Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер», приказ Минобрнауки России № 1569 от 09декабря 2016 г Организация – разработчик: ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» Разработчик: Пронькина Светлана Владимировна 2 СОДЕРЖАНИЕ ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ......................................................... 4 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ... 4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ................................................ 6 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ....................................................................................................... 12 ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: ....................................................................................................................................................... 13 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ........................... 15 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1.Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины ОП.12 «Информационные технологии в профессиональной деятельности / Адаптивные информационные и коммуникационные технологии» по профессии 43.01.09 Повар, кондитер в ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» разработана на основе «Методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования», утв. Минобрнауки России 20.04.2015 № 06 – 830вн, с учетом Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности/ профессиям среднего профессионального образования. Программа является вариативной частью обеспеченья адаптации обучающихся – инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ). Программа предназначена для социальной и профессиональной адаптации обучающихся инвалидов и ЛОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (с нарушение зрения, с нарушением слуха, с нарушениями опорно – двигательного аппарата, нервно – психическими заболеваниями. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональная дисциплина ОП.10 «Информационные технологии в профессиональной деятельности» входит в общепрофессиональный цикл. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: Код ПК, ОК Умения Знания ПК 6.1-6.4 ОК 1-7, 9-11 Пользоваться современными средствами связи и оргтехникой; обрабатывать текстовую и табличную информацию; использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах; использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, применять компьютерные и телекоммуникационные средства; обеспечивать информационную безопасность; применять антивирусные средства защиты информации; осуществлять поиск основные понятия автоматизированной обработки информации; общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем; базовые системные программные продукты в области профессиональной деятельности; состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности; методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; основные методы и приемы обеспечения информационной 4 необходимой информации безопасности 1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины: - Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 38 часа; - обязательная аудиторная учебная нагрузка - 36 часа; - самостоятельная работа внеаудиторная нагрузка - 2 часа – 36 5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАТИКА 2.1. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Вид учебной работы Объем часов Объем образовательной программы 38 в том числе: теоретическое обучение 36 лабораторные занятия - практические занятия - самостоятельная работа 2 Промежуточная аттестация в форме зачета 6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Тема 1. Понятие информационных и коммуникационных технологий, их классификация и роль в обработке информации Тема 2. Назначение и принципы использования системного и прикладного программного обеспечения. Тема 3. Технические средства: классификация компьютеров, периферийных устройств компьютера Тема 4. обеспечение: Программное классификация, Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем часов Осваиваемые элементы компетенций Содержание учебного материала ОК 1-7,9,10 ПК 1.1-1.5 Описывающее различные устройства, механизмы, способы, 1 ПК 2.1-2.8 алгоритмы обработки информации. Подходы к понятию ПК 3.1-3.6 информации и измерению информации. Информационные ПК 4.1-4.5 объекты различных видов. Универсальность дискретного ПК 5.1-5.5 (цифрового) представления информации. ПК 6.1-6.5 Содержание учебного материала ОК 1-7,9,10 ПК 1.1-1.5 Информация и данные. Информационные процессы и 1 ПК 2.1-2.8 информационные технологии. Виды информационных ПК 3.1-3.6 технологий. Основные этапы решения задач с помощью ПК в ПК 4.1-4.5 зависимости от вида информационной технологии. ПК 5.1-5.5 Автоматизированные системы, их виды и состав. ПК 6.1-6.5 Содержание учебного материала ОК 1-7,9,10 ПК 1.1-1.5 Назначение и основные характеристики дополнительных 1 ПК 2.1-2.8 периферийных устройств. (Принтер, сканер, копир, МФУ, ПК 3.1-3.6 модем, мультимедийный проектор, факс, блок непрерывного ПК 4.1-4.5 питания, звуковые колонки и т.д.) ПК 5.1-5.5 Область применения дополнительных периферийных устройств ПК 6.1-6.5 в профессиональной деятельности (пароконвектомат, кулинарные 3D-компьютеры) Содержание учебного материала 2 ОК 1-7,9,10 ПК 1.1-1.5 назначение. 1 Операционная система: функции, состав, основные виды. Файловая структура организации данных. Базовое программное обеспечение: назначение и принципы использования системного и прикладного ПО. Условия распространения и использования программного обеспечения и ИТ. Возможности использования базового ПО в профессиональной деятельности. Проблемно-ориентированные пакеты прикладных программ. Тема 5. Обработка текстовой информации в текстовом процессоре. Содержание учебного материала Тема 6. Организация, структура электронных таблиц. Ввод данных. Оформление таблицы. Выполнение расчетов с использованием формул и функций. Построение графиков и диаграмм Тема 7. Основные элементы электронных таблиц, режимы работы. Создание форм, заполнение. Организация запросов Содержание учебного материала Тема 8. Создание таблицы калорийности и цены продуктов. Содержание учебного материала 1 1 Основные возможности текстового редактора и издательских систем. Использование возможностей текстового редактора в профессиональной деятельности. Основные возможности электронных таблиц. Использование возможностей электронных таблиц в профессиональной деятельности: решение профессиональных задач; решение экономических задач. 2 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 ПК 6.1-6.5 2 ОК 1-7,9,10 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 ПК 6.1-6.5 ОК 1-7,9,10 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 ПК 6.1-6.5 ОК 1-7,9,10 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 ПК 6.1-6.5 ОК 1-7,9,10 ПК 1.1-1.5 2 2 2 Содержание учебного материала 1 Основные элементы электронных таблиц, режимы работы. Создание форм, заполнение. Организация запросов 2 8 Создание таблицы цены продуктов 1 Тема 9. Представление информации. Сбор, и анализ информации Содержание учебного материала Тема 10. Обработка данных средствами табличного процессора Microsoft Excel по профессии Содержание учебного материала 1 Работа с файлами и каталогами: создание, перемещение, копирование, удаление, поиск, переименование, сохранение, восстановление. Использование возможностей электронных таблиц в профессиональной деятельности: решение профессиональных задач; решение экономических задач. 2 2 2 2 Работа с файлами и каталогами: создание, перемещение, копирование, удаление, поиск, переименование, сохранение, восстановление. 2 Тема 11. Обработка данных Содержание учебного материала средствами табличного Работа с файлами и каталогами: создание, перемещение, процессора Microsoft Excel по 1 копирование, удаление, поиск, переименование, сохранение, профессии восстановление. Самостоятельная работа. Использование электронных таблиц для создания актов отработки блюд. Использование возможностей электронных таблиц для расчета проекта рецептуры и калорийности блюда. Тема 12. Создание таблицы Содержание учебного материала калорийности и цены продуктов с помощью Microsoft Excel 4 1 2 2 2 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 ПК 6.1-6.5 ОК 1-7,9,10 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 ПК 6.1-6.5 ОК 1-7,9,10 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 ПК 6.1-6.5 ОК 1-7,9,10 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 ПК 6.1-6.5 ОК 1-7,9,10 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 9 1 Применение смешанных ссылок для расчѐта продуктов на заданное количество порций и расчѐта сырья по плану меню.2 Тема 13. Создание таблицы калорийности и цены продуктов с помощью Microsoft Excel Содержание учебного материала Тема 14. Расчеты в Microsoft Excel по пофессии Содержание учебного материала Тема 15. Создание рабочей документации с помощью электронных таблиц. Построение диаграмм по данным рабочих документов. Содержание учебного материала Тема 16. Защита проекта по профессии Содержание учебного материала 1 1 1 1 Применение смешанных ссылок для расчѐта продуктов на заданное количество порций и расчѐта сырья по плану меню. Основные возможности электронных таблиц. Использование возможностей электронных таблиц в профессиональной деятельности: решение профессиональных задач; решение экономических задач. Основные возможности электронных таблиц. Использование возможностей электронных таблиц в профессиональной деятельности: решение профессиональных задач; решение экономических задач. Создание рабочей документации с помощью электронных таблиц. Построение диаграмм по данным рабочих документов. Защита проекта. ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 ПК 6.1-6.5 2 2 2 2 2 2 2 2 ОК 1-7,9,10 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 ПК 6.1-6.5 ОК 1-7,9,10 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 ПК 6.1-6.5 ОК 1-7,9,10 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 ПК 6.1-6.5 ОК 1-7,9,10 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 ПК 6.1-6.5 10 Тема 17. Защита проекта по профессии Содержание учебного материала 1 Создание рабочей документации с помощью электронных таблиц. Построение диаграмм по данным рабочих документов. Защита проекта. 2 2 Дифференцированный зачет 2 ИТОГО 38 ОК 1-7,9,10 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 ПК 6.1-6.5 11 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Освоение программы учебной дисциплины предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся. В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины входят: технические средства обучения (средства ИКТ): компьютеры (рабочие станции сCDROM (DVDROM); рабочее место педагога с модемом, одноранговая локальная сеть кабинета, Интернет); периферийное оборудование и оргтехника (принтер на рабочем месте педагога, сканер на рабочем месте педагога, проектор и экран); компьютеры на рабочих местах с системным программным обеспечением, системами программирования и прикладным программным обеспечением по каждой теме программы учебной дисциплины «Информатика»; расходные материалы: бумага, картриджи для принтера, диск для записи (CDRили CD-RW); инструкции по технике безопасности. 12 ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Основные источники: 1. Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) : учеб. посо-бие / Н.Г. Плотникова. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 124 с. — (Среднее профессио-нальное образование). — http://znanium.com/catalog/product/760298 2. Информатика : учебник / И.И. Сергеева, А.А. Музалевская, Н.В. Тарасова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 384 с. — (Среднее профессио-нальное образование). http://znanium.com/catalog/product/958521 Дополнительные источники: 1. Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учеб. по¬собие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М.С. Цветковой. — М., 2013 2. Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2012 3. Великович Л.С., Цветкова М.С. Программирование для начинающих: учеб. издание. — М., 2011. 4. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: практикум / Л. А.Залогова — М., 2011. 5. Логинов М.Д., Логинова Т.А. Техническое обслуживание средств вычислительной техники: учеб. пособие. — М., 2010. 6. Малясова С.В., Демьяненко С.В. Информатика и ИКТ: пособие для подготовки к ЕГЭ / под ред. М.С.Цветковой. — М., 2013. 7. Мельников В.П., Клейменов С.А., Петраков А.В. Информационная безопасность: учеб. пособие / под ред. С. А. Клейменова. — М., 2013. 8. Назаров С.В., Широков А.И. Современные операционные системы: учеб. пособие. — М., 2011. 9. Новожилов Е.О., Новожилов О.П. Компьютерные сети: учебник. — М., 2013. 10. Парфилова Н.И., Пылькин А.Н., Трусов Б.Г. Программирование: Основы алгоритми-зации и программирования: учебник / под ред. Б.Г.Трусова. — М., 2014. 11. Сулейманов Р.Р. Компьютерное моделирование математических задач. Элективный курс: учеб. пособие. — М.: 2012 12. Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник. — М., 2014. 13. Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей. — М., 2014. 14. Шевцова А.М., Пантюхин П.Я. Введение в автоматизированное проектирование: учеб. пособие с приложением на компакт диске учебной версии системы АДЕМ. — М., 2011. Интернет-ресурсы 1. www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — ФЦИОР). www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ре-сурсов). www.intuit.ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу «Ин-форма¬тика»). 2. www.lms.iite.unesco.org (Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по ин-форма¬ционным технологиям). 3. http://ru.iite.unesco.org/publications (Открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕ-СКО» по ИКТ в образовании). 4. www.megabook.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Мате-матика. Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»). 13 5. www.ict.edu.ru (портал «Информационно-коммуникационные технологии в образова-нии»). 6. www.digital-edu.ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового обра-зова¬ния»). 7. www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Фе¬дерации). 8. www.freeschool.altlinux.ru (портал Свободного программного обеспечения). www.heap.altlinux.org/issues/textbooks (учебники и пособия по Linux). www.books.altlinux.ru/altlibrary/openoffice (электронная книга «ОpenOffice.org: Теория и практика»). 14 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Результаты обучения Знание: базовые системные программные продукты в области профессиональной деятельности; состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности; методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; Критерии оценки Формы и методы оценки Полнота ответов, точность формулировок. Не менее 75% правильных ответов. Актуальность темы, адекватность результатов поставленным целям, адекватность применения профессиональной терминологии Текущий контроль при проведении: -устного опроса; -тестирования; -письменного опроса; -тестирования; - оценки результатов внеаудиторной (самостоятельной) работы. Промежуточная аттестация в форме зачета в виде: - оценка теста Правильность, полнота выполнения заданий, точность формулировок, точность расчетов, соответствие требованиям Адекватность, оптимальность выбора способов действий, методов, техник, последовательностей действий и т.д. Точность оценки, самооценки выполнения Соответствие требованиям инструкций, регламентов. Рациональность действий и т.д. Текущий контроль: - оценка заданий для внеаудиторной (самостоятельной) работы приемы обеспечения информационной безопасности Умения: обрабатывать текстовую и табличную информацию; использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах; использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, применять компьютерные и телекоммуникационные средства; - оценка демонстрируемых умений, выполняемых действий в процессе устного опроса; -тестирования; -письменного опроса; -тестирования; 15 обеспечивать информационную безопасность; применять антивирусные средства защиты информации; осуществлять поиск необходимой информации 16