Приложение 1 к ОПОП по специальности 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 Основы философии ( Заочная форма обучения) Сухой Лог 2021 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 18.02.05 «Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий», приказ Минобрнауки России № 435 от 07 мая 2014 г Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» Разработчик: Калугина Светлана Анатольевна, преподаватель, первая квалификационная категория 2 СОДЕРЖАНИЕ 1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 КОНТРОЛЬ И ДИСЦИПЛИНЫ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 10 УЧЕБНОЙ 11 3 1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 Основы философии Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий, укрупнённая группа 18.00.00 Химические технологии базовой подготовки. Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке специалистов химического профиля. 1.2 Место учебной образовательной программы дисциплины в структуре основной профессиональной Основы философии является общепрофессиональной дисциплиной профессионального цикла программы подготовки специалистов среднего звена в составе 1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Освоение дисциплины способствует формированию общих компетенций, включающих в себя способность: ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК.4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК.5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК.6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством. ОК.7 Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК.8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Освоение дисциплины способствует формированию профессиональных компетенций, включающих в себя способность: ПК.4.1 Организовать работу коллектива и поддерживать профессиональные отношения со смежными подразделениями. 4 1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 56 часов, в том числе: аудиторной учебной нагрузки обучающегося (обязательных учебных занятий) 10 часов; внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося 46 часа. 5 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 56 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 10 в том числе: лабораторные занятия (в том числе в форме практической подготовки) 6 практические занятия (в том числе в форме практической подготовки) 4 Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося 46 (всего) в том числе: Работа с конспектом, рабочей тетрадью, учебной и специальной технической литературой Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 6 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы философии Наименование Содержание учебного материала, лабораторные работы и разделов и тем практические занятия, самостоятельная работа обучающихся 1 2 Раздел 1 Предмет философии и её история Тема 1.1 Основные Содержание учебного материала понятия и предмет 1. Предмет и определение философии философии Практическое занятие № 1 Предмет и определение философии Тема 1.2 Философия Содержание учебного материала Древнего мира Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия). 1. Становление философии в Древней Греции школы. Философия Древнего Рима Тема 1.3 1. Средневековая философия: патристика и схоластика. Средневековая Практическое занятие № 2 философия Философия Древнего Китая и Древней Индии: сравнительный аспект» ответы на вопросы. Философские школы Древней Греции» - тестовое задание Практическое занятие № 3 Основные отличия философии Древнего Рима от средневековой европейской философии. Тема 1.4 Философия Содержание учебного материала Возрождения и Нового Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности 1. времени философии Нового времени. Немецкая классическая философия. Практическоее занятие № 4 Особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени. Практическоее занятие № 5 Основные понятия немецкой классической философии». Тема1.5 Современная Содержание учебного материала философия Основные направления философии ХХ века. Особенности русской 1. философии Практическоее занятие № 6 Основные направления философии ХХ века Практическоее занятие № 7 Объём часов Уровень освоения 3 28 2 1 2 2 2-3 2 2 2 2 2-3 2 2 2 2 2 2-3 Философия экзистенциализма и психоанализа. Самостоятельная работа № 1 Работа с текстами Э. Фромм “Душа человека” Раздел 2 Структура и основные направления философии Тема 2.1 Методы Содержание учебного материала философии и её Этапы философии. Методы, строение, основные направления 1. внутреннее строение философии Практическоее занятие № 8 Этапы философии. Методы философии Тема 2.2 Учение о Содержание учебного материала бытии 1. Онтология- учение о бытии. Тема 2.3 Теория 1. Гносеология- учение о познаниях. познания Практическое занятие № 9 Работа с философским словарём Практическоее занятие № 10 Составление сравнительной таблицы отличий философской, научной и религиозной истин Тема 2.4 Этика и Содержание учебного материала социальная философия Общезначимость этики. Социальная структура общества. Типы, формы развития общества. Тема 2.5 Этика и Содержание учебного материала социальная философия Общезначимость этики. Социальная структура общества. Типы, формы развития общества Практическоее занятие № 11 Значение этики. Философия о глобальных проблемах современности Тема 2.4 Место Содержание учебного материала философии в духовной Философия как рациональная отрасль духовной культуры. 1. культуре и её значение Структура философского творчества. Практическое занятие № 12 Сравнение философии с другими отраслями культуры Самостоятельная работа обучающихся № 2 Подготовка эссе “Россия в эпохе глобализации” Дифференцированный зачет Всего: 8 4 28 2 2-3 2 2 2-3 2 2-3 2 2 2 2 2-3 2-3 2 2 2 4 2 56 2-3 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1.- репродуктивный (узнавание ранее изученных объектов, свойств) 2.- продуктивный оптимальный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3.-продуктивный творческий (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 9 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Требования к материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета правовых основ профессиональной деятельности; Оборудование кабинета: доска меловая (магнитная); Технические средства обучения: проектор мультимедийный; экран 3.2 Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет - ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1 Балашов Л.Е., Философия / - 4-е изд. - М.:Дашков и К, 2017 - 612 с.: 2 Вечканов В.Э Философия: Учебное пособие /.- 2-e изд. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013 - 136 с.: 3 Нижников С.А Философия /. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012 - 461 4 Руденко А.М Философия: Учебное пособие /,.; Под ред. А.М.Руденко; ФГБОУ ВПО "Южно-Рос. гос. универ. экономики и сервиса". - М.: НИЦ Инфра-М, 2013 – 306 с. 5 Кузнецов В.Г. Философия: Учебник / - М.: НИЦИНФРА-М, 2014 - 519 с. 6 Данильян О.Г. Философия: Учебник / . - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014 - 432 с. Дополнительные источники: 1. Горелов А. А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред.проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 256 с (с хрестоматией). Интернет-ресурсы: 1 ru.wikipedia.org/wiki/Философия 2 www.diplom-inet.ru/resursfilos 3 http://znanium.com/catalog/product/967636 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум», реализующее подготовку по программе учебной дисциплины, обеспечивает организацию и проведение текущего контроля знаний и промежуточную аттестацию обучающихся. Порядок и содержание текущего контроля и промежуточной аттестации регламентируется Положением ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» «О текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся». Текущий контроль знаний, сформированности компетенций проводится преподавателем на любом из видов учебных занятий. Формы текущего контроля выбираются преподавателем исходя из специфики учебной дисциплины и индивидуальных особенностей обучающихся. Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является экзамен, который проводится после обучения по учебной дисциплине. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств (ФОС), позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» самостоятельно. ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы 4.2, 4.3). Итоговая оценка результатов освоения дисциплины определяется в ходе промежуточной аттестации. Оценка знаний, умений и компетенций по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблицы 4.1). Таблица 4.1- Универсальная шкала Процент результативности (правильных ответов) 90 ÷ 100 80 ÷ 89 70 ÷ 79 менее 70 Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений балл (отметка) вербальный аналог 5 отлично 4 хорошо 3 удовлетворительно 2 не удовлетворительно 11 Таблица 4.2 – Оценка освоенных умений и усвоенных знаний Раздел (тема) учебной Результаты (освоенные умения, усвоенные знания) дисциплины Раздел 1. Предмет Уметь: философии и её история ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, Раздел 2. Структура и ценностей, свободы и смысла жизни как основные направления основе формирования культуры философии гражданина и будущего специалиста; определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков; определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей; сформулировать представление об истине и смысле жизни Знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Основные показатели Формы и методы контроля и результатов подготовки оценки Полное освоение знаний и умений в Результаты индивидуальных соответствии с требованиями образовательных достижений: ФГОС, рабочей программой. текущий контроль (устный и Показатель признака проявления письменный ответ); знаний, умений, компетенций контроль по темам, разделам; ОК1,4-8 самостоятельная работа 1,2 ПК 4.1 практическое занятие1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12 определяются по разработанным критериям оценок (Сумма баллов по признакам проявления знаний, умений и компетенций в соответствии с универсальной шкалой) Таблица 4. 3 - Оценка освоенных общих и профессиональных компетенций Результаты (освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Проявление интереса к будущей профессии ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Проявление умения эффективного поиска необходимой информации ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством Взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения ОК 7 Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий Осуществление самоанализа и коррекции результатов собственной работы ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации ПК.4.1 Организовать работу коллектива и поддерживать профессиональные отношения со смежными подразделениями Организация самостоятельных занятий при изучении учебной дисциплины. Определение целей и задач для достижения результата Использовать информацию общепрофессиональной дисциплины в своей профессиональной деятельности Использование различных источников, включая электронные 13 Формы и методы контроля и оценки Результаты сформированности компетенций определяют по контрольным точкам на основании разработанных критериев оценки. Критериальная система оценки по признакам проявления компетенций