Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования по профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ. Организация– разработчик: ГАПОУСО «Сухоложский многопрофильный техникум» Конева И.В. преподаватель, реализующий программы профессиональных модулей Рассмотрено на заседании цикловой методической комиссии производственных технологий (протокол №_____от «___»_____20__) строительных и 2 Содержание 1 Паспорт программы профессионального модуля ПМ.07 Выполнение сварочных работ ручной электродуговой сваркой ....................................................................................................... 4 1.1 Область применения программы ............................................................................................ 4 1.2 Цели и задачи модуля .............................................................................................................. 4 1.3 Количество часов на освоение программы профессионального модуля ............................ 6 2 Результаты освоения профессионального модуля ....................................................................... 7 3 Структура и содержание профессионального модуля ................................................................ 8 3.1 Тематический план профессионального модуля ПМ.07 Выполнение сварочных работ ручной электродуговой сваркой ................................................................................................... 8 3.2 Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)............................................. 9 4 Условия реализации программы профессионального модуля ................................................. 15 4.1 Требования к материально-техническому обеспечению.................................................... 15 4.2 Информационное обеспечение обучения ............................................................................ 16 4.3 Общие требования к организации образовательного процесса ......................................... 16 4.4 Кадровое обеспечение образовательного процесса ............................................................ 17 5 Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) .................................................................................................. 18 3 1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.07 ВЫПОЛНЕНИЕ СВАРОЧНЫХ РАБОТ РУЧНОЙ ЭЛЕКТРОДУГОВОЙ СВАРКОЙ 1.1 Область применения программы Программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС профессии СПО 08.01.07. Мастер общестроительных работ в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): ВПД 7. Выполнение сварочных работ ручной электродуговой сваркой и соответствующих профессиональных компетенций (ПК): ПК 7.1. Выполнять подготовительные работы при производстве сварочных работ ручной электродуговой сваркой. ПК 72. Производить ручную электродуговую сварку металлических конструкций различной сложности. ПК 7.3. Производить резку металлов различной сложности. ПК 7.4. Выполнять наплавку различных деталей и изделий. ПК 7.5. Осуществлять контроль качества сварочных работ. Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании по направлениям: производство арматурных работ; производство монтажных работ при возведении всех типов зданий и сооружений из сборных железобетонных и металлических конструкций; производство сварочных работ ручной электродуговой сваркой; а также в программах переподготовки, повышения квалификации и профессиональной подготовке по профессиям ОК 16-094 арматурщик, монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций, электросварщик ручной сварки. Уровень образования при освоении профессионального модуля в рамках основной образовательной программы СПО – общее (полное) среднее образование, при освоении программ дополнительного образования и программ переподготовки, повышения квалификации и профессиональной подготовки – основное общее образование. При освоении программ переподготовки и повышения квалификации необходим опыт работы на строительном предприятии массового производства или на малом и среднем предприятии в должности рабочего строительной профессии. 1.2 Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен: иметь практический опыт: Выполнения подготовительных работ при производстве сварочных работ ручной электродуговой сваркой; Выполнения сварочных работ ручной электродуговой сваркой различной сложности; Выполнения резки различных видов металлов в различных пространственных положениях; 4 Выполнения наплавки различных деталей и инструментов; Выполнения контроля качества сварочных работ; уметь: рационально организовывать рабочее место; читать чертежи металлических изделий и конструкций, электрические схемы оборудования; выбирать инструменты, приспособления, источники питания и сварочные материалы; подготавливать металл под сварку; выполнять сборку узлов и изделий; выполнять прихватки деталей, изделий и конструкций во всех пространственных положениях; подбирать параметры режима сварки; выполнять ручную дуговую и плазменную сварку различной сложности деталей, узлов и конструкций из различных сталей, цветных металлов и сплавов; выполнять ручную дуговую и плазменную сварку деталей и узлов трубопроводов из различных сталей, цветных металлов и сплавов; выполнять ручную дуговую и плазменную сварку сложных строительных и технологических конструкций; выполнять ручную дуговую резку различных металлов и сплавов; выполнять кислородную резку (строгание) деталей различной сложности из различных металлов и сплавов в различных положениях; выполнять наплавку различных деталей, узлов и инструментов; выполнять наплавку нагретых баллонов и труб; выполнять наплавку дефектов деталей машин, механизмов и конструкций; производить входной контроль качества исходных материалов (сварочной проволоки, основного металла, электродов, комплектующих) и изделий; производить контроль сварочного оборудования и оснастки; выполнять операционный контроль технологии сборки и сварки изделий; выполнять подсчет объемов сварочных работ и потребность материалов; выполнять подсчет трудозатрат и стоимости выполненных работ; знать: виды сварочных постов и их комплектацию; правила чтения чертежей металлических изделий и конструкций, электрических схем оборудования; наименование и назначение ручного инструмента, приспособлений; основные сведения об устройстве электросварочных машин, аппаратов и сварочных камер; марки и типы электродов; правила подготовки металла под сварку; виды сварных соединений и швов; формы разделки кромок металла под сварку; способы и основные приемы сборки узлов и изделий; способы и основные приемы выполнения прихваток деталей, изделий и конструкций; принципы выбора режима сварки по таблицам и приборам; устройство и принцип действия различной электросварочной аппаратуры; правила обслуживания электросварочных аппаратов; особенности сварки на переменном и постоянном токе; выбор технологической последовательности наложения швов; 5 технологию плазменной сварки; правила сварки в защитном газе и правила обеспечения защиты при сварке; технологию сварки ответственных изделий в камерах с контролируемой атмосферой; причины возникновения внутренних напряжений и деформаций в свариваемых изделиях и меры их предупреждения; виды дефектов в сварных швах и методы их предупреждения и устранения; особенности дуговой резки на переменном и постоянном токе; технологию кислородной резки; требования, предъявляемые к сварочному шву и поверхностям после кислородной резки (строгания); технологию наплавки при изготовлении новых деталей, узлов и инструментов; технологию наплавки нагретых баллонов и труб; технологию наплавки дефектов деталей машин, механизмов и конструкций; сущность и задачи входного контроля; входной контроль качества исходных материалов (сварочной проволоки, основного металла, электродов, комплектующих) и изделий; контроль сварочного оборудования и оснастки; операционный контроль технологии сборки и сварки изделий; назначение и условия применения контрольно-измерительных приборов; способы контроля и испытания ответственных сварных швов в конструкциях различной сложности; порядок подсчета объемов сварочных работ и потребности материалов; порядок подсчета трудозатрат стоимости выполненных работ. 1.3 Количество часов на освоение программы профессионального модуля всего –904часов, в том числе: максимальной учебной нагрузки обучающегося – 904часов, включая: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 210часов; практических занятий-60 часа; самостоятельной работы обучающегося – 6 часов; учебной практики –324 часа производственной практики – 216 часов Консультации -2 часов Промежуточная аттестация- 6 часов 6 2 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности выполнение сварочных работ ручной электродуговой сваркой, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями: Код Наименование результата обучения ОК 3. Выполнять подготовительные работы при производстве сварочных работ ручной электродуговой сваркой Производить ручную электродуговую сварку металлических конструкций различной сложности Производить резку металлов различной сложности Выполнять наплавку различных деталей и изделий Осуществлять контроль качества сварочных работ Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами ПК 7.1. ПК 7.2. ПК 7.3. ПК 7.4. ПК 7.5. ОК 1. ОК 2. ОК 6. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях ОК 5. ОК 8. ОК 09. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере 7 3 СТРУКТУРА МОДУЛЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 3.1 Тематический план профессионального модуля ПМ.07 Выполнение сварочных работ ручной электродуговой сваркой Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса Практика (курсов) Обязательная Всег аудиторная о учебная часов Коды нагрузка (макс Производ профе обучающегося Наименования . Самост ственная, ссиона в т.ч. разделов учеб оятельн Пром часов льных лабора профессиональног ная ая Конс ежуто Учеб (если компе Всег торны о модуля нагр работа ульт чная ная, предусмо тенци о е узка обучаю ации аттест часов трена й теор. работы и щегося, ация рассредот обуч. и прак Часов оченная , практи тики) практика) часо ческие в заняти я, часов Раздел 1. Основные ПК 7.1 сведения о 88 54 16 18 ПК 7.5 производстве сварочных работ Раздел 2. Подготовительные работы ПК при производстве 7.1, 88 22 10 2 54 сварочных работ ПК 7.5 ручной электродуговой сваркой Раздел 3. Выполнение ПК сварочных работ 7.2, ручной 458 46 14 2 216 180 ПК 7.5 электродуговой сваркой различной сложности Раздел 4. 2 6 ПК 7.3 Выполнение 130 28 20 2 36 36 ПК 7.5 дуговой наплавки и резки Всего: 2 6 764 150 60 6 324 216 3.2 Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ) Наименование разделов профессионально Содержание учебного материала, лабораторные го модуля (ПМ), работы и практические занятия, самостоятельная междисциплинар работа обучающихся ных курсов (МДК) и тем МДК.07.01. Технология ручной электродуговой сварки Раздел 1.ПМ 07. Основные сведения о производстве сварочных работ Тем. Тема 1 Содержание план Основные 2 Сущность сварки. сведения о 4 Первооткрыватели сварки. сварке 6 Классификация видов сварки 8 Сварка плавлением: виды, область применения 10 Сварка давлением: основные виды Тема 2. Содержание Сварные 12 Сварные соединения, определение и основные соединения и виды швы 14 Классификация сварных соединений , их характеристика 16 Обозначение сварных швов на чертежах в соответствии с ГОСТом Практическое Содержание зантяие№1 18 Выбор видов сварных швов на чертеже 20 Определение сварных швов на чертеже, и их расшифровка 22 Расставить обозначение сварных швов на чертеже Тема 3. Содержание Основные 24 Сварочная дуга: определение и условия сведения о устойчивого горения сварочной дуге 26 Способы зажигания сварочной дуги. 28 Виды переноса электродного металла Практическое Содержание занятие№2 30 Выбор и определение зон сварочной дуги 32 Тема 4. Оборудование приспособлени яи инструменты для сварочных работ Отработка умений способов зажигания дуги Содержание 34 Сварочное оборудование 36 Характеристика сварочного оборудования 38 Передвижные сварочные посты 40 Источники питания: переменного и постоянного тока. 42 Сварочный автомат, их характеристика. 44 Технологические, универсальные и специализированные приспособления. 46 Вспомогательное оборудование Объем часов Уровень освоени я 98 10 2 2 2 2 2 6 2 2 2 2 2 2 2-3 2 2 2 2 6 2 2 2 2 2 6 2 2 2-3 2 2 4 2 2 2 2 14 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2-3 2 2 2 2 9 Тема 5. Сварочные материалы для электродуговой и газовой сварки Содержание 48 Электроды: классификация, маркировка, 50 Стальная сварочная проволока. ГОСТы на проволоку, химический состав 52 Флюсы: понятие и назначение. Классификация флюсов. 54 Защитные газы: инертные, активные, их назначение 56 Транспортировка и хранение сварочных материалов Содержание 58 Расшифровка паспортов электродов 60 Распределение защитных газов по назначению Содержание 62 Основные положения об охране труда. 64 Виды инструктажей 66 Гигиена труда и техника безопасности на строительных площадках 10 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 2 2 2 2-3 6 2 2 2-3 2 2 2-3 Содержание 68 Разбор инструктаже по технике безопасности 70 Контрольная работа №1 2 2 2 Учебная практика. Виды работ: 1. Организация рабочего места. Подбор инструмента для различных видов слесарных работ. 2 Чтение чертежей разной сложности и электрических схем , знакомство со сварочным материалом и оборудованием для ручной дуговой сварки 3.Ознакомление со сварочным оборудованием и сварочными материалами 18 Практическое занятие№3 Тема 6. Правила безопасности труда и организация рабочего места сварщика Практическое занятие№4 Раздел 2 ПМ 07. Подготовительные работы при производстве сварочных работ ручной электродуговой сваркой Тема 7. Содержание Подготовка 72 Подготовка поверхности металла к сварке. металла под сварку 74 Правка деталей и заготовок 76 Разметка, используемые приспособления 78 Резка металла :механическая , кислородная и плазменная 80 Разделка кромок Практическое Содержание занятие№5 82 Выполнение подготовительных операций 84 Правила выполнения приемов разметки Тема 8. Содержание Сборка изделий 86 Процесс сборки сварного изделия: подача, под сварку установка и базирование 88 Установочные элементы .Переносные 2 6 6 6 2 2 2 98 10 2 2 2 2-3 2-3 2-3 2 2-3 2 4 2 2 6 2-3 2 2 2 2 2 2 10 Практическое занятие№6 Тема 9. Выбор режимов при ручной дуговой сварке Практическое занятие№7 сборочные приспособления 90 Контроль сборки изделий под сварку Содержание 92 Выбор сборочных приспособлений под вид изделия Содержание 94 Понятие режима дуговой сварки. Основные и дополнительные параметры 96 Род и полярность тока. Напряжение дуги. 98 Определение величины сварочного тока Содержание 100 Проверка исправности сварочного оборудования 102 Определение выборы режимов сварки Самостоятельная работа №2 при изучении раздела 2: Основные сведения о производстве подготовительно-сварочных работ. Применяемое оборудование, приспособления, инструменты и сварочные материалы для подготовительных работ выбор режима сварки. Тематика домашнего задания: Работа с чертежами и выполнение презентации по теме : «Подготовительные операции перед сваркой», «Выбор режима сварки». Учебная практика. Виды работ: 1.Подготовка металла к сварке: очистка, правка, гибка, разметка, рубка металла. 2. Разделка кромок металла под сварку. Опиливание. 3. Выбор параметров режима сварки. Выполнение прихваток деталей, изделий и неответственных конструкций в нижнем, вертикальном и горизонтальном положениях 4Выполнение ниточного и уширенного шва в горизонтальном и вертикальном положении 5.Сварка листового материала стыковых, угловых и нахлесточных соединений в нижнем 6. Сварка пластин различных соединений в горизонтальном положении 7. Сварка пластин различных соединений в вертикальном положении Раздел 3. ПМ.07 Выполнение сварочных работ ручной электродуговой сваркой различной сложности Тема 10. Содержание Теоретические 104 Особенности металлургических процессов основы сварки при сварке плавлением 106 Формирование и кристаллизация металла шва 108 Сварочные напряжения и деформации Тема 11. Содержание Способы 110 Способ сварки покрытым электродом. Сварка повышения с глубоким проплавлением. производительнос 112 Сварка пучком электродов.Сварка ти ручной сварки наклонным электродом Практическое Содержание занятие №8 114 Выполнение схемы строения зон 2 2 2 2 3 6 2 2-3 2 2 4 2-3 2-3 2 2-3 2 2-3 2 2-3 54 6 2 6 6 2 2 6 2 6 2 12 12 2 2 544 6 2 2-3 2 2-3 2 4 2-3 2 2-3 2 2-3 6 2 2-3 11 Тема 12. Способы выполнения швов по длине и сечению в нижнем положении Тема 13. Особенности выполнения сварных швов в пространственны х положениях Тема 14. Методы контроля сварных соединений, дефекты сварных соединений Практическое занятие №9 Тема 15. Технология сварки сталей и чугуна Тема 16. Производство сварных конструкций Практическое занятие №10 термического влияния Определение факторов, влияющие на 116 устойчивое зажигание и горение дуги Подбор приспособлений для 118 высокопроизводительной сварки Содержание Способы и схемы перемещения конца 120 электрода. Колебательные движения электрода Технология выполнения сварки 122 обратноступенчатым методом. 124 Однопроходный и многослойные швы 126 Специальные приѐмы заполнения швов “горкой” или “каскадным” методом. Содержание Техника выполнения сварного шва в 128 вертикальном положении: снизу вверх, сверху вниз 130 Техника выполнения горизонтальных швов 132 Техника выполнения потолочных швов. 134 Особенности выбора режима сварки Содержание 136 Контроль качества сварных соединений. 138 Классификация методов контроля 140 Внешний осмотр и измерение сварных швов. Внешние дефекты шва. 142 Методы контроля плотности сварных швов 144 Внутренние дефекты. Методы устранения. 2 2-3 2 2-3 8 2 2-3 2 2-3 2 2-3 2 2-3 8 2 2-3 2 2 2 10 2 2 2-3 2-3 2-3 2 2-3 2 2-3 2 2-3 Содержание 146 Выбор технологии сварки сварных соединений 148 Определение метода контроля качества сварного шва Содержание 150 Общие сведения. Классификация: сталей и чугуна 152 Сварка углеродистых и легированных сталей. 154 Технология сварки чугунов. Содержание 156 Классификация сварных конструкций. 158 Основные типы сварных элементов 4 Содержание 160 Проверка качества сварных соединений 162 Определение сталей. Подбор марок сталей для ручной дуговой сварки. 164 Контрольная работа №2 2-3 2-3 2 2-3 2 2-3 4 2 2-3 2 2 6 2 2-3 2- 2 2-3 4 2 2 2 2 2 2-3 2-3 12 Самостоятельная работа №3 при изучении раздела 3: Основные сведения о способах повышения производительности ручной дуговой сварки. Технология сварки сталей и чугуна. Производство сварных конструкций. Тематика домашнего задания: Составить отчет допускаемых и не допускаемых дефектов сварного шва. Составить конспект: область применения чугуна. Реферат на тему: «Производство сварных конструкций» Учебная практика. Виды работ: 1.Заполнение шва по сечению многослойными швами стыковых соединений 2. Заполнение шва по сечению многослойными швами стыковых 3.Заполнение шва по сечению многопроходными швами стыковых 4.Выполнение сборки и сварки коробчатых конструкций. 5.Контроль качества сварных соединений. Внешний осмотр и измерение сварных швов. Несоответствие шва требуемым геометрическим размерам. Определение внешних дефектов шва 6.Выполнение сварных швов одноступенчатым и обратноступенчатым способом Производственная практика: Виды работ: 1. Выполнение сварочных работ различной сложности ручной электродуговой сваркой и осуществлением контроля качества сварных швов. 2. Выполнение сварочных работ с разделкой кромок с Х,V, и К образных швов во всех пространственных положениях. 3. Выполнение сварочных работ их цветных металлов и их сплавов. 4. Выполнение сварочных работ из чугуна во всех пространственных положениях 5. Выполнять наплавку различных деталей и изделий ниточным , уширенным и многослойным швом 2 2-3 216 36 2 36 36 36 36 2 2 2 2 36 2 180 36 3 36 3 36 3 36 3 36 3 Раздел 4.Выполнние дуговой наплавки и резки ПМ 07 Тема 17. Содержание Особенности 166 Понятие и особенности процесса наплавки. процесса 168 Требования, предъявляемые к наплавке. наплавки 170 Область применения наплавки. 172 Наплавочный материал. Тема 18. Содержание Способы и 174 Способы наплавки. Ручная дуговая наплавка технология штучными электродами. наплавки 176 Механизированная наплавка. Плазменная дуговая наплавка Практическое Содержание занятие №11 178 Определение назначения наплавки и области еѐ применения 180 Выбор марки наплавочных электродов 182 Расшифровка наплавочного паспорта электрода Тема 19. Содержание Основные 184 Процессы термической резки металла сведения о резке 186 Технология дуговой резки металлическим металлов электродом. Кислородно-дуговая резка 164 8 2 2 2 2 6 2-3 2-3 2-3 2-3 2 2-3 2 2-3 6 2 2-3 2 2-3 2 2-3 4 2 2-3 2 2-3 13 Практическое занятие №12 Содержание 188 Подбор режима дуговой резки 190 Определение сущности кислородно-дуговой резки Тема 20. Содержание Классификация 192 Классификация резки металлов по способу способов резки нагрева разрезаемого металла металлов 194 Кислородно-флюсовая резка. Воздушнодуговая резка Практическое Содержание занятие №13 196 Составить и заполнить таблицу: классификация способов резки металлов 198 Характеристика разрезаемости материалов, заполнить рабочий лист Тема 21. Дуговая Содержание резка металлов 200 Особенности резки плавлением 202 Режимы резки Технология дуговой резки металлическим 204 электродом и проволокой сплошного сечения Практическое Содержание занятие №14 Подобрать сварочный материал и режимы 206 дуговой резки Описать технологию воздушно-дуговой 208 строжки металлов. Составить технологическую карту 210 выполнения дуговой резки металла Самостоятельная работа №4 раздел 4: Составить алгоритм подготовки газового резака для выполнения работ Описать технологию резки металла с середины листа Понятие пакетной резки металла, область применения Перечислите показатели, по которым определяется качество резки Опишите влияние смещения электрода на формирование валика Выполите схему наплавки цилиндрической поверхности, опишите последовательность выполнения операций Учебная практика. Виды работ 1. Ручная дуговая и механизированная наплавка Производственная практика. Виды работ: 1. Восстановительная наплавка деталей твердыми сплавами Консультации и промежуточная аттестация Всего 4 2 2-3 2 2-3 4 2 2-3 2 2-3 4 2 2-3 2 2-3 6 2 2 2-3 2- 2 2-3 6 2 2-3 2 2-3 2 2-3 2 2-3 36 36 36 36 8 2 3 764 используются Для характеристики уровня освоения учебного материала следующие обозначения: 1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач). 14 4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПРОГРАММЫ 4.1 Требования к материально-техническому обеспечению Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета «Технология обще-строительных работ»; слесарной и электросварочной мастерской, лаборатории информационных технологий. Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Технология общестроительных работ»: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя, оборудованное ПК; доска классная двухсекционная; средства для испытания свойств строительных материалов; учебные наглядные пособия: «Технология сварочных работ»;учебные наглядные пособия и презентации по курсу; виды металлов и сплавов, , макеты сварных соединений и швов. Технические средства обучения: средства ИКТ, устройства для записи визуальной и звуковой информации. Оборудование электросварочной мастерской и рабочих мест мастерской: рабочее место мастера производственного обучения: рабочий стол, стул, классная доска, дидактические средства и учебно-техническая документация, демонстрационный комплекс (устройства для демонстрации приѐмов и способов выполнения работ - верстак, электросборочный щит, учебная кабина - сварочный пост, устройства для хранения инструментов, приспособлений, документации – шкафы, ящики, кассеты, подставки, демонстрационные щиты, щит для подачи на рабочие места обучающихся и выключения энергии, специальный стол для приѐмки выполненных учебно-производственных работ, нормокомплект инструмента мастера, средства индивидуальной защиты); индивидуальные учебные места для выполнения различных видов сварочных работ: оборудование сварочного поста (сварочный трансформатор или выпрямитель постоянного тока, сварочный стол, сварочный рубильник – выключатель, вытяжная вентиляция); устройства для расположения и хранения материалов, готовой продукции и отходов – подставки, пеналы для огарков электродов; устройства для расположения и хранения приспособлений, инструментов; сварочная маска, металлическая измерительная линейка, угольник. чертилка, кернер, зубило слесарное для отбивки шлака, металлическая щѐтка, молоток массой – 400-500гр, пассатижи или кусачки, средства индивидуальной защиты; учебно-методическая документация, учебно-методические средства обучения: инструкционные карты по всем операциям, рабочие чертежи на типичные учебнопроизводственные работы. Критерии оценки сварочных операций. Оборудование слесарной мастерской и рабочих мест мастерской: рабочее место мастера производственного обучения: рабочий стол, стул, классная доска, дидактические средства и учебно-техническая документация, виды металлов и сплавов, демонстрационный комплекс: устройства для демонстрации приѐмов и способов выполнения работ (верстак (поворотный), устройство для обесточивания электропитания мастерской, устройства для хранения инструментов, приспособлений, документации – шкафы, ящики, кассеты, подставки, демонстрационные щиты, специальный стол для учебные места для выполнения различных видов слесарных работ с приѐмки выполненных учебно-производственных работ, нормокомплект инструмента мастера, средства индивидуальной защиты); индивидуальные нормокомплектами инструмента по количеству обучающихся: слесарные верстаки с регулируемой высотой крышки или с подкладными трапами (подставками) с нормокомплектами слесарного инструмента по количеству обучающихся (штангенциркуль с точностью измерения 0,1 мм, слесарная линейка длиной до 300 мм, слесарный угольник, чертилки, кернеры, слесарный циркуль, зубило с режущей кромкой до 20 мм, слесарные ножовки, ножницы по металлу, молоток, отвѐртки, кусачки, киянка, напильники различной формы и насечки: плоские, квадратные, круглые, ромбические, трехгранные, надфили и т.д.). металлорежущие станки: токарный, сверлильный; оборудование общего пользования:; набор измерительного инструмента (линейка масштабная, штангенциркуль, микрометр); гаечные ключи. Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику. Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест производственной практики должно обеспечивать выполнение всех видов сварочных работ. 4.2 Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Куликов О.Н., Ролин Е.И. Охрана труда при производстве сварочных работ. Уч. пособие для НПО, – М.: Академия, 2016 2. Маслов В.И. Сварочные работы: Учеб. для НПО. – М.: Академия, 2017 3. ТИ РО-052-2013 «Типовая инструкция по охране труда электросварщика» http://www.niiot.ru/ 4. Чичерин И.И. Общестроительные работы: Учеб. для НПО. – М.: Академия, 2013 Дополнительные источники: 1. Виноградов В.С. Электрическая дуговая сварка. Уч. пособие для УНПО, Гриф Допущено Экспертным советом по профессиональному образованию , ISBN 978-5-76955471-1 , ИЦ Академия, 2017г., 320 стр. 2. Газосварщик. Уч. пособие для НПО, Гриф Допущено Минобрнауки России , ISBN 978-5-7695-4020-2 , ИЦ Академия, 2017г., 160 стр. Юхин Н.А. Под ред. О.И.Стеклова (1479) 3. Костенко Е.М. Сварочные работы: практическое пособие для электрогазосварщика. – М.: НЦ ЭНАС, 2017 4. Сварка и резка материалов: учеб. пособие/под ред. Ю.В. Казакова. – М.: Академия, 2016 Интернет-ресурсы: 1. Электронно-библиотечная система znanium.com 2. Интернет-ресурсы: www.svarkov.ru 4.3 Общие требования к организации образовательного процесса Организация образовательного процесса по профессиональному модулю осуществляется в соответствии: - со стандартом, с программой профессионального модуля, с расписанием занятий; - с требованиями к результатам освоения профессионального модуля: компетенциям, практическому опыту, знаниям и умениям. В процессе освоения модуля используются активные формы проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов: деловые игры, индивидуальные и групповые проекты, анализ производственных ситуаций, и т.п. в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся. Обучающимся обеспечивается возможность формирования индивидуальной траектории обучения в рамках программы модуля; организуется самостоятельная работа 16 обучающихся под управлением преподавателей и предоставляется консультационная помощь. Освоение модуля сопровождается системой оценивания, завершается аттестацией обучающихся с обязательным выполнением итоговой практической работы. Освоению модуля предшествует изучение дисциплин и профессиональных модулей: ОП.01. Основы материаловедения ОП.02. Основы электротехники ОП.03. Основы строительного черчения ОП.04. Основы технологии общестроительных работ ПМ.03. Выполнение каменных работ 4.4 Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю модуля; мастера производственного обучения должны иметь на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года. Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой Инженерно-педагогический состав: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы. Мастера: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилю обучения; иметь на 1–2 разряда выше по профессии рабочего, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. 17 5 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) Результаты (освоенные профессиональные компетенции) ПК 7.1. Выполнять подготовительные работы при производстве сварочных работ ручной электродуговой сваркой Основные показатели оценки результата организует рабочее место в соответствии с условиями производства работ и требованиями охраны труда; соблюдает безопасные условия труда; читает рабочие чертежи и схемы производства сварочных работ; читает чертежи металлических изделий и конструкций, электрические схемы оборудования; выбирает инструменты, приспособления, источники питания и сварочные материалы; подготавливает металл под сварку; выполняет сборку узлов и изделий; подбирает параметры режима сварки; производит входной контроль качества исходных материалов (сварочной проволоки, основного металла, электродов, комплектующих) и изделий; производит контроль сварочного оборудования и оснастки; выполняет подсчет объемов сварочных работ и потребность материалов; выполняет подсчет трудозатрат и стоимости выполненных работ ПК 7.2. организует рабочее место в соответствии Производить ручную с условиями производства работ и электродуговую сварку требованиями охраны труда; металлических соблюдает безопасные условия труда; конструкций различной производит контроль сварочного сложности оборудования и оснастки; читает рабочие чертежи и схемы производства сварочных работ; читает чертежи металлических изделий и конструкций, электрические схемы оборудования; выполняет прихватки деталей, изделий и конструкций во всех пространственных положениях; выполняет ручную дуговую и плазменную сварку различной сложности деталей, узлов и конструкций из различных сталей, цветных металлов и Формы и методы контроля и оценки - практическая работа в учебной мастерской или на реальных объектах Методы контроля: самоконтроль, практический, визуальный. - Наблюдение - Сравнение выполненного задания с образцом; - Контрольная работа - практическая работа в учебной мастерской или на реальных объектах Методы контроля: самоконтроль, практический, визуальный. - Наблюдение - Сравнение выполненного задания с образцом; - Контрольные замеры (соответствие выполненных работ техническому заданию - ТЗ) 18 ПК 7.3. Производить металлов сложности ПК 7.4. Выполнять различных изделий резку различной наплавку деталей и ПК 7.5. Осуществлять контроль качества сварочных работ сплавов; выполняет ручную дуговую и плазменную сварку деталей и узлов трубопроводов из различных сталей, цветных металлов и сплавов; выполняет ручную дуговую и плазменную сварку сложных строительных и технологических конструкций; выполняет операционный контроль технологии сварки изделий организует рабочее место в соответствии с условиями производства работ и требованиями охраны труда; соблюдает безопасные условия труда; производит контроль сварочного оборудования и оснастки; читает рабочие чертежи и схемы производства сварочных работ; читает чертежи металлических изделий и конструкций, электрические схемы оборудования; выполняет кислородную резку (строгание) деталей различной сложности из различных металлов и сплавов в различных положениях; выполняет операционный контроль резки металлов различной сложности организует рабочее место в соответствии с условиями производства работ и требованиями охраны труда; соблюдает безопасные условия труда; читает рабочие чертежи и схемы производства сварочных работ; читает чертежи металлических изделий и конструкций, электрические схемы оборудования; выполняет наплавку различных деталей, узлов и инструментов; выполняет наплавку нагретых баллонов и труб; выполняет наплавку дефектов деталей машин, механизмов и конструкций контролирует организацию рабочего места в соответствии с условиями производства сварочных работ и требованиями охраны труда; производит входной контроль качества исходных материалов (сварочной проволоки, основного металла, электродов, комплектующих) и изделий; - практическая работа в учебной мастерской или на реальных объектах Методы контроля: самоконтроль, практический, визуальный. - Наблюдение - Сравнение выполненного задания с образцом; - практическая работа в учебной мастерской или на реальных объектах Методы контроля: самоконтроль, практический, визуальный. - Наблюдение - Сравнение выполненного задания с образцом; - практическая работа в учебной мастерской или на реальных объектах Методы контроля: самоконтроль, практический, визуальный. 19 - Наблюдение производит контроль сварочного оборудования и оснастки; выполняет операционный контроль технологии сборки, сварки, резки, наплавки изделий Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений. Результаты (освоенные Основные показатели оценки Формы и методы контроля и общие компетенции) результата оценки ОК 1.Выбирать способы Владеет информацией о Экзамен, экзамен решения задач профессиональной области, о (квалификационный) профессиональной профессии и основных видах Сбор свидетельств деятельности применительно деятельности сварщика (сертификаты, свидетельства, к различным контекстам Ставит цели дальнейшего дипломы, грамоты, видео-, профессионального роста и фотоматериалы и др.) развития в сфере строительства Наблюдение за деятельностью Адекватно оценивает свои обучающегося образовательные и профессиональные достижения ОК 2. Организовывать Организует рабочее место Методы контроля: собственную деятельность, сварщика в соответствии с практический, визуальный, исходя из цели и способов ее выполняемой работой и самоконтроль, достижения, определенных требованиями охраны труда Наблюдение руководителем. Выбирает оборудование, ОК 10. Пользоваться материалы, инструменты в профессиональной соответствии с требованиями документацией на техники безопасности и видами государственном и работ иностранном языках Предъявляет методы профессиональной профилактики своего здоровья ОК3. Планировать и Выполняет задания, предъявляя Самостоятельная, реализовывать собственное интегрированные знания практическая работа профессиональное и профессиональной области Методы контроля: устный, личностное развитие Контролирует технологию письменный, практический, ОК 11.Использовать знания выполнения работ визуальный, самоконтроль, по финансовой грамотности, Выявляет причины возможных Наблюдение планировать дефектов и способы их предпринимательскую устранения деятельность в профессиональной сфере ОК 2.Осуществлять поиск, Владеет профессиональными Экзамен, экзамен анализ и интерпретацию определениями, техническими (квалификационный) информации, необходимой терминами, обозначениями и др. Самостоятельная, для выполнения задач Владеет различными практическая работа профессиональной методиками поиска информации Методы контроля: устный, деятельности письменный, практический, ОК5. Осуществлять устную и визуальный, самоконтроль письменную коммуникацию - Наблюдение на государственном языке Российской Федерации с 20 учетом особенностей социального и культурного контекста ОК9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности ОК 6. Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами Выполняет операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации Владеет программными, программно-аппаратными и техническими средствами и устройствами, функционирующими на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена Устанавливает адекватные профессиональные взаимоотношения с участниками образовательного процесса Устанавливает позитивный стиль общения, демонстрирует владение диалоговыми формами общения Аргументирует и обосновывает свою точку зрения Самостоятельная, практическая работа Методы контроля: устный, письменный, практический, визуальный, самоконтроль - Наблюдение Самостоятельная, практическая работа в малых группах - Наблюдение 21