02 РП ОГСЭ 02 История

Приложение 2
к ОПОП по специальности
18.02.05 Производство тугоплавких
неметаллических и силикатных материалов и изделий
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 02 История
( Заочная форма обучения)

Сухой Лог
2021

Рабочая программа
учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
(далее ФГОС СПО) по специальности 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических
и силикатных материалов и изделий, приказ Минобрнауки России № 435 от 07 мая 2014 г.

Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»
Разработчик: Перевалова Екатерина Михайловна, преподаватель истории, первая
квалификационная категория

2

Содержание
1 Паспорт программы учебной дисциплины «История» ....................................... 4
1.1 Область применения программы ................................................................... 4
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы ................................................................................ 4
1.3 Цели и задачи дисциплины ............................................................................. 4
1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины: ............................ 5
2 Структура и содержание учебной дисциплины «История» ................................ 6
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы ................................. 6
3 Тематическое планирование и содержание учебной дисциплины ..................... 7
4 Условия реализации программы дисциплины «История» ................................ 14
4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению .. 14
4.2 Информационное обеспечение обучения .................................................... 14
5 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины «История» ................. 16

3

1.
ПАСПОРТ
«ИСТОРИЯ»

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «История» является частью
основной профессиональной образовательной программы в соответствии с
ФГОС по всем специальностям СПО.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы
Учебная дисциплина История относится к общему гуманитарному и
социально-экономическому
циклу
основной
профессиональной
образовательной программы.
1.3 Цели и задачи дисциплины
Требования к результатам освоения дисциплины:
Цель:
Формирование представлений об особенностях развития современной
России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и
мировой истории последней четверти XX - начала XXI вв.
Задачи:
1. Рассмотреть основные этапы развития России на протяжении
последних десятилетий XX - начала XXI вв.;
2. Показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и
процессов на развитие современной России;
3. Сформировать целостное представление о месте и роли современной
России в мире;
4. Показать целесообразность учета исторического опыта последней
четверти XX века в современном социально-экономическом, политическом и
культурном развитии России.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
 ориентироваться в современной экономической, политической,
культурной ситуации в России и мире;
 выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых
социально-экономических, политических и культурных проблем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
 основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже
(XX и XXI вв.);
 сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных
конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;

4

 основные
процессы
(интеграционные,
поликультурные,
миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих
государств регионов мира;
 назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и основные
направления их деятельности;
 о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении
национальных и государственных традиций;
 содержание и назначение важнейших нормативных правовых и
законодательных актов мирового и регионального значения.
Обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими
в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес..
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных),
результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.

1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 56 часа,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 10 часов;
самостоятельной работы обучающегося 46 часов.

5

2. Структура и содержание учебной дисциплины «История»
2.1Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия(в том числе в форме практической подготовки)
контрольные работы
курсовая работа (проект) не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Промежуточная я аттестация в форме дифференцированного зачета

Объем
часов
56
10
4
6
—
46

6

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование
разделов и тем

1

Содержание учебного материала и
формы организации деятельности
обучающихся

2

Практическое занятие № 2. Внешняя
политика СССР. Отношения с США, со
странами «третьего мира

4

ОК 01-ОК 07
ОК 09, ОК10

2

2

6
Содержание учебного материала
Курс на демократизацию общества.
Стратегия «ускорения». Экономическая
реформа 1987 года и причины её
незавершённости. Программа «500 дней».
Антиалкогольная кампания. Жилищная и
продовольственная
программы.
Концепция
нового
политического
мышления.
4
В том числе, практических занятий
Практическое
Формирование
курса СССР.

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

18

6
Содержание учебного материала
Внутренняя политика государственной
власти в СССР в начале 1980-х годов.
Особенности идеологии, национальной и
социально-экономической
политики.
Внешняя политика СССР. Отношения с
США, со странами «третьего мира».
В том числе, практических занятий
4
Практическое занятие № 1. Внутренняя
политика государственной власти в СССР
к началу 1980-х гг. Особенности
идеологии, национальной и социальноэкономической политики.

Тема 1.2.
Общественнополитическая
жизнь страны в 80е годы XX века.
Перестройка

в
часах

3

Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг.
Тема 1.1. Основные
тенденции
развития СССР к
1980-м гг.

Объем

ОК 01-ОК 07
ОК 09, ОК10

занятие
№
3. 2
нового политического
7

Практическое занятие № 4. Концепция 2
нового политического мышления.
Тема 1.3.
Дезинтеграционные
процессы в России
и Европе во второй
половине 80-х гг.

6
Содержание учебного материала
Отражение событий в Восточной Европе
на дезинтеграционных процессах в СССР.
Советско - американские отношения.
Вывод войск из Афганистана. Советско –
китайские
отношения.
Ликвидация
социалистического
содружества.
Объединение Германии. Договор об
обычных
вооружениях.
Парижская
Хартия для новой Европы. Ликвидация
Организации Варшавского договора и
СЭВ. Договор об обычном вооружении.
СНВ-1.
4
В том числе, практических занятий

Практическое занятие № 5. Отражение
событий в Восточной Европе на
дезинтеграционных процессах в СССР.
Практическое занятие № 6. Распад
СССР и образование СНГ.
Раздел 2. Россия и мир в конце ХХ – начале ХХI века
Тема 2.1. Основные
направления
социально-экономического и политического развития
России в 90-е годы
XX века

Тема 2.2.
Государственнополитическое
развитие
Российской
Федерации в 90-е

ОК 01-ОК 07
ОК 09, ОК10

2
2

30

6
Содержание учебного материала
Переход
к
рыночной
экономике.
«Шоковая
терапия».
Трудности
и
противоречия экономического развития
1990-х годов: реформы и их последствия.
Структурная перестройка экономики,
изменение отношения собственности.
Общественно-политическое развитие в
1991-1993 гг. Результаты социальноэкономических и политических реформ
1990-х.
4
В том числе, практических занятий
Практическое занятие № 7 Основные
2
направления социально- экономического
развития России в 90-е годы XX века.
Практическое занятие № 8.
2
Общественно-политическое развитие в
1991-1993 гг.
6
Содержание учебного материала
Основные
процессы
политического
развития России. Политический кризис
1993 г. Сепаратизм и угроза распада
России. Двоевластие: борьба за власть
между президентом РФ и Верховным
Советом. Выборы в Государственную

ОК 01-ОК 07
ОК 09, ОК10

ОК 01-ОК 07
ОК 09, ОК10

8

годы XX века

Думу РФ в 1993 г. Принятие Конституции
РФ 1993 г. Принципы федеративного
устройства
России.
Проблемы
и
тенденции
во
взаимоотношениях
федерального центра и субъектов РФ.
Выборы в Госдуму 1995 г. Президентские
выборы 1996 г. Внутриполитический
кризис 1999 г. Особенности и этапы
развития многопартийности в России.
Политические партии России.
В том числе, практических занятий

Тема 2.3. Геополитическое положение и внешняя
политика РФ в 90-е
гг. XX в. Постсоветское пространство в 90-е гг. XX
века

Тема 2.4.
Российская
культура в 90-е
годы XX века

4

Практическое занятие № 9.
2
Государственно-политическое развитие
2
РФ в 90-е гг.
Практическое занятие № 10. Власть и
общество в 90-е гг.
6
Содержание учебного материала
Локальные национальные и религиозные
конфликты на пространстве бывшего
СССР в 90-е годы. Знать сущность и
причины
локальных,
региональных,
межгосударственных конфликтов в конце
XX-начале XXI вв. «Чеченский кризис».
Завершение
«первой
чеченской
кампании». Подписание соглашения о
прекращении
боевых
действий
на
территории Чечни в селении Хасавюрт
(1996 г.). Вторжение боевиков в Дагестан
и начало антитеррористической операции
федеральных войск (1999 г.). «Вторая
чеченская кампания».
4
В том числе, практических занятий
Практическое занятие № 11. Локальные 2
национальные и религиозные конфликты
2
на пространстве бывшего СССР в 90-е
годы. Практическое занятие № 12.
Международное положение России в
конце XX в.
6
Содержание учебного материала
Проблема экспансии в Россию западной
системы ценностей и формирование
«массовой культуры». Роль элитарной и
массовой культуры в информационном
обществе. Идеи «поликультурности» и
экстремистские молодежные движения.
Причины возрождения религиозного
фундаментализма и националистического
экстремизма в начале XXI века. Изучение
наглядного и текстового материала,

ОК 01-ОК 07
ОК 09, ОК10

ОК 01-ОК 07
ОК 09, ОК10

9

отражающего традиции национальных
культур народов России, и влияния на них
идей «массовой культуры».
В том числе, практических занятий

Тема 2.5.
Перспективы
развития РФ в
современном мире

4

Практическое занятие № 13. «Круглый 2
стол» по проблеме: место традиционных
религий, многовековых культур народов
России в условиях «массовой культуры»
2
глобального мира.
Практическое занятие № 14. Идеи
«поликультурности» и экстремистские
молодежные движения.
6
Содержание учебного материала
Внутренняя политика России в начале
XXI в. Новая стратегия развития страны.
Реформа
управления.
Национальные
проекты и структурные преобразования в
экономике.
Выявление взаимосвязи отечественных,
региональных,
мировых
социальноэкономических,
политических
и
культурных проблем; необходимость
структурной перестройки экономики,
социальной политической, военной и
других сфер жизни.
Восстановление позиций России во
внешней
политике.
Российско
–
американские
отношения.
Сотрудничество России с ООН, блоком
НАТО.
Взаимодействие с ЕС как
направление внешней политики РФ.
Восточное
направление
внешней
политики. Отношения России со странами
ближнего
зарубежья
Нормализация
ситуации
на
Северном
Кавказе.
Исламский сепаратизм. Террористические
акты и меры по борьбе с терроризмом.
Место России на международной арене.
Территориальная целостность России,
уважение прав ее населения и соседних
народов - главное условие политического
и социально – экономического развития.
Рассмотрение и анализ современных
общегосударственных
документов
в
области
политики,
экономики,
социальной сферы и культуры, и
обоснование на основе этих документов
важнейших перспективных направлений и
проблем в развитии РФ. Анализ
документов ВТО, ЕЭС, НАТО и др.
международных организаций в сфере

ОК 01-ОК 07
ОК 09, ОК10

10

глобализации различных сторон жизни
общества с позиции гражданина России.
В том числе, практических занятий

4

Практическое
занятие
№
15. 2
Перспективные направления и основные
проблемы развития РФ на современном
этапе.
2
Дифференцированный зачёт
Самостоятельная работа обучающихся

8

Всего:
48

11

Тематический план по учебной дисциплине ОГСЭ.02 История
№
занятия
1-2
3-4

5-6

7-8
9-10
11-12

13-14
15-16
17-18

19-20
21-22
23-24

25-26
27-28
29-30
31-32

Темы занятий
Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг.
Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг.
Практическое задание № 1 Внутренняя политика государственной власти
в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии, национальной и
социально-экономической политики.

Объём
часов
18
2
2

Практическое занятие № 2 Внешняя политика СССР. Отношения с
сопредельными государствами Евросоюза, США, странами третьего
мира.
Самостоятельная работа обучающихся
Общественно-политическая жизнь страны в 80-е годы XX века.
Перестройка
Практическое занятие № 3 Формирование нового политического курса

2
1
2
2

СССР.

Практическое занятие № 4 Концепция нового политического мышления.

2

Самостоятельная работа обучающихся
Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине
80-х гг.
Практическое занятие № 5 Отражение событий в Восточной Европе на
дезинтеграционных процессах в СССР.
Практическое занятие № 6 Распад СССР и образование СНГ.
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 2. Россия и мир в конце ХХ – начале ХХI века
Основные направления социально-экономического и политического
развития России в 90-е годы XX века
Практическое занятие №7 Основные направления социальноэкономического развития России в 90-е годы XX века.
Практическое занятие №8 Общественно-политическое развитие в 19911993 гг.
Самостоятельная работа обучающихся
Государственно-политическое развитие Российской Федерации в 90е годы XX века
Практическое занятие №9 Государственно-политическое развитие РФ в
90-е гг.

1
2
2
2
1
30
2
2
2
1
2
2

Практическое занятие № 10. Власть и общество в 90-е гг.
Самостоятельная работа обучающихся
Геополитическое положение и внешняя политика РФ в 90-е гг. XX в.

2
1
2
12

33-34
35-36
37-38
39-40
41-42
43-44
45-46

47-48

Постсоветское пространство в 90-е гг. XX века
Практическое занятие №11 Локальные национальные и религиозные
конфликты на пространстве бывшего СССР в 90-е годы.
Практическое занятие №12 Международное положение России в конце
XX в.
Самостоятельная работа обучающихся
Российская культура в 90-е годы XX века
Практическое занятие № 13«Круглый стол» по проблеме: место
традиционных религий, многовековых культур народов России в
условиях «массовой культуры» глобального мира.
Практическое занятие № 14 Идеи «поликультурности» и экстремистские
молодежные движения.
Самостоятельная работа обучающихся
Перспективы развития РФ в современном мире
Практическое занятие № 15. Перспективные направления и основные
проблемы развития РФ на современном этапе.

2
2
1
2
2
2
1
2
2

Самостоятельная работа обучающихся
Дифференцированный зачёт
Всего:

1
2
56ч.

13

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»
4.1Требования
обеспечению

к

минимальному

материально-техническому

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
истории, или, при его отсутствии, кабинета оборудованного ТСО.
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения: проектор,
экран,
компьютер
с
лицензионным программным обеспечением.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: не предусмотрено.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: не
предусмотрено.
4.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы.
Основная литература:
1. История:
учебник
для
студентов
учреждений
среднего
профессионального образования: в 2 ч. Ч 2/ В.В. Артёмов, Ю.Н.
Лубченков. 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2018.400с.
Дополнительная литеоатура:
1.История России, 1945-2007 гг.: 11 класс: Учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений. /Под ред. Данилова А.А., Уткина А.И.,
Филиппова А.В. - М.: Просвещение, 2008. - 367 с.
2.История:
учебник
для
студентов
учреждений
среднего
профессионального образования. В.В. Артёмов, Ю.Н. Лубченков. 12-е изд., М:
.Издательский центр «Академия», 2013.-448с.
3. Россия и мир в XX - нач. XXI вв. Учебник 11 класс. /Под ред.
Алексашкиной Л.Н. - М.: Просвещение, 2007. - 432 с.
4.История России XX-начало XXI века Учебник 11 каласс. А.А.
Левандовский, Ю.А. Щетинов. М.: Просвещение, 2013.-420с.
5. Отечественная история: учебное пособие для студентов учреждений
среднего профессионального образования. Д.М. Володихин. М.: 2010. 461с.

14

Интернет-ресурсы:
История: учебное пособие / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев,
Е.В. Шевелева. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 528 с. - (Среднее профессиональное
образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1007623
http://school-collection.edu.ru
Дополнительная литература:
1.Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: Международные
отношения, 1998. - 254 с.
2.Большая энциклопедия России: Современная Россия. М.: ИДДК, 2007.
MDF. eBook(компьютерное издание). 99 Мб
3. Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца ХХ - начала ХХ1 века.
/Д.А. Ванюков. М.: Мир книги, 2007. - 240 с.
4.Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России :
теоретико-правовые и конституционные основы / Г.В. Дегтев;МГИМО (ун-т)
МИД РФ, Междунар. ин-т упр. - М. :Юристъ, 2005. - 237 с.
5. Дроздов Ю. Россия и мир. Куда держим курс. /Ю.Дроздов. - М.:
Артстиль-полиграфия, 2009. - 352 с.
6.Изосимов Ю.Ю. Справочное пособие по отечественной истории
современного периода. 1985-1997 гг. /Ю.Ю. Изосимов. - М.: Аквариум, 1998. 217 с.
7.КузыкБ.Н.Россия и мир в XXI веке / Б.Н. Кузык. Издание второе. - М.:
Институт экономических стратегий, 2006. - 544с.
8.Леонов Н. Закат или рассвет? Россия: 2000-2008. /Н. Леонов. М., 2008. 545 с.
9.Нарочницкая Н.А. Россия и русские в современном мире. М.: Алгоритм,
2009. - 416 с.
10.Печенев В.А. «Смутное время» в новейшей истории России
(1985¬2003): ист. свидетельства и размышления участника событий / В.
Печенев. - М.: Норма, 2004. - 365 с.
11.Россия и страны мира. 2008. Статистический сборник. М.: Росстат,
2008. - 361 С.
12. Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития
современной России. /В.Ю. Сурков. М.: Современный гуманит. университет,
2007. - 49 с.
13.Шубин А. Мировой порядок. Россия и мир в 2020 году. /А.Шубин. М.:
Европа, 2005. - 232 с.

15

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных
работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных
заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные
Формы и методы контроля и оценки
умения, усвоенные знания)
результатов обучения
В результате освоения дисциплины Формы контроля обучения:
обучающийся должен уметь:

домашние задания проблемного
 ориентироваться в современной характера;
экономической,
политической, 
практические задания по работе
культурной ситуации в России и мире; с
информацией,
документами,
 выявлять
взаимосвязь литературой;
отечественных,
региональных, 
подготовка
и
защита
мировых социально-экономических, индивидуальных и групповых заданий
политических и культурных проблем.
проектного характера.
В результате освоения дисциплины Формы
оценки
результативности
обучающийся должен знать:
обучения:

основные направления развития 
традиционная система отметок в
ключевых регионов мира на рубеже баллах за каждую выполненную
(XX и XXI вв.);
работу,
на
основе
которых

сущность и причины локальных, выставляется итоговая отметка
региональных, межгосударственных Методы контроля направлены на
конфликтов в конце XX - начале XXI проверку умения обучающихся:
вв.;
 отбирать и оценивать исторические

основные
процессы факты, процессы, явления;
(интеграционные,
поликультурные,  выполнять условия здания на
миграционные и иные) политического творческом уровне с представлением
и экономического развития ведущих собственной позиции;
государств регионов мира;
 делать осознанный выбор способов

назначение ООН, НАТО, ЕС и действий из ранее известных;
др.
организаций
и
основные  осуществлять
коррекцию
направления их деятельности;
(исправление) сделанных ошибок на

о роли науки, культуры и новом уровне предлагаемых заданий;
религии в сохранении и укреплении  работать в группе и представлять как
национальных и государственных свою, так и позицию группы;
традиций;
 проектировать
собственную

содержание
и
назначение гражданскую
позицию
через
важнейших нормативных правовых и проектирование
исторических
законодательных актов мирового и событий.
регионального значения.
Методы оценки результатов обучения:
16

 мониторинг
роста
творческой
самостоятельности
и
навыков
получения нового знания каждым
обучающимся
 формирование
результата
промежуточной
аттестации
по
дисциплине
на
основе
суммы
результатов
текущего
и
промежуточного контроля.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».