1
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее
ФГОС СПО) по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер», приказ Минобрнауки России № 1569 от
09 декабря 2016 г
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»
Разработчик: Быкова Лилия Анатольевна, преподаватель спецдисциплин, высшая
квалификационная категория.
2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
13
3
6
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП 13. ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 43.01.09. «Повар,
кондитер».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: Учебная дисциплина в структуре основной профессиональной
образовательной программы входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
• представлять характеристику будущей профессиональной деятельности и рабочего
места
• различать квалификационные характеристики профессии Повар и Кондитера;
• разрабатывать реальную программу личных действий для достижения трудоустройства или
продолжения получения образования и обеспечения собственной карьеры;
• формулировать жизненные цели и определять средства их достижения;
• использовать знания дисциплины «Введение в профессию» в процессе освоения
содержания ППКРС и перспектив своей будущей профессии.
.
производить
поиск
и
использование
информации, необходимой
для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
• использовать
информационно-коммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
• место профессии в социально-экономической сфере;
• профессиональную характеристику профессии;
• профессиональные качества будущего специалиста;
• требования к уровню подготовки квалифицированного рабочего в соответствии с ФГОС,
профессиональным стандартом индустрии питания; виды деятельности повара, кондитера;
• требования, предъявляемые к повару;
• взаимодействие и представление родственных профессий и специальностей;
• назначение и роль своей будущей профессиональной деятельности;
• историю развития общественного питания и перспективы развития отрасли в сфере
обслуживания.
• этапы развития общественного питания; перспективы развития общественного питания и
его основные направления;
• роль повара, кондитера в осуществлении задач, стоящих перед работниками общественного
питания.
• современные направления и тенденции в общественном питании;
• национальные особенности русской кухни;
• национальные особенности кухни народов мира.
Формируемые общие компетенции:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие.
4
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с
учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого
уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языке.
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося _38_часов;
В том числе;
Аудиторной учебной работы обучающегося-36 часов;
Лекционная учебная работа-20 часов;
Практическая учебная работа-16 часов;
Самостоятельные работы – 2 часа.
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Лекционные занятия
Внеаудиторные самостоятельные работы
Зачет
6
38
36
16
20
2
2
2.2Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП 13 ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ
Наименование разделов и
тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
1
Тема 1. Специфика
профессии и ее
социальная значимость
для общества
2
Содержание учебного материала
Тема 2 Я и техникум
Объем
часов
3
2
Введение. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения дисциплины. Содержание дисциплины и организация учебного
процесса. Связь дисциплины с дисциплинами общеобразовательного и
профессионального циклов. Значение учебной дисциплины в
профессиональной подготовке специалистов общественного питания.
Повар как личность и профессионал. Общая характеристика профессии.
История возникновения профессии Повар, кондитер. Содержание труда,
предмет и средства труда. Требования профессии к индивидуальным
способностям специалиста. Требования профессии к личностным способностям
специалиста.
Медицинские
противопоказания.
Профессиональные
компетенции повара, кондитера. Риски профессии.
Практические занятия
1.Требования профессии к индивидуальным и личностным способностям специалиста.
Медицинские противопоказания и риски профессии
Содержание учебного материала
1.
1.Информация о традициях колледжа. Традиции, которые не только формируют
общие интересы, придают определенную прочность жизнедеятельности
образовательной организации, но и придают ей, то особое, неповторимое, что
отличает ее от других и тем самым сплачивает коллектив, обогащая его жизнь.
Практические занятия
1.Анкета «Правильно ли я выбрал профессию»
Содержание учебного материала
1.
7
2
2
2
2
Осваиваемые
элементы
компетенций
4
ОК 1-7,9,10
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
Тема 3 Общественное
питание – специфическая
отрасль народного
хозяйства и
разновидность торговли
Тема 4 Современные
направления и тенденции
в общественном питании
Тема
5
Социальная
значимость профессии в
обществе.
Исторический процесс формирования общественного питания как отрасли
народного
хозяйства.
Становление
кулинарного
образования
на
профессиональный уровень. Знакомство с биографией известных поваровкулинаров мирового значения. Влияние известных поваров - кулинаров России
на развитие общественного питания, внёсших значительный вклад в развитие
мировой кухни
Содержание учебного материала
1.
Современные направления и тенденции в общественном питании. SousVide.
Низкотемпературная кухня. Технология Smokinggun. Теория цвета и
композиции в кулинарии. Приготовление украшений, основываясь технике
дегидрации. Современные технологии в приготовлении и оформлении блюд
Содержание учебного материала
1.
Социальная значимость профессии в обществе. Массовость и уникальность
профессии. С Эффективное поведение на рынке труда. Возможные варианты
трудоустройства по профессии, осваиваемой в образовательном учреждении.
1.
Тема
6
Социальная, Содержание учебного материала
профессиональная,
1. Понятие «адаптация». Социальная, профессиональная, психологическая
психологическая
адаптация на рабочем месте. Формы и способы адаптации. Умение произвести
адаптация на рабочем
хорошее впечатление на работодателя и в коллективе в первые дни работы. Новые
месте.
жизненные и профессиональные задачи, связанные с началом работы
Практические занятия
1.Написание резюме
Тема 7 Введение в
Содержание учебного материала
кулинарию и основы
1. О кулинарии профессиональной и «любительской». Исторические факты.
рационального питания
Пища и ее значение в жизни человека. Понятие о рациональном питании. Режим
питания. Главные характеристики пищи. Составные части пищевых продуктов.
Химический состав пищи. Усвояемость пищи.
Причины порчи пищевых
продуктов. Пищевые отравления и инфекции.
Практические занятия
1. Определение энергетической ценности готовых к употреблению блюд
8
2
2
2
2
2
2
ОК 1-7,9,10, 11
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
ОК 1-7,9,10, 11
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
Практические занятия
2. Причины порчи пищевых продуктов. Пищевые отравления и инфекции
Тема 8 Кухня народов Содержание учебного материала
мира.
1.
История и этапы развития традиций питания. Традиции потребления продуктов
в Древнем Риме, в Средние века, в современном мире. Синтез традиций и
новаций в материальной культуре народов мира. Основные тенденции
развития современной организации питания: портативные обеды, Фаст-Фуды,
макдональдсы, трансфер-автоматы ит.д. Причины формирования
национальных традиций и культур питания. Национальный репертуар блюд
Славянских народов. Особенности формирования и развития кухни народов
России. Особенности кухни народов стран АТР (Китай, Япония, Корея,
Индокитай), общие принципы формирования кулинарных обрядов приема и
способов обработки продуктов. Китайская кухня и ее влияние на развитие
культуры питания народов Европы и Азии. Национальные блюда и
экзотические продукты питания: змеи, ласточкины гнезда, черви, акульи
плавники, мясо собаки. Использование приправ и пряностей-отличительная
особенность культур питания народов Азии. Продукты питания в Арабских
странах и США. Кухни и традиции питания в Арабских странах (Египет,
Алжир, Сирия , Ирак, Саудовская Аравия, Индия).Традиции питания в США.
Национальные блюда, традиции. Национальные блюда приготовления
кондитерских изделий и напитков
Практические занятия
1.Влияние мировых религий на формирование и становление традиций культур
питания.
Практические занятия
2.Особенности формирования и развития кухни народов России. Исторический путь
кофе.
Тема № 9 Национальные Содержание учебного материала
традиции и праздники.
1. Культура застолья и национальные традиции. От Древнего мира до наших дней.
Культура застолья.
Столовые приборы, посуда аксессуары столов в прошлом и настоящем у разных
народов. Культура застолья и их виды; дипломатические приемы, приемы,
9
2
2
2
2
2
2
ОК 1-7,9,10, 11
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
банкеты, фуршеты, шведские столы, чайные и кофейные столы, пикник, встреча
нового года, свадьба. Особенности стилей застолья:( русский, французский,
английский). Учебные проекты дипломатические приемы, приемы, банкеты,
фуршеты, шведские столы, чайные и кофейные столы
Национальные блюда и экзотические продукты питания разных кухонь мира.
Культура застолья и национальные традиции.
Столовые приборы и аксессуары в прошлом и настоящим времени у разных
народов. Особенности стиля застолья (русский, французский, английский.
Практические занятия
1. Виды (дипломатические приемы, приемы, банкеты, фуршеты. Сервировка
столов.
Самостоятельная работа обучающихся
История и этапы развития традиций питания на Урале. Разработка презентации.
Зачет
Всего:
10
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
2
2
2
38
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Реализация программы профессионального модуля осуществляется в кабинете
«Технологии кулинарного и кондитерского производства» № 28:
1.Стол-1
2.Стул-1
3.Шкафы-2
4.Тумба-2
5.Шторы-10
6.Столы ученические -15
7.Стулья -50
8.Аптечка-1
9.Электронная доска
3.2. Информационное обеспечение обучения
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
Перечень учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Андонова Н.И Организация и ведение процессов приготовление, оформления и
подготовки к реализации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок сложного
ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм
обслуживания (1е-изд.) .-М.: Издательский центр «Академия», 2017.-256 с.
2. Здобнов А.И. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий: Для предприятий
общественного питания. – К.: Арий, 2013.- 680 с., 2013 год.
3. Лутошкина Г.Г. Техническое оснащение организацией питания.-М.: Издательский
центр «Академия», 2017.-240 с.
4. Королев А.А. Микробиология, физиология питания, санитария и гигиена: В 2 ч. Ч.1 (1-е
изд.) .-М.: Издательский центр «Академия», 2017.-256 с.
5. Мартинчик А.Н. Микробиология, физиология питания, санитария и гигиена: В 2ч. Ч.2 (1-е
изд.) .-М.: Издательский центр «Академия», 2017.-240 с.
6. Самородова И.П. Организация и ведение процессов приготовления и подготовки к
реализации полуфабрикатов для блюд, кулинарных изделий сложного ассортимента (1-е
изд.).-М.: Издательский центр «Академия», 2017.-192 с.
7. Профессиональный стандарт «Повар». Приказ Министерства труда и социальной
защиты РФ от 08.09.2015 № 610н (зарегистрировано в Минюсте России 29.09.2015 №
39023).
8. Профессиональный стандарт «Кондитер/Шоколатье» в. – 13-е изд., стер. – М. :
Издательский центр «Академия», 2015. – 432 с.
Дополнительные источники:
1.ФЗ РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» / от 02.01.2000, ФЗ 29 с
изменениями от 30.06.2003 № 15 - ФЗ
2.ФЗ РФ «Закон о защите прав потребителей» 2015 г.
3.Правила оказания услуг общественного питания (Постановление Правительства РФ от
18.08.2011)
4.ГОСТ Р 50764-2009 «Услуги общественного питания. Кулинарная продукция,
реализуемая населению. Общие технические требования».
5.ГОСТ Р 53104 - 2008 «Услуги общественного питания. Метод органолептической
оценки качества продукции общественного питания».
11
6.ГОСТ Р 53105-2008 «Услуги общественного питания. Технологические документы на
продукцию общественного питания. Общие требования к оформлению, построению,
содержанию».
Интернет ресурсы:
1.
://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
2.
СП 1.1.1058-01. Организация и проведение производственного контроля за
соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических
(профилактических) мероприятий
3.
Электронная библиотека http://znanium.com/
4.
http://www.gastronom.ru/ - школа «Гастронома»
5.
http://www.mmenu.com/ Кулинарный портал
12
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
Результаты обучения
Критерииоценки
Знания:
•
место профессии в социальноэкономической сфере;
•
профессиональную
характеристику профессии;
•
профессиональные
качества
будущего специалиста;
•
требования к уровню подготовки
квалифицированного
рабочего
в
соответствии
с
ФГОС,
профессиональным
стандартом
индустрии питания; виды деятельности
повара, кондитера;
•
требования, предъявляемые к
повару;
•
взаимодействие
и
представление
родственных
профессий и специальностей;
•
назначение
и
роль
своей
будущей
профессиональной
деятельности;
•
историю
развития
общественного питания и перспективы
развития
отрасли
в
сфере
обслуживания.
•
этапы развития общественного
питания;
перспективы
развития
общественного питания и его основные
направления;
•
роль повара, кондитера в
осуществлении задач, стоящих перед
работниками общественного питания.
•
современные направления и
тенденции в общественном питании;
•
национальные
особенности
русской кухни;
•
национальные
особенности
кухни народов мира.
Умения:
–
представлять
Формы
методыоценки
и
Текущий контроль
Полнота
ответов, при проведении:
точность
-письменного/устного
формулировок,
не опроса;
менее
70%
правильных ответов. -тестирования;
Не
менее
70%
правильных ответов. -оценки
результатов
внеаудиторной
Актуальность темы, (самостоятельной)
адекватность
работы
(разработка
результатов
презентаций.)
поставленным целям,
полнота
ответов,
точность
Промежуточная
формулировок,
аттестация
адекватность
в форме зачета в виде:
применения
-письменных ответов,
профессиональной
-тестирования.
терминологии
характеристику Правильность,
Текущий контроль:
полнота выполнения - оценка заданий для
13
будущей
профессиональной заданий,
точность внеаудиторной
деятельности и рабочего места
формулировок,
(самостоятельной)
–
различать
квалификационные точность расчетов, работы
- экспертная оценка
характеристики профессии Повар и соответствие
требованиям
демонстрируемых
Кондитера;
–
разрабатывать реальную программу
личных действий для достижения
трудоустройства или продолжения
получения
образования
и
обеспечения собственной карьеры;
–
формулировать жизненные цели и
определять
средства
их
достижения;
–
использовать знания дисциплины
«Введение
в
профессию»
в
процессе освоения содержания
ППКРС и перспектив своей
будущей профессии.
–
.
производить
использование
необходимой
эффективного
профессиональных
профессионального и
развития.
–
использовать
информационнокоммуникационные
технологии
в профессиональной деятельности.
поиск
и
информации,
для
выполнения
задач,
личностного
-Адекватность,
оптимальность
выбора
способов
действий, методов,
техник,
последовательностей
действий и т.д.
-Точность оценки
-Соответствие
требованиям
инструкций,
регламентов
-Рациональность
действий и т.д.
умений,
выполняемых
действий в процессе
практических/лаборато
рных занятий
Промежуточная
аттестация:
- экспертная оценка
выполнения
тестовых
заданий на зачете
–
Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего контроля производится
в соответствии с универсальной шкалой (таблицей)
Процент
результативности
( правильных ответов)
90÷100
80 ÷ 89
70÷79
менее 70
Качественная оценка индивидуальных образовательных
достижений
Балл
Вербальный аналог
( отметка )
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
не удовлетворительно
14