УД.01 Компьютерная графика

Организация – разработчик: ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Разработчик: Пронькина Светлана Владимировна, преподаватель информатики ГБПОУ
СО «Сухоложский многопрофильный техникум»

2

СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

3

10

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 20 КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА

1.1.

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Учебная дисциплина УД 01 Компьютерная графика является обязательной частью профессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
Учебная дисциплина УД 01 Компьютерная графика обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК.01-ОК.06, ОК.06,
ПК 1.1-ПК.1.4, ПК.2.1-ПК.2.2, ПК 3.1.- ПК 3.3.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК,
Умения
Знания
ОК
ОК 01,
ОК 02,
ОК 04,
ОК 05,
ОК 06,
ПК 1.1.,
ПК 1.2.,
ПК 1.3,
ПК 2.1,
ПК 3.1.ПК 3.3.

- выполнять графические изображения
технологического оборудования и технологических схем в ручной и машинной
графике;
- выполнять комплексные чертежи геометрических тел и проекции точек, лежащих на их поверхности, в ручной и машинной графике;
- выполнять чертежи технических деталей
в ручной и машинной графике;
- читать чертежи и схемы;
- оформлять технологическую и конструкторскую документацию в соответствии с
действующей
нормативно-технической
документацией.

4

- законы, методы и приемы проекционного черчения; правила выполнения и
чтения конструкторской и технологической документации;
- правила оформления чертежей, геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей;
- способы графического представления
технологического оборудования и выполнения технологических схем;
- требования стандартов Единой системы конструкторской документации (далее - ЕСКД) и Единой системы технологической документации (далее - ЕСТД)
к оформлению и составлению чертежей
и схем.

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины
в том числе:
теоретическое обучение
практические занятия
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация

5

Объем часов
52
20
16
16
2

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины компьютерная графика
№ занятия

Тема занятия

Введение
Раздел 1Конструирование в двухмерной среде проектирования
Компьютерная графика в современных информационных системах. Структура системы, форматы
1-2
файлов. Типы документов (чертеж, фрагмент, текст, спецификация).
Элементы интерфейса системы «Компас 3D»: главное меню, стандартная
3-4
панель, панель «вид», панель текущего состояния
Двумерное черчение в Компас-3D. Создание листа чертежа. Изменение размера
5-6
изображения. Заполнение основной надписи.
7-8
Практическое занятие 1. Создание детали Корпус
9-10
Практическое занятие 2. Чертеж детали Шаблон
11-12 Практическое занятие 3. Чертеж детали Ось
Раздел 2Конструирование в трехмерной среде проектирования
Параметры объектов, фиксация и освобождение параметров, прерывание команды.
13-14
Привязки. Ввод размеров и технологических обозначений.
Практическое занятие 4. Выполнение упражнений на ввод размеров и технологических обозначе15-16
ний
17-18 Практическое занятие 5. Выполнение упражнений на функции сдвига и поворота изображений
Практическое занятие 6. Создание комплексного чертежа (копия по окружности, скругления,
19-20
вспомогательные линии
Создание сборочного чертежа изделия, используя методы проектирования
21-22
«сверху вниз» и «снизу вверх». Простановка на чертеже позиционных линий - выносок.
23-24 Практическое занятие 7. Создание чертежа принципиальной схемы оборудования

Обязательная аудиторная
нагрузка

В том
числе
ПР. и
ЛР.

36

18

Уровень
освоения

2

1-2

2

1-2

2

1-2

2
2
2

2
2
2

2

2-3
2-3
2-3
2

2

2

2-3

2

2

2-3

2

2

2-3

2
2

2
2

2-3

Раздел 3. Применение САПР в учебной деятельности

25-26
27-28
29-30
31-32
33-34
35-36
Всего:

Библиотеки САПР
Основные элементы системы
Практическое занятие 8. Чертеж схемы оборудования по специальности
Применение САПР в учебной деятельности
Применение САПР в учебной деятельности
Дифференцированный зачет
6

2
2
2
2
2
2
52

2

16

2
2
2-3
1-2
1-2
2-3

7

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Материально - техническое обеспечение
 Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие
специальные помещения: кабинет инженерной графики, оснащенный оборудованием:
 посадочные места по количеству обучающихся;
 рабочее место преподавателя;
 доска;
 комплект учебно-методической документации.
техническими средствами обучения:
 персональные компьютеры;
 программное обеспечение системы автоматизированного проектирования.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
3.2.1. Печатные издания:
1.
Основы моделирования в среде автоматизированной системы проектирования
"Компас 3D": Учебное пособие / Малышевская Л.Г. - Железногорск: ФГБОУ ВО СПСА ГПС
МЧС России, 2017. - 72 с.
2.
Компьютерная графика. КОМПАС и AutoCAD: Учебное пособие / Конакова
И.П., Пирогова И.И., - 2-е изд., стер. - М.:Флинта, Изд-во Урал. ун-та, 2017. - 146 с
3.
Основы работы в «КОМПАС-График V 14»: Практикум / Конакова И.П., - 2-е изд.,
стер. - М.:Флинта, Изд-во Урал. ун-та, 2017. - 104 с
Дополнительная литература:
1.
Аверин В.Н. Компьютерная инженерная графика: учебное для студентов учреждений среднего профессионального образования.- М.: Издательский центр «Академия», 2012.152с.
2.
Большаков В. П., Бочков А. Л., Сергеев А. А. 3D-моделирование в AutoCAD, KOMI1AC3D, SolidWorks, Inventor, T-Flex: Учебный курс . — СПб.: Питер, 2011. — 336 е.: ил.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)

1 Сайт Компас -3D. – Режим доступа: https://kompas.ru/publications/video/, свободный.
2 Блог
компании
АСКОНРежим
доступа:
http://
https://habr.com/ru/company/ascon/blog/351490/, свободный.

8

3 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум», реализующее подготовку по
программе учебной дисциплины, обеспечивает организацию и проведение текущего контроля
знаний и промежуточную аттестацию обучающихся. Порядок и содержание текущего контроля и
промежуточной аттестации регламентируется Положением ГБПОУ СО «Сухоложский
многопрофильный техникум» «О текущем контроле знаний и промежуточной аттестации
обучающихся».
Текущий контроль знаний, сформированности компетенций проводится преподавателем
на любом из видов учебных занятий. Формы текущего контроля выбираются преподавателем
исходя из специфики учебной дисциплины и индивидуальных особенностей обучающихся.
Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является экзамен, который
проводится после обучения по учебной дисциплине.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств (ФОС), позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» самостоятельно.
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы 4.2, 4.3).
Итоговая оценка результатов освоения дисциплины определяется в ходе промежуточной
аттестации.
Оценка знаний, умений и компетенций по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблицы 4.1).
Таблица 4.1- Универсальная шкала
Процент результативности (правильных ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
не удовлетворительно

Таблица 4.2 – Оценка освоенных умений и усвоенных знаний
Основные показатеРаздел (тема)
Критерии оценки
ли результатов подучебной дисци(освоенные умения,
готовки
плины
усвоенные знания)
Раздел 1. Конструирование в двухмерной среде проектирования

Раздел 2. Моделирование трехмер-

уметь:
- создавать, редактировать и
оформлять чертежи на персональном компьютере с использованием прикладных
программ;
знать:
- правила работы на персональном компьютере при
создании чертежей с учетом
прикладных программ.
уметь:
- создавать, редактировать и

9

Формы и методы
контроля и оценки результатов
обучения

Создание, редактирование, оформление чертежей на персональном
компьютере с использованием прикладной
программы Компас

Оценка преподавателя графических работ по эталону.

Создание, редактирование, оформление трех-

Оценка преподавателя графических ра-

ных объектов

Раздел 3. Применение САПР в
учебной деятельности

оформлять чертежи на персональном компьютере с использованием прикладных
программ;
- создавать, простые 3D модели с использованием программы Компас 3D
знать:
- правила работы на персональном компьютере при
создании чертежей с учетом
прикладных программ.
уметь:
- создавать, редактировать и
оформлять чертежи на персональном компьютере с использованием САПР;
знать:
- правила работы на персональном компьютере при
создании чертежей с учетом
САПР

10

мерных объектов на
персональном компьютере с использованием
прикладной программы
Компас

бот по эталону.

Создание, редактирование, оформление чертежей на персональном
компьютере с использованием САПР

Оценка преподавателя графических работ по эталону.

Код
компетенции

Таблица 4.3- Оценка освоенных общих компетенций
Формулировка
компетенции

ОК
01

Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным
контекстам

ОК
02

Осуществлять
поиск, анализ и
интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

ОК
03

Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное
и личностное
развитие.

Знания,

умения

Формы и методы контроля и оценки

Умения: распознавать задачу и/или
проблему
в
профессиональном
контексте; анализировать задачу и
выделять её составные части;
определять этапы решения задачи;
выявлять и эффективно искать
информацию, необходимую
для
решения задачи;
составить план действия; определить
необходимые ресурсы.
Знания:
алгоритмы выполнения работ вСАПР
Умения: определять задачи для
поиска информации; определять
необходимые
источники
информации; планировать процесс
Интерпретация
поиска; структурировать получаемую
результатов наблюдений
информацию; выделять наиболее
за деятельностью
значимое в перечне информации;
обучающегося в процессе
оценивать практическую значимость
освоения образовательной
результатов
поиска;
оформлять
программы
результаты поиска
Знания:
номенклатура
информационных
источников
применяемых в профессиональной
деятельности;
приемы
структурирования
информации;
формат оформления результатов
поиска информации
Умения: применять современную
компьютерную
терминологию;
определять и выстраивать траектории
самообразования
Знания:;
современная
компьютерную
терминология;
возможные
траектории
самообразования

11

ОК
04

Работать в
коллективе и
команде,
эффективно
взаимодействовать
с коллегами,
руководством,
клиентами.

ОК
05

Осуществлять
устную и
письменную
коммуникацию на
государственном
языке Российской
Федерации с
учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста.
Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение на
основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей.
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережени
ю, эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях.

ОК
06

ОК
07

Умения: организовывать работу
коллектива
и
команды;
взаимодействовать
с
членами
группы, педагогами
Знания: психологические основы
деятельности
коллектива,
психологические
особенности
личности;
основы
проектной
деятельности
Умения: грамотно излагать свои
мысли и оформлять документы по
компьютерной тематике
Знания: особенности социального и
культурного контекста; правила
оформления
документов
и
построения устных сообщений.

Умения: описывать значимость
своей специальности
Знания:
сущность
гражданскопатриотической
позиции,
общечеловеческих
ценностей;
значимость
профессиональной
деятельности по специальности

Умения:
соблюдать
нормы
экологической
безопасности;
определять
направления
ресурсосбережения
в
рамках
профессиональной деятельности по
специальности
Знания: правила экологической
безопасности
при
ведении
профессиональной
деятельности;
основные ресурсы, задействованные
в профессиональной деятельности;
пути обеспечения ресурсосбережения

12

Интерпретация
результатов наблюдений
за деятельностью
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы

ОК
09

Использовать
информационные
технологии в
профессиональной
деятельности

Умения:
применять
средства
информационных технологий для
решения профессиональных задач;
использовать
современное
программное обеспечение
Знания: современные средства и
устройства информатизации; порядок
их применения и программное
обеспечение в профессиональной
деятельности

13

ПРИЛОЖЕНИЯ 1
№

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Содержание

п/п
1

2

Назначение графического редактора КОМПАС-ГРАФИК.
Задача КОМПАС 3D LT – подготовка и выпуск чертежно-конструкторской
документации.
Основные возможности:

геометрические построения средствами «электронного кульмана»;

редактирование изображения (сдвиг, поворот, копирование, масштабирование, деформация, симметрия т.д.);

форматирование текстовых надписей;

оформление технических требований и основных надписей;

сохранение типовых фрагментов чертежа и их перенесение в другой
чертеж;

использование библиотек типовых параметрических изображений;

создание сборочных чертежей и т.д.
Построить деталь на рис. и проставить размеры.

14

Кол –во
часов
4

6

Выполнить построение детали (Вал), проставить размеры, и заполнить штамп
рис.

4

Построить с привязкой по сетке прямоугольник (ширина 50 мм, длина
100мм).
Итого

2

3

4

15

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».