Основная профессиональная образовательная программа - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования (далее – ФГОС) 23.01.07 Машинист крана (крановщик), утвержденного приказом Министерства образования и науки 2 августа 2013 г. N 847"(зарегистрирован в Министерстве юстиции 20 августа 2013 г. № 29674) Разработчики: Григорян И.А., зам директора по УМР ГАПОУ СО "Сухоложский многопрофильный техникум" Сысоев А.С преподаватель реализующий программы профессиональных модулей, ГАПОУ СО "Сухоложский многопрофильный техникум" Осипова К.Н. , заведующая отделением ГАПОУ СО "Сухоложский многопрофильный техникум" 2 Содержание 1 Общие положения ........................................................................................................................... 4 1.1 Нормативно-правовые основы разработки основной профессиональной образовательной программы ......................................................................................................... 4 1.2 Нормативный срок освоения программы .............................................................................. 6 2 Характеристика профессиональной деятельности выпускников и требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы .......................................... 7 2.1 Область и объекты профессиональной деятельности .......................................................... 7 2.2 Виды профессиональной деятельности и компетенции ...................................................... 7 2.2.1 Транспортировка грузов ................................................................................................... 7 2.2.2 Эксплуатация крана при производстве работ ............................................................... 7 2.3 Специальные требования ........................................................................................................ 8 3 Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса ............ 9 3.1 Учебный план ........................................................................................................................... 9 3.2 График учебного процесса ...................................................................................................... 9 3.3 Программы общеобразовательных дисциплин ..................................................................... 9 3.4 Программы общепрофессиональных дисциплин ............................................................... 10 3.5 Программы профессиональных модулей и учебной и производственной практики ...... 10 4 Материально-техническое обеспечение реализации основной профессиональной образовательной программы ........................................................................................................... 11 4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению. ....................... 11 4.2 Информационное обеспечение образовательного процесса ............................................. 11 4.3 Кадровое обеспечение образовательного процесса............................................................ 12 4.4. Общие требования к организации образовательного процесса ....................................... 12 4.5 Организация образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья............................................................................................................. 13 5 Оценка результатов освоения основной профессиональной образовательной программы .. 14 5.1 Контроль и оценка достижений обучающихся ................................................................... 14 5.2 Порядок выполнения и защиты выпускной квалификационной работы ......................... 15 5.3 Организация итоговой государственной аттестации выпускников .................................. 17 3 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Основная профессиональная образовательная программа (далее ОПОП) Основная профессиональная образовательная программа – программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум» по профессии среднего профессионального образования 23.01.07 Машинист крана (крановщик), представляет собой комплекс нормативно-методической документации, отражающий содержание программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, разработанный на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (СПО) по профессии 23.01.07 Машинист крана (крановщик), утвержденного приказом Министерства образования и науки 2 августа 2013 г. N 847(зарегистрирован в Министерстве юстиции 20 августа 2013 г. № 29674) Программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по профессии. Она включает в себя: рабочий учебный план, рабочие программы дисциплин и профессиональных модулей, программы учебной и производственной практики, согласованные с работодателями, график учебного процесса и учебно-методические материалы, обеспечивающие реализацию требований ФГОС Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих ежегодно пересматривается и обновляется в части содержания учебных планов, состава и содержания рабочих программ дисциплин, рабочих программ профессиональных модулей, программы учебной и производственной практики, методических материалов, обеспечивающих качество подготовки обучающихся, установленных ФГОС. 1.1 Нормативно-правовые основы профессиональной образовательной программы разработки основной Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования по профессии 23.01.07 Машинист крана (крановщик) - комплекс нормативно-методической документации, регламентирующий содержание, организацию и оценку качества подготовки обучающихся и выпускников по профессии 23.01.07 Машинист крана (крановщик) Нормативную правовую основу разработки основной профессиональной образовательной программы (далее - программа) составляют: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.07 Машинист крана (крановщик), утвержденного приказом Министерства образования и науки 2 августа 2013 г. N 847"(зарегистрирован в Министерстве юстиции 20 августа 2013 г. № 29674). Примерные программы общеобразовательных дисциплин; Приказ Минобрнауки РФ от 29.10.2013 года, №1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования»; Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»; Разъяснения по реализации образовательной программы среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и профиля 4 получаемого профессионального образования (одобрено Научно-методическим советом Макеты программ профессиональных модулей и учебных дисциплин: - Разъяснения по формированию примерных программ профессиональных модулей начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования (Утверждены Директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации 28 августа 2009г.); - Разъяснения по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования (Утверждены Директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации 28 августа 2009 г.); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 14 июня 2013 года, №464; Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденное приказом Минобрнауки РФ от 18.04.2013 года, №291; Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 16 августа 2013 года, №968; Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2014 года, №74 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 16.08.2013 года, №968»; Письмо Министерства образования и науки РФ от 20 октября 2010 года, №12-696 «О разъяснениях по формированию учебного плана ОПОП НПО и СПО»; Устав ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум; Термины, определения и используемые сокращения: В программе используются следующие термины и их определения: ПКРС - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих Компетенция – способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. Профессиональный модуль – часть программы, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к планируемым результатам подготовки, и предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках каждого из основных видов профессиональной деятельности. Основные виды профессиональной деятельности – профессиональные функции, каждая из которых, обладает относительной автономностью и определена работодателем как необходимый компонент содержания основной профессиональной образовательной программы. Результаты подготовки – освоенные компетенции и умения, усвоенные знания, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования. Учебный (профессиональный) цикл – совокупность дисциплин (модулей), обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций в соответствующей сфере профессиональной деятельности. ПМ – профессиональный модуль; ОК – общая компетенция; ПК – профессиональная компетенция. ВПК - вариативная профессиональная компетенция 5 1.2 Нормативный срок освоения программы Нормативный срок освоения программы базовой подготовки по профессии 23.01.07 Машинист крана (крановщик), при очной форме получения образования: на базе среднего (полного) общего образования – 10 месяцев; на базе основного общего образования – 2 года 10 месяцев. 6 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ И ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 2.1 Область и объекты профессиональной деятельности Область профессиональной деятельности выпускников: обслуживание и управление краном при производстве работ (по видам). Объекты профессиональной деятельности выпускников: грузовой автомобиль, кран(по видам); грузозахватные устройства и приспособления, инструменты; грузы; техническая и технологическая документация. 2.2 Виды профессиональной деятельности и компетенции 2.2.1 Транспортировка грузов ПК 1.1. Управлять автомобилями категории «С». ПК 1.2. Выполнять работы по транспортировке грузов. ПК 1.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования. ПК 1.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств. ПК 1.5. Работать с документацией установленной формы. ПК 1.6. Проводить первоочерёдные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия. 2.2.2 Эксплуатация крана при производстве работ ПК 2.1.Выполнять техническое обслуживание, определять и устранять неисправности в работе крана ПК 2.2.Производить подготовку крана и механизмов к работе ПК 2.3.Управлять краном при производстве работ Общие компетенции выпускника Код/Наименование ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. 7 ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). 2.3 Специальные требования Медицинские ограничения регламентированы Перечнем противопоказаний Министерства здравоохранения Российской Федерации. медицинских 8 3 ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И 3.1 Учебный план Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум» по профессии среднего профессионального образования 23.01.07 (Приложение 1) 3.2 График учебного процесса (приложение 2) 3.3 Программы общеобразовательных дисциплин (приложение 3) ОУП.01 Русский язык ОУП.02 Литература ОУП.03 Иностранный язык ОУП.04 Математика ОУП.05 История ОУП.06 Физическая культура ОУП.07 Основы безопасности жизнедеятельности ОУП.08 Астрономия Индивидуальный проект УПВ УПВ.01 Учебные предметы по выбору из обязательных предметных областей Родная литература УПВ.02 Информатика УПВ.03 Физика ДУП Дополнительные учебные предметы ДУП.01 Основы проектной деятельности 9 3.4 Программы общепрофессиональных дисциплин ОП.01 Слесарное дело ОП.02 Материаловедение ОП.03 Охрана труда ОП.04 Электротехника ОП.05 Техническое черчение ОП.06 Безопасность жизнедеятельности ОП.07 Основы права, предпринимательской деятельности и финансовой грамотности ОП.08 Информационные технологии в профессиональной деятельности 3.5 Программы профессиональных производственной практики ПМ.01 МДК.01.01 УП.01 ПП.01 ПМ.02 МДК.02.01 УП.02 ПП.02 ФК.00 модулей и учебной и Транспортировка грузов Теоретическая подготовка водителей автомобилей категории «С» Учебная практика Производственная практика Эксплуатация крана при производстве работ Устройство, управление и техническое обслуживание крана Учебная практика Производственная практика Физическая культура 10 4 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 4.1 Требования обеспечению. к минимальному материально-техническому Финансирование реализации ОПОП осуществляется в объеме, не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения. ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум», реализующее основную профессиональную образовательную программу по профессии среднего профессионального образования, располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом техникума Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам. Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений Кабинеты: безопасности жизнедеятельности; электротехники; технического черчения; устройства автомобилей и кранов; охраны труда. Лаборатории: материаловедения; технического обслуживания и ремонта автомобилей и кранов. Мастерские: слесарная. Спортивный комплекс: спортивный зал; открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий; стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы. Залы: библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет; актовый зал. Реализация ОПОП обеспечивает: - выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров; - освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в техникуме; 4.2 Информационное обеспечение образовательного процесса Реализация основной профессиональной образовательной программы обеспечивает доступ каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ОПОП. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся обеспечены доступом к сети. 11 Интернет. Каждый обучающийся обеспечен не менее чем одним учебным печатным и (или) электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и (или) электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий). Библиотечный фонд укомплектован печатными или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет. Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, включает официальные, справочнобиблиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Каждому обучающемуся обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов. Образовательное учреждение предоставляет обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет. 4.3 Кадровое обеспечение образовательного процесса Реализация основной профессиональной образовательной программы по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих 23.01.07 Машинист крана (крановщик) обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения имеют квалификацию по профессии рабочего на 1–2 разряда выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения проходят стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года. Все преподаватели общеобразовательных дисциплин имеют высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого предмета. 4.4. Общие требования к организации образовательного процесса Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю. По дисциплине «Физическая культура» предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях). Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать для освоения основ медицинских знаний 70 процентов учебного времени дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», отведенного на изучение основ военной службы. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусмотрены образовательным учреждением из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП СПО предусмотрены практики: учебная (производственное 12 обучение) и производственная. Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей. Производственная практика реализуется концентрированно. Учебная практика реализуется как рассредоточено, так и концентрированно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей. Цели и задачи, программы и формы отчетности определены образовательным учреждением по каждому виду практики. Производственная практика проводится в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся. Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций. 4.5 Организация образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Обучение по образовательным программам среднего профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в техникуме с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. По данной ОПОП обучаются инвалиды с соматическими заболеваниями. Для получения образования в техникуме для них созданы специальные условия, включающие в себя использование методов обучения, исходя из их доступности для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, выбор мест прохождения практики с учетом требований их доступности, проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся с учетом ограничений здоровья, разработка индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков инвалидов. В целях доступности получения профессионального образования детьми-инвалидами и инвалидами техникум обеспечивает социальное сопровождение, адаптацию дисциплины «Физическая культура» для обучающихся с различными видами нарушений, наличие медпункта. В штате техникума имеется должность социального педагога, осуществляющего мероприятия по адаптации. Педагогические работники ПОО проходят курсы повышения квалификации педагогов, направленных на повышение квалификации педагогов, направленных на повышение компетентности в области сопровождения и оценки индивидуального прогресса обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ. Обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой дополнительной профессиональной программы осуществляется в порядке, установленном техникумом самостоятельно. 13 5 ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 5.1 Контроль и оценка достижений обучающихся С целью контроля и оценки результатов подготовки и учета индивидуальных образовательных достижений обучающихся применяются: входной контроль; текущий контроль; промежуточный контроль (аттестация) итоговый контроль. Правила участия в контролирующих мероприятиях и критерии оценивания достижений обучающихся определяются Положением о контроле и оценке достижений обучающихся. Входной контроль Назначение входного контроля состоит в определении мотивации обучающихся к освоению профессии и учебной дисциплины конкретно. Текущий контроль Устанавливается преподавателем и мастером производственного обучения самостоятельно, в соответствии с объемом и сложностью и сложностью изучаемого материала. Текущий контроль освоения содержания учебной дисциплины и профессионального модуля осуществляется преподавателем, мастером производственного обучения в процессе изучения темы, разделов по учебной дисциплине, МДК и профессиональному модулю, в процессе проведения практических, лабораторных работ, выполнения индивидуальных работ и домашних заданий, а также в процессе выполнения заданий по учебной и производственной практике. По учебным дисциплинам и МДК, профессионального модуля текущий контроль осуществляется по письменной и устной методике в разных формах: опрос, выполнение письменного задания, контрольная работа, проверочная работа, тестирование, учебный проект, информационный проект. Промежуточный контроль (аттестация) Осуществляется преподавателем, мастером производственного обучения при определении освоения обучающимися содержания учебной дисциплины, МДК, учебной и производственной практики за семестр, учебный год в соответствии с разработанной рабочей учебной программы на основе требований ФГОС по профессии, ФГОС общего и среднего образования по учебным дисциплинам общеобразовательного цикла. Промежуточный контроль проводиться по письменной и устной методике в разных формах: контрольная работа, устный опрос по вопросам, тестирование, защита учебных, информационных проектов, презентация творческих работ (эссе, сообщение, доклад, разработанная схема, таблица, тесты и др.) При завершении изучения учебной дисциплины и профессионального модуля проводится промежуточная аттестация с целью определения достижений обучающихся в освоении содержания учебной дисциплины и профессионального модуля. Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета или экзамена в соответствии с указанной формой в учебном плане по профессии. Методика дифференцированного зачета или экзамена устная, письменная или сочетание устной и письменной. Задания определены в контрольной работе, билетах, тестах, проектах, рефератах, сообщениях и других творческих работах Система оценки определена достижениями обучающихся на текущем и промежуточном контроле. 14 На каждый вид контроля преподавателем, мастером п/о разрабатываются КОСы (контрольно-оценочные средства). КОСы определяют проверяемые параметры в соответствии с требованиями ФГОС по профессии (знания, умения, общие и профессиональные компетенции, универсальные учебные действия по учебным дисциплинам общеобразовательного цикла в соответствии с ФГОС общего среднего образования). Контрольно-измерительные материалы и критерии оценки выполнения заданий на контроле определяют уровень освоения содержания учебной дисциплины и профессионального модуля: ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов и свойств) репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции) продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) Контрольно-измерительные материалы включают задания продуктивного уровня на 2 вида: продуктивный оптимальный и продуктивный творческий (самостоятельное решение проблемных задач с анализом и вынесением своих способов решения задач). В критериях оценки применяется критериальная система. в качестве критериев выступают признаки проявления компетенций (общих, профессиональных, знания) по учебным дисциплинам общеобразовательного цикла включена признаки проявления универсальных учебных действий. признаки проявления компетенций распределены по уровням деятельности выполнения контрольного заданий: эмоционально-психологический, регулятивный, социальный, аналитический, творческий, самосовершенствование. оценка признаков проявления компетенций, знаний, УУД по уровням деятельности осуществляется в баллах 0б – признак не проявлен, 1б – признак проявлен с частичной недостаточностью, 2б – признак проявлен в полном объеме. сумма баллов по разработанным критериям соотносится со 100 бальной шкалой, определяется отметка и уровень освоения учебной дисциплины или профессионального модуля. 90 – 100% «5» (отлично) – продуктивный творческий; 80 – 89% - «4» (хорошо) – продуктивный оптимальный; 70 – 79% - «3» (удовлетворительно) – репродуктивный; 69% и ниже «2» (неудовлетворительно) – ФГОС не освоен. Итоговый контроль Итоговый контроль результатов подготовки обучающихся осуществляется комиссией в форме зачетов и/или экзаменов, назначаемой заместителем директора образовательного учреждения по учебной работе, с участием ведущего дисциплины и/или профессиональные модули преподавателя. 5.2 Порядок выполнения и защиты выпускной квалификационной работы Защита выпускной квалификационной работы проходит в два этапа и включает: - выполнение выпускной практической квалификационной работы на предприятии или техникуме; - защита письменной экзаменационной работы в образовательном учреждении. Вид итоговой аттестации: выполнение выпускной практической квалификационной работы. Целью данного этапа является выявление уровня профессиональной подготовки выпускника, предусмотренного квалификационной характеристикой и определение готовности его к самостоятельной профессиональной деятельности. К выпускной практической квалификационной работе допускаются обучающиеся, успешно прошедшие промежуточную аттестацию по теоретическому и производственному обучению и в полном объёме усвоившие детальную программу производственной практики. Сроки проведения - в 15 соответствии с графиком проведения выпускных практических квалификационных работ. Обучающиеся выполняют практическую квалификационную работу отдельно по каждой профессии ОК, входящих в профессию СПО. Перечень выпускных практических квалификационных работ рассматривается предметно-цикловой комиссией, согласуется с работодателями и утверждается заместителем директора по учебно-производственной работе. Обучающимся, имеющим отличную успеваемость по специальным и общетехническим предметам, производственному обучению и систематически выполняющим в период практики установленные производственные задания, может выдаваться работа более высокого уровня квалификации. Выпускная практическая квалификационная работа выполняется в учебных кулинарном и кондитерском цехах. Руководитель практики (мастер производственного обучения) своевременно подготавливает необходимые машины, оборудование, рабочие места, материалы, инструменты, приспособления, документацию и обеспечивает соблюдение норм и правил охраны труда. Обучающимся сообщается порядок и условия выполнения работы, выдается задание с указанием содержания и разряда работы, нормы времени, рабочего места. Выпускная практическая квалификационная работа выполняется обучающимися в присутствии государственной экзаменационной комиссии. Результаты выполнения работ заносятся в протокол, в котором дается характеристика работы и указывается, какому разряду она соответствует. Критерии оценки выполнения работы: овладение приемами работ, соблюдение технических и технологических требований к качеству производимых работ, выполнение установленных норм времени (выработки), умелое пользование оборудованием, соблюдение требований безопасности труда и организации рабочего времени. Вид итоговой аттестации: защита письменной экзаменационной работы. Целью данного вида является выявление готовности выпускника к целостной профессиональной деятельности, способности самостоятельно применять полученные теоретические знания для решения производственных задач, умений пользоваться не только учебниками, учебными пособиями, но и современным справочным материалом, специальной технической литературой, каталогами, стандартами, нормативными документами, а также знания современной техники и технологий. Сроки проведения – в соответствии с расписанием, которое доводится до сведения обучающихся не позднее, чем за две недели до начала работы экзаменационной комиссии. Тематика письменных экзаменационных работ разрабатывается преподавателем спецдисциплин совместно с мастером производственного обучения, рассматривается предметно-цикловой комиссией и утверждается заместителем директора по учебнопроизводственной работе. Письменная экзаменационная работа должна иметь актуальность и практическую значимость и выполняться по возможности по предложениям (заказам) предприятий – заказчиков рабочих кадров. Она должна соответствовать содержанию производственной практики, а также компетенциям, предусмотренными ФГОС. Требования к структуре, объёму, содержанию, оформлению письменной экзаменационной работы излагаются в методических рекомендациях, разрабатываемых преподавателями техникума, рассматриваются на предметно-цикловой комиссии и утверждаются заместителем директора по учебно-производственной работе. Закрепление тем письменных экзаменационных работ за обучающимися с указанием руководителя и сроков выполнения оформляется приказом директора техникума. Руководителем письменной экзаменационной работы может быть только работник техникума. Полностью готовая письменная экзаменационная работа вместе с рецензией сдается обучающимся заместителю директора по учебно-производственной работе для окончательного контроля и подписи. Если письменная экзаменационная работа подписана, то она включается в приказ о допуске к защите. Внесение изменений в письменную 16 экзаменационную работу после получения рецензии не допускается. Процедура проведения: подписанная заместителем директора по учебно-производственной работе письменная экзаменационная работа лично предоставляется обучающимся экзаменационной комиссии в день защиты. Выпускнику в процессе защиты разрешается пользоваться пояснительной запиской. Необходимо также при выступлении использовать демонстрационные материалы, уделить внимание отмеченным в рецензии замечаниям и ответить на них. Защита письменной экзаменационной работы проводится на открытом заседании экзаменационной комиссии. Мастер производственного обучения перед началом выступления обучающегося зачитывает его производственную характеристику, сообщает разряд выполненной выпускной практической квалификационной работы, процент выполнения нормы выработки и полученную оценку, передает характеристику и наряд на выполненную квалификационную работу в комиссию. При рассмотрении комиссией вопроса о присвоении тарифного разряда по профессии и выдаче документа об уровне образования необходимо учитывать в комплексе и оценивать взвешенно: доклад обучающегося на защите письменной экзаменационной работы, ответы на дополнительные вопросы, итоги успеваемости и посещаемости по предметам учебного плана, выполнение программы производственного обучения, результаты выпускной практической квалификационной работы, данные производственной характеристики. 5.3 Организация итоговой государственной аттестации выпускников Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования – соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС. Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения. Программа государственной (итоговой) аттестации, содержащая формы, условия проведения и защиты выпускной квалификационной работы, разрабатывается государственной аттестационной комиссией, утверждается руководителем образовательного учреждения и доводится до сведения обучающихся не позднее двух месяцев с начала обучения. К государственной (итоговой) аттестации допускаются лица, выполнившие требования, предусмотренные программой и успешно прошедшие все промежуточные аттестационные испытания, предусмотренные программами учебных дисциплин и профессиональных модулей. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. Для этих целей выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов и т.п., творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной практики и так далее. 17 В ходе защиты выпускной квалификационной работы членами государственной экзаменационной комиссии проводится оценка освоенных выпускниками профессиональных и общих компетенций в соответствии с критериями, утвержденными образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы осуществляется государственной экзаменационной комиссией по результатам защиты выпускной квалификационной работы, промежуточных аттестационных испытаний и на основании документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций. Лицам, прошедшим соответствующее обучение в полном объеме и аттестацию, образовательными учреждениями выдаются документы установленного образца. 18