Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по
специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и
электромеханического оборудования (по отраслям)
Организация – разработчик: ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Разработчик: Селиванова Влада Борисовна, преподаватель, высшая квалификационная
категория.
2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
12
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
13
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД 12 Введение в специальность и проектную деятельность
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы
среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и
электромеханического оборудования (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном
профессиональном образовании и профессиональной подготовке специалистов.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов
среднего звена
Введение в специальность и проектную деятельность является вариативной
общепрофессиональной дисциплиной профессионального цикла программы подготовки
специалистов среднего звена.
Учебная дисциплина способствует
формированию профессиональных и общих
компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая
эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по
отраслям)
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК.01-ОК.07, ОК.09, ПК
1.1-ПК.1.4, ПК.2.1-ПК.2.2, ПК 3.1.- ПК 3.3.
1.1. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК,
Умения
Знания
ОК
ОК 01,
ОК 02,
ОК 04,
ОК 05,
ОК 07,
ОК 09
ПК 1.1.,
ПК 1.2.,
ПК 1.3,
ПК 2.1,
ПК 3.1.ПК 3.3.
– - правильно подбирать
необходимую информацию из различных
источников и Интернет – ресурсов;
– различать понятия
«методология» и «методы»;
– видеть методологические
основы собственного научного поиска;
– составлять план работы;
– вводить автора в текст своей
работы с последующей ссылкой;
– определять методы
исследования для собственного научного
поиска;
– разрабатывать методы
исследования в соответствии с темой
исследовательской работы;
– выбирать и определять
характер собственного исследования;
– использовать элементы
педагогического эксперимента в
собственном
4
– - определение науки, области
научных знаний, методы получения этих
знаний;
– содержание основных
понятий и категорий научного поиска;
– понимать значение научных
знаний для своей профессиональной
деятельности;
– сущность учебноисследовательской работы и методы ее
осуществления;
– сущность и компоненты
методологических знаний;
– особенности работы с научной
литературой;
– правила использования
прочитанной литературы в собственном
исследовании;
– требования к составлению
плана своей работы;
– многообразие видов методов
исследовании;
– оформлять свою курсовую
работу в соответствии с требованиями;
– оформлять свою выпускную
квалификационную работу в соответствии
с
требованиями;
– структурировать материал для
защиты исследовательской работы;
– наглядно представлять
результаты исследовательской работы.
.
1.4
исследования;
– особенности различных видов
исследовательской работы;
– специфику опытноэкспериментальной работы как наиболее
сложного и
эффективного вида исследования;
– требования к курсовой работе;
– основные этапы подготовки
курсовой работы;
– структуру и содержание
курсовой работы;
– требования к оформлению
курсовой работы;
– основные требования к
процедуре защиты курсовой работы;
– основные критерии оценки
курсовой работы;
– требования к выпускной
квалификационной работе;
– основные этапы подготовки
выпускной квалификационной работы;
– структуру и содержание
выпускной квалификационной работы;
– требования к оформлению
выпускной квалификационной работы
– основные требования к
процедуре защиты выпускной
квалификационной
работы;
– основные критерии оценки
выпускной квалификационной работы;
– основные требования к
алгоритму подготовки защитного слова;
– основные требования к
составлению презентации в программе
PowerPoint.
1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:
объем образовательной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:
аудиторной учебной нагрузки обучающегося (обязательных учебных занятий) 60 часов.
5
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Объем образовательной нагрузки (всего)
60
Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего)
60
в том числе:
практические занятия
26
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего)
в том числе:
Выполнение расчетных заданий к лабораторно-практическим работам,
подготовка к их защите.
Работа с конспектом, рабочей тетрадью, учебной и специальной технической
литературой по вопросам и заданиям разных уровней
Промежуточная аттестация в форме
дифференцированного зачета
6
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Введение в специальность и проектную деятельность
Наименование
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия
Кол-во
разделов и тем
самостоятельная работа обучающихся
часов
1
2
3
Введение
Содержание учебного материала
1 Цели и задачи учебной дисциплины. Связь его с другими дисциплинами учебного плана
2
подготовки техника-технолога. Методические рекомендации студентам по освоению учебного
материала дисциплины
Специфика и
Содержание учебного материала
методология
2
1 Методологические основы и методы научного исследования. Задачи исследования формы
научного
представления. Определение науки, научного исследования. Наука и практика как единая система
исследования 2 Выявление проблематики современных исследований на основе просмотра журналов
2
исследовательского характера «Цемент», «Стекло», «Огнеупоры»
Технология
Содержание учебного материала
работы с
2
1Способы получения научной информации, фиксация информации, ее систематизация. Виды записей:
информацион тезирование, цитирование, аннотирование, конспектирование, реферирование
ными
Практические занятия
2
источниками 1 Составление библиографии
Методы
научного
исследования
Содержание учебного материала
1 Общая характеристика методов исследования. Выбор методов исследования. Теоретические
методы
2 Сущность научного эксперимента. Виды экспериментов. Этапы проведения экспериментального
исследования. Выбор числа исследуемых. Отбор методик. Оптимальность научного эксперимента
Практические занятия
1 Подбор из литературы и разработка методов исследования для собственного исследования
Самостоятельная работа обучающихся 2
Организация
Содержание учебного материала
исследовательс 1 Различные виды исследовательской работы студентов: теоретическая, опытно – практическая,
кой опытноопытно – экспериментальная работа. Характеристика особенностей каждого из этих видов
экспериментал
исследовательской деятельности.
ьной работы
Практические занятия
7
2
4
Уровень
освоения
4
1
1
1
2
2
2-3
2
6
2
4
2
Возможности использования элементов научного эксперимента в собственном исследовании
студентов
1
Тема 5
Требования к
разработке и
оформлению
исследователь
ской работы
Тема 6
Процедура
защиты
исследователь
ской работы
Содержание учебного материала
1 Общие основы выполнения курсовой работы. Основные этапы подготовки курсовой работы
2 Структура и содержание курсовой работы. Оформление курсовой работы
Содержание учебного материала
1 Процедура защиты исследовательской работы. Основные критерии оценки исследовательской
работы
Практические занятия
1 Знакомство студентов с ранее выполненными курсовыми работами. Анализ особенностей
оформления работ
2 Оформление индивидуальной работы
Тема 6
Содержание учебного материала
Требования к 1 Общие основы выполнения выпускной квалификационной работы. Структура и содержание ВКР
разработке и
2 Оформление выпускной квалификационной работы.
оформлению
3 Процедура защиты ВКР. Основные критерии оценки ВКР.
выпускной
Практические занятия
квалификацио 1 Знакомство студентов с ранее выполненными выпускными квалификационными работами
нной работы
2 Анализ особенностей оформления работ
Тема 7
Содержание учебного материала
Презентация
1 Процедура защиты исследовательской работы
исследователь 2 Требования к написанию доклада. Требования к компьютерной презентации
ской работы
Содержание учебного материала
Тема 7
Научная
1 Труд ка деятельность. Многообразие профессий и специальностей Квалификационные требования к
организация
специалисту
труда
Работоспособность мозга и научно-исследовательская деятельность.
Приемы и способы поддержания и восстановления работоспособности
студентов
Дифференцированный зачет
8
2
2
2
2
4
2 -3
6
2
2
2
3
3
3
6
2
4
6
2
3
3
2-3
ВСЕГО
60
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
9
2.3 Тематический план учебной дисциплины Введение в специальность и проектную деятельность
№
заняти
я
№ уроков
Тема занятия
Количество
часов
практи
всего
ческих
Уровень
освоени
я
1
1-2
Организация научно-исследовательской деятельности в России
2
1
2
3-4
Методологические основы и методы научного исследования
2
1
3
5-6
Выявление проблемы современных исследований
2
1
4
7-8
Практическое занятие 1 Обоснование темы исследования
2
5
9-10
Технология работы с информационными источниками
2
6
11-12
Практическое занятие 2 Составление библиографии
2
7
13-14
Общая характеристика методов исследования
2
1
8
15-16
Эксперимент: виды, этапы проведения
2
1
9
17-18
Практическое занятие 3 Редактирование документа
2
10
19-20
Организация исследовательской работы студентов
2
11
21-22
12
23-24
Практическое занятие 4 Возможности использования элементов научного
исследования
Требования к оформлению работы
13
25-26
Практическое занятие 5 Редактирование исследовательской работы
14
27-28
Практическое занятие 6 Форматирование исследовательской работы
15
29-30
Практическое занятие 6 Форматирование исследовательской работы
16
31-32
17
33-34
2
2
1
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
1
2
2
2
Процедура защиты проекта
2
2
2
Практическое занятие 7 Форматирование приложений
2
2
2
10
2
2
18
35-36
Основные критерии оценки исследовательской работы
2
1
19
37-38
2
2
2
20
39-40
Практическое занятие 8 Знакомство с готовыми курсовыми проектами
Практическое занятие 9 Подготовка индивидуального проекта
2
2
2
21
41-42
Практическое занятие 10 Подготовка выступления на защиту проекта
2
2
2
22
43-44
Методика подготовки материалов для сопровождения выступления
2
2
23
45-46
24
47-48
Практическое занятие 11 Подготовка презентации к защите проекта
Практическое занятие 12 Подготовка учебного проекта
2
2
2
1
2
2
25
49-50
Процедура нормоконтроля проекта
2
2
2
26
51-52
Труд как деятельность. Многообразие профессий и специальностей
2
27
53-54
Квалификационные требования к специалисту
2
28
55-56
Основы персонального менеджмента
2
29
57-58
Защита учебного проекта
30
59-60
1
2
22
2
2
2
Дифференцированный зачет
2
2
2
итого
60
26
11
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Материально - техническое обеспечение
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информационных
технологий.
Оборудование кабинета и рабочих мест:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- доска меловая (магнитная;
Технические средства обучения:
проектор мультимедийный;
экран (антибликовый).
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1 Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учебное пособие для
студентов средне профессиональных образований
2 К. Г. Земляной Основы научных исследований и инженерного творчества (учебноисследовательская и научно-исследовательская работа студента): Учебно-методическое пособие /
Земляной К.Г., Павлова И.А., - 2-е изд., стер. - М.:Флинта, 2017. - 68 с.
3
Дополнительные источники:
1 Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учебное
пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Е.В. Бережнова. – М., 2005165с.
2 Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную
квалификационную работу: Учебное пособие для студентов средних учебных заведений / Л.В.
Борикова, Н.А. Виноградова– М. Академия, 2000-256 с.
3 Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию навыков
письменной речи / Н.И Колесникова. – М., 2003-183с.
Интернет-ресурсы
http://znanium.com/catalog/product/550292
12
4
КОНТРОЛЬ
ДИСЦИПЛИНЫ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ
ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум», реализующее подготовку по
программе учебной дисциплины, обеспечивает организацию и проведение текущего контроля
знаний и промежуточную аттестацию обучающихся. Порядок и содержание текущего контроля и
промежуточной аттестации регламентируется Положением ГБПОУ СО «Сухоложский
многопрофильный техникум» «О текущем контроле знаний и промежуточной аттестации
обучающихся».
Текущий контроль знаний, сформированности компетенций проводится преподавателем на
любом из видов учебных занятий. Формы текущего контроля выбираются преподавателем исходя
из специфики учебной дисциплины и индивидуальных особенностей обучающихся.
Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является экзамен, который
проводится после обучения по учебной дисциплине.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств (ФОС), позволяющие
оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной
аттестации разрабатываются и утверждаются ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум» самостоятельно.
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы,
предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных
образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы 4.2, 4.3).
Итоговая оценка результатов освоения дисциплины определяется в ходе промежуточной
аттестации.
Оценка знаний, умений и компетенций по результатам текущего контроля и
промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблицы 4.1).
Таблица 4.1- Универсальная шкала
Процент результативности
(правильных ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70
Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
не удовлетворительно
13
Таблица 4.2 – Оценка освоенных умений и усвоенных знаний
Раздел (тема)
учебной дисциплины
Специфика и
методология научного
исследования
Технология работы с
информационными
источниками
Методы научного
исследования
Организация
исследовательской
опытноэкспериментальной
работы студентов
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Основные показатели
результатов
подготовки
уметь:
-различать понятия «методология» и «методы»
-видеть методологические основы собственного научного
поиска
Полное освоение
знать:
знаний и умений в
- сущность и компоненты методологических знаний;
соответствии с
уметь:
требованиями ФГОС,
-правильно подбирать необходимую информацию из различных
рабочей программой.
источников и Интернет-ресурсов;
Показатель признака
-составлять план работы;
проявления знаний,
-вводить автора в текст своей работы с последующей ссылкой;
умений, компетенций
знать:
ОК1-9
- особенности работы с научной литературой;
правила использования прочитанной литературы в
собственном исследовании;
требования к составлению плана своей работы
Полное освоение
уметь:
- определять методы исследования для собственного
знаний и умений в
научного поиска;
соответствии с
-разрабатывать методы исследования в соответствии с
требованиями ФГОС,
темой исследовательской работы;
рабочей программой.
Показатель признака
знать:
-сущность понятия «методы научного исследования»;
проявления знаний,
- многообразие видов методов исследования;
умений, компетенций
ОК1-9
уметь:
- выбирать и определять характер собственного
исследования;
-использовать элементы научного эксперимента в
собственном исследовании;
знать:
14
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Результаты индивидуальных
образовательных достижений:
входная диагностика;
текущий контроль(устный и
письменный ответ);
практические занятия 1,2;
определяются по разработанным критериям оценок (Сумма
баллов по признакам
проявления знаний, умений и
компетенций в соответствии с
универсальной шкалой)
Результаты индивидуальных
образовательных достижений:
текущий контроль(устный и
письменный ответ);
практические занятия 3,4;
определяются по разработанным
критериям оценок (Сумма бал
лов по признакам проявления
знаний, умений и компетенций в
соответствии с универсальной
шкалой)
Требования к разработке
и оформлению курсовой
работы
ребования к разработке
и оформлению
выпускной
квалификационной
работы
Презентация
исследовательской
работы
особенности различных видов исследовательской работы;
-специфику опытно-экспериментальной работы как
наиболее сложного и эффективного вида исследования
уметь:
оформлять свою курсовую работу в соответствии с
требованиями;
знать:
- требования к курсовой работе;
-основные этапы подготовки курсовой работы;
-структуру и содержание курсовой работы;
-требования к оформлению курсовой работы;
-основные требования к процедуре защиты курсовой
работы;
-основные критерии оценки курсовой работы;
знать:
-требования к выпускной квалификационной работе;
-основные этапы подготовки выпускной
квалификационной работы;
-структуру и содержание выпускной квалификационной
работы;
-требования к оформлению выпускной квалификационной
работы
-основные требования к процедуре защиты выпускной
квалификационной работы;
-основные критерии оценки выпускной квалификационной
работы;
уметь:
-оформлять свою выпускную квалификационную работу в
соответствии с требованиями;
знать:
-основные требования к алгоритму подготовки защитного
слова;
15
Полное освоение
знаний и умений в
соответствии с
требованиями ФГОС,
рабочей программой.
Показатель признака
проявления знаний,
умений, компетенций
ОК1-9
Результаты индивидуальных
образовательных достижений:
текущий контроль(устный и
письменный ответ);
практические занятия 5,6;
определяются по разработанным
критериям оценок (Сумма бал
лов по признакам проявления
знаний, умений и компетенций в
соответствии с универсальной
шкалой)
Полное освоение
знаний и умений в
соответствии с
требованиями ФГОС,
рабочей программой.
Показатель признака
проявления знаний,
умений, компетенций
ОК1-9
Демонстрация
пробной защиты
курсовой или
выпускной
квалификационной
работы.
Полное освоение
знаний и умений в
соответствии с
Результаты индивидуальных
образовательных достижений:
текущий контроль(устный и
письменный ответ);
практические занятия 7,8
определяются по разработанным
критериям оценок (Сумма бал
лов по признакам проявления
знаний, умений и компетенций в
соответствии с универсальной
шкалой)
Результаты индивидуальных
образовательных достижений:
текущий контроль(устный и
-основные требования к составлению презентации в
программе Power Point
уметь:
-структурировать материал для защиты исследовательской
работы;
-наглядно представлять результаты исследовательской
работы.
16
требованиями ФГОС, письменный ответ);
рабочей программой. контроль по темам, разделам;
Показатель признака практические занятия
проявления знаний, 9,10,11,12
умений, компетенций
ОК1-9
Таблица 4. 3 - Оценка освоенных общих компетенций
Результаты
(освоенные общие компетенции)
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной
деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации,
необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно
взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию,
демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных
общечеловеческих ценностей;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды,
ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных
ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и
укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и
поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
OK 09. Использовать информационные технологии в
профессиональной деятельности;
17
Основные показатели оценки результата
Формы и методы
контроля и оценки
Проявление интереса к будущей профессии
Выбор и применение методов и способов
решения профессиональных задач в области
производства тугоплавких неметаллических и
силикатных материалов и изделий
Обоснование выбора решений в стандартных и
нестандартных ситуациях
Проявление
умения эффективного поиска
необходимой информации
Использование различных источников, включая
электронные
Взаимодействие
с
обучающимися,
преподавателями и мастерами в ходе обучения
Осуществление самоанализа
результатов собственной работы
и
коррекции
Организация самостоятельных занятий при
изучении учебной дисциплины. Определение
целей и задач для достижения результата
Анализ инноваций в области производства
тугоплавких неметаллических и силикатных
материалов и изделий
Результаты
сформированности
компетенций
определяют по
контрольным
точкам на
основании
разработанных
критериев оценки.
Критериальная
система оценки по
признакам
проявления
компетенций
18