РП 2021Реш.ин.зад.13.02.11

Рабочая программа элективного курса разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
(далее ФГОС СПО) по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание
электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)», приказ Минобрнауки
России № 1196 от 07 декабря 2017 г.
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»
Разработчик: Быкова Надежда Александровна, преподаватель спецдисциплин
ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»

2

СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

4
8
13
15

3

1
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ

1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа элективного курса Решение инженерных задач по
электронике и вычислительной технике является частью образовательной
программы частью общеобразовательного цикла основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.11
«Техническая
эксплуатация
и
обслуживание
электрического
и
электромеханического оборудования (по отраслям)». Знания, умения и
компетенции, приобретенные обучающимися при изучении данного элективного
курса,
будут
использованы
ими
в
дальнейшем
при
изучении
общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей.
1.2 Место элективного курса в структуре образовательной программы:
общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи элективного курса – требования к результатам
освоения курса
Цели курса: актуализация процессов личностного и профессионального
самоопределения обучающихся благодаря получению первоначальных знаний о
своей будущей специальности в области инженерной деятельности; успешная
адаптация обучающихся в техникуме.
Задачи курса: знакомство обучающихся с понятиями, характеризующими
их будущую профессиональную деятельность через интеграцию и применение
знаний из области физики, электротехники, электроники, схемотехники,
информатики, программирования для создания реальных устройств.
В результате изучения элективного курса обучающийся должен:
иметь представление о методах расчета задач в области электроники и
вычислительной техники, о пакетах прикладных программ для работы на
современных персональных компьютерах, используемых
для решения
электротехнических задач.
уметь осознанно решать задачи по электронике и вычислительной технике,
выбирать и применять метод решения задачи, описывать алгоритм решения,
применять компьютеры при решении инженерных задач
знать основные этапы решения задач по электронике и вычислительной
технике, основные приемы и методы решения инженерных задач, связанных с
профессиональной деятельностью, возможности аппаратных и программных
средств при решении технических задач.
Освоение содержания элективного курса Решение инженерных задач по
электронике и вычислительной технике обеспечивает достижение обучающимися
следующих результатов:
4

личностных результатов:

сознательное
самоопределение
обучающегося
относительно
инженерного профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;

сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей;

развитие интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта
самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации
при решении инженерных задач по электронике и вычислительной технике;

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность
к самостоятельному поиску методов решения практических задач (в области
электроники и инфокоммуникаций), применению различных методов познания;

мотивация образовательной деятельности обучающихся как основы
саморазвития и совершенствования личности (формирование у учащихся интереса к
продолжению образования и для последующей вузовской подготовки).
метапредметных результатов:
1) Регулятивные универсальные учебные действия:

способность воспринимать широкий обзор новой области знания и
использовать при решении инженерных задач по электронике и вычислительной
технике;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения инженерных задач по электронике и вычислительной технике;

составление плана и последовательности действий при решении
инженерных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией и в случае
получения результата, отличного от ожидаемого;

способность устанавливать
связи между общими законами и
понятиями, преподаваемыми в школе, и прикладными навыками решения
практических инженерных задач.
2) Познавательные универсальные учебные действия:

умение устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии)
и делать выводы;

умение анализировать задачу по электронике и вычислительной
технике;

анализировать полученный ответ;

классифицировать предложенную задачу;

5


владение основными алгоритмами решения задач, различными
методами, приемами решения задач;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

владение навыком смыслового чтения.

умение
формировать
единую
содержательную
картину
из
разноаспектных сведений, полученных из разных источников получения
информации и использовать для решения инженерных задач по электронике и
вычислительной технике;
3) Коммуникативные универсальные учебные действия:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с преподавателем и сверстниками при решении инженерных задач по
электронике и вычислительной технике;

умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение на
основе согласования позиций;

умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих мыслей, планирования и регуляции
своей деятельности, проговаривать вслух решение задачи;

владение устной и письменной речью на техническую тематику,
монологической контекстной речью.
предметных результатов:

сформированность представлений о роли и значении инженерного
образования для решения задач, возникающих в теории и на практике;

сформированность
представления
о
методиках
проектно-исследовательской и конструкторской деятельности для решения
инженерных задач;

сформированность представления об использовании инженерного
оборудования при решении задач по электронике и вычислительной технике.

сформированность системы знаний об основных понятиях и элементах
электроники и вычислительной техники;

сформированность умения решать задачи по электростатике,
электротехнике, информатике и программированию с использованием полученных
знаний и навыков;

сформированность умения решать теоретические задачи в области
физики (раздел «Электричество»), электроники и инфокоммуникаций;
 сформированность умения решать практические ситуационные, или
практико-ориентированные, задачи в указанных областях, в том числе на конкурсах
и олимпиадах (особое внимание уделяется мероприятиям, проводимым для
школьников Высшей школой экономики: конкурсу исследовательских и проектных
работ «Высший пилотаж», научно-практической конференции «Инженеры
будущего», межрегиональной олимпиаде «Высшая проба», Московской
предпрофессиональной олимпиаде).
6

В результате изучения элективного курса обучающийся должен освоить
общие компетенции:
Код
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ОК 9
ОК 10

Наименование общих компетенций
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно
к различным контекстам
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие.
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного
контекста.
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях.
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном
языках

1.4 Количество часов, отводимое на освоение элективного курса
Объем образовательной нагрузки составляет 76 академических часа, в том
числе:
- контактной (аудиторной) работы: 76 часов.

7

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
2.1 Объем элективного курса и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной нагрузки элективного курса

76

в том числе:
теоретическое обучение

34

практические занятия

22

лабораторные работы

20

Промежуточная аттестация в форме:

текущий контроль

8

2.2 Тематический план и содержание элективного курса Решение инженерных задач по электронике и вычислительной
технике

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся

1
Введение

2
Содержание учебного материала
1
Характеристика элективного курса, его место и роль в системе получаемых
знаний. Связь с другими учебными дисциплинами. Интеллект, интеллектуальный
труд. Творческие уровни инженерного труда.

Раздел 1. Особенности инженерной деятельности и роль инженера в современном мире
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Инженерная
1
Зарождение инженерной деятельности, ее сущность и функции. Развитие
деятельность
инженерной деятельности, профессии инженера и технического образования.
Особенности инженерной деятельности в индустриальном и
постиндустриальном обществе. Особенности становления и развития
инженерной деятельности и профессии инженера в России. Вклад
отечественных ученых в развитие инженерных наук. Актуальные инженерные
проблемы XXI века. Понятие «профессиональный инженер»: требования к
профессиональным инженерам.
Практическое занятие 1
1
Профессиональные особенности деятельности инженера-энергетика
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
Системное мышление
1
Система подходов в инженерном творчестве.
как основа
Системный подход к решению инженерных задач.
инженерного
Системное противоречие как основа развития техники
творчества

Объем часов

3
2

2

Коды
компетенций,
формировани
ю которых
способствует
элемент
программы
4
ОК1-ОК7,
ОК9, ОК10

ОК1-ОК7,
ОК9, ОК10

2
2

ОК1-ОК7,
ОК9, ОК10

9

Тема 1.3.
Системология
инженерных задач и
методов технического
творчества
Тема 1.4.
Эвристические
методы технического
творчества
Тема 1.5.
Метод, алгоритм
решения
изобретательских
задач
Тема 1.6
Информационноинтеллектуальная
инфраструктура
инженерного
творчества
Тема 1.7
Интеллектуальная
собственность

Тема 1.8
Инновационная
инженерная
деятельность

Практическое занятие 2
Инженерное творчество и проблемы современного инженерного образования

2

Содержание учебного материала
1
Техническая потребность и классификация технических задач
Практическое занятие 3
Мышление прорыва в инженерном творчестве

2

Содержание учебного материала
1 Классификация методов. Метод мозгового штурма. Метод контрольных вопросов.
Метод морфологического анализа.
Практическое занятие 4
Методы и приемы активизации творчества
Содержание учебного материала
1
Сущность и базовые понятия. Виды идеальных технических объектов. Алгоритм
решения задачи
Практическое занятие 5
Приемы устранения системных противоречий
Содержание учебного материала
1 Системология инженерных знаний. Экспертные методы в инженерном творчестве
Практическое занятие 6
Экспертные методы в инженерном творчестве

2

Содержание учебного материала
Понятие интеллектуальной собственности.
1 Авторы и патентообладатели.
Охрана изобретения
Практическое занятие 7
Законодательство РФ в части интеллектуальной собственности
Содержание учебного материала
1
Инновация: понятие и сущность.
Инновационные процессы и проекты.
Практическое занятие 8
Мировые тенденции научно-технического развития

2

ОК1-ОК7,
ОК9, ОК10

2
ОК1-ОК7,
ОК9, ОК10

2
2

ОК1-ОК7,
ОК9, ОК10

2
2

ОК1-ОК7,
ОК9, ОК10

2

ОК1-ОК7,
ОК9, ОК10

2
2

ОК1-ОК7,
ОК9, ОК10

2
10

Раздел 2. Электроника
Тема 2.1
Электроника как
отрасль науки и
техники
Тема 2.2
Виды
инженерных
задач по
электронике и
методы их
решения

Содержание учебного материала
Физические основы электронных приборов. Элементная база электроники.
1 Биполярные транзисторы. Полевые транзисторы. Оптоэлектронные приборы.

Содержание учебного материала
1 Классификация видов инженерных задач по электронике. Методы их решения.
Применение современных прикладных программ при их решении
Лабораторная работа 1
Исследование полупроводниковых диодов в среде Electronic Workbench
Лабораторная работа 2
Исследование биполярного транзистора в среде Electronic Workbench
Лабораторная работа 3
Исследование однофазных схем выпрямителей в среде Electronic Workbench
Раздел 3. Вычислительная техника
Тема 3.1
Содержание учебного материала
Основы
1 Основные сведения об электронно-вычислительной технике. Виды информации и
вычислительной
способы представления её в ЭВМ
техники
Практическое занятие 9

2

ОК1-ОК7,
ОК9, ОК10

4

ОК1-ОК7,
ОК9, ОК10

2
2
2

2

ОК1-ОК7,
ОК9, ОК10

2

Выполнение действий в различных системах счисления средствами электронных таблиц
Тема 3.2
Арифметические и
логические операции
вычислительной
техники

Содержание учебного материала
1 Поразрядные и сдвиговые операции над двоичными кодами. Арифметические
операции над двоичными кодами. Логические функции алгебры логики ЭВТ
Практическое занятие 10
Выполнение арифметико-логических операций средствами электронных таблиц
Лабораторная работа 4
Изучение логических функций средствами программы LogoSim
Лабораторная работа 5
Минимизация логических функций в среде Electronic Workbench

2

ОК1-ОК7,
ОК9, ОК10

2
2
2

11

Тема 3.3
Типовые элементы и
комбинационные
цифровые устройства
вычислительной
техники

Содержание учебного материала
1 Поразрядные и сдвиговые операции над двоичными кодами. Арифметические
операции над двоичными кодами. Логические функции алгебры логики ЭВТ.
Логические элементы ЭВТ. Типовые комбинационные цифровые устройства.
Классификация и основные параметры. Методика анализа и синтеза
комбинационных цифровых схем. Шифраторы и дешифраторы. Коммутаторы,
мультиплексоры и демультиплексоры. Компараторы и инкременторы Сумматоры.
Практическое занятие 11
Построение цифровых электронных схем, реализующих логических функции.
Тема 3.4
Содержание учебного материала
Виды
1 Классификация видов инженерных задач по вычислительной технике. Методы их
инженерных
решения. Применение современных прикладных программ при их решении
задач по
Лабораторная работа 6
вычислительной
Исследование работы шифратора и дешифратора в среде Electronic Workbench
технике и методы
Лабораторная работа 7
их решения
Исследование работы мультиплексора в среде Electronic Workbench
Лабораторная работа 8
Исследование работы сумматора в среде Electronic Workbench
Лабораторная работа 9
Исследование работы триггеров и счетчиков в среде Electronic Workbench
Контрольная работа №1
Всего

2

ОК1-ОК7,
ОК9, ОК10

2
4

ОК1-ОК7,
ОК9, ОК10

2
2
2
2
2
76

12

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРАСА

РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ

3.1 Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Лаборатория электроники
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- доска меловая (магнитная)
комплект
учебно-наглядных
пособий
«Электроника
и
вычислительная техника»;
- измерительные приборы;
- лабораторный стенд «Основы электроники»
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением общего и
профессионального назначения;
- мультимедийный проектор;
- экран (антибликовый).
3.2 Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в
образовательном процессе
3.2.1 Печатные издания
Основные источники:
1
Синдеев Ю.Г. Электротехника с основами электроники:
учеб.пособие для студ.учреждений сред.проф.образования. – Ростов н/Д.:
ООО «Феникс», 2018. – 407 с.
2
Гальперин М.В. Электротехника и электроника: учебник для
студ.учреждений сред.проф.образования. – М.:Форум, НИЦ ИНФРА-М,
2016. - 480 с.
3
Мартына,Т.Л. Вычислительная техника : учеб. пособие / Т.Л.
Партыка, И.И. Попов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : ФОРУМ ;
ИНФРА-М, 2019. — 445 с.

13

Дополнительные источники:
1
Фуфаева Л.И. Электротехника: учебник для студ.учреждений
сред. проф. образования. – 2-е изд. – М.:Издательский центр «Академия»,
2009. – 384 с.
2
Полещук В.И. Задачник по электронике: практикум для
студ.учреждений сред.проф.образования. – 2-е изд. – М: Издательский центр
«Академия», 2011. – 160 с.
3
Немцов М.В. Электротехника и электроника: учебник для
студ.образоват.учреждений сред.проф.образования. – М.: Издательский
центр «Академия», 2007. 432 с.
4
Морозова Н.Ю. Электротехника и электроника /учебник для
студ.учреждений сред. проф.образования – 5 изд, - М.: Издательский центр
«Академия», 2013. – 288 с.
5
Горошков Б.И., Горошков А.Б. Электронная техника:
учеб.пособие для студ. сред. проф. образования. – 3-е изд.- М:Издательский
центр «Академия», 2011. – 320 с.
3.2.2 Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Электронный ресурс книг по теоретическим основам
электротехники Форма доступа: http://www.toroid.ru/toe.html
2. Электронный
ресурс
«Электронная
электротехническая
библиотека». Форма доступа: http://www.electrolibrary.info/
3. Электронный ресурс «Электрик.Электричество и энергетика».
Форма доступа: http://www.electrik.org/
4. Электронный ресурс «Новости электротехники». Форма доступа:
http://news.elteh.ru/
5. Электронный ресурс «Новости электротехники». Форма доступа:
http://netelectro.ru/
6. Электронный ресурс «Псоледниеавтоновости России ». Форма
доступа: http://www.informelectro.ru/
7. Электронный ресурс «Научно-технический каталог». Форма
доступа: http://www.lfpti.ru/lp_electronic.htm

14

4 КОНТРОЛЬ И
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Умения
осознанно
решать
задачи
по
электронике
и
вычислительной
технике, выбирать и применять
метод решения задачи, описывать
алгоритм
решения,
применять
компьютеры
при
решении
инженерных задач
Знания
основные этапы решения задач по
электронике
и
вычислительной
технике, основные приемы и методы
решения
инженерных
задач,
связанных
с
профессиональной
деятельностью,
возможности
аппаратных и программных средств
при решении технических задач.

В
соответствии
с
универсальной шкалой
оценивания не ниже 70%
правильных ответов

Тестирование,
фронтальный опрос,
решение ситуационных
задач
Текущий контроль в
форме защиты
практических и
лабораторных работ

Успешность освоения
знаний соответствует
выполнению следующих
требований
- обучающийся свободно
владеет теоретическим
материалом,
без
затруднений излагает его
и
использует
на
практике,
- знает оборудование
- правильно выполняет
технологические
операции
владеет
приемами
самоконтроля
- соблюдает правила
безопасности

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».