РП Русский язык Э-11

Рабочая программа учебного предмета разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
(далее – ФГОС СПО) по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и
обслуживание электрического и электромеханического оборудования», приказ
Министерства образования и науки РФ № 1196 от 07.12.2017г.; ФГОС СОО приказ
N 413 от 17 мая 2012 г. (изменения в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N
1645, от 31.12.2015 N 1578, от 29.06.2017 N 613); Примерной основной образовательной
программы среднего общего образования (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. №
2/16-з).
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»
Разработчики: Жигунова Татьяна
«Сухоложский многопрофильный техникум»

2

Павловна,

преподаватель

ГАПОУ

СО

Содержание
Пояснительная записка ..................................................................................................................... 4
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»......................................................... 6
Место учебного предмета в учебном плане .................................................................................... 8
Результаты освоения учебного предмета ........................................................................................ 9
Содержание учебного предмета ..................................................................................................... 12
Тематическое планирование........................................................................................................... 19
Характеристика основных видов деятельности студентов ......................................................... 21
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебного
предмета «Русский язык» ............................................................................................................... 24
Контроль и оценка результатов учебного предмета ………………………………………25
Оценка знаний, умений и навыков по универсальной шкале……………………………….28
Список использованной литературы……………………………………………………….…29
Приложение №1Практические занятия по русскому языку........................................................ 31

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета ОУП.01 «Русский
язык» предназначена для изучения русского языка студентами по специальности 13.02.11
Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического
оборудования (по отраслям) в ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»,
реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на
базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования при
подготовке специалистов по специальности 18.02.05. Производство тугоплавких
неметаллических и силикатных материалов и изделий.
Программа разработана на основе
1. Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Закона Свердловской области от 15 июля 2013г. № 78-ОЗ «Об образовании
Свердловской области».
3.Федерального государственного образовательного стандарта по профессии
среднего профессионального образования по специальности 18.02.05. Производство
тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий.
4.Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного)
общего образования, 07.06.2012 г. № 24480
5. Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский
язык и литература. Русский язык» для профессиональных образовательных организаций,
рекомендованной
Федеральным
государственным
автономным
учреждением
«Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), разработанной для
реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе
основного общего образования с получением среднего общего образования. Протокол №3
от 21 июля 2015 года, регистрационный номер рецензии «381 от 23 июля 2015 года ФГАУ
«ФИРО».
6. Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования
на базе основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки
России от 17.03.2015 № 06-259).
7.Учебного плана ГАПОУ «Сухоложский многопрофильный техникум».
8. Календарного учебного графика ГАПОУ «Сухоложский многопрофильный
техникум».
9. Федерального перечня учебников, рекомендуемых при реализации обязательной
части основной образовательной программы на 2015-2016 учебный год (приказ РФ № 575
от 8 июня 2015г.» О внесении изменений в федеральный перечень учебников».
Содержание программы «Русский язык» направлено на достижение следующих
целей:
 совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых,
речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
 формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций
(языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);

4

 совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка,
правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной
речи в разных речевых ситуациях;
 дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к
речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности,
осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития;
информационных умений и навыков.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов
компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного
общего образования с получением среднего общего образования, — программы
подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).

5

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстрактное
мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной
деятельности, самообразования и самореализации личности.
Содержание учебного предмета «Русский язык» в профессиональных
образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего
общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего
образования, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на
достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что
возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и
развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и
культуроведческой компетенций.
В реальном образовательном процессе формирование указанных компетенций
происходит при изучении каждой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.
Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по овладению
обучающимися всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением,
письмом) и основами культуры устной и письменной речи в процессе работы над
особенностями употребления единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной
целесообразностью. Это умения осознанно отбирать языковые средства для
осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать устную
и письменную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом объеме, создавать
собственные связные высказывания разной жанрово-стилистической и типологической
принадлежности.
Формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций
проходит в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и
общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения
основными нормами русского литературного языка; совершенствования умения
пользоваться различными лингвистическими словарями; обогащения словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся.
Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание языка как
формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа,
национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого
этикета, культуры межнационального общения.
Изучение русского языка в профессиональных образовательных организациях,
реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в
зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается через
содержание обучения, количество часов, выделяемых на изучение отдельных тем
программы, глубину их освоения студентами, через объем и характер практических
занятий, виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
При освоении профессий СПО и специальностей СПО технического, естественно научного, социально-экономического профилей профессионального образования русский
язык изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, при освоении
специальностей СПО гуманитарного профиля профессионального образования русский
язык изучается более углубленно как профильная учебная дисциплина, учитывающая
специфику осваиваемых профессий или специальностей.
При изучении русского языка на базовом уровне решаются задачи, связанные с
формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности.
6

Изучение русского языка как профильной учебной дисциплины предполагает
обеспечить более высокий уровень языковой подготовки обучающихся. Особое внимание
уделяется усвоению функциональных стилей речи и особенностям употребления
языковых единиц в соответствии с речевой ситуацией.
При углубленном изучении русского языка у студентов формируются умения и
навыки анализа коммуникативных характеристик речи, углубляются знания по культуре
речи. С этих позиций большое значение придается анализу единиц языка в речи,
использованию их в соответствии с речевой ситуацией и коммуникативной
целесообразностью, подробно рассматриваются такие вопросы, как лексическая и
грамматическая синонимия, роль и стилистическая функция порядка слов в предложении,
изобразительно-выразительные средства языка и др.
Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических
единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую
деятельность. Содержание учебной дисциплины ориентировано на синтез языкового,
речемыслительного и духовного развития студентов, включает перечень лингвистических
понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности
функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности,
которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, создаются
условия для успешной реализации деятельностного подхода к изучению русского языка.
Использование электронных образовательных ресурсов позволяет разнообразить
деятельность обучающихся, активизировать их внимание, повышает творческий
потенциал личности, мотивацию к успешному усвоению учебного материала,
воспитывает интерес к занятиям при изучении русского языка.
Реализация содержания учебного предмета «Русский язык» предполагает
соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса
русского языка на ступени основного общего образования. В то же время учебная
дисциплина «Русский язык» для профессиональных образовательных организаций СПО
обладает самостоятельностью и цельностью.
В разделе программы «Содержание учебного предмета» курсивом выделен
материал, который при изучении русского языка контролю не подлежит.
Изучение общеобразовательного учебного предмета «Русский язык» завершается
подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в
процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением
среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

7

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Русский язык» является частью обязательной предметной
области «Филология» ФГОС среднего общего образования.
В
профессиональных
образовательных
организациях,
реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП
СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Русский язык»
изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного
общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).
В учебных планах ППССЗ учебный предмет «Русский язык» входит в состав общих
общеобразовательных учебных предметов, формируемых из обязательных предметных
областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей
СПО соответствующего профиля профессионального образования.

8

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Освоение содержания учебного предмета «Русский язык» обеспечивает
достижение студентами следующих результатов:
личностных:
 воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и
отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении
веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
 понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
 осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского
языка как явления национальной культуры;
 формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
 способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных
высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения
поставленных коммуникативных задач;
 готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
 способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью,
потребность речевого самосовершенствования;
метапредметных:

владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением
(пониманием), говорением, письмом;

владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование
приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном
уровне;

применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях
межличностного и межкультурного общения;

готовность
и
способность
к
самостоятельной
информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;

умение извлекать необходимую информацию из различных источников:
учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации,
информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных,
коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
предметных:

сформированность понятий о нормах русского литературного языка и
применение знаний о них в речевой практике;

сформированность умений создавать устные и письменные монологические
и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на
материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах
общения;
9


владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;

владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной
и скрытой, основной и второстепенной информации;

владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

сформированность представлений об изобразительно-выразительных
возможностях русского языка;

сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;

способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы
и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных
устных и письменных высказываниях;

владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в
литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и
интеллектуального понимания;

сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы.
Выпускник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
Код
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07

Наименование общих компетенций
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам.
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности.
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с
учетом особенностей социального и культурного контекста.
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

Универсальные учебные действия /УУД/
Личностные УУД
 Самоопределение (мотивация учения,
формирование основ гражданской
идентичности личности).
 Смыслообразования( «какое
значение, смысл имеет для меня
учение», и уметь находить ответ на
него).
 Нравственно-этического
оценивания (оценивание
усваиваемого содержания, исходя из
10

Коммуникативные УУД
 Планирование (определение цели,
функций участников, способов
взаимодействия).
 Постановка вопросов (инициативное
сотрудничество в поиске и сборе
информации).
 Разрешение конфликтов (выявление,
идентификация проблемы, поиск и
оценка альтернативных способов
разрешения конфликта, принятие

социальных и личностных ценностей,
обеспечивающее личностный
моральный выбор).

решения и его реализация).
 Управление поведением партнёра
точностью выражать свои мысли
(контроль, коррекция, оценка действий
партнёра умение с достаточной полнотой
и точностью выражать свои мысли).
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Общеучебные
 Целеполагание (постановка учебной
задачи на основе соотнесения того, что
 - формулирование познавательной
цели;
уже известно и усвоено учащимися, и
того, что ещё неизвестно).
 - поиск и выделение информации;

Планирование
(определение
 - знаково-символические
последовательности промежуточных
 - моделирование
целей с учётом конечного результата;
Логические
составление плана и последовательности
 - анализ с целью выделения признаков
действий).
(существенных, несущественных)
 Прогнозирование (предвосхищение
 - синтез как составление целого из
результата и уровня усвоения, его
частей, восполняя недостающие
временных характеристик).
компоненты;

Контроль
(в форме сличения способа
 - выбор оснований и критериев для
действия и его результата с заданным
сравнения, сериации, классификации
эталоном с целью обнаружения
объектов;
отклонений и отличий от эталона)
 - подведение под понятие, выведение

Коррекция
(внесение необходимых
следствий;
дополнений и корректив в план и способ
 -установление причинно-следственных
действия в случае расхождения эталона,
связей;
реального действия и его продукта).
 - построение логической цепи

Оценка
(выделение и осознание
рассуждений;
учащимися того, что уже усвоено и что
 - доказательство;
ещё подлежит усвоению, осознание
 - выдвижение гипотез и их
качества и уровня усвоения).
обоснование.

Волевая
саморегуляция (способность к
Действия постановки и решения
мобилизации сил и энергии; способность
проблем:
к волевому усилию – к выбору в
 - формулирование проблемы;
ситуации мотивационного конфликта и к
 - самостоятельное создание способов
преодолению препятствий).
решения проблем творч0еского и
поискового характера.

11

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.
Язык и общество. Язык как развивающееся явление.
Язык как система. Основные уровни языка.
Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке
материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском
литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении профессий
СПО и специальностей СПО.
Практические занятия
Освоение общих закономерностей лингвистического анализа.
Выполнение заданий по обобщению знаний о современном русском языке как
науке и анализу методов языкового исследования.
1. Язык и речь. Функциональные стили речи
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность,
уместность употребления языковых средств.
Функциональные стили речи и их особенности.
Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный
стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.
Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.
Публицистический
стиль
речи,
его
назначение.
Основные
жанры
публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи.
Особенности построения публичного выступления.
Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование
изобразительно-выразительных средств и др.
Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое
целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте.
Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац
как средство смыслового членения текста.
Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).
Соединение в тексте различных типов речи.
Лингвостилистический анализ текста.
Практические занятия
Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи.
Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу).
Анализ структуры текста.
Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста.
Освоение видов переработки текста.
Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов.
Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на
лингвистическую.
2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография
Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение
буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в
стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.
Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения.
Произношение гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Использование
орфоэпического словаря.
12

Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс,
аллитерация.
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление
буквы ь. Правописание о/е после шипящих и ц. Правописание приставок на з- / с-.
Правописание и/ы после приставок.
Практические занятия
Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского
языка.
Сопоставление устной и письменной речи.
Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах
письменных текстов.
Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова.
Наблюдение над выразительными средствами фонетики.
3. Лексикология и фразеология
Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова.
Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как
выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их
употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов,
паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская,
заимствованная лексика, старославянизмы).
Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной
речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая
лексика.
Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы.
Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления
традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и
поговорки.
Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в
речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический
разбор.
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в
употреблении фразеологических единиц и их исправление.
Практические занятия
Лингвистическое исследование лексических и фразеологических единиц —
выведение алгоритма лексического анализа.
Наблюдение над функционированием лексических единиц в собственной речи,
выработка навыка составления текстов (устных и письменных) с лексемами различных
сфер употребления.
Лексический и фразеологический анализ слова. Подбор текстов с изучаемым
языковым явлением.
Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лексики.
Составление связного высказывания с использованием заданных лексем, в том
числе на лингвистическую тему.
4. Морфемика, словообразование, орфография
Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия
и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.
Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи.
Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об
этимологии. Словообразовательный анализ.
Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных
стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.
13

Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок при/ пре-. Правописание сложных слов.
Практические занятия
Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте.
Анализ одноструктурных слов с морфемами-омонимами; сопоставление слов с
морфемами-синонимами.
Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление
словообразовательной цепочки. Выработка навыка составления слов с помощью
различных словообразовательных моделей и способов словообразования.
Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах
письменных текстов.
Составление текстов (устных и письменных) с использованием однокоренных слов,
слов одной структуры.
Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ для понимания
внутренней формы слова, наблюдения за историческими процессами.
5. Морфология и орфография
Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма
и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в
построении текста.
Основные выразительные средства морфологии.
Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных.
Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание
окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных.
Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен
существительных в речи.
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных.
Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен
прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор
имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных.
Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.
Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и
других с существительными разного рода.
Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды
местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.
Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в
тексте. Синонимия местоименных форм.
Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных
окончаний глагола. Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола.
Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного
времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения
образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.
Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и
страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий.
Правописание не с причастиями. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных
прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным
оборотом. Морфологический разбор причастия.
Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.
Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий
совершенного и несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями.
Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.
Морфологический разбор деепричастия.
14

Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения
предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий.
Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий.
Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов.
Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи.
Синонимия наречий при характеристике признака действия.
Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.
Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов
категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в
речи.
Служебные части речи
Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных
предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.
Употребление
предлогов
в
составе
словосочетаний.
Употребление
существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.
Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы,
зато от слов-омонимов.
Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство
связи предложений в тексте.
Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц не и ни с
разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление
частиц в речи.
Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и
звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление
междометий в речи.
Практические занятия
Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии:
грамматические категории и грамматические значения; выведение алгоритма
морфологического разбора.
Наблюдение над значением словоформ разных частей речи и их функциями в
тексте.
Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и
синтаксических признаков слов разных частей речи.
Сопоставление лексического и грамматического значения слов.
Выявление нормы употребления сходных грамматических форм в письменной речи
обучающихся.
Образование слов и форм слов разных частей речи с помощью различных
словообразовательных моделей и способов словообразования и словоизменения;
использование способа разграничения слов-омонимов, принадлежащих к разным частям
речи.
Составление словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с
использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи.
Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах
письменных текстов.
Подбор текстов с определенными орфограммами и пунктограммами.
6. Синтаксис и пунктуация
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное
синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.
Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании.
Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение
словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.
15

Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания;
восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.
Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции
и роль порядка слов в предложении.
Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между
подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия
составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство
связи предложений в тексте.
Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство,
дополнение).
Роль второстепенных членов предложения в построении текста.
Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства
времени и места как средство связи предложений в тексте.
Односоставное и неполное предложение.
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.
Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.
Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и
двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях
речи. Использование неполных предложений в речи.
Односложное простое предложение. Предложения с однородными членами и
знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.
Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика
ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов.
Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление
определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление
приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного
оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения.
Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.
Знаки препинания при словах, грамматически несвязанных с членами
предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных
слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между
ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.
Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях
речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.
Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в
сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с
различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном
предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях
речи.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном
предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика
простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные
союзные и бессоюзные предложения).
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой
речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.
Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.
Практические занятия
Исследование текстов для выявления существенных признаков синтаксических
понятий, освоения основных научных положений о синтаксическом уровне современной
системы русского языка, ее нормах и тенденциях развития.
16

Наблюдение над существенными признаками словосочетания. Особенности
употребления словосочетаний.
Синонимия словосочетаний.
Наблюдение над существенными признаками простого и сложного предложения;
использование способа анализа структуры и семантики простого и сложного
предложения.
Анализ роли разных типов простых и сложных предложений в текстообразовании.
Сопоставление устной и письменной речи.
Наблюдение над функционированием правил пунктуации в образцах письменных
текстов.
Упражнения по синтаксической синонимии: двусоставное/односоставное
предложение, предложение с обособленными определениями и обстоятельствами /
сложноподчиненное
предложение
с
придаточными
определительными
и
обстоятельственными и др.
Анализ ошибок и недочетов в построении простого (сложного) предложения.
Составление схем простых и сложных предложений и составление предложений по
схемам.
Составление связного высказывания с использованием предложений определенной
структуры, в том числе на лингвистическую тему.
Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения.
Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
1. Русский язык среди других языков мира.
2. Языковые нормы.
3. Языковой портрет современника.
4. Молодежный сленг и жаргон.
5. Деятельность М. В. Ломоносова в развитии и популяризации русского
литературного языка.
6. А. С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка.
7. Русский литературный язык на рубеже XX—XXI веков.
8. Формы существования национального русского языка: русский литературный
язык, просторечие, диалекты, жаргонизмы.
9. Язык и культура.
10. Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской
устной речи.
11. Вопросы экологии русского языка.
12. Виды делового общения, их языковые особенности.
13. Языковые особенности научного стиля речи.
14. Особенности художественного стиля.
15. Публицистический стиль: языковые особенности, сфера использования.
16. Экспрессивные средства языка в художественном тексте.
17. СМИ и культура речи.
18. Устная и письменная формы русского языка и сферы их применения.
19. Стилистическое использование профессиональной и терминологической
лексики в произведениях художественной литературы.
20. Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.
21. Русское письмо и его эволюция.
22. Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.
23. Антонимы и их роль в речи.
24. Синонимия в русском языке. Типы синонимов. Роль синонимов в организации
речи.
25. Старославянизмы и их роль в развитии русского языка.
17

26. Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке.
27. В. И. Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка».
28. Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.
29. Исторические изменения в структуре слова.
30. Учение о частях речи в русской грамматике.
31. Грамматические нормы русского языка.
32. Лексико-грамматические разряды имен существительных (на материале
произведений художественной литературы).
33. Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на
примере лирики русских поэтов).
34. Категория наклонения глагола и ее роль в текстообразовании.
35. Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике.
36. Наречия и слова категории состояния: синтаксические функции, употребление.
37. Слова-омонимы в морфологии русского языка.
38. Роль словосочетания в построении предложения.
39. Односоставные предложения в русском языке.
40. Синтаксическая роль инфинитива.
41. Предложения с однородными членами и их функции в речи.
42. Обособленные члены предложения и их роль в организации текста.
43. Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций.
44. Монолог и диалог. Особенности построения и употребления.
45. Синонимика простых предложений.
46. Синонимика сложных предложений.
47. Использование сложных предложений в речи.
48. Способы введения чужой речи в текст.
49. Русская пунктуация и ее назначение.
50. Порядок слов в предложении и его роль в организации художественного текста

18

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания общеобразовательного учебного предмета «Русский
язык» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ) объем образовательной
нагрузки обучающихся составляет: - 63 часа; обязательная аудиторная нагрузка – 39
часов, в том числе практических занятий – 26 часов, 1 семестр – 17 часов, 2 семестр - 22
часа. Консультации – 18 часов, промежуточная аттестация – 6 часов.
№
Содержание курса
урока
Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи
Язык как средство общения. Признаки
1-2
функциональных стилей речи.
Практическое занятие №1. Официально3-4 деловой стиль речи. Жанры. Составление
документов
Практическое занятие №2.
5-6 Функционально – смысловые типы речи.
Текст, тема, основная мысль текста.
Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, графика,
орфография.
Практическое занятие №3. Фонетические
7-8 единицы. Роль ударения в стихотворной
речи.
Практическое занятие № 4
9-10 Орфоэпические нормы. Использование
орфоэпического словаря.
Раздел 3. Лексикология и фразеология.
Слово в лексической системе языка.
11-12 Омонимы, синонимы, антонимы,
паронимы.
Практическое занятие №5. Активный и
пассивный словарный запас. Особенности
13-14
русского речевого этикета. Фразеологизмы.
Афоризмы.
Повторение разделов русского языка и их
15-16 языковых единиц, роль единиц языка в
системе
17
Контрольная работа за 1 семестр
Раздел 4. Морфемика, словообразование,
орфография.
Понятие
морфемы.
Синонимия
и
18-19 антонимия
морфем.
Понятие
об
этимологии.
Практическая работа №6. Морфемный,
словообразовательный, этимологический
20-21
анализ. Работа с этимологическим словарём
русского языка
Практическое занятие №7. Правописание
22-23
гласных и согласных в корне слова.
19

Всего
часов
6

В т.ч. ПР

Уровень
освоения

4

2

2

2

2

3

2

2

2

4

4

2

2

1

2

2

2

4

2

2

2

2

2

2

2

2

1

3

8

6

2

2

2

2

2

2

2

2

Правописание
безударных
гласных,
звонких и глухих согласных. Употребление
«ь», правописание о/ё после шипящих и Ц.
Работа с дидактическим материалом.
Практическое занятие №8 Правописание
сложных слов, их использование в тексте.
Правописание
сложных
слов.
24-25
Распределение
слов
соответственно
заданной
таблице.
Морфологический
разбор.
Раздел 5. Морфология и орфография.
Имя существительное, имя прилагательное,
26-27
их употребление в речи.
Практическое занятие № 9. Имя
28-29 числительное, местоимение. Правописание.
Употребление в речи.
Практическое занятие №10. Глагол.
30-31 Причастие и деепричастие. Правописание.
Наречия, слова категории состояния
Раздел 6. Синтаксис и пунктуация.
Практическое занятие №11.
32-33 Словосочетание. Виды связи слов в
словосочетании. Разбор словосочетаний.
Практическое занятие №12. Простое
предложение. Грамматическая основа.
34-35
Главные
и
второстепенные
члены
предложения
Практическое занятие №13. Сложное
предложение.
Сложносочинённое
36-37 предложение,
сложноподчинённое,
бессоюзное
сложное
предложение.
Постановка знаков препинания
38-39 Контрольная работа
Итог:

20

2

2

6

4

2

2

1

2

2

2

2

2

2

6

6

2

2

3

2

2

2

2

2

2

26

3
-

2
39

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ
Содержание
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на
обучения
уровне учебных действий)
Введение

Извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о
языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры;

Характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка,
культуры и истории народа — носителя языка; анализировать
пословицы и поговорки о русском языке;

Составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение) в
устной или письменной форме;





Приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше
узнать историю и культуру страны;
Определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни
общества;
Вычитывать разные виды информации; проводить языковой разбор текстов;
извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем);
Преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского языка в
жизни человека

Язык и речь.

Выразительно читать текст, определять тему, функциональный тип
Функциональные речи, формулировать основную мысль художественных текстов;
стили речи

Вычитывать разные виды информации;

Характеризовать средства и способы связи предложений в тексте;












Фонетика,
орфоэпия,
графика,
орфография

Выполнять лингвостилистический анализ текста; определять авторскую
позицию в тексте; высказывать свою точку зрения по проблеме текста;
Характеризовать изобразительно-выразительные средства языка, указывать их
роль в идейно-художественном содержании текста;
Составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме на
основе проанализированных текстов; определять эмоциональный настрой текста;
Анализировать речь с точки зрения правильности, точности, выразительности,
уместности употребления языковых средств;
Подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых художественных
произведений;
Оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной
направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным задачам и
нормам современного русского литературного языка;
Исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими ин- формационными
сообщениями, докладами на учебно-научную тему;
Анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом
отдельных народов России и мира;
Различать тексты разных функциональных стилей (экстра- лингвистические
особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических
средств, типичных синтаксических конструкций);
Анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного),
публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи

 Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую
информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;
 Извлекать необходимую информацию из мультимедийных
орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в
различных видах деятельности;
 Строить рассуждения с целью анализа проделанной работы;
21

определять круг орфографических и пунктуационных правил, по
которым следует ориентироваться в конкретном случае;



Проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков,
характеристик, фактов и т. Д.;
Извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и
справочников; опознавать основные выразительные средства фонетики
(звукопись)

и  Аргументировать различие лексического и грамматического
значения слова; опознавать основные выразительные средства
лексики и фразеологии в публицистической и художественной
речи и оценивать их;
 Объяснять особенности употребления лексических средств в
текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать
необходимую информацию из лексических словарей разного типа
(толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших
слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) И
справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту
информацию в различных видах деятельности;
 Познавать основные виды тропов, построенных на переносном
значении слова (метафора, эпитет, олицетворение)
Морфемика,
 Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его
словообразование,
из текста;
орфография
 Проводить морфемный, словообразовательный, этимологический,
орфографический анализ;
 Извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из
таблиц, схем учебника;
Лексикология
фразеология






Морфология
орфография

и  Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его
из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли;
 Проводить морфологический, орфографический, пунктуационный
анализ;
 Извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из
таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа
проделанной работы;





Синтаксис

Характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные
гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
Опознавать основные выразительные средства словообразования в
художественной речи и оценивать их;
Извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и
этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
Использовать этимологическую справку для объяснения правописания и
лексического значения слова

и


Определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым
следует ориентироваться в конкретном случае;
Проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков,
характеристик, фактов и т. Д.; подбирать примеры по теме из художественных
текстов изучаемых произведений;
Составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной
или письменной форме; анализировать текст с целью обнаружения изученных
понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;
Извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и
справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе
письма; определять роль слов разных частей речи в текстообразовании

Наблюдать изучаемое языковое явление, анализировать с точки
22

пунктуация

зрения текстообразующей роли, проводить языковой разбор
(фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный,
этимологический,
морфологический,
синтаксический,
орфографический, пунктуационный); Комментировать
ответы
товарищей;

Извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из
таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа
проделанной работы; определять круг орфографических и
пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться,
анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий
орфограмм, пунктограмм;

Составлять
синтаксические
конструкции
(словосочетания,
предложения) по опорным словам, схемам, заданным темам,
соблюдая основные синтаксические нормы;









Проводить синтез и анализ с целью обобщения признаков, характеристик,
фактов, подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых
произведений;
Определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании; находить в
тексте стилистические фигуры;
Составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в
устной и письменной форме.
Извлекать необходимую информацию из
мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту
информацию в процессе письма;
Производить синонимическую замену синтаксических конструкций;
Составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной
или письменной форме;
Пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками;
определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях;
Составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам

23

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Для реализации освоение программы учебного предмета «Русский язык» в
кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого участники
образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по русскому
языку, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения
программы учебной дисциплины «Русский язык» входят:
 многофункциональный комплекс преподавателя;
 наглядные электронные пособия (комплекты учебных таблиц, схем, плакатов и
др.);
 информационно-коммуникативные средства;
 экранно-звуковые пособия;
 комплект технической документации, в том числе паспорта на средства
обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
 библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК),
обеспечивающие освоение учебного материала по русскому языку.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Русский язык и литература.
Русский язык» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам
по русскому языку и литературе, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет
(электронным книгам, практикумам, тестам, и др.).

24

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА

Раздел
Раздел 1.
Язык и речь.
Функциональные
стили речи.

Раздел 2.
Фонетика,
орфоэпия, графика,
орфография.

Раздел 3.
Лексика и
фразеология.

Результат
освоения учебной
дисциплины
Уметь:
Полное освоение
- анализировать текст содержания,
(Лингвостилистическ умений, знаний,
ий, стилистический,
общих
речеведческий анализ компетенций
текста).
(ОК1-ОК7),
- Составлять тексты
УУДразных
Личностные.
функциональных
Познавательные.
типов.
Коммуникативные
Знать:
Основные
требования к речи,
функциональные
стили речи и их
особенности,
признаки, структура
текста.
Уметь:
Полное освоение
наблюдать над
содержания,
функционированием умений, знаний,
правил орфографии и общих
пунктуации в
компетенций
образцах письменных (ОК1-ОК7),
текстов,
УУДосуществлять
Познавательные.
фонетический,
Коммуникативные
орфоэпический и
графический анализ
слова.
Знать:
фонетические
единицы,
орфоэпические,
орфографические
нормы.
Уметь:
Полное освоение
находить речевые
содержания,
ошибки в
умений, знаний,
употреблении
общих
лексических и
компетенций
фразеологических
(ОК1-ОК7),
единиц и их
УУДисправлять,
Личностные,
составлять связные
Познавательные.
Знать/уметь

25

Методы, формы, оценка
Практическое занятие
№1(составление текста
договора).
Практическое занятие
№2(лингвостилистически
й анализ текста).
Текущий контроль
(устный-связное
высказывание)
Критерии оценивания
практической работы,
связного высказывания.

Практическое занятие
№3, №4 (работа с
дидактическим
материалом).
Текущий опрос
(письменные
рассуждения с целью
анализа проделанной
работы).
Критерии оценивания
практической работы,
рассуждения с целью
анализа проделанной
работы.

Практическое занятие №5
(работа с дидактическим
материалом).
Лексические и
фразеологические нормы.
Лексические ошибки и их
исправление.
Контрольная работа за 1
семестр.

Раздел 4.
Морфемика,
словообразование,
орфография.

Раздел 5.
Морфология и
орфография.

высказывания с
использованием
заданных лексем,
фразеологизмов в
том числе на
лингвистическую
тему.
Знать:
лексическую
систему русского
языка, особенности
фразеологизмов.
Уметь:
делать морфемный,
словообразовательны
й, этимологический
анализ для
понимания
внутренней формы
слова, наблюдать за
историческими
процессами
Знать:
понятие морфемы
как значимой части
слова, способы
словообразования.
Правописание
чередующихся
гласных в корнях
слов. Правописание
приставок при- / пре-.
Правописание
сложных слов.
Уметь:
Исследовать текст с
целью освоения
основных понятий
морфологии, делать
морфологический
разбор частей речи,
подбирать тексты с
определенными
орфограммами,
составлять тексты на
лингвистическую
тему
Знать:
Грамматические
признаки слова,
знаменательные и
незнаменательные

коммуникативные

Текущий опрос (устныйвыступление перед
аудиторией с небольшими
информационными
сообщениями)
Критерии оценивания
практической работы,
небольшого
информационного
сообщения.

Полное освоение
содержания,
умений, знаний,
общих
компетенций
(ОК1-ОК7),
УУДПознавательные,
Коммуникативные
.

Практическое занятие №6
(работа с таблицей).
Текущий контроль
(устный-опознать
изучаемое языковое
явление из текста)
Критерии оценивания
опознания изучаемого
языкового явления из
текста.

Полное освоение
содержания,
умений, знаний,
общих
компетенций
(ОК1-ОК7),
УУДПознавательные,
коммуникативные.

Практическое занятие №7
(работа по образцу,
схеме).
Проверочная работа по
разделу.
Текущий опрос
(монологическое
высказывание)
Критерии оценивания
монологического
высказывания,
практической,
проверочной работы.

26

Раздел 6.
Синтаксис и
пунктуация.

части речи и их роль
в построении текста.
Основные
выразительные
средства
морфологии.
Уметь:
Анализировать
ошибки и недочеты в
построении простого
(сложного)
предложения,
составлять схемы
простых и сложных
предложений и
составлять
предложения по
схемам, составлять
связные
высказывания с
использованием
предложений
определенной
структуры, в том
числе на
лингвистическую
тему.
Знать:
Основные единицы
синтаксиса:
словосочетание,
предложение,
сложное
синтаксическое
целое, основные
выразительные
средства
синтаксиса.

Полное освоение
содержания,
умений, знаний,
общих
компетенций
(ОК1-ОК7),
УУД –
Личностные.
Познавательные.
Коммуникативные
.

27

Практическое занятие №8
(работа по образцу,
схеме).
Практические занятия
№9, №10 (работа с
дидактическим
материалом).
Контрольная работа за 2
семестр (письменные
контрольные задания).
Текущий контроль
(составлять связное
высказывание с
использованием
предложений
определенной структуры,
в том числе на
лингвистическую тему).
Критерии оценивания
связного высказывания
на лингвистическую тему
в устной форме,
практической,
контрольной работы.

Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего контроля
производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица)
Процент результативности
(правильных ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70

Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
не удовлетворительно

28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Для студентов
Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык: учебник для учреждений сред.
проф. образования. — М., 2014.
Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А. Русский язык и литература.
Русский язык (базовый уровень). 10—11 классы: в 2 ч. — М., 2014.
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120ФЗ, от 02.07.2013
№ 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11ФЗ,
от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от
04.06.2014
№ 148-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 №
145-ФЗ).
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»
(зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №
413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих
кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по
организации получе ния среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного
общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального
образования».
Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для
учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10—11 классы:
учебник для общеобразовательных учреждений. — М., 2010.
Львова С. И. Таблицы по русскому языку. — М., 2010.
Пахнова Т. М. Готовимся к устному и письменному экзамену по русскому языку.
— М., 2011.
Словари
Горбачевич К. С. Словарь трудностей современного русского языка. — СПб., 2003.
Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность
русской речи.
Стилистический словарь вариантов. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2001.
Иванова О. Е., Лопатин В. В., Нечаева И. В., Чельцова Л. К. Русский
орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт
русского языка им. В. В. Виноградова / под ред. В. В. Лопатина. — 2-е изд., испр. и
доп. — М., 2004.
Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. — М., 2008.
Лекант П. А., Леденева В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. —
М., 2005.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.
Ожегов С. И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических
выражений. — 25-е изд., испр. и доп. /под общ. ред. Л. И. Скворцова. — М., 2006.
29

Розенталь Д. Э., Краснянский В. В. Фразеологический словарь русского языка. —
М., 2011.
Скворцов Л. И. Большой толковый словарь правильной русской речи. — М., 2005.
Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. — М., 2006.
Через дефис, слитно или раздельно?: словарь-справочник русского языка / сост.
В. В. Бурцева. — М., 2006.
Интернет-ресурсы
www. uchportal. ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы,
тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и
литературе).
www. Ucheba. com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www. uroki. ru)
www. metodiki.ru (Методики).
www. posobie. ru (Пособия).
www. it-n. ru/communities. aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей.
Ин- формационные технологии на уроках русского языка и литературы).
www. prosv. ru/umk/konkurs/info. aspx?ob_no=12267 (Работы победителей конкурса
«Учи- тель — учителю» издательства «Просвещение»).
www. spravka. gramota. ru (Справочная служба русского языка). www.
slovari.
ru/dictsearch
(Словари.
ру). www. gramota. ru/class/coach/tbgramota (Учебник
грамоты). www. gramota. ru (Справочная служба).
www. gramma. ru/EXM (Экзамены. Нормативные документы).

30

ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Практические занятия по русскому языку
№
№1
№2

Официально-деловой
стиль
речи.
Жанры.
Составление документов
Функционально – смысловые типы речи. Текст, тема,
основная мысль текста.

№3

Фонетические
единицы.
стихотворной речи.

№4

Орфоэпические
нормы.
орфоэпического словаря.

№5
№6

№7

№8

Кол-во
часов

Тема занятия, содержание работ

Роль

ударения

в

Использование

Активный
и
пассивный
словарный
запас.
Особенности
русского
речевого
этикета.
Фразеологизмы. Афоризмы.
Морфемный,
словообразовательный,
этимологический анализ. Работа с этимологическим
словарём русского языка
Правописание гласных и согласных в корне слова.
Правописание безударных гласных, звонких и глухих
согласных. Употребление «ь», правописание о/ё
после шипящих и Ц. Работа с дидактическим
материалом..
Правописание сложных слов, их использование в
тексте. Правописание сложных слов. Распределение
слов
соответственно
заданной
таблице.
Морфологический разбор.
местоимение.

Правописание

2
2
2

2

2

Выполненное
задание

2

Текст с
выделенными
орфограммами

2

Составленная
таблица

№10

Глагол, причастие и деепричастие. Правописание
наречия. Слова категории состояния.

2

№11

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.
Разбор словосочетаний.

2

31

Составленный
текст
Анализ
стихотворного
текста
Произношение
слов с учётом
ударения
Выполненное
задание

Имя числительное,
частей речи

Простое предложение. Грамматическая основа.
Главные и второстепенные члены предложения
Сложное
предложение.
Сложносочинённое
предложение,
сложноподчинённое,
бессоюзное
№13
сложное
предложение.
Постановка
знаков
препинания
ИТОГ:

Текст договора

2

№9

№12

Отчёт

2

2

2
26

Распределение
слов по частям
речи
Выполненное
задание
Текст с
использованием
словосочетаний
Разбор простых
предложений
Записанный текст
с
использованными
числительными


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».