Приложение 2 к ОПОП по специальности 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ. 02 История ( Заочная форма обучения) Сухой Лог 2021 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий, приказ Минобрнауки России № 435 от 07 мая 2014 г. Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» Разработчик: Перевалова Екатерина Михайловна, преподаватель истории, первая квалификационная категория 2 Содержание 1 Паспорт программы учебной дисциплины «История» ....................................... 4 1.1 Область применения программы ................................................................... 4 1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы ................................................................................ 4 1.3 Цели и задачи дисциплины ............................................................................. 4 1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины: ............................ 5 2 Структура и содержание учебной дисциплины «История» ................................ 6 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы ................................. 6 3 Тематическое планирование и содержание учебной дисциплины ..................... 7 4 Условия реализации программы дисциплины «История» ................................ 14 4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению .. 14 4.2 Информационное обеспечение обучения .................................................... 14 5 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины «История» ................. 16 3 1. ПАСПОРТ «ИСТОРИЯ» ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1 Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины «История» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по всем специальностям СПО. 1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы Учебная дисциплина История относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы. 1.3 Цели и задачи дисциплины Требования к результатам освоения дисциплины: Цель: Формирование представлений об особенностях развития современной России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти XX - начала XXI вв. Задачи: 1. Рассмотреть основные этапы развития России на протяжении последних десятилетий XX - начала XXI вв.; 2. Показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и процессов на развитие современной России; 3. Сформировать целостное представление о месте и роли современной России в мире; 4. Показать целесообразность учета исторического опыта последней четверти XX века в современном социально-экономическом, политическом и культурном развитии России. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже (XX и XXI вв.); сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.; 4 основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и основные направления их деятельности; о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших нормативных правовых и законодательных актов мирового и регионального значения. Обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством. ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. 1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 56 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 10 часов; самостоятельной работы обучающегося 46 часов. 5 2. Структура и содержание учебной дисциплины «История» 2.1Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: лабораторные занятия практические занятия(в том числе в форме практической подготовки) контрольные работы курсовая работа (проект) не предусмотрено Самостоятельная работа обучающегося (всего) Промежуточная я аттестация в форме дифференцированного зачета Объем часов 56 10 4 6 — 46 6 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Наименование разделов и тем 1 Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся 2 Практическое занятие № 2. Внешняя политика СССР. Отношения с США, со странами «третьего мира 4 ОК 01-ОК 07 ОК 09, ОК10 2 2 6 Содержание учебного материала Курс на демократизацию общества. Стратегия «ускорения». Экономическая реформа 1987 года и причины её незавершённости. Программа «500 дней». Антиалкогольная кампания. Жилищная и продовольственная программы. Концепция нового политического мышления. 4 В том числе, практических занятий Практическое Формирование курса СССР. Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 18 6 Содержание учебного материала Внутренняя политика государственной власти в СССР в начале 1980-х годов. Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики. Внешняя политика СССР. Отношения с США, со странами «третьего мира». В том числе, практических занятий 4 Практическое занятие № 1. Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии, национальной и социальноэкономической политики. Тема 1.2. Общественнополитическая жизнь страны в 80е годы XX века. Перестройка в часах 3 Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг. Тема 1.1. Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг. Объем ОК 01-ОК 07 ОК 09, ОК10 занятие № 3. 2 нового политического 7 Практическое занятие № 4. Концепция 2 нового политического мышления. Тема 1.3. Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х гг. 6 Содержание учебного материала Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР. Советско - американские отношения. Вывод войск из Афганистана. Советско – китайские отношения. Ликвидация социалистического содружества. Объединение Германии. Договор об обычных вооружениях. Парижская Хартия для новой Европы. Ликвидация Организации Варшавского договора и СЭВ. Договор об обычном вооружении. СНВ-1. 4 В том числе, практических занятий Практическое занятие № 5. Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР. Практическое занятие № 6. Распад СССР и образование СНГ. Раздел 2. Россия и мир в конце ХХ – начале ХХI века Тема 2.1. Основные направления социально-экономического и политического развития России в 90-е годы XX века Тема 2.2. Государственнополитическое развитие Российской Федерации в 90-е ОК 01-ОК 07 ОК 09, ОК10 2 2 30 6 Содержание учебного материала Переход к рыночной экономике. «Шоковая терапия». Трудности и противоречия экономического развития 1990-х годов: реформы и их последствия. Структурная перестройка экономики, изменение отношения собственности. Общественно-политическое развитие в 1991-1993 гг. Результаты социальноэкономических и политических реформ 1990-х. 4 В том числе, практических занятий Практическое занятие № 7 Основные 2 направления социально- экономического развития России в 90-е годы XX века. Практическое занятие № 8. 2 Общественно-политическое развитие в 1991-1993 гг. 6 Содержание учебного материала Основные процессы политического развития России. Политический кризис 1993 г. Сепаратизм и угроза распада России. Двоевластие: борьба за власть между президентом РФ и Верховным Советом. Выборы в Государственную ОК 01-ОК 07 ОК 09, ОК10 ОК 01-ОК 07 ОК 09, ОК10 8 годы XX века Думу РФ в 1993 г. Принятие Конституции РФ 1993 г. Принципы федеративного устройства России. Проблемы и тенденции во взаимоотношениях федерального центра и субъектов РФ. Выборы в Госдуму 1995 г. Президентские выборы 1996 г. Внутриполитический кризис 1999 г. Особенности и этапы развития многопартийности в России. Политические партии России. В том числе, практических занятий Тема 2.3. Геополитическое положение и внешняя политика РФ в 90-е гг. XX в. Постсоветское пространство в 90-е гг. XX века Тема 2.4. Российская культура в 90-е годы XX века 4 Практическое занятие № 9. 2 Государственно-политическое развитие 2 РФ в 90-е гг. Практическое занятие № 10. Власть и общество в 90-е гг. 6 Содержание учебного материала Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 90-е годы. Знать сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX-начале XXI вв. «Чеченский кризис». Завершение «первой чеченской кампании». Подписание соглашения о прекращении боевых действий на территории Чечни в селении Хасавюрт (1996 г.). Вторжение боевиков в Дагестан и начало антитеррористической операции федеральных войск (1999 г.). «Вторая чеченская кампания». 4 В том числе, практических занятий Практическое занятие № 11. Локальные 2 национальные и религиозные конфликты 2 на пространстве бывшего СССР в 90-е годы. Практическое занятие № 12. Международное положение России в конце XX в. 6 Содержание учебного материала Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры». Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе. Идеи «поликультурности» и экстремистские молодежные движения. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI века. Изучение наглядного и текстового материала, ОК 01-ОК 07 ОК 09, ОК10 ОК 01-ОК 07 ОК 09, ОК10 9 отражающего традиции национальных культур народов России, и влияния на них идей «массовой культуры». В том числе, практических занятий Тема 2.5. Перспективы развития РФ в современном мире 4 Практическое занятие № 13. «Круглый 2 стол» по проблеме: место традиционных религий, многовековых культур народов России в условиях «массовой культуры» 2 глобального мира. Практическое занятие № 14. Идеи «поликультурности» и экстремистские молодежные движения. 6 Содержание учебного материала Внутренняя политика России в начале XXI в. Новая стратегия развития страны. Реформа управления. Национальные проекты и структурные преобразования в экономике. Выявление взаимосвязи отечественных, региональных, мировых социальноэкономических, политических и культурных проблем; необходимость структурной перестройки экономики, социальной политической, военной и других сфер жизни. Восстановление позиций России во внешней политике. Российско – американские отношения. Сотрудничество России с ООН, блоком НАТО. Взаимодействие с ЕС как направление внешней политики РФ. Восточное направление внешней политики. Отношения России со странами ближнего зарубежья Нормализация ситуации на Северном Кавказе. Исламский сепаратизм. Террористические акты и меры по борьбе с терроризмом. Место России на международной арене. Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов - главное условие политического и социально – экономического развития. Рассмотрение и анализ современных общегосударственных документов в области политики, экономики, социальной сферы и культуры, и обоснование на основе этих документов важнейших перспективных направлений и проблем в развитии РФ. Анализ документов ВТО, ЕЭС, НАТО и др. международных организаций в сфере ОК 01-ОК 07 ОК 09, ОК10 10 глобализации различных сторон жизни общества с позиции гражданина России. В том числе, практических занятий 4 Практическое занятие № 15. 2 Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе. 2 Дифференцированный зачёт Самостоятельная работа обучающихся 8 Всего: 48 11 Тематический план по учебной дисциплине ОГСЭ.02 История № занятия 1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-24 25-26 27-28 29-30 31-32 Темы занятий Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг. Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг. Практическое задание № 1 Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики. Объём часов 18 2 2 Практическое занятие № 2 Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами Евросоюза, США, странами третьего мира. Самостоятельная работа обучающихся Общественно-политическая жизнь страны в 80-е годы XX века. Перестройка Практическое занятие № 3 Формирование нового политического курса 2 1 2 2 СССР. Практическое занятие № 4 Концепция нового политического мышления. 2 Самостоятельная работа обучающихся Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х гг. Практическое занятие № 5 Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР. Практическое занятие № 6 Распад СССР и образование СНГ. Самостоятельная работа обучающихся Раздел 2. Россия и мир в конце ХХ – начале ХХI века Основные направления социально-экономического и политического развития России в 90-е годы XX века Практическое занятие №7 Основные направления социальноэкономического развития России в 90-е годы XX века. Практическое занятие №8 Общественно-политическое развитие в 19911993 гг. Самостоятельная работа обучающихся Государственно-политическое развитие Российской Федерации в 90е годы XX века Практическое занятие №9 Государственно-политическое развитие РФ в 90-е гг. 1 2 2 2 1 30 2 2 2 1 2 2 Практическое занятие № 10. Власть и общество в 90-е гг. Самостоятельная работа обучающихся Геополитическое положение и внешняя политика РФ в 90-е гг. XX в. 2 1 2 12 33-34 35-36 37-38 39-40 41-42 43-44 45-46 47-48 Постсоветское пространство в 90-е гг. XX века Практическое занятие №11 Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 90-е годы. Практическое занятие №12 Международное положение России в конце XX в. Самостоятельная работа обучающихся Российская культура в 90-е годы XX века Практическое занятие № 13«Круглый стол» по проблеме: место традиционных религий, многовековых культур народов России в условиях «массовой культуры» глобального мира. Практическое занятие № 14 Идеи «поликультурности» и экстремистские молодежные движения. Самостоятельная работа обучающихся Перспективы развития РФ в современном мире Практическое занятие № 15. Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе. 2 2 1 2 2 2 1 2 2 Самостоятельная работа обучающихся Дифференцированный зачёт Всего: 1 2 56ч. 13 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ» 4.1Требования обеспечению к минимальному материально-техническому Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета истории, или, при его отсутствии, кабинета оборудованного ТСО. Оборудование учебного кабинета: Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с лицензионным программным обеспечением. Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: не предусмотрено. Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: не предусмотрено. 4.2 Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы. Основная литература: 1. История: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования: в 2 ч. Ч 2/ В.В. Артёмов, Ю.Н. Лубченков. 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2018.400с. Дополнительная литеоатура: 1.История России, 1945-2007 гг.: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. /Под ред. Данилова А.А., Уткина А.И., Филиппова А.В. - М.: Просвещение, 2008. - 367 с. 2.История: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. В.В. Артёмов, Ю.Н. Лубченков. 12-е изд., М: .Издательский центр «Академия», 2013.-448с. 3. Россия и мир в XX - нач. XXI вв. Учебник 11 класс. /Под ред. Алексашкиной Л.Н. - М.: Просвещение, 2007. - 432 с. 4.История России XX-начало XXI века Учебник 11 каласс. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов. М.: Просвещение, 2013.-420с. 5. Отечественная история: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. Д.М. Володихин. М.: 2010. 461с. 14 Интернет-ресурсы: История: учебное пособие / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев, Е.В. Шевелева. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 528 с. - (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1007623 http://school-collection.edu.ru Дополнительная литература: 1.Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1998. - 254 с. 2.Большая энциклопедия России: Современная Россия. М.: ИДДК, 2007. MDF. eBook(компьютерное издание). 99 Мб 3. Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца ХХ - начала ХХ1 века. /Д.А. Ванюков. М.: Мир книги, 2007. - 240 с. 4.Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России : теоретико-правовые и конституционные основы / Г.В. Дегтев;МГИМО (ун-т) МИД РФ, Междунар. ин-т упр. - М. :Юристъ, 2005. - 237 с. 5. Дроздов Ю. Россия и мир. Куда держим курс. /Ю.Дроздов. - М.: Артстиль-полиграфия, 2009. - 352 с. 6.Изосимов Ю.Ю. Справочное пособие по отечественной истории современного периода. 1985-1997 гг. /Ю.Ю. Изосимов. - М.: Аквариум, 1998. 217 с. 7.КузыкБ.Н.Россия и мир в XXI веке / Б.Н. Кузык. Издание второе. - М.: Институт экономических стратегий, 2006. - 544с. 8.Леонов Н. Закат или рассвет? Россия: 2000-2008. /Н. Леонов. М., 2008. 545 с. 9.Нарочницкая Н.А. Россия и русские в современном мире. М.: Алгоритм, 2009. - 416 с. 10.Печенев В.А. «Смутное время» в новейшей истории России (1985¬2003): ист. свидетельства и размышления участника событий / В. Печенев. - М.: Норма, 2004. - 365 с. 11.Россия и страны мира. 2008. Статистический сборник. М.: Росстат, 2008. - 361 С. 12. Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России. /В.Ю. Сурков. М.: Современный гуманит. университет, 2007. - 49 с. 13.Шубин А. Мировой порядок. Россия и мир в 2020 году. /А.Шубин. М.: Европа, 2005. - 232 с. 15 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ» Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные Формы и методы контроля и оценки умения, усвоенные знания) результатов обучения В результате освоения дисциплины Формы контроля обучения: обучающийся должен уметь: домашние задания проблемного ориентироваться в современной характера; экономической, политической, практические задания по работе культурной ситуации в России и мире; с информацией, документами, выявлять взаимосвязь литературой; отечественных, региональных, подготовка и защита мировых социально-экономических, индивидуальных и групповых заданий политических и культурных проблем. проектного характера. В результате освоения дисциплины Формы оценки результативности обучающийся должен знать: обучения: основные направления развития традиционная система отметок в ключевых регионов мира на рубеже баллах за каждую выполненную (XX и XXI вв.); работу, на основе которых сущность и причины локальных, выставляется итоговая отметка региональных, межгосударственных Методы контроля направлены на конфликтов в конце XX - начале XXI проверку умения обучающихся: вв.; отбирать и оценивать исторические основные процессы факты, процессы, явления; (интеграционные, поликультурные, выполнять условия здания на миграционные и иные) политического творческом уровне с представлением и экономического развития ведущих собственной позиции; государств регионов мира; делать осознанный выбор способов назначение ООН, НАТО, ЕС и действий из ранее известных; др. организаций и основные осуществлять коррекцию направления их деятельности; (исправление) сделанных ошибок на о роли науки, культуры и новом уровне предлагаемых заданий; религии в сохранении и укреплении работать в группе и представлять как национальных и государственных свою, так и позицию группы; традиций; проектировать собственную содержание и назначение гражданскую позицию через важнейших нормативных правовых и проектирование исторических законодательных актов мирового и событий. регионального значения. Методы оценки результатов обучения: 16 мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся формирование результата промежуточной аттестации по дисциплине на основе суммы результатов текущего и промежуточного контроля. 17