Рабочая программа элективного курса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)», приказ Минобрнауки России № 1196 от 07 декабря 2017 г. Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» Разработчик: Мельцов Иван Дмитриевич, преподаватель спецдисциплин ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» 2 СОДЕРЖАНИЕ 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА 4 8 13 16 3 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 1.1 Область применения рабочей программы Рабочая программа элективного курса Основы мехатроники является частью образовательной программы частью общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)». Знания, умения и компетенции, приобретенные обучающимися при изучении данного элективного курса, будут использованы ими в дальнейшем при изучении общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей. 1.2 Место элективного курса в структуре образовательной программы: общеобразовательный цикл. 1.3. Цели и задачи элективного курса – требования к результатам освоения курса Цели курса: актуализация процессов личностного и профессионального самоопределения обучающихся благодаря получению первоначальных знаний о своей будущей специальности в области инженерной деятельности; успешная адаптация обучающихся в техникуме. Задачи курса: знакомство обучающихся с понятиями, характеризующими их будущую профессиональную деятельность через интеграцию и применение знаний из области физики, электротехники, информатики для создания реальных устройств. В результате изучения элективного курса обучающийся должен: иметь представление о методах решения задач в области мехатроники и робототехники, о пакетах прикладных программ для работы на современных персональных компьютерах, используемых для решения данных задач. уметь осознанно решать задачи по построению мехатронных устройств, выбирать и применять метод решения задачи, описывать алгоритм решения, применять компьютеры при решении инженерных задач знать основные этапы решения задач по электронике и вычислительной технике, основные приемы и методы решения инженерных задач, связанных с профессиональной деятельностью, возможности аппаратных и программных средств при решении технических задач. Освоение содержания элективного курса Решение инженерных задач по электронике и вычислительной технике обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов: 4 личностных результатов: сознательное самоопределение обучающегося относительно инженерного профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности; сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; развитие интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации при решении инженерных задач по электронике и вычислительной технике; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач (в области электроники и инфокоммуникаций), применению различных методов познания; мотивация образовательной деятельности обучающихся как основы саморазвития и совершенствования личности (формирование у учащихся интереса к продолжению образования и для последующей вузовской подготовки). метапредметных результатов: 1) Регулятивные универсальные учебные действия: способность воспринимать широкий обзор новой области знания и использовать при решении инженерных задач по электронике и вычислительной технике; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения инженерных задач по электронике и вычислительной технике; составление плана и последовательности действий при решении инженерных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией и в случае получения результата, отличного от ожидаемого; способность устанавливать связи между общими законами и понятиями, преподаваемыми в школе, и прикладными навыками решения практических инженерных задач. 2) Познавательные универсальные учебные действия: умение устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение анализировать задачу по электронике и вычислительной технике; анализировать полученный ответ; классифицировать предложенную задачу; 5 владение основными алгоритмами решения задач, различными методами, приемами решения задач; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; владение навыком смыслового чтения. умение формировать единую содержательную картину из разноаспектных сведений, полученных из разных источников получения информации и использовать для решения инженерных задач по электронике и вычислительной технике; 3) Коммуникативные универсальные учебные действия: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками при решении инженерных задач по электронике и вычислительной технике; умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение на основе согласования позиций; умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, планирования и регуляции своей деятельности, проговаривать вслух решение задачи; владение устной и письменной речью на техническую тематику, монологической контекстной речью. предметных результатов: сформированность представлений о роли и значении инженерного образования для решения задач, возникающих в теории и на практике; сформированность представления о методиках проектно-исследовательской и конструкторской деятельности для решения инженерных задач; сформированность представления об использовании инженерного оборудования при решении задач моделированию мехатронных устройств. сформированность системы знаний об основных понятиях и элементах мехатронных устройств; сформированность умения решать теоретические задачи в области мехатроники и робототехники; сформированность умения решать практические ситуационные, или практико-ориентированные, задачи в указанных областях, в том числе на конкурсах и олимпиадах (особое внимание уделяется мероприятиям, проводимым для школьников Высшей школой экономики: конкурсу исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж», научно-практической конференции «Инженеры будущего», межрегиональной олимпиаде «Высшая проба», Московской предпрофессиональной олимпиаде). 6 В результате изучения элективного курса обучающийся должен освоить общие компетенции: Код ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 9 ОК 10 Наименование общих компетенций Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках 1.4 Количество часов, отводимое на освоение элективного курса Объем образовательной дисциплины составляет 76 академических часа, в том числе: - контактной (аудиторной) работы: 76 часа. 7 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА 2.1 Объем элективного курса и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Объем образовательной нагрузки элективного курса 76 в том числе: теоретическое обучение 46 практические занятия 30 Промежуточная аттестация в форме: текущий контроль 8 2.2 Тематический план и содержание элективного курса Основы мехатроники Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов 1 2 3 Содержание учебного материала Основные понятия, термины и категории мехатроники. Тенденции и стадии НТР. МикроВведение 1 и макроциклы. Виды технических систем. Этапы развития мехатроники. Показатели качества и требования к мехатронным объектам. Раздел 1. Основы механотроники Содержание учебного материала Тема 1.1. Общая концепция построения и компоненты мехатронной системы. Синергетический Принципы построения 1 подход. Интеллектуальные технические системы. Человек как мехатронная система. и элементная база Практическое занятие 1 мехатронных систем 1 Структура и принципы функционирования автоматизированной технологической линии Содержание учебного материала Тема 1.2. Основные понятия системологии. Системотехника. Принципы системного подхода. Системность в 1 Классификация систем. Структурные модели. Процессы декомпозиции и агрегатирования. мехатронике. Этапы синтеза систем. Содержание учебного материала Тема 1.3. Понятие и способы управления. Программное управление. Автоматическое Управление регулирование. Параметрическая и структурная адаптация. Интеллектуальное мехатронными 1 управление. Законы управления. Уровни интеллектуализации мехатронных систем. объектами Принцип конфигурируемого управления. Пределы аппаратной и программной централизации. Вопросы теории автоматического управления. PID управление. Содержание учебного материала Тема 1.4. Понятие отказа. Характеристики случайных величин. Основные уравнения надёжности. Надёжность 1 Вероятность безотказной работы различных видов систем. мехатронных систем Практическое занятие 2 2 2 Коды компетенций, формировани ю которых способствует элемент программы 4 ОК1-ОК7, ОК9, ОК10 ОК1-ОК7, ОК9, ОК10 2 2 ОК1-ОК7, ОК9, ОК10 2 ОК1-ОК7, ОК9, ОК10 2 ОК1-ОК7, ОК9, ОК10 2 9 Виды отказов. Показатели надёжности. Содержание учебного материала Этапы и стадии проектирования. Жизненный цикл изделий. Методы проектирования. Направления совершенствования проектирования. Особенности инженерных расчётов. Тема 1.5. 1 Алгоритмы проектного и проверочного расчётов. Проблемы интеграции Проектирование информационных, проектных, технологических, организационно-экономических и мехатронных систем образовательных процессов в мехатронике Практическое занятие 3 Моделирование подвеса ротора на активных магнитных подшипниках Раздел 2. Исполнительные мехатронные устройства Содержание учебного материала Тема 2.1 Способы преобразования движения. Классификация механизмов. Принципы Исполнительные функционирования механических, пневмогидравлических, электромагнитных, устройства 1 пьезоэлектрических устройств. Передаточные функции и характеристики исполнительных механизмов Содержание учебного материала Параметры вращательного и поступательного движения. Редукторы и мультипликаторы. Схемы зубчатых редукторов. Мотор-редукторы. Структурный и кинематический анализ Тема 2.2 1 зубчатых передач. Дифференциальные и планетарные зубчатые механизмы. Степень Мехатронные модули подвижности. Передаточные отношения. Конструктивные исполнения. Волновые движения зубчатые передачи Практическое занятие 4 Исполнительные механизмы мехатронных модулей. Планетарный редуктор Содержание учебного материала Тема 2.3 Источники энергии. Двигатели вращательного и поступательного движений. 1 Энергетические Классификация, принципы работы, КПД, рабочие характеристики. Электродвигатели. элементы Практическое занятие 5 мехатронных систем Исполнительные механизмы мехатронных модулей. Волновой редуктор Содержание учебного материала Виды информационных систем: измерительная, автоматического контроля, технической Тема 2.4 диагностики, распознавания образов. Выполняемые функции, уровни интеллектуализации Информационно1 и принципы построения ИС. Первичные преобразователи. Средства очувствления. измерительные Системы технического зрения. Принципы передачи и преобразования информации. системы Практическое занятие 6 2 ОК1-ОК7, ОК9, ОК10 4 2 4 ОК1-ОК7, ОК9, ОК10 ОК1-ОК7, ОК9, ОК10 4 2 ОК1-ОК7, ОК9, ОК10 2 2 ОК1-ОК7, ОК9, ОК10 2 10 Управление электродвигателем Содержание учебного материала Тема 2.5 Вычислительные Компьютер как мехатронная система. Характеристики вычислительных устройств. 1 устройства Вычислительные сети. Параллельные вычисления. Суперкомпьютеры. Раздел 3. Моделирование мехатронных устройств Содержание учебного материала Понятие моделирования. Классификация, структура и принципы построения математических Тема 3.1 1 моделей. Фундаментальные законы физических объектов. Математическое моделирование Практическое занятие 7 Кинематический анализ механизма Содержание учебного материала Фундаментальные законы сохранения, превращения и взаимосвязи. Базовые соотношения Тема 3.2 1 гидромеханики, теории упругости, термодинамики и теории колебаний. Базовые уравнения микро- и макроуровня Практическое занятие 8 Принцип работы и структура микропроцессорных устройств Содержание учебного материала Схемные модели объектов. Типы переменных. Нелинейные модели. Имитационное Тема 3.3 1 моделирование. Аналитические и численные методы. Методы моделирования Практическое занятие 9 Изучение виртуальной модели активного магнитного подшипника Содержание учебного материала Тема 3.4 Структурный и Кинематические пары и соединения. Степень подвижности. Формула Чебышева. кинематический 1 Последовательность структурного анализа. Аналитический, графический и анализ графоаналитический метод кинематического анализа. Содержание учебного материала Виды действующих сил. Принцип Гамильтона. Уравнение Лагранжа. Последовательность Тема 3.5 силового расчёта механизмов. Уравнения движения в интегральной и дифференциальной Силовой расчёт и форме. Виды и параметры колебаний. Амплитудно-частотные характеристики. динамический 1 Устойчивость движения. Нелинейные колебания: параметрические, самовозбуждающиеся, анализ хаотические. Тема 3.6 Содержание учебного материала 2 2 ОК1-ОК7, ОК9, ОК10 ОК1-ОК7, ОК9, ОК10 2 2 ОК1-ОК7, ОК9, ОК10 2 2 ОК1-ОК7, ОК9, ОК10 2 2 ОК1-ОК7, ОК9, ОК10 2 ОК1-ОК7, ОК9, ОК10 2 ОК1-ОК7, ОК9, 11 Проектирование Назначение САПР. CAD/CAM/CAE, PLM системы. CALS технологии. Прикладные мехатронных 1 программы расчёта: структура и алгоритмы. систем Раздел 4. Применение мехатронных устройств Содержание учебного материала Тенденции практического применения мехатронных изделий. Бытовые, медицинские, Тема 4.1 1 транспортные, полиграфические и другие мехатронные объекты. Мехатронные Сферы применения технологии в роторных машинах. мехатронных объектов Практическое занятие 10 Устройство мобильного робота (LEGO робот) Содержание учебного материала Тема 4.2 Гибкие автоматизированные производства. Уровни автоматизации технологических 1 Технологические и процессов. Аппаратно-программное сопровождение РТС. АСНИ. Роботы-манипуляторы. специальные Практическое занятие 11 мехатронные системы Привод шагающего робота Содержание учебного материала Тема 4.3 1 Робототехника как отрасль науки и техники. Классификация роботов. Роботы и робототехнические Практическое занятие 12 комплексы Антропоморфные механизмы. Содержание учебного материала Тема 4.4 Супертехнологии. Кинетотроника. Пьезоэлектрические устройства. Биомеханика. 1 Специальные Бионические мехатронные устройства. технологии в Практическое занятие 13 мехатронике Нанотехнологии в мехатронике Тема 4.5 Содержание учебного материала Мехатроника и международный Виды и уровни знаний. Понятия и категории инжиниринга. Особенности международной инжиниринг 1 научно-исследовательской и проектно-конструкторской деятельности. Инженерная Контрольная консалтинговая деятельность работа №1 Всего ОК10 2 ОК1-ОК7, ОК9, ОК10 2 2 ОК1-ОК7, ОК9, ОК10 2 2 2 2 ОК1-ОК7, ОК9, ОК10 ОК1-ОК7, ОК9, ОК10 2 2 ОК1-ОК7, ОК9, ОК10 76 12 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРАСА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - доска меловая (магнитная) - комплект учебно-наглядных пособий «Основы механотроники»; Технические средства обучения: -компьютер с лицензионным программным обеспечением общего и профессионального назначения; - мультимедийный проектор; - экран (антибликовый). 3.2 Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе 3.2.1 Печатные издания Основные источники: 1. Афонин В. Л. Интеллектуальные робототехнические системы : курс лекций: учеб. пособие для вузов/ В. Л. Афонин, В. А. Макушкин. -М.: Интернет-Ун-т Информационных Технологий, 2005. -208 с. 2. Вильман Ю. А. Основы роботизации в строительстве : учеб. пособие для вузов/ Ю. А. Вильман; доп. Гос. ком. СССР по народ. образов. М.: Высш. шк., 1989. -271 с. 3. Козырев Ю.Г. Промышленные роботы : Справочник/ Ю.Г. Козырев. -2-е изд., перераб. и доп. -М.: Машиностроение, 1988. -392 с 4. Механика машин : учеб. пособие для втузов/ под ред. Г. А. Смирнова; рек. Гос. ком. РФ по высш. образ. -М.: Высш. шк., 1996. -511 с. 5. Механика промышленных роботов : В 3 кн, Кн. 1 : Кинематика и динамика/ Ред. К.В. Фролова, Е.И. Воробьева; Доп. Мин. высш. и средн. образ. СССР . -М.: Высш. шк., 1988. -304 с. 6. Механика промышленных роботов : В 3 кн, Кн. 3 : Основы конструирования/ Ред. К.В. Фролова, Е.И. Воробьева; Доп. Мин. высш. и средн. образ. СССР. -М.: Высш. шк., 1989. -383 с. 13 7. Механика промышленных роботов : В 3 кн, Кн. 2 : Расчет и проектирование механизмов/ Ред. К.В. Фролова, Е.И. Воробьева; Доп. Мин. высш. и средн. образ. СССР. -М.: Высш. шк., 1988. -367 с 8. Накано Э. Введение в робототехнику : Пер. с япон./ Э. Накано; Ред. А.М. Филатов . -М.: Мир, 1988. -336 с 9. Робототехника и гибкие автоматизированные производства. В 9 кн : Учеб. пособие, Кн. 7. Гибкие автоматизированные производства в отраслях промышленности/ Под ред. И.М. Макарова ; Доп. Мин. высш. и средн. спец. образов. СССР. -М.: Высш.шк., 1986. -176 с. 10. Робототехнические системы и комплексы : учеб. пособие для студ. вузов ж/д тр-та/ под ред. И. И. Мачульского; утв. Деп. кадров и учеб. завед. МПС России. -М.: Транспорт, 1999. -445 с. 11. Теория механизмов и механика машин : учеб. для втузов/ под ред. К. В. Фролова; рек. Мин. образов РФ. -4-е изд., испр. -М.: Высш. шк., 2003. -496 с. 12. Тимофеев А.В. Роботы и искусственный интеллект/ А.В. Тимофеев. -М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1978. -191 с 13. Юревич Е.И. Основы робототехники : Учебник/ Е.И. Юревич; Доп. Мин. высш. и средн. образ. СССР . -Л.: Машиностpоение, 1985. -271 с 14. Юдин В.А. Теория механизмов и машин : Учеб. пособие/ В.А. Юдин, Л.В. Петрокас; Доп. Мин. высш. и сред. спец. образ. СССР. -2-е изд., перераб. и доп. -Высш. шк.: М., 1977. -527 с 15. Крейнин Г.В. Гидравлические и пневматические приводы промышленных роботов и автоматических манипуляторов/ Крейнин Г.В., Кривц И.Л., Винницкий Е.Я., Ивлев В.И.. -М.: Машиностроение, 1993. -304с. 16. Механика промышленных роботов : В 3 кн, Кн. 1 : Кинематика и динамика/ Ред. К.В. Фролова, Е.И. Воробьева; Доп. Мин. высш. и средн. образ. СССР . -М.: Высш. шк., 1988. -304 с. 17. Механика промышленных роботов : В 3 кн, Кн. 3 : Основы конструирования/ Ред. К.В. Фролова, Е.И. Воробьева; Доп. Мин. высш. и средн. образ. СССР. -М.: Высш. шк., 1989. -383 с. 18. Механика промышленных роботов : В 3 кн, Кн. 2 : Расчет и проектирование механизмов/ Ред. К.В. Фролова, Е.И. Воробьева; Доп. Мин. высш. и средн. образ. СССР. -М.: Высш. шк., 1988. -367 с 19. Mechatronic System: fundamentals. R. Iserman. Springer-Verlag London Limited, 2005 – 625 p. 20. The Mechatronics Handbook. Editor-in-Chief Robert H. Bishop. CRC Press, 2002 . 14 Дополнительные источники: 1. 1 Подураев Ю.В. Мехатроника: основы, методы, применение: учеб. Пособие для студетов вузов. – 2-е изд., стер. – М.: Машиностроение, 2007. – 256 с. 2. Подураев Ю.В. Основы мехатроники: Учебное пособие. – М.: МГТУ «СТАНКИН», 2000. – 80 с. 3. Готлиб Б.М. Основы мехатроники: Учебное пособие. – Екатеринбург: УрГУПС, 2005 (электронная версия). 4. Егоров О.Д., Подураев Ю.В. Мехатронные модули. Расчет и конструирование: Учебное пособие. – М.: МГТУ «СТАНКИН», 2004. – 360 с. 5. Теоретический и прикладной научно-технический журнал «Мехатроника, автоматизация, управление». – М.: Новые технологии (с 2000 года). 6. Норенков И.П., Кузьмик П.К. Информационная поддержка наукоемких изделий. CALS-технологии. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2002. – 320 с. 7. Мехатроника: Пер. с яп. /Исии Т., Симояма И.И., Иноуэ Х. И др. – М.: Мир, 1988. – 318 с. 8. Интеллектуальные системы автоматического управления / Под ред. И.М.Макарова, В.М.Лохина. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2001. – 576 с. 9. Методы робастного, нейро-нечеткого и адаптивного управления: Учебник / Под ред. Н.Д.Егупова; издание 2-е, стереотипное. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2002. – 744 с. 10. Юревич Е.И. Основы робототехники. 2-е изд., перераб. И доп. – СПб.: БУВ-Петербург, 2005. – 416 с. 11. Автоматизированные кузнечно-прессовые комплексы / Б.М.Готлиб, И.А.Добычин, М.Б.Готлиб. – Екатеринбург: Изд-во УрГУПС, 1998. – 647 с. 12. Шабалин Н.Г. Автоматизированная система управления качеством технологических процессов на железнодорожном транспорте. – М.: Железнодорожные технологии, 2004. – 348 с. 13. V. Giurgiutiu, S.E. Lyshevski. Micromechatronics modeling, analysis, and design with MATLAB -- 2nd ed. – CRC Press Taylor & Francis Group 6000 Broken Sound Parkway NW, Suite 300, 2009 – 950 p. 15 4 КОНТРОЛЬ И ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ Результаты обучения Критерии оценки Методы оценки Умения осознанно решать задачи по мехатронике, выбирать и применять метод решения задачи, описывать алгоритм решения, применять компьютеры при решении инженерных задач Знания основные этапы решения задач по мехатронике, основные приемы и методы решения инженерных задач, связанных с профессиональной деятельностью, возможности аппаратных и программных средств при решении технических задач. В соответствии с универсальной шкалой оценивания не ниже 70% правильных ответов Тестирование, фронтальный опрос, решение ситуационных задач. Текущий контроль в форме защиты практических работ Успешность освоения знаний соответствует выполнению следующих требований - обучающийся свободно владеет теоретическим материалом, без затруднений излагает его и использует на практике, - знает оборудование - правильно выполняет технологические операции владеет приемами самоконтроля - соблюдает правила безопасности 16