Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
(далее ФГОС СПО) по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер», приказ Минобрнауки
России № 1569 от 09 декабря 2016 г
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»
Разработчик: Быкова Лилия Анатольевна, преподаватель спецдисциплин,
высшая квалификационная категория.
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
12
14
3
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: дисциплина относится к общепрофессиональному циклу, связана с освоением
профессиональных компетенций по всем профессиональным модулям, входящим в
образовательную программу, с дисциплинами ОП 03. Техническое оснащение и организация
рабочего места, ОП.08 Безопасность жизнедеятельности
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: в результате освоения
программы ОП.06 Охрана труда обучающийся должен:
Код ПК, ОК
ПК 1.1-1.4,
ПК 2.1-2.8,
ПК 3.1-3.6,
ПК 4.1-4.5,
ПК 5.1-5.5
ОК 01
ОК 02
Умения
-выявлять
опасные
и
вредные
производственные
факторы
и
соответствующие им риски, связанные с
прошлыми, настоящими или планируемыми
видами профессиональной деятельности;
-использовать средства коллективной и
индивидуальной защиты в соответствии с
характером
выполняемой
профессиональной деятельности;
-участвовать в аттестации рабочих мест по
условиям труда, в т. ч. оценивать условия
труда и уровень травмобезопасности;
-проводить
вводный
инструктаж
помощника
повара
(кондитера),
инструктировать их по вопросам техники
безопасности на рабочем месте с учетом
специфики выполняемых работ;
-вырабатывать и контролировать навыки,
необходимые для достижения требуемого
уровня безопасности труда.
Знания
-законы и иные нормативные правовые
акты, содержащие государственные
нормативные требования охраны труда,
распространяющиеся на деятельность
организации;
-обязанности работников в области
охраны труда;
-фактические
или
потенциальные
последствия собственной деятельности
(или бездействия) и их влияние на
уровень безопасности труда;
-возможные последствия несоблюдения
технологических
процессов
и
производственных
инструкций
подчиненными
работниками
(персоналом);
-порядок
и
периодичность
инструктажей по охране труда и
технике безопасности;
Распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном и/или социальном
контексте.
Анализировать задачу и/или проблему и
выделять её составные части.
Правильно выявлять и эффективно искать
информацию, необходимую для решения
задачи и/или проблемы.
Составить план действия.
Определять необходимые ресурсы.
Владеть актуальными методами работы в
профессиональной и смежных сферах.
Реализовать составленный план.
Оценивать результат и последствия своих
действий (самостоятельно или с помощью
наставника).
Определять задачи поиска информации
Определять необходимые источники
информации
Планировать процесс поиска
Структурировать получаемую информацию
Выделять наиболее значимое в перечне
Актуальный профессиональный и
социальный контекст, в котором
приходится работать и жить.
Основные источники информации и
ресурсы для решения задач и проблем
в профессиональном и/или социальном
контексте.
Алгоритмы выполнения работ в
профессиональной и смежных
областях.
Методы работы в профессиональной и
смежных сферах.
Структура плана для решения задач.
Порядок оценки результатов решения
задач профессиональной деятельности
-порядок хранения и использования
средств
коллективной
и
индивидуальной
Номенклатура информационных
источников применяемых в
профессиональной деятельности
Приемы структурирования
информации
Формат оформления результатов
4
ОК 03
ОК 04
ОК 05
информации
Оценивать практическую значимость
результатов поиска
Оформлять результаты поиска
Определять актуальность
нормативно-правовой документации в
профессиональной деятельности
Выстраивать траектории
профессионального и личностного развития
Организовывать работу коллектива и
команды
Взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
Излагать свои мысли на государственном
языке
Оформлять документы
ОК 06
Описывать значимость своей профессии
Презентовать структуру профессиональной
деятельности по профессии
ОК 07
Соблюдать нормы экологической
безопасности
Определять направления
ресурсосбережения в рамках
профессиональной деятельности по
профессии
Применять средства информационных
технологий для решения профессиональных
задач
Использовать современное программное
обеспечение
Понимать
общий
смысл
четко
произнесенных высказываний на известные
темы (профессиональные и бытовые),
понимать
тексты
на
базовые
профессиональные темы
участвовать в диалогах на знакомые общие
и профессиональные темы
строить простые высказывания о себе и о
своей профессиональной деятельности
кратко обосновывать и объяснить свои
действия (текущие и планируемые)
писать простые связные сообщения на
знакомые
или
интересующие
профессиональные темы
ОК 09
ОК 10
поиска информации
Содержание актуальной
нормативно-правовой документации
Современная научная и
профессиональная терминология
Возможные траектории
профессионального развития и
самообразования
Психология коллектива
Психология личности
Основы проектной деятельности
Особенности социального и
культурного контекста
Правила оформления документов.
Сущность гражданско-патриотической
позиции
Общечеловеческие ценности
Правила поведения в ходе выполнения
профессиональной деятельности
Правила экологической безопасности
при ведении профессиональной
деятельности
Основные ресурсы задействованные в
профессиональной деятельности
Пути обеспечения ресурсосбережения.
Современные средства и устройства
информатизации
Порядок их применения и программное
обеспечение в профессиональ-ной
деятельности
правила
построения
простых
и
сложных
предложений
на
профессиональные темы
основные
общеупотребительные
глаголы (бытовая и профессиональная
лексика)
лексический минимум, относящийся к
описанию предметов, средств и
процессов
профессиональной
деятельности
особенности произношения
правила
чтения
текстов
профессиональной направленности
1.3 Количество часов на освоение программы дисциплины:
Объем образовательной программы 38 часов, в том числе:
теоретическое обучение 36 часов;
практические занятия 10 часов;
самостоятельная работа 2 часа
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы
Объем часов
38
в том числе:
теоретическое обучение
26
лабораторные занятия
-
практические занятия
10
Самостоятельная работа
2
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
1
Введение
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
2
Содержание учебного материала
Основные понятия в области охраны труда. Предмет, цели и задачи дисциплины.
Межпредметные связи с другими дисциплинами. Роль знаний по охране труда в
профессиональной деятельности. Состояние охраны труда в отрасли
Раздел 1
Нормативно - правовая база охраны труда
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Законодательство в
Нормативно-правовая база охраны труда: понятие, назначение. Федеральные законы в
области охраны труда
области охраны труда: Конституция Российской Федерации, «Об основах охраны
труда в Российской Федерации», Трудовой кодекс Российской Федерации (гл. 33-36).
Основные нормы, регламентирующие этими законами, сферами их применения.
Основные направления государственной политики в области охраны труда.
Полномочия органов государственной власти России и субъектов РФ, а также
местного самоуправления в области охраны труда. Государственные нормативные
требования охраны труда (Трудовой кодекс РФ, ст. 211).
Тема 1.2. Система
Содержание учебного материала
стандартов по
Система стандартов по технике безопасности: назначение, объекты. Межотраслевые
технике безопасности:
правила по охране труда, назначение, содержание, порядок действия. Положение о
назначение, объекты.
системе сертификации работ по охране труда в организациях: назначение, содержание
Тема 1.3
Обеспечение охраны
труда
Тема 1.4.
Объем
часов
Практическое занятие 1
1. Оформление нормативно-технических документов, в соответствии
ФЗ в
области ОТ
Содержание учебного материала
Обеспечение охраны труда: понятие, назначение. Государственное управление охрано
труда
Содержание учебного материала
3
2
Осваиваемые
элементы
компетенций
4
ОК 1-7, ОК 9,10
14
2
ОК 1-7, ОК 9,10
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
2
2
2
2
ОК 1-7, ОК 9,10
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
7
Государственный
надзор и контроль за
соблюдением
законодательства об
охране труда.
Тема 1.5.
Административный,
общественный,
личный контроль за
охраной труда
Тема 1.6.
Организация
охраны труда в
организациях, на
предприятиях
Раздел 2
Тема 2.1
Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране
труда. Органы надзора и контроля за охраной труда. Федеральные инспекции труда:
назначение, задачи, функции. Права государственных инспекторов труда.
Государственные технические инспекции (Госгортехнадзор, Госэнергонадзор,
Госсанинспекция, Государственная пожарная инспекция и др.), их назначение и
функции
Содержание учебного материала
Административный, общественный, личный контроль за охраной труда. Права и
обязанности профсоюзов по вопросам охраны труда. Правовые акты, регулирующие
взаимные обязательства сторон по условиям и охране труда (Коллективный договор,
соглашение по охране труда). Ответственность за нарушение требований охраны труда:
административная, дисциплинарная, уголовная
Содержание учебного материала
Служба охраны труда на предприятии: назначение, основные задачи, права,
функциональные обязанности. Основание для заключения договоров со специалистами
или организациями, оказывающими услугу по охране труда. Комитеты (комиссии) по
охране труда: состав, назначение. Обязанности работодателя по обеспечению
безопасных условий и охраны труда. Соответствие производственных процессов и
продукции требования охраны труда. Обязанности работника по соблюдению норм и
правил по охране труда. Санитарно-бытовые и лечебно-профилактическое
обслуживание работников. Обеспечение прав работников на охрану труда.
Дополнительные гарантии по охране труда отдельных категорий работников.
Обеспечение и профессиональная подготовка в области охраны труда. Инструктажи по
охране и технике безопасности (вводный, первичный, повторный, внеплановый,
текущий), характеристика, оформление документации. Финансирование мероприятий
по улучшению условий и охраны труда
Условия труда на предприятиях общественного питания
Содержание учебного материала
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
2
2
8
2
ОК 1-7, ОК 9,10
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
ОК 1-7, ОК 9,10
8
Основные понятия:
условия труда их
виды. Опасные и
вредные
производственные
факторы
Тема 2.2
Производственный
травматизм и
профессиональные
заболевания
Раздел 3
Тема 3.1
Электробезопасность
Основные понятия: условия труда, их виды. Основные метеорологические параметры
(производственный микроклимат) и их влияние на организм человека. Санитарные
нормы условий труда. Мероприятия по поддерживанию установленных норм. Вредные
производственные факторы: понятие, классификация. Краткая характеристика
отдельных видов вредных производственных факторов (шум, вибрация, тепловое
излучение, электромагнитные поля и т.д.), их воздействие на человека. Допустимые
параметры опасных и вредных производственных факторов, свойственных
производственным процессам в общественном питании. Понятие о ПДК
(предельно-допустимых концентрациях) вредных факторов. Способы и средства
защиты от вредных производственных факторов
Практическое занятие 2
1. Исследование метеорологических характеристик помещений, проверка их
соответствия установленным нормам
Содержание учебного материала
Производственный травматизм и профессиональные заболевания: понятия, причины и
их анализ. Травмоопасные производственные факторы в предприятиях общественного
питания. Изучение травматизма: методы, документальное оформление, отчетность.
Первая помощь при механических травмах (переломах, вывихах, ушибах и д.т.), при
поражениях холодильными агентами и др. Основные мероприятия по предупреждению
травматизма и профессиональных заболеваний. Несчастные случаи: понятия,
классификация. Порядок расследования и документального оформления и учета
несчастных случаев в организациях. Порядок возмещения работодателями вреда,
причиненного здоровью работников в связи с несчастными случаями. Доврачебная
помощь пострадавшим от несчастного случая.
Практическое занятие 3
1.Анализ причин производственного травматизма на предприятии.
Электробезопасность и пожарная безопасность
Содержание учебного материала
Электробезопасность: понятие, последствия поражения человека электрическим током.
Условия возникновения электротравм, их классификация. Факторы, влияющие на
тяжесть электротравм (параметры тока, время воздействия, особенности состояния
организма). Классификация условий работы по степени электробезопасности. Опасные
узлы и зоны машин. Требования электробезопасности, предъявляемые к конструкции
технологического оборудования. Защита от поражения электрическим током.
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
2
2
ОК 1-7, ОК 9,10
2
14
2
ОК 1-7, ОК 9,10
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
9
Тема 3.2
Пожарная
безопасность
Тема 3.3
Технические способы защиты (защитное заземление и зануление, защитное
отключение, изоляция и ограждение токоведущих частей), понятие, назначение.
Порядок и сроки проверки заземляющих устройств, и сопротивление изоляции.
Индивидуальные средства защиты от поражения электрическим током, их виды,
назначение, сроки проверки, правила эксплуатации и хранения. Статистическое
электричество: понятие, способы защиты от его воздействия. Технические и
организационные мероприятия по обеспечению электробезопасности на предприятиях
общественного питания
Содержание учебного материала
Пожарная безопасность: понятие, последствия ее несоблюдения. Правовая база: ФЗ «О
пожарной безопасности», стандарты ССБТ, правила и инструкции по пожарной
безопасности. Организация пожарной охраны в предприятиях. Пожарная безопасность
зданий и сооружений (СниП 21-01-97). Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ
01-99). Обязанности и ответственность должностных лиц за обеспечением пожарной
безопасности в предприятиях. Государственная служба пожарной безопасности:
назначение, структура, область компетенции. Противопожарный инструктаж: понятие,
назначение, виды, порядок, сроки проведения и документальное оформление.
Противопожарный режим содержания территории предприятия, его помещений и
оборудования. Действия администрации и работников предприятия при возникновении
пожаров. Эвакуация людей из помещений, охваченных пожаров. Факторы пожарной
опасности отраслевых объектов. Основные причины возникновения пожаров в
предприятиях, способы предупреждения и тушения пожаров. Огнетушители:
назначение, типы, устройство, принцип действия, правила хранения и применения.
Пожарный инвентарь. Противопожарное водоснабжение, его виды, особенности
устройства и применения. Средства пожарной сигнализации и связь, их типы,
назначение. Организация эвакуации людей при пожаре на предприятии общественного
питания
Практическое занятие 4
1. Изучение устройства и овладения приемами эксплуатации средств тушения пожаров,
пожарной сигнализации и связи.
Практическое занятие 5
1.Составление плана эвакуации людей при пожаре в предприятии общественного
питания
Содержание учебного материала
2
ОК 1-7, ОК 9,10
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
2
2
2 ОК 1-7, ОК 9,10
10
Требования
безопасности к
производственному
оборудованию
Всего:
Нормативная база: стандарты ССБТ, правила и инструкции по технике безопасности.
Общие требования безопасности, предъявляемые к торгово-технологическому
оборудованию (к материалам, конструкции, эксплуатации, элементам защиты, монтажу
и т.д.). Опасные зоны технологического оборудования. Специальные требования
безопасности при эксплуатации различных типов торгово-технологического
оборудования:
механического,
торгового,
измерительного,
холодильного,
подъемно-транспортного и др
Самостоятельная работа обучающихся
Работа над учебным материалом, ответы на контрольные вопросы; изучение
нормативных документов. Решение ситуационных задач по безопасной эксплуатации
торгово-технологического оборудования
Дифференцированный зачет
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
2
2
38
11
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально - техническое обеспечение
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные
помещения: кабинет «Охраны труда», оснащённый оборудованием: доской электронной,
рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), техническими
средствами: компьютером.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Калинина В.М. Охрана труда в организациях питания (1-е изд.) .-М.: Издательский центр
«Академия», 2017-320 с.
2. Лутошкина Г.Г. Техническое оснащение организацией питания.-М.: Издательский центр
«Академия», 2017.-240 с.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Нормативные документы:
Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://www.constitution.ru/
Гражданский кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://base.garant.ru/10164072/
Трудовой кодекс Российской федерации [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://ivo.garant.ru/#/document/12125268/paragraph/6963504:1
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный
ресурс] / Режим доступа:
Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://base.garant.ru/10108000/
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном
страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваниях».
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «С санитарно- эпидемиологическом
благополучии населения».
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности»
Федеральный закон от 31 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях
пожарной безопасности».
Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о
расследовании и учете профессиональных заболеваний», № 967 от 15.12.2000.
Постановление Министерства труда и социального развития РФ «Об утверждении правил
обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими
средствами индивидуальной защиты» от 18.12.1998 г.
ГОСТ 30389 - 2013 Услуги общественного питания. Предприятия общественного
питания. Классификация и общие требования
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания,
изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного
сырья. СП 2.3.6.1079-01 от 06.11.2001г (в ред. 31.03.2011г.)
Электронные издания (электронные ресурсы):
1. Иванов А.А. Открытый урок «Электробезопасность на предприятии
12
общественного питания». 2011. [Электронный ресурс] /Режим доступа:
http://festival.allbest.ru /articles/55682, свободный
2. Информационный портал «Охрана труда в России [Электронный ресурс]
/Режим доступа: http://www.ohranatruda.ru
3. Официальный сайт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Росстандарт[Электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.gost.ru
4. Электронная библиотека http://znanium.com/
5. http://www.consultant.ru/
6. http://ivo.garant.ru/
13
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Формы и методы оценки
Знание:
Полнота ответов,
Текущий контроль
-законы и иные нормативные правовые точность формулировок, при провдении:
акты, содержащие государственные не менее 75% правильных -письменного/устного опроса;
нормативные требования охраны труда, ответов.
-тестирования;
распространяющиеся на деятельность Не менее 75% правильных -оценки результатов
организации;
ответов.
внеаудиторной
-обязанности работников в области Актуальность темы,
(самостоятельной) работы
охраны труда;
адекватность
(докладов, рефератов,
-фактические
или
потенциальные результатов
теоретической части
последствия собственной деятельности поставленным целям,
проектов, учебных
(или бездействия) и их влияние на полнота ответов,
исследований и т.д.)
уровень безопасности труда;
точность формулировок, Промежуточная
-возможные последствия несоблюдения адекватность
аттестация
технологических
процессов
и применения
в форме дифференцированного
производственных
инструкций профессиональной
зачета в виде:
подчиненными
работниками терминологии
-письменных ответов,
(персоналом);
-тестирования.
-порядок
и
периодичность
инструктажей по охране труда и
технике безопасности;
-порядок хранения и использования
средств
коллективной
и
индивидуальной защиты
Умения:
Правильность, полнота
Текущий контроль:
-выявлять
опасные
и
вредные выполнения заданий,
- защита отчетов по
производственные
факторы
и точность формулировок, практическим занятиям;
соответствующие им риски, связанные точность расчетов,
- оценка заданий для
с
прошлыми,
настоящими
или соответствие
внеаудиторной
планируемыми
видами требованиям
(самостоятельной) работы:
профессиональной деятельности;
-Адекватность,
презентаций, …..
-использовать средства коллективной и оптимальность выбора
- экспертная оценка
индивидуальной
защиты
в способов действий,
демонстрируемых умений,
соответствии
с
характером методов, техник,
выполняемых действий в
выполняемой
профессиональной последовательностей
процессе
деятельности;
действий и т.д.
практических/лабораторных
-участвовать в аттестации рабочих мест -Точность оценки
занятий
по условиям труда, в т. ч. оценивать -Соответствие
Промежуточная
условия
труда
и
уровень требованиям
аттестация:
травмобезопасности;
инструкций, регламентов - экспертная оценка
-проводить
вводный
инструктаж -Рациональность
выполнения практических
помощника
повара
(кондитера), действий и т.д.
заданий на зачете
инструктировать их по вопросам
техники безопасности на рабочем месте
с учетом специфики выполняемых
работ;
-вырабатывать
и
контролировать
навыки, необходимые для достижения
требуемого уровня безопасности труда
14
15