Рабочая программа учебного предмета разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по профессии по профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ, приказ Минобрнауки России № 178 от 13 марта 2018 г. Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» Разработчик: Чебоненко Оксана Вадимовна, преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» 2 СОДЕРЖАНИЕ 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 4 2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 7 3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 11 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 13 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОП.10 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебного предмета является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 08.01.07 Мастер общестроительных работ. 1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональных цикл учебного ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС). Рабочая программа общепрофессионального учебного предмета «Экологические вопросы природопользования» предназначена для изучения экологических вопросов природопользования при подготовке квалифицированных рабочих по профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ в ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ППКРС) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и служащих. В соответствии с ФГОС профессионального образования обучающиеся должны обладать общими компетенциями: Код Наименование общих компетенций ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. ОК 09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. Рабочая программа не имеет явно выраженной профильной составляющей, однако включает в себя элементы профессионально направленного содержания, необходимые для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций: ПК 3.1. Выполнять подготовительные работы при производстве каменных работ; ПК 3.2. Производить общие каменные работы различной сложности; ПК 3.3. Выполнять сложные архитектурные элементы из кирпича и камня; ПК 3.4. Выполнять монтажные работы при возведении кирпичных зданий; ПК 3.5. Производить гидроизоляционные работы при выполнении каменной кладки; 4 ПК 3.6. Контролировать качество каменных работ; ПК 3.7. Выполнять ремонт каменных конструкций. ПК 7.1. Выполнять подготовительные работы и сборочные операции при производстве сварочных работ ручной дуговой сваркой плавящимся покрытым электродом, ручной дуговой сваркой неплавящимся электродом в защитном газе, плазменной дуговой сваркой; ПК 7.2. Производить ручную дуговую сварку плавящимся покрытым электродом, ручную дуговую сварку неплавящимся электродом в защитном газе, плазменную дуговую сварку металлических конструкций; ПК 7.3. Выполнять резку простых деталей; ПК 7.4. Выполнять наплавку простых деталей; ПК 7.5. Осуществлять контроль качества сварочных работ. 1.3. Цели и задачи учебного предмета – требования к результатам освоения учебного предмета: В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь: анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности; соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности; анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф; определять экологическую пригодность выпускаемой продукции; оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте; знать: виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем; задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации; основные источники и масштабы образования отходов производства; основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств; правовые основы правила и нормы природопользования и экологической безопасности; принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования; принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды; 5 1.4. Количество часов по учебному плану на освоение программы предмета: объем образовательной программы – 34 часа, в том числе: лекции, уроки – 19 часов; практические занятия – 13 часов; самостоятельная работа обучающихся - 2 часа. 6 2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Объем образовательной программы Учебная нагрузка обучающихся (всего) в том числе: лекции, уроки практические занятия Самостоятельная работа обучающихся (всего) Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 2.2. Тематический план и содержание учебного предмета № Наименование Содержание учебного материала урока разделов и тем 1-2 3-4 5-6 Раздел 1.Особенности взаимодействия общества и природы. Тема 1.1 Экология – современная актуальная, Предмет и комплексная наука. История и основные задачи направления экологии. Экологические экологии. проблемы прошлого и современности. Цель и Экологические содержание дисциплины «Экологические проблемы основы природопользования». прошлого и Практическое занятие №1: современности 1.Составить схему: Основные направления экологии. Тема 1.2 Современное состояние окружающей среды Природоохран России и планеты. Воздействие негативных ный потенциал экологических факторов на человека, их прогнозировании и предотвращении. Планетарные экологические проблемы, пути ликвидации экологических катастроф. Практическое занятие №2: 1. Современное экологическое состояние окружающей среды России (на примере трех регионов), составить таблицу. 2Составить схему : «Демографические проблемы человечества. Пути решения». Тема 1.3 Классификация природных ресурсов. Аспекты Природные охраны природы. Принципы и правила охраны ресурсы и природы. Утилизация отходов. Современные рациональное безотходные и малоотходные технологии. природопользо Методы и способы переработки отходов вание производства. Транспортировка, захоронение, переработка использованных и токсичных отходов. Практическое занятие №3: 34 32 19 13 2 Всего часов 22 1 В т.ч. практи ческие работы 11 Уро вень осво ения 1-2 1 2-3 1 1-2 1 2-3 1 1-2 1 2-3 7 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 Тема 1.4 Водные ресурсыиспользование. Загрязнение водоемов, охрана. Тема 1.5 Земельные ресурсы, использование, меры по охране. Пищевые ресурсы и производство сельскохозяйст венной продукции Тема 1.6 Использование и охрана атмосферы. составить таблицу: Методы утилизации отходов производства. Роль воды в природе и народном хозяйстве. Рациональное использование водных ресурсов. Основные источники загрязнения воды. Контроль качества воды. Методы очистки сточных вод. Практическое занятие №4: составить таблицы: 1.Проблемы водных ресурсов. Пути их решения. 2.Способы очистки сточных вод. Состав и строение почвы, ее роль в круговороте веществ в природе. Хозяйственное значение почв. Эрозия почв, виды. Защита земель от эрозии. Антропогенное воздействие на почвы. Охрана почв. Практическое занятие №5: Составить таблицу Эрозия почв. Строение и газовый состав атмосферы. Основные загрязнители атмосферы. Антропогенное воздействие на газовый состав атмосферы. Последствия загрязнения атмосферы. Качество атмосферного воздуха и его контроль. Способы очистки внутренней воздушной среды предприятий. Способы очистки наружной воздушной среды. Практическое занятие №6: Составить таблицу : Состав атмосферы. Тема 1.7 Полезные ископаемые и их распространение. Использование Основные направления по рациональному и охрана недр и использованию и охране недр. Охрана ландшафта. ландшафтов Практическое занятие №7: Составить схему: Полезные ископаемые. Тема 1.8 1.Использование и охрана растительного Использование мира и Роль растений в природе и в жизни человека. охрана Антропогенное воздействия на леса планеты и растительности его последствие. Рациональное использование и и животного охрана лесов России. Охрана хозяйственно мира ценных и редких видов растений. 2.Использование и охрана животного мира. Роль животных в природе и в жизни человека. Воздействие человека на животных. Охрана редких и вымирающих видов. Практическое занятие №8: 1 1-2 1 2-3 1 1-2 1 2-3 1 1-2 1 2-3 1 1-2 1 2-3 1 1-2 1 2-3 8 17-18 19-20 21-22 23-24 25-26 27-28 Составить таблицу: Заповедники Российской Федерации. Общая характеристика городских экосистем. Кризис редуцентов. Нормативы качества окружающей среды. Основные загрязнители почвы, воды, воздуха. Типы загрязнений. Экологические требования к строительству, размещению, эксплуатации строительных объектов. Практическое занятие №9: Составление схемы: Основные загрязнители почвы, воды, воздуха Составление схемы: Типы загрязнений. Первая зеленая революция. Особенности и последствия для природы и человечества. Вторая зеленая революция. Перспективы, особенности. Классификация и экологическая роль пестицидов. Значение и роль удобрений. Практическое занятие №10: Ознакомление с образцами основных видов удобрений. Их влияние на рост растений. Тема 1.9 Загрязнение окружающей среды токсичными и радиационным и веществами. Загрязнение биосферы. Влияние урбан изации Тема 1.10 Зеленая революция, ее последствия. Значение и экологическая роль пестицидов и удобрений Тема 1.11 Виды мониторинга: наземный, Основные аэрокосмический. Значение мониторинга. задачи Организации осуществляющие мониторинг. мониторинга Биологический мониторинг его значение. окружающей Практическое занятие №11: среды Составить схему: Виды мониторинга. Раздел 2.Правовые и социальные основы природопользования Тема 2.1 История международного природоохранного Международное движения. Природоохранные конвенции и сотрудничество межгосударственные соглашения. Роль в области международных организаций в охране природы. охраны природы Тема 2.2 1.Организация рационального Организация природопользования и охраны природы в рационального России. природопользо Организации, осуществляющие координацию и вания и охраны проведение государственной политики по природы в охране природы. Основные направления охраны России. природы. Основные 2.Основные законодательные акты по охране законодательн природы ые акты по Основные законодательные акты по охране охране природы. природы. Практическое занятие №12: Составить таблицу: Основные направления охраны природы Тема 2.3 Значение стандартизации экологической Стандарты, деятельности. Группы стандартов. Санитарные 1 1-2 1 2-3 1 1-2 1 2-3 1 1-2 1 10 2 2-3 2 1-2 1 1-2 1 2-3 1 1-2 9 нормы и правила в области охраны окружающей среды 29-30 31-32 ВСЕГО Тема 2.4 Юридическая и экономическая ответственност ь предприятий, загрязняющих окружающую среду нормы и правила. Экологический паспорт предприятия. Организация контроля за состоянием окружающей среды и ее охраной. Практическое занятие №13: Составление экологического паспорта предприятия Ответственность за экологические нарушения. 2 Экономический механизм охраны окружающей среды. Экономические и экологические показатели уровня вредного воздействия на природу. Порядок возмещения ущерба предприятиями. Природоохранные мероприятия. Плата за загрязнение окружающей среды. Самостоятельная работа: Подготовка сообщений: 1.Основные природоохранные мероприятия Свердловской области. 2.Основные природоохранные мероприятия г.Сухой Лог. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ 2 32 1 2-3 1-2 сам.раб 2-3 2 часа 3 13 1. Ознакомительный - узнавание ранее изученных объектов, свойств. 2. Репродуктивный – выполнение деятельности по образцу. Инструкции и под руководством 3. Продуктивный – планирование, самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач 10 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 3.1 Материально – техническое обеспечение. Для реализации программы учебного предмета предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Экологические основы природопользования», оснащенный оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), техническими средствами компьютером, средствами аудиовизуализации, мультимедийным проектором; наглядными пособиями (мультимедийными пособиями). 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Перечень рекомендуемых дополнительной литературы учебных изданий, Интернет-ресурсов, Для обучающихся: Основные источники: Гальперин М.В Экологические основы природопользования, 2020 Гальперин М.В. Общая экология, 2018 Протасов В. Ф. Экологические основы природопользования, 2015 Титов Е.В. Экология: учеб.для студ. учреждений сред. проф. образования / [Я.В. Котелевская, И.В. Куко, П.М. Скворцов, Е.В. Титов]; под ред. Е.В. Титова. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 208 с.: ил., [8] с. цв. вкл. Электронно-библиотечная система «Знаниум» www.znanium.com • Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/ Дополнительные источники: Константинов Владимир Михайлович. Общая биология. Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / В.М.Константинов, А.Г.Резанов, Е.О.Фадеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. Константинов Владимир Михайлович. Экологические основы природопользования. Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / В.М.Константинов, Ю.Б.Челидзе. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. Для преподавателя Федеральный закон от 29.11.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего 11 образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования». Гальперин М.В Экологические основы природопользования, 2020 Гальперин М.В. Общая экология, 2018 Протасов В. Ф. Экологические основы природопользования, 2015 Электронно-библиотечная система «Знаниум» www.znanium.com Константинов Владимир Михайлович. Общая биология. Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / В.М.Константинов, А.Г.Резанов, Е.О.Фадеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. Константинов Владимир Михайлович. Экологические основы природопользования. Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / В.М.Константинов, Ю.Б.Челидзе. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. Титов Е.В. Экология: учеб.для студ. учреждений сред. проф. образования / [Я.В. Котелевская, И.В. Куко, П.М. Скворцов, Е.В. Титов]; под ред. Е.В. Титова. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 208 с.: ил., [8] с. цв. вкл. Интернет-ресурсы www.ecologysite.ru (Каталог экологических сайтов). www.ecoculture.ru (Сайт экологического просвещения). www.ecocommunity.ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России). www.zapoved.ru http://atominfo.ru • Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/ 12 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В реализации рабочей учебного предмета «Экологические вопросы природопользования» осуществляется текущий и итоговый контроль, в котором определяются индивидуальные образовательные достижения обучающихся. Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Обучение по учебному предмету завершается аттестацией в форме дифференцированного зачета. Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебному предмету разрабатываются преподавателем и доводятся до сведения обучающихся не позднее двух месяцев от начала обучения. По всем контрольным точкам применяется критериальная система оценки. Набранная сумма баллов при выполнении заданий обучающимися соотносится с универсальной шкалой оценки и определяется отметкой. Процент результативности (правильных ответов) 90 - 100 80 - 89 70 - 79 Менее 70 Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений Балл (отметка) Вербальный аналог 5 отлично 4 хорошо 3 удовлетворительно 2 не удовлетворительно Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) В результате изучения учебного предмета «Экологические основы природопользования» обучающийся должен знать/понимать Виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем; Задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации; Формы и методы контроля и оценки Результатов обучения Оценка за устный опрос, письменный контроль. Метод оценки результатов обученияпятибалльная оценка знаний. Основные источники и масштабы образования отходов производства; Оценка за устный опрос, письменный контроль. Метод оценки результатов обученияпятибалльная оценка знаний. Основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, Оценка за устный опрос, письменный контроль. Метод оценки результатов обученияпятибалльная оценка знаний. 13 принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств; Правовые основы правила и нормы природопользования и экологической безопасности; Оценка за устный опрос, письменный контроль. Метод оценки результатов обученияпятибалльная оценка знаний. Принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования; Оценка за устный опрос, письменный контроль. Метод оценки результатов обученияпятибалльная оценка знаний. Принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды; Оценка за устный опрос, письменный контроль. Метод оценки результатов обученияпятибалльная оценка знаний. уметь Анализировать и прогнозировать Оценка за устный опрос, письменный экологические последствия различных видов контроль, самостоятельную работу. производственной деятельности; Метод оценки результатов обученияпятибалльная оценка знаний. Соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности; Оценка за устный опрос, письменный контроль. Метод оценки результатов обученияпятибалльная оценка знаний. Анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф; Оценка за устный опрос, письменный контроль. Метод оценки результатов обученияпятибалльная оценка знаний. Определять экологическую пригодность выпускаемой продукции; Оценка за устный опрос, письменный контроль, самостоятельную работу. Метод оценки результатов обученияпятибалльная оценка знаний. Оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте; Оценка за устный опрос, письменный контроль. Метод оценки результатов обученияпятибалльная оценка знаний. 14