Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ, приказ Минобрнауки России № 1569 от 09декабря 2016 г Организация – разработчик: ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» Разработчик: Пронькина Светлана Владимировна 2 СОДЕРЖАНИЕ ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .........................................................4 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ................................................6 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ..............................................................................8 ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: .............................................................................................................................9 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ...........................11 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1.Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины ОП.12 «Информационные технологии в профессиональной деятельности / Адаптивные информационные и коммуникационные технологии» по профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ в ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» разработана на основе «Методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования», утв. Минобрнауки России 20.04.2015 № 06 – 830вн, с учетом Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности/ профессиям среднего профессионального образования. Программа является вариативной частью обеспеченья адаптации обучающихся – инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ). Программа предназначена для социальной и профессиональной адаптации обучающихся инвалидов и ЛОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (с нарушение зрения, с нарушением слуха, с нарушениями опорно – двигательного аппарата, нервно – психическими заболеваниями. 1.2. Место дисциплины образовательной программы: «Информационные технологии в структуре основной общепрофессиональная в профессиональной профессиональной дисциплина деятельности» ОП.10 входит в общепрофессиональный цикл. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: Код ПК, ОК Умения Знания ПК 6.1-6.4 ОК 1-7, 9-11 Пользоваться современными средствами связи и оргтехникой; обрабатывать текстовую и табличную информацию; использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах; основные понятия автоматизированной обработки информации; общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем; базовые системные программные продукты в области профессиональной деятельности; состав, функции и 4 использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, применять компьютерные и телекоммуникационные средства; обеспечивать информационную безопасность; применять антивирусные средства защиты информации; осуществлять поиск необходимой информации возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности; методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: - Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 34 часа; - обязательная аудиторная учебная нагрузка - 32 часов; - самостоятельная работа внеаудиторная нагрузка - 2 часа 5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАТИКА 2.1. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Вид учебной работы Объем часов Объем образовательной программы 34 в том числе: теоретическое обучение 20 практические занятия 12 самостоятельная работа 2 Промежуточная аттестация в форме дифференцированный зачета 6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины № занятия 1 № урока 1-2 2 3 4 3-4 5-6 7-8 5 6 7 8 9 10 11 12 13 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 21-22 23-24 14 25-26 15 16 17 27-28 29-30 31-32 Тема занятия Уровень осваения Понятие информационных и коммуникационных технологий, их классификация и роль в обработке информации Назначение и принципы использования системного и прикладного программного обеспечения. Технические средства: классификация компьютеров, периферийных устройств компьютера Программное обеспечение: классификация, назначение. Операционная система: функции, состав, основные виды. Файловая структура организации данных. Практическая работа1. Технологии передачи и обмена информацией. Использование средств коммуникаций для межличностного общения Телекоммуникации. Средства хранения и переноса информации. Практическая работа2. Состав и структура персональных ЭВМ и вычислительных систем. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита. Комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями. Оргтехника. Практическая работа 3. Текстовые редакторы, общие сведения о редактировании текстов. Практическая работа 4. Текстовые редакторы, общие сведения о редактировании текстов. Форматы графических файлов. Способы получения графических изображений – рисование, оптический (сканирование). Растровые и векторные графические редакторы. Прикладные программы для обработки графической информации. Компьютерная графика Практическая работа 5.Создание проекта по профессии Практическая работа 6.Создание проекта по профессии Итого 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 32 часа УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Освоение программы учебной дисциплины «Информатика» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся. В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Информатика» входят: технические средства обучения (средства ИКТ): компьютеры (рабочие станции сCDROM (DVDROM); рабочее место педагога с модемом, одноранговая локальная сеть кабинета, Интернет); периферийное оборудование и оргтехника (принтер на рабочем месте педагога, сканер на рабочем месте педагога, проектор и экран); компьютеры на рабочих местах с системным программным обеспечением, системами программирования и прикладным программным обеспечением по каждой теме программы учебной дисциплины «Информатика»; расходные материалы: бумага, картриджи для принтера, диск для записи (CDRили CD-RW); инструкции по технике безопасности. 8 ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Основные источники: 1. Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) : учеб. посо-бие / Н.Г. Плотникова. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 124 с. — (Среднее профессио-нальное образование). — http://znanium.com/catalog/product/760298 2. Информатика : учебник / И.И. Сергеева, А.А. Музалевская, Н.В. Тарасова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 384 с. — (Среднее профессио-нальное образование). http://znanium.com/catalog/product/958521. 3. Михеева Е.В., Титова О.И., Информационные технологии в профессиональной деятельности:. Учебное пособие – М., 2019 Дополнительные источники: 1. Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учеб. по¬собие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М.С. Цветковой. — М., 2013 2. Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2012 3. Великович Л.С., Цветкова М.С. Программирование для начинающих: учеб. издание. — М., 2011. 4. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: практикум / Л. А.Залогова — М., 2011. 5. Логинов М.Д., Логинова Т.А. Техническое обслуживание средств вычислительной техники: учеб. пособие. — М., 2010. 6. Малясова С.В., Демьяненко С.В. Информатика и ИКТ: пособие для подготовки к ЕГЭ / под ред. М.С.Цветковой. — М., 2013. 7. Мельников В.П., Клейменов С.А., Петраков А.В. Информационная безопасность: учеб. пособие / под ред. С. А. Клейменова. — М., 2013. 8. Назаров С.В., Широков А.И. Современные операционные системы: учеб. пособие. — М., 2011. 9. Новожилов Е.О., Новожилов О.П. Компьютерные сети: учебник. — М., 2013. 10. Парфилова Н.И., Пылькин А.Н., Трусов Б.Г. Программирование: Основы алгоритми-зации и программирования: учебник / под ред. Б.Г.Трусова. — М., 2014. 11. Сулейманов Р.Р. Компьютерное моделирование математических задач. Элективный курс: учеб. пособие. — М.: 2012 12. Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник. — М., 2014. 13. Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей. — М., 2014. 14. Шевцова А.М., Пантюхин П.Я. Введение в автоматизированное проектирование: учеб. пособие с приложением на компакт диске учебной версии системы АДЕМ. — М., 2011. Интернет-ресурсы 1. www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — ФЦИОР). www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ре-сурсов). www.intuit.ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу «Ин-форма¬тика»). 2. www.lms.iite.unesco.org (Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по ин-форма¬ционным технологиям). 3. http://ru.iite.unesco.org/publications (Открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕ-СКО» по ИКТ в образовании). 9 4. www.megabook.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Мате-матика. Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»). 5. www.ict.edu.ru (портал «Информационно-коммуникационные технологии в образова-нии»). 6. www.digital-edu.ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового обра-зова¬ния»). 7. www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Фе¬дерации). 8. www.freeschool.altlinux.ru (портал Свободного программного обеспечения). www.heap.altlinux.org/issues/textbooks (учебники и пособия по Linux). www.books.altlinux.ru/altlibrary/openoffice (электронная книга «ОpenOffice.org: Теория и практика»). 10 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Результаты обучения Критерии оценки Формы и методы оценки Знание: базовые системные программные продукты в области профессиональной деятельности; состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности; методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; и приемы обеспечения информационной безопасности Полнота ответов, точность формулировок. Не менее 75% правильных ответов. Актуальность темы, адекватность результатов поставленным целям, адекватность применения профессиональной терминологии Текущий контроль при проведении: -устного опроса; -тестирования; -письменного опроса; -тестирования; - оценки результатов внеаудиторной (самостоятельной) работы. Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета в виде: - оценка теста Умения: обрабатывать текстовую и табличную информацию; использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах; использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, применять компьютерные и телекоммуникационные средства; обеспечивать Правильность, полнота выполнения заданий, точность формулировок, точность расчетов, соответствие требованиям Адекватность, оптимальность выбора способов действий, методов, техник, последовательностей действий и т.д. Точность оценки, самооценки выполнения Соответствие требованиям инструкций, регламентов. Рациональность действий и т.д. Текущий контроль: - оценка заданий для внеаудиторной (самостоятельной) работы 11 информационную безопасность; применять антивирусные средства защиты информации; осуществлять поиск необходимой информации 12