ОП.03 Основы материаловедения

2

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта (далее –ФГОС) среднего профессионального образования по
профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки)
Организация– разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Конева И.В. преподаватель, реализующий программы профессиональных модулей
Рассмотрена на заседании цикловой методической комиссии строительных и
промышленных технологий (протокол№_____от «___»_____20__г)

3

Содержание
1 Паспорт программы учебной дисциплины ОП.03 Основы материаловедения ........................ 5
1.1 Область применения программы ............................................................................................ 5
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы общепрофессиональный цикл ................................................................................... 5
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины ...................................................................................... 5
1.4 Количество часов на освоение учебной дисциплины ........................................................... 5
2 Структура и содержание учебной дисциплины ........................................................................... 6
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы .......................................................... 6
2.2 Учебный тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03 Основы
материаловедения ........................................................................................................................... 6
3 Условия реализации программы учебной дисциплины .............................................................. 7
3.1 Материально-техническое обеспечение ................................................................................ 7
3.2 Информационное обеспечение обучения .............................................................................. 7
4 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ............................................... 8

4

1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03
ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО
входящим в состав укрупненной группы профессий 150000, по направлению подготовки
150700 Машиностроение, по рабочей профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично
механизированной сварки)
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном
профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки)
и профессиональной подготовке по профессиям рабочих:
 Газосварщик
 Электрогазосварщик
 Электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах
 Электросварщик ручной сварки
 Газорезчик
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы общепрофессиональный цикл
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины
Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
 пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;
 выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;
знать:
 наименование, маркировку, основные свойства и классификацию
углеродистых и
 конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных
 материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена);
 правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;
 механические испытания образцов материалов
1.4 Количество часов на освоение учебной дисциплины
максимальной учебной нагрузки обучающегося 63часов,
в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 42 часов;
самостоятельной работы обучающегося 21 час.

5

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
лекций
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Итоговая аттестация в форме экзамена

Количество
часов
63
42
22
20
21
21
6

2.2 Учебный тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03 Основы материаловедения
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы обучающихся (если
предусмотрены)
1
2
Раздел 1. Основные сведения о строении, структуре, свойствах металлов и сплавов
Тема 1.
Содержание учебного материала
2
Общие сведения
1.Общие сведения о металловедении. Методы изучения свойств металлов.
о металловедении 4 2.Физические, химические, механические, технологические свойства металлов
и металлографии
Практическое занятие№1
6 Распределить физические и химические свойств металлов в таблицу
8 Составить схему методов свойств металлов
10 Определить химический состав сталей
Тема 2.
Содержание учебного материала
12 1.Технологический процесс производства чугуна и сталей.
Основы
современной
Практическое занятие№2
металлургии.
14 Изучение структуры углеродистых сталей
Сплавы железа с 16 Изучение структуры чугунов
углеродом.
18 Определить состав сплавов железа с углеродом
20 2.Строение, свойства, применение, система маркировки сталей.

Количе
ство
часов
3
28
4
2
2
6
2
2
2
6
2
6
2
2
2
2

Уровень
освоения
4
1
1-2
2
2
2

2
2
2
2

22

3.Термическая и химико-термическая обработка сталей и чугунов.

Практическое занятие№3
Изучение диаграммы фазового равновесия сплавов системы: «Железо - Цементит»
26 Определение технологических особенностей, область применения, преимущества и
недостатки
Самостоятельная работа№1:
Составить план конспекта по следующим темам:
Приведите классификацию машиностроительных материалов по назначению. Назовите
области их применения.
Сделать расшифровку маркировки сталей по назначению, химическому составу и качеству.
Раздел 2. Цветные металлы и их сплавы.
Тема 3.
Содержание учебного материала
Медь, алюминий, 28 1.Строение меди, алюминия, магния, титана и их сплавов
магний, титан и
30 2.Область и особенности применения, система маркировки.
их сплавы.
24

Практическое занятие№4
32 Расшифровка марок цветных сплавов
Тема 4.
Содержание учебного материала
Сплавы на основе 34 1.Строение, физико-химические свойства, система маркировки сплавов на основе олова и
олова и свинца.
свинца.
Жаропрочные и 36 2. Жаропрочные и тугоплавкие металлы и их сплавы.
тугоплавкие
Самостоятельная работа№2:
металлы и их
Выполнение реферата по теме: «Цветные металлы и сплавы».
сплавы.
Раздел 3. Неметаллические конструкционные материалы.
Тема 5.
Содержание учебного материала
Виды, свойства и 38 1.Виды, свойства полимерных материалов
применение
Практическое занятие№5
неметаллических 40 2.Резинотехнические изделия.
конструкционных 42 3.Применение пластмасс в строительстве
материалов.
Самостоятельная работа№3
Составить перечень неметаллических конструкционных материалов
Всего:

2

2

4
2
2

2

10

2

14
4
2

2

2

2

2
4
2

2

2

2

6

2

12
6
2
4
2
2
9

2-3

2-3

63
7

3
УСЛОВИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ

РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

3.1 Материально-техническое обеспечение
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета лаборатории: «Материаловедения»
Оборудование кабинета :
 посадочные места по количеству обучающихся;
 рабочее место преподавателя.
Комплект универсального измерительного инструмента включающий:
 Штангенциркуль 150мм, 0,05мм
 Микрометр 0 - 25мм, 0,01мм
 Угольник 100мм
 Линейка 150мм
 Набор образцов мер твердости по Виккерсу МТВ-1
 Набор образцов мер твердости по Бринеллю МТБ-2
 Набор образцов мер твердости по Роквеллу МТР-3
Технические средства обучения:
Персональный компьютер рабочего места преподавателя включающий:
 Системный блок ПК
 Мультимедиа проектор
 Принтер лазерный
3.2 Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Адаскин А.М., Зуев В.М., Материаловедение (металлообработка): Учебник для
нач.проф.образования. - М.: ИРПО; ПрофОбрИздат. 2003. - 240 с.
2. Заплатин В.Н., Сапожников Ю.И., Дубов А.В. и др.; под ред. Заплатин. В.Н.
Основы материаловедения (металлообработка): учеб. пособие для нач.проф.образования /–
М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 256 с.
Дополнительные источники:
 Гелин Ф.Д. / Машиностроительные материалы – Минск: Высш.шк. 1995. – 142 с.
 Зуев В.М. Термическая обработка металлов / – М.: Высш. шк. 2001. – 288 с.
 Сорокин В.Г. Марочник сталей и сплавов / - М.: Машиностроение, 1989. – 639 с.
 Материаловедение /комплект электронных плакатов/ НПИ «Учебная техника и
технологии» ЮУрГУ.
 http://www.schmolz

7

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине,
обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля
демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков. Текущий контроль проводится
преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Формы и методы текущего контроля
по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и
доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.
Для текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных
средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы,
предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных
образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
1
Умения:
выполнять механические испытания образцов
материалов для определения механических свойств;
использовать физико-химические методы
исследования структуры металлов;
пользоваться справочными таблицами для
определения и идентификации вида и марки
материалов;
выбирать материалы для осуществления
профессиональной деятельности;
получать из чертежа информацию о марке основного
металла.
Знания:
основные свойства и классификацию материалов,
использующихся
в профессиональной деятельности, их преимущества
и недостатки, область рационального применения;
наименование, маркировку, свойства
обрабатываемого материала;
основные сведения о металлах и сплавах;
основные сведения о неметаллических,
прокладочных, уплотнительных и
электротехнических материалах их классификацию,
маркировку и условное обозначение на чертежах.

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
2
лабораторная работа
контрольная работа
практические занятия,
внеаудиторная самостоятельная
работа
практические занятия,
внеаудиторная самостоятельная
работа
практические занятия,
внеаудиторная самостоятельная
работа
Практическое занятие

внеаудиторная самостоятельная
работа
контрольная работа,
внеаудиторная самостоятельная
работа
Практические занятия
Дифференцированный зачет

8

Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего контроля производится в
соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент
результативности
(правильных ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70

Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
не удовлетворительно

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».