеспечение Оборудование кабинета и рабочих мест кабинета: -посадочные места по количеству обучающихся; -рабочее место преподавателя; -комплект учебно-наглядных пособий Технические средства обучения: проектор мультимедийный; экран (антибликовый). 3.2 Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: Психология как наука: новый подход в понимании ее истории / Бреслав Г.М. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 675 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-16-102399-0 (online) 2. Основы общей психологии : учебник / Н.С. Ефимова. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2017. — 288 с. — (Профессиональное образование). 3. Психология [Текст]: учебник для СПО/В.А. Иванников. –М.: Юрайт, 2015. 480с 4. Социальная психология. Курс лекций: Учебное пособие / Крысько В.Г., - 4-е изд., перераб. и доп. - М.:Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 256 с.: 60x90 1/16 (Переплёт 7БЦ) 5. Дополнительные источники: 1. Е. К. Завьялова. Психология достижения успеха (введение в коучинг): уч.-метод. пособие. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2010. — 120 с. 2. Психология кризисных и экстремальных ситуаций: Учебник / Хрусталева Н.С. СПб:СПбГУ, 2018. - 748 с.: ISBN 978-5-288-05830-1 3. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. - 192 с.: 60x90 1/16. - (Профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-8199-0249-3 4. Психология толпы и массовых беспорядков: Практикум / Кантицкий О.В., Лафуткин А.М. - Рязань:Академия ФСИН России, 2013. - 90 с.: ISBN 978-5-7743-0591-9 5. Интернет-ресурсы H Y P E R L I N K " h t 11 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум», реализующее подготовку по программе учебной дисциплины, обеспечивает организацию и проведение текущего контроля знаний и промежуточную аттестацию обучающихся. Порядок и содержание текущего контроля и промежуточной аттестации регламентируется Положением ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» «О текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся». Текущий контроль знаний, сформированности компетенций проводится преподавателем на любом из видов учебных занятий. Формы текущего контроля выбираются преподавателем исходя из специфики учебной дисциплины и индивидуальных особенностей обучающихся. Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является экзамен, который проводится после обучения по учебной дисциплине. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств (ФОС), позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» самостоятельно. ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы 4.2, 4.3). Итоговая оценка результатов освоения дисциплины определяется в ходе промежуточной аттестации. Оценка знаний, умений и компетенций по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблицы 4.1). Таблица 4.1- Универсальная шкала Процент результативности (правильных ответов) менее 70 Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений балл (отметка) вербальный аналог отлично хорошо удовлетворительно не удовлетворительно 12 Таблица 4.2 – Оценка освоенных умений и усвоенных знаний Раздел (тема) учебной дисциплины _ Социальная психология как наука. _ Социальная психология личности _ Психология социальных групп исообщества _ Социальная психология общения _ Коммуникация и воздействие в процессе общения. _ Социальная психология конфликта Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Уметь: -применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; -использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; -проводить тестирование; -анализировать профессиональные ситуации с позиции участвующих в них индивидов; знать: -объект и предмет социальной психологии; -задачи и методы социальной психологии; -этапы развития отечественной социальной психологии; -социально-психологические особенности личности; -взаимосвязь общения и деятельности; -цели и функции, виды и уровни общения; -роли и ролевые ожидания в общении; -виды социальных взаимодействий; -механизмы взаимопонимания в общении; -техники и приемы общения; -правила слушания, ведения беседы, убеждения; 13 Основные показатели результатов подготовки Полное освоение знаний и умений в соответствии с требованиями ФГОС, рабочей программой. Показатель признака проявления знаний, умений, компетенций ОК1-9 Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Результаты индивидуальных образовательных достижений: входная диагностика; текущий контроль (устный и письменный ответ); контроль по темам, разделам; самостоятельная работа 1,2,3,4,5 практические занятие1,2,3,4,5,6,7,8,9 определяются по разработанным критериям оценок (Сумма баллов по признакам проявления знаний, умений и компетенций в соответствии с универсальной шкалой) Таблица 4. 3 - Оценка освоенных общих компетенций Результаты Основные показатели оценки результата (освоенные общие компетенции) ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей Проявление интереса к будущей профессии профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач Обоснование выбора решений в стандартных и нестандартных ситуациях Проявление умения эффективного поиска необходимой информации Использование различных источников, включая электронные ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с Взаимодействие с обучающимися, коллегами, руководством преподавателями и мастерами в ходе обучения ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), Осуществление самоанализа и за результат выполнения заданий результатов собственной работы ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности 14 Формы и методы контроля и оценки коррекции Организация самостоятельных занятий при изучении учебной дисциплины. Определение целей и задач для достижения результата Анализ инноваций в области производства тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий Результаты сформированности компетенций определяют по контрольным точкам на основании разработанных критериев оценки. Критериальная система оценки по признакам проявления компетенций