Приложение 1
к ОПОП по специальности
18.02.05 Производство тугоплавких
неметаллических и силикатных материалов и изделий
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 Основы философии
( Заочная форма обучения)
Сухой Лог
2021
Рабочая программа
учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее
ФГОС СПО) по специальности 18.02.05 «Производство тугоплавких неметаллических и
силикатных материалов и изделий», приказ Минобрнауки России № 435 от 07 мая 2014 г
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Разработчик: Калугина Светлана Анатольевна, преподаватель, первая квалификационная
категория
2
СОДЕРЖАНИЕ
1
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
КОНТРОЛЬ И
ДИСЦИПЛИНЫ
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
10
УЧЕБНОЙ
11
3
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 Основы философии
Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы
среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и
изделий, укрупнённая группа 18.00.00 Химические технологии базовой подготовки.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном
профессиональном образовании и профессиональной подготовке специалистов химического
профиля.
1.2 Место учебной
образовательной программы
дисциплины
в
структуре
основной
профессиональной
Основы философии является общепрофессиональной
дисциплиной
профессионального цикла программы подготовки специалистов среднего звена
в
составе
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания,
ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего
специалиста;
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни,
культуры, окружающей среды;
социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием
достижений науки, техники и технологий.
Освоение дисциплины способствует формированию общих компетенций, включающих в
себя способность:
ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
ОК.4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК.5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК.6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК.7 Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат
выполнения заданий.
ОК.8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Освоение дисциплины способствует формированию профессиональных компетенций,
включающих в себя способность:
ПК.4.1 Организовать работу коллектива и поддерживать профессиональные отношения со
смежными подразделениями.
4
1.4
Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 56 часов, в том числе:
аудиторной учебной нагрузки обучающегося (обязательных учебных занятий) 10 часов;
внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося 46 часа.
5
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
56
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
10
в том числе:
лабораторные занятия (в том числе в форме практической подготовки)
6
практические занятия (в том числе в форме практической подготовки)
4
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося
46
(всего)
в том числе:
Работа с конспектом, рабочей тетрадью, учебной и специальной
технической литературой
Промежуточная аттестация в форме
дифференцированного зачета
6
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы философии
Наименование
Содержание учебного материала, лабораторные работы и
разделов и тем
практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
1
2
Раздел 1 Предмет философии и её история
Тема 1.1 Основные
Содержание учебного материала
понятия и предмет
1. Предмет и определение философии
философии
Практическое занятие № 1
Предмет и определение философии
Тема 1.2 Философия
Содержание учебного материала
Древнего мира
Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия).
1. Становление философии в Древней Греции школы.
Философия Древнего Рима
Тема 1.3
1. Средневековая философия: патристика и схоластика.
Средневековая
Практическое занятие № 2
философия
Философия Древнего Китая и Древней Индии: сравнительный аспект» ответы на вопросы. Философские школы Древней Греции» - тестовое
задание
Практическое занятие № 3
Основные отличия философии Древнего Рима от средневековой
европейской философии.
Тема 1.4 Философия
Содержание учебного материала
Возрождения и Нового
Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности
1.
времени
философии Нового времени. Немецкая классическая философия.
Практическоее занятие № 4
Особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени.
Практическоее занятие № 5
Основные понятия немецкой классической философии».
Тема1.5 Современная Содержание учебного материала
философия
Основные направления философии ХХ века. Особенности русской
1.
философии
Практическоее занятие № 6
Основные направления философии ХХ века
Практическоее занятие № 7
Объём часов
Уровень
освоения
3
28
2
1
2
2
2-3
2
2
2
2
2-3
2
2
2
2
2
2-3
Философия экзистенциализма и психоанализа.
Самостоятельная работа № 1
Работа с текстами Э. Фромм “Душа человека”
Раздел 2 Структура и основные направления философии
Тема
2.1
Методы Содержание учебного материала
философии
и её
Этапы философии. Методы, строение, основные направления
1.
внутреннее строение
философии
Практическоее занятие № 8
Этапы философии. Методы философии
Тема 2.2 Учение о Содержание учебного материала
бытии
1. Онтология- учение о бытии.
Тема
2.3
Теория 1. Гносеология- учение о познаниях.
познания
Практическое занятие № 9
Работа с философским словарём
Практическоее занятие № 10
Составление сравнительной таблицы отличий философской, научной и
религиозной истин
Тема 2.4 Этика и Содержание учебного материала
социальная философия Общезначимость этики. Социальная структура общества. Типы, формы
развития общества.
Тема 2.5 Этика и Содержание учебного материала
социальная философия Общезначимость этики. Социальная структура общества. Типы, формы
развития общества
Практическоее занятие № 11
Значение этики. Философия о глобальных проблемах современности
Тема
2.4
Место Содержание учебного материала
философии в духовной
Философия как рациональная отрасль духовной культуры.
1.
культуре и её значение
Структура философского творчества.
Практическое занятие № 12
Сравнение философии с другими отраслями культуры
Самостоятельная работа обучающихся № 2
Подготовка эссе “Россия в эпохе глобализации”
Дифференцированный зачет
Всего:
8
4
28
2
2-3
2
2
2-3
2
2-3
2
2
2
2
2-3
2-3
2
2
2
4
2
56
2-3
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.- репродуктивный (узнавание ранее изученных объектов, свойств)
2.- продуктивный оптимальный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3.-продуктивный творческий (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
9
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета правовых основ
профессиональной деятельности;
Оборудование кабинета:
доска меловая (магнитная);
Технические средства обучения:
проектор мультимедийный;
экран
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет - ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1 Балашов Л.Е., Философия / - 4-е изд. - М.:Дашков и К, 2017 - 612 с.:
2 Вечканов В.Э Философия: Учебное пособие /.- 2-e изд. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М,
2013 - 136 с.:
3 Нижников С.А Философия /. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012 - 461
4 Руденко А.М Философия: Учебное пособие /,.; Под ред. А.М.Руденко; ФГБОУ
ВПО "Южно-Рос. гос. универ. экономики и сервиса". - М.: НИЦ Инфра-М, 2013 – 306 с.
5 Кузнецов В.Г. Философия: Учебник / - М.: НИЦИНФРА-М, 2014 - 519 с.
6 Данильян О.Г. Философия: Учебник / . - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ
ИНФРА-М, 2014 - 432 с.
Дополнительные источники:
1. Горелов А. А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред.проф. учеб.
заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 256 с (с хрестоматией).
Интернет-ресурсы:
1 ru.wikipedia.org/wiki/Философия
2 www.diplom-inet.ru/resursfilos
3 http://znanium.com/catalog/product/967636
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум», реализующее подготовку по
программе учебной дисциплины, обеспечивает организацию и проведение текущего контроля
знаний и промежуточную аттестацию обучающихся. Порядок и содержание текущего контроля и
промежуточной аттестации регламентируется Положением ГБПОУ СО «Сухоложский
многопрофильный техникум» «О текущем контроле знаний и промежуточной аттестации
обучающихся».
Текущий контроль знаний, сформированности компетенций проводится преподавателем на
любом из видов учебных занятий. Формы текущего контроля выбираются преподавателем исходя
из специфики учебной дисциплины и индивидуальных особенностей обучающихся.
Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является экзамен, который
проводится после обучения по учебной дисциплине.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств (ФОС), позволяющие
оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной
аттестации разрабатываются и утверждаются ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум» самостоятельно.
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы,
предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных
образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы 4.2, 4.3).
Итоговая оценка результатов освоения дисциплины определяется в ходе промежуточной
аттестации.
Оценка знаний, умений и компетенций по результатам текущего контроля и
промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблицы 4.1).
Таблица 4.1- Универсальная шкала
Процент результативности
(правильных ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70
Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
не удовлетворительно
11
Таблица 4.2 – Оценка освоенных умений и усвоенных знаний
Раздел (тема) учебной
Результаты
(освоенные умения, усвоенные знания)
дисциплины
Раздел 1. Предмет
Уметь:
философии и её история ориентироваться в наиболее общих
философских проблемах бытия, познания,
Раздел 2. Структура и
ценностей, свободы и смысла жизни как
основные направления
основе
формирования
культуры
философии
гражданина и будущего специалиста;
определить значение философии как
отрасли духовной культуры для
формирования личности, гражданской
позиции и профессиональных навыков;
определить соотношение для жизни
человека свободы и ответственности,
материальных и духовных ценностей;
сформулировать представление об истине
и смысле жизни
Знать:
основные категории и понятия
философии;
роль философии в жизни человека и
общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и
религиозной картин мира;
об условиях формирования личности,
свободе и ответственности за сохранение
жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах,
связанных с развитием и использованием
достижений науки, техники и технологий.
Основные показатели
Формы и методы контроля и
результатов подготовки
оценки
Полное освоение знаний и умений в Результаты индивидуальных
соответствии
с
требованиями образовательных достижений:
ФГОС,
рабочей
программой.
текущий контроль (устный и
Показатель признака проявления письменный ответ);
знаний,
умений,
компетенций
контроль по темам, разделам;
ОК1,4-8
самостоятельная работа 1,2
ПК 4.1
практическое
занятие1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12
определяются по разработанным
критериям
оценок
(Сумма
баллов по признакам проявления
знаний, умений и компетенций в
соответствии с универсальной
шкалой)
Таблица 4. 3 - Оценка освоенных общих и профессиональных компетенций
Результаты (освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
Проявление интереса к будущей профессии
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации,
необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач, профессионального и личностного
развития
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные
технологии в профессиональной деятельности.
Проявление умения эффективного поиска
необходимой информации
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством
Взаимодействие с обучающимися, преподавателями и
мастерами в ходе обучения
ОК 7 Брать ответственность за работу членов команды
(подчиненных), за результат выполнения заданий
Осуществление самоанализа и коррекции результатов
собственной работы
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием,
осознанно планировать повышение квалификации
ПК.4.1 Организовать работу коллектива и поддерживать
профессиональные отношения со смежными подразделениями
Организация самостоятельных занятий при изучении
учебной дисциплины. Определение целей и задач для
достижения результата
Использовать информацию общепрофессиональной
дисциплины в своей профессиональной деятельности
Использование различных источников, включая
электронные
13
Формы и методы
контроля и оценки
Результаты
сформированности
компетенций
определяют по
контрольным точкам
на основании
разработанных
критериев оценки.
Критериальная
система оценки по
признакам
проявления
компетенций